![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В интересах гражданского мира
(ноябрь 1993—декабрь 1997 гг.) Попытка государственного переворота в октябре 1993 г. закончилась провалом. Указом президента РФ 7 октября — день похорон граждан России, погибших при пресечении вооруженной попытки государственного переворота — был объявлен днем национального траура. При штурме Белого дома и «Останкино» было много убитых с той и другой стороны. В средствах массовой информации назывались противоречивые цифры потерь — от 200 до 400 человек. По официальным же данным, общее число погибших — 152 человека. Власти были милосердны к участникам мятежа 3—4 октября. После парламентских выборов 12 декабря 1993 г. в стране наступила политическая стабильность, приступили к работе Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд. В феврале 1994 г. Государственная дума приняла постановление об амнистии всех участников событий. В этой акции скрыт глубокий смысл. Амнистия снимала ответственность как с тех, кто поднял мятеж против законного президента Б. Ельцина, так и с тех, кто осуществил обстрел и штурм Белого дома. Такое всепрощение участников жестокой схватки имело, видимо, целью поскорее забыть трагические октябрьские события и создать условия для взаимопонимания между бывшими противниками, установления в стране прочного гражданского мира. Подготовка парламентских выборов. Выборы в новый парламент и референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации явились новым этапом стабилизации обстановки в стране. В подготовке к выборам в новый парламент участвовало 35 партий и движений, но лишь 13 из них удалось собрать необходимое число подписей избирателей и зарегистрировать свои списки в Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Выборы были крупным политическим событием в истории нашей страны: последние свободные выборы на многопартийной основе происходили в 1917 г. В условиях новой реальности различные партии развернули предвыборную борьбу за голоса избирателей. Итоги парламентских выборов. Многие аналитики ожидали, что наибольшие шансы на успех принадлежат пропрезидентскому блоку Е. Гайдара «Выбор России». Однако прогноз оказался ошибочным. Избиратели осудили методы проведения и результаты радикальных реформ, дистанцировались от жестких мер Кремля в ходе подавления октябрьского путча. В итоге все политические партии, поддержавшие курс президента РФ, набрали около трети голосов избирателей. В лагере реформистских сил, к сожалению, отсутствовало единство, в него входило четыре самостоятельных блока: «Выбор России»; «Яблоко»: Явлинский—Болдырев—Лукин; ПРЕС во главе с С. Шахраем и Российское движение демократических реформ (РДДР) под руководством Г. Попова и А. Собчака. Всего на выборах 12 декабря в Государственную думу было избрано 444 депутата (по норме — 450), в том числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В парламент прошли 8 из 13 партий и движений. Коммунисты и аграрии создали в Думе коалицию, что позволило им провести своих представителей на пост председателя Государственной думы и руководителей ряда важных комитетов. Принятие новой Конституции России. Одновременно с парламентскими выборами состоялся референдум по новой Конституции. 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации была принята, что явилось большой победой сил демократии, тех, для кого главное — забота о судьбе России и сохранении целостности страны. Что же дала новая Конституция РФ, в чем ее сила и преимущества? В отличие от старой новая Конституция четко расставила приоритеты власти с соблюдением принципа разделения властей. Усиление исполнительной власти сбалансировано введением важных положений о возможности отрешения Советом Федерации от власти президента страны, о возможности выражения Государственной думой недоверия правительству, право отмены Конституционным судом любых неконституционных актов. Для защиты Конституции от попыток изменить ее содержание процесс принятия поправок значительно усложнен. Самое важное в новой Конституции — признание того, что высшей ценностью является соблюдение и защита прав и свобод человека. Конституция — закон прямого действия, следовательно, права и свободы человека (свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, право на жилье, на забастовку и т. д.) являются непосредственно действующими, они не могут быть ограничены или отменены по решению какого-либо ведомства и местных властей. Созданы условия для свободного экономического развития человека, открыт реальный простор всем его способностям к труду. Провозглашено равенство перед законом всех форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной и частной. Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в политическую систему общества. В ней гораздо более четко определены отношения между президентом, правительством и Федеральным собранием. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. Он назначает с согласия Государственной думы председателя правительства РФ, принимает решение об отставке правительства РФ, назначает и освобождает вице-премьеров, федеральных министров, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру Генерального прокурора. Конституцией предусмотрено избрание законодательного органа — Федерального собрания в составе двух палат — Государственной думы и Совета Федерации. Таким образом, президент РФ по Конституции получил широкие, почти безграничные полномочия. Прерогативы парламента были значительно уже полномочий главы государства. Страны с таким режимом власти принято называть президентскими республиками. Договор об общественном согласии. 28 апреля 1994 г. по инициативе Кремля был подписан договор об общественном согласии, который одобрили руководители политических партий и общественных организаций, многие фракции Государственной думы. Под договором было поставлено свыше 800 подписей. Договор сыграл позитивную роль в укреплении гражданского мира и в налаживании эффективного диалога между президентом РФ и Государственной думой. Однако он не снял серьезных разногласий между законодательной и исполнительной властью по вопросам сроков и темпов проводимых реформ. Заключение договора заметно ослабило позиции экстремистских сил. Лагерь непримиримых сузился. Оппозиция стала склоняться к цивилизованным формам политической борьбы. Благодаря договору сформировался союз общественных сил, решивших объединить свои усилия в деле преобразований в России, чтобы тяжелый переходный период от тоталитаризма к демократии проходил мирно и конструктивно, не был отягощен конфликтами, социальной конфронтацией. Трудности переходного периода. Противоречия переходного периода неизбежно порождали преграды на пути достижения мира и стабильности в обществе. Объективно в 1994—1995 гг. перед Россией встали очень сложные задачи: структурная реформа сверхмилитаризованной экономики, повышение жизненного уровня россиян, создание эффективной правовой и судебной системы, подавление организованной преступности, построение равноправной и прочной федерации, нравственное оздоровление общества. В решении ряда задач были достигнуты определенные результаты. Так, вступили в действие новый Гражданский кодекс, Закон о государственной защите судей и работников правоохранительных органов и т.д. Но по другим направлениям заметных сдвигов добиться не удалось. Главной проблемой оставался спад промышленного производства, особенно сильно поразивший машиностроение, химическую, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, легкую промышленность. В 1995 г. правительство разработало программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Но российские предприниматели, недовольные жестким налоговым прессом, не торопились вкладывать средства в производство, предпочитая «прокручивать» свои капиталы в коммерческих банках или вывозить прибыль за границу. Среди иностранных инвесторов преобладала выжидательная позиция. На Западе отсутствовали четкие представления о специфических условиях российского рынка, его возможностях. У деловых партнеров оставались сомнения в политической стабильности, необратимости процесса экономических и политических реформ в России. После подписания договора об общественном согласии наступила некоторая политическая стабильность в стране. Лето и осень 1994 г. прошли относительно спокойно, уровень конфронтации противоборствующих сторон заметно уменьшился. Начало войны в Чечне. Относительно спокойная атмосфера в стране была нарушена началом военных действий в Чечне. 11 декабря 1994 г. российские войска тремя колоннами общей численностью около 40 тысяч солдат и офицеров при поддержке танков и авиации вошли на территорию Чечни. По распоряжению президента РФ им предстояло «разоружить незаконные бандформирования» и «восстановить конституционный порядок», «действие Конституции РФ» на территории этой республики. Трагические события в Чечне начались не 11 декабря, а двумя неделями раньше. Газеты сообщали, что 26 ноября антидудаевские формирования под командой Автурханова в составе свыше 100 танков и бронетранспортеров и около 2000 боевиков тремя колоннами двинулись на штурм Грозного. Боевики Дудаева подбили и уничтожили больше половины танков, остальные были вынуждены отступить. Несколько десятков танкистов оказались в плену у Дудаева. При допросах выяснилось, что это совсем не чеченская оппозиция, а русские офицеры, состоящие в кадрах ВС России, в том числе элитной Кантемировской танковой дивизии, дислоциированной вблизи Москвы. По вербовке они подписали контракт с органами ФСБ на проведение «спецоперации», за которую им было обещано 15 млн. руб. По месту службы им легально был оформлен отпуск. Разгром антидудаевской оппозиции (сторонники Дудаева назвали 26 ноября Днем защитника Отечества) был, по сути, предостережением федеральной власти. Однако «партия войны» в правительстве, «силовые» министры решили драться «до победы», свергнуть власть Дудаева и с этой установкой открыто начали широкомасштабные военные действия на территории Чечни. В самой Чечне отношение к России было различным. Сторонники Д. Завгаева (до 1991 г. — первый секретарь обкома КПСС Чечено-Ингушской Республики) считали, что Республика Чечня есть и будет в составе России. Наиболее влиятельной фигурой среди противников Д. Завгаева был Д. Дудаев, генерал-майор Советской армии в отставке. Ссылаясь на то, что еще весной 1990 г. представительный орган чеченского народа принял резолюцию о суверенитете Чечни (Республики Ичкерия), было сформировано правительство, созданы вооруженные силы Ичкерии. Лидеры сепаратистов потребовали от Кремля полной независимости и вывода российских войск с территории республики. В ходе столкновений с боевиками Дудаева российские войска понесли значительные потери убитыми и ранеными. Были потери и среди боевиков. Страшное горе война принесла мирным жителям Чечни. Тысячи ни в чем не повинных людей погибли в ходе боев и бомбардировок, десятки тысяч покинули свои дома, стали беженцами, укрывшись от войны в соседней Ингушетии. В России события в Чечне воспринимались по-разному. В пропрезидентских кругах оправдывали акцию ссылками на «криминальный характер» режима Дудаева. Оппозиция и часть правых радикалов подвергли критике действия Кремля, указывая, что применение силы преждевременно, поскольку не были исчерпаны все возможности мирного, политического урегулирования. Поспешный приказ о проведении явно не подготовленной военной операции увеличил количество жертв боевых действий. В конце декабря федеральные войска предприняли штурм столицы Чечни Грозного. Войска заняли центр города и крупные стратегические объекты, но по ночам в городе хозяйничали боевики, происходили эпизодические перестрелки. По мере того как потери российских солдат росли, а масштабы боевых действий расширялись, события в Чечне стали занимать все более видное место в политической жизни, в дискуссиях между радикальными демократами и национал- патриотами. Первые требовали от правительства учесть, что в Чечне гибнут тысячи мирных жителей и надо искать выход на путях организации переговоров о мире. Вторые говорили, что правительство ведет войну бездарно, нужны более решительные меры для сохранения целостности России и полного разгрома боевиков. Поведение Кремля в первой половине 1995 г. свидетельствовало о нежелании вести переговоры с сепаратистами, усилении влияния «силовой партии». В Госдуме эта позиция получила поддержку большинства. Активно выступавший за ведение переговоров с Дудаевым уполномоченный по правам человека С. Ковалев в марте 1995 г. был уволен. Преступность — угроза России. Социологические опросы 1994—1998 гг. показали, что на первое место среди волнующих их проблем граждане ставят не падение жизненного уровня, а рост преступности, бессилие МВД и прокуратуры справиться с этим. Средства массовой информации почти ежедневно сообщали о разгуле насилия: разбои, изнасилования, заказные убийства, нападения на банки и обменные пункты, покушения на бизнесменов, кровавые разборки между враждующими преступными группировками. В 1997—1999 г. в России совершено более 3 млн. тяжких преступлений — убийств, разбойных нападений, грабежей. В последние годы статистика преступности зафиксировала рост числа терактов, жертвами которых становятся десятки людей. Так, только за январь—июль 2000 г. в России предотвращено более 100 терактов, задержано около 500 человек, причастных к их организации. С сентября 1999 г. по июль 2000 г. в рамках всероссийской операции «Вихрь-антитеррор» в стране изъято 92 тонны взрывчатки и 585 тонн компонентов взрывчатых веществ, 10 600 взрывных устройств. Российские капиталисты, напуганные разгулом бандитизма в стране, принимают экстраординарные меры: нанимают телохранителей, создают собственные частные армии охранников, покупают бронированные автомобили, устройства для обнаружения взрывчатки, скрытые камеры, пуленепробиваемые жилеты. Но они не могут купить на свои деньги спокойствие. Проблема заказных убийств, осуществляемых профессионалами-киллерами сохранила свою актуальность. Раскрываемость заказных убийств не превышала 12%. Их жертвами чаще всего являются директора заводов, руководители акционерных компаний и банков. Помимо насилия не меньшую угрозу для людей и всего общества представляют «тихие» формы преступлений — коррупция среди чиновников госаппарата, распространение наркотиков, создание финансовых «пирамид» («МММ», «Тибет» и т. д.), подделка банковских документов (фальшивые авизо), проституция. Авторитетные эксперты пришли к выводу, что по уровню коррупции Россия занимает 3-е место в мире после Боливии и Нигерии. Рост преступности в постсоветский период обусловлен рядом причин. Появилась постоянная армия безработных, усилилась социальная дифференциация граждан, произошло падение общественной морали, возникла и быстро росла организованная преступность (мафия). Представительные, исполнительные и правоохранительные структуры власти были затронуты внутренним разложением. Если раньше оргпреступность была связана в основном с теневой экономикой, то в последние годы она силовыми методами взяла под свой контроль и легальные формы предпринимательства. О криминализации общественного бытия свидетельствуют, в частности, убийства журналиста газеты «Московский комсомолец» Д. Холодова, тележурналиста В. Листьева, петербургского вице-губернатора М. Маневича, депутата Государственной Думы Г. Старовойтовой. В докладе о борьбе с коррупцией на сессии Государственной Думы весной 1994 г. отмечалось, что «коррупция, как ржа, поразила государственные структуры, кредитно-финансовую систему, бизнес... Коррупция стала надежным прикрытием организованной преступности, ее стимулятором и покровителем. В 1993 г. выявлено более 52 тыс. преступлений, связанных с коррупцией». 