Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало экономической реформы и активизация деятельности оппозиции






Сразу после ликвидации СССР перед российским прави­тельством встали три крупные задачи: во-первых, продол­жить — но более энергично и последовательно — курс на проведение реформ, прежде всего в области экономики; во- вторых, максимально сохранить с помощью СНГ эконо­мические и военно-политические связи между Россией и республиками бывшего Советского Союза; в-третьих, со­хранить и расширить уже достигнутое взаимопонимание и партнерство с США и другими странами Запада.

По распоряжению президента России со 2 января 1992 г. цены на товары и услуги были либерализованы. В Указе го­ворилось о переходе «на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-техническо­го назначения, товары народного потребления, работы и ус­луги». Временное исключение из этого общего правила касалось лишь электричества, нефти, газа, угля, некоторых продовольственных товаров (хлеб, молоко и т. д.).

Учитывая, что свободные цены будут тяжелым ударом для многих граждан — особенно для пенсионеров, студентов, ра­ботников госбюджетных организаций (школы, вузы, больни­цы и т. д.), — правительство России распорядилось повысить пенсии и зарплату в бюджетных организациях в 2—3 раза. Предполагалось, что «отпущенные» цены возрастут в 3—5 раз, но действительность оказалась неизмеримо более мрачной.

В условиях тотального дефицита цены на некоторые товары первой необходимости (мясо, колбаса, масло, сыр, сахар, а также обувь, холодильники, телевизоры и т. д.) увеличились в январе — феврале 1992 г. в 10—20—30 раз! Гиперинфляция лишила сбережений миллионы людей. Жизненный уровень народа резко снизился, десятки миллионов граждан оказа­лись за гранью нищеты или близко к ней.

 

В области внутренней политики руководство суверен­ной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин высту­пил с программным заявлением, где изложил суть наме­ченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышлен­ности и сельском хозяйстве; антимонопольная и ра­зумная налоговая политика; адресная система

социаль ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее корен­ное преобразование, создание основ нового экономическо­го и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

 

Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина

«О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.

«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло­жении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю­щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного по­требления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыноч­ным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 г. применение государствен­ных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно – технического назначения, основный потребительский товаров и услуг…

 

Вопрос: Какие цены называются свободными (рыночными)

 

В январе 1992г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике – цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно- фондовая система распределения ресурсов.

Начался переход конвертируемости рубля.

Отказ от регулируемой роли государства в экономике. К концу 1992г. взлет цен во многие десятки раз.

 

Попытки реванша неокоммунистов. «Шоковая терапия» реформаторов вызвала резкий протест широких слоев наро­да. Этим воспользовалась оппозиция. В Москве и Санкт-Пе­тербурге, Екатеринбурге и Саратове, Волгограде и других городах прошли массовые митинги и демонстрации, в орга­низации которых участвовали Российская коммунистическая Рабочая партия (РКРП), движение Объединенный фронт тру­дящихся (ОФТ), «Трудовая Москва» и близкие им по духу ор­ганизации. Участники манифестаций шли под красными знаменами, с социалистическими лозунгами, портретами Ле­нина и Сталина, с призывами «Правительство Ельцина — в отставку!», «Восстановить власть Советов!».

В свою очередь сторонники правительства Б. Ельцина также проводили массовые манифестации в поддержку пра­вительства: они несли трехцветные флаги России и транспа­ранты с призывами «проявить терпение», «оказать доверие» президенту.

Конечно, «митинговая демократия» не является чем-то необычным в цивилизованном обществе. Но дело в том, что многие митинги зимой 1991 г. — это прямое следствие оши­бок правительства России, которое своевременно не приня­ло эффективных мер по защите социально уязвимых слоев от действия жесткого механизма рыночной экономики. В ответ возникли попытки сыграть на трудностях переходного перио­да. Одна из них — состоявшийся 17 марта 1992 г. чрезвычай­ный съезд народных депутатов СССР. Выступая якобы от имени народа, С. Умалатова, А. Макашов, В. Носов, С. Су­хов и другие депутаты, полномочия которых прекращены с ликвидацией Советского Союза, призывали «восстановить попранную Конституцию СССР», «положить конец бесстыд­ному грабежу народной собственности со стороны своих и иностранных «приватизаторов», «осудить вдохновителей перестройки».

Другая подобная попытка — сплоченное вы­ступление оппозиционных, консервативных сил на VI съез­де народных депутатов России, где противников правительства среди депутатов было почти в два раза больше его сторонников.

Однако слабость аргументов оппозиции не означает бес­почвенности критики правительства: оно действительно до­пустило просчеты и перекосы в социальной политике. Эти ошибки дали возможность депутатам парламента предпринять массированную атаку на правительство в ходе обсуждения во­проса о реализации экономической реформы. Оппозицию курсу Ельцина—Гайдара возглавила фракция «Смена» и соз­данный на съезде блок «Российское единство», объединив­ший коммунистов и «патриотов». Представители оппозиции осуждали жесткий курс правительства и предлагали признать ход реформы неудовлетворительным, лишить президента Рос­сии дополнительных полномочий, предоставленных ему пя­тым съездом. Как правило, их выступления не содержали собственной конструктивной программы.

Атаки оппозиции вынудили Е. Гайдара заявить об отстав­ке правительства, но она не была принята президентом. Мо­мент удара по правительству оппозиция выбрала точно: несбалансированные реформы снизили жизненный уровень народа, спад производства продолжался, росла безработица.

С огромным интересом депутаты ждали выступления пре­зидента России с заключительным словом на VI съезде на­родных депутатов РФ 21 апреля 1992 г. И их ожидания оправдались. Он подверг резкой критике попытки лишить ре­альной власти исполнительные органы, ибо без сильной ис­полнительной власти не будет ни реформ, ни порядка, ни государственности, достойной России.

Приоритетными задачами правительства президент назвал исправление перекосов в социальной политике, преодоление спада производства, аграрную политику. В заслугу съезду глава государства поставил то, что «стратегический курс на ради­кальные реформы, принятый предыдущим, пятым съездом, был подтвержден». Указав, что «сегодня, как никогда, Рос­сии нужно гражданское согласие», Б. Ельцин подчеркнул, что в период перехода к рыночной экономике россиянам «при­ходится идти на большие жертвы, но большинство граждан понимают: они необходимы, чтобы страна наконец зажила достойной жизнью».

Рост активности оппозиции. В апреле—июне 1992 г. оп­позиционные правительству силы привлекли на свою сторо­ну тысячи новых сторонников. С конца 1991 г. до июля 1992 г. цены выросли минимум в 11 раз, заработная плата — только в 4, 5 раза, двух—трехмесячные задержки выдачи зарплаты из- за отсутствия наличных денег превратились в обыденность. В условиях кризиса их действия значительно активизирова­лись. Об этом, в частности, свидетельствовали образование в парламенте оппозиционного блока «Российское единство», созыв «Русского национального Собора» (РНС), демонстра­ции и стычки с сотрудниками милиции около телецентра «Ос­танкино».


Первый съезд «Русского национального Собора», в кото­ром приняло участие полторы тысячи делегатов из 117 горо­дов, состоялся 13—14 июня 1992 г. в Москве. Утверждая, что «залогом возрождения России» должно быть ее «великое про­шлое», РНС призывал своих сторонников выступить в защи­ту «национально-государственной идеи», якобы попранной сторонниками Б. Ельцина. Политические спекуляции на иде­ях славянофильства и «особости» России, перемежались с эмоциональными призывами бороться с «распродажей стра­ны иностранным капиталистам», против «вестернизации» Рос­сии и участников «жидо-масонского заговора».

Лозунги и призывы, звучавшие на съезде РНС, были под­креплены практическими действиями «Трудовой Москвы» возле телецентра «Останкино»; не случайно ведь «Собор» на­правил сюда свою депутацию. Вокруг телецентра пикетчики разбили палатки, образовали живые «цепи» и «коридоры». Участники пикета выкрикивали хорошо знакомые лозунги коммунистического прошлого, а некоторые даже пытались прорывать кордоны милиции, чтобы внутри здания «разо­браться» с сотрудниками телевидения.

События у телецентра нельзя понять и правильно оценить, если рассматривать их в отрыве от общей обстановки в Рос­сии летом 1992 г., для которой были характерны обострение экономического кризиса, усиление социальной напряженно­сти, рост активности оппозиции.

Правительство России также принимало меры к укрепле­нию своих тылов. Ему удалось, в частности, добиться консолидации партий и организаций, выступающих (пусть не всегда и с определенными оговорками) в поддержку правительства и курса реформ.

 

Преодолев разногласия, они сумели обеспе­чить объединение разрозненных партий и движений в два крупных блока.


21 июня 1992 г. создается блок «Гражданский союз», который объявил себя политическим центром. Он объединил более 40 партий. В него вошли: Демократическая партия России

(«партия Травкина»), Народная партия «Свободная Россия» («партия Руцкого»), Всероссийский союз «Обновление», парламентская фракция «Смена — новая политика», Российский союз молодежи и др. Среди идеологов и руководителей блока — А. Вольский, А. Руцкой, Н. Травкин. Учредители «Гражданского союза» свою задачу видели в противодействии любым проявлениям политического радикализма, поддерж­ке сильного демократического государства и конституцион­ного порядка.

Спустя три недели, 10 июля 1992 г. в Москве было объяв­лено о создании блока политических партий «Демократиче­ский выбор», который считает себя «левее» центра. В него вошли парламентская группа «Реформа», движение «Демо­кратическая Россия», Народно-патриотическая партия, Рес­публиканская партия России, Лига предпринимателей и кооператоров, Российское движение демократических ре­форм; организации предпринимателей, защитников Белого дома, научная, творческая интеллигенция. Среди идеологов и руководителей блока — Г. Попов, К. Боровой, К. Игнатьев, В. Селюнин, Г. Старовойтова, С. Юшенков, Г. Каспаров.

В июне 1992 г. исполнился первый год с момента избра­ния Ельцина на пост президента России. Большинство рос­сиян волновал вопрос: когда же в стране будет наведен порядок, прекратятся вооруженные конфликты, наступит улучшение жизни? Не вызывает сомнения, что наиболее ав­торитетный ответ на такой вопрос мог дать глава нашего го­сударства.

Президент РФ Б. Ельцин, выступая 14 июля 1992 г., отметил, что в ближайшие месяцы сохранится мир, путча и крупных межнациональных конфликтов в России не будет, а «улучшения жизни... в этом году ожидать пока рано. Это трудный год, самый трудный из всех».

Несомненно, что за первый год президентства Б. Ельцина сделано много, но это мизерно по сравнению с тем, что нуж­но и, наверное, можно было сделать. В 1992 г. не удалось ре­шить важнейшую задачу — расширить опору президента России среди союзников, чтобы укрепить новую власть.

Зигзаги экономической политики. Правительство Е. Гай­дара в течение первого полугодия 1992 г. проводило жесткий курс на экономическую стабилизацию: еженедельный при­рост индекса цен сократился с 8—9% в феврале до 1—2% в июле. Столкнувшись с нехваткой денег, предприятия-моно­полисты начали подумывать о снижении цен и перестройке структуры производства.

Но творцы экономической политики не выдержали взя­того курса: в августе—сентябре Центральный банк России (ЦБР), подчиненный не правительству, а Верховному Совету России, предоставил промышленности сотни миллиардов рублей. Эти антирыночные действия руководства Центробан­ка не встретили отпора со стороны Е. Гайдара. Курс рубля неуклонно стал падать.

В конце сентября правительство объявило о повышении цен на энергоносители. Цена на нефть выросла более чем в два раза, на уголь — на 30%. Эксперты заявили, что цены бу­дут расти и дальше, так как внутренняя цена на нефть в Рос­сии в 5 раз меньше мировых цен. В связи с этим наступил новый виток дороговизны. Подорожали билеты на воздуш­ный и железнодорожный транспорт, хлеб и другие продоволь­ственные товары. Уровень жизни населения снизился на 65—70%. Примерно 113 млн. человек имели доходы ниже чер­ты бедности, т. е. не могли за счет своих доходов приобрести минимум продуктов, лекарств и оплатить жилье.

В августе 1992 г. количество полностью безработных в Рос­сии достигло 300 тыс. человек. Выросла «скрытая безработи­ца»: многие предприятия установили трехдневную рабочую неделю. Личный рейтинг президента Б. Н. Ельцина снизил­ся. Таким образом, осенью 1992 г. сложились благоприятные условия для атаки оппозиции на правительство. Резко акти­визировались «национал-патриотические» силы. На сессии российского парламента, открывшейся 2 сентября 1992 г., оп­позиция попыталась нанести мощный удар по президенту и правительству. В дебатах по докладу исполняющего обязан­ности премьер-министра Е. Гайдара представители оппози­ции (И. Константинов, С. Бабурин и др.) требовали созвать съезд народных депутатов и вынести на него в качестве ос­новного вопрос о доверии правительству, что отражало их стремление пересмотреть стратегию реформ в целом, изме­нить главные ориентиры современной российской внутрен­ней политики. За декларациями оппозиции стояли не только их амбиции, но и нечто другое — ошибки и просчеты прави­тельства, разочарование многих россиян в итогах реформы, недовольство появлением в институтах власти новой номенк­латуры, по-прежнему оторванной от интересов народа.

 

С конца 1992г. приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров.

В годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. Создание акционерных предприятий, где роль акций играли земельные паи крестьян.

Начался неконтролируемый властями вызов капитала за рубеж.

Нарастало социальное расслоение Российского общества. К концу 1992г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в десять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства Е.Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин. Началась борьба с гиперинфляцией.

В 1993 г. проведена денежная реформа. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах СНГ.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную

купля–продажу на биржах и торгах акции частных и акционированных предприятии.

Сокращался объем промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991г.

Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1996г. 66, 5% от уровня 1991 г. страна ввозила до 40% продовольствия.

 

 

С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпо­ху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г.

 

Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?

 

Становление президентской республики. Вторая при­оритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов Рос­сии и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1978 г. Конституции Российской Феде­рации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного га­ранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государ­ственности: президентской республики (сильный прези­дент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назна­чающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.

 

Переходный характер российской государственности обусловил проти­востояние исполнительной и законо­дательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое пред­ставление о стратегии экономичес­ких реформ, формах и методах раз­государствления собственности. Вер­ховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном пере­ходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирова­ния.

 

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участников высказалось за доверие Президенту и его социаль­но-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответст­венно 32, 6 и 41, 4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Совета.

 

Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.

«Прямое противодействие осуществлению социально-экономи­ческих реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Вер­ховном Совете обструкция политики всенародно избранного Пре­зидента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли россий­ского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противо­речивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распо­рядительной и контрольной функций Съездом народных депута­тов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Фе­дерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Фе­дерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента...

2. Конституционной ко­миссии и Конституционному совещанию представить к 12 декаб­ря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...».

 

Вопрос: В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

 

Резко против президентского указа выступили Вер­ховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбу­латовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как некон­ституционные.

Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нор­мам действующей Конституции, возложил на себя обя­занности Президента и начал формировать новое правительство.

2 октября в Москве прошли организован­ные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой за­хватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем пред­приняли неудачную попытку взять штурмом Останкин­ский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска.

Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти.

 

В марте 1992г. в Москве подписан Федеральный договор, где угонялись взаимоотношения между субъектами РФ. Чеченская республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994г.

Начало процесса структурной перестройки. К осени 1992 г. в обществе постепенно крепла надежда на то, что в недале­ком будущем начнется стабилизация. Глава правительства Е. Гайдар в статье «Россия и реформы», опубликованной 19 ав­густа 1992 г., имел веские основания заявить: «Сейчас я не боюсь катастрофы. При сохраняющихся серьезнейших эко­номических и социальных проблемах страна управляема, ры­нок заработал, голода не предвидится. Начавшийся процесс структурной перестройки будет болезненным, но через него все равно придется пройти».

Пытаясь ускорить переход к рыночной экономике и за­интересовать в этом широкие массы, правительство решило форсировать приватизацию и добиться реального успеха в ли­квидации монополии государства на средства производства. Согласно указу президента РФ с 1 октября 1992 г. началась выдача всем гражданам России приватизационых чеков (вау­черов), дающих право на часть госимущества. Номинальная стоимость чека была определена в 10 тыс. рублей (цена носи­ла условный характер, ибо основывалась на остаточной балансовой стоимости госимущества в 1990 г. без учета ин­фляции 1991 — 1992 гг. и не включала стоимости земли, муни­ципальной собственности и т. д.).

Эта мера должна была содействовать появлению миллио­нов собственников и, при благоприятных условиях, способ­ствовать укреплению взаимопонимания населения с новой властью. На пятой сессии российского парламента (сентябрь 1992 г.) вице-премьер А. Чубайс выступил с обоснованием пра­вительственной программы приватизации и президентского указа о ваучерах. Нужный результат был получен: высший эко­номический совет и большинство народных депутатов под­держали Чубайса. Тот утверждал, что с помощью ваучеров каждый из 150 млн. россиян получит право приобрести не­сколько акций предприятий, ранее принадлежавших государ­ству, и улучшить свое материальное положение. Ценность одного ваучера, по его словам, была достаточно высока и рав­нялась стоимости автомашины марки «Волга».

С точки зрения общественного интереса программа «вау­черизации» была плохо продумана и вместо того, чтобы стать стимулом экономического развития, нанесла огромный ущерб экономике. Вольно или невольно, но авторы программы действовали не в интересах народа, а в интересах «новых бога­чей», спекулянтов и криминальных «авторитетов». Основные пороки программы можно свести к двум моментам. Во-первых, приватизированные предприятия начинали свою деятель­ность в условиях, когда они были лишены оборотных средств и возможности получения госкредитов, а это, естественно, снижало их рыночную цену в 20—40 раз; во-вторых, ваучеры были безымянными, в течение двух—трех лет они не при­носили их владельцам дохода и большинство граждан лег­ко согласились продать свои ваучеры спекулянтам за гроши. Некоторые граждане сберегли ваучеры и вложили их в пред­приятия и акционерные общества, но через два—три года выяснилось, что эти предприятия оказались нерентабельны­ми или банкротами.

В суматохе обвальной приватизации кое-кто по дешевке скупил у граждан сотни тысяч ваучеров и вложил их в акции наиболее прибыльных отраслей экономики (нефтедобываю­щая, газовая, электроэнергетическая промышленность и т. д.) и современные, рентабельные предприятия (автомобиле­строение, авиакомпании, телекоммуникации и т. д.).

Для подтверждения сказанного можно ограничиться дву­мя примерами. Уникальное предприятие «Норильский ни­кель» стоимостью в 12—15 млрд. долл. (только ежегодный доход от реализации металлов 2, 8—3 млрд. долл.) был продан за 140 млн. долл. Точно также был «продан» 51% акций ком­пании «Сибнефть». Б. Березовский со своей группой уплатил 0, 6 млрд. (новых) рублей при рыночной стоимости пакета, по расчетам аудиторов Счетной палаты, в 16, 2 млрд. В 25 раз дешевле реальной цены. Убыток государства составил 15, 6 млрд. рублей.

Нет ничего удивительного в том, что практика приватиза­ции разочаровала россиян. Младореформаторы подчеркивали позитивные результаты разгосударствления: она обеспечила возможность в короткие сроки создать класс собственников, дала миллионам людей стимул к частному предприниматель­ству. В России появились сотни тысяч «новых русских» — так принято было в начале 1990-х гг. называть людей, добивших­ся успеха в бизнесе. Наиболее удачливые из них, используя несовершенство законодательства и коррупцию среди госчи­новников, вскоре превратились в «олигархов», стали финан­совыми «тяжеловесами», возглавив коммерческие банки и финансово-промышленные группы.

Два пути проведения реформы. В конце 1991 г. у прави­тельства России было два пути вести реформы: медленно открыть ворота и проводить рыночные реформы регулиро­ванными порциями, растягивая болезненный процесс на 6 -7 лет, или, наоборот, открыть ворота настежь и пустить рынок в основном на самотек. В пользу первой модели говорило от­сутствие в России даже зачатков трех важнейших основ ры­ночной инфраструктуры (рынок капиталов, рынок товаров, рынок труда). Радикалы предпочли второй путь — так назы­ваемый «шоковой терапии». Но для успеха на этом пути не­обходимы два условия — большой комплекс эффективных механизмов саморегулирования и очень сильная власть, ко­торая не уступит давлению со стороны различных социаль­ных групп или партий. Однако, как признал в августе 1992 г. вице-премьер правительства РФ М. Полторанин, «и надеж­ных механизмов пока недостаточно, и такую власть мы соз­дать не смогли». В том, что так случилось, виноваты и российский парламент, и исполнительная власть. Винить только правительство за плачевное состояние экономики осенью 1992 г. нельзя. Следует учитывать, что Е. Гайдар при проведении реформы столкнулся с огромным сопротивле­нием. Однако верно и то, что при ее осуществлении пра­вительством Ельцина—Гайдара допущена масса ошибок. Но реформаторы сделали главное: страна вступила на путь эко­номических реформ.

Оппозиция атакует правительство. В октябре—ноябре 1992 г. политическая обстановка в России вновь обострилась. «Непримиримая оппозиция» начала атаку против президен­та, требуя его отставки. Б. Ельцина бездоказательно обвини­ли в сознательном проведении политики развала государства и ограбления народа. Верховный Совет РФ назначил на 1 де­кабря созыв VII съезда народных депутатов, отклонив прось­бу главы государства перенести съезд на март—апрель 1993 г.

VII съезд народных депутатов в первые дни работы занял жесткую позицию по отношению к президенту. Борьбу с «ан­тинародным» правительством Ельцина—Гайдара возглавил оппозиционный блок «Российское единство», в котором не­мало сторонников Фронта национального спасения. По тре­бованию оппозиции съезд дал неудовлетворительную оценку экономической политике правительства Е. Гайдара, а 5 декаб­ря одобрил поправки к Конституции. В соответствии с ними глава государства превращался, по сути, в декоративную фигуру, становился почти бесправным в отношении прави­тельства, которое также оказывалось «под каблуком» парла­мента. Поражения исполнительной власти в схватке со съездом удалось избежать лишь благодаря нескольким голо­сам депутатов — для принятия антиправительственных по­правок требовалось набрать две трети голосов, т. е. 694 голоса, а фактически получено 690.

Стремясь избежать обострения конфликта с парламентом, Б. Ельцин 8 декабря выступил с законодательной инициати­вой, чтобы четыре ведущих министра будущего правительст­ва (обороны, иностранных дел, безопасности и внутренних дел) назначались с согласия парламента. Но его готовность к компромиссу не была поддержана: съезд проголосовал за поправки к Конституции РФ, лишив президента многих важ­ных полномочий, естественных для главы государства. Эти поправки не давали ему права объявлять референдум, приос­танавливать действие закона до решения Конституционного суда и т. д. Съезд отклонил также предложение Б. Ельцина об утверждении Е. Гайдара на посту премьера.

Соглашение 12 декабря. Лобовое противостояние прези­дента и съезда породило конституционный кризис, опасный для судьбы страны. В этой ситуации председатель Конститу­ционного суда В. Зорькин потребовал от Б. Ельцина и главы парламента Р. Хасбулатова сесть за стол переговоров, пред­ложив свое посредничество для поиска путей к компромиссу Эти переговоры завершились 12 декабря. Съезд принял по­становление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации», которое урегулировало кризис. Было р шено в апреле 1993 г. провести Всероссийский референдум об основных положениях новой Конституции, отложить вступление в действие конституционных поправок, ограничиваю­щих полномочия президента, сохранить сложившийся баланс законодательной, исполнительной и судебной власти, пору­чить Б. Ельцину для решения вопроса о председателе Совета Министров внести на утверждение съезда одну из трех кандидатур, получивших наибольшее число голосов, считать утратившими силу обращения президента и съезда к народу.

Итак, лобовое столкновение съезда и президента разреши­ла. мучительным, но необходимым компромиссом. Согла­шение позволило предотвратить гражданскую конфронтацию, избежать опасности развала государства. Можно сказать, что это - победа разума, успех тех, чьи усилия направлены прежде- всего на достижение в стране политической стабильности. Соглашение 12 декабря устранило преграды на пути утверждения съездом главы кабинета. Исходя из того, что кан­дидатура Е. Гайдара не пройдет, Б. Ельцин 14 декабря предложил избрать В. Черномырдина, который получил поддержку 721 депутата и стал премьер-министром.

Активизация противников реформы. Оппозиция (необольшевики, блок «Российское единство» и др.) подвергла резкой критике соглашение 12 декабря, заявила, что президент РФ in дет страну к гибели, и потребовала отмены назначенного ни 25 апреля референдума. Оппозиция не скрывала своего на­мерения прийти к власти. Так, массовый митинг 23 февраля 1')93 г. на Манежной площади в Москве, проходивший с уча­щем коммуниста Г. Зюганова и генерала Варенникова (члены ГКЧП), принял резолюцию, которая адекватно отражала настроения и планы непримиримой оппозиции.

В резолюции «О Комитете национального спасения» говорилось: «Главной причиной разрушениянашей страны явился факт измены ее интересам высшего государственного и военного руководства... Важнейшая задача Комитета национального спасе­нии - создание условий для всенародного формирования и приведения к власти коалиционного правительства нацио­нального доверия. КНС действует во взаимодействии с Вер­ховным Советом РФ».

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что в нача­ле 1993 I. конфликт между сторонниками и противниками ре­формы значительно обострился, и последние, опираясь на консервативные силы в депутатском корпусе, решили вос­становить в России всевластие Советов.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993г. На 1 место вышли представители ЛДПР.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент избирается на 4 года.

В апреле 1994 г. был подготовлен договор об общественном согласии.

В декабре 1995г. завершилась компания по выборам в Государственную думу. Партийный состав в Госдуме не изменился, лишь место «Выбора России» занял новый блок «Наш дом – Россия» (В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. начались выборы президента РФ (борьба между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым). 3 июля победу одержал Б. Н. Ельцин.

Республики заявили о своем суверенитете.

Курс на выход из РФ (Татарстан, Башкортостан, Якутия)

Тем временем межнациональные конфликты приве­ли к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для раз­ведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формировани­ями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию это­го субъекта РФ вошли федеральные войска для восста­новления там конституционной законности и право­порядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили полити­ческую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители феде­ральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о бу­дущем Чечни откладывалось на пять лет.

 

Объясните значение понятий и выражений: адресная си­стема социальной помощи, рынок капиталов, «чековые ин­вестиционные фонды», акционирование, президентская ре­спублика, парламентская республика, Федеральное собра­ние, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепара­тизм, Хасавюртовские соглашения.

1. Какие действия Правительства РФ заложили осно­вы рыночной экономики? Поработайте в парах. Опре­делите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы.

2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственно­сти.

3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции

1993 г.».

4. На основании тек­ста Конституции РФ докажите, что Россия — право­вое государство.

5. Выскажите свое мнение: почему су­ществуют разные точки зрения о социально-экономи­ческих и политических преобразованиях, происходив­ших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?

 

 

Тема: Российское общение в первые годы реформы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал