Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие Личностей Божества
Един ли Бог? Кто же тогда Христос и Святой Дух? Бог един. В противоположность язычникам, окружающим Израиль, этот народ верил в одного Бога (Втор. 4: 35; 6: 4; Ис. 45: 5; Зах. 14: 9). Понятие о единобожии подчеркивается также и в Новом Завете (Мк. 12: 29–32; Ин. 17: 3; 1 Кор. 8: 4–6; 1 Тим. 2: 5). Это монотеистическое акцентирование не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге, или Троице – Отце, Сыне, Святом Духе. Оно лишь подтверждает, что пантеона богов не существует. Триединство в Божестве. Хотя в Ветхом Завете нет точного указания на Триединство Бога, все же косвенные намеки на то, что Божество состоит не из одной Личности, имеются. Иногда писатели Библии передают прямую речь Создателя, используя местоимения множественного числа, как например: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1: 26); «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3: 22); «Сойдем же» (Быт. 11: 7). Иногда ангел Господень отождествляется с Богом. Явившись Моисею, Ангел Господень сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3: 6). В разных местах Св. Писания о Духе Божьем и о Боге говорится как о разных Личностях. В истории творения «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Некоторые тексты говорят не просто о Духе, но об участии Третьей Личности Божества в Божьем деле спасения: «И ныне послал Меня (Сына Божьего) Господь (Бог Отец) и Дух Его (Святой Дух)» (Ис. 48: 16). «Я (Отец) положу Дух Мой на Него (Мессию), и возвестит народам суд» (Ис. 42: 1). Взаимоотношения Личностей Божества. Первое пришествие Христа открывает нам истину о Триедином Боге гораздо яснее. Евангелие от Иоанна показывает, что Божество – это единство трех взаимовечных Личностей: Бога Отца (см. 3-ю гл. этой книги), Бога Сына (см. 4-ю гл. этой книги) и Бога Духа Святого (см. 5-ю гл. этой книги). Они имеют уникальные и таинственные взаимоотношения. 1. Взаимоотношения любви. Когда Христос воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15: 34), Он страдал от разрыва со Своим отцом, вызванного грехом. Грех нарушил первоначальные отношения человека с Богом (Быт. 3: 6–10; Ис. 59: 2). В Свои последние часы Иисус, не знавший греха, принял грех на Себя. Он взял на Себя наш грех, занял наше место, испытал разделение с Богом, которое должны были испытать мы, и поэтому был распят. Грешники никогда не поймут, что значила для Божества смерть Христа. От вечности Он был вместе с Его отцом и Духом. Взаимовечные и единосущные, они жили в полной самоотдаче и любви друг к другу. Такое долгое пребывание друг с другом свидетельствует о совершенной, абсолютной любви между Ними. Слова «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8) означают, что каждая из личностей Божества находит в жизни для других полное удовлетворение и счастье. О том, что такое любовь, сказано в 13-й главе первого послания к Коринфянам. Среди многих проявлений любви там отмечается «долготерпение». У некоторых может возникнуть вопрос: как это свойство любви может быть прилагаемо ко взаимоотношениям между личностями Божества, если они живут в совершенной любви друг к другу? Впервые терпение стало необходимым в обращении с восставшими ангелами, а затем с непокорными людьми. Между личностями Триединого Бога разобщения не существует. Они Все Божественны, однако каждая личность имеет Свои Божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества Хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личности Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух – Бог единый. 2. Взаимоотношения, основанные на общем служении. Между Личностями Божества существует распределение функций. Бог без необходимости не дублирует работу. Порядок является первым Законом небес, и это определяет действия Бога. Этот порядок вытекает из единства Личностей Божества, и он же сохраняет это единство. Видимо, Отец действует как источник, Сын – как посредник, а Дух – как приводящий в исполнение. Воплощение прекрасно отобразило взаимоотношения трех Лиц Божества, основанные на общем служении. Отец отдал Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух сделал возможным рождение Иисуса (Ин. 3: 16; Мф. 1: 18–20). Ангельское возвещение Марии ясно показывает участие всех трех Личностей Божества в таинстве воплощения Бога в человека: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Каждое лицо Божества присутствовало при крещении Христа: Отец – Своим ободрением (Мф. 3: 17), Христос – тем, отдавал Себя на крещение, чтобы оставить нам пример (Мф. 3: 13–15), а Дух – отдавая Себя Иисусу, для наделения Его силой (Лк. 3: 21–22). К концу Своей земной жизни Иисус обещал послать Святого Духа как Советника или Помощника (Ин. 14: 16). Несколько часов спустя, находясь на кресте, Иисус воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27: 46). В эти критические для плана спасения минуты Отец, Сын и Святой Дух были вместе. Сегодня Отец и Сын достигают нас посредством Святого Духа. Иисус сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26). Отец и Сын посылают Духа открыть Христа каждому человеку. Великая забота Божественной Троицы – открыть Бога и познание о Христе каждому человеку (Ин. 17: 3), сделать для него Христа живым и реальным (Мф. 28: 20; ср. Евр. 13: 5). Как сказал Петр, верующие избираются ко спасению, «к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... по предвидению Бога Отца, при освящении Духа» (1 Петр. 1: 2). В апостольском благословении упоминаются все три Личности Божества. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13: 13). Первым упоминается Христос. Бог общался и общается с человечеством через Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком. Хотя для спасения человечества действуют все три Личности Божественной Троицы, только Иисус жил, как человек, умер, как человек, и стал нашим Спасителем (Ин. 6: 47; Мф. 1: 21; Деян. 4: 12). В Писании сказано: «Бог во Христе примирил с собою мир» (2 Кор. 5: 19), и поэтому Бога мы также можем назвать нашим Спасителем (Тит. 3: 4). Он спас нас через Христа Спасителя (Еф. 5: 23; Флп. 3: 20; ср. Тит. 3: 6). В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свое особое служение. Служение Святого Духа ничего не добавляет к полноте жертвы, которую Иисус Христос принес на кресте. Объективный акт примирения на кресте становится личным достоянием человека, когда посредством Святого Духа Христа входит в сердце верующего. Это явление Павел отмечает в следующих словах: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).
|