![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения климата в мировой политике
(1985-1991 гг.) Сближение СССР с Западом стало возможным благодаря отказу руководства нашей страны во главе с М. С. Горбачевым от обычного идеологического подхода к международным отношениям. Кремль провозгласил концепцию разумной достаточности для обороны и ограничил свои устремления рамками защиты национальных интересов страны. А это перечеркнуло тезис о неотвратимости противоборства между СССР и США, поскольку собственно национальные интересы этих стран редко приводили к конфликту, реальному столкновению. Советско-американские встречи на высшем уровне в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне и Москве позволили укрепить отношения двух великих держав. Большие позитивные изменения произошли в области экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества бывших идеологических противников. В результате общеевропейской встречи в Париже и заключения Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе, в отношениях между США и СССР, Востоком и Западом установилась атмосфера взаимопонимания и доверия. «В Европе нет больше военных противников,» — заявил М. С. Горбачев в ноябре 1990 г. Надо отдать должное американским партнерам: их реализм и добрая воля сыграли важную роль в обеспечении этих позитивных сдвигов. Бесспорно, стратегический паритет между СССР и США повлиял на правящие круги Вашингтона. Вместе с тем было бы ошибкой отрицать роль субъективного фактора. Президент Р. Рейган проявил известное мужество, приняв решение пересмотреть свои взгляды, пойти на переговоры и соглашения в духе политического реализма. Развал «советской империи». Провозглашение М. С. Горбачевым нового политического мышления в международных отношениях укрепили доверие Запада к нашей стране. В то же время резко ослабли позиции СССР в Восточной Европе. Более 40 лет Советский Союз прочно удерживал за собой роль «опекуна» социалистических стран, опираясь на Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организацию Варшавского Договора (ОВД). В 1968 г. советские танки подавили в Чехословакии «пражскую весну»; такие имперские акции СССР западные политики назвали «доктриной Брежнева». В конце 1989 г. в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше, Болгарии и Румынии произошли народные революции. Перемены в Восточной Европе определялись стремлением к подлинному суверенитету, к преодолению сталинско-имперского диктата. В большинстве государств бывшего советского блока коммунистические партии утратили прежние политические позиции. Они были отстранены от власти и перешли в оппозицию. Власть оказалась в руках тех, кто ориентировался на Запад, усилились антисоветские настроения. Правительства Венгрии, Чехословакии и ГДР потребовали вывести из своих стран советские войска. Страны Восточной Европы стали развивать политические и экономические связи с Западом, одновременно взяла верх тенденция к сворачиванию сотрудничества с Советским Союзом. В феврале 1991 г. СЭВ прекратил свое существование. Одновременно было принято решение о роспуске с 1 апреля 1991 г. Организации Варшавского Договора. Визит М. Горбачева в США. В июне 1990 г. в Вашингтоне состоялась новая встреча М. С. Горбачева и Дж. Буша. Были подписаны соглашение по торговле, соглашение по уничтожению и непроизводству химического оружия и другие. Оценивая ее итоги, М. С. Горбачев отметил, подписанные соглашения «демонстрируют, что совместная наша линия на переход от конструктивного взаимопонимания к конструктивному взаимодействию приносит плоды». Единым фронтом против агрессии. Советско-американские отношения (и в целом отношения Восток — Запад) подверглись серьезному испытанию в ходе войны в Персидском заливе. 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта и оккупировали его. В результате агрессии в руки Ирака попали золотой запас Кувейта, его главное богатство — сотни буровых установок на богатейших месторождениях нефти. В связи с этими событиями 2 августа в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН. В резолюции № 660 его члены единогласно осудили вторжение Ирака в Кувейт и потребовали незамедлительного и безоговорочного вывода его войск. Ирак отказался выполнить решение Совета Безопасности ООН. Советский Союз многие годы поддерживал с Ираком дружественные отношения. Еще в апреле 1972 г. между нашими странами был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Не секрет, что СССР был основным поставщиком оружия в Ирак. Однако, несмотря на все это, СССР занял твердую и вполне определенную позицию в оценке происшедших событий. В Заявлении Советского правительства от 2 августа 1990 г. говорилось, что ликвидации возникшей опасной напряженности в Персидском заливе способствовал бы незамедлительный и безоговорочный вывод иракских войск с кувейтской территории. Подчеркивалось, что суверенитет, национальная независимость и территориальная целостность государства Кувейт должны быть полностью восстановлены и ограждены. 29 ноября Совет Безопасности ООН санкционировал использование силы против Ирака. За эту резолюцию проголосовало 12 постоянных и непостоянных членов Совета, включая представителей СССР и США. Требования были жесткими: либо Ирак выводит свои войска из Кувейта до 15 января 1991 г., либо против него будут развернуты военные действия. Операция «Буря в пустыне». В связи с отказом Ирака выполнить резолюцию Совета Безопасности многонациональные силы в составе войск США, подразделений Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Египта, Сирии и других стран 17 января 1991 г. начали военные действия. Операция, под кодовым названием «Буря в пустыне», протекала в два этапа. Около пяти недель ВВС США и их союзников усиленно бомбили аэродромы, ракетные установки, военные объекты Ирака, а также Багдад. Этот этап ослабил военно-промышленный потенциал Ирака, подорвал моральный дух его армии. С 24 февраля развернулись массированные наземные боевые операции. Война на суше продолжалась 100 часов. В ходе боев выведено из строя 40 из 42 иракских дивизий в зоне Кувейта, взято в плен 50 тыс. иракских военнослужащих. 27 февраля министр иностранных дел Ирака сообщил председателю Совета Безопасности о согласии его правительства выполнить все условия Совета Безопасности. В связи с этим военные силы США и коалиции получили приказ прекратить наступательные боевые операции. Прекращение «битвы за Кувейт» невозможно без выработки эффективных мер по обеспечению прочного мира во всем регионе Ближнего Востока. Эта сложная задача, включая палестинскую проблему, разрешима при условии, что США и Россия (как правопреемник СССР) будут и в дальнейшем действовать совместно. Объединение Германии. Одной из главных причин конфронтации между СССР и Западом явился раскол Германии на два государства. Естественно, что окончание «холодной войны» особенно ярко проявилось в Германии. Изменение в позиции СССР имело решающее значение для развития процесса объединения Германии. В октябре 1989 г. в Берлине и Лейпциге вспыхнули беспорядки, произошли столкновения между демонстрантам и, требовавшими демократизации режима, и силами безопасности. Вскоре произошла смена руководства ГДР, Э. Хонеккер был отправлен в отставку. 9 ноября стихийное выступление десятков тысяч жителей столицы ГДР привело к разрушению Берлинской стены, которая являлась зримым символом раскола Германии. Парламентские выборы 18 марта 1990 г. принесли убедительную победу «Альянсу за Германию» — объединению партий и организаций, выступивших за немедленное присоединение к ФРГ. Перемены в ГДР и других странах Восточной Европы происходили в условиях полной свободы выбора народами своего пути, собственных методов строительства нового общества. Для Советского Союза право немцев на воссоединение вытекало из логики перестройки. Позитивное отношение СССР к проблеме объединения Германии предполагало, однако, решение многих трудных вопросов, о членстве объединенной Германии в НАТО, нерушимости границ в Европе, обеспечении национальной безопасности СССР. Эти вопросы стояли в повестке дня переговоров по формуле «2 + 4», в которых участвовали ФРГ, ГДР, США, СССР, Англия и Франция. 12 сентября 1990 г. Советский Союз и Запад подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором содержались надежные гарантии безопасности для СССР и всей Европы: Объединенная Германия признает окончательным урегулирование вопроса о границах Германии, берет обязательство сократить количественный состав бундесвера до 370 тысяч солдат и офицеров, отказывается от производства, размещения и хранения ядерного, химического, бактериологического оружия. Успешное завершение переговоров по формуле «2 + 4» означало, что эпоха раскола Германии уходит в прошлое. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила существование, присоединившись к ФРГ. Возникло единое германское государство. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. 19 ноября 1990 г. в Париже лидеры 22 государств, входящих в Организацию Варшавского Договора и НАТО, подписали документ, о котором они не могли договориться в течение 35 лет, с момента образования этих двух противостоящих друг другу военно-политических союзов. Договор об обычных вооруженных силах устанавливал паритет между группировками государств, вводя разумную достаточность вооружений каждой из сторон. Обе группы государств Востока и Запада взяли обязательство сократить численность своих арсеналов на территории от Атлантики до Урала таким образом, чтобы коллективные предельные уровни для каждой из этих групп не превышали установленного лимита по боевым танкам, по боевым самолетам и другим видам обычных вооружений. Договор закрепил понимание того, что отныне безопасность в Европе будет обеспечена не военными, а политическими средствами. Договор обязал его участников обеспечить открытость и гласность любой военной деятельности и строгую проверку. Договор заложил основы новой системы безопасности. В «Совместной Декларации двадцати двух государств» от 19 ноября 1990 г. говорится, что участники договора «больше не являются противниками, будут строить новые отношения партнерства и протягивают друг другу руку дружбы», что они «подтверждают свое международное обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого государства». Можно сказать, что декларация 22 государств фактически была многосторонним пактом о ненападении. «Парижская Хартия для новой Европы». Огромное значение для Европы и всего мира имела общеевропейская встреча в Париже делегаций 34 стран в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), закончившаяся принятием «Парижской Хартии для новой Европы». На этой встрече представители всей Европы, подтверждая свободу социально-политического выбора и многообразие национальных особенностей, единодушно высказались относительно общности интересов и судеб европейских народов. Впервые «Восток» и «Запад» рассматривались не как категории идеологического конфликта и психологической войны, а как географические понятия. В «Парижской Хартии для новой Европы» говорится об окончании «эры конфронтации и раскола» европейского континента, дается обещание открыть «новую эру демократии, мира и единства». Речь идет не только о совместном выживании, не просто о спасении от ядерной катастрофы, но и о всестороннем сотрудничестве в рамках общеевропейского процесса. «Мы обязуемся, — говорилось в Хартии, — строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную форму правления в наших странах... Свобода и политический плюрализм являются необходимыми элементами нашей общей цели — развития рыночной экономики в направлении устойчивого экономического роста, процветания, социальной справедливости, увеличения занятости...». Итоги парижской встречи 1990 г. означали, что впервые 34 страны — участницы ОБСЕ документально зафиксировали вывод о том, что наступил конец эры конфронтации, вражды и недоверия на континенте, созданы все основные условия для успешного строительства «европейского дома». Встреча «большой семерки» в Англии. Лондонская встреча 17 июля 1991 г. М. С. Горбачева с участниками совещания «большой семерки» (наиболее промышленно развитые страны США, Канада, Англия, Франция, Германия, Италия и Японии) была первой в истории. Ведущие политики Запада хотели из первых рук получить информацию о реформах в СССР, уяснить возможности, масштабы и перспективы сотрудничества. Советский руководитель в обстоятельном докладе изложил свой взгляд на положение страны. Были отмечены теневые стороны и огромные потенциальные возможности развития СССР (огромные слабо используемые природные ресурсы, высокий технический и технологический уровень оборонных отраслей промышленности, наличие миллионной армии квалифицированных рабочих и инженеров и т. д.). Горбачев заявил, что придает важное значение широкомасштабному сотрудничеству с Западом, считая это необходимой предпосылкой интеграции СССР в мировую экономику. Договор СНВ-2. Проблема выработки общих подходов к устранению угрозы ядерной войны была центральной темой на переговорах президента США Дж. Буша в Москве 29 июля—1 августа 1991 г. Американский лидер провел в Кремле важные переговоры с М. С. Горбачевым при участии Б. Н. Ельцина и Н. А. Назарбаева. Важнейшим итогом визита стало подписание 31 июля 1991 г. советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Согласно договору количество межконтинентальных баллистических ракет и других СНВ у каждой стороны сокращалось на 30—40%, с тем чтобы общий итог был равным: предельный уровень был установлен в 1600 носителей и 6000 зарядов. Договор продемонстрировал стремление обеих сторон к обузданию гонки вооружений, к укреплению всеобщего мира и международной безопасности. Он показал, что руководители СССР и США стоят за недопустимость ядерной войны. Вашингтон и Августовский путч. Демократическое развитие России, ее внешнеполитический курс в августе 1991 г. оказались под угрозой в результате путча. Победа заговорщиков неминуемо отбросила бы нашу страну назад, привела бы к восстановлению административно-командной системы, к изоляции страны на мировой арене. Известие о путче поступило в Белый дом в 0 часов 19 августа (разница во времени между Вашингтоном и Москвой составляет 8 ч). Помощник президента по национальной безопасности Скоукрофт доложил Бушу: «Горбачев свергнут. Власть захватили консерваторы». Подробности путча были неизвестны. Днем стали поступать сообщения о том, что введенные путчистами в Москву армейские подразделения и бронетехника практически бездействуют, что москвичи осуждают организаторов путча как фашистов. Поздно вечером по телевидению было показано выступление Б. Н. Ельцина на танке Т-72. Обращаясь к жителям Москвы и всем россиянам, он назвал путчистов преступниками и призвал не выполнять их распоряжения. После этого Дж. Буш позвонил Б. Н. Ельцину и задал ему вопрос: «Нуждаетесь ли Вы в нашей поддержке? Вам поможет, если мы скажем, что остаемся на стороне законного президента М. С. Горбачева?» Российский президент ответил: «Да, да, да». В связи с этим Дж. Буш сделал краткое заявление для прессы, подчеркнув, что «американский народ не признает новую власть». 20 августа 1991 г. эта позиция правительства Соединенных Штатов была подтверждена в письменном заявлении Дж. Буша. Негативное отношение США к путчу было тесно связано с симпатией к М. С. Горбачеву, с новым пониманием национальных интересов США, в перечень которых была включена задача помощи нашей стране. Это радикальное, по сравнению с прошлым, изменение позиции Вашингтона учитывало реальности, переход нашей страны к реформам, к изменению основ экономики и идеологии. Если сравнить международную обстановку 1985 и 1991 гг., можно отметить, что после 1985 г. картина мира изменилась кардинально: угроза ядерной войны снята, противоборство Востока и Запада уступило место партнерским, дружественным отношениям. Эти коренные изменения — результат отхода от конфронтации, тенденции развития цивилизованных отношений между странами.
Вопрос: Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? ' Согласны ли вы с его точкой зрения?
Объясните значение понятий и выражений: военно — стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ -2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1. 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируйте принципы нового политического мышления примерами из деятельности советской дипломатии в 1987 -1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отношений? 3. Как связаны между собой nepecтройка в СССР и социально-политические изменения а странах Восточной Европы? 4. Заполните таблицу «СССР в годы-перестройки».
Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», разрядка международной напряженности, новое политическое мышление. Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений?
Тема: На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Общая проблема. Какие изменения произошли в экономическом строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ? Начало кардинальных перемен в стране Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руководством России после распада СССР? Как они решались? Первые результаты реформ. Вспомните значение понятий: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализация цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Федерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.? Россия на пути обновления: успехи и неудачи (1991—1999 гг.)
После провала путча в августе 1991 г. Россия вступила в постперестроечный период. История постперестройки, политика возрождения посткоммунистической России связана с деятельностью Б. Н. Ельцина и его «команды». Постперестройка предполагает борьбу с пережитками социализма, решительные шаги в области политической и экономической свободы. Ее цель — ликвидация наследия тоталитаризма в России, создание правового государства на основе демократизации, разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; смена общественно-политической модели путем построения рыночной экономики со всеми ее атрибутами (частной собственностью, рынком капитала, ценных бумаг, труда).
|