Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театр Германии. Немецкий театральный экспрессионизм.Эстетика экспрессионизма стала одной из определяющих в искусстве XX в
Немецкий театральный экспрессионизм. Эстетика экспрессионизма стала одной из определяющих в искусстве XX в. Так же как в футуризме, здесь декларируется отказ от отображения реальности. Художественный мир представляется замкнутой системой, существующей по законам, определяемым художником, а не жизнью. Экспрессионизм совершенно лишен футуристического жизнеутверждающего начала, мир воспринимается как хаос, которому не присуща какая-либо целесообразность. Экспрессионизм, сформировавшийся уже во время Первой мировой войны (1914-1918) и сразу после нее, не принимает мир во всех его проявлениях. Философской основой немецкого экспрессионизма стал «Закат Европы» (1918) Освальда Шпенглера и последующие его книги. Хаосу реальности, хаосу истории и невозможности раскрытия смысла человеческого существования противопоставляется в экспрессионизме личность художника. Она обладает всеми противоречиями мира, но стремится к целостности и не утрачивает индивидуальность. Неприятие мира во всей совокупности наиболее остро проявилось в драматургии («дра-ме крика»). Крик, как наиболее сильное выражение человеческих чувств, стал одним из основных образов экспрессионизма. Преображение ральности под воздействием крика визуально воплощено в картине норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» еще в 1893 г. Предчувствие войны и в особенности опыт первой в истории человечества поистине «мировой» войны упраздняют «объективную» точку зрения на вещи, и экспрессионист видит: мир потерпел катастрофу и человек оказался один на развалинах. Экспрессионизм наиболее ярко проявил себя в немецкой художественной культуре, а характерней всего — в изобразительном искусстве и поэзии. Достигнутое в этих областях было впоследствии, главным образом в 20-е гг. XX в., синтезировано в феномене режиссуры немецкого экспрессионизма. Именно в режиссуре проявилось своеобразие экспрессионизма как эмансипировавшегося от всех прочих художественных направлений XX в. специфического театрального стиля. В этом узком, но зато более определенном и конкретном смысле можно и нужно говорить о феномене режиссуры немецкого экспрессионизма. Ее предпосылки сложились еще в довоенной Германии: формальным началом в отношении драматургии принято считать 1912 г. — время премьеры первой экспрессионистской пьесы, «Нищего» Рейнхардта Зорге (1892-1916); в том же году возникает в Берлине первый экспрессионистический театр Джона Шиковского Штурмбюне (Sturrm-buhne). Однако только послевоенное пятилетие Веймарской республики создало ту специфическую атмосферу, в которой дух экспрессионизма мог адекватно воплотиться. В театре эстетика экспрессионизма стала проявляться еще до Первой мировой войны, поэтому здесь нет еще ощущения обреченности и разрушительной стихии, но резко заявлена тема противопоставления личности и массы. Собственно поиск сценического решения образа толпы и рассмотрение героя в контексте не социума, а мироздания — стали определяющими в экспрессионистическом театре. В предвоенные годы экспрессионизм постепенно формировался в немецком театре внутри развивающихся тенденций натурализма и модерна. Экспрессионистические мотивы проявились в спектаклях М. Рейнхардта «Ромео и Джульетта» (1907), «Разбойники» (1909) и особенно «Гамлет» (1909) и «Царь Эдип» (1910). М. Рейнхардт отказывается от традиционной сцены, используя помещение цирка, собора, площади, но принцип самостоятельности сценического пространства, отграниченного от зрителя и обыденной реальности, сохраняется прочно. Сценическое же пространство и идея мирового хаоса передаются образом толпы. «Деперсонализация и героя и массы — вот то новое, что Рейнхардт внес в искусство театра своим программным спектаклем 1910 года»35. Судя по этому выводу Т. И. Бачелис, можно было бы провозгласить утверждение экспрессионизма в «Царе Эдипе». Однако вопрос с героем более сложен и не позволяет полностью отнести спектакль к эстетике экспрессионизма. На первый взгляд экспрессионизм и вовсе не совместим с театром как прежде всего зрелищным видом искусства, где внешнее, зримое воплощение является условием существования сценического образа, причем воплощение в телесности живого человека. С возникновением экспрессионизма — и в этом его огромное значение — остро осознается лидирующая роль режиссера. Выдвижение фигуры режиссера на первый план мотивировалось как изменившейся организационной структурой театрального дела, так и собственно художественными задачами. В начале 1920-х гг. на сцене рейнхардтовского Дойчес Театер стали появляться постановки новых режиссеров — экспрессионистов. «Работы Густава Хартунга из Франкфурта и Бертольда Фиртеля из Вены отличались от рейнхард-товских, но общее тем не менее очевидно — на германской сцене стали появляться постановки, подтверждавшие зрелость новой профессии в версиях экспрессионистской драматургии»36. Театральный экспрессионизм заявлял о себе в законах ярко выраженного режиссерского театра. Густав Хартунг (1887-1946) в 1917 г. поставил во франкфуртском Шаушпильхауз пьесу Пауля Корнфельда «Обольщение». Пьеса состоит из четырнадцати эпизодов, действия обобщенных персонажей психологически не мотивированы. В центре пьесы молодой человек Биттерлих, неудовлетворенный окружающей буржуазной действительностью и охваченный смутными разрушительными желаниями. Эти желания реализуются в «немотивированном» убийстве жениха девушки Мари, который воспринимается как символ обывателя. Другая девушка — Рут — спасает Биттерлиха из тюрьмы, но ее брат Вильгельм убивает Биттерлиха, как разрушителя общепринятых ценностей. Хаос в сознании героев воплощался на сцене в асимметричных мизансценах, ярких лучах света, прорезывающих полумрак, гипертрофированных бытовых интерьерах (художник Ф. К. Дела-вилла). В следующем году Хартунг поставил пьесу Фрица фон Урну «Род», также насыщенную убийствами, но имеющую мистическое и роковое содержание. Урну — один из тех авторов, которые задались целью создания мифа современности, способного преобразить человеческое сознание. На сцене Дойчес Театер Хартунг ставил также и не экспрессионистические пьесы, в том числе «Кина, или Гения и беспутство» А. Дюма-отца. Бертольд Фиртель (1885-1953) поставил в Дойчес Театер «Волков» Р. Роллана, «Ричарда II» Шекспира с А. Моисеи в главной роли, «Отцеубийство» А. Броннена. В 1923 г. Фиртель основал собственный театр — Труппа. Совершенно очевидно, что противоборство человека и мира — а именно таков основной конфликт экспрессионистического театра, независимо от того, ставится «экспрессионистическая» пьеса или классическое произведение, — не может разыгрываться в традиционных декорациях. Тем самым выносится приговор театральной живописи, умевшей создавать из сочетания и перелива цветов иллюзию многообразного и в то же время прочного мира; из цветовой гаммы изгоняются все цвета, кроме черного и белого, воцаряется графика как основополагающий принцип организации сценического пространства. Это вовсе не значит, что другие цвета не могли вписываться в сценографический образ. Но дело в том, что цвет перестал быть естественным признаком вещи, он обрел самостоятельность и превратился в носителя определенной режиссерской идеи, став тем самым действующим лицом спектакля. Так, в знаменитом спектакле крупнейшего режиссера немецкого экспрессионизма Леопольда Йесснера (1878-1945) «Ричарде III» (1920) красный ковер, покрывавший лестницу к трону, играл в черно-белой сценической среде роль символической дороги к власти, по которой герой стремительно взбирался вверх, чтобы затем на ней же пережить собственное падение. Сама лестница — образец знаменитых «лестниц Йесснера» (Jessner-treppe), превращенных впоследствии эпигонами в сценический штамп, — играла вполне конкретную и активную роль, вычерчивая векторы движения в роковом единстве «возвышения и падения». Лестница, уходящая вверх до середины высоты сцены, образует несколько площадок. На верхней устанавливается трон, возникает образ социальной лестницы. Некоторые мизансцены строятся так, что лестница обрамлена «скульптурными» группами придворных. Возникает эффект живой скульптуры, ожившей лестницы. Использование лестницы для создания специфического экспрессионистического пространства завершило формирование соответствующей модели спектакля. В спектаклях Леопольда Йесснера в берлинском Штаатс-театер можно видеть совокупность всех экспрессионистических приемов. В 1919 г. он блестяще использует принцип пространства-лестницы в спектакле «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера. В этом спектакле режиссер разрабатывает также образ толпы, фиксируя статичные скульптурные группы. Внутренний динамизм достигался столкновением уровней сценических площадок. Изменение скульптурных групп и площадок происходило в «Вильгельме Телле» только в темноте. Таким образом, развитие действия оказывалось дискретным. Пространство и время распадались на отдельные эпизоды, воплощалась идея мирового хаоса. Леопольд Йесснер творческую деятельность начал как актер провинциального театра. Затем в течение десяти лет (1905-1915) работал в качестве режиссера в Гамбурге. Поворотным для дальнейшей театральной судьбы Йесснера становится 1919 г., когда директорская чета Луиза Дюмон и Густав Линдеманн приглашают его из Кенигсберга, где он занимал директорский пост, в Берлин, чтобы он возглавил театр, недавно сменивший имя «придворного» на «государственный». Уже первая постановка — «Вильгельм Телль» Шиллера — делает Иесснера признанным лидером режиссуры немецкого экспрессионизма. Режиссерское искусство Иесснера парадоксальным образом совершенствовалось не в постановках экспрессионистских пьес, а в спектаклях по классическим произведениям: «Ричард III» Шекспира, «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, «Наполеон, или Сто дней» Граббе и др. В творчестве Иесснера режиссерские принципы экспрессионизма достигли теоретически продуманной и завершенной формы. Но его деятельность в качестве театрального режиссера продолжается лишь до 1933 г. Он вынужден был эмигрировать в США, где последние десять лет жизни работал главным образом в кино. Экспрессионизм содержал элементы, которые впоследствии были адаптированы, с одной стороны, нацизмом, а с другой — коммунизмом. Йесснер, и это явствует как из его режиссерского творчества, так и из теоретических работ, не имел ни малейшего отношения ни к тому ни к другому, он отстаивал гуманистические ценности. В 1920 г. Л. Йесснер ставит «Маркиза фон Кейта» Франка Ведекинда. В отличие от излюбленных режиссерами классических пьес здесь сама поэтика драматургии близка экспрессионизму. Экспрессионизм спектакля воплотился в эмоциональной актерской выразительности Фрица Кортнера и его партнеров. Фиксированные жесты актеров сдерживали страстные внутренние порывы. Фриц Кортнер (1892-1970) - великий актер экспрессионистического театра. Дебютировал в 1910 г. в Мангейме, затем играл в берлинском Дойчес Театер, в венском Фольксбю-не. В 1919 г. он исполнил главную роль скульптора Фридриха в спектакле Карл-Хайнца Мартина (1888-1948) «Превращение» по пьесе Эрнста Толлера. Этот спектакль стал программным для нового театра Трибюне. Динамической напряженности героя Кортнера (в отличие от многих других героев экспрессионистических драм), его творческой деятельности, активной позиции соответствовал стремительный ритм спектакля. Вместо усложненных декораций здесь были плоские ширмы с условным изображением предметов (художник Р. Неппах). Эпизоды молниеносно сменяли друг друга. В прологе аллегория Смерти устраивает смотр на кладбище. На освещенной зеленым светом сцене оживают скелеты: актеры в белых масках с нарисованными на черном трико костями. В 1919 г. Кортнер перешел в Штаатс-театер к Йесснеру (работал с перерывами до 1930 г.). В «Вильгельме Телле» (1919) он сыграл Гесслера. Он добился экспрессионистической яркости в пластике и интонациях. В роли Ричарда III Кортнер создал ярчайший образ, обладающий преувеличенными, нечеловеческими чувствами, выражающий трагизм и гротеск с помощью лица-маски. Мимика и интонация, стремительно меняющиеся, подчеркивали динамизм образа. В роли Отелло (1921) скульптурная мимика и точная пластика Кортнера были усилены Йесс-нером за счет игры черного и белого цветов: белые декорации на черном фоне и черный грим Кортнера, подсвеченный белыми лучами. Одного жеста, одного взгляда в такой атмосфере было достаточно, чтобы резко переменить настроение и ритм сцены. В роли Гамлета (1926) Кортнер добивается контраста внешней невыразительности и внутренней наполненности. В 1931 г. актер работает в Дойчес театер. В 1933 г. Кортнер эмигрировал из Германии и вернулся только после Второй мировой войны. Он работал актером и режиссером в различных городах Западной Германии. В своих постановках он обращается к классическому репертуару: ставит Шекспира, в 1958 г. — «Фауста» в мюнхенском Каммершпиле, в 1970-м — «Клавиго» Гёте в Гамбурге. В центре этих спектаклей — личность, противодействующая злу и обретающая индивидуальность через трагическую внутреннюю борьбу. Рихард Вайхерт (1880-1961) - один из лучших режиссеров-экспрессионистов. Он начал работать в Дюссельдорфе, с 1916 г. — в Мангейме. Здесь в 1918 г. он ставит пьесу Вальтера Газенклевера «Сын». Конфликт Сына и Отца, на котором построено все действие пьесы, обнаруживает беспредельную враждебность людей. Вайхерт ставил задачу воссоздать на сцене внутренний мир Сына, все герои существуют лишь в его воображении. Соответственно было решено сценическое пространство: помещения, погруженные во тьму, углы комнаты не видны, очертания отдельных предметов обозначены контурами, актеры освещены лучами верхнего света или выступают из мрака. Художником спектакля был Людвиг Зиверт, оформлявший и последующие постановки Вайхерта. По всем признакам спектакль «Сын» был решен как монодрама, но монодрама экспрессионистическая. Вайхерт считал, что все сценические средства должны быть направлены на выражение одной идеи, выявленной в пьесе. Таким образом, достигается связь отдельных сцен, отражающих разорванность сознания персонажей. С 1919 г. Вайхерт и Зиверт работали во Франкфурте. Были поставлены «Первые люди» Р. Штефана, «Пентесилея» Г. фон Клейста, «Барабаны в ночи» Б. Брехта. Иной, по сравнению с