Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П_____у__м__п___
5. 5. Продовжить ряд: pots stop bard drab rats _____ 6. 6. Чарльз молодший за Роберта. Чарльз старший за Франка. Хто найстарший, Роберт чи Франк?
3. До інтелектуальних якостей людини можна віднести: обізнаність ретельність адаптивність проникливість кмітливість винахідливість обдарованість компетентність З якими типами інтелекту та їх функціями, що були виявлені в тестологічних теоріях, пов’язані ці якості? Опишіть кожну через розкриття особливостей інтелекту. Скористуйтеся схемою.
Завдання 24.3
1. На підставі наведених даних експериментів Ж.Піаже та Б.Інельдер визначте основні характеристики мислення дошкільників. На якій стадії розвитку інтелекту знаходиться дитина в кожному прикладі?
1. Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой горы были изображены так же, как он их видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла, посаженная по другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ребенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его сам. И сколько бы экспериментаторы не пересаживали куклу или ребенка, он всегда давал ошибочный ответ. Еще более яркими примерами являются факты, когда ребенок при перечислении членов своей семьи себя в их число не включает. Так, если попросить ребенка в возрасте до 5 лет нарисовать всю его семью, он вполне может «пропустить» себя, а если попросить накрыть на стол, то не поставит для себя прибор. 2. Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают: «Сколько у тебя братьев?» – «Два: Миша и Коля». – «А сестер?» – «Одна: Валя». – «Сколько братьев у Миши?» – «Один: Коля». – «А сестер?» – «Одна: Валя». – «Сколько братьев у Вали?» – «Два: Миша и Коля» и т.д. 3. Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных карточках – 7 примул, 2 розы и 1 гвоздику – и спрашивают: «Все ли примулы – цветы?» – «Да». – «Все ли эти цветы – примулы?». – «Нет. Здесь еще две розы и гвоздика». – «В букете больше примул или цветов?» – «Больше примул, потому что всего три цветка». – «Но если убрать цветы, останутся примулы?» – «Нет, это тоже цветы». – «Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?» – «Больше примул, потому что у нас только три цветка» и т.д. Интересно, что аналогичный феномен наблюдается и у взрослых в условиях дефицита времени. Так, студентам и научным работникам предлагали набор рисунков – 2 камня, 2 ведра, 7 собак, 2 лошади – и задавали вопрос: «Чего здесь больше, живых существ или физических тел?» – «Живых существ больше». 4. В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два сосуда: синие бусины – в сосуд правой рукой, красные – в сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера. Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уровня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя низкий и широкий, считали, что их меньше. И только с 7 лет начинают понимать, что перемещение никак не изменяет количества бусин. Подобных опытов Пиаже провел много: с шариками из пластилина, один из которых сплющивали в лепешку или раскатывали в колбаску; с рядами пуговиц, один из которых на глазах ребенка раздвигают, и т.д. Это находит отражение и в решении бытовых задач: дети уверены, что большие предметы всегда тяжелые, а маленькие – легкие; дети не могут понять при изменении формы предмета, что ее можно вернуть и т.д., поэтому дошкольнику еще не доступны многие фундаментальные понятия, лежащие в основе математики и физики. 5. Ребенка 7 лет спрашивают: «Живое ли солнце?» – «Да». – «Почему?» – «Оно двигается». 6. Дошкольника спрашивают: «Почему Луна не падает?». – «Потому что большая (светит)». Еще больше этот феномен замечен в экспериментах, где дошкольникам предлагалось заканчивать фразы, включающие слова «потому что…». Вот, например, как продолжают фразы пятилетние дети: «Мальчик упал, потому что его отвезли в больницу»; «Дождь идет, потому что все деревья мокрые»; «Лодка не тонет, потому что она маленькая (вариант: большая, красная)». Дети 5-6 лет на вопрос «Почему листочки в воде плавают?» отвечают «Потому что они маленькие и легкие». На вопрос «Почему плавает пароход?» дают ответ «Потому что он большой и тяжелый» (за О.Є.Сапоговою).
2. Для пояснення своєї теорії інтелекту Р.Стернберг застосовує метафору “устрою держави”, маючи на увазі, що принципи ментального самоврядування в структурі інтелекту аналогічні принципам структури управління. Він виділив такі компоненти державного управління, кожний з який, а також весь їх комплекс може бути переведений на мову особливостей інтелектуальної поведінки конкретної людини:
Наприклад, людина успішно знаходить правильне рішення в певній ситуації, спираючись при цьому на загальноприйняті позиції та засвоєні знання (1.2), при цьому вона здатна врахувати точки зору інших людей (2.2), свою інтелектуальну активність вона звичайно зосереджує на рішенні дуже загальних, стратегічних задач (3.1), її цікавлять винятково проблеми об'єктного типу (4.2), її відрізняє консерватизм в оцінках, судженнях і прийнятих рішеннях (5.1). Комбінації цих ознак, природно, можуть бути самими різними для людей з різним типом інтелекту. Спробуйте створити “інтелектуальні портрети” людей, які мають такі характеристики: 1) 1) 1.2, 2.1, 3.2, 4.1, 5.2 2) 2) 1.3, 2.3, 3, 1, 4.2, 5.1 3) 3) 1.1, 2.4, 3.2, 4, 1, 5, 2
Завдання 24.4
1. Наведіть власні визначення понять «мудрість» та «мудра людина». Згадайте конкретну людину, яку ви могли би назвати «мудрою». Опишіть особливості її інтелекту та поведінки.
2. Життя кого з видатних психологів спростовує думку проте, що з віком відбувається інволюція інтелекту? Що здатне загальмувати цей процес?
|