Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Две природы Иисуса Христа
Иоанн сказал: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1: 14). Какая глубокая истина заключена в этих словах! Воплощение Бога Сына является тайной. Писание говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»(1 Тим. 3: 16). Творец миров, в Котором обитала полнота Божества, стал беспомощным младенцем в яслях. Он, намного превосходящий любого из ангелов, равный Отцу достоинством и славой, все же снизошел до того, чтобы облечься в человеческую природу! Человек может лишь слегка прикоснуться к покрову этой священной тайны, да и то только призвав на помощь просвещение Духа Святого. Пытаясь постичь воплощение, человек должен помнить, что «скрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор. 29: 29). Иисус Христос есть воистину Бог. Что служит доказательством божественности Иисуса Христа? Что Он Сам думал о Себе? Признавали ли люди Его Божественность? 1. Его Божественные свойства. Христос обладает Божественными свойствами. Он всемогущ. Он сказал, что Отец дал Ему «всякую власть... на небе и на земле» (Мф. 28: 18; Ин. 17: 2). Он всеведущ. По словам ап. Павла, в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и видения» (Кол. 2: 3). Иисус вездесущ, и Он провозгласил об этом, сказав: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20) и «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Будучи Богом, Иисус обладает естественной способностью присутствовать везде, воплотившись, но Он добровольно ограничил Себя в этом отношении. Он предпочел присутствовать везде посредством служения Святого Духа (Ин. 14: 16–18). В Послании к Евреям подтверждается Его неизменяемость: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Иисус имеет жизнь в Самом Себе. Об этом сказал Он Сам (Ин. 5: 26), об этом засвидетельствовал Иоанн: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Слова Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11: 25) подтвердили, что «Христос имел в Себе изначальную, самобытную, незаимствованную жизнь»6. Святость является частью Его естества. В своем возвещении ангел сказал Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). При виде Иисуса бесы кричали: «Оставь!.. знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк. 1: 24). Он есть любовь. «Любовь познали мы в том, – писал Иоанн, – что Он положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3: 16). Он вечен. Исаия назвал Его «Отцом вечности» (Ис. 9: 6). Михей сказал, что Он имел «происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2). По словам Павла, «Он есть прежде всего» (Кол. 1: 17), а Иоанн выразил ту же мысль так: «Оно (Слово) было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 2, 3)7. 2. Его Божественная сила и исключительные права. Иисусу Христу присущи дела Бога. Он назван и Творцом (Ин. 1: 3; Кол. 1: 16), и Хранителем или Вседержителем – «все Им стоит» (Кол. 1: 17; Евр. 1: 3). Он может словом воскрешать мертвых (Ин. 5: 28, 29). Он будет судить мир в конце времени (Мф. 25: 31, 32). Он простил грехи (Мф. 9: 6; Мк. 2: 5–7). 3. Его Божественные имена. Данные Иисусу имена открывают Его Божественную природу. Еммануил означает «С нами Бог» (Мф. 1: 23). И верующие люди, и бесы обращались к Нему как к Сыну Божьему (Мк. 1: 1; Мф. 8: 29; ср. Мк. 5: 7). Священные ветхозаветные имена Бога – Иегова или Книги Исаии: «приготовьте путь Господу» (Ис. 40: 3), чтобы описать работу приготовления к миссии Христа (Мф. 3: 3). И Иоанн показал, что Иисус и Господь Саваоф, сидящий на Своем престоле, – одно и то же Лицо (Ис. 6: 1, 3; Ин. 12: 41). 4. Его Божественность признается. Иоанн описывал Иисуса как Божественное Слова, Которое «стало плотью» (Ин. 1: 1, 14). Фома признал воскресшего Христа Богом, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28). Павел назвал Его «сущим над всем Богом, благословенным во веки» (Рим. 9: 5), а Послание к Евреям говорит о Нем как о Боге и Творце (Евр. 1: 8, 10)8. 5. Его личное свидетельство. Иисус сам заявлял о Своем равенстве с Богом. Он называл Себя «Я ЕСМЬ» (Ин. 8: 58), то есть именем Бога Ветхого Завета. Он говорил о Боге: «Мой Отец», а не «наш Отец» (Ин. 20: 17). Его слова: «Я и Отец – одно» (Ин. 10: 30) показывают, что Он считал Себя «единосущным» Отцу и «владеющим теми же свойствами»9. 6. Его равенство с Богом подразумевается. Его равенство с Богом Отцом принимается как само собой разумеющееся в словах, обычно произносимых в момент крещения (Мф. 28: 19), в полном апостольском благословении (2 Кор. 13: 13), в Его прощальном пожелании (Ин. 14–16) и при описании Павлом духовных даров (1 Кор. 12: 4–6). Писание называет Иисуса сиянием Божьей славы и «образом ипостаси Его» (Евр. 1: 3, англ. пер.). Когда Иисуса попросили показать Бога Отца, Он ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). 7. Ему поклоняются как Богу. Люди поклонялись Иисусу (Мф. 28: 17; ср. Лк. 14: 33). «Да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1: 6). Апостол Павел писал, что «перед именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь» (Флп. 2: 10, 11, англ. пер.). Некоторые апостольские благословения воздают Христу «славу во веки веков» (2 Тим. 4: 18; Евр. 13: 21; ср. 2 Петр. 3: 18). 8. Необходимость Божественной природы. Христос примирил человечество с Богом. Люди нуждались в более совершенном откровении характера Бога, чтобы развить личные взаимоотношения с Ним. Христос сделал это возможным, показав славу Божию (Ин. 1: 14). «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18; ср. 17: 6). Иисус засвидетельствовал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Находясь в полной зависимости от Отца (Ин. 5: 30), Христос использовал Божественную силу, чтобы открыть любовь Божью. Этой силой Он открылся нам как любящий Спаситель, посланный Отцом прощать грехи, восстанавливать, исцелять (Лк. 6: 19; Ин. 2: 11; 5: 1–15, 36; 11: 41–45; 14: 11; 8: 3–11). Однако Он никогда не совершал чудо с целью оградить Себя от лишения и страданий, которые переносили бы другие люди, будь они в подобных обстоятельствах. Иисус Христос «един по природе, характеру и цели» с Богом Отцом10. Он воистину есть Бог. Иисус Христос есть истинный человек. Библия открывает, что, кроме Божественной природы, Христос имеет природу человеческую. Примем ли мы это учение или нет– будет иметь для нас решающее значение. Всякий человек, который «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога», а всякий, кто не исповедует, «не есть от Бога, (1 Ин. 4: 2, 3). Рождение Иисуса, Его развитие, Его характер и личное свидетельство доказывают, что Он был воистину человеком. 1. Его человеческое рождение. «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1: 14). Здесь слово «плоть» означает «человеческое естество», которое ниже Его небесного естества. Павел ясно говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4: 4; ср. Быт. 3: 15). Христос сделался «подобным человекам» и «по виду став как человек» (Флп. 2: 7, 8). Это проявление Бога в человеческом естестве есть «тайна благочестия» (1 Тим. 3: 16). Из родословной Христа ясно видно, что Он был «Сыном Давида» и «Сыном Авраама» (Мф. 1: 1). По плоти Он «родился от семени Давидова» (Рим. 1: 3; 9: 5) и был «сыном Марии» (Мк. 6: 3). Хотя Он родился от женщина, как и другие земные дети, существовало и большое отличие, делавшее Его рождение уникальным: Мария была девой, а Дитя было зачато от Святого Духа (Мф. 1: 20–23; Лк. 1: 31–37). Будучи сыном земной женщины, Он мог заявлять о Своей действительной принадлежности к человеческому роду. 2. Его человеческое развитие. Иисус рос и развивался по тем же законам, что и все люди. Писание говорит, что Он «возрастал и укреплялся, исполняясь премудрости» (Лк. 2: 40, 52). В возрасте 12 лет Он осознал Свою Божественную миссию (Лк. 2: 46–49). Его отроческие годы прошли в повиновении родителям (Лк. 2: 51). Тернистый путь ко кресту был путем постоянного духовного возрастания через те страдания, которые играли важную роль в Его развитии. Он приобрел «навык послушанию» и «совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5: 8, 9; 2: 10, 18). Вместе с тем, пройдя путь возрастания, Он не согрешил. 3. Он был назван «Человеком». Иоанн Креститель и Петр называли Его «Мужем» (Ин. 1: 30; Деян. 2: 22). Павел говорит о «благодати одного Человека, Иисуса Христа» (Рим. 5: 15). Он есть «Человек», через Которого будет «воскресение мертвых» (1 Кор. 15: 21); «единый Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5). Обращаясь к Своим врагам, Христос называет Себя человеком: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин. 8: 40). Семьдесят семь раз в Евангелии Иисус называл Себя Своим любимым именем: «Сын Человеческий» (Мф. 8: 20; 26: 2). Имя Сын Божий сосредотачивает внимание на Его взаимоотношениях с Личностями Божества. Имя Сын Человеческий делает ударение на единении с человечеством через Его воплощение. 