Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало экономической реформы и активизация деятельности оппозиции
Сразу после ликвидации СССР перед российским правительством встали три крупные задачи: во-первых, продолжить — но более энергично и последовательно — курс на проведение реформ, прежде всего в области экономики; во- вторых, максимально сохранить с помощью СНГ экономические и военно-политические связи между Россией и республиками бывшего Советского Союза; в-третьих, сохранить и расширить уже достигнутое взаимопонимание и партнерство с США и другими странами Запада. По распоряжению президента России со 2 января 1992 г. цены на товары и услуги были либерализованы. В Указе говорилось о переходе «на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Временное исключение из этого общего правила касалось лишь электричества, нефти, газа, угля, некоторых продовольственных товаров (хлеб, молоко и т. д.). Учитывая, что свободные цены будут тяжелым ударом для многих граждан — особенно для пенсионеров, студентов, работников госбюджетных организаций (школы, вузы, больницы и т. д.), — правительство России распорядилось повысить пенсии и зарплату в бюджетных организациях в 2—3 раза. Предполагалось, что «отпущенные» цены возрастут в 3—5 раз, но действительность оказалась неизмеримо более мрачной. В условиях тотального дефицита цены на некоторые товары первой необходимости (мясо, колбаса, масло, сыр, сахар, а также обувь, холодильники, телевизоры и т. д.) увеличились в январе — феврале 1992 г. в 10—20—30 раз! Гиперинфляция лишила сбережений миллионы людей. Жизненный уровень народа резко снизился, десятки миллионов граждан оказались за гранью нищеты или близко к ней.
В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. «Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социаль ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции. Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой. Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. «В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю: 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам. 2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно – технического назначения, основный потребительский товаров и услуг…
Вопрос: Какие цены называются свободными (рыночными)
В январе 1992г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике – цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно- фондовая система распределения ресурсов. Начался переход конвертируемости рубля. Отказ от регулируемой роли государства в экономике. К концу 1992г. взлет цен во многие десятки раз.
Попытки реванша неокоммунистов. «Шоковая терапия» реформаторов вызвала резкий протест широких слоев народа. Этим воспользовалась оппозиция. В Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Саратове, Волгограде и других городах прошли массовые митинги и демонстрации, в организации которых участвовали Российская коммунистическая Рабочая партия (РКРП), движение Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), «Трудовая Москва» и близкие им по духу организации. Участники манифестаций шли под красными знаменами, с социалистическими лозунгами, портретами Ленина и Сталина, с призывами «Правительство Ельцина — в отставку!», «Восстановить власть Советов!». В свою очередь сторонники правительства Б. Ельцина также проводили массовые манифестации в поддержку правительства: они несли трехцветные флаги России и транспаранты с призывами «проявить терпение», «оказать доверие» президенту. Конечно, «митинговая демократия» не является чем-то необычным в цивилизованном обществе. Но дело в том, что многие митинги зимой 1991 г. — это прямое следствие ошибок правительства России, которое своевременно не приняло эффективных мер по защите социально уязвимых слоев от действия жесткого механизма рыночной экономики. В ответ возникли попытки сыграть на трудностях переходного периода. Одна из них — состоявшийся 17 марта 1992 г. чрезвычайный съезд народных депутатов СССР. Выступая якобы от имени народа, С. Умалатова, А. Макашов, В. Носов, С. Сухов и другие депутаты, полномочия которых прекращены с ликвидацией Советского Союза, призывали «восстановить попранную Конституцию СССР», «положить конец бесстыдному грабежу народной собственности со стороны своих и иностранных «приватизаторов», «осудить вдохновителей перестройки». Другая подобная попытка — сплоченное выступление оппозиционных, консервативных сил на VI съезде народных депутатов России, где противников правительства среди депутатов было почти в два раза больше его сторонников. Однако слабость аргументов оппозиции не означает беспочвенности критики правительства: оно действительно допустило просчеты и перекосы в социальной политике. Эти ошибки дали возможность депутатам парламента предпринять массированную атаку на правительство в ходе обсуждения вопроса о реализации экономической реформы. Оппозицию курсу Ельцина—Гайдара возглавила фракция «Смена» и созданный на съезде блок «Российское единство», объединивший коммунистов и «патриотов». Представители оппозиции осуждали жесткий курс правительства и предлагали признать ход реформы неудовлетворительным, лишить президента России дополнительных полномочий, предоставленных ему пятым съездом. Как правило, их выступления не содержали собственной конструктивной программы. Атаки оппозиции вынудили Е. Гайдара заявить об отставке правительства, но она не была принята президентом. Момент удара по правительству оппозиция выбрала точно: несбалансированные реформы снизили жизненный уровень народа, спад производства продолжался, росла безработица. С огромным интересом депутаты ждали выступления президента России с заключительным словом на VI съезде народных депутатов РФ 21 апреля 1992 г. И их ожидания оправдались. Он подверг резкой критике попытки лишить реальной власти исполнительные органы, ибо без сильной исполнительной власти не будет ни реформ, ни порядка, ни государственности, достойной России. Приоритетными задачами правительства президент назвал исправление перекосов в социальной политике, преодоление спада производства, аграрную политику. В заслугу съезду глава государства поставил то, что «стратегический курс на радикальные реформы, принятый предыдущим, пятым съездом, был подтвержден». Указав, что «сегодня, как никогда, России нужно гражданское согласие», Б. Ельцин подчеркнул, что в период перехода к рыночной экономике россиянам «приходится идти на большие жертвы, но большинство граждан понимают: они необходимы, чтобы страна наконец зажила достойной жизнью». Рост активности оппозиции. В апреле—июне 1992 г. оппозиционные правительству силы привлекли на свою сторону тысячи новых сторонников. С конца 1991 г. до июля 1992 г. цены выросли минимум в 11 раз, заработная плата — только в 4, 5 раза, двух—трехмесячные задержки выдачи зарплаты из- за отсутствия наличных денег превратились в обыденность. В условиях кризиса их действия значительно активизировались. Об этом, в частности, свидетельствовали образование в парламенте оппозиционного блока «Российское единство», созыв «Русского национального Собора» (РНС), демонстрации и стычки с сотрудниками милиции около телецентра «Останкино». Первый съезд «Русского национального Собора», в котором приняло участие полторы тысячи делегатов из 117 городов, состоялся 13—14 июня 1992 г. в Москве. Утверждая, что «залогом возрождения России» должно быть ее «великое прошлое», РНС призывал своих сторонников выступить в защиту «национально-государственной идеи», якобы попранной сторонниками Б. Ельцина. Политические спекуляции на идеях славянофильства и «особости» России, перемежались с эмоциональными призывами бороться с «распродажей страны иностранным капиталистам», против «вестернизации» России и участников «жидо-масонского заговора». Лозунги и призывы, звучавшие на съезде РНС, были подкреплены практическими действиями «Трудовой Москвы» возле телецентра «Останкино»; не случайно ведь «Собор» направил сюда свою депутацию. Вокруг телецентра пикетчики разбили палатки, образовали живые «цепи» и «коридоры». Участники пикета выкрикивали хорошо знакомые лозунги коммунистического прошлого, а некоторые даже пытались прорывать кордоны милиции, чтобы внутри здания «разобраться» с сотрудниками телевидения. События у телецентра нельзя понять и правильно оценить, если рассматривать их в отрыве от общей обстановки в России летом 1992 г., для которой были характерны обострение экономического кризиса, усиление социальной напряженности, рост активности оппозиции. Правительство России также принимало меры к укреплению своих тылов. Ему удалось, в частности, добиться консолидации партий и организаций, выступающих (пусть не всегда и с определенными оговорками) в поддержку правительства и курса реформ.
