Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Театр Франции. Режиссеры первой половины XX века.Жак Копо (1879-1949) принадлежит второму поколению французских режиссеров (первое поколение — Андре Антуан
Режиссеры первой половины XX века. Жак Копо (1879-1949) принадлежит второму поколению французских режиссеров (первое поколение — Андре Антуан, Поль Фор, Орельен Люнье-По, Фирмен Жемье). Его профессиональный интерес к театру проявился еще в лицейские годы, когда он участвовал в постановке «Короля Убю» в театре Эвр (1896). Затем Копо закончил Сорбонну. А в 1909 г. стал одним из основателей журнала «La Nouvelle Revue Francaise», в котором, занимая пост директора, регулярно помещал статьи о театре. Копо сражался против рутины, штампов, царящих в Комеди Франсез, против дешевого адюльтера, господствовавшего на бульварной сцене. Однако в его статьях все явственнее обнаруживалась неудовлетворенность и деятельностью режиссеров-новаторов. Копо хотел бы увидеть в современных спектаклях возрождение традиций театрального Средневековья, когда, по его мнению, господствовала «возвышенность и чистота нравов». Традиций, восходящих не к народным празднествам тех лет, а к литургическим действиям, мистериальному театру, повествовавшему о «страстях Христовых», «мученической жизни святых». Подобно некоторым другим деятелям французской культуры начала XX столетия, Копо пытался связать католическое вероучение, как традиционную, по его мнению, духовную опору французской нации, с проблемой нравственного обновления народа. Итак, уже в ранней театрально-критической деятельности Копо формулирует свои требования к театру, которые реализует в 1910-х гг., когда вместе с Жаном Круэ предлагает Театру дез Ар (Театру Искусств), возглавляемому Жаком Руше, инсценировку «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Спектакль «Братья Карамазовы», поставленный в апреле 1911 г. Андре Дюреком и Жаком Копо в Театре дез Ар, а затем, в 1914 г., самостоятельно осуществленный Копо в театре Вьё-Коломбье (театр Старая Голубятня), основанном им в 1913 г., стал этапным явлением в его творчестве. Критик Гастон Сорбе в отзыве на постановку «Братьев Карамазовых» привел слова Копо, сказанные им по поводу работы над инсценировкой и сценическим воплощением знаменитого романа: «Главное — раскрыть мысль писателя, не искажая ее. Мы составили пяти-актную композицию, способную вобрать в себя основные эпизоды романа, и попытались раскрыть психологию персонажей Достоевского. Не заботясь о том, чтобы объяснить, мы искали способ обнаружить, сделать доступным зрителю побудительные причины движения конфликта»3. Это позиция художника-новатора и человека, ставящего перед театром новые художественные задачи. Копо выступал тут против театрального искусства, которое рассказывало бы о жизни, объясняло ее, то есть по сути, против «школы здравого смысла», все еще царящей в Комеди франсез и в особенности на бульварах. Вслед за Антуаном Копо стремился к созданию театра психологического, позволяющего обнаружить внутренние причины в человеческих поступках. Но, в отличие от Антуана, который осмыслял психологию личности в контексте реальной жизни, Копо в своем сценическом анализе человека игнорировал его зависимость от действительности. Он сосредоточил внимание на внутреннем, духовном разладе личности, на той трагической борьбе, которую она ведет с неизбывным «сатанинским началом» в самой себе, на извечной борьбе добра и зла, Бога и сатаны, перенесенной во внутренний мир человека. Именно она, эта духовная борьба, главным образом и занимала Копо. Поэтому едва ли не основным героем в спектакле «Братья Карамазовы» стал Смердяков в исполнении Шарля Дюллена. Наиболее существенным в композиции постановки оказался третий акт, где получал завершение трагический конфликт, сформулированный самим Копо как жестокое столкновение плоти и духа, греха и благодати. Именно тут Смердяков, после разговора с Иваном, решает убить старика Карамазова. Он оказывался главным героем спектакля, так как в нем, в соответствии с концепцией Копо, воплощалось греховное начало мира. Спектакль «Братья Карамазовы» свидетельствовал о новых художественных поисках французского театра. О поисках, которые выводили театр к философско-этическим проблемам. Копо, несомненно, способствовал созданию интеллектуального спектакля на французской сцене. Не разрушая структуры произведения, он каждый раз акцентировал в нем интеллектуальное содержание. Примером тому является его постановка пьесы Роже Мартен дю Гара «Завещание дядюшки Леле» (1919), посвященной жизни крестьян. В спектакле Копо на сцене были лишь стол, табуретка и деревянная кровать, на которой