Йесснером, принцип использования лестницы можно видеть в спектакле Рихарда Ваихерта «Пентесилея» (1921). Три диагонали огромных, параллельных рампе пандусов рассекают сцену из одной кулисы в другую. Возникает несколько игровых уровней и используется несколько игровых планов. В отличие от монументальности постановок Л. Йесснера, в «Пентесилее» ярко выражен принцип разорванного пространства, действия, происходящего за пределами сцены37. Спектакль 1923 г. «Барабаны в ночи» воплощал хаос революции с помощью декораций и предметов, стоящих наклонно по отношению к полу. Падающий мир, несимметричные окна и двери требовали соответствующей пластики актеров, искажающей пропорции тел. Яркие вспышки красного и желтого цвета сквозь декорации вызывали ощущение зыбкости мира и болезненной напряженности героев. У экспрессионистов пустое сценическое пространство членится расположенными на разных уровнях плоскостями и помостами, вместо кулис открывается круговой горизонт, сценическая картина приобретает архитектурный характер. Отличительными признаками сценографического образа становится незавершенность, перспективы сознательно искажаются, представляя проекцию субъективных, неуравновешенных, кошмарных видений героя. Эти новые художественные задачи породили принципиально новое использование сценического освещения. Живописная декорация отражала свет, исходящий от свечей или иных источников, создавая иллюзию «действительного мира». Экспрессионисты, наоборот, как бы проецируют свет, создавая другую, художественно куда более содержательную и выразительную иллюзию, будто свет — всегда в определенной дозе и определенной окраске — исходит от самого героя. На экспрессионистской сцене нет ничего внешнего, ибо все есть проекция духа. Теперь становится понятным, что в центре экспрессионистического театра может стоять только режиссер как организатор сценического действия. И режиссеры вполне осознают специфику изменившегося положения: крупнейшие из них — Л. Йесснер, Р. Вайхерт, К. X. Мартин, О. Фалькенберг, Ю. Фе-линг, Б. Фиртель — не только своим творчеством, но и в своей публицистике стремятся закрепить новый статус режиссера. Правда, они сознают также, что тем самым возникает новая проблема, проблема взаимоотношения с актером, переставшим быть безусловной доминантой театра. Названные режиссеры работали с замечательными актерами своего времени, глубоко укорененными в традиции европейского театра, и далеко не все из них смирились с тем, что отныне они стали лишь одним из выразительных средств спектакля. По-видимому, в этом пункте возникло противоречие, затронувшее само ядро театрального искусства, ибо объективное, не от воли режиссера зависящее, а диктуемое самой логикой стиля экспрессионизма низведение актера до простого выразительного средства лишает театр его специфики: вместо живого, во многом спонтанного, возникающего на основе актерской импровизации сценического действия спектакль оборачивается «живой картиной» — произведением, по сути, изобразительного искусства. Режиссер, утвердившийся в статусе абсолютного лидера, переступил ту грань, за которой театр перестает быть театром. Именно в этом следует усматривать причину того, что к середине 20-х гг. экспрессионизм на театре изживает себя, уступая место другим сценическим стилям. Одна из наиболее ярких и спорных фигур в немецком экспрессионизме — Оскар Кокошка (1886-1980). За свою 94-летнюю жизнь О. Кокошка достиг подлинных вершин в живописи модерна и экспрессионизма, при этом проделав эволюцию от футуризма и абстракционизма до сюрреализма. Важное место в его творчестве занимал театр — драматургия, сценография, режиссура. В 1908 г. в Вене была поставлена пьеса О. Кокошки «Сфинкс и соломенное чучело». В этой постановке был применен ряд театральных новшеств, в частности световые эффекты, однако говорить о эстетическом единстве спектакля не приходится. Наиболее знаменита пьеса О. Кокошки «Убийцы, надежда женщин» (1909). В 1917 г. автор ставит ее в Дрездене в собственном оформлении. Современный исследователь Камилль Деманж полагает, что пьеса О. Кокошки «вызывает в памяти „Пентесилею" Клейста, в которой, кроме того, нагромождена вагнеровская мифология и которая снимала противоречие между волей к власти и эстетизмом, Ницше и Шопенгауэром»38. В 1920 г. пьеса «Убийцы, надежда женщин» была поставлена во Франкфурте-на-Майне Хейнрихом Георге. Спектакль стал манифестацией театрального экспрессионизма. Гигантские черные ширмы на фоне черного пространства. Локальный ослепительный свет. Яркие костюмы создавали стихию пламени (женский «хор») и стихию молний (мужской «хор»). Образом спектакля становилось столкновение абстрактных стихий. Крупным режиссером немецкого экспрессионизма был Отто Фалькенберг (1873-1947). Почти вся его творческая жизнь прошла в Мюнхене, где он