Преодолев разногласия, они сумели обеспечить объединение разрозненных партий и движений в два крупных блока. 21 июня 1992 г. создается блок «Гражданский союз», который объявил себя политическим центром. Он объединил более 40 партий. В него вошли: Демократическая партия России («партия Травкина»), Народная партия «Свободная Россия» («партия Руцкого»), Всероссийский союз «Обновление», парламентская фракция «Смена — новая политика», Российский союз молодежи и др. Среди идеологов и руководителей блока — А. Вольский, А. Руцкой, Н. Травкин. Учредители «Гражданского союза» свою задачу видели в противодействии любым проявлениям политического радикализма, поддержке сильного демократического государства и конституционного порядка. Спустя три недели, 10 июля 1992 г. в Москве было объявлено о создании блока политических партий «Демократический выбор», который считает себя «левее» центра. В него вошли парламентская группа «Реформа», движение «Демократическая Россия», Народно-патриотическая партия, Республиканская партия России, Лига предпринимателей и кооператоров, Российское движение демократических реформ; организации предпринимателей, защитников Белого дома, научная, творческая интеллигенция. Среди идеологов и руководителей блока — Г. Попов, К. Боровой, К. Игнатьев, В. Селюнин, Г. Старовойтова, С. Юшенков, Г. Каспаров. В июне 1992 г. исполнился первый год с момента избрания Ельцина на пост президента России. Большинство россиян волновал вопрос: когда же в стране будет наведен порядок, прекратятся вооруженные конфликты, наступит улучшение жизни? Не вызывает сомнения, что наиболее авторитетный ответ на такой вопрос мог дать глава нашего государства. Президент РФ Б. Ельцин, выступая 14 июля 1992 г., отметил, что в ближайшие месяцы сохранится мир, путча и крупных межнациональных конфликтов в России не будет, а «улучшения жизни... в этом году ожидать пока рано. Это трудный год, самый трудный из всех». Несомненно, что за первый год президентства Б. Ельцина сделано много, но это мизерно по сравнению с тем, что нужно и, наверное, можно было сделать. В 1992 г. не удалось решить важнейшую задачу — расширить опору президента России среди союзников, чтобы укрепить новую власть. Зигзаги экономической политики. Правительство Е. Гайдара в течение первого полугодия 1992 г. проводило жесткий курс на экономическую стабилизацию: еженедельный прирост индекса цен сократился с 8—9% в феврале до 1—2% в июле. Столкнувшись с нехваткой денег, предприятия-монополисты начали подумывать о снижении цен и перестройке структуры производства. Но творцы экономической политики не выдержали взятого курса: в августе—сентябре Центральный банк России (ЦБР), подчиненный не правительству, а Верховному Совету России, предоставил промышленности сотни миллиардов рублей. Эти антирыночные действия руководства Центробанка не встретили отпора со стороны Е. Гайдара. Курс рубля неуклонно стал падать. В конце сентября правительство объявило о повышении цен на энергоносители. Цена на нефть выросла более чем в два раза, на уголь — на 30%. Эксперты заявили, что цены будут расти и дальше, так как внутренняя цена на нефть в России в 5 раз меньше мировых цен. В связи с этим наступил новый виток дороговизны. Подорожали билеты на воздушный и железнодорожный транспорт, хлеб и другие продовольственные товары. Уровень жизни населения снизился на 65—70%. Примерно 113 млн. человек имели доходы ниже черты бедности, т. е. не могли за счет своих доходов приобрести минимум продуктов, лекарств и оплатить жилье. В августе 1992 г. количество полностью безработных в России достигло 300 тыс. человек. Выросла «скрытая безработица»: многие предприятия установили трехдневную рабочую неделю. Личный рейтинг президента Б. Н. Ельцина снизился. Таким образом, осенью 1992 г. сложились благоприятные условия для атаки оппозиции на правительство. Резко активизировались «национал-патриотические» силы. На сессии российского парламента, открывшейся 2 сентября 1992 г., оппозиция попыталась нанести мощный удар по президенту и правительству. В дебатах по докладу исполняющего обязанности премьер-министра Е. Гайдара представители оппозиции (И. Константинов, С. Бабурин и др.) требовали созвать съезд народных депутатов и вынести на него в качестве основного вопрос о доверии правительству, что отражало их стремление пересмотреть стратегию реформ в целом, изменить главные ориентиры современной российской внутренней политики. За декларациями оппозиции стояли не только их амбиции, но и нечто другое — ошибки и просчеты правительства, разочарование многих россиян в итогах реформы, недовольство появлением в институтах власти новой номенклатуры, по-прежнему оторванной от интересов народа.
С конца 1992г. приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров. В годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. Создание акционерных предприятий, где роль акций играли земельные паи крестьян. Начался неконтролируемый властями вызов капитала за рубеж. Нарастало социальное расслоение Российского общества. К концу 1992г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в десять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%. В декабре 1992г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства Е.Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин. Началась борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. проведена денежная реформа. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах СНГ. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную купля–продажу на биржах и торгах акции частных и акционированных предприятии. Сокращался объем промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991г. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1996г. 66, 5% от уровня 1991 г. страна ввозила до 40% продовольствия.
С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпоху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г.
Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?
Становление президентской республики. Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности. В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом. В принятой в 1978 г. Конституции Российской Федерации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.
Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое представление о стратегии экономических реформ, формах и методах разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участников высказалось за доверие Президенту и его социально-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответственно 32, 6 и 41, 4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета.
Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. «Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...».
Вопрос: В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?
Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой захватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы. Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти.
В марте 1992г. в Москве подписан Федеральный договор, где угонялись взаимоотношения между субъектами РФ. Чеченская республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994г. Начало процесса структурной перестройки. К осени 1992 г. в обществе постепенно крепла надежда на то, что в недалеком будущем начнется стабилизация. Глава правительства Е. Гайдар в статье «Россия и реформы», опубликованной 19 августа 1992 г., имел веские основания заявить: «Сейчас я не боюсь катастрофы. При сохраняющихся серьезнейших экономических и социальных проблемах страна управляема, рынок заработал, голода не предвидится. Начавшийся процесс структурной перестройки будет болезненным, но через него все равно придется пройти». Пытаясь ускорить переход к рыночной экономике и заинтересовать в этом широкие массы, правительство решило форсировать приватизацию и добиться реального успеха в ликвидации монополии государства на средства производства. Согласно указу президента РФ с 1 октября 1992 г. началась выдача всем гражданам России приватизационых чеков (ваучеров), дающих право на часть госимущества. Номинальная стоимость чека была определена в 10 тыс. рублей (цена носила условный характер, ибо основывалась на остаточной балансовой стоимости госимущества в 1990 г. без учета инфляции 1991 — 1992 гг. и не включала стоимости земли, муниципальной собственности и т. д.). Эта мера должна была содействовать появлению миллионов собственников и, при благоприятных условиях, способствовать укреплению взаимопонимания населения с новой властью. На пятой сессии российского парламента (сентябрь 1992 г.) вице-премьер А. Чубайс выступил с обоснованием правительственной программы приватизации и президентского указа о ваучерах. Нужный результат был получен: высший экономический совет и большинство народных депутатов поддержали Чубайса. Тот утверждал, что с помощью ваучеров каждый из 150 млн. россиян получит право приобрести несколько акций предприятий, ранее принадлежавших государству, и улучшить свое материальное положение. Ценность одного ваучера, по его словам, была достаточно высока и равнялась стоимости автомашины марки «Волга». С точки зрения общественного интереса программа «ваучеризации» была плохо продумана и вместо того, чтобы стать стимулом экономического развития, нанесла огромный ущерб экономике. Вольно или невольно, но авторы программы действовали не в интересах народа, а в интересах «новых богачей», спекулянтов и криминальных «авторитетов». Основные пороки программы можно свести к двум моментам. Во-первых, приватизированные предприятия начинали свою деятельность в условиях, когда они были лишены оборотных средств и возможности получения госкредитов, а это, естественно, снижало их рыночную цену в 20—40 раз; во-вторых, ваучеры были безымянными, в течение двух—трех лет они не приносили их владельцам дохода и большинство граждан легко согласились продать свои ваучеры спекулянтам за гроши. Некоторые граждане сберегли ваучеры и вложили их в предприятия и акционерные общества, но через два—три года выяснилось, что эти предприятия оказались нерентабельными или банкротами. В суматохе обвальной приватизации кое-кто по дешевке скупил у граждан сотни тысяч ваучеров и вложил их в акции наиболее прибыльных отраслей экономики (нефтедобывающая, газовая, электроэнергетическая промышленность и т. д.) и современные, рентабельные предприятия (автомобилестроение, авиакомпании, телекоммуникации и т. д.). Для подтверждения сказанного можно ограничиться двумя примерами. Уникальное предприятие «Норильский никель» стоимостью в 12—15 млрд. долл. (только ежегодный доход от реализации металлов 2, 8—3 млрд. долл.) был продан за 140 млн. долл. Точно также был «продан» 51% акций компании «Сибнефть». Б. Березовский со своей группой уплатил 0, 6 млрд. (новых) рублей при рыночной стоимости пакета, по расчетам аудиторов Счетной палаты, в 16, 2 млрд. В 25 раз дешевле реальной цены. Убыток государства составил 15, 6 млрд. рублей. Нет ничего удивительного в том, что практика приватизации разочаровала россиян. Младореформаторы подчеркивали позитивные результаты разгосударствления: она обеспечила возможность в короткие сроки создать класс собственников, дала миллионам людей стимул к частному предпринимательству. В России появились сотни тысяч «новых русских» — так принято было в начале 1990-х гг. называть людей, добившихся успеха в бизнесе. Наиболее удачливые из них, используя несовершенство законодательства и коррупцию среди госчиновников, вскоре превратились в «олигархов», стали финансовыми «тяжеловесами», возглавив коммерческие банки и финансово-промышленные группы. Два пути проведения реформы. В конце 1991 г. у правительства России было два пути вести реформы: медленно открыть ворота и проводить рыночные реформы регулированными порциями, растягивая болезненный процесс на 6 -7 лет, или, наоборот, открыть ворота настежь и пустить рынок в основном на самотек. В пользу первой модели говорило отсутствие в России даже зачатков трех важнейших основ рыночной инфраструктуры (рынок капиталов, рынок товаров, рынок труда). Радикалы предпочли второй путь — так называемый «шоковой терапии». Но для успеха на этом пути необходимы два условия — большой комплекс эффективных механизмов саморегулирования и очень сильная власть, которая не уступит давлению со стороны различных социальных групп или партий. Однако, как признал в августе 1992 г. вице-премьер правительства РФ М. Полторанин, «и надежных механизмов пока недостаточно, и такую власть мы создать не смогли». В том, что так случилось, виноваты и российский парламент, и исполнительная власть. Винить только правительство за плачевное состояние экономики осенью 1992 г. нельзя. Следует учитывать, что Е. Гайдар при проведении реформы столкнулся с огромным сопротивлением. Однако верно и то, что при ее осуществлении правительством Ельцина—Гайдара допущена масса ошибок. Но реформаторы сделали главное: страна вступила на путь экономических реформ. Оппозиция атакует правительство. В октябре—ноябре 1992 г. политическая обстановка в России вновь обострилась. «Непримиримая оппозиция» начала атаку против президента, требуя его отставки. Б. Ельцина бездоказательно обвинили в сознательном проведении политики развала государства и ограбления народа. Верховный Совет РФ назначил на 1 декабря созыв VII съезда народных депутатов, отклонив просьбу главы государства перенести съезд на март—апрель 1993 г. VII съезд народных депутатов в первые дни работы занял жесткую позицию по отношению к президенту. Борьбу с «антинародным» правительством Ельцина—Гайдара возглавил оппозиционный блок «Российское единство», в котором немало сторонников Фронта национального спасения. По требованию оппозиции съезд дал неудовлетворительную оценку экономической политике правительства Е. Гайдара, а 5 декабря одобрил поправки к Конституции. В соответствии с ними глава государства превращался, по сути, в декоративную фигуру, становился почти бесправным в отношении правительства, которое также оказывалось «под каблуком» парламента. Поражения исполнительной власти в схватке со съездом удалось избежать лишь благодаря нескольким голосам депутатов — для принятия антиправительственных поправок требовалось набрать две трети голосов, т. е. 694 голоса, а фактически получено 690. Стремясь избежать обострения конфликта с парламентом, Б. Ельцин 8 декабря выступил с законодательной инициативой, чтобы четыре ведущих министра будущего правительства (обороны, иностранных дел, безопасности и внутренних дел) назначались с согласия парламента. Но его готовность к компромиссу не была поддержана: съезд проголосовал за поправки к Конституции РФ, лишив президента многих важных полномочий, естественных для главы государства. Эти поправки не давали ему права объявлять референдум, приостанавливать действие закона до решения Конституционного суда и т. д. Съезд отклонил также предложение Б. Ельцина об утверждении Е. Гайдара на посту премьера. Соглашение 12 декабря. Лобовое противостояние президента и съезда породило конституционный кризис, опасный для судьбы страны. В этой ситуации председатель Конституционного суда В. Зорькин потребовал от Б. Ельцина и главы парламента Р. Хасбулатова сесть за стол переговоров, предложив свое посредничество для поиска путей к компромиссу Эти переговоры завершились 12 декабря. Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации», которое урегулировало кризис. Было р шено в апреле 1993 г. провести Всероссийский референдум об основных положениях новой Конституции, отложить вступление в действие конституционных поправок, ограничивающих полномочия президента, сохранить сложившийся баланс законодательной, исполнительной и судебной власти, поручить Б. Ельцину для решения вопроса о председателе Совета Министров внести на утверждение съезда одну из трех кандидатур, получивших наибольшее число голосов, считать утратившими силу обращения президента и съезда к народу. Итак, лобовое столкновение съезда и президента разрешила. мучительным, но необходимым компромиссом. Соглашение позволило предотвратить гражданскую конфронтацию, избежать опасности развала государства. Можно сказать, что это - победа разума, успех тех, чьи усилия направлены прежде- всего на достижение в стране политической стабильности. Соглашение 12 декабря устранило преграды на пути утверждения съездом главы кабинета. Исходя из того, что кандидатура Е. Гайдара не пройдет, Б. Ельцин 14 декабря предложил избрать В. Черномырдина, который получил поддержку 721 депутата и стал премьер-министром. Активизация противников реформы. Оппозиция (необольшевики, блок «Российское единство» и др.) подвергла резкой критике соглашение 12 декабря, заявила, что президент РФ in дет страну к гибели, и потребовала отмены назначенного ни 25 апреля референдума. Оппозиция не скрывала своего намерения прийти к власти. Так, массовый митинг 23 февраля 1')93 г. на Манежной площади в Москве, проходивший с учащем коммуниста Г. Зюганова и генерала Варенникова (члены ГКЧП), принял резолюцию, которая адекватно отражала настроения и планы непримиримой оппозиции. В резолюции «О Комитете национального спасения» говорилось: «Главной причиной разрушениянашей страны явился факт измены ее интересам высшего государственного и военного руководства... Важнейшая задача Комитета национального спасении - создание условий для всенародного формирования и приведения к власти коалиционного правительства национального доверия. КНС действует во взаимодействии с Верховным Советом РФ». Таким образом, факты свидетельствуют о том, что в начале 1993 I. конфликт между сторонниками и противниками реформы значительно обострился, и последние, опираясь на консервативные силы в депутатском корпусе, решили восстановить в России всевластие Советов. Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993г. На 1 место вышли представители ЛДПР. В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент избирается на 4 года. В апреле 1994 г. был подготовлен договор об общественном согласии. В декабре 1995г. завершилась компания по выборам в Государственную думу. Партийный состав в Госдуме не изменился, лишь место «Выбора России» занял новый блок «Наш дом – Россия» (В. С. Черномырдин). В мае 1996 г. начались выборы президента РФ (борьба между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым). 3 июля победу одержал Б. Н. Ельцин. Республики заявили о своем суверенитете. Курс на выход из РФ (Татарстан, Башкортостан, Якутия) Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка. Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.
Объясните значение понятий и выражений: адресная система социальной помощи, рынок капиталов, «чековые инвестиционные фонды», акционирование, президентская республика, парламентская республика, Федеральное собрание, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепаратизм, Хасавюртовские соглашения. 1. Какие действия Правительства РФ заложили основы рыночной экономики? Поработайте в парах. Определите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы. 2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственности. 3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.». 4. На основании текста Конституции РФ докажите, что Россия — правовое государство. 5. Выскажите свое мнение: почему существуют разные точки зрения о социально-экономических и политических преобразованиях, происходивших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?
Тема: Российское общение в первые годы реформы.
|