Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэма Байрона «дон жуан». М. : высшая школа, 1976.
(с.4-20) о типологии героя у Байрона (с.21-45) о концепции образа Дон Жуана (с.46-78) о «Дон Жуане» как сатирическом эпосе (с.98-111) о стиле и композиции «Дон Жуана»
Глава 1 ПУТЬ К «ДОН-ЖУАНУ» Предыстория поэмы Байрона «Дон-Жуан» имеет две стороны, и, не разобравшись в них, нельзя составить ясного представления о самой поэме. Общеизвестно, что образ Дон-Жуана впервые возник в фольклоре и литературе Испании задолго до того, как английский поэт включил его в свое повествование. И, видимо, многие странствия этого героя по различным национальным литературам должны были быть приняты во внимание Байроном. Он, очевидно, присматривался к знакомому образу, «примерял» его к условиям действительности конца XVIII — начала XIX века, искал свое, незаимствованное содержание и жанровую структуру, чтобы создать нового «Дон-Жуана». Рассматривая литературные первоисточники, мы постигаем и общие «донжуанские» черты образа, и творческое своеобразие портрета, созданного Байроном. Еще более важно изучить эволюцию самого автора, бурный процесс накапливания им жизненного и творческого опыта, приведший к созданию итоговой поэмы. Начиная со сборника стихотворений «Часы досуга» (1807), через поэму «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818), восточные поэмы (1813—1816), «Манфред» (1817), пролегла трудная дорога Байрона к «Дон-Жуану». И этими вехами обозначилась идейно-творческая эволюция поэта, которая нашла свое завершение не только в «Дон-Жуане», но и в других произведениях периода 1818—1824 годов, например, в «Каине» (1821), «Небе и земле» (1821), «Острове» (1823), «Бронзовом веке» (1823). Литературная деятельность была главной в жизни Байрона, по ней мы судим о нем как о человеке, но его многосторонняя активность не исчерпывалась ею. По- этому в предысторию «Дон-Жуана» должны быть включены также сложные контакты Байрона с освободительным движением в Италии, а до этого — его бурные отклики на мятежные действия луддитов в Англии, на борьбу ирландских патриотов против британского владычества, на острые конфликты ряда европейских держав с империей Наполеона. Личность поэта-романтика выражена в его творениях куда более интенсивными автохарактеристиками, чем это имеет место в реалистических романах и поэмах. У Байрона это один из главных эстетических принципов — в любом жанре не скрывать своего присутствия, своего суда над героями и окружающим их миром. Отсюда следует, что все стихотворения, поэмы и пьесы Байрона являют собою образцы движущейся самохарактеристики, которая определенным образом заключена в последнем произведении — «Дон-Жуане». Мы наблюдаем, как раннее недовольство светским обществом перерастает в протест против социальной несправедливости, как настойчивое стремление слиться с освободительным движением противоречиво сочетается с мировой скорбью, безграничным разочарованием. Характер у Байрона был неровным. Общительность, сердечная забота о друзьях, самокритичность — все это противостояло замкнутости, эгоизму, тщеславию. Любовь к сестре Августе,.пронесенная через всю сознательную жизнь и ставшая источником многих прекрасных поэтических творений, несчастный брак с Анабеллой Милбенк, не приносившие радости -недолгие любовные связи, несколько лет совместной жизни с Терезой Гвиччиоли —и этот интимный мир Байрона, породивший множество лжетолкований, отличался исключительной сложностью и противоречивостью. В отдельных случаях эмоциональное приятие или неприятие было неподконтрольно разуму, к которому Байрон настойчиво апеллировал уже в раннем сборнике «Часы досуга»; нежность и человечность порой сочетались у него с пренебрежением к близкому человеку. В. Г. Белинский, суммарно оценивая все то, что во взглядах и характере Байрона противостояло одно другому, выделял значение социально-политических коллизий и национального оттенка: *«В его поэзии — энергическое отрицание английской действительности; и в то же время в Байроне все-таки нельзя не видеть англичанина и притом лорда, хотя, вместе с тем, и демократа» '. Русский критик подметил самое существенное, то, что пронизывает глубинные пласты творчества поэта. Не следует также отметить, что общественная позиция Байрона была динамичной и вела поэта к сближению с прогрессивными силами эпохи и к преодолению аристократизма. Внутреннее борение, прослеживаемое в произведениях и линии