начал актером и театральным критиком, а с 1913 г. был режиссером в Каммершпиле. Он ставил А. Стриндберга, Ф. Ведекинда. В 1922 г. показал премьеру по пьесе Б. Брехта «Барабаны в ночи», принесшую успех и режиссеру, и драматургу. Эта первая постановка пьесы, в отличие от спектакля «Барабаны в ночи» Р. Вайхерта, выражала не столько экспрессионистический образ хаоса, сколько кинематографический примитивизм и марионеточность вполне бытовых персонажей. Художник Отто Рейгберг расположил на первом плане упрощенную выгородку, обозначающую конкретные места действия. А на заднем плане на всем пространстве сцены — нагромождение однообразных зданий, нарисованных на ширмах. Пластика персонажей, одетых в реалистические костюмы, была столь же упрощенной. Еще один немецкий режиссер, тесно связанный с экспрессионистической эстетикой, - Юрген Фелинг (1885-1968). Его постановки на сцене берлинского Фольксбюне используют широкое пространство для воплощения одного из главных конфликтов — столкновения человека и толпы. Наиболее ярко это воплотилось на материале пьес Эрнста Толлера. В 1921 г. Фелинг ставит пьесу «Человек-масса». Лестница, на которой разворачивается действие, позволяет создать угрожающий образ толпы и состояние страха, охватывающее героев под действием революционной стихии. В спектакле 1924 г. «Нибелунги» по пьесе Ф. Геббеля Фелинг создает статичное пространство, состоящее из массивных объемов. Укрупненные фигуры персонажей выражали идею всевластия рока. Экспрессионистическая идея хаоса переводилась в плоскость мифа. Эстетика экспрессионизма постепенно сменялась конструктивистским монументализмом. Бертольт Брехт (1898-1956) - создатель, теории эпического театра, расширившей представления о возможностях и предназначении театра, а также поэт, мыслитель, драматург. А в целом - выдающийся режиссер, чье творчество предопределило развитие мирового театра XX в. Такие пьесы Брехта, как: «Добрый человек из Сезуана», «Что тот солдат, что этот», «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Господин Пунтила и его слуга Матти», «Карьера Артyоp Уи, которой могло и не быть», «Кавказский меловой кpyг», «Жизнь Галилея» и другие, - давно уже переведены на многие языки и после окончания Второй мировой войны проч-но вошли в репертуар многих театров мира. Это бесспорное свидетельство того, что вклад Брехта в развитие мирового театра огромен, однако вокруг его творческого наследия велись и ведутся непрекращающиеся ожесточенные споры. Исследования, посвященные изучению творческого наследия Брехта, сегодня исчисляются тысячами (только на немецком языке написано более двух тысяч). И все же ежегодно появляются всё новые и новые, причем их география практически охватывает все страны мира. Этот огромный массив, составляющий современное " брехтоведение", посвящен осмыслению трех проблем: 1) идеологической платформы Брехта, 2 ) Его т еории эпического театра 3) Структурных особенностей, поэтики и проблематики пьес великого драматурга. Достаточно долгое время выяснение идеологической платформы Брехта предопределяло все рассуждения и выводы относительно свершенных им театральных открытий. В основном позиций было две. Сторонники так называемой буржуазной идеологии поначалу поносили Брехта как коммуниста. Но позже они стали настаивать на том, что Брехт находился в рез кой оппозиции к ГДР, а в странах социалистического лагеря его творчество замалчивалось, постановки его пьес подвергались запретам. Адепты коммунистической идеологии подчеркивали то, что Брехт не только некоторое время был активным членом немецкой коммунистической партии, но и во всех своих пьесах постоянно обличал социальную несправедливость, узаконенную капиталистическим строем. Однако со временем все очевиднее становилась не идеологическая принадлежность Брехта к той или иной позиции, а его преданность идее, которую он формулировал следующим образом: с помощью театра можно и нужно открывать людям глаза на то, как устроен современный мир, насколько несовершенны современные социальные системы (все!), насколько губительны они для человека. По сути дела, Брехт выдвигал на всеобщее обозрение и обсуждение вопрос вопросов: почему людское сообщество с момента своего возникновения всегда существовало, руководствуясь принципом эксплуатации человека человеком? Вот почему чем дальше, тем чаще и обоснованней пьесы Брехта именуют не идеологическими драмами, а философскими. Биография Брехта была неотделима от биографии эпохи, которую отличали ожесточенные идеологические бои и крайняя степень политизированности общественного сознания. Жизнь немцев на протяжении более чем полувека протекала в условиях социальной нестабильности и таких суровых исторических катаклизмов, как Первая и Вторая мировые войны, развязанные по инициативе Германии. Брехт родился в преуспевающей буржуазной семье, его отец был директором крупной бумажной фабрики. Окончив гимназию, Брехт поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но вскоре был мобилизован и отправлен в один из прифронтовых госпиталей Первой мировой, где работал санитаром. Оказавшись в эпицентре социального неблагополучия (и физического, и душевного), молодой Брехт подвергает общественные устои суровой критике. Следует решительный разрыв с семьей, участие в революционных событиях в Баварии, знакомства с представителями партий левого движения. И все же нельзя сказать, что Брехт занимался политикой профессионально, он никогда не стремился стать идеологом. Из всех видов человеческой деятельности он отдает предпочтение занятиям литературой и театром. Итогом его впечатлений от работы санитаром была полная сарказма баллада " Легенда о мертвом солдате», солдате, которого, выкопав из могилы, признавали годным к строевой службе и вновь заставляли воевать. А уже в 1922 г. Брехт получает высшую литературную награду — премию Клейста за пьесу «Барабаны в ночи», которая посвящена событиям, связанным с кризисом Германской революции 1918 г. Позже, после прихода Гитлера к власти, Брехт вынужден эмигрировать: через СССР в Данию, затем последовали Швеция, Финляндия, США, Швейцария, Австрия. На протяжении пятнадцати лет он находится в изгнании, что для деятеля театра почти катастрофическая ситуация. На родину Брехт вернулся в 1948 г., и только в 1949 г. Брехт создал театр — Берлинер ансамбль, где при его активном участии были поставлены многие из его пьес. Этот театр существует и сегодня, но сам Брехт успел поработать в нем только семь последних лет своей жизни. В начале своего творческого пути Брехт испытал влияние экспрессионистов. Суть новаторских поисков экспрессионистов проистекала из стремления не столько исследовать внутренний мир человека, сколько обнаружить его зависимость от механизмов социального угнетения. У экспрессионистов Брехт заимствовал не только те или иные новаторские приемы построения пьесы (отказ от линейного построения действия, метод монтажа и т. д.). Опыты экспрессионистов побудили Брехта углубиться в изучение его собственной генеральной идеи — создать такой тип театра (а значит, и драмы, и актерской игры), который бы с предельной обнаженностью выявлял систему механизмов социальной причинности. «Свой жизненный опыт, — писал Брехт, — мы поучаем в условиях катастроф. На материале катастроф нам приходится познавать способ, каким функционирует наша общественная жизнь. Размышления должны раскрыть inside story (внутреннюю суть) кризисов, депрессий, революций и войн. Уже при чтении газет (но также и счетов, извещений об увольнении, мобилизационных повесток и так далее) мы 'iyiu жуем, что кто-то что-то сделал, дабы произошла явная катастрофа. Что же и кто сделал? За событиями, о которых нам сообщают, мы предполагаем другие события, о которых нам не сообщается. Они и есть подлинные события»39. Исследованию и публичной «демонстрации» со сцены этих «других событий» Брехт и решает посвятить свою драматургию. Для выполнения поставленной задачи ему необходимо создать такую конструкцию пьесы, которая вызывала бы у зрительного зала не традиционное сочувственное восприятие событий, а аналитическое отношение к ним. При этом Брехт постоянно напоминает что его вариант театра не отвергает ни исконно присущего театру момента развлекательности (зрелищности), ни эмоциональной заразительности. Просто он не должен быть сводим к одному только сочувствию. Отсюда и возникло пор вое терминологическое противопоставление: «традиционный аристотелевский театр» (впоследствии Брехт все чаще заме нял этот термин понятием, более верно выражающим смысл его исканий, — «буржуазный») — и «нетрадиционный», «не буржуазный», «эпический». На одном из первоначальных этапов разработки теории эпического театра Брехт составляет следующую схему:
Драматическая форма театра Сцена воплощает определенное событие Вовлекает зрителя в действие и истощает его активность Сообщает ему «переживание» Он становится соучастником происходящих событий Воздействие основано на внушении Эпическая форма театра Рассказывает о нем
Ставит его в положение наблюдателя, но стимулирует его активность Дает ему знания Он противопоставляется им
Воздействие основано на убеждении
Система Брехта, изложенная поначалу столь схематично, уточнялась на протяжении нескольких последующих десятилетий, причем не только в теоретических работах (основными из них являются: примечания к «Трехгрошовой опере», 1928; «Уличная сцена», 1940; «Малый органон для театра», 1949; «Диалектика на театре», 1953), но и в пьесах, имеющих уникальную структуру построения, а также во время постановки этих пьес, которые потребовали от актера особого способа существования. На рубеже 20-30-х гг. Брехт написал серию экспериментальных пьес, которые назвал «учебными» {«Баденская учебная пьеса о согласии», 1929; «Мероприятие», 1930; «Исключение и правило», 1930, и др.). Именно в них он впервые апробировал такой важнейший прием эпизации, как введение на сцену рассказчика, повествующего о предыстории происходящих перед глазами зрителей событий. Этот впрямую не участвующий в событиях персонаж помог Брехту в моделировании на сцене как минимум двух пространств, которые отражали разнообразие точек зрения на события, что, в свою очередь, вело к возникновению «надтекста». Так активизировалось критическое отношение зрителей к увиденному на сцене. Брехт существенно пересматривает задачи, стоящие перед актером, разнообразя способы его сценического существования. Ключевым понятием брехтовской теории эпического театра становится очуждение, или остранение. (Сам Брехт именовал его как «Entfremdung» или «Ferfremdung».) Брехт обращает внимание на то, что в традиционном «Буржуазном» европейском театре, который стремится погрузить зрителя в психологические переживания, зрителю предлагается всецело идентифицировать актера и роль. Прообразом эпического театра Брехт предлагает считать " уличную сцену", когда в жизни совершилось какое либо событие и очевидцы пытаются его воспроизвести. В своей знаменитой статье, которая так и называется - " Уличная сцена" он подчеркивает: «Существенный элемент уличной сцены - та естественность, с которой уличный рассказчик ведет себя в двойственной позиции; он постоянно дает нам отчет о двух ситуациях сразу. Он ведет себя естественно как изображающий и показывает естественное поведение изображаемого. Но никогда он не забывает и никогда не позволяет зрителю забыть, что он не изображаемый, а изображающий. То есть то, что видит публика, не есть некое самостоятельное, противоречивое третье существо, в котором слились контуры первого (изображающего) и второго (изображаемого), как это нам демонстрирует привычный для нас театр в своих постановках. Мнения и чувства изображающего и изображаемого не идентичны»40. Именно так играла Елена Вайгель свою Антигону, поставленную Брехтом в 1948 г. в швейцарском городе Хур, по собственной переработке античного оригинала. В финале спектакля хор старцев провожал Антигону к пещере, в которой та должна быть заживо замурована. Поднося ей кувшин с вином, старцы утешали жертву насилия: она погибнет, но с честью. Антигона спокойно отвечает: «Зря вы возмущаетесь по моему поводу, лучше бы вы копили недовольство против несправедливости, чтобы обратить свой гнев на общую пользу!» И повернувшись, она уходит легким и твердым шагом; кажется, будто не страж ведет ее, а она - его. А ведь Антигона уходила на смерть. Вайгель ни разу не играла в этой сцене привычных для традиционного психологического театра непосредственных проявлений скорби, смятения, отчаяния, гнева. Актриса играла, вернее, показывала зрителям этот эпизод как давно свершившийся факт, оставшийся в ее — Елены Вайгель — памяти светлым воспоминанием о героическом и бескомпромиссном поступке юной Антигоны. Принципиальным в Антигоне Вайгель было и то, что юную героиню сорокавосьмилетняя актриса, прошедшая тяжелые испытания пятнадцатилетней эмиграции, играла без грима. Изначальным условием ее игры (и постановки Брехта) было: «Я, Вайгель, показываю Антигону». Над Антигоной возвышалась личность актрисы. За древнегреческой историей вставала судьба самой Вайгель. Поступки Антигоны она пропускала сквозь собственный жизненный опыт: ее героиней руководил не эмоциональный порыв, а мудрость, обретенная суровым житейским опытом, не данное богами предвидение, а личностная убежденность. Тут речь шла не о детском неведении смерти а о страхе смерти и преодолении этого страха. Здесь роль и актер предстают перед зрителем в постоянном сопоставлении друг с другом. Не менее характерной для эпического театра Брехта является и другой, лишь на первый взгляд противоположный, вариант формулы театра, где актер «отходит» от своей роли на столь значительную дистанцию, что становится своего рода зрителем по отношению к ней. Наиболее очевидным образом этот вариант зафиксирован в тех пьесах Брехта, где он использует систему «зонгов». В момент исполнения «зонгов» актер почти напрямую обращается к зрителям, причем - подчеркнуто не от лица персонажа, а от лица свидетеля событий (свидетеля, личностная позиция которого совпадает с позицией самого актера). В таком варианте роль на некоторое время оставляется актером как бы в стороне. Актер только что сыграл ее перед зрителем, а теперь высказывается по поводу сыгранного, встав по отношению к нему на позицию зрителя. Следует особо подчеркнуть, что сама по себе разработка различных способов актерской игры не являлась самоцелью для Брехта. Изменяя дистанцию