Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть вторая 1 страница. Вагон летит над темными горами
Вагон летит над темными горами. Поскрипывают блоки на крыше. Окна затянуты железной сеткой. И некуда бежать. Мои товарищи по несчастью спят. Пытаюсь их растолкать - напрасно. Ритмичное постукивание блоков загипнотизировало их. Если бы не мой барабан, носитель другого ритма, я сейчас дрыхла бы вместе с остальными. Но что толку в том, что я не сплю? Двери крепко заперты снаружи. Сетку на окнах невозможно разрезать или разорвать. Дыра в полу, служащая туалетом, слишком узкая - в нее не пробраться... А если мне и удалось бы спрыгнуть? Внизу - темнота, не видно даже огоньков. Воет ветер. Наверное, очень высоко. Уж лучше прыгать с небоскреба. Мужества осталось совсем чуть-чуть. На донышке. Хочется реветь и бить кулаками в пол. Вместо этого сажусь на свой матрас, обнимаю колени и думаю. Меня обманули, как маленькую девочку. Провели. Будь я хоть немного внимательнее, нашла бы нестыковки в словах Стефана... Ловца. Вот почему он Ловец. Он ловит таких, как я, генераторов. А приманка - слово " Завод". Он сказал: " Ты поедешь на Завод", и я перестала думать. Перестала сомневаться... И вот я еду на Завод. А может, Григорий соврал? Сказал гадость, чтобы отомстить мне за что-то? За то, что я не нуждаюсь в подзарядках? За то, что я оказалась среди избранных? Я снова вспоминаю разговоры с Ловцом - каждое слово, каждый взгляд. И понимаю: Григорий сказал правду. А Ловец... да ведь и он сказал правду, только не всю. Меня пригласили на торжественный обед, но не предупредили, что я не гость, а блюдо! Хуже всего для меня - не предательство Стефана-Ловца и не слова Григория. Завод всегда представлялся мне добрым. И в страшном сне не могло присниться, что в качестве топлива он использует людей. Чем дольше я об этом думаю, тем безнадежнее мне становится. Я ищу выход. Еще раз: двери заперты снаружи на задвижку. Железная сетка на окнах закреплена стальными штырями. Дыра в полу слишком узкая... И оттуда, из дыры, дует прямо-таки ледяной ветер. С каждой минутой становится холоднее. Черные окна делаются сизыми, на них проступают сложные, по-настоящему красивые узоры. Что происходит? Мои товарищи по несчастью спят, тесно прижавшись друг к другу. У некоторых девчонок ночная косметика. Я стараюсь не смотреть на их страшные мерцающие лица. Становится так холодно, что я подбираю с пола свой матрас и заворачиваюсь в него. Не помогает: меня бьет крупная дрожь. Никогда в жизни так не мерзла! Григорий возится в своей кабинке. Сквозь постукивание блоков слышу, как он кряхтит. Потом мутное окошко кабины на секунду освещается живым огнем. Я слышу запах дыма. И почти сразу делается теплее. У него в кабине печка! Настоящая старинная печка, в которой жгут уголь или дерево! Значит, тут всегда так холодно. Чтобы топливо для Завода не превратилось в ледышки, его надо подогревать. Мне никогда не приходилось греться у настоящей печки. Но Перепелка рассказывала, как много лет назад двое молодых диких развели в закрытой комнате огонь, заснули рядом с ним и не проснулись: они не знали, что где огонь, там и дым, а дыму надо давать выход, иначе он убьет тебя. Угоришь. Задохнешься. От печки Григория все сильнее воняет дымом. Если бы не отверстие в полу - мы все могли бы задохнуться на полпути к Заводу... - Григорий, - говорю я, даже не успев додумать эту мысль до конца. - А что тебе будет, если ты привезешь на Завод одиннадцать трупов? - Ты еще не спишь? - спрашивает он сквозь зубы. - Лучше спи. - Кому лучше? - Я посмеиваюсь в темноте. - Слушай, сейчас я заткну матрасом дыру в полу. Будет полный вагон дыма. Все задохнутся во сне. Что скажут твои начальники? Как ты думаешь, они дадут тебе подзарядку на следующую ночь? Хоть одну порцию? Он ругается. - А если ты загасишь печку, они замерзнут во сне. - У меня зуб на зуб не попадает, но уже не от холода, а от волнения. - Им так будет лучше. Но виноват будешь ты. Ты и в самом деле виноват: кто тебя за язык тянул? Зачем ты рассказал мне правду? - Я пошутил, - говорит он с ненавистью. - Мне просто завидно. Вы будете жить, не нуждаясь ни в чем, счастливые... А я так и буду гонять вагоны туда-сюда. На долю секунды я ему верю. Просто потому, что очень хочется поверить. - Спи, - говорит он почти нежно. - Спи, завтра утром... ты сама увидишь, как вам повезло... Зачем портить себе жизнь накануне такого счастья? Я не вижу его лица, но слышу дыхание. Он врет. Мне удалось напугать его, и теперь он лезет из шкуры вон, чтобы загладить свою оплошность. - Нет... - тихо смеюсь. - Теперь ты меня не обманешь. Все, я пошла затыкать дыру матрасом. - Ты же сама задохнешься! - вырывается у него. - Ну и что? Не лучше ли тихо умереть, вместо того, чтобы живой идти в печь Завода? Или что там у него вместо печи? - Слушай... - в голосе такая ненависть, что у меня мороз по коже. - Если ты только двинешься с места, я тебя... - Что? - Я тебя на тряпочки порежу, - говорит он глухо, и при красноватом свете печки я вижу длинное узкое лезвие. - Медленно. Я смеюсь, стараясь не выказать страха. - Как? Ты там... Я здесь... Как ты меня порежешь, дурак? Его сбивчивое дыхание заглушает и стук блоков на крыше, и шум ветра, и треск огня в печи. Я поднимаюсь на ноги, снимаю с плеч матрас. - Ну, я пошла, Григорий. Жаль, конечно, что так вышло... Он колеблется всего несколько секунд. Потом я скорее угадываю, чем вижу, как он направляется к двери кабины. Я прижимаюсь к стене рядом с дверью - нашей дверью, которая открывается наружу. В правой руке у меня стилет, в левой - барабан на цепи. Слышу, как открывается дверь кабины. Огонь в печи сразу разгорается ярче. Я вижу очертания вагона и спящих людей на полу. Кажется, проходит вечность. Скрипит засов. Медленно-медленно приоткрывается дверь. Холодный ветер врывается снаружи, вместе с ним влетает пригоршня замерзшей ледяной пыли. Я жду, когда войдет Григорий, и тогда я огрею его барабаном по голове - сбоку... Но он не входит. Вместо этого в дверь просовывается рука и хватает меня за горло. Я слишком поздно соображаю, что он в очках. Он видит в темноте, а я нет! Холодные твердые пальцы стискиваются у меня на шее. Почти теряя сознание, бью стилетом по чужой безжалостной руке. Стилет - подарок Римуса - второй раз спасает мне жизнь: пальцы Григория на секунду слабеют, и мне удается вырваться. - Дрянь, - сипит Григорий. Он уже внутри вагона. Я смутно вижу его тень. В правой руке у него нож. Левая истекает кровью. И кровавые огоньки отражаются в круглых выпуклых очках. - Я тебя не убью. Ты должна быть живая. До завтра - живая... Без глаз, без ушей, без пальцев... За спиной у него - приоткрытая дверь. Нырнув под занесенный нож, я кидаюсь на врага, целя головой в живот. Но Григорий уклоняется с ловкостью, какой я не ожидала от немолодого грузного синтетика. Нож свистит у самого моего лица. Я отшатываюсь, спиной налетаю на дверь, оступаюсь и падаю. В последний момент удается уцепиться за подножку вагона - узкую железную ступеньку. Я вишу на руках над черной пропастью. Воет ветер, пронимает до костей. Сверху на меня глядит Григорий. Красные ночные очки делают его лицо уродливым и страшным. - Значит, ты живешь своим ритмом? - спрашивает с издевкой. - И долго прожила? Ветер играет моим телом, как ленточкой. Вдруг я вспоминаю Алекса: как он учил меня ловить ветер и ничего не бояться. " Дикий живет с любовью и умирает без страха..." Я готова разжать пальцы. Но Григорий крепко берет меня за запястья и втягивает на подножку. - Если я тебя не довезу, мне не дадут шестой дозы, - бормочет он себе под нос. - Не говоря уже о седьмой... Подножка, узкая и длинная, тянется вдоль стенки вагона к двери в кабину. Приоткрытой двери. Я подаюсь к Григорию, будто собираясь поцеловать, и что есть силы кусаю за подбородок. Отвратительная жесткая щетина. Соленая кровь. Он орет и отталкивает меня. Чудом удержавшись на подножке, спешу к двери в кабину - приставными шагами, боком. Григорий пытается дотянуться ножом - и промахивается всего на пару сантиметров. Нож распарывает на мне куртку - под рукавом. - Стой! Убью! Я и не думаю стоять. Врываюсь в кабину, захлопываю дверь. Здесь тепло, из-под печной дверцы пробивается ровный красный свет... но нету внутренней защелки на двери! Болтается железный крючок - а петельки нету! Крутая лестница ведет наверх. В потолке - люк. Ни о чем не думая, только спасаясь от человека с огромным ножом, я лезу вверх. Наваливаюсь плечами на люк... Меня хватают за щиколотку. Я бью ногой, вырываюсь, пролезаю в люк, выкатываюсь на крышу вагона, и в этот момент из-за облаков выходит луна. В городе я видела луну всего раз или два в жизни. Такой луны - огромной и желтой, как безумный глаз, - я не видела никогда. Крыша вагона плоская. В метре над ней тянется железный трос в руку толщиной. Постукивают блоки, катятся по тросу. Из печной трубы длинным серым хвостом валит дым. А внизу, насколько хватает глаз, - черные и белые горы, поросшие такими огромными деревьями, каких я не видела даже на картинках. Отползаю подальше от люка. Через секунду он снова открывается: я вижу белое лицо Григория, блестящий от крови подбородок и две темные тарелки очков. У меня нет оружия. Стилет давно улетел вниз. Только барабан каким-то чудом остался висеть на плече. Барабан с цепью. Мягко ступая по крыше вагона, Григорий идет ко мне. Я отступаю. Между нами течет и поблескивает трос. Поскрипывают блоки. - Я тебя не трону, - шепотом говорит Григорий. - Я тебя не трону... Мне нужно, чтобы ты была живая. До завтра. Вертятся блоки - огромные железные колеса. Катятся по тросу. Все ближе и ближе к Заводу. Откуда столько энергии? Что за сила приводит их в движение? - Ничего нельзя изменить, - говорит Григорий. - Мне нужна моя седьмая доза. А ты - ты никуда не денешься. Ты обречена. - Можно сделать так, чтобы колеса крутились в другую сторону? - спрашиваю я, мельком взглянув на блоки. - Можно повернуть вспять? - Фарш невозможно провернуть назад. - Григорий криво усмехается. - Эти, что спят, - тоже трупы. Но до завтра они должны дожить обязательно. И ты. Спускайся. - Сейчас, - говорю я. Снимаю с плеча барабан. И прежде чем Григорий понимает, что я собираюсь делать, - опускаю цепь в узкую щель между двумя блоками. Скрежет. Летят искры. Блок на секунду стопорится - вагон замедляет ход. Крыша резко накреняется. Я соскальзываю с нее... И лечу в пустоту.
***
В полете снова вспоминаю Алекса. Раскидываю руки, пытаясь поймать ветер, но нету точки опоры - ветер не держит меня. Я зажмуриваю глаза, ожидая встречи с землей... И земля разверзается подо мной. От удара на секунду теряю сознание и прихожу в себя на дне глубокой темной шахты. Сверху льется лунный свет - через дыру, очертаниями смутно похожую на человеческое тело с раскинутыми в стороны руками. Я жива. У меня болят колени и ступни и звенит в голове. Позвоночник цел - я могу шевелить руками и ногами. Белый порошок, в толще которого я пробила дыру, сыплется за воротник и хрустит при каждом моем движении. И со всех сторон наступает холод. Я в снегу. В городе не бывает снега - только дождь и слякоть. Перепелка рассказывала, что еще ее мать, стоя на крыше небоскреба, однажды поймала в ладонь снежинку - может быть, последнюю из тех, что падали на город. Если бы город завалило замерзшей водой - как бы мы грелись?! Целой сотни динамо-мышей не хватит, чтобы растопить маленький сугроб... Пытаюсь выбраться наверх, к луне. Снег осыпается мне на голову. Я больше не вижу света: белая толща наваливается мне на плечи и не дает дышать. Я впадаю в панику. Борюсь со снегом. Барахтаюсь в полной темноте. С ужасом осознаю, что не выбираюсь вверх - наоборот, оседаю все глубже. Заставляю себя успокоиться. Толща снега неравномерная: в ней есть сыпучие слои и слежавшиеся, плотные. Значит, надо взбираться по слежавшемуся снегу, как по лестнице... В этот момент мои пальцы натыкаются на плотное, как бетон, и такое же холодное препятствие. Что это? Похоже на морщинистый столб. Расщелины глубокие, легко можно ухватиться... правда, пальцы мои окоченели, я их почти не чувствую. В городе я взобралась бы по такому столбу в два счета, а здесь приходится чуть ли не зубами эти пальцы разминать, каждому мизинчику что есть сил приказывать: держи! Держи! Нахожу опору для ног. Подтягиваюсь. Прижимаюсь к этому холодному морщинистому столбу и вдруг понимаю, что он живой. Это осознание так меня поражает, что я сползаю на полметра вниз. Это дерево! Внутри, под щелястой корой, у него есть жилы и нервы. И оно живет среди этого снега, стоит, не сдается, так почему должна сдаваться я?! Прижимаюсь к стволу плотнее - как к другу. Почти сразу находится ветка. Толстая, очень удобная. Я подтягиваюсь, становлюсь на нее коленом, потом ногами, потом... Моя голова, проломив плотную корку подтаявшего и замерзшего снега, высовывается наружу. Я вижу луну, лунные тени, темное небо и звезды. А над собой - прямо над головой - вижу огромное, как небоскреб, дерево с тысячью мягких, укрытых снегом лап. Это здорово. Это очень красиво. Вокруг нет ни души. Сверкает под луной нетронутый снег. Но я почему-то не чувствую себя одинокой. И обреченной не чувствую тоже. Троса отсюда не видно - небо слишком темное. Я прислушиваюсь. Тишина, даже ветра не слышно. Я, может быть, никогда в жизни не слышала такой тишины. Сажусь на снег спиной к стволу. Закрываю глаза... Как хорошо! Я одолела Григория. Я выжила. Не знаю, дадут ли ему завтра седьмую дозу, но я - жива. Смотрю на луну. И на звезды. В городе никогда не увидишь сразу столько звезд - даже с верхушки самого высокого небоскреба... Чем дольше я смотрю, тем больше перед глазами звезд. Они разноцветные - синие, оранжевые, красноватые... Может быть, это наш небесный экран, а звезды - тоже пиксели? Они собираются в раздевалке, надевают робы и выходят на черное небо - ждут, когда начнется всемирное энергетическое шоу... Какое яркое небо. Порыв ветра чуть покачивает тяжелую лапу дерева. Бух, падает с лапы снег. Я улыбаюсь... Губы не слушаются. Они очень большие. И чужие, будто резиновые. Да я же замерзаю насмерть! Ну и пусть. Встать! - беззвучно кричу сама себе. Но тело не слушается. Ему и так хорошо. Ему тепло и спокойно, а любое движение причиняет боль... Какая разница, спрашивает здравый смысл. Ты в горах, где нет человеческого жилья. Где снег и холод. Где невозможно выжить. Так что же лучше: барахтаться, преодолевая боль, мучиться - и все равно умереть послезавтра, или спокойно уснуть сейчас, глядя на цветные звезды? Прижимаюсь спиной к дереву, будто спрашивая у него совета. Но дерево не отвечает. Оно само заснуло мертвым сном. Или замерзло. Я вспоминаю Еву, как она угасала без подзарядки. Вот так умирают синтетики: у них не остается желания жить. Ведь чтобы жить, надо постоянно прилагать усилия. А чтобы умереть, надо просто расслабиться и закрыть глаза... От этой мысли мне делается... нет, не страшно. Противно. Что бы сказали Алекс, Мавр, Перепелка, Лешка... Что бы сказал маленький Перепелкин сын, узнай они все, что я умерла безропотно, как синтетик?! Я собираю все свои силы. Сгибаю и разгибаю окоченевшие пальцы. От боли слезы на глаза наворачиваются. Я подаюсь вперед. Встаю на четвереньки. На ноги подняться не решаюсь, чтобы опять не провалиться. Да, если честно, я не уверена, хватит ли на это сил. И я иду, как зверь, на четырех ногах. Ползу на животе. Снова поднимаюсь на четвереньки. Куда мне идти: вверх по склону или вниз? Наверху меня не ждет ничего, кроме ветра. А внизу, может быть, теплее. Я иду, иду, иду, пока чистый снег передо мной не сменяется мятым, перепаханным: я вернулась к своим же следам. Хожу - на четвереньках - по кругу! Поворачиваю в другую сторону. Иду - ползу - вдоль склона, совсем уже не понимая, куда и зачем двигаюсь, когда ветер вдруг доносит отдаленный удар барабана. Бум-м. Ни о чем не думая, поворачиваю на звук. Бум. Бум-бум. Странный ритм. Барабан то умолкает, то снова звучит. Звук его, поначалу едва слышимый, становится все громче, все увереннее... Бум! - слышится прямо у меня над головой. Я останавливаюсь. Выпрямляюсь. Смотрю наверх. Надо мной нависает ветка дерева. И на самом ее краю, зацепившись цепью, висит мой старый барабан - подарок Римуса.
***
Значит, я так и не смогла застопорить цепью блоки на крыше вагона. Цепь выскользнула, и барабан упал - до меня или сразу после меня, а может, мы летели вместе. Стальная цепь выглядит так, будто ее жевали чудовищные зубы. Но сам барабан цел. В свете луны я отчетливо вижу изображение волка на верхней деке. Кладу на деку замерзшую ладонь. И, сама не зная зачем, начинаю отбивать ритм. Он звучит сперва тихо-тихо. Подстраиваясь к ритму сердца. А может быть, это мое сердце, услышав знакомый ритм, забилось охотнее? Я чувствую, как внутри меня нарождается тепло. От каждого удара оно делается все горячее и горячее. По артериям, по капиллярам тепло рвется наружу - к лицу. К ногам, к рукам. К коже. Барабан звучит все громче, и уже не понять, я ли на нем играю или он на мне. Мои щеки отогреваются. Губы теплеют. Сгибаются и разгибаются пальцы на ногах - и я чувствую каждый пальчик. Начинает таять снег на волосах. Я чувствую, как бегут по затылку, по шее прохладные струйки и испаряются прямо на коже. От моей одежды валит пар. Вода стекает по куртке и поднимается туманом. Высыхают штаны. Подсыхают ботинки. Дека барабана горячая, мои ладони красные, как роба пикселя, если взглянуть на нее спереди. Мне тепло! Мне жарко, и я могу двигаться! Вокруг меня тает снег. В нем образовывается лунка, я проседаю глубже и на всякий случай перестаю играть. Не провалиться бы снова, на этот раз до самой земли! Последний удар еще звучит в воздухе, когда сверху, из-за отягощенного снегом леса, доносится длинный, тягучий, тоскливый звук. Я никогда не слышала его раньше. Но во мне живет память предков: волосы встают дыбом, и мороз продирает по спине. Бежать!
***
У меня хватает ума соорудить себе снегоступы из веток. И все равно идти по снегу тяжело: с каждым шагом я проваливаюсь по щиколотку. Через некоторое время становится ясно, что волки напали на мой след. С каждым разом воют все ближе. Я почти бегу, проваливаясь иногда по колено, поднимаюсь - и снова бегу. Посреди голого безлесного пространства растет одинокая сосна. Добежав до нее, я оборачиваюсь и вижу, как по белому склону летят, едва касаясь лапами снега, серые тени. Закинув барабан на спину, лезу вверх по стволу. Добираюсь до первой ветки, толстой и кряжистой. Ветка качается. Летит на землю снег: глухо бухает, пробивает дыры в сугробах. Через три минуты волки уже подо мной. Смотрят вверх. Не скалят зубы, не рычат (а я и не знаю, должны ли они рычать, увидев, что добыча ускользнула? Может, волки вообще не рычат?). Не сверкают глазами, как в старых-старых детских сказках. Их трое, и они очень, очень большие. Один задирает морду и воет. От этого звука стынет воля: хочется разжать пальцы и покорным мешком свалиться с дерева. Я держусь. Откуда-то снизу доносится ответный вой. Неожиданно низкий - не звериный звук, а скорее механический. Я вдруг вспоминаю о Заводе. Далеко он отсюда? И в какой стороне? Двое волков остаются под деревом - сторожить меня. Третий исчезает. Мороз снова пробирает до костей. Поудобнее перехватываю барабан и понимаю, что не помню ритма. Не знаю, смогу ли согреться еще раз. Волки молча сидят внизу. Я почему-то уверена, что они ждут. Что волк-посланник вернется. И в этом нет ничего хорошего. Я начинаю выстукивать ритм. Это не попытка согреться. Это угроза - тем, кто видит во мне добычу. Барабан звучит отрывисто и злобно. Волки ерошат шерсть на загривках, обнажают клыки; видя, что мой ритм достигает цели, играю еще жестче, еще напористее. На миг возникает надежда: они испугаются, отступят, уйдут... В этот момент третий волк возвращается. Я вижу его сквозь ветки. Он бежит, опустив морду, а рядом с ним... Барабан падает и повисает на цепи. Пальцы мои врастают в ствол. Рядом с волком-посланником идет существо, только отдаленно напоминающее волка. Волчья шерсть, волчья осанка, волчий хвост и очень большая, непропорционально большая голова. Он идет неторопливо, тяжело ступает, и я не могу отвести глаз от его серой вытянутой жуткой морды. Он останавливается под деревом - прямо подо мной. И поднимает глаза. У него совсем человеческий взгляд. И в то же время нечеловеческий. Я не знаю, как это объяснить. Жду, что он заговорит, но он молчит. Он все-таки волк. Так проходит минута. Потом Головач поворачивает морду и смотрит на волков. Они уходят, исчезают мгновенно. Были - и нету. Только луна освещает волчьи следы на снегу. Значит, Головач займется мною сам?! Он грузно, всем телом, поворачивается. И идет прочь - так, чтобы я его видела. В двадцати шагах от дерева останавливается, снова поворачивает голову и смотрит на меня через плечо. Его невозможно не понять. Он зовет за собой.
***
Попробуй Головач подойти ко мне, я бы, наверное, огрела его барабаном. Или сделала еще какую-нибудь глупость. Но он не пытается подойти - медленно идет передо мной шагах в десяти. Если я, провалившись в снег, останавливаюсь, останавливается и он. Оборачивается. В глазах нет нетерпения: он просто ждет, пока поднимусь, и тогда идет дальше. И я за ним. Понятия не имею, куда он меня ведет. Может, на смерть. На поживу своим волчатам... если у него есть волчата. Мы входим в лес. Потом выходим из леса. Луна медленно опускается за вершину ближайшей горы. Я чувствую запах дыма. В первый момент он неприятно напоминает печку Григория, но через секунду я понимаю, что запах другой. Скорее он похож на запах деревянной щепки, которую поджег ради забавы Длинный. Здесь топят древесиной! Головач идет по тропинке, протоптанной чьими-то ногами. Через несколько минут я вижу человеческое жилище. Трудно назвать его домом. В нем только один этаж, и то очень низкий. Крыша бела от снега, и над ней поднимается дым. Я останавливаюсь. Медленно открывается дверь. Становится очень светло: я вижу высокую женщину с очень длинными, почти до земли, распущенными волосами. В руке у нее палка с живым огнем на конце. Огонь горит так ярко, что я невольно жмурюсь. Головач не пугается огня. Стоит и смотрит на женщину, как будто чего-то ждет. Она как-то внезапно оказывается рядом - очень стремительная, хотя уже немолодая. В ее волосах я вижу белые нити. В ее глазах - желтоватые острые звездочки. Она, конечно же, не синтетик. И никогда такой не была. Женщина подносит свой огонь ближе... И вдруг ее лицо искажается. - Кого ты привел? - шипит, оборачиваясь к волку. - Кого ты привел?! Она смотрит на меня, как будто я убийца ее детей. В глазах ее ненависть, ярость - и на самом донышке страх.
***
Я встречаю утро в деревянном срубе с большой печкой. Лежу в тепле, под шкурой. Мои руки и ноги стянуты ремнями. Не могу сказать, что это веселое утро. Скрипит дверь. Потом еще одна. Входит парень (в проеме ему приходится наклониться, чтобы не стукнуться макушкой). Светловолосый. Безбородый. Ставит на стол чугунок, от которого поднимается пар. Кладет рядом краюшку хлеба. Я не сразу понимаю, что это хлеб. Скорее, догадываюсь по запаху. Как же давно я не ела! Некоторое время мы с парнем глядим друг на друга. У него в глазах нет ненависти. И на том спасибо. Я уж думала, что все жители этого странного города за что-то на меня ополчились. Он чуть улыбается: - Ты в самом деле упала с неба? Ночью я несколько раз повторила свою историю. Женщине с огнем в руках, другим женщинам, сбежавшимся на ее крик. Мужчинам. Пыталась убедить, что не желаю им зла. Этого парня среди собравшихся не было. - Не с неба, - говорю со вздохом. - Я из города. Меня везли на Завод. Я сбежала. Он ухмыляется, будто я сказала что-то смешное. Помогает сесть. Распутывает ремни на моих руках. Руки затекли. - Ешь, - пододвигает ко мне чугунок. Протягивает деревянную ложку. Я беру ее в руки, долго разглядываю: она больше и грубее наших ложек. На потемневшем от жира дереве видны прожилки. Спускаю с лежанки связанные ноги. Еда вкусная. Я никогда такой не ела. Ни в какое сравнение не идет ни с витаминными пластинками, ни, тем более, с бесплатной вермишелью. Хлеб теплый и очень мягкий. - Что это? - Банош из белых грибов. У меня дрожат ноздри. Потрясающий запах. - Ешь, - говорит парень. - Вот брынза. Вот мед. Вот молоко. Делаю глоток. Наверное, мне понравилось бы здесь, я бы осталась здесь жить... - Мне некуда идти, - говорю я парню. - Можно, я поживу с вами? Он перестает улыбаться. Качает головой: - Ты принесешь нам беду. Много людей погибнет. - Почему?! Откуда ты знаешь? - Я не знаю, но Царь-мать - видит. Она говорит, что у тебя на лбу написана беда для всех трех родов. Молодые погибнут. Знаешь, я бы хотел, чтобы ты осталась, но Царь-мать всегда все видит наперед. Еда теряет вкус. Та женщина, что встретила меня ночью, просто сумасшедшая. А они все ей верят. Почему? - Наперед видеть нельзя, - говорю я. - И потом... я ведь никому не желаю зла! Какую беду я могу принести, я ведь одна, а вас много! Он отводит глаза. Печально качает головой. - Значит, мне придется уйти? - спрашиваю упавшим голосом. - Тебе придется умереть, - вздыхает он. И, увидев мою реакцию, тут же добавляет примиряющим тоном: - Нет, не убийство, мы же честные волки! Только поединок. Чтобы после смерти ты могла спокойно охотиться в Лесном Краю.
***
Это не город. Это волчий поселок. Здесь нет ни энергетического часа, ни контролеров, ни полиции. Башен тоже нет. Зато тут есть зима, весна, лето и осень. В селе живет три волчьих рода - так они себя называют. Каждый род живет немного обособленно, но колодец общий для всех. И Царь-мать главенствует над всеми. Люди-волки и похожи, и непохожи на диких. Ярый - так зовут светловолосого - долго отвечает на мои вопросы. Я узнаю, что город лежит к юго-востоку отсюда, но дойти туда невозможно: слишком отвесные скалы, слишком глубокие пропасти и высокие горы. Что к северо-западу от поселка находится страшное место, куда нельзя ходить - То Место, и если я буду расспрашивать о нем, Ярый встанет и уйдет. Я смиряюсь и расспрашиваю о другом. Горы не имеют конца и края. В них полно зверей и птиц, в реках и озерах - рыбы. Говорят, далеко-далеко в лесах живут еще племена, и раньше они приходили на землю трех родов, чтобы охотиться и красть невест. Тогда три рода воевали с ними; но вот уже несколько лет, как враги не приходят. Наверное, откочевали еще дальше. Я хочу еще расспрашивать, тут Царь-мать является собственнолично. Ярый уходит. Царь-мать садится напротив. У нее черные глаза, такие черные, что почти не видно зрачков. У глаз этих вязкий, цепенящий взгляд. Требуется изрядная доля мужества, чтобы не отвернуться. - Я не желаю твоей смерти, - говорит она хрипло и гулко. - Но я защищаю моих детей. - От меня? - Братья-волки должны были оставить тебя в горах. Головач ошибся. Он уже стар. И он слишком добр. Доброта застилает ему глаза. Он не видит. Удивительно, но она называет необычного волка точно так же, как назвала его я - мысленно. Головач. - Это твое? - Царь-мать берет в руки мой барабан. - Откуда это у тебя? - Подарили. Она качает головой: - Ты достойна хорошей соперницы. Я выпущу против тебя лучшую девушку из всех, кто получит имя этой зимой. Это будет нелегкая, но славная смерть.
***
Подумать только - прошло всего лишь три ночи с тех пор, как я покинула гнездо Перепелки! Я вырвалась из лап энергетической полиции, выбралась из запертого вагона, одолела Григория, не разбилась, упав с высоты, не замерзла в лесу, меня не сожрали волки... И все для чего? Чтобы незнакомые, в чем-то даже симпатичные люди убили меня ни за что ни про что! От обиды я засыпаю. Мне ничего не снится. Когда наконец раскрываю глаза, в избушке уже темно. Воет ветер в печной трубе. Тускло светятся угли. И горит, плавая в глиняной плошке, фитилек на куске белого жира. Напротив сидит Ярый. Огонь отражается в его широко раскрытых глазах. - Дай попить, - прошу. Голос у меня хриплый и гулкий, почти как у Царь-матери. Он подносит мне кружку. Вода холодная, до ломоты в зубах, и очень вкусная. Как все здесь. - Завтра поединок, - говорит Ярый. - Я упросил Царь-мать, чтобы она дала тебе подольше отдохнуть... Послушай, раз ты все равно уже выспалась, может, расскажешь про город? Как вы там живете? Он слушает очень внимательно. По глазам вижу, что не верит и половине. Не понимает, зачем синтетикам подзарядки. Не понимает, зачем нужны пиксели и что такое энергетическое шоу. Не верит, что у дома может быть двести этажей. Иногда он переспрашивает, и переспрашивает, и выясняет опять, и я начинаю злиться: как можно не понимать таких простых вещей?!
|