4435 фактов взяток, выявленных за 10 месяцев 1995 г., — это «благодарность» чиновникам за лицензии, аренду недвижимости. Преступные сообщества при посредстве коррумпированных чиновников в той или иной степени контролируют около 50 тыс. предприятий и организаций всех видов форм собственности. За последние три—четыре года организованная преступность в России укрепила свои позиции. Сегодня преступность имеет и свой штаб, и аналитический, и информационный центры, квалифицированную разведку и контрразведку. В распоряжении бандитов — самое современное оружие, средства связи и электроники, мощный транспорт. При совершении бандитских и разбойных нападений преступники все чаще применяют оружие и взрывчатку. Парламентские выборы. С начала сентября 1995 г. «температура» политической жизни в стране резко повысилась — началась подготовка к выборам в новую Государственную Думу, поскольку истекал двухлетний срок ее полномочий. По сообщениям российских средств массовой информации, в стране официально зарегистрировано более 200 партий, при этом реальное участие в выборах приняли 43 партии. Но, по мнению опытных аналитиков, основная борьба должна была развернуться между коммунистами (КПРФ) и проправительственным общественным движением «Наш дом — Россия» (НДР). Для остальных партий главной задачей было попасть в Думу, а для этого необходимо получить более 5% голосов. Предвыборная платформа КПРФ, ее лидера Г. Зюганова, ссылалась на исторический опыт России «в строительстве мощного государства». Осуждалось намерение власти ввести частную собственность на землю, подчеркивалось, что политика президента привела к разорению страны, обнищанию народа, расчленению и гибели Советского Союза. Движение «Наш дом — Россия», которое возглавил премьер-министр В. Черномырдин, возникло незадолго до выборов — летом 1995 г. В предвыборной кампании НДР подчеркивалось, что правительство последовательно стремится к обузданию инфляции, стабилизации и подъему экономики. На этом пути уже достигнуты первые, хотя и скромные, положительные сдвиги. Отмечалось, что движение имеет центристский характер, не разделяет крайних взглядов, носителями которых, по мнению лидеров НДР, были как правые — Е. Гайдар и руководимый им блок «Демократический выбор России» (ДВР), так и левые — КПРФ во главе с Г. Зюгановым, а также союзники коммунистов в лице Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), «Трудовой России» и т. д. Выборы в парламент 17 декабря 1995 г. были вторыми в истории новой России. В них приняло участие гораздо больше избирателей, чем ожидали многие аналитики. Это говорит о том, что идеи демократии овладели сознанием миллионов и миллионов россиян. Результаты голосования в округах по общефедеральным (т. е. партийным) спискам таковы: 5-процентный барьер из 43 партий преодолели лишь четыре: коммунисты набрали 22% голосов, Либерально-демократическая партия (ЛДПР) —11%, «Наш дом — Россия» — около 10%, «Яблоко» — более 8%. Выборы 1995 г. существенно изменили расстановку политических сил, позиции отдельных фракций в Государственной Думе. С учетом голосов в одномандатных округах, коммунисты получили в Думе 149 мест, НДР — 65, ЛДПР — 51, «Яблоко» — 45 (приводится по состоянию на 16 января 1996 г.). Это свидетельствовало о победе коммунистов. В новом составе Госдумы их фракция становилась самой многочисленной, что позволяло ей оказывать значительное влияние на процедуру принятия важнейших законопроектов. Второй победитель — лидер ЛДПР В. Жириновский. Он заявил, что доволен результатами. Между тем его электорат сократился наполовину. Потерпел поражение блок НДР. В. Черномырдин по этому поводу заметил, что коммунисты были 70 лет у власти, имеют широко разветвленную структуру партии во всех регионах страны, НДР же возник за несколько месяцев до выборов и не сумел довести свою программу до основной массы избирателей, завоевать у них необходимый авторитет. Цель — власть в Кремле. В январе 1996 г. новый состав Госдумы начал свою работу. Представители КПРФ возглавили большинство думских комитетов, спикером Думы был избран секретарь ЦК КПРФ Г. Селезнев. Госдума не торопилась рассматривать либеральные законопроекты, в то же время некоторые из принятых ею законов, носившие популистский характер и требовавшие огромных расходов госбюджета, были отклонены президентом РФ Б. Ельциным. Левое большинство в Госдуме использовало любой подходящий повод для острых атак на правительство и президента, для нагнетания политической напряженности. Это было вызвано тем, что руководство КПРФ испытывало состояние определенной эйфории после победы, набирало очки в общественном мнении в расчете обеспечить победу своему кандидату на президентских выборах, назначенных на 16 июня 1996 г. Таким образом, формирование новой Госдумы не привело к установлению политической стабильности в стране, к дружной и согласованной деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. Наиболее острые межпартийные политические дискуссии в первой половине 1996 г. касались двух основных проблем — войны в Чечне и многомесячных задержек выдачи заработной платы шахтерам, учителям, врачам, военнослужащим. I Чеченская трагедия, второй год. К началу 1996 г. война в Чечне приняла затяжной характер. Появились самые разнообразные толки о ее характере. Высшие должностные лица РФ утверждали, что войны в Чечне нет, а просто подразделения МВД и Министерства обороны ведут операции против «бандформирований» и восстанавливают «конституционный порядок» в этом регионе России. Со своей стороны лидеры сепаратистов утверждали, что суверенная Чечня (Ичкерия) отстаивает свою независимость, а российские войска являются «оккупантами», которые должны как можно скорее уйти из республики. Дудаев и его сторонники считали бесспорным фактом независимость Чечни от России. Дудаевские боевики воевали отчаянно, будучи убеждены в своей правоте — они защищают свой дом, свое право жить по своему, сообразно собственным представлениям о жизнеустройстве. Утверждение министра обороны России генерала армии П. Грачева, что для наведения порядка в Чечне нужны всего лишь полк десантников и два часа времени было опровергнуто. Планы «блицкрига» потерпели в Чечне полный провал. Регулярная российская армия (включая спецназ и элитные части ВДВ), имеющая в своем распоряжении установки ракетной системы «Град», тяжелую артиллерию, сотни танков, БТР и БМП, вертолеты и штурмовики, не говоря уже о подразделениях внутренних войск, оказалась не в состоянии сломить сопротивление «незаконных вооруженных формирований» чеченцев. Споры вокруг войны в Чечне. Неудачи российской армии в Чечне вызвали в Москве поток противоречивых объяснений. По мнению некоторых генералов, армия еще летом 1995 г. была готова одержать окончательную победу, но ей помешали политики, начавшие переговоры о мирном урегулировании чеченского конфликта. Возникшая пауза в военных действиях была выгодна якобы только чеченцам, которые использовали ее для отдыха и перегруппировки своих вооруженных отрядов. С точки зрения независимых наблюдателей, неудачи российской армии были закономерны. Чеченская проблема, по их мнению, не имеет военного, силового решения, она может быть решена исключительно политическими средствами, т. е. в результате переговоров. Кроме того, в российских и зарубежных средствах массовой информации неоднократно публиковались материалы об ошибках и просчетах командования федеральных войск (недооценка роли разведки, ошибочное применение танков на улицах Грозного, где они были легкой мишенью для боевиков и т. п.). Некоторые журналисты, посетившие Чечню, отмечали низкий моральный дух многих частей федеральных войск, что негативно отражалось на их боеспособности. Отмечалась слабая подготовка солдат- первогодков, нарушения воинской дисциплины, пьянство, отсутствие у многих военнослужащих ясного понимания целей войны в Чечне, отношение к войне как «бессмысленной», «ненужной». Обострение социальных проблем. Статья 37 Конституции РФ гарантирует оплату за выполненную