![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели прогнозирования рейтинга
Описание моделей мы начнем с описания модели прогнозирования рейтинга, построенной на анализе временных рядов. Во многих областях встречаются явления, которые важно изучать в перспективе. Это могут быть и погода, и цены, и урожай зерновых, и курс ценных бумаг, и, конечно, рейтинги. Для того чтобы описать эти явления, можно использовать такое понятие, как временнбй ряд. Временным рядом называют последовательность наблюдений, обычно упорядоченную по времени (упорядочить на самом деле можно по любому параметру). Эта упорядоченность и выделяет данный метод из других видов статистического анализа. Другим отличительным признаком является зависимость наблюдений. Например, рейтинги сегодняшней передачи зависят от рейтингов предыдущей. На раскрутку любой программы нужно некоторое время, чтобы люди о ней узнали и переключились на нее в следующий раз, если передача им понравилась. Методы анализа временных рядов позволяют на основании ограниченного количества информации, то есть временного ряда конечной длины, сделать выводы о вероятностном механизме, порождающем этот ряд, проанализировать лежащую в его основе структуру. В ме-диапланировании, как правило, используются данные в виде таблиц и графиков рейтингов передач как некоторого ряда дискретных изме- нений Yv Y2.... Yr Эта запись понимается следующим образом: имеет где/= 1, 2,..., Г. В этой модели наблюдений ряд значений рейтингов рассматривается как сумма некоторой полностью детерминированной последовательности F(t), которую можно назвать систематической составляющей, и случайной последовательности Ut, подчиняющейся некоторому вероятностному закону. Их иногда называют соответственно «сигнал» и «шум». Эти теоретические величины ненаблюдаемы, но их физический смысл можно интерпретировать. Последовательность F(t) часто называют трендом, что для нашего случая оценки рейтингов представляет собой направление устойчивого роста или спада популярности той или иной передачи. Знание модели, то есть приведенной выше формулы, нужно не только для того, чтобы узнать, что происходило с рейтингами передач ранее, но и для того, чтобы спрогнозировать значение рейтинга в нужный отрезок времени в будущем и выбрать для клиента наиболее выгодную для его товара или услуги передачу и время проката рекламного ролика. То есть, говоря математическим языком, нам нужно заняться прогнозированием значения YT в момент времени Т = 5 и при этом минимизировать ошибку прогноза. При решении задачи моделирования рейтингов возникает масса проблем, поскольку тренд может являться функцией не только времени, но и некоторых неизвестных параметров. А если функция времени еше и нелинейная, то прогнозирование становится весьма и весьма непростой задачей. В нашем случае задачу приходится усложнять и рассматривать не двумерную модель «рейтинг — время», а трехмерную «рейтинг — время — канал», поскольку в эфире одновременно присутствуют несколько событий, а у телезрителей есть выбор в каждый конкретный момент времени. Иными словами, мы сталкиваемся со сложной задачей построения трехмерной (как минимум) модели. На самом деле модель еще больше усложнится, если принимать во внимание социально-демографические характеристики целевой аудитории, которые могут существенно отличаться от «среднестатистических». Эта достаточно сложная конструкция еще более усложнится, если мы рассмотрим природу самого рейтинга. Реальный рейтинг передачи может находится в некотором диапазоне, отклоняясь от замеренного в ту или иную сторону, поскольку замеренный рейтинг является лишь наиболее вероятным значением реального, остальные значения будут, скорее всего, лежать на так называемой кривой Гаусса. Решение таких задач требует нестандартных математических подходов, например применения теории размытых множеств.
|