4. Его человеческие свойства. Бог сотворил людей с возможностями, которые немного уступали возможностям Ангелов (Пс. 8: 6). И о воплотившемся Иисусе Писание говорит, что Он «немного был унижен пред Ангелами» (Евр. 2: 9). Его человеческое естество было сотворено и не обладало способностями, превышающими человеческие. Христос должен был стать воистину человеком. Это входило в Его миссию. Он должен был обладать чертами, присущими природе человека, и поэтому стал «плотью и кровью» (Евр. 2: 14). Христос «во всем уподобился» Своим братьям, людям (Евр. 2: 17). Его человеческая природа была умственно и физически уязвима, как и у всех людей. Он чувствовал голод, жажду, утомление и беспокойство (Мф. 4: 2; Ин. 19: 28; 4: 6; ср. Мф. 26: 21; 8: 24). В своем служении другим Он проявлял сострадание, праведный гнев и печаль (Мф. 9: 36; Мк. 3: 5). Иногда Он волновался, сожалел о чем-либо и даже плакал (Мф. 26: 38; Ин. 12: 27; 11: 33, 35; Лк. 19: 41). Он молился с воплем и слезами, а однажды Его страдания были столь тяжелы, что кровавый пот выступил на Его челе (Евр. 5: 7; Лк. 22: 24). Иисус жил жизнью молитвы. Эта жизнь показала Его полную зависимость от Бога (Мф. 26: 39–44; Мк. 1: 35; 6: 46; Лк. 5: 16; 6: 12). Иисус перенес смерть (Ин. 19: 30, 34), и по воскресении Своем Он предстал перед учениками не как дух, а в прославленном теле (Лк. 24: 36–43). 5. До какой степени Христос стал человеком. Библия открывает, что Христос – это второй Адам, что Он жил в «подобии плоти греховной» (Рим. 8: 3). До какой же степени Он уподобился падшему человечеству, или стал таким же, как люди? Только правильное понимание слов: «подобие плоти греховной» – дает ответ на этот вопрос. Их искаженное понимание внесло разногласия и вражду, которые продолжались на протяжении всей истории христианской Церкви. А. Он жил «в подобии плоти греховной». Змей, поднятый на шест в пустыне, как было описано ранее, помогает понять человеческую природу Христа. Медное изображение, сделанное по подобию ядовитых змей, было поднято для исцеления людей. Так и Сын Божий, имевший «подобие плоти греховной», должен был стать Спасителем мира. До Своего воплощения Иисус был «образом Божиим», иными словами, Он имел божественное естество от начала (Ин. 1: 1; Флп. 2: 6–7). Приняв «образ раба», Он отказался от Божественных преимуществ. Он стал слугой Своего Отца (Ис. 42: 1), чтобы исполнить волю Отца (Ин. 6: 38; Мф. 26: 39–42). Он облек Свою Божественность в человеческое естество и явился в «подобии плоти греховной» (см. Рим. 8: 3)11. Но это совсем не означает, что Иисус Христос был грешник или что Он делал греховные дела и имел греховные мысли. Хотя Иисус принял образ или подобие человека, Он был безгрешен, и Его безгрешность – вне всякого сомнения. Б. Он был вторым Адамом. Библия проводит параллель между Адамом и Христом, называя Адама «первым человеком», а Христа «последним Адамом» или «вторым Человеком» (1 Кор. 15: 45, 47). Но Адам имел преимущество перед Христом. До своего грехопадения он жил в раю. Он был совершенным, в полном расцвете физических и умственных сил. У Иисуса все было иначе. Когда Он взял на Себя человеческое естество, 4000 лет существования греха на планете уже привели род людской к вырождению. Для того чтобы спасти деградировавших до крайности людей, Христос взял на Себя человеческое естество, которое в сравнении с естеством Адама до грехопадения было ослаблено как физически, так и умственно. Однако Иисус не согрешил12. Когда Христос принял на Себя эту природу, в которой сказывались последствия греха, Он стал подвержен немощам и слабостям, свойственным всем людям. Его человеческая природа была «обложена (окружена) немощью» (Евр. 5: 2; Мф. 8: 17; Ис. 53: 4). Он чувствовал Свою слабость. Он должен был «с сильным воплем и со слезами нести молитвы и моления могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5: 7). Тем самым Он соединил Себя с нуждами и слабостями, присущими людям. Следовательно, «Христово человеческое естество не было в полном смысле Адамовым естеством, то есть естеством Адама до грехопадения. Оно не было и падшим естеством, то есть во всех отношениях естеством Адама после грехопадения. Оно не было Адамовым, потому что имело невольные слабости падшего. Оно не было падшим, потому что никогда не опускалось до нравственного осквернения. Поэтому, в самом буквальном смысле, это естество было нашим естеством, однако без греха»13. В. Христос и искушения. Как искушения влияли на Христа? Было ли Ему легко сопротивляться им? То, как Христос переносил искушения, доказывает, что он был воистину человеком. «Подобно нам, искушен во всем». То, что Христос «подобно нам, искушен во всем» (Евр. 4: 15), показывает, что Он имел человеческую природу. Искушение и возможность согрешения были реальными для Христа. Если бы Он не мог согрешить, то не был бы ни человеком, ни примером для нас. Христос принял человеческую природу со всеми ее слабостями, в том числе, и с возможностью поддаться искушению. Как Он мог, подобно нам, быть искушен «во всем»? В конце концов, в каждом искушении перед человеком встает основной вопрос: покоряться Божьей воле или нет? Сталкиваясь с искушением, Иисус всегда сохранял Свою верность Богу. С помощью Божественной силы Он успешно сопротивлялся самым суровым искушениям, хотя был человеком. Победив искушения, Христос может сочувствовать человеческим немощам. Мы одерживаем победу над искушением, если сохраняем нашу зависимость от Него. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). В конечном счете, следует признать, что «для смертных останется необъяснимой тайной, как Христос мог быть, подобно нам, искушен во всем и, однако, оставался без греха»14. «Претерпел, быв искушен». Христос страдал, когда переносил искушение (Евр. 2: 18). Он «усовершенствовался через страдания» (Евр. 2: 10). Поскольку Он Сам перенес силу искушения, то знает, как помочь искушаемым. Как все люди, Он претерпел искушения, которые проникают в человеческое естество. Как Христос переносил искушения? Хотя Он имел «подобие плоти греховной», духовно Он был свободен от малейшего пятна греха. Поэтому Его святое естество было в высшей степени чувствительным. Любое соприкосновение со злом ранило Его. Сила страданий Иисуса была соразмерна совершенству Его святости. В связи с этим искушения причиняли Иисусу больше мучений, чем любому другому на этой земле15. Сколько же Иисус претерпел? Его переживания в пустыне, Гефсимании и на Голгофе показывают, что Он до крови сопротивлялся искушению (Евр. 12: 4). Христос страдал соразмерно Своей святости, испытывая более сильные искушения в сравнении с нашими. Б.Ф.Вескотт отмечает: «Сочувствие грешнику в его испытании зависит не от участия во грехе, а от перенесения силы искушения ко греху, которую в полной мере может знать только безгрешное существо. Человек, который падает, фактически сдается до того, как исчерпал всю свою силу сопротивления»16.Ф.Ф.Брус соглашается с ним: «Все же Он победил все виду искушения, которым может подвергнуться человек, и сделал это, не ослабляя Свою веру в Бога и не отступая от послушания Ему. Он перенес больше, а не меньше, чем обычный человек»17. Христос оказался перед лицом такого сильного искушения, которого никогда не знал человек, – искушения воспользоваться Своей Божественной силой ради Себя Самого Е.Уайт пишет: «Христу воздавали почтение в небесных дворах, и Он знает, что такое абсолютная власть. Для Него было так же трудно оставаться в положении человека, как для человека трудно подняться выше уровня его испорченного естества и приобщиться к Божественной природе»18. Г. Мог ли Христос согрешить? Христиане расходятся во мнении относительно того, мог ли Христос согрешить. Мы соглашаемся с Филиппом Шаффом, который сказал: «Если бы Он (Христос) от начала был наделен абсолютной непогрешимостью или невозможностью согрешить, Он не мог бы быть воистину человеком или нашим образцом для подражания: Его святость, вместо того, чтобы быть Его собственным приобретением и присущим Ему достоинством, была бы случайным и пришедшим извне даром, а Его искушения – подделкой»19. Карл Уллманн добавляет: «История искушения, как бы ее ни толковали, не имела бы никакого значения, а выражение в Послании к Евреям: «Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха», – было бы лишено смысла»20. 6. Безгрешность человеческого естества Иисуса Христа. Само собой разумеется, что Божественная природа Иисуса была безгрешной. А что можно сказать о Его человеческой природе? Библия изображает безгрешным и человеческое естество Иисуса. Его рождение было сверхъестественным: Он был зачат от Святого Духа (Мф. 1: 20). Он, новорожденный Младенец, назван «Святым» (Лк. 1: 35). Он принял человеческую природу в ее падшем состоянии с последствиями греха, но не с ее греховностью. Он во всем соединился с человечеством, за исключением греха. Иисус был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха», «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр. 4: 15; 7: 26). Апостол Павел написал о Нем как о «незнавшем греха» (2 Кор. 5: 21). Петр засвидетельствовал, что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2: 22), и сравнил Его с «непорочным и чистым агнцем» (1 Петр. 1: 19; Евр. 9: 24). «В Нем, – сказал Иоанн, – нет греха... Он праведен» (1 Ин. 3: 5–7). Иисус взял на Себя наше естество со всеми его слабостями, но Он был свободен от врожденной порочности или испорченности и фактического греха. Он заявил Своим противникам: «Кто из вас обличит Меня во грехе?» (Ин. 8: 48, англ. пер.). Оказавшись перед лицом самого сурового испытания, Он провозгласил: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 13). Иисус не имел порочных наклонностей, влечений и греховных страстей. Среди лавины искушений ничто не могло поколебать Его верность Богу. Иисус никогда не исповедовал грехи и не приносил жертвы. Он молился не «Отче, прости Меня», а «Отче, прости их» (Лк. 23: 34). Стремясь всегда исполнять волю Своего Отца, а не Свою собственную, Иисус постоянно сохранял Свою зависимость от Отца (см. Ин. 5: 30). В отличие от падшего естества людей, «духовное естество» Иисуса было чистым, святым, «без малейшего пятна греха»21. Было бы ошибкой думать, что Он «совершенно такой же человек», как мы. Иисус – это второй Адам, уникальный Сын Божий. Мы никогда не должны считать Его «человеком, имевшим влечение ко греху». Хотя Его человеческое естество подвергалось всевозможным видам искушения, Он не пал и не согрешил. В Нем никогда не было греховных наклонностей22. Действительно, Иисус является наивысшим и святым образцом человеческого естества. Он безгрешен. Во всех Его делах явлено совершенство. Воистину, Он был совершенным образцом безгрешной человеческой природы. 7. Почему Христос должен был взять на Себя человеческое естество. Библия показывает разные причины, в силу который Христос должен был иметь человеческое естество. А. Чтобы быть Первосвященником для человеческой семьи. Являясь Мессией, Иисус должен был занять положение первосвященника, или посредника между Богом и человеком. (Зах. 6: 13; Евр. 4: 14–16). Для совершения этого служения требовалось человеческое естество. Христос отвечал следующим условиям: Он мог «снисходить невежествующим и заблуждающим», потому что Сам был обложен немощью» (Евр. 5: 2); Он «милостивый и верный», потому что во всем «уподобился братьям» (Евр. 2: 17); Он может «искушаемым помочь», потому что «Сам претерпел, быв искушен» (Евр. 2: 18); Он сочувствует слабостям, потому что, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4: 15). Б. Чтобы спасти самого падшего человека. Чтобы войти в положение людей и спасти самых безнадежных, Он снизошел до уровня слуге (Флп. 2: 7). В. Чтобы отдать Свою жизнь за грехи мира. Божественная природа Христа не может умереть. Для того чтобы умереть, Христу необходимо было иметь человеческое естество. Он стал человеком и понес возмездие за грех (Рим. 6: 23; 1 Кор. 15: 3). Являясь человеком, Христос испытал смерть за каждого из нас (Евр. 2: 9). Г. Чтобы стать нашим примером. Чтобы оставить людям пример того, как следует жить, Христос, будучи человеком, должен был Сам жить безгрешной жизнью. Как второй Адам Он развеял миф о том, что люди не могут повиноваться Божьему закону и побеждать грех. Он показал, что человек может быть верным Божьей воле. Там, где пал первый Адам, второй Адам победил грех и сатану и стал нашим Спасителем и совершенным примером. И посему, облеченные Его силой, мы можем одержать победу. Взирая на Христа, люди «преображаются в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3: 18). «Направим же наш взор на Иисуса, основателя и совершителя нашей веры... Помыслите о претерпевшем такое противодействие со стороны грешных людей, чтобы вам не утомиться и не ослабеть душой» (Евр. 12: 2, 3, англ. пер.). Воистину, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2: 21; ср. Ин. 13: 15).
|