работу. На практике не только в акционерных компаниях, но и в госучреждениях выдачу зарплаты по разным причинам зачастую задерживали на 3—4 месяца. В период подготовки президентских выборов проблема несвоевременной выплаты приобрела невиданную остроту. Возмущение многомесячными задержками зарплаты вызвало забастовки шахтеров Воркуты, Кемерова, Приморья. О желании и готовности организовать акции протеста заявили учителя, врачи, жены офицеров, научные работники и другие. Все это вело к росту социальной напряженности, уменьшало шансы Б. Ельцина одержать победу в президентской гонке с кандидатом Народно-патриотического союза России (НПСР), лидером КПРФ Г. Зюгановым. Почему возникла эта проблема? Министерство финансов указывало, что массовое уклонение предприятий от уплаты налогов срывает формирование доходной части бюджета. Со своей стороны руководители частных предприятий обычно ссылались на общую экономическую ситуацию в стране: хронический кризис неплатежей предприятий всех уровней (энергетики должны угольщикам, железные дороги должны энергетикам, предприятия должны железным дорогам и т. д.), сокращение или полное прекращение деятельности сотен и тысяч заводов, продукция которых либо нерентабельна, либо неконкурентоспособна. В свою очередь журналисты отмечали, что российские предприниматели пытаются вскрыть некоторые важные причины неплатежей. Среди них «прокручивание» в коммерческих банках средств, выделенных на зарплату рабочим, саботаж уплаты налогов путем поощрения «черного нала», организации бартерных сделок, открытия «подпольных» счетов, перевода большей части прибыли в иностранные банки и т. п. Трудности в экономике в известной мере связаны также с просчетами и ошибками в деятельности российского правительства. К середине 1996 г. экономический кризис преодолен не был. Спад промышленного производства продолжался. В результате выпуска государственных займов значительно вырос внутренний государственный долг. Последствия компромиссов в экономической сфере. Неудачи в преодолении промышленного спада в значительной степени были результатом отсутствия у правительства России твердого и последовательного курса в области экономической стабилизации. Проводился двойственный и непоследовательный экономический курс. С одной стороны, правительство стремилось сбалансировать бюджет, соотносить его доходные и расходные статьи, выполнять свои международные обязательства, в том числе и перед Международным валютным фондом, Мировым банком. С другой стороны, имея в своем составе представителей различных влиятельных экономических структур, правительство было вынуждено нередко уступать требованиям этих сил, что подчас приводило к расточительному использованию ресурсов и возможностей государственного сектора в интересах приватизированных предприятий. Да и в администрации президента лоббистские группы также были представлены весьма весомо, т. е. сложился примерный баланс сил реформистских и нереформистских без перевеса той или иной стороны. Одним из примеров очевидных просчетов в реформаторской деятельности правительства являлась судьба бюджета на 1997 г. Представленный в Думу правительственный проект бюджета содержал в себе нереальные моменты. Основная проблема бюджета состояла в том, что доходы не покрывали расходы, причем дефицит достигал огромной величины — свыше 100 триллионов рублей. Это произошло в результате неоправданных уступок популизму: планирующиеся доходы расчетливо подгонялись под желательные с социальной и политической точек зрения расходы. Левое большинство в Думе не соглашалось на сокращение расходов на социальные программы. А правительство В. Черномырдина не имело ни желания, ни возможности идти на конфликт с Думой, чреватый отклонением бюджета. В результате в декабре 1996 г. Дума приняла явно нереальный бюджет 1997 г., и в феврале 1997 г. президент РФ его подписал. Но уже в апреле 1997 г. вице-премьер А. Чубайс вынужден был признать факт острого бюджетного кризиса, огромного разрыва между запланированными бюджетными расходами и реальными доходами и заявил о необходимости подвергнуть расходы решительному сокращению, иначе говоря — осуществить секвестр. Президентские выборы. Начальный этап подготовки к президентским выборам показал, что шансы Б. Ельцина на победу на порядок ниже, чем Г. Зюганова. Рейтинг популярности президента России в январе 1996 г. составлял всего один—два процента. Недовольство электората непопулярной войной в Чечне и длительными задержками зарплаты усугублялось еще одной важной причиной. Осенью 1995 г. Б. Ельцин очень редко появлялся на людях, диалог президента с народом существенно ослабел, чем незамедлительно воспользовался главный соперник президента Г. Зюганов. Предвыборная кампания кандидата КПРФ велась по двум основным направлениям: резкая критика ошибок и неудач президента и постоянная пропаганда идеи восстановления СССР. Для участия в президентской гонке каждый кандидат должен был собрать и представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) не менее миллиона подписей российских граждан. Это условие выполнили 11 потенциальных участников президентской гонки. Помимо Ельцина и Зюганова в борьбе за высший государственный пост приняли участие известные политики Горбачев, Жириновский, Явлинский, генерал Лебедь, предприниматели Брынцалов, Шаккум, профсоюзный деятель Тулеев, врач Федоров, экс-чемпион мира по тяжелой атлетике Власов. По итогам голосования 16 июня 1996 г. Б. Ельцин занял 1-е место, получив 35, 06%, не намного отстал от него Г. Зюганов- 31, 96%. Сенсацией первого тура стала победа «бронзового призера» президентской гонки А. Лебедя. Окружение президента и его избирательный штаб оперативно реагировали на этот успех. 18 июня в Кремле состоялась встреча генерала с президентом России, в итоге которой Б. Ельцин подписал два указа. Первым указом А. Лебедь назначался секретарем Совета безопасности РФ, помощником президента по национальной безопасности. Другим — президент отправил в отставку министра обороны генерала армии П. Грачева. Отставание Г. Зюганова от Б. Ельцина всего на 3% вызвало страх за исход избирательной кампании у начальника Службы безопасности президента А. Коржакова и других лиц из ближайшего окружения президента. Они предложили Б. Ельцину отложить выборы на два года. Б. Ельцин отверг опасения за исход второго тура и 20 июня утратившие доверие президента Коржаков—Сосковец—Барсуков были уволены в отставку. Оценивая кадровые перемены в Кремле, российские и зарубежные наблюдатели сходились во мнении, что смелые действия Б. Ельцина отвечают настроениям и требованиям широкой общественности. Заключив союз с А. Лебедем, устранив из своей команды непопулярных министров-«силовиков», президенту удалось перед началом второго этапа предвыборной кампании не только заручиться поддержкой лидеров правых и центристов, но и завоевать симпатии части электората левых. Правомерность такого вывода подтверждают итоги состоявшегося 3 июля 1996 г. второго тура выборов, когда Б. Ельцин по числу голосов значительно обогнал кандидата блока Народно-патриотических сил Г. Зюганова. В победе Б. Ельцина немалую роль сыграла его активность (за четыре месяца он объехал 24 региона), умение оперативно откликаться на требования общественного мнения (обещания частной собственности на землю, военной реформы, возобновление переговоров с лидерами Чечни в целях прекращения войны), продуманная тактика обновления своей команды накануне второго тура. Особо следует отметить эффективность предвыборной агитации президента. В центр ее был поставлен вопрос о недопустимости победы коммунистов. Избирателю внушался тезис: если победит Г. Зюганов, то это будет означать возврат назад — в советское прошлое, отказ от курса реформ. Все это восстановило доверие народа к действующему президенту и способствовало росту его популярности. Рейтинг Б. Ельцина, составлявший в феврале 1996 г. 6%, поднялся до 54% в июле. Народ снова поддержал его курс. В целом итоги второго тура таковы: за Б. Ельцина голосовало 53, 7%, за Г. Зюганова — 40, 4%. Выборы прошли в строгом соответствии с законом, без каких-либо серьезных нарушений. После победы Б. Ельцина на выборах было принято решение о проведении в Кремле в торжественной обстановке инаугурации (вступление в должность) первого президента России. Эта церемония состоялась 9 августа. Трагедия России в Грозном. В начале августа 1996 г. внимание миллионов россиян оказалось прикованным к событиям на Северном Кавказе. Внезапным нападением чеченские сепаратисты захватили Грозный. На рассвете 6 августа отряды боевиков незаметно вошли в город, взяв его под контроль, и начали штурм правительственных зданий в центре города. Общая численность боевиков составила около 4 тыс. Они были достаточно обеспечены стрелковым оружием, имели тяжелые пулеметы, гранатометы и т. д. Кто был виноват в случившемся? Почему боевики сравнительно легко захватили и удержали Грозный, где только группировка внутренних войск МВД насчитывала более 8 тыс. человек, на вооружении которых находилось 207 единиц бронетехники, 120 гранатометов, 25 минометов, где совсем рядом с городом в Ханкале находилась крупная база вооруженных сил МО РФ? Ответов на подобные вопросы пока нет. Войдя в Грозный, боевики в первую очередь овладели мостами, вокзалами, банками, телеграфом, телефонным переговорным пунктом и другими стратегическими объектами. Пожар охватил Дом правительства, здание российского представительства было уничтожено. Только за первую неделю боев в Грозном федеральные войска понесли огромные потери: порядка двухсот убитых, семисот раненых и свыше 150 пропавших без вести. Боевики подбили или уничтожили более ста единиц бронетехники и три вертолета. Тяжелое поражение российской армии произвело гнетущее впечатление на официальные круги и широкую общественность страны. 10 августа президентом РФ был объявлен днем национального траура. Неудачи российской армии в Чечне укрепили политическое влияние тех, кто выступал за мирное урегулирование конфликта, за деловые и конструктивные переговоры с руководителями самопровозглашенной Республики Ичкерия. Б. Ельцин одобрил идею прекращения войны и дал соответствующее поручение секретарю Совета безопасности генералу А. Лебедю, назначенному полномочным представителем президента России в Чечне. В Чечне А. Лебедь встретился с начальником штаба сепаратистов А. Масхадовым и и. о. президента Ичкерии (Чеченской республики) 3. Ендарбиевым. В результате трудных переговоров стороны согласились, что проблема Чечни не может быть решена военной силой, а установление мира возможно лишь путем политических переговоров. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте А. Лебедь и А. Масхадов подписали соглашения о прекращении огня, выводе федеральных войск из Чечни, демократическом избрании нового чеченского руководства, особом статусе Чечни в составе России, проведении через пять лет референдума о том, быть ли республике независимой. Мирный договор между Россией и Чечней. 11 мая 1997 г. в Кремле президент РФ Б. Ельцин и президент Чечни А. Масхадов подписали договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия. Это известие оказалось для многих неожиданным. В течение нескольких недель средства массовой информации сообщали о громких заявлениях Масхадова, что «партия войны» в российской элите не желает мира и активно стремится помешать подписанию договора. Тем не менее Масхадов в Москву приехал и мирный договор подписал. Его содержание весьма лаконично и заслуживает быть приведенным в полном объеме: «Высокие договаривающиеся стороны, желая прекратить многовековое противостояние и стремясь установить прочные, равноправные, взаимовыгодные отношения, договорились: 1. Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов. 2. Строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, при этом стороны взаимодействуют в сферах, определяемых конкретными соглашениями. 3. Договор является основой для заключения дальнейших договоров и соглашений по всему комплексу взаимоотношений». Главное значение договора состоит в том, что он открыл путь к установлению мирной жизни на всей территории Чечни. Однако оставлял за скобками вопрос о независимости Чечни. В нем соблюдалась Конституция России, которая рассматривает Чечню в качестве субъекта Российской Федерации. Это логично, поскольку Хасавюртовские соглашения (август 1996 г.) отложили рассмотрение вопроса о государственном статусе Чечни до 2001 г. Требование Кремля: необходимо навести порядок в стране! К осени 1996 г. российская экономика, похоже, достигла нижней точки спада. Правительство РФ разработало широкую программу, нацеленную на оздоровление финансового положения предприятий. Особое внимание было обращено на формирование механизма рынка капиталов и нормальных процентных ставок, который позволил бы повысить степень мобилизации сбережений населения для покрытия дефицита бюджета и финансирования частных инвестиций. 6 марта 1997 г. Б. Ельцин представил Федеральному собранию свое ежегодное послание «Порядок во власти — порядок в.стране». Президент выглядел бодрым, подтянутым и здоровым, не было заметно, что он долго болел, перенес очень сложную операцию на сердце. В речи президента содержалась констатация «безволия и некомпетентности» власти, обещание изменить состав правительства, призыв к борьбе с коррупцией, критика парламентариев за низкую законодательную активность. Лейтмотивом документа явилась идея порядка. В послании говорилось: «Мы объявили войну экономической преступности и коррупции, но по-настоящему так и не начали ее. Невыносимые условия для криминального бизнеса государство так и не создало... Преступность в сфере экономики идет рука об руку с коррупцией — злоупотреблением властью в личных интересах. Коррумпированная часть государственного аппарата «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального». Центральное место в послании занял вопрос о наведении порядка во власти, об укреплении дисциплины управленческого аппарата. В то же время в послании оказались обойденными такие важные вопросы, как наука, образование, культура, сельское хозяйство, где обеспечить быстрые перемены к лучшему практически невозможно. Тезис Б. Ельцина о важности наведения порядка, в первую очередь в целях изменения экономической ситуации в стране, был подкреплен реорганизацией правительства В.Черномырдина в марте 1997 г. В состав кабинета в качестве двух первых вице-премьеров были включены «молодые реформаторы» — А. Чубайс и Б. Немцов. Реорганизация правительства: гипотезы и реальность. Ключевым событием начала 1997 г. стало возвращение в большую политику президента Б. Ельцина. С известным преувеличением можно утверждать, что его реальное вступление на второй срок президентства произошло не в августе 1996 г., а в марте 1997 г. Программой радикальных реформ, изложенных в выступлении в Федеральном собрании, и серией последовавших затем указов Б. Ельцин стремился показать всем, что «смутное время» закончилось и что президент полностью контролирует ситуацию в стране. Происшедшие в феврале—июне 1997 г. изменения в правительстве, в темпах экономической реформы чрезвычайно глубоки. Фактически речь шла о попытке кардинального обновления режима. В качестве проводников нового динамичного стиля выступили Чубайс и Немцов. В обновленном правительстве роль Черномырдина в известной мере понизилась. Если раньше он был его единственным главой, то с марта 1997 г. образовался триумвират. В результате кадровых перестановок Ельцин избавил себя от необходимости повседневного вмешательства в текущие дела. Создав связку «Черномырдин—Чубайс—Немцов», он получил возможность отдать в руки правительства всю текущую работу. За президентом сохранялась роль арбитра и право в любой момент сменить правительство. Президент может принять это ответственное решение, как гарант российских реформ.