поведения Байрона, имело, помимо субъективных оснований, социально-историческую обусловленность. Объективная действительность была главным источником противоречий поэта. Правда, в данном случае следует говорить не о всей действительности, а об отдельных существенных сторонах общественной жизни Англии и всей Европы в первых двух десятилетиях XIX века. Байрон с огромной силой впитал и выразил в поэзии недовольство масс своим бесправием. Поэт не разделял торжества буржуазии по поводу наступления эры промышленного производства. Байрон не отвергал прогресса науки и техники — его возмущали разные формы социального и национального закабаления, которые постоянно обновлялись и совершенствовались в буржуазном обществе. Второй источник недовольства Байрона — торможение революционного процесса, так обнадеживающе начавшегося во Франции в конце XVIII века. Разочарование поэта усилилось в связи с консолидацией реакционных политических сил Европы. Вот почему Байрон прославляет Наполеона как полководца революции и республики и осуждает его как императора-завоевателя. Вот почему он высмеивает и тех, кто восторжествовал над Бонапартом: перспектива всеевропейского господства Священного союза, реставрации Бурбонов во Франции, подавления освободительных движений во всех странах Европы могла привести в отчаяние любого демократа." Ощущения одиночества, глубокого разочарования действительностью, пронизывающие поэзию Байрона, следует рассматривать не только в негативном плане, хотя мировая скорбь поэта-романтика и противоречила его же оптимистическим прогнозам и стремлениям слиться с каждым освободительным движением. За редкими исключениями, когда Байрон временами по-юношески бравировал своей обособленностью, его осознанная самоизоляция была по-своему оправдана и даже плодотворна, если иметь в виду глубоко драматичные стихотворения и поэму, в которых раскрыта трагедия личности гордой, не смирившейся с уродливыми установлениями аристократической среды. Уже в «Часах досуга» юный Байрон готов отказаться от сословных привилегий во имя того, чтобы не общаться с порочными людьми: Судьба! Возьми назад щедроты И титул, что в веках звучит! Жить меж рабов — мне нет охоты Им руки пожимать мне стыд! (Перевод В. Брюсова) В дальнейшем недовольство обществом примет более конкретные формы: Байрона будут возмущать не столько ханжи и лицемеры, сколько душители свободы. Но то, что проявится с полной силой в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» и «Дон-Жуане», впервые выражено уже в «Часах досуга». Социальный опыт и познание жизни сделали и поэзию Байрона политически целенаправленной. Но в «Часах досуга» молодой автор охвачен не только чувством протеста и недовольством. В любовной лирике он прославляет чистоту и силу чувств, говорит об очищающем воздействии на него любви («К Лесбии», «К Мэри», «К Анне»). В такой же мере показательны стихотворения, в которых поэт вспоминает о годах учения в Харроу. И директор школы Друри, и сверстники, к которым поэт обращался с призывом помнить о счастливых годах дружбы, об общности интересов и взглядов, олицетворяют нравственный идеал Байрона. Автор «Часов досуга» искренне считает, что время юношеского единства безвозвратно прошло, и оно противопоставлено покинутости, одиночеству. Затем в других произведениях Байрон, даже став участником освободительной борьбы, иногда оказывался во власти отчаяния, безысходной скорби, фатализма. В его поэмах и стихотворениях противоречиво сочетаются величайшая настойчивость в пропаганде освободительных идей, вера в преобразование мира на началах равноправия всех людей и ощущение бессилия, мысль о трагическом круговороте истории. Сатирическая поэма «Английские барды и шотландские обозреватели», как и «Часы досуга», относится к начальному этапу развития идей, затем достигших полноты и зрелости в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» и «Дон-Жуане». «Английские барды и шотландские обозреватели» — ответ Байрона на ожесточенную критику, которой поэт подвергся в журнале «Эдинбургское обозрение». Известно, что в печати были и положительные отзывы на «Часы досуга». «Эдинбургское обозрение» не ограничилось констатацией подражательности, осознанной самим Байроном. Подвергнуты были оскорбительному осмеянию способности поэта, которому порекомендовали попробовать свои силы на другом поприще. Байрон, в свою очередь, обрушился на бездарных писак, не минуя редактора и основателя «Эдинбургского обозрения» Джеффри. Обозревая обширные пространства современной ему английской поэзии, автор сатирической поэмы не все видит в отрицательном свете. Он глубоко почитает талант драматурга Шеридана и поэта Вальтера Скотта, хотя и порицает последнего за чрезмерное увлечение стариной, не оставлены без сочувствия и такие поэты, как Кэмпбелл и Роджерс. Однако больше всего Байрон склонен ценить поэзию А. Попа, английского просветителя первой половины XVIII века. Байрон указывает также на заслуги современников последнего — Драйдена и Конгрива. Автор считает нужным подчеркнуть, что подлинное искусство должно отвечать трем основным требованиям: откликаться на важнейшие события современности, находиться во власти неподкупного разума, черпать силы у великих мастеров прошлого, среди которых Байрон отдает предпочтение все тому же А. Попу. Читателя могут удивить столь тесные связи Байрона, человека, наделенного бурным темпераментом революционера, с поэтом XVIII века, который был на удивление уравновешен и в общем нередко, склонялся к утверждению горациевой позиции золотой середины. Автор «Дунсиады» и «Похищения локона» был близок Байрону своим строгим следованием разуму. При этом рационализм Попа никогда не переходил в сухую рассудочность и схему, он был оживлен мягким чувством, неведомой Байрону снисходительностью. Обрушиваясь на поэтов «озерной школы» — Вордсворта, Кол-риджа и Саути, Байрон искал опоры в Попе и других просветителях. «Озерники» уделяли преувеличенное внимание подсознательному, иррациональному. Они отвергали просветительский рационализм и культивировали христианское вероучение как единственно верную и все объясняющую систему взглядов. В крайнем своем выражении иррационализм Вордсворта можно обнаружить в стихотворении «Юродивый мальчик». Отсутствие всякой логики и умения адекватно реагировать на окружающий мир расценивается автором как высшее духовное качество маленького Джонни. В «Поэме о старом моряке» Колридж видит разрешение внутренней драмы героя, некогда убившего священную птицу, в приобщении к религии, в служении богу. Однако Вордсворт сумел с более острым сочувствием передать духовное богатство людей из народа и трагедию нищеты и бесправия, чем кто-либо в английской поэзии конца XVIII — начала XIX века. Будучи соавтором Колриджа в сборнике «Лирические баллады» (1798), Вордсворт в цикле «Люси» и других стихотворениях утверждает подлинно демократический идеал человека. Колридж обладал высоким даром воображения и, в отличие от Вордсворта, насыщал действие своих произведений фантастикой, предпочитал писать не о современности, а о средневековье. Таким образом, сборник стихотворений давал представление о различных сторонах английского художественного сознания. При всех своих противоречиях гуманистическое содержание «Лирических баллад» не вызывает сомнений, равно как и высокое поэтическое мастерство авторов. Вот почему уверения Байрона в «Английских бардах и шотландских обозревателях», что «озерники» — писатели бездарные, лишены всяких оснований. А в отношении Вордсворта несправедлив и упрек в отрыве от современности. Вместе с тем Байрон был прав, как бы предвидя поворот во взглядах поэтов «озерной школы», начавших с прославления французской буржуазной революции XVIII века и кончивших откровенной защитой государственного строя Англии и христианской веры. Однако глубокий анализ политических симпатий Вордсворта, Колриджа и особенно Саути был осуществлен только в более зрелых произведениях Байрона — «Видении суда» и «Дон-Жуане». В «Английских бардах и шотландских обозревателях» можно наблюдать лишь зарождение обличений, начало литературной борьбы, которая впоследствии примет отчетливо выраженный политический характер. К моменту создания Байроном сатирической поэмы он, по существу, порвал с аристократическим обществом и уже ожидал пробуждения масс. Каждая вспышка недовольства низов вызывала у него подъем тираноборческих сил. Так было в 1809 году во время путешествия по Испании, где поэт стал свидетелем народных сражений против наполеоновской армии, так было в 1812 году в Англии, когда Байрон, член палаты лордов, выступил в парламенте в защиту ткачей, которым угрожала смертная казнь за то, что они в отчаянии ломали станки, надеясь таким образом воспрепятствовать снижению оплаты труда. Бурная политическая активность поэта-трибуна сопровождалась стремительным развитием творческих сил. В том же 1812 году вышли в свет I и II песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» — поэмы, принесшей Байрону заслуженную славу в Англии и за ее пределами. Опираясь на собственные впечатления от поездки по югу Европы, поэт создал широкое повествование, в котором анализ положения в Испании, Албании и Греции чередовался с раскрытием личной трагедии героя, бежавшего от светского общества. Сюжет поэмы состоял из разнородных «компонентов»: это размышляющий о судьбах народов автор, это углубившийся в свою драму Чайльд-Гарольд, и это собирательный образ народа, то отстаивающего свободу с оружием в руках (Испания), то познающего радость вольной жизни в неприступных горах (Албания), то находящегося в рабстве (Греция). Возник новый — лирико-эпический — жанр, рождение которого открыло целую эпоху в литературе. Автор «Паломничества Чайльд-Гарольда» придал целостность и единство образам, предстающим перед читателем в динамике и сложном взаимодействии. Так, вначале Байрон детально освещает историю разрыва со светским обществом и решение Чайльд-Гарольда отправиться странствовать по белу свету. Затем автор словно бы отодвигает героя, возможности развития которого во многом исчерпаны, на второй план и впоследствии лишь иронически спохватывается, будто бы потеряв его из виду: «Но где ж Гарольд остался?» (II, 16). Это не означает, однако, что Чайльд-Гарольд лишился авторского сочувствия и сострадания. В своем поэтическом творчестве (в «песни» и сти-хотворениях-«посланиях») Чайльд-Гарольд обнажает свой внутренний мир. Сама способность творить, по мысли поэта-романтика, возвышает Чайльд-Гарольда над его средой, отличающейся не только безнравственностью, но и бесплодием мысли. Из посланий героя мы также узнаем, что он обладает чрезвычайно тонкой натурой, способностью преданно и страстно любить. Богатство эмоционального мира — вот еще одна черта Чайльд-Гарольда, вызывающая искренние симпатии автора. И все же замысел Байрона состоял в том, чтобы вскрыть наличие более существенных проблем, без решения которых он не мыслил себе прогресса искусства. Байрон считает, что мужество борющихся испанцев, трагедия греков и авторская оценка политических сил в Европе — как-то значительнее, чем интересы, мнения и поступки разочарованного Чайльд-Гарольда. Движение авторской мысли вначале охватывает действительность Испании, Греции и Албании, а в III песни —i ретроспективно — деятельность французских просветителей, саму революцию 1789—1794 годов. В IV песни Байрон соединяет прошлое и настоящее в лирическом портрете Италии, ставшей ко времени создания финальной части поэмы второй родиной поэта. Оценивая Чайльд-Гарольда, автор то сближается с ним, то удаляется от него, не удовлетворяясь узким кругозором героя. Когда же художник повествует о сражениях, идущих или ожидаемых им, он безоговорочно сливается с теми, кто отстаивает или должен отстаивать свободу. Это не только композиционный принцип, но и идеологическая позиция, таящая секрет художественного единства поэмы. Отсюда органичность и тревожных рассуждений о гибельной успокоенности рабов, и трубных призывов к действию, обращенных к целым народам. Байрон избрал изящную спенсерову строфу (девять ямбических строк, из которых восемь пятистопных и девятая — естистопная), свободную рифму — в противовес тяжеловесному александрийскому стиху и гекзаметру классицистических поэм. Эта поэтическая форма открывала поэту широкие возможности для быстрых переходов от лирики к эпосу и позволяла адекватно воспроизвести динамику новой действительности и лихорадочные ритмы романтического сознания. Между тем гражданский пафос классицизма ' был не только воспринят, но демократизирован Байроном: Испания, таков твой жребий странный: Народ-невольник встал за вольность в бой. Бежал король, сдаются капитаны, Но твердо знамя держит рядовой. Пусть только жизнь дана ему тобой. Ему, как хлеб, нужна твоя свобода. Он все отдаст за честь земли родной, И дух его мужает год от года. «Сражаться до ножа!» — таков девиз народа (1, 86). (Перевод В. Левика) После столь сильного собирательного образа героической народной массы можно было ожидать углубленной индивидуализации, выявления психологии низов, социального анализа власти, морали, экономических отношений, — всего того, что определило специфику реализма XIX века, а не романтизма. Но после первых двух песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» поэтическая мысль Байрона, по-прежнему отличаясь напряженностью