Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Богодухновенность СВ. Писания
«Все Писание богодухновенно», – говорит Павел (2 Тим. 3: 16). Греческое слово «теопнеустос», переведенное словом «вдохновение», означает буквально «то, что Бог вдохнул». Бог «вдохнул» истину в умы людей. Они, в свою очередь, выразили ее словами Св. Писания. Поэтому вдохновение есть процесс, посредство которого Бог передает человеку Свою вечную истину. Как Бог вдохновляет. Божественное откровение было дано по Божественному вдохновению «святым Божьим мужам», которые были «движимы Духом Святым» (2 Петр. 1: 21). Они записали эти откровения человеческим языком, со свойственными ему ограниченностью и несовершенством, и вместе с тем, данные откровения остаются свидетельством Божьим. Бог вдохновлял людей, а не диктовал им слова. Можно ли сказать, что пророки были пассивны, словно магнитофон, точно воспроизводящий запись на магнитной пленке? Иногда авторы Св. Писаний получали повеление написать именно те слова, которые сказал Бог, но в большинстве случаев они описывали то, что они видели и слышали, пользуясь доступными им языковыми средствами. Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14: 32). Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка своеобразия его мышления и личности. В некоторой степени взаимоотношения Моисея и Аарона служат иллюстрацией взаимоотношений между Святым Духом и библейским писателем. Бог сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7: 1; ср. Исх. 4: 15, 16). Моисей сообщал Аарону Божьи вести, а тот, в свою очередь, передавал их фараону своими словами. Точно так же библейские писатели передавали Божественные повеления, мысли и идеи средствами того языка, которыми они владели. Вследствие этого язык разных книг Библии не одинаков и отражает особенности образования и культуры разных писателей. Библия «не является образцом Божьей мысли и Его стиля. Часто приходится слышать, что какое-либо выражение не свойственно Богу. Но Бог не предлагает судить о Себе по словам, логике или стилистике Библии. Библейские писатели были Божьими писцами, а не Его пером, потому что вдохновение действует не на слова человека или обороты его речи, а на него самого, и тогда под влиянием Святого Духа он становится вместилищем Божественной вести. Слова же имеют отпечаток индивидуального мышления. Таким образом, Бог внушает Свои мысли, Божественный ум и воля соединяются с умом и волей человека, таким образом, высказывания человека становятся словом Бога»[1]. Только один раз Бог высказался лично и собственноручно записал Свои слова – Десять заповедей. Они составлены Богом, а не человеком (Исх. 20: 1–17: 31: 18; Втор. 10: 4, 5), но даже и тут Автору пришлось прибегнуть к несовершенному человеческому языку. Следовательно, Библия – это Божественная истина, выраженная человеческим языком. Представьте себе попытку научить ребенка квантовой физике. Перед такой же примерно проблемой стоит и Бог, пытаясь передавать Божественные истины греховному, ограниченному разуму человека. Из-за нашей ограниченности Он не может передать нам во всей полноте то, что хотел бы. Между воплощенным Иисусом и Библией существует аналогия: Иисус был Богом и человеком одновременно, в Нем сочеталось божественное и человеческое естество. Так и Библия является одновременно и божественной, и человеческой книгой. Сказанное о Христе можно сказать и о Библии: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1: 14). Это сочетание двух начал – божественного и человеческого – и делает Библию уникальной книгой. Вдохновение и писатели. Дух Святой подготавливал определенных людей для передачи Божественной истины. В Библии нет подробного объяснения тому, как эти личности были наделены необходимыми способностями, однако, тем или иным образом, Дух Божий объединял божественное с человеческим. Люди, участвовавшие в написании Библии, избирались не по своим природным талантам. Божественное откровение не всегда обращало таких людей и не гарантировало им вечную жизнь. Валаам по вдохновению провозглашал Божественную весть, а действовал вопреки Божьим советам (Числ. 22–24 главы). Давид, которого использовал Святой Дух, совершил тяжкие преступления (см. 50-й псалом). Все библейские писатели по своей природе были подобны нам, грешным людям, и постоянно нуждались в Божьей благодати (см. Рим. 3: 12). Библейские писатели чувствовали в себе вдохновение, бывшее чем-то большим, чем озарение или божественное руководство, которое испытывают все, ищущие истину. Фактически, случалось так, что библейские писатели не всегда полностью понимали Божественную весть, которую передавали людям (1 Петр. 1: 10–12). По-разному относились писатели к вестям, глашатаями которых они были. Даниил и Иоанн признавались, что они были озадачены полученным ими откровением (Дан. 8: 27; Откр. 5: 4), а в 1 Петр. 1: 10 показано, что некоторые писатели пытались вникнуть в смысл вестей, открытых им или же переданных через других. Иногда эти люди боялись провозглашать вдохновенное свидетельство, а некоторые даже спорили с Богом (Авв. 1; Ион. 1: 1–3; 4: 1–11). Способ передачи и содержание откровения. Нередко Святой Дух передавал людям божественное знание посредством видений и снов (Числ. 12: 6). Иногда Он говорил внятным голосом или влиял на их сознание. Бог говорил Самуилу «на ухо» (1 Цар. 9: 15, англ. пер.). Захарии была показана символическая картина и дано ее объяснение (Зах. 4) Небесные видения, которые получали апостолы Павел и Иоанн, сопровождались словесными объяснениями (2 Кор. 12: 1–4; Откр. 4: 5). Иезекииль наблюдал события, происходившие в этот момент в совершенно другом месте (Иез. 8). Некоторые писатели оказывались непосредственными участниками своих видения, играя определенную роль в самом видении (Откр. 10). Что касается содержания, то некоторым Дух открывал будущее (Дан. 2; 7; 8; 12). Другие описывали исторические события либо на основании