России прежней советской и новой постсоветской социальных структур не позволяет рассматривать нынешнее общество как единую социальную систему. Фактически оно распадается на отдельные сегменты... По мнению авторитетных ученых, стратификация современного общества выглядит так: элита (правящая политическая и экономическая) — 0, 5%; верхний слой (крупные и средние предприниматели, директора заметных приватизированных предприятий и др.) — 6, 5%; средний (мелкие бизнесмены, квалифицированные гражданские и военные профессионалы, управленцы среднего звена) — 20%; базовый (рядовые специалисты, мелкие менеджеры, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса) — 60%; нижний слой (мало- и неквалифицированные работники, временно безработные) — 7%; социальное «дно» (бездомные, бродяги, нищие, уголовники и др.) — до 5%. По источникам доходов население страны делилось на тех, кто жил за счет своей собственности и частнопредпринимательской деятельности; наемных работников разной квалификации и характера труда, занятых в государственном и частном секторах экономики, в сфере культуры и т. д.; граждан, получавших государственные пенсии по старости и состоянию здоровья. Наиболее четко статистика фиксирует социальное расслоение по размерам душевого дохода. Обществоведы выделяют следующие слои: богатые (средств достаточно для организации собственного крупного бизнеса, приносящего огромную прибыль) — 7%; состоятельные (средств хватает для высокого уровня жизни и приумножения имеющегося капитала) — 7%; обеспеченные (средства позволяют приобретать жилье, обновлять предметы длительного пользования, давать престижное образование детям, качественно отдыхать) — 15, 8%; малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости на минимальные затраты для лечения и укрепления здоровья) — 50%; неимущие (наличие минимальных средств лишь для элементарного поддержания жизни без всяких перспектив на ее улучшение) — 20, 2%. Вновь, как и в дореволюционное время, немалая часть российского населения оказалась в неуютном состоянии маргинальности (прежде благополучные квалифицированные работники, оказавшиеся в среде социально беспомощных, предприниматели с неустойчивым финансовым положением, вынужденные переселенцы из зон конфликтов в России и бывших республик СССР и др.). Изменения затронули и социальную политику государства. Была резко сокращена программа бесплатного предоставления жилья. Большую часть строящихся квартир теперь приходилось приобретать в собственность за деньги. В стране сохранилась система бесплатного медицинского обслуживания, но из-за экономических трудностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения.
Листок из архива. Статья министра здравоохранения России Ю. Л. Шевченко (1998). «Тенденции основных показателей здоровья населения продолжают оставаться тревожными. Страна впервые за послевоенную историю вплотную подошла к состоянию депопуляции: за счет превышения смертности над рождаемостью... Не следует забывать, что в стране произошло кардинальное изменение морально-этических представлений. Необходимость в предельно сжатые сроки приспособиться к жизни в новых условиях порой превышает адаптивные возможности организма. Это привело к росту обусловленной стрессами заболеваемости. Тяжесть кризиса обрушилась в первую очередь на трудоспособное население, смертность которого возросла к середине 90-х годов в 2—2, 5 раза... Страшное зло — новое для нашей страны явление наркомании... Конечно, положение не отчаянное. Прежде всего уже пройден какой-то критический момент и видны признаки пусть небольшого, но улучшения. Изменения затронули и социальную политику государства. Была резко сокращена программа бесплатного предоставления жилья. Большую часть строящихся квартир теперь приходилось приобретать в собственность за деньги. В стране сохранилась система бесплатного медицинского обслуживания, но из-за экономических трудностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения. Религия и церковь. Кризис коммунистической идеологии и демократизация общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг. в России православными себя считали 49% граждан, приверженцами ислама — 8%, других религий и культов — 14%. Остальные относили себя к числу неверующих. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Не допускается только пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства. В 1997 г. был принят новый закон — «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.), порабощавших и разрушавших личность человека. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России. В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внутренних и международных конфликтов. Священнослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия. Развитие культуры. Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры. Листок из трудов историков-искусствоведов. «Родившись в 1970-е гг. на Западе, постмодернизм стал формой протеста против ценностей общества массового потребления. Россия в отличие от Запада не прошла через периоды господства общества потребления и его отрицания. Поэтому в нашей стране постмодернизм приобрел иное звучание. Он бросил вызов сохранявшимся идеологизированным ценностям советского общества, олицетворял поиски нового миропонимания на этапе становления демократических институтов. Характерные черты постмодернизма — признание относительности любых идей и установок, отказ от изображения реальной действительности, отсутствие положительного героя. Для произведений этого толка характерны ирония, гротеск и абсурд, стремление автора к полной свободе самовыражения, к отрицанию классических канонов любого жанра, дробность идей, эклектичность. В этом они перекликаются с художественными исканиями «неформальной» культуры последних советских десятилетий». В стиле постмодернизма пишут такие современные писатели и поэты как В. Н. Войнович, А. Г. Битов, Д. А. Приров, Т. Ю. Кибирова, Г.В. Сапгир и др. Литературным событием стал роман В. О. Пелевина «Чапаев и пустота», где поиски истины облечены в форму диалогов нашего современника с человеком-легендой из иной исторической эпохи. Наступательно утверждался постмодернизм и в изобразительном искусстве. Здесь использовались новые творческие формы: инсталляции (художественные объекты, собранные из самых разных материалов, включая прозаические предметы быта) и перфомансы (формы прямого общения художника и зрителей с использованием театральных, музыкальных и изобразительных эффектов, нередко эпатажного свойства). Плодотворно работали мастера, оставшиеся верными стилистике традиционализма. Среди них большой популярностью пользовались художники и скульпторы И. С. Глазунов, А. М. Шилов, О. К. Комов, В. М. Клыков, 3. К. Церетели и др. Героями произведений живописного и монументального искусства стали исторические персонажи, прежде оценивавшиеся остро критически (Николай II и члены царской семьи, П. А. Столыпин, белые генералы). Большой простор для своей работы получили архитекторы. Здесь особенно заметно проявило себя обилие творческих стилей, порождавшее эклектику. Возводимые здания и другие архитектурные произведения нередко искусственно совмещали в себе элементы ампира, модерна, конструктивизма, так называемого сталинского классицизма. В отечественном кинематографе большой резонанс получили разные по жанру фильмы режиссеров Н. С. Михалкова («Утомленные солнцем», удостоенный американской премии «Оскар»), П. С. Лунгина («Такси-блюз»), В. Тодоровского («Страна глухих»), А. Г. Германа («Хрусталев, машину!»), А. Н. Сокурова («Русский ковчег»), А. В. Рогожкина («Особенности национальной охоты») и др. Ежегодно стал проводиться Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. С конца 90-х гг. возродился и Международный московский кинофестиваль. Не замирала театральная и музыкальная жизнь. Появилось много новых ярких постановок как известных мэтров театрального искусства (Ю. П. Любимова, М. А. Захарова, О. П. Табакова, Г. В. Волчек, М. А. Ульянова, Ю. М. Соломина, П. Н. Фоменко и др.), так и молодых режиссеров. Ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров (В. А. Гергиева, Е. Ф. Светланова, Г. Н. Рождественского и др.) и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. Находила своих поклонников музыка маститых композиторов- авангардистов и их последователей. Бурно развивалась новая молодежная музыкальная культура, отличавшаяся большим стилевым разнообразием и охватом огромной аудитории. Характерное для литературно-художественной атмосферы многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество на рубеже двух веков.
