Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения климата в мировой политике






(1985-1991 гг.)

Сближение СССР с Западом стало возможным благодаря отказу руководства нашей страны во главе с М. С. Горбаче­вым от обычного идеологического подхода к международным отношениям. Кремль провозгласил концепцию разумной достаточности для обороны и ограничил свои устремления рамками защиты национальных интересов страны. А это пере­черкнуло тезис о неотвратимости противоборства между СССР и США, поскольку собственно национальные интере­сы этих стран редко приводили к конфликту, реальному столк­новению.

Советско-американские встречи на высшем уровне в Же­неве, Рейкьявике, Вашингтоне и Москве позволили укрепить отношения двух великих держав. Большие позитивные измене­ния произошли в области экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества бывших идеологических противников.

В результате общеевропейской встречи в Париже и заклю­чения Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе, в отношениях между США и СССР, Востоком и За­падом установилась атмосфера взаимопонимания и доверия. «В Европе нет больше военных противников,» — заявил М. С. Горбачев в ноябре 1990 г.

Надо отдать должное американским партнерам: их реа­лизм и добрая воля сыграли важную роль в обеспечении этих позитивных сдвигов. Бесспорно, стратегический паритет ме­жду СССР и США повлиял на правящие круги Вашингтона. Вместе с тем было бы ошибкой отрицать роль субъективного фактора. Президент Р. Рейган проявил известное мужество, приняв решение пересмотреть свои взгляды, пойти на пере­говоры и соглашения в духе политического реализма.

Развал «советской империи». Провозглашение М. С. Гор­бачевым нового политического мышления в международных отношениях укрепили доверие Запада к нашей стране. В то же время резко ослабли позиции СССР в Восточной Европе. Более 40 лет Советский Союз прочно удерживал за собой роль «опекуна» социалистических стран, опираясь на Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организацию Варшавского Договора (ОВД). В 1968 г. советские танки подавили в Чехословакии «пражскую весну»; такие имперс­кие акции СССР западные политики назвали «доктриной Брежнева».

В конце 1989 г. в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше, Болгарии и Румынии произошли народные революции. Пе­ремены в Восточной Европе определялись стремлением к под­линному суверенитету, к преодолению сталинско-имперского диктата.

В большинстве государств бывшего советского блока коммунистические партии утратили прежние политические позиции. Они были отстранены от власти и перешли в оппо­зицию. Власть оказалась в руках тех, кто ориентировался на Запад, усилились антисоветские настроения. Правительства Венгрии, Чехословакии и ГДР потребовали вывести из своих стран советские войска.

Страны Восточной Европы стали развивать политические и экономические связи с Западом, одновременно взяла верх тенденция к сворачиванию сотрудничества с Советским Сою­зом. В феврале 1991 г. СЭВ прекратил свое существование. Одновременно было принято решение о роспуске с 1 апреля 1991 г. Организации Варшавского Договора.

Визит М. Горбачева в США. В июне 1990 г. в Вашингтоне состоялась новая встреча М. С. Горбачева и Дж. Буша. Были подписаны соглашение по торговле, соглашение по уничто­жению и непроизводству химического оружия и другие. Оце­нивая ее итоги, М. С. Горбачев отметил, подписанные соглашения «демонстрируют, что совместная наша линия на переход от конструктивного взаимопонимания к конструк­тивному взаимодействию приносит плоды».

Единым фронтом против агрессии. Советско-американские отношения (и в целом отношения Восток — Запад) под­верглись серьезному испытанию в ходе войны в Персидском заливе. 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись на терри­торию Кувейта и оккупировали его. В результате агрессии в руки Ирака попали золотой запас Кувейта, его главное бо­гатство — сотни буровых установок на богатейших месторо­ждениях нефти. В связи с этими событиями 2 августа в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета Безо­пасности ООН. В резолюции № 660 его члены единогласно осудили вторжение Ирака в Кувейт и потребовали незамед­лительного и безоговорочного вывода его войск. Ирак отка­зался выполнить решение Совета Безопасности ООН.

Советский Союз многие годы поддерживал с Ираком дру­жественные отношения. Еще в апреле 1972 г. между нашими странами был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Не секрет, что СССР был основным поставщиком оружия в Ирак. Однако, несмотря на все это, СССР занял твердую и вполне определенную позицию в оценке происшедших собы­тий. В Заявлении Советского правительства от 2 августа 1990 г. говорилось, что ликвидации возникшей опасной напряжен­ности в Персидском заливе способствовал бы незамедлитель­ный и безоговорочный вывод иракских войск с кувейтской территории. Подчеркивалось, что суверенитет, национальная независимость и территориальная целостность государства Ку­вейт должны быть полностью восстановлены и ограждены.

29 ноября Совет Безопасности ООН санкционировал использование силы против Ирака. За эту резолюцию прого­лосовало 12 постоянных и непостоянных членов Совета, включая представителей СССР и США. Требования были жесткими: либо Ирак выводит свои войска из Кувейта до 15 января 1991 г., либо против него будут развернуты воен­ные действия.

Операция «Буря в пустыне». В связи с отказом Ирака вы­полнить резолюцию Совета Безопасности многонациональные силы в составе войск США, подразделений Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Египта, Сирии и других стран 17 января 1991 г. начали военные действия. Операция, под кодовым названием «Буря в пустыне», протекала в два этапа. Около пяти недель ВВС США и их союзников усиленно бом­били аэродромы, ракетные установки, военные объекты Ира­ка, а также Багдад. Этот этап ослабил военно-промышленный потенциал Ирака, подорвал моральный дух его армии. С 24 февраля развернулись массированные наземные боевые операции. Война на суше продолжалась 100 часов. В ходе боев выведено из строя 40 из 42 иракских дивизий в зоне Кувейта, взято в плен 50 тыс. иракских военнослужащих. 27 февраля министр иностранных дел Ирака сообщил председателю Совета Безопасности о согласии его правительства выпол­нить все условия Совета Безопасности. В связи с этим воен­ные силы США и коалиции получили приказ прекратить наступательные боевые операции.

Прекращение «битвы за Кувейт» невозможно без выработ­ки эффективных мер по обеспечению прочного мира во всем регионе Ближнего Востока. Эта сложная задача, включая па­лестинскую проблему, разрешима при условии, что США и Россия (как правопреемник СССР) будут и в дальнейшем действовать совместно.

Объединение Германии. Одной из главных причин кон­фронтации между СССР и Западом явился раскол Германии на два государства. Естественно, что окончание «холодной войны» особенно ярко проявилось в Германии. Изменение в позиции СССР имело решающее значение для развития процесса объединения Германии.

В октябре 1989 г. в Берлине и Лейпциге вспыхнули беспо­рядки, произошли столкновения между демонстрантам и, тре­бовавшими демократизации режима, и силами безопасности. Вскоре произошла смена руководства ГДР, Э. Хонеккер был отправлен в отставку. 9 ноября стихийное выступление десятков тысяч жителей столицы ГДР привело к разрушению Бер­линской стены, которая являлась зримым символом раскола Германии. Парламентские выборы 18 марта 1990 г. принесли убедительную победу «Альянсу за Германию» — объединению партий и организаций, выступивших за немедленное присое­динение к ФРГ. Перемены в ГДР и других странах Восточной Европы происходили в условиях полной свободы выбора народа­ми своего пути, собственных методов строительства нового общества.

Для Советского Союза право немцев на воссоединение вытекало из логики перестройки. Позитивное отношение СССР к проблеме объединения Германии предполагало, однако, решение многих трудных вопросов, о членстве объединенной Германии в НАТО, нерушимости границ в Европе, обеспечении национальной безопасности СССР. Эти вопросы стояли в повестке дня переговоров по формуле «2 + 4», в которых участвовали ФРГ, ГДР, США, СССР, Англия и Франция.

12 сентября 1990 г. Советский Союз и Запад подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Гер­мании, в котором содержались надежные гарантии безопас­ности для СССР и всей Европы: Объединенная Германия признает окончательным урегулирование вопроса о границах Германии, берет обязательство сократить количественный со­став бундесвера до 370 тысяч солдат и офицеров, отказывает­ся от производства, размещения и хранения ядерного, химического, бактериологического оружия.

Успешное завершение переговоров по формуле «2 + 4» означало, что эпоха раскола Германии уходит в прошлое. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила существование, присоединив­шись к ФРГ. Возникло единое германское государство.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе. 19 но­ября 1990 г. в Париже лидеры 22 государств, входящих в Ор­ганизацию Варшавского Договора и НАТО, подписали документ, о котором они не могли договориться в течение 35 лет, с момента образования этих двух противостоящих друг другу военно-политических союзов.

Договор об обычных вооруженных силах устанавливал па­ритет между группировками государств, вводя разумную дос­таточность вооружений каждой из сторон. Обе группы государств Востока и Запада взяли обязательство сократить численность своих арсеналов на территории от Атлантики до Урала таким образом, чтобы коллективные предельные уров­ни для каждой из этих групп не превышали установленного лимита по боевым танкам, по боевым самолетам и другим видам обычных вооружений. Договор закрепил понимание того, что отныне безопасность в Европе будет обеспечена не военными, а политическими средствами. Договор обязал его участников обеспечить открытость и гласность любой воен­ной деятельности и строгую проверку.

Договор заложил основы новой системы безопасности. В «Совместной Декларации двадцати двух государств» от 19 ноября 1990 г. говорится, что участники договора «больше не являются противниками, будут строить новые отношения партнерства и протягивают друг другу руку дружбы», что они «подтверждают свое международное обязательство воздержи­ваться от применения силы или угрозы силой против терри­ториальной целостности или политической независимости любого государства». Можно сказать, что декларация 22 го­сударств фактически была многосторонним пактом о нена­падении.

«Парижская Хартия для новой Европы». Огромное значе­ние для Европы и всего мира имела общеевропейская встре­ча в Париже делегаций 34 стран в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), закончив­шаяся принятием «Парижской Хартии для новой Европы». На этой встрече представители всей Европы, подтверждая свободу социально-политического выбора и многообразие национальных особенностей, единодушно высказались отно­сительно общности интересов и судеб европейских народов. Впервые «Восток» и «Запад» рассматривались не как катего­рии идеологического конфликта и психологической войны, а как географические понятия. В «Парижской Хартии для но­вой Европы» говорится об окончании «эры конфронтации и раскола» европейского континента, дается обещание от­крыть «новую эру демократии, мира и единства». Речь идет не только о совместном выживании, не просто о спасении от ядерной катастрофы, но и о всестороннем сотрудничестве в рамках общеевропейского процесса. «Мы обязуемся, — го­ворилось в Хартии, — строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную форму правления в наших стра­нах...

Свобода и политический плюрализм являются необ­ходимыми элементами нашей общей цели — развития рыночной экономики в направлении устойчивого экономи­ческого роста, процветания, социальной справедливости, увеличения занятости...».

Итоги парижской встречи 1990 г. означали, что впервые 34 страны — участницы ОБСЕ документально зафиксирова­ли вывод о том, что наступил конец эры конфронтации, враж­ды и недоверия на континенте, созданы все основные условия для успешного строительства «европейского дома». Встреча «большой семерки» в Англии. Лондонская встре­ча 17 июля 1991 г. М. С. Горбачева с участниками совещания «большой семерки» (наиболее промышленно развитые стра­ны США, Канада, Англия, Франция, Германия, Италия и Японии) была первой в истории. Ведущие политики Запада хотели из первых рук получить информацию о реформах в СССР, уяснить возможности, масштабы и перспективы сотрудничества. Советский руководитель в обстоятельном док­ладе изложил свой взгляд на положение страны. Были отмечены теневые стороны и огромные потенциальные воз­можности развития СССР (огромные слабо используемые природные ресурсы, высокий технический и технологический уровень оборонных отраслей промышленности, наличие миллионной армии квалифицированных рабочих и инже­неров и т. д.). Горбачев заявил, что придает важное значение широкомасштабному сотрудничеству с Западом, считая это необходимой предпосылкой интеграции СССР в мировую экономику.

Договор СНВ-2. Проблема выработки общих подходов к устранению угрозы ядерной войны была центральной те­мой на переговорах президента США Дж. Буша в Москве 29 июля—1 августа 1991 г. Американский лидер провел в Крем­ле важные переговоры с М. С. Горбачевым при участии Б. Н. Ельцина и Н. А. Назарбаева. Важнейшим итогом визи­та стало подписание 31 июля 1991 г. советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных воо­ружений (СНВ). Согласно договору количество межконти­нентальных баллистических ракет и других СНВ у каждой стороны сокращалось на 30—40%, с тем чтобы общий итог был равным: предельный уровень был установлен в 1600 но­сителей и 6000 зарядов.

Договор продемонстрировал стремление обеих сторон к обузданию гонки вооружений, к укреплению всеобщего ми­ра и международной безопасности. Он показал, что руководи­тели СССР и США стоят за недопустимость ядерной войны.

Вашингтон и Августовский путч. Демократическое разви­тие России, ее внешнеполитический курс в августе 1991 г. ока­зались под угрозой в результате путча. Победа заговорщиков неминуемо отбросила бы нашу страну назад, привела бы к восстановлению административно-командной системы, к изоляции страны на мировой арене.

Известие о путче поступило в Белый дом в 0 часов 19 авгу­ста (разница во времени между Вашингтоном и Москвой со­ставляет 8 ч). Помощник президента по национальной безопасности Скоукрофт доложил Бушу: «Горбачев свергнут. Власть захватили консерваторы». Подробности путча были неизвестны. Днем стали поступать сообщения о том, что вве­денные путчистами в Москву армейские подразделения и бронетехника практически бездействуют, что москвичи осу­ждают организаторов путча как фашистов.

Поздно вечером по телевидению было показано выступ­ление Б. Н. Ельцина на танке Т-72. Обращаясь к жителям Москвы и всем россиянам, он назвал путчистов преступни­ками и призвал не выполнять их распоряжения. После этого Дж. Буш позвонил Б. Н. Ельцину и задал ему вопрос: «Нуж­даетесь ли Вы в нашей поддержке? Вам поможет, если мы скажем, что остаемся на стороне законного президента М. С. Горбачева?» Российский президент ответил: «Да, да, да». В связи с этим Дж. Буш сделал краткое заявление для прессы, подчеркнув, что «американский народ не признает новую власть». 20 августа 1991 г. эта позиция правительства Соеди­ненных Штатов была подтверждена в письменном заявлении Дж. Буша.

Негативное отношение США к путчу было тесно связано с симпатией к М. С. Горбачеву, с новым пониманием нацио­нальных интересов США, в перечень которых была включе­на задача помощи нашей стране. Это радикальное, по сравнению с прошлым, изменение позиции Вашингтона учи­тывало реальности, переход нашей страны к реформам, к из­менению основ экономики и идеологии.

Если сравнить международную обстановку 1985 и 1991 гг., можно отметить, что после 1985 г. картина мира изменилась кардинально: угроза ядерной войны снята, противоборство Востока и Запада уступило место партнерским, дружествен­ным отношениям. Эти коренные изменения — результат от­хода от конфронтации, тенденции развития цивилизованных отношений между странами.

 

Вопрос: Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? ' Согласны ли вы с его точкой зрения?

 

Объясните значение понятий и выражений: военно стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ -2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.

1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируй­те принципы нового политического мышления приме­рами из деятельности советской дипломатии

в 1987 -1991 гг.

2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отношений?

3. Как связаны между собой nepecтройка в СССР и социально-политические изменения а странах Восточной Европы?

4. Заполните таблицу «СССР в годы-перестройки».

 

Этап Ключевая проблема Основные итоги развития
1965-1985гг.    
1985-1991гг.    

 

Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», раз­рядка международной напряженности, новое политическое мышление.

Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мыш­ление как основа международных отношений?

 

Тема: На новом переломе истории: Россия в 90-е гг.

XX — начале XXI в.

 

Общая проблема. Какие изменения произошли в экономичес­ком строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?

Начало кардинальных перемен в стране

Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руковод­ством России после распада СССР? Как они решались? Пер­вые результаты реформ.

Вспомните значение понятий: постиндустриальное обще­ство, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализа­ция цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция.

Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Федерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)?

2. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?

Россия на пути обновления: успехи и неудачи (1991—1999 гг.)

 

После провала путча в августе 1991 г. Россия вступила в постперестроечный период. История постперестройки, политика воз­рождения посткоммунистической России связана с деятельностью Б. Н. Ельцина и его «команды». Постперестройка предполагает борьбу с пережитками социализма, решительные шаги в облас­ти политической и экономической свободы. Ее цель — ликви­дация наследия тоталитаризма в России, создание правового государства на основе демократизации, разделения законода­тельной, исполнительной и судебной власти; смена общест­венно-политической модели путем построения рыночной экономики со всеми ее атрибутами (частной собственностью, рынком капитала, ценных бумаг, труда).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал