Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Грехопадение
Адам и Ева были сотворены по образу Божьему и были совершенными. Они жили в идеальном окружении. И все же, несмотря на это, они стали грешниками. Как это могло произойти? Происхождение греха. Если Бог сотворил мир совершенным, откуда в нем мог появиться грех? 1. Бог и происхождение греха. Может быть, Творец Вселенной был также и виновником греха? Согласно Св. Писанию Бог свят по Своей природе (Ис. 6: 3) и в Нем нет неправды. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32: 4). Св. Писание утверждает: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов. 34: 10). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1: 13). Он ненавидит грех (Пс. 5: 5; 10: 5). Из рук такого Творца мир вышел «весьма хорошим» (Быт. 1: 31). Бог ни в какой мере не может быть причастен к греху. Напротив, Он источник «спасения вечного для всех послушных Ему» (Евр. 5: 9). 2. Родоначальник греха. Бог мог бы не допустить грех, если бы Он населил Вселенную роботами, которые поступают по определенной, заданной им программе. Но природа Божьей любви такова, что Он мог сотворить только такие существа, которые обладали способностью свободно откликнуться на Его любовь, то есть сделать совершенно свободный и сознательный выбор. Однако, наделяя Свои творения свободой выбора, Бог шел на определенный риск, потому что некоторые из них могли отвернуться от Него. К сожалению, Люцифер, занимавший наивысшее положение в ангельском мире, возгордился (Иез. 28: 17; ср. 1 Тим. 3: 6). Недовольный своим положением (см. Иуд. 6), он претендовал на место Самого Бога (Ис. 14: 12–14). Пытаясь завладеть властью над Вселенной, этот падший ангел посеял семена недовольства среди близких ему ангелов и привлек на свою сторону многих из них. Это привело к войне на небе, закончившейся изгнанием Люцифера; ныне же известен он как противник, сатана. Он был изгнан с неба вместе с его ангелами (Откр. 12: 4, 7–9, см. 8-ю гл. этой книги). 3. Как грех появился в людях. Сатану не остановило изгнание с неба. Он решил хитростью привлечь других жителей Вселенной к восстанию против Божьего правления. Его внимание привлекло новое Божьей Творение – человек. Но как вовлечь в восстание Адама и Еву? Ведь они жили в мире, где все было совершенно, и Сам Творец заботился обо всем, что было им необходимо. Как можно было посеять в них недовольство и недоверие к Тому, Кто был источником их счастья? Библейский рассказ о первородном грехе повествует, как это случилось. Строя козни против первых людей, сатана решил прежде всего усыпить их бдительность. Однажды, когда Ева находилась недалеко от дерева познания добра и зла, сатана, принявший обличье змея, стал спрашивать ее о Божьем запрещении есть плоды с этого дерева. Ева подтвердила Божьи слова о том, что они умрут, если будут есть плоды дерева познания добра и зла. Тогда сатана бросил вызов Божественному запрету, говоря: «Нет, не умрете». Он возбудил в ней любопытство, высказав предположение, что Бог пытался утаить от нее неизведанное, захватывающее переживание: ощущение в себе Божественной сущности (Быт. 3: 4, 5). Сомнение в Божием слове сразу пустило корни в ее сердце. Ева увлеклась мыслями о потрясающих возможностях, которые, по словам змея, могли дать плоды таинственного дерева. Искушение начало свое губительное действие в ее освященном уме. Вера в слово Бога незаметно для нее самой переродилась в веру слову сатаны. Ей сразу представилось, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Ева вдруг почувствовала неудовлетворенность своим положением и поддалась искушению стать подобной Богу. Она «взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 6). Доверившись своим обманчивым чувствам, вместо того чтобы доверяться слову Бога, Ева разорвала тонкую нить своей зависимости от Бога, теряя вместе с этим и свое высокое положение. Следовательно, грехопадение человечества было отмечено, прежде всего, крушением веры в Бога и Его слово. Неверие привело к непослушанию, которое, в свою очередь, вызвало нарушение взаимоотношений и в конце концов привело к разрыву между Богом и человеком. Влияние греха. Какие же из последствий греха проявились сразу, а какие сказались впоследствии? Как грех воздействовал на человеческую природу? И есть ли надежда на искоренение греха и восстановление безгрешной человеческой природы? 1. Немедленные последствия. Первое, что повлек за собой грех – это изменение в человеческом естестве, которое оказало влияние на отношения людей между собой и на их отношении с Богом. Их глаза «открылись», но новое захватывающее переживание принесло Адаму и Еве лишь чувство стыда (Быт. 3: 7). Вместо того чтобы стать равными Богу, как обещал им сатана, они стали бояться Бога и пытались скрыться от Него (Быт. 3: 8–10). Когда Бог спросил Адама и Еву о содеянном, они, вместо того чтобы признать свою вину, пытались переложить вину на другого. Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3: 12). В его словах намек на то, что Сам Бог причастен к этому греху, ведь это Он дал ему такую жену. Очевидно, сколь разрушителен оказался грех, так быстро нарушивший отношения Адама с женой и с его Творцом. Ева. В свою очередь, обвинила змея (Быт. 3: 13). Ужасные последствия, которые не заставили себя ждать, со всей серьезностью говорят о том, сколь губителен грех. Бог проклял змея, посредника сатаны, приговорив его всю жизнь ползать на собственном чреве в вечное напоминание о грехопадении (Быт. 3: 14). Женщине Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). А поскольку Адам послушал жену свою, вместо того чтобы слушать Бога, на землю пало проклятие. Много скорби и тяжелый труд ждали Адама впереди. «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (быт. 3: 17–19). Бог подтвердил неизменность Своего закона и то, что любое беззаконие неминуемо ведет к смерти. Он сказал: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Бог изгнал беззаконников из Едемского дома, лишив их непосредственного общения с Собой (Быт. 3: 8) и доступа к дереву жизни – источнику жизни вечной. Так Адам и Ева стали смертными людьми (Быт. 3: 22). 2. Природа греха. Многие тексты Св. Писания, особенно повествующие о грехопадении, говорят о том, что грех – это нравственное зло. Когда свободное нравственное существо сознательно избирает нарушение воли Бога, результатом этого выбора будет грех (Быт. 3: 1–6; Рим. 1: 18–22). А. Определение греха. Библия дает несколько определений греха: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4) «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 14: 17) и «все, что не по вере, грех» (Рим. 14: 23). Вот еще одно емкое определение греха: «Грех – это отступление от известной воли Бога, в чем бы оно ни выражалось: в пренебрежении ли к тому, что Он специально повелел, или в совершении того, что Он специально запретил»8. Грех не знает нейтралитета. Христос утверждает: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30). Отказ верить в Него является грехом (Ин. 16: 9). Грех абсолютен по своей природе, потому что грех есть восстание против Бога и Его воли. Каким бы ни был грех, малым или большим, он влечет за собой приговор: «виновен». Таким образом, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2: 10). Б. Грех совершается не только в поступках, но и в мыслях. Часто о грехе говорят только в смысле конкретных и явных нарушений закона. Но Христос сказал, что гнев на кого-либо уже есть нарушение шестой заповеди Десятисловного Закона: «Не убий» (Исх. 20: 13); человек, вынашивающий похотливые желания, преступает заповедь «Не прелюбодействуй» (Исх. 20: 14). Поэтому греховным является не только открытое непослушание, выраженное в реальных поступках, греховными могут быть также мысли и желания. В. Грех и вина. Грех влечет за собой чувство вины. Согласно библейской точке зрения вина предполагает наказание того, кто совершил грех. Поскольку все люди – грешники, то весь «мир виновен перед Богом» (Рим. 3: 19). Чувство вины может опустошить человека физически, умственно и духовно. Неразрешенная проблема вины влечет к смерти, потому что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6: 23). Единственным противоядием от вины является прощение (Мф. 6: 12), которое дарует чистую совесть и душевный мир. Бог очень хочет дать это прощение каждому кающемуся грешнику. Христос милостливо приглашает человечество, обремененное грехом и сознанием своей вины: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Г. Средоточие греха в человеке. Библия говорит, что грех гнездится в сердце человека, то есть, как известно, в его сознании. Из сердца бьют «источники жизни» (Притч. 4: 23). Христос показывает, что человека оскверняют его мысли, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). Интеллект человека, его воля, привязанности, эмоции и тело, иными словами весь человек, находится, выражаясь Библейским языком, под влиянием сердца. А поскольку «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17: 9), то можно сказать, что все человеческое естество порочно, испорчено и полностью греховно. 3. Влияние греха на человечество. Некоторым может показаться, что смертный приговор за употребление запретного плода – это слишком суровое наказание. Но постичь всю серьезность этого согрешения можно только во свете того влияния, которое грех Адама оказал на все человечество. Первый сын Адама и Евы совершил убийство. Их потомки вскоре нарушили священный брачный союз, практикуя полигамию, и прошло совсем немного времени, как нечестие и насилие захлестнули землю (Быт. 4: 8, 23; 6: 1–5, 11–13). Божьи призывы к покаянию и преобразованию никого не трогали, и только восемь человек были спасены от вод потопа, которые уничтожили упорных в своем нераскаянии грешников. История человечества после потопа – это, за малым исключением, печальное повествование о проявлениях греховной человеческой природы. А. Греховность человечества универсальна. История свидетельствует о том, что все потомки Адама наследовали греховную природу. Псалмопевец Давид сказал в молитве: «Не оправдается перед Тобой ни один из живущих» (Пс. 142: 2; ср. Пс. 13: 3). «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8: 46). А Соломон произнес такие слова: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч. 20: 9); «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екк. 7: 20). Новый Завет с такой же ясностью утверждает, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3: 23) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1: 8). Б. Передается ли греховность по наследству или приобретается? Апостол Павел сказал: «В Адаме все умирают» (1 Кор. 15: 22). В другом месте он заметил: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12). Испорченность человеческого сердца оказывает влияние на всю личность человека. Примерно ту же мысль выражает Иов: «Кто родится чистым человеком от нечистого? ни один!» (Иов. 14: 4). Давид сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). А апостол Павел утверждает, что «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 7, 8). Он подчеркнул, что перед обращением верующие «были по природе чадами гнева», как и все остальные люди (Еф. 2: 3). Несмотря на то что в детском возрасте мы учимся совершать греховные поступки, подражая другим, все же присущая нам греховность передается по наследству. Это подтверждают вышеприведенные библейские тексты. Всеобщая греховность человечества свидетельствует о том, что по природе мы склонны делать скорее зло, нежели добро. В. Искоренение греховных поступков. Насколько успешны попытки людей избавиться от греха в своей жизни и жизни общества? Любая попытка жить праведной жизнью, полагаясь на свои собственные сила, обречена на неудачу. Христос сказал, что всякий согрешающий есть «раб греха». Только Божественная сила может освободить нас от этого рабства. Но Христос уверил нас: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 36). Жить праведно, сказал Он, вы сможете лишь в том случае, если «пребудете во Мне», потому что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 4, 5). Даже апостол Павел не смог достичь праведности собственными усилиями. Он знал совершенный идеал Божьего Закона, но не мог жить по нему. Вот как он рассказывал о своих попытках: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Он говорит, насколько сильно влияние греха в его жизни: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Несмотря на свои поражения, он восхищался совершенным Божьим идеалом, говоря: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 15, 19, 20, 22–24). Наконец, Павел признал, что для победы ему нужна Божественная сила. «Облекшись во Христа», он оставил рабскую жизнь по плоти и начал новую жизнь по Духу (Рим. 7: 25; 8: 1). Эта новая жизнь в Духе есть дар от Бога, который преобразует человека. По Божественной благодати мы, «мертвый по преступлениям и грехам нашим», становимся победителями (Еф. 2: 1, 3, 8–10). Духовное возрождение настолько преобразует жизнь (Ин. 1: 13; 3: 5), что это изменение можно сравнить лишь с новым творением – «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). Новая жизнь, однако, не исключает возможности снова впасть в грех (1 Ин. 2: 1). 4. Эволюция и падение человека. Со времени Сотворения сатана постоянно стремится привести в замешательство умы людей, подрывая их доверие к библейскому рассказу о происхождении человечества и грехопадении человека. Для многих людей «естественным» мировоззрением принято считать эволюционную теорию. Эта теория основывается на предположении, что жизнь возникла случайно и что люди произошли от низших форм жизни в течение длительного эволюционного процесса развития. Благодаря выживанию более сильных особей люди развились до своего нынешнего состояния. Однако процесс развития не окончился. Люди все еще развиваются и не достигли предела своих возможностей. Все большее число христиан принимают атеистическую эволюционную теорию, согласно которой, творя мир, Бог использовал эволюционный процесс. Те, кто принимает эту теорию, не считают первые главы Книги Бытия буквальными, а относятся к ним как к аллегории или мифу. А. библейская точка зрения человека и эволюции. Христиане-креационисты (сторонники библейской теории Сотворения) озабочены тем влиянием, которое эволюционная теория оказывает на христианское мировоззрение. Джеймс Орр писал: «В настоящее время христианство столкнулось не с каким-то отдельными нападками на его догматы, а с популярным, всеобщим и противоположным мировоззрением, которое хорошо изложено, притязает на научную обоснованность, имеет своих защитников, но которое своими фундаментальными идеями подрубает корни христианства»9. Библия не подразумевает аллегорического или мифического толкования Книги Бытие. Библейские писатели сами объясняют первые одиннадцать глав Книги Бытие как буквальное повествование. Адам и Ева, Бог и сатана – все предстают как исторические действующие лица в драме великой борьбы (см. Иов. 31: 33; Екк. 7: 29; Мф. 19: 4, 5; Ин. 8: 44; Рим. 5: 12, 18, 19; 2 Кор. 11: 3; 1 Тим. 2: 14; Откр. 12: 9). Б. Голгофа и эволюция. В какой бы форме не излагалась эволюционная теория, она противоречит основным положениям христианства. Как сказал Леонард Вердин: «Вместо рассказа о грехопадении появился рассказ о восхождении»10. Христианство и эволюция не совместимы. Либо наши прародители были сотворены по образу Божьему и впали в грех, либо нет. Если нет, тогда зачем быть христианином? Голгофа самым решительным образом опровергает теорию эволюции. Если не было грехопадения, тогда зачем Христос был распят за нас? Не смерть сама по себе, а Христова смерть ради нас говорит о том, что с человечеством произошла ужасная трагедия. Теперь наша надежда только на Человека, Который умер на кресте. Лишь Его смерть открывает для нас возможность настоящей полноценной жизни, которая никогда не окончится. Голгофа провозглашает, что нам нужен Тот, Кто займет наше место, чтобы освободить нас. Предоставленные самим себе, мы продолжали бы вырождаться, и в конце концов все человечество погибло бы. В. Воплощение и эволюция. Возможно, мы разрешим свои сомнения относительно Сотворения или эволюции, если вдумаемся в значение и смысл воплощения Иисуса Христа. Бог ввел в историческое повествование Христа, второго Адама. Воистину, это небывалое чудо: «Бог явился во плоти». И если оно свершилось, то можем ли мы сомневаться в Его способности сотворить первого Адама? Г. Достиг ли человек совершеннолетия? Сторонники эволюции часто указывают на огромные научные достижения за последние несколько столетий как на доказательство того, что человек, видимо, становится властелином собственной судьбы. Они склонны думать, что передовая наука со временем разрешит все мировые проблемы. Однако сегодня роль технического прогресса все чаще воспринимается с сомнением, потому что техника в руках современного человека привела планету на грань самоуничтожения. Человеческая природа совершенно неспособна покорить и обуздать греховное сердце. Следовательно, весь научный прогресс, вместе взятый, только сделал мир более опасным. Иногда кажется, что философы нигилизма и отчаяния были во многом правы. Изречение папы Александра: «Надежда вливает вечное в человеческую грудь» становится ныне пустым звуком. Иов правильнее воспринимал реальность: «один день сменяется другим безнадежным днем» (Иов. 7: 6, англ. пер.). Эра человечества катится к закату. Некто, находящийся вне пределов человеческой истории, должен прийти вмешаться и сделать ее новой, совершенно иной. Лучи надежды. Страшно представить, до какой степени испорченности дошло человечество. На кресте люди убили Своего Творца. По сути, они совершили настоящее отцеубийство! Но даже после этого Бог не оставил человечество без надежды на прощение и восстановление. Человек был сотворен совершенным и прекрасным. И все же, в сравнении с бесконечной и величественной Вселенной, нельзя не подумать о его ничтожестве. И вот с этим-то человеком Бог ищет общения, наделяет его чувством достоинства и ставит владыкою над землею. Вот как об этом говорит Давид: «Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 5, 6; ср. Евр. 2: 7). Несмотря на грехопадение, сознание человеческого достоинства еще присуще человеку. Хотя образ Божий искажен, он все-таки не изглажен полностью. Человек, пусть даже падший, испорченный, греховный, еще остается представителем Бога на земле. Его естество ниже Божественного, и все же он занимает достойное положение Божьего попечителя над земным творением. И когда Давид в полной мере осознал это, он воскликнул с хвалой и благодарностью: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» (Пс. 8: 10).
|