Объясните значение понятий и выражений: независимые средства массовой информации, тоталитарные секты, постмодернизм, инсталляция, перфоманс, «утечка мозгов», спонсорство, соц-арт.
Вопрос: 1. Какие факторы лежали в основе изменений в социальной структуре российского общества? 2. Какие меры может предпринять государство для помощи социально не защищенным слоям общества? 3. Докажите, что в России идет становление гражданского общества? 4. Можно ли утверждать, что в постсоветской России произошло освобождение личности от идеологического давления? 5. Что в развитии современной культуры кажется Вам основным? Тема: Ситуация в стране в конце XX в. Проблема. Каковы приоритетные направления развития России в конце XX в.? Вспомните значение понятия: мораторий.
Ответьте на вопросы: 1. Когда начались боевые действия против чеченских боевиков? 2. Какие партии, существующие в Российской Федерации, вы знаете? 3. Когда Президентом Российской Федерации стал В. В. Путин? Финансовый кризис 1998 г. — важный фактор ослабления государства и власти (январь 1998—август 1999 гг.) Позитивные итоги развития экономики России в третьем квартале 1997 г. породили надежду, что ситуация в стране меняется, что в следующем году начнется подъем. Но хорошие показатели осени 1997 г. носили, как оказалось, конъюнктурный характер. В 1998 г. экономический спад продолжился. Более того, финансовый кризис в августе 1998 г. нанес сокрушительное поражение планам экономической стабилизации. Для десятков миллионов российских граждан усиление кризиса было полной неожиданностью. В первой половине года только отдельные ученые высказывали сомнения насчет перспектив выхода из кризиса, ссылаясь на ослабление позиций рубля по отношению к американскому доллару и на быстрый рост государственного долга в результате выпуска огромного количества государственных краткосрочных обязательств (ГКО). В 1998 г. на обслуживание госдолга было запланировано 137 млрд. руб., что составляло 45% от всех доходов федерального бюджета. По мнению специалистов, были необходимы срочные меры для оздоровления экономики. 5 мая 1998 г. президент РФ Б. Ельцин направил послание правительству «О бюджетной политике на 1999 год», в котором обязал правительство принять программу экономии госрасходов и приступить к ее выполнению. Президент не скрывал озабоченности в связи с быстрым ростом госдолга. В послании говорилось, что прежняя безответственная политика, вызвала серьезное обострение проблемы задолженности. Полученные займы «проедались», а не использовались на развитие экономики. Тревожная весна 98-го года. Социально-экономическая ситуация в стране к весне стала весьма сложной и достаточно напряженной. «Сейчас в России практически нет ни одного человека, который почувствовал бы на себе экономический рост, о котором заявляло прежнее правительство,» — сказал и.о. премьер-министра С. Кириенко 1 апреля 1998 г. в Совете Федерации. Среди нерешенных проблем С. Кириенко отметил, прежде всего, низкую инвестиционную активность и падение уровня жизни общества. Четверть всего населения страны (32 млн. человек) имели доходы ниже прожиточного минимума. На этой почве возникли многочисленные демонстрации протеста и забастовки. 12 мая тысячи шахтеров заполярной Инты (Республика Коми) объявили забастовку, блокировав железную дорогу, связывающую города Печорского угольного бассейна с «большой землей». Бастующие требовали от Москвы погасить задолженность по зарплате 172 миллиона новых рублей. Шахтеров не испугал присланный в город ярославский ОМОН. Во второй половине мая прошли крупные выступления шахтеров в Ростовской области, Кузбассе и т. д. Свои требования выплаты заработной платы шахтеры подкрепили «рельсовой войной», перекрыв движение на железных дорогах. По данным на 22 мая 1998г. на Северной, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Приволжской, Юго-Восточной, Свердловской и Горьковской железных дорогах задержано 317 грузовых и 284 пассажирских поезда. Для урегулирования конфликта к стачечникам выезжали вице-премьеры Б. Немцов и О. Сысуев. Правительство в срочном порядке выделило на погашение долгов по зарплате и пенсиям в Ростовской и Кемеровской областях свыше 300 млн. рублей. Движение шахтеров отличалось организованностью и стойкостью. Оно продолжалось летом и осенью. С июня по октябрь сотни шахтеров, приехавшие в Москву, разбили в центре столицы палаточный городок и ежедневно пикетировали резиденцию правительства — Белый дом. Черный понедельник: драма 17 августа. С. Кириенко, сменивший В. Черномырдина на посту премьер-министра, получил в наследство высокий уровень социальной напряженности, значительный разрыв в бюджете между реальными доходами и расходами государства, огромный государственный долг — внутренний и внешний. Долги государства дестабилизировали экономику страны, вызывали задержку выплаты зарплаты бюджетникам на 6—9 месяцев. Так, например, общая сумма долгов по зарплате к апрелю 1998 г. достигла 57 млрд. 768 млн. рублей, что превышало худшие показатели 1997 г. Точкой отсчета острого и затяжного кризиса на финансовых рынках считается ноябрь 1997 г. В основе обострения ситуации — промедление правительства в 1995—1997 гг. с проведением мероприятий по оздоровлению бюджета, рост долгов. На протяжении девяти лет (1990—1998 гг.) расходы бюджета постоянно превышали доходы. К июню 1998 г. совокупный государственный долг составил почти 44% от ВВП. 26% заимствований приходилось на внешний долг. Затраты на обслуживание долга составили фактически 34% от общих расходов бюджета. По словам С. Кириенко, 379 млрд. рублей из вложений в ГКО необходимо было погасить уже в 1998 г., или почти 31 млрд. рублей в месяц, что в 1, 4 раза больше, чем ежемесячные доходы. Получив «добро» от президента РФ, С. Кириенко активно приступил к разработке антикризисной программы. 23 июня правительство утвердило «Программу стабилизации экономики и финансов». 1 июля Госдума заслушала доклад премьера по антикризисной программе правительства. Депутатам было предложено обсудить более 20 проектов законов, большинство из которых касалось налогов. Суть антикризисного пакета законов была достаточно проста — научиться жить по средствам и усилить регулирующую роль государства, особенно в сфере налогообложения. При обсуждении предложений Кириенко леворадикальные депутаты выступили с резкой критикой правительства. Предложенный пакет законопроектов, утверждали они, противоречит интересам народа. Лидеры оппозиции отстаивали традиционные позиции. В частности, Г. Зюганов, Н. Харитонов, Н. Рыжков требовали создать правительство народного доверия и изменения курса. Нижняя палата парламента фактически провалила антикризисную программу правительства. За три пленарных заседания Госдума одобрила лишь три правительственные инициативы. Только одна из них носила фискальный характер, и была связана с мерами по сбору налогов. Большая часть законопроектов была отклонена. В июле С. Кириенко сумел добиться согласия Думы на принятие еще нескольких законопроектов. Из антикризисной программы выпадали самые важные, «ключевые» проекты. В связи с этим С. Кириенко заявил, что меры, забаллотированные нижней палатой парламента, будут осуществляться посредством указов президента и постановлений правительства. Молодой премьер-министр действовал напористо, проявляя нередко смелость и жесткую позицию в интересах достижения поставленной цели. «За 100 дней существования правительства Кириенко, — писала газета «Известия» 4 августа 1998 г., — чиновник в образе скромного и аккуратного отличника обнаружил жесткость и политическую волю, которой не хватало целому правительству в течение пяти лет». 35-летний премьер лучше других понимал опасность назревающего финансового краха и необходимость принятия срочных и при этом крайне непопулярных решений. К августу острота ситуации на финансовых рынках достигла апогея. Правительство обязано было ежемесячно гасить почти 31 млрд. рублей долгов по ГКО, тогда как все доходы составляли только 20 млрд. рублей, в месяц. Кое-кто в Белом доме предлагал включить печатный станок и ослабить угрозу финансового краха с помощью эмиссии. Но этот вариант был отклонен: во-первых, он таил в себе опасность непредсказуемой инфляции, и, во-вторых, он не решал проблему в целом, ибо игнорировал вопрос о погашении внешнего долга России. Как известно, в 1996 г. правительство России объявило о введении конвертируемости рубля, установив валютный курс рубля на уровне около 6 рублей за 1 американский доллар. Возможное колебание курса рубля, так называемый «валютный коридор», допускался в пределах от 5, 6 до 6, 2 рубля. Специалисты считали такой курс рубля слишком завышенным, но это обстоятельство делало российский рынок весьма привлекательным для иностранных инвесторов. К тому же правительство, нуждаясь в деньгах, в 1997—1998 гг. повысило уровень доходности ГКО до 60—80% годовых, что привело к активному участию нерезидентов (т. е. иностранных граждан) к скупке ГКО. Успешное размещение на финансовых рынках государственных ценных бумаг создавало видимость благополучия, но рано или поздно иллюзии должны были уступить свое место реальной действительности. На июль 1998 г. совокупные иностранные вложения в Россию составляли от 45 до 50 млрд. долл. США, из них около 20 млрд. долл. составляли вложения в ГКО—ОФЗ. По оценкам Минфина общая стоимость находящихся в обращении краткосрочных ГКО составляла почти 30 млрд. долл. К этому времени стала очевидна неизбежность девальвации рубля. Проведение этого непопулярного мероприятия по необходимости держалось в строжайшей тайне, чтобы избежать паники на финансовых рынках и предотвратить махинации биржевых спекулянтов. Поэтому Кремль счел нужным опровергнуть слухи о девальвации рубля. В интервью, данном журналистам в Новгороде в пятницу, 14 августа, Б. Ельцин авторитетно заявил: «Девальвации не будет, это я заявляю твердо и четко. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано, каждые сутки проводятся работа и контроль ситуации в этой сфере». Но уже через два дня финансовый крах стал фактом. В «черный» понедельник, 17 августа 1998 г., было опубликовано совместное заявление правительства и Центробанка о введении экстренных мер, направленных на «преодоление последствий международного финансового кризиса», иными словами — на нормализацию финансовой и бюджетной политики. Основные положения этого документа следующие: — С 17 августа Центробанк переходит к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ «валютного коридора», которые отныне и до конца года определены от 6 до 9, 5 рубля за доллар; — Государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1998 г. будут переоформлены в новые ценные бумаги; — До завершения переоформления все сделки на рынке ГКО—ОФЗ приостанавливаются; — Объявляется мораторий сроком на 90 дней на возврат кредитов зарубежным участникам рынка (нерезидентам). Правительственные решения 17 августа имели огромные негативные последствия для страны. Например, дефолт (т. е. отказ платить долги) по обязательствам перед иностранными кредиторами нанес гигантский урон престижу России, но при этом позволил банкам остаться на несколько месяцев при деньгах. Следует заметить, что к этому времени общий объем обязательств коммерческих банков перед иностранными кредиторами составлял 16 млрд. долл. «Замораживание» ГКО- ОФЗ освободило государство от обязанности выплачивать порядка 22 млрд. рублей в месяц на погашение госдолга. После 17 августа правительство получило возможность выполнить все обязательства перед бюджетниками. Это — результат того, что мораторий на обслуживание внутреннего долга высвободил 80 млрд. рублей в 1998 г. и порядка 140 млрд. — в следующем. Конечно, обвал 17 августа имел и серьезные негативные стороны. Так, например, цены на импортные товары увеличились в 2—3 раза, что сильно понизило покупательную способность российских граждан, особенно в крупных городах, где свыше половины продовольствия приходилось на импортные поставки. Рост цен вызывал бурный протест россиян, при этом многие ответственность за «черный понедельник» возлагали лично на С. Кириенко. Это мнение можно объяснить, но согласиться с ним было бы ошибкой. Одна из основных причин финансового обвала 17 августа состоит в том, что на протяжении ряда лет правительство РФ во главе с В. Черномырдиным участвовало в строительстве «пирамиды» гособлигаций. Падение «пирамиды» в августе-98 — в известной мере случайность, но именно С. Кириенко занимал в этот период пост премьер- министра. Дефолт нельзя уподобить стихийному бедствию вроде землетрясения. Это дело рук человека. Из года в год принимались абсолютно нереальные бюджеты государства. Некомпетентное правительство их разрабатывало, а коммунистическая Госдума и Совет Федерации неизменно одобряли. Политика завышения процентов на рынке ГКО также неумолимо влекла страну в долговую пропасть. Кстати, не только олигархи, но и сам Центральный банк скупал бумаги ГКО в гигантских ма
|