Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Становление режиссерского театра.
Хенрик Ибсен и «новая драма». Творчество великого норвежского драматурга Хенрика Ибсена (1828-1906) стало значительной вехой в истории европейского театра XIX в. Ибсен по праву считается основоположником «новой драмы» — явления, возникшего в 1870-80-е гг. как реакция на господство в театральном репертуаре поверхностно-развлекательной «хорошо сделанной пьесы». Ломая банальные драматургические стереотипы, «новая драма» ставила перед театром задачи, требовавшие коренного преобразования всей сценической системы. Преодолевая разрыв между театральной практикой и важнейшими литературными, эстетическими, философскими исканиями эпохи, создавая выразительные средства, позволявшие передать глубинную сложность и противоречивость современного мира, «новая драма» способствовала становлению режиссерского театра, подчас оказывая на него определяющее влияние. Творчество Ибсена образует, по словам самого драматурга, «внутренне связанное неразрывное целое»8 и едва ли поддается четкой периодизации. Тем не менее в нем можно условно выделить три основных этапа: 1) период, в котором преобладают исторические и историко-легендарные драмы, созданные на норвежском национальном материале (1850-е — начало 1860-х гг.); 2) масштабные философско-символические драмы «Бранд» (1866), «Пер Гюнт» (1867) и «Кесарь и Галилеянин» (1873); 3) цикл из двенадцати реалистических пьес о современной жизни (вторая половина 1870-х — конец 1890-х гг.), из которых «Кукольныйдом» (1879) и «Привидения» (1881) стали первыми выдающимися образцами «новой драмы». Начало творческой деятельности драматурга совпало с периодом интенсивного развития норвежской национальной культуры. Осенью 1851 г. молодой Ибсен занял должность драматурга при недавно открывшемся в Бергене театре (Det norske Theater) — первой норвежской профессиональной труппе. На него были также возложены обязанности второго режиссера, отвечавшего за стройность мизансцен, декорации, костюмы и реквизит. Ранние пьесы Ибсена, посвященные прошлому Норвегии, а также записи и рисунки, сделанные им к спектаклям бергенского театра, свидетельствуют о влиянии романтической эстетики, попытках выстроить череду «живых картин», обладающих исторической конкретностью и вместе с тем единым поэтическим настроением. Однако рутинные условия, в каких был вынужден работать Ибсен в Бергене, а затем в Кристиании, принуждали драматурга к компромиссам, вызывая разочарование в возможностях современной ему сцены. В 1860-е гг. Ибсен отказывется от театральной деятельности и пересматривает свои драматургические принципы. Покинув Норвегию в 1864 г., он создает ряд произведений, не предназначавшихся для театра. Лишь с появлением реалистических драм 1870-х гг. Ибсен сумел разрешить противоречие между своими идейно-художественными устремлениями и требованиями сцены. В отличие от позднейших представителей западноевропейской «новой драмы» — в первую очередь бельгийца Мориса Метер-линка (1862-1949) и шведа Августа Стриндберга (1849-1912), -Ибсен не предлагал радикальной ломки традиционных драматургических канонов. Опираясь на многовековой опыт европейского театра, Ибсен новаторски переосмыслил его для создания интеллектуально-аналитической драмы, выявляющей фундаментальные, как правило, глубоко скрытые противоречия современной цивилизации. Подобно софокловскому «Царю Эдипу», пьесы Ибсена строятся как постепенное раскрытие тайн прошлого героев. При этом всегда обнажается разрыв между видимостью и сущностью — мнимым внешним благополучием современной действительности и ее внутренним трагизмом, чреватым катастрофой. Весьма жесткая внутренняя структура ибсеновских драм исключает «случайные», не наполненные символическим смыслом детали, обеспечивает прочное единство насыщенного подтекстом диалога и обильных ремарок, создающих сценическую иллюзию. Подробные описания обстановки, мизансцен, поведения персонажей, их эмоционального состояния, выражаемого в жестах и интонациях, образуют в пьесах Ибсена четкий каркас воображаемого спектакля, концептуально продуманную авторскую режиссуру. Стремясь к максимально точному и правдивому изображению современной жизни, Ибсен решительно отвергал привычные для той эпохи театральные условности. В письмах к актерам и режиссерам, готовившим спектакли по его пьесам, драматург требовал отказа от декламации, театральной торжественности, утрированных жестов, эффектной игры на публику с расчетом получить аплодисменты. Столь же решительно настаивал он на понимании каждым исполнителем места, которое занимает его персонаж в пьесе как целом, на долгих и тщательных репетициях, необходимых для создания ансамбля, на характерной индивидуализации всех образов, включая участников массовых сцен, на освещении, создающем для каждого акта пьесы особое, соответствующее ему настроение. «Но прежде всего — писал драматург, — верность действительности, иллюзия, что все неподдельно, что сидишь и видишь перед собой нечто происходящее в реальной жизни»9. К концу 1880-х гг. пьесы Ибсена обрели широкую известность за пределами Скандинавии. Новаторские устремления драматурга были с энтузиазмом встречены передовыми деятелями европейской сцены и особенно молодым поколением, жаждавшим основательного обновления театральной эстетики. Выдающийся немецкий критик и режиссер Отто Брам вспоминал о своем первом знакомстве с драматургией Ибсена: «Мы уловили первое приближение нового поэтического мира, мы впервые почувствовали себя перед людьми наших дней, в которых мы могли поверить, и за всеохватывающей социальной критикой мы увидали идеал свободы и правды»10. Однако пьесы Ибсена вызывали резкое отторжение у тех, для кого критериями сценичности оставались приемы «хорошо сделанной пьесы». Не понимая сложного подтекста диалогов, ретроспективной техники Ибсена, а также глубокого психологизма и многозначной символики его произведений, консервативная критика упрекала пьесы драматурга в претенциозности, темноте содержания, странности поведения персонажей, нелогичности событийной канвы, лишенной простого и ясного смысла. Бурю негодования вызывали постановки «Привидений», в которых нередко усматривали пессимистическую проповедь нигилизма, стремление эпатировать публику показом низменных, патологически ущербных явлений действительности. Эта драма воспринималась большинством современников драматурга как знамя сценического натурализма, демонстрировавшего фатальную власть над человеком биологических законов и социальной среды. Ярчайшим тому примером был прославленный спектакль французского режиссера Андре Антуана, поставлен ный в 1890 г. на сцене парижского Театра Либр (Свободного театра). В угрюмой, сумеречной атмосфере дома фру Альвинг, показанного на сцене со множеством достоверных бытовых подробностей, разворачивалась перед зрителями драма человеческой обреченности. Центральной темой спектакля была неизлечимая болезнь Освальда, словно провоцируемая гнетущей, давящей средой и становившаяся символом зависимости человека от неподвластных ему закономерностей. Однако, трактуя «Привидения» как «физиологическую трагедию», режиссеры-натуралисты существенно сужали ее содержание, лишали взаимоотношения человека с окружающим миром присущей им у Ибсена диалектической сложности, никак не сводимой к жесткому биологическому детерминизму. Именно этим были обусловлены в натуралистических постановках пьесы и обширные текстовые купюры, и коррективы, вносившиеся в авторские ремарки. Неслучайно наиболее последовательные представители этого направления порицали Ибсена за то, что он не выполняет всех важнейших требований натурализма, не дает в своих произведениях фотографически точных «кусков жизни», показанных с беспристрастностью ученого-патологоанатома. Совсем иначе подошел к творчеству Ибсена выдающийся английский драматург и критик Бернард Шоу (1856-1950), не разделявший постулатов натуралистической эстетики. В своей работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891)11 Шоу особо акцентировал идейный конфликт ибсеновских драм, в ходе которого развенчиваются так называемые идеалы — абстрактные моральные представления, уводящие от постижения суровых фактов социальной действительности. Заставив своих героев обсуждать острейшие проблемы современной жизни, Ибсен основал, согласно Шоу, новую школу драматического искусства. Апеллируя главным образом к финальной сцене «Кукольного дома», Шоу объявил норвежского драматурга создателем идеологически насыщенной пьесы-дискуссии, разоблачающей порочность буржуазного мира и заставляющей не мириться с ним, но искать альтернативу его морали и общественным институтам. Тем самым Шоу не только выявил одну из важных граней ибсеновского творчества, но и сформулировал собственное драматургическое кредо. Безыдейности коммерческого театра он противопоставил раскрытие «неприятных истин* и под влиянием ибсеновского творчества выдвинул утверждение: «Театр не может доставлять удовольствие. Он нарушает свое назначение, если он не выводит вас из себя... Функция театра в том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать, заставлять мучиться»12. Между тем со второй половины 1880-х гг. в творчестве Ибсена стали проявляться тенденции, отчасти сближавшие драматурга с нарождавшимся театральным символизмом. В таких драмах, как «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Строитель Сольнес» (1892) и ряд других, преобладает не социальная проблематика, а духовные конфликты, выходящие за пределы общественно-политических реалий и психологических противоречий, раскрывающие иррациональные глубины бытия и человеческой души. Одним из первых эту тенденцию попытался осмыслить крупнейший драматург-символист М. Метерлинк, указав на присутствие в «Строителе Сольнесе» «второго диалога», далекого от внешней событийности и волнующего своим таинственным мистическим смыслом13. На театральной сцене эта тенденция получила развитие в постановках французского режиссера Орельена Люнье-По, появившихся в 1890-е гг. («Женщина с моря», «Росмерсхольм», «Строитель Сольнес» и др.), а также в спектакле «Росмерсхольм», показанном во Флоренции 5 декабря 1906 г. с Элеонорой Дузе в главной женской роли и в оформлении Эдварда Гордона Крэга. Однако вопрос о соответствии поздних пьес драматурга символистской эстетике крайне сложен и не предполагает однозначного решения. Духовную реальность, всегда связанную у Ибсена с конкретным жизненным миром, не смог выразить театр, ориентированный на бытовое правдоподобие. Но и символисты не нашли для нее адекватного сценического воплощения. Противоречия стали очевидны уже в первых ибсеновских спектаклях Люнье-По: отсутствие достоверной социальной среды, атмосфера сомнамбулической отрешенности, статичность поз, напевная псалмодирующая читка текста, позволявшая критикам с иронией вспоминать о церковной мессе, — все это вступало в противоречие с сохранявшимися реалистическими основами ибсеновскогометода. Неудивительно, что сам драматург дал двойственную оценку постановкам Люнье-По, показанным в Норвегии осенью 1894 г. Особое неприятие вызвала у него попытка режиссера придать одному из персонажей «Рос-мерсхольма» облик бесплотного таинственного фантома, появлявшегося на затемненной сцене в исходившем из-за спины актера электрическом освещении, — попытка, названная драматургом «нелепой мистикой»14. Вместе с тем опыт символистских прочтений Ибсена имел несомненный позитивный смысл: обнаружив глубоко скрытый мифопоэтический пласт ибсеновской драматургии, символисты первыми попытались найти адекватный ему театрально-художественный язык, а их неудачи побуждали к поискам новых средств сценической выразительности. Однако решение этой проблемы оказалось возможным лишь в театре XX в., преодолевшем абстрактность символистской театральной эстетики и вобравшем в себя многогранный опыт интеллектуальной драмы Ибсена и его последователей. Мейнингенский театр. Герцог Георг II вступил на престол своего карликового государства, население которого чуть превышало восемь тысяч жителей, в 1866 г. Он распустил оперную труппу, сосредоточив все внимание на драматической. Имея образование живописца и будучи прекрасным рисовальщиком, он уделял особое внимание точному оформлению спектаклей, их исторической достоверности. В 1871 г. произошло объединение Германии. Георг II, утратив герцогскую власть, полностью сосредоточил свою деятельность на театре. Еще в 1857 г. он ездил в Лондон, где познакомился с Чарлзом Кином и его спектаклями. Принципы, осуществленные Кином в Принсес-тиэтр, легли в основу деятельности Мейнингенского театра. Однако задачи герцога Георга были иными. Прежде всего это касается понимания историзма. Чарлз Кин, ставя шекспировские пьесы, создавал феерическое зрелище в духе викторианского мировоззрения. В Мейнингенском театре добивались исторической достоверности: изготовление декораций, мебели, бутафории, реальных предметов, костюмов происходило под присмотром консультантов — крупнейших археологов и историков своего времени, приглашенных Георгом II. В 1867 г. театр начинает подготовку спектакля «Юлий Цезарь» Шекспира, премьера которого состоится 1 мая 1874 г. в Берлине. С 1869 г. обязанности режиссера и директора театра выполнял в прошлом актер берлинской сцены Людвиг Кронек (1837-1891). Режиссер разрабатывал прежде всего массовые эпизоды в спектаклях, в которых участвовали многие десятки статистов и которые производили неизгладимое впечатление на зрителей. Успех спектаклей обеспечивался за счет его целостного решения, полного соответствия замысла спектакля, пространственного решения и мизансценического. Именно поэтому в связи с Мейнингенском театром появляется понятие «режиссура» в современном его значении. Герцог Георг считал незыблемым принцип перспективы в декорационном оформлении, в то же время решительно отказался от симметрии, используемой Чарлзом Кином. Декорация всегда была асимметричной, перспектива — смещенной. Это создавало иллюзию жизненной достоверности. Панорамный задник, декорации на жестком каркасе (прати-кабли), многоуровневая сценическая площадка, освещение, соответствующее определенному времени суток, сложная звуковая партитура — все это не только передавало конкретную историческую эпоху, но и создавало среду, в которой развивалось театральное действие и которой должны были соответствовать персонажи спектакля. Римский Форум в спектакле «Юлий Цезарь» был развернут в три четверти. Перемещения актеров происходили по диагонали, параллельно декорации, но не линии рампы. Здания никогда не изображались целиком, лишь их фрагменты, чтобы создать иллюзию действия, продолжающегося за границами портала. Такому решению пространства соответствовала «массовая режиссура» Кронека. Режиссер разбивал многочисленных статистов на небольшие группы, которые разыгрывали самостоятельные интермедии. Участники группы взаимодействовали друг с другом, а режиссер координировал взаимодействие групп. Группы могли противостоять друг другу, а могли действовать в едином порыве, становясь сплоченной массой. Группы, теснящиеся у края сцены или на заднике, создавали, подобно тому, как это было у Чарлза Кина, ощущение толп, наступающих из-за сцены. Опять-таки действие охватывало огромное пространство, не ограничивающееся порталом. Движения актеров тоже передавали динамику происходящего. Если актер останавливался, он не должен быть развернутым к рампе, ногу следовало поставить на ступеньку или какую-нибудь возвышенность. Тем самым разрушалась безжизненная симметрия, но подтверждалась идея перспективы. Все эти принципы Мейнингенского театра были успешно применены в «Юлии Цезаре». Триумфальное шествие Цезаря сменяется его убийством. Когда Каска наносит удар, толпа в едином порыве отзывается душераздирающим криком, после которого наступает безмолвие. Действие замирает, все находится в оцепенении, которое усиливает трагическое напряжение. В следующей сцене на Форуме отдельные группы статистов передавали реакцию народа на смерть Цезаря: старец с посохом оплакивал его труп, молодая женщина опускается на колени и целует край его плаща, со всех сторон напирают толпы, усиливается ропот и шум — назревает буря. Параллельно этому Антоний уверенным голосом произносит свой монолог, настроение толпы меняется и она сливается в единую массу, жаждущую мщения. Толпа поднимает Антония на плечи, устремляется вверх с зажженными факелами. Толпа набрасывалась на случайную жертву - поэта Цинну, опрокидывала его навзничь и затаптывала. Большинство массовых сцен происходило в глубине сцены, на третьем плане. Для создания целостности спектаклей важным было взаимодействие массовки и главных исполнителей. Выбор актеров на центральные роли обуславливался разными причинами. Например, исполнитель роли Цезаря Пауль Рихард обладал только одним решающим качеством — внешним сходством с Цезарем. Зато в роли Антония выступил крупнейший актер эпохи Людвиг Барнай (1842-1924). Он с 1860 г. вел кочевой образ жизни актера-гастролера. Обладая внешними выразительными данными, звучным и мелодичным голосом, он был приглашен в 1872 г. в Мейнинген на роль маркиза Позы в «Дон Карлосе» Шиллера. В Мейнингене он сыграл Гамлета, Лейстера в «Марии Стюарт» Шиллера, Петруччо в «Укрощении строптивой». После роли Антония Барнай сыграл в Мейнингенском театре роли Вильгельма Телля (в пьесе Шиллера), Лента в «Зимней сказке», Ореста в «Ифигении в Тавриде» Гёте. Он принимал участие в гастролях театра, однако с 1875 г. возглавил драматический театр в Гамбурге, где пытался создать постоянную труппу. В 1883 г. он вступает в Дойчес театр в Берлине, созданный как национальный театр во главе с Адольфом Л'Аронжем. Но все эти новые начинания были для Барная менее продолжительными, чем участие в Мейнингенской труппе. Работу с исполнителями главных ролей возглавляла в Мейнингене Эллен Франц, которая двенадцать лет играла на этой сцене, но, став женой герцога Георга II и баронессой, сосредоточила свое внимание на работе с актерами и на литературных разработках принятых в репертуар пьес. Эллен Франц добивалась взаимодействия исполнителей центральных ролей с массовкой и способствовала созданию ансамбля на сцене в той степени, в какой это возможно в постоянно меняющейся труппе. Фактически она сдерживала «солирование» выдающихся актеров, что не всегда происходило безболезненно. Другим великим актером, наряду с Людвигом Бар-наем, выступавшим у мейнингенцев, был Йозеф Кайнц (1858-1910). Он прибыл в Мейнинген в 1877 г., после выступлений на различных сценах Австрии и Германии. В труппе театра он работал до 1880 г. Лучшая из сыгранных здесь ролей — Принц Гомбургский в пьесе Г. фон Клейста. Кайнц, в отличие от Барная не обладая внешними данными героя-любовника, наделял своих персонажей романтической страстностью и сложным внутренним миром. Поэтическое возвышенное начало героев Кайнца проявлялось через нарастающий темперамент, повышенную мимику, экспрессивную пластику. Кайнц в классическом репертуаре воплощал образ современного человека с его трагизмом, противоречивостью, одиночеством. С 1883 г. Кайнц в Дойчвс Театер. В открывавшей театр постановке «Коварство и любовь» Ф. Шиллера он играет Фердинанда (Барнай исполнял в этом спектакле роль Президента). Вслед за Фердинандом возникают Дон Карлос в трагедии Шиллера, Ромео, Ричард II. В 90-е гг., когда Дойчес Театер руководил О. Брам, в репертуаре Кайнца возникла галерея гаупт-мановских ролей: Иоганнес Фокерат в «Одиноких», Мастер Генрих в «Потонувшем колоколе», Беккер в «Ткачах». С 1899 г. Кайнц работал в венском Бургтеатре. Здесь он достиг вершины своего творчества, исполняя такие роли, как Гамлет, Освальд («Привидения» X. Ибсена), Тассо, Мефистофель («Торквато Тассо», «Фауст» И.-В. Гёте) и др. Репертуар Мейнингенского театра состоял почти полностью из пьес на исторические сюжеты. За время с 1874 до 1890 г. — года прекращения гастрольных поездок - было поставлено девять пьес Шиллера («Орлеанская дева», «Заговор Фиеско в Генуе», «Пикколомини», «Лагерь Валленштейна», «Смерть Валленштейна», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль» и др.), шесть пьес Шекспира («Зимняя сказка», «Макбет», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь»), три пьесы Клейста («Битва в Тевтобургском лесу», «Кетхен из Хельброн-на», «Принц Гомбургский»), две пьесы Мольера («Мнимый больной», «Школа жен»). «Юлий Цезарь» прошел триста тридцать раз. Всего мейнингенцами было показано более трех тысяч гастрольных представлений. Театр, задуманный Георгом II как гастрольный, побывал в десятках крупнейших городов Европы и Америки и способствовал проникновению идей режиссуры в сознание зрителей разных стран. В то же время в самой Германии, где мейнингенцы фактически сыграли роль национального театра, их художественные принципы не получили распространения. Берлинская театральная общественность отнеслась к спектаклям Мейнингенского театра довольно скептически. Когда в 1883 г. национальный Дойчес Театер наконец возник, он был создан совсем на иных принципах, без объединяющей фигуры режиссера, без единого актерского ансамбля и курса на целостность спектаклей. Мейнингенский театр дважды побывал в России, вызвав широчайший резонанс у всех деятелей театра. После первых гастролей в 1885 г. А. Н. Островский, в целом высоко оценивший спектакли мейнингенцев, писал: «Игра их не оставляет того полного удовлетворения, какое получается от художественного произведения; то, что мы у них видели — не искусство, а уменье, то есть ремесло. Это не драмы Шекспира, Шиллера, а ряд полных картин из этих драм»15. Совсем иная оценка К. С. Станиславского, отметившего в спектаклях мейнингенцев (на гастролях 1890 г.) умение увидеть то, что незаметно при чтении пьесы и в постановках традиционных театров. К. С. Станиславский в мемуарах «Моя жизнь в искусстве» приводит слова Кронека, раскрывающие подлинные задачи театра и сложности восприятия его публикой, привыкшей к иному искусству: «Пусть мейнингенцы не обновили старых, чисто актерских приемов игры. Но было бы неправильно утверждать, что у них все было внешним, все основано на бутафории. Когда Кронеку сказали об этом, он воскликнул: „Я привез им Шекспира, Шиллера, а их заинтересовала лишь мебель. Странный вкус у этой публики! " Кронек был прав, потому что дух Шиллера и Шекспира жил в труппе»16. Мейнингенский театр, вслед за Принсес-тиэтр Чарлза Кина и Бургтеатром Генриха Лаубе, открывал законы режиссерского театра. Глубокая проработка драматического текста, научный подход к постановке, воспроизведение исторической эпохи подготовили рождение режиссерского театра и утверждение эстетики натурализма. Однако значение исторических реконструкций открывало возможности не только натуралистическому воспроизведению жизненных процессов, но и реконструкции театральных стилей, что было осуществлено в дальнейшем такими режиссерами, как Уильям Поуэл, Николай Евреинов и др. В то же время Мейнингенский театр оказался чужд законам «новой драмы». Даже если произведения новых драматургов оказывались на их сцене, это были либо пьесы, прочитанные как традиционно исторические («Борьба за престол» Ибсена, «Мария Стюарт, королева Шотландии» Бьёрстьёрне Бьёрнсона), либо они прошли все несколько раз без всякого успеха, как произошло с «Привидениями» Ибсена в 1886 г.
|