и драматизмом, сосредоточивается на ином объекте, и образ народа тускнеет, а в поэме «Лара освещается слишком односторонне (толпа, движимая инстинктами и волей вожака). Романтизм оказался не исчерпанным. Акцент делается на неодолимом одиночестве, разочаровании и безграничном стремлении героя мстить тиранам. В восточных поэмах (1813—1816), к которым, помимо «Лары», относятся «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Осада Коринфа» и «Паризина», герой одинаково противостоит и деспотам, и тем, кто помогает ему мстить. Исключение составляет любимая женщина — существо близкое герою, но совершенно безликое, что тоже контрастно подчеркивает духовную изоляцию героя. Приводя высказывания Гяура, Конрада, Селима, Лары и других персонажей об их обидчиках, о тех, кто разрушил их личное счастье, автор делает все, чтобы эти характеристики обрели вселенские масштабы, чтобы образы деспотов стали воплощением зла, воцарившегося во всем мире. Вот почему мщение тирану тоже расценивается преувеличенно, как победа более значительная, чем любое коллективное действие. Поэма, соответственно такой гиперболизации личных усилий, принимает облик повествования о высших, вершинных стадиях конфликта. Такая фрагментарность только подчеркивает, что герою не надобно ни накапливать энергию, ни изучать возможный ход и последствия борьбы — в нем все всегда готово к действию, а остальное его не касается. Все богатство отношений человека и среды предстает только в негативном восприятии героя. В качестве некоторой компенсации недостающих контактов развертывается картина внутренней жизни Конрада, Гяура, Селима и других персонажей восточных поэм. Конечно, психологизм в романтической поэме содержит и более глубокий смысл. Внутренние монологи героев восточных поэм подчинены общей конструктивной схеме; они, как и все действие, запечатлевают самые острые вспышки страстей и проникновений; и эти взрывы эмоций, по мысли поэта, лучше всего характеризуют свободу и самоутверждение личности. Автор спешит засвидетельствовать свое единодушие с героем, неоднократно высказывает свое удивление, сопереживает с ним. Он стремится понять героя, задавая ему всевозможные вопросы, строя предположения Относительно того, что побудило героя поступать или думать так, а не иначе. Такова одна из форм лиризма (глубоко исследованная В. М. Жирмунским). Это уже не тот сдержанно-иронический комментарий Байрона, который отделял его от Чайльд-Гарольда. Да и герой, энергичный, действующий, — тоже не тот. Жанр лирико-эпической поэмы, только что сформировавшийся в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», существенным образом реформирован соответственно новой идеологической задаче — запечатлеть более активную форму разрыва героя с обществом. В «Шильонском узнике» (1816) и «Манфреде» (1817) внутренняя замкнутость, отрешенность героя достигают того кризисного предела, когда у него появляются мысли о безрассудстве всякого действия. Мир неисправим — даже, если ему противостоит гениальная личность. Может быть, такой универсальный пессимизм, на время охвативший Байрона, был не совсем бесплоден и отчасти даже необходим поэту, чтобы все-таки понять, что одиночество ведет в тупик. Впрочем, это только гипотеза, которой не суждено перерасти в убедительное доказательство. Столкновение непримиримых идей служения народу, родине и самоотчуждения мы обнаруживаем внутри цикла лирических стихотворений «Еврейские мелодии» (1815). Сквозь поэтичные библейские предания проглядывают контуры романтического сознания XIX века, острое недовольство миром и страстное желание преобразовать его. В стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой» дана жесткая формула героизма высшего типа, который отождествляется с самопожертвованием во имя свободы народа. Народ характеризуется не как бессознательная, полуслепая масса («Лара»), а как великая нравственная общность и как родоначальник песен мужества, то есть подлинного искусства. Идея нерасторжимости личного и общего, индивидуального и народного оказывается доминирующей в этом стихотворении, которое и написано от лица безымянного коллектива («мы»), обращающегося к погибшему герою со словами признания и благодарности. Нигде слитность с народом не выражена у Байрона так сильно. Это стихотворение своими мыслями и структурой входит в будущность, в наше время, оно сродни современному пониманию связей личности и общества (народа). Стихотворению «Ты кончил жизни путь, герой» созвучно стихотворение «Дочь Иефая», в котором носителем героического начала выступает девушка. Ее решение отдать жизнь за родину, отца и бога заключает в себе более тесную связь с библейским первоисточником, чем действия героя, о котором шла речь раньше. Но в целом это стихотворение интересно еще и в том отношении, что здесь имеет место исповедь, мы соучаствуем во внутреннем самоанализе. Стихотворение выражает «современное» состояние души, в то время как в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой» автор воспроизводил отзвук подвига, совершенного ранее, при жизни героя, который в «настоящее время» уже не существует. Так рождается в «Еврейских мелодиях» преемственность освободительной деятельности как высшей, переходящей от поколения к поколению человеческой ценности. Однако в стихотворении «Душа моя мрачна» появляется и развивается мысль о том, что вся жизнь заполнена страданием, и переживания лирического героя никак не соотносятся с ранее декларированными идеалами. Особенно беспросветным рисуется мир в «Солнце бессонных». В этом стихотворении совсем не чувствуется борения с невзгодами жизни, и прежнее свободолюбие поэта кажется исчезнувшим. В других произведениях, написанных иногда одновременно с пессимистическими и поэтизирующими гордое одиночество, поэт снова выражает страстное стремление к общению, к совместным действиям со всеми, кто сражается за свободу. Подобного типа противоречие наблюдается в разной форме на всем творческом пути Байрона. Но само по себе оно не представляло собой застывшего сочетания разнородных, противостоящих друг другу идей. Опыт участия поэта в освободительном движении позволял ему углублять представление о потенциях, таящихся в массах. Длительное, осуществленное во многих поэмах и стихотворениях исследование разочарования как доминирующего настроения молодого человека приводит Байрона к некоторым новым итогам. Например, в «Каине» поэт совершает основательное критическое переосмысление одиночества как принципиальной позиции. Герой этой драматической поэмы, или поэтической драмы (оба определения по-своему верны), столь же энергичен и активен в отрицании раболепия, как и герои восточных поэм. Но он не замыкается в себе, его сердце открыто для единомышленников, он не ставит себя выше всех на свете, учится видеть мир у Люцифера, но, как Фауст, не приемлет его универсального нигилизма, сам пытается поучать и переубеждать Авеля — он совсем по-другому одинок, чем Лара или Конрад. Ситуация Каина типична для тех исторических эпох, когда эмоции недовольства уже стали грозной силой, но не переросли еще в действия масс. Одиночество Каина может стать исходным моментом для развертывания борьбы, которая должна преодолеть всякую замкнутость личности. Возлюбленная Каина Ада — активно действующее лицо драмы, носительница идеи единения людей, связанных гуманистическими интересами. С ней не идут ни в какое сравнение бледные женские образы восточных поэм. Уступая Каину в энергичном тираноборчестве, Ада противостоит и Люциферу с его всеобъемлющим отрицанием, и смиренному Авелю. Перед своей трагической кончиной Байрон находился на пороге новых открытий, обусловленных прогрессивной эволюцией его идеала. Отдельные сигналы грядущих перемен прозвучали раньше, задолго до тираноборческого «Каина». Например, в стихотворении «Душа моя мрачна», в котором герой переживает безмерные страдания, есть и обращение к «певцу» в надежде на то, что песнь и музыка пробудят веру у отчаявшихся. Стало быть, лирический герой видит источник сил не в одном себе, а в искусстве, в общении с певцом. Стало быть, одиночество, разочарование, мировая скорбь могут быть преодолены, и герой хочет этого. От смутного ожидания радостных перемен («И если не навек надежды рок унес, они в груди моей проснутся...») автор «Еврейских мелодий» переходит к предвещанию гибели тирании в «Видении Валтазара». Как это принято в романтическом искусстве, смена психологических состояний и даже социальных систем декларируется, и в социальных мотивировках не возникает нужды. Так, тревога царя в «Видении Валтазара» сама по себе — сигнал его неминуемой гибели, а таинственные пророчества («Ныне будешь ты убит!...») только предшествуют неизбежной каре. В контексте всего цикла «Еврейских мелодий» страх и бесславная смерть царя-деспота соотносятся с бессмертием народных героев, а одиночество тирана, окруженного льстецами, тоже контрастно сопоставлено с совсем иным одиночеством — с одиночеством бунтаря. Творческий метод Байрона требовал двустороннего анализа личности. В одних произведениях герой оторван от воспитавшей его среды, хотя и несет в себе протест против нее (восточные поэмы). Новая же среда его обитания (обстоятельства) носит условный характер (разработка библейского сюжета в драме «Каин» и поэме «Небо и земля», схема восточной деспотии в «Гяуре» и «Абидосской невесте», мифологические образы и фантастика «Манфреда»). В других произведениях социальная среда очерчивается весьма конкретно, в соответствии с ее существенными и закономерными характеристиками (раскрытие бесплодной любви к старине у поэтов «озерной школы» в «Английских бардах и шотландских обозревателях» анализ патриотического смысла и освободительной войны испанского народа против Наполеона в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», установление несправедливости государственного строя в стихотворениях, посвященных луддитам). В «Паломничестве Чайльд-Гарольда» конкретные исторические события перестают служить фоном или издалека наблюдаемой социальной действительностью. Они воспринимаются как факторы решающего воздействия на автора (но, правда, не на героя). Вспомним, что в романах Вальтера Скотта действующие лица формируются средой, а среда, в свою очередь, обязана своим содержанием и формой все тем же действующим лицам. Но Вальтер Скотт куда ближе к реализму, чем Байрон в период создания «Паломничества Чайльд-Гарольда». В восточных поэмах, «Манфреде», «Каине» отклик на события современности носит более сложный характер, чем в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», «Беппо», «Бронзовом веке», а затем — «Дон-Жуане». Только по мрачной решимости, по отчаянному одиночеству героя, по сложной символике, воплощающей формы мирового зла, мы имеем основания заключить, что автор запечатлел трагические противоречия послереволюционной эпохи. В некоторых произведениях, например, в пьесах «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари» Байрон как бы скрещивает обе линии своего художественного мировидения. Художник черпает материал из хроники, воссоздает национально-исторический колорит и как будто делает акцент на ведущей роли обстоятельств в течение социальных конфликтов. Но, так или иначе верх берет романтический принцип анализа: герой черпает силы не в социальной почве, а в самом себе. Субъективное начало, самоутверждение личности в борьбе с миром несправедливости остается главной сюжетоформирующей силой в этих пьесах. Соотношение и динамику эстетических принципов в творчестве Байрона изучала А. А. Елистратова, один из наиболее авторитетных советских исследователей романтической литературы. Она писала, что «уже начиная с ранних произведений, романтическая зашифрованность и фантастичность в изображении жизни сочетаются у него (Байрона.— И. Д.) с элементами реализма, которые берут верх в произведениях последнего периода»'. Относительно того, что «элементы реализма» берут верх в позднем творчестве, надо сказать, что это наблюдается не во всех произведениях последнего периода. Романтический «Каин» и «Дон-Жуан», в котором формируется реалистическое воплощение действительности, писались одновременно. «Дон-Жуан» (1818—1823) вобрал в себя двусторонний опыт художественного осмысления действительности, о котором шла речь раньше. Дало о себе знать и многостороннее воздействие на Байрона целой системы внешних факторов — от социальных противоречий эпохи до произведений другого революционного романтика — Шелли, от программы французских просветителей до планов карбонарского движения, в котором Байрон участвовал во время написания «Дон-Жуана». Сочетание обеих форм типизации мы обнаруживаем в «Дон-Жуане», но, в отличие от «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари», в которых ведущим является романтический принцип, поэма знаменует победу реализма над романтизмом. Это весьма сложный процесс, существо которого необходимо рассмотреть более детально. Но уже сейчас, подводя некоторые итоги после обзоров, сделанных ранее, необходимо отметить, что Байрон всегда отчетливо осознавал, что романтизм — не универсальный творческий метод, позволяющий осмысливать все потоки и пласты действительности. Направление эволюции Байрона совпадало с ходом развития некоторых его английских собратьев по перу (В. Скотта, Шелли) и русских писателей (А. Пушкина, М. Лермонтова), что, естественно, не исключало, а подразумевало специфику и повторимость пути автора «Дон-Жуана». Байрон восторженно оценивал исторические романы В. Скотта, но метод поэта совсем не прямолинейно совпадал с творческими принципами автора «Айвенго» и «Роб Роя». Типизируя действительность, Байрон не придает того значения традициям, быту, верованиям, народному мышлению и речи, какое эти характеристики отношений и языка имели в произведениях В. Скотта. Последний счел бы недопустимой ситуацию, в которой испанский юноша, не знающий ни языка, ни нравов, ни политики России, был бы назначен послом этой великой державы в Великобритании. Но Байрон игнорирует элементарное правдоподобие, добиваясь осуществления более значительной цели и даже используя неправдоподобие частностей, чтобы создать мозаическую фреску, охватывающую характерные черты общественно-политической и духовной жизни целого континента. В то же время «элементы реализма», о которых писала А. А. Елистратова, в байроновских произведениях подразумевают относительно меньшую концентрацию ассоциативных образов — идей и символики, чем это имеет место в произведениях Шелли, и в этом смысле позиция Байрона может быть, очевидно, определена как промежуточная между Скоттом и Шелли. Идейно-творческая эволюция Байрона (и до, и во время написания «Дон-Жуана») несет на себе отпечаток великих социальных страстей, прежде всего возраставшего недовольства итогами французской буржуазной революции XVIII века, не принесшей ни свободы, ни братства, ни равенства, которые были провозглашены ее идеологами. Недовольство Байрона оказалось весьма сложным, выразилось противоречиво, но в целом оно было продуктивным, так как побуждало к борьбе за недостигнутые цели. Недовольство поэтов «озерной школы» не исключало их страха перед прогрессивными преобразованиями и было исторически бесперспективным, увлекало их в прошлое, в мистику. Горестный выкрик: «Но где' триумф свободы!» в «Паломничестве Чайльд-Га-рольда» может быть воспринят как общая реакция романтиков всех направлений на противоречия окружающей их действительности. Но, может быть, ни один романтик так, как Байрон, не жаждал лично участвовать в сражениях за свободу. Байрон спешил попасть туда, где протест перерастал в мятеж, в вооруженную борьбу. Его знали карбонарии Италии, он кончил жизнь среди греческих повстанцев. Вместе с тем Байрон был и оставался национальным поэтом Англии, из которой он фактически был изгнан в 1816 году. Находясь в Италии, он не оставлял мысли о возвращении на родину. И его не просто влекли родные края — он мечтал ввязаться в общественную борьбу и, судя по его письмам, на стороне рабочих: «Если начнутся бои, то клянусь скипетром короля Лудда, я буду участвовать в них». Причастность Байрона к тому, чем живет Англия, стремление воздействовать на умы соотечественников проявились в том, что все произведения, написанные поэтом на чужбине, прежде всего печатались в Лондоне. Уже одно то, что английская действительность никогда не переставала служить «поставщиком» сюжетов и настроений Байрона, само по себе служит основным свидетельством непрерывающихся контактов. И в этом плане «Дон-Жуана» можно рассматривать как развитие давней связи, как постановку не раз звучавшей в лирике и поэмах, но всегда для Байрона современной и острой темы — куда идет его родная страна. В то же время «английский» сюжет «Дон-Жуана» — лишь составная часть поэмы, им не исчерпывается художественное содержание произведения. Все эпизоды — испанские, островные, турецкие, русские — по-своему значительны, образуя общую картину социально-политической жизни Европы, а частично и Азии. В «Дон-Жуане» автор претендует на то, чтобы обобщить явления, типичные для политической жизни всего цивилизованного общества. И в этом смысле, то есть по масштабу охвата действительности в творчестве Байрона, только «Паломничество Чайльд-Гарольда» может быть сопоставлено с «Дон-Жуаном». Вот почему не случайна общность построения этих двух поэм. Образы Чайльд-Гарольда, Дон-Жуана по-разному противостоят образу автора, но все же оба противостоят. И в той, и в другой поэме Байрон сам провозглашает передовой общественный идеал, неизбежность революционного искоренения зла. Но обличение в «Дон-Жуане» достигает более высокого напряжения, чем в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» благодаря тому, что открытое лирическое (авторское) отрицание усилено сатирическими образами, уничтожающей иронией поэта.
|