личного опыта, либо используя материал существующих исторических хроник (Суд.; 1 Цар.; 2 Пар; Евангелия; Деян.). Вдохновение и история. Библия утверждает, что «все Писание богодухновенно» (или «вдохнуто Богом»), полезно и заслуживает доверия в вопросах нравственной и духовной жизни (2 Тим. 3: 15, 16). Это утверждение не оставляет сомнений в том, что Бог руководил подбором библейского материала. Приходило ли знание из личных наблюдений, устных или письменных источников или через непосредственное откровение – в любом из случаев писатель получал это знание под руководством Святого Духа. Этим гарантировалась достоверность Библии. Библия раскрывает Божий план, показывая нам не набор абстрактных идей, а показывая Бога в Его активном взаимодействии с человечеством. Бог открывает Себя в реальных событиях, происходивших в определенное время в определенном месте. Достоверность исторических свидетельств чрезвычайно важна, потому что они формируют основу нашего представления о Божьем характере и Его целях относительно нас. Правильное представление ведет к вечной жизни, а искаженное – к заблуждению и смерти. Бог повелел определенным людям написать историю Его взаимоотношений с Израилем. Эти исторические повествования написаны иначе, чем была бы написана светская история, и они составляют важную часть Библии (ср. Числ. 33: 1–2; Ис. Нав. 24: 25, 26; Иез. 24: 2). Они дают нам точные, объективные сведения в перспективе божественного видения. Дух Святой наделял писателей особым духовным зрением, чтобы они могли описывать события в контексте борьбы между добром и злом, раскрыть характер Бога и помогать людям в поисках спасения. Эти исторические события суть «образы» или «примеры», которые «описаны в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11). Апостол Павел говорит: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15: 4). Уничтожение Содома и Гоморры служит «примером» или «предостережением» (2 Петр. 2: 6; Иуд. 7). Опыт оправдания, пережитый Авраамом, также является примером для каждого верующего (Рим. 4: 1–25; Иак. 2: 14–22). Даже ветхозаветные гражданские законы, исполненные глубокого духовного смысла, написаны и для нашей пользы (1 Кор. 9; 8–9). По собственному признанию, Лука написал свое Евангелие с целью рассказать о жизни Иисуса, «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1: 4). Когда Иоанн решал, какие именно события из жизни Христа включить в свое Евангелие, он руководствовался одним желанием: «дабы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31). Под руководством Божьим писатели Библии подавали историю в таком изложении, которое могло бы направлять нас ко спасению. Биографии библейских личностей служат еще одним доказательством богодухновенности Библии. Эти сообщения содержат в себе тщательно изложенные сведения как о слабых, так и о сильных сторонах их характеров, откровенно изображают их грехи и победы. Не остались сокрытыми от нас недостаток самообладания у Ноя или обман Авраама. Мы узнаем о вспышке раздражения у Моисея, Павла, Иакова, Иоанна. Библейская история высвечивает недостатки мудрейшего из израильских царей, слабости двенадцати патриархов и двенадцати апостолов. Св. Писание не оправдывает их и не делает попытки приуменьшить их вину. Оно изображает их именно такими, какими они были и какими они стали посредством Божьей благодати или же не смогли стать, воспротивившись ей. Такого тонкого духовного анализа личности, который дает Библия, без Божественного вдохновения не смог бы сделать ни один биограф. Библейские писатели рассматривали все исторические повествования Библии как подлинные исторические свидетельства, но не как мифы или аллегории. Многие современные скептики отрицают повествования об Адаме, Еве, Ионе и потопе. Однако Иисус принимал их как исторически подлинные и духовно насущные (Мф. 12: 39–41; 19: 4–6; 24: 37–39). В Библии не сказано о частичном вдохновении или вдохновении разных степеней. Подобные теории – всего лишь необоснованные умозаключения, которые лишают Библию ее божественного авторитета. Точность Писания. Подобно тому как Иисус «стал плотью и обитал среди нас» (Ин. 1: 14), так и Библия, чтобы сделать истину понятной для нас, дана на человеческом языке. Богодухновенность Писания служит гарантией его достоверности. В какой мере Бог проявлял заботу о самом сохранении библейского текста, кроме того, что Он обеспечивал верность и подлинность содержащейся в нем вести? Хотя древние библейские рукописи имеют некоторые расхождения, существенно важные истины оказались сохраненными[2]. Вполне возможно, что переписчики и переводчики Библии допускали незначительные ошибки, однако открытия в области библейской археологии доказали, что многие кажущиеся неточности фактически были следствием непонимания со стороны исследователей. Некоторые проблемы вызваны тем, что и библейская история, и изображенные в ней обычаи читаются людьми, воспитанными на западной культуре. Следует признать, что человеческое знание ограничено. Люди постигают божественные действия лишь отчасти. Поэтому все то, что воспринимается нами как неточности, не должно подрывать наше доверие к Св. Писанию Зачастую мы видим ошибки не потому, что они есть в действительности, а потому, что мы нечетко воспринимаем библейский текст. Можно ли судить о Боге по одному тому, что мы не можем полностью понять какой-либо текст или предложение в Библии? Нам никогда не постичь до конца все тексты Писания, да перед нами и не стоит такая задача. Исполнившиеся пророчества подтверждают достоверность Писания. Несмотря на все попытки уничтожить Библию, он оказалась сохраненной, причем с удивительной, даже чудесной точностью ее текста. Сравнение рукописей Мертвого моря с более поздними манускриптами Ветхого Завета показывает, насколько скрупулезно ее переписывали.[3] Древние рукописи подтверждают достоверность Писаний как безошибочного откровения Божьей воли.
|