между актером и ролью, а также актером и зрителем, Брехт стремился разносторонне представить проблему пьесы. С той же целью Брехт особым образом организует драматургический текст. Практически во всех пьесах, составивших классическое наследие Брехта, действие разворачивается, если употреблять современную лексику, в «виртуальном пространстве и времени». Так, в «Добром человеке из Сезуана» первая авторская ремарка предупреждает о том, что в провинции Сезуан были обобщены все места на земном шаре где человек эксплуатирует человека. В " Кавказском меловом круге" действие происходит якобы в Грузии, но это такая же вымышленная Грузия, как и Сезуан. В «Что тот солдат, что этот» - такой же вымышленный Китай, и т. д. В подзаголовке «Мамаши Кураж» сообщается, что перед нами — хроника времен Тридцатилетней войны XVII в., но речь идет о ситуации войны в принципе. Удаленность изображаемых событий во времени и пространстве позволяла автору выйти на уровень больших обобщений, недаром пьесы Брехта часто характеризуют как параболы, притчи. Именно моделирование «остраненных» ситуаций позволяло Брехту монтировать свои пьесы из разнородных «кусков», что, в свою очередь, требовало от актеров использования в одном спектакле различных способов существования на сцене. Идеальным примером воплощения этических и эстетических идей Брехта стал спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» (1949), где главную героиню сыграла Елена Вайгель. Огромная сцена с круглым горизонтом безжалостно высвечена общим светом — здесь все как на ладони, или — под микроскопом. Никаких декораций. Над сценой надпись: «Швеция. Весна 1624 года». Тишина прерывается скрипом сценического поворотного круга. Постепенно к нему присоединяются звуки военных рожков — громче, громче. И когда зазвучала губная гармоника, на сцену по вращающемуся в противоположном направлении (второму) кругу выкатился фургон, он полон товаров, сбоку болтается барабан. Это походный дом полковой маркитантки Анны Фирлинг. Ее прозвище — «Мамаша Кураж» — крупными буквами написано на боку фургона. Впрягшись в оглобли, фургон тянут два ее сына, а немая дочь Катрин — на козлах, играет на губной гармонике. Сама Кураж — в длинной сборчатой юбке, ватной стеганой куртке, косынка завязана концами на затылке — свободно откинулась назад, сидя рядом с Катрин, уцепилась рукой за верх фургона, чересчур длинные рукава куртки удобно закатаны, а на груди, в специальной петличке, оловянная ложка. Предметы в спектаклях Брехта присутствовали на уровне персонажей. Кураж постоянно взаимодействовала с тремя: фургон, ложка, сумка-кошелек. Ложка на груди у Вайгель — как орден в петлице, как знамя над колонной. Ложка — это символ сверхактивной приспособляемости. Кураж легко, не задумываясь, а главное — без зазрения совести меняет знамена над своим фургоном (в зависимости от того, кто побеждает на поле брани), но никогда не расстается с ложкой — ее собственным знаменем, которому она поклоняется как иконе, ведь Кураж кормится войной. Фургон в начале спектакля появляется полнехонький товаров, в финале — он пуст и оборван. Но главное — Кураж будет тащить его одна. Всех своих детей она потеряет на войне, которая ее кормит: «Хочешь от войны хлеба — давай ей мяса». В задачу актрисы и режиссера вовсе не входило создание натуралистической иллюзии. Предметы в ее руках, сами руки, вся ее поза, последовательность движений и действий — все это детали, необходимые в развитии фабулы, в показе процесса. Эти детали выделялись, укрупнялись, приближались к зрителю, подобно крупному плану в кинематографе. Неторопливо отбирая, отрабатывая эти детали на репетициях, она вызывала порой нетерпение актеров, привыкших работать „на темпераменте". В игре Вайгель поразительно органично соединялось сценически условное и жизненно безусловное. На сцене жила Кураж - во всей своей индивидуальной конкретности, и одновременно - сама Вайгель, страстная, умная, непримиримая открыто обращающаяся к залу, убеждающая зрителя и правдой созданного характера, и своим ясно выраженным отношением к нему»41. После смерти Бертольта Брехта Елена Вайгель до последнего дня своей жизни (она умерла б мая 1971 г.) возглавляла Берлинер ансамбль. Основными актерами Брехта поначалу были Елена Вайгель и Эрнст Буш. Но уже в Берлинер ансамбле ему удалось воспитать целую плеяду актеров. Среди них Гизела Май, Хильмер Тате, Экехард Шаль и другие. Однако ни они, ни сам Брехт (в отличие от Станиславского) не разработали систему воспитания актера эпического театра. И все же наследие Брехта привлекало и привлекает не только исследователей театра, но и многих выдающихся актеров и режиссеров второй половины XX в., а драматургическое наследие Брехта оказало существенное влияние на развитие драматургии, появившейся после Второй мировой войны.
|