Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земляное полотно






 

4.1 Земляное полотно улиц и дорог населенных пунктов проектируется в комплексе с дорожной одеж­дой, с учетом геометрической формы земляного полотна, устойчивости конструкций дорожной одежды и расположения проезжих частей ниже уровня прилегающих территорий, газонов, тротуаров: в нулевых от­метках (наиболее целесообразный вариант), в уровне отметок планировки прилегающей территории, вы­емке, полувыемке.

На отдельных участках проектирование земляного полотна возможно с повышенными над прилегаю­щей территорией проезжими частями (в откосах или подпорных стенках) с размещением в сопряжении с прилегающей территорией местных проездов или тротуаров и обеспечением самостоятельного водоот­вода с каждого с расположенных в разных уровнях элементов улицы (дороги).

Примечание. Земляное полотно тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок и проездов проек­тируется согласно требованиям, установленным для земляного полотна улиц и дорог. Указанные элемен­ты допускается устраивать как на обособленном самостоятельном, так и на совмещаемом земляном полот­не улиц и дорог.

4.2 Проектирование земляного полотна следует проводить с учетом погодно-климатических особен­ностей района и грунтово-гидрологических условий участка строительства, определяемым приведенным в ДБН В.2.3-4 дорожно-климатическим зонированием территории Украины, вертикальной планировки прилегающих территорий и функционального назначения их застройки, категории улицы (дороги), вы­соты насыпи (глубины выемки), типа дорожной одежды, свойств грунтов, предусматриваемых к исполь­зованию при сооружении земляного полотна, и степени их увлажнения, требований защиты населения от шума, выхлопных газов автомобилей и пыли, условий производства работ, наличия и состояния зеленых насаждений и подземных коммуникаций.

4.3 Продольные уклоны земляного полотна должны отвечать запроектированным уклонам дорожной одежды, а поперечные - быть не менее 20 ‰ и направлены в сторону лотков проезжих частей или дрена­жей (на газонах уклон принимается в пределах 5-10 ‰).

4.4 При ширине односкатной проезжей части 15 м и более, с учетом фильтрационной способности песка подстилающего слоя, поверхности земляного полотна в обе стороны от оси односкатного проезда придаются разноименные уклоны, направленные один к лотку проезжей части, другой - к борту разделительной полосы с обязательным устройством вдоль разделительной полосы дренажа мелкого зало­жения.

4.5 На площадях, автостоянках, разворотных конечных площадках общественного пассажирского транспорта со значительной их шириной дну корыта придается в поперечном профиле пилообразный контур с прокладыванием в пониженных местах дренажей мелкого заложения.

4.6 В обычных планировочных, инженерно-геологических и гидрогеологических условиях земляное полотно улиц и дорог должно проектироваться согласно типовым решениям, используемым в районах нового жилищного строительства, а также существующей застройки с условиями, аналогичными районам нового строительства.

Индивидуальная привязка типового решения или индивидуальная конструкция земляного полотна разрабатываются при нестандартных архитектурно-планировочных или транспортных решениях улицы или дороги (при их проектировании в сформировавшихся и заповедных зонах населенных пунктов, узлов в разных уровнях, подземных пешеходных переходов, участков сопряжения с линиями метрополитена и коллекторов, набережных, придорожных шумозащитных сооружений, участков с подземными инженер­ными сооружениями и смотровыми колодцами), а также в случаях, определенных ДБН В.2.3-4.

4.7 Контур земляного полотна сверху определяется типовым поперечным профилем улицы или до­роги, а решение нижнего его контура, необходимость создания уступов в основе насыпи, дренажного устройства в земляном полотне, подпорных стенок и других сооружений, обеспечивающих его устойчи­вость, - рельефом местности.

Толщина конструкции дорожной одежды проезжих частей и тротуаров, включая подстилающие слои, определяет глубину корыта соответствующих элементов.

4.8 Наименьшую ширину земляного полотна для расположения проезжих частей улиц, дорог и пло­щадей необходимо принимать равной ширине проезжей части с резервом 0, 5 м с каждой стороны для устройства песчаного дренажного слоя под бордюром и лучшего сопряжения со слоями под прилега­ющими тротуарами.

При наличии в поперечном профиле боковых канав ширина земляного полотна увеличивается на ширину двух обочин.

4.9 Грунты, используемые для сооружения земляного полотна, классифицируются по происхожде­нию, составу, состоянию в природном залегании, вспучиванию, склонности к проседанию и степени це­ментации льдом согласно ДСТУ Б В.2.1-2.

4.10 Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) на глубину (от проектной отметки поверхности земляного полотна) 1, 0 и 0, 8 м соответственно для цементобетонного и асфальтобетонного покрытий должна быть уложена из ненабухающих пучинистых или непучинистых грунтов подгруппы крупнооб­ломочных, подгруппы песчаных (кроме песка пылеватого), супеси легкой крупной. Толщина рабочего слоя из пучинистых или слабо пучинистых грунтов должна устраиваться таким образом, чтобы морозозащитный слой дорожной одежды входил в его состав. Если толщина составляет менее 2/3 глубины про­мерзания, возможность использования в рабочем слое грунтов, которые вспучиваются, определяется рас­четом на морозостойкость по результатам испытаний.

4.11 Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемого коэффициентом уплотнения, должна быть не менее 0, 98. Допускается уплотнение грунта на глубину до 0, 3 м с коэффициентом 1, 00-1, 05. В дан­ном случае переуплотненная часть грунта считается нижним конструктивным слоем дорожной одежды с расчетными характеристиками, на 15-30 % превышающими показатели нормально уплотненного грунта земляного полотна.

4.12 Не допускается без специальных исследований и обоснований использовать в рабочем слое черноземы, растительный грунт, грунты биогенные (торфы, сапропели), просадочные грунты (лёсс и про­чие), жирные глины, мергели, трепела, глинистые сланцы. Возможность применения в рабочем слое ме­таллургических и доменных шлаков должна подтверждаться их испытанием на устойчивость против рас­пада. Эти грунты в рабочем слое необходимо заменять или улучшать, используя гранулометрические до­бавки или вяжущие материалы. Грунт, содержащий свыше 10 % органических вяжущих веществ (гумус и пр.) по массе, подлежит замене.

4.13 При сооружении насыпей приоритет следует отдавать использованию местных грунтов и отхо­дов промышленности. При необходимости ускорения строительства (завершения оседания) насыпи необ­ходимо применять дренажные (скальные, гравийные, песчаные), слабодренажные (супеси, легкие суглин­ки), а также недренажные грунты (тяжелые суглинки и глины), если их степень увлажнения и допустимая влажность при уплотнении находится в пределах, приведенных в ДБН В.2.3-4.

4.14 При проектировании насыпи из неоднородных грунтов в верхние ее слои включают грунты с более высокой дренажной способностью. В процессе укладки слоя дренажного грунта на слой грунта с меньшими дренажными свойствами поверхности последнего придается поперечный уклон не менее 40 ‰ в сторону откосов или сооружений для отвода воды.

4.15 Отсыпку насыпи необходимо предусматривать на полную ширину с послойным уплотнением Толщина слоев и их поперечные уклоны назначаются с учетом свойств грунта, условий и способов его уплотнения, применяемых машин и механизмов. Необходимая степень уплотнения грунтов под проезжей частью и тротуарами, включая засыпку котлованов и траншей, определяется по ДБН В.2.3-4.

4.16 Выемка при проектировании улиц и дорог может предусматриваться для всей улицы в целом или только проезжей части в зависимости от общего планировочного решения и вертикальной планировки улицы (района); в первом случае все элементы улицы располагаются в выемке, во втором - только про­езжая часть.

4.17 Крутизну откосов насыпей и выемок назначают в зависимости от свойств грунтов, геологичес­ких, гидрологических и климатических условий местности, предусматриваемых методов производства работ, а также от высоты насыпи и глубины выемки.

При высоте (глубине) насыпи (выемки) до 2 м крутизну откосов следует проектировать с уклонами 1: 3 - 1: 5, а в ограниченных условиях - не более 1: 1, 5. При большей высоте (глубине) насыпи (выемки), а также в случаях, обусловленных в п.4.19, крутизну откосов следует принимать по ДБН В.2.3-4.

Укрепление откосов насыпи и выемки может быть осуществлено высеванием трав или покрытием дерном, стабилизацией грунтов, устройством сборных бетонных или железобетонных подпорных стенок, другими способами.

4.18 В качестве материала для насыпей можно использовать грунты и отходы промышленности, прочность которых во времени под влиянием погодно-климатических условий уменьшается незначи­тельно. В противоположном случае должны быть предусмотрены мероприятия по защите от влияния по­годно-климатических факторов или повышение устойчивости насыпи армированием или другими спо­собами.

Для устройства нижних слоев насыпей предлагается применять золошлаковые смеси ТЭС и ГРЭС, шахтные отвальные породы, отвалы углеобогащения и прочие техногенные грунты с учетом опыта их применения в Украине.

4.19 Земляное полотно улиц и дорог населенных пунктов с поперечным профилем и системой водо­отвода, характерными для загородных дорог, подъездов к мостам, путепроводам и съездов узлов в разных уровнях следует проектировать согласно требованиям ДБН В.2.3-4, а при устройстве трамвайных линий с учетом СНиП 2.05.09.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал