Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бог Отец в Ветхом Завете






Единство Ветхого и Нового Заветов и общего для них плана искупления раскрывается в том, что в каждом из них для спасения Своего народа говорит и действует Один и Тот же Бог. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1: 1, 2). Хотя личности Божества упоминаются в ветхом Завете, они не различаются в нем конкретно. Новый же Завет ясно показывает, что Христос, Бог Сын, был активным посредником при творении (Ин. 1: 1–3, 14; Кол. 1: 16) и что Он был Богом, Который вывел Израиль из Египта (1 Кор. 10. 1–4; Исх. 3: 14; Ин. 8: 58). По сказанному в Новом Завете о роли Христа в творении и выводе Израиля из Египта можно судить, что даже Ветхий Завет часто изображает нам Бога Отца через служение Сына. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5: 19). Ветхий Завет так описывает Бога отца:

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (Исх. 33: 20). У нас нет изображения Его лица. Бог проявил свой характер посредством милостивых дел и описал его Моисею такими словами: «Господь, Господь, человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 6, 7; ср. Евр. 10: 26, 27). Однако милость – это не слепое прощение, она руководствуется принципом справедливости. Отвергающие эту милость пожинают Его наказание за беззаконие.

На Синае Бог выразил Свое желание быть другом Израилю, быть вместе с этим народом. Он сказал Моисею: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25: 8). Поскольку святилище было местом обитания Бога, оно стало центром религиозного служения в Израиле.

Бог завета. Стремясь установить с людьми прочные взаимоотношения, Бог заключил торжественный завет с Ноем (Быт. 9: 1–17) и Авраамом (Быт. 12: 1–3, 7; 13: 14–17; 15: 1, 5, 6; 17: 1–8; 22: 16–18, см 7-ю гл. этой книги). Этот завет открывает любящего, близкого нам Бога, Которому дороги интересы Его народа. Ною Он дал уверение в регулярной смене времени года (Быт. 8: 22) и в том, что всемирный потоп никогда не повторится (Быт. 9: 11). Аврааму обещал многочисленное потомство (Быт. 15: 5–7) и землю. Где сможет жить он и его потомки (Быт. 15: 18; 17: 8).

Бог искупитель. Являясь Богом Исхода, Он чудесным образом вывел нацию рабов к свободе. Это великое освобождение является лейтмотивом всего Ветхого Завета и показывает страстное желание Бога быть нашим Искупителем. Бог – не далекая, оторванная от нас, безучастная личность Он глубоко заинтересован во всех наших делах.

Глубина Божьей любви и Его участия особым образом вдохновила псалмопевца, сказавшего: «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8: 4, 5). «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой. – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17: 2–3), «Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего» (Пс. 21: 25).

Бог – убежище. Давид видел в Боге свое убежище, очень напоминающее те шесть израильских городов-убежищ, которые давали приют невинным беглецам. Книга Псалмов представляет Бога как наше убежище. Бог был убежищем псалмопевца. «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, укрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» (Пс. 26: 5). «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45: 2). «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс. 124: 2).

В сердце псалмопевца жило глубокое, томительное желание быть ближе к Богу: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41: 2–3). Пережитое побудило Давида написать такие слова: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54: 23), «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше; Бог нам прибежище» (Пс. 61: 8), «Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс. 85: 15).

Прощающий Бог. Совершив грехи – прелюбодеяние и убийство – Давид искренне взывал к Богу: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои», «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50: 3, 13). Его утешало уверение в удивительной милости Божией: «Как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс. 102: 11–14).

Благой Бог. Бог «творит суд обиженным, дает хлеб алчущим. Господь разрешает узников; Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных; Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову» (Пс. 145: 7–9). Как прекрасно изображен Бог в Псалмах!

Верный Бог. Бог являл Свое величие Израилю, и несмотря на это Израиль почти постоянно отступал от Бога (Лев. 26; Втор. 28). В писании любовь Бога к Израилю сравнивается с любовью мужа к своей жене. Книга Осии в очень выразительной форме описывает Божью верность перед лицом вопиющей измены и неприятия. В постоянном прощении открывается Божий характер, главным свойством которого является безусловная любовь.

Допустив Израилю испытать бедствия, которые тот навлек на себя своей неверностью, Бог продолжал проявлять к нему милость, пытался исправить его пути. Он уверял Израиль: «Ты – Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41: 9–10). Несмотря на неверность израильтян, Он с нежностью обещал: «Если признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершили преступления против Меня... если покорится необрезанное сердце их, и они признают свою вину. Тогда и Я вспомню завет Мой с Иаковом... с Исааком... с Авраамом» (Лев. 26: 40–42, англ. пер.; ср. Иер. 3: 12).

Бог напоминает Своему народу, что искупил его: «Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44: 21, 22). Неудивительно, что Он мог сказать: «Ко мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного» (Ис. 45: 22).

Бог спасения и возмездия. Иногда Ветхий Завет описывает Бога как Бога, наказывающим за преступления. Такое описание следует рассматривать не изолированно, а в контексте, где речь обычно идет об угнетении Его верного народа нечестивыми. Предвозвещая о «дне Господнем», пророки показывают, как Бог будет действовать во благо Его народа в конце времени. То будет днем спасения для Божьего народа, но днем возмездия для его врагов, которые будут уничтожены. «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Ис. 35: 4).

Бог – наш Отец. Обращаясь к израильтянам, Моисей назвал Бога их Отцом, Который искупил их: «Не Он ли Отец твой, Который искупил тебя?» (Втор. 32: 6, англ. пер.). Посредством искупления Бог усыновил Израиля. Пророк Исаия писал: «Господи, Ты – Отец наш» (Ис. 64: 8; ср. 63: 16). Через пророка Малахию Бог подтвердил: «Я – Отец» (Мал. 1: 6). В другом месте Малахия говорит о Боге и как об Отце, и как о Творце: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал. 2: 10). Бог – наш Отец, потому что Он сотворил и искупил нас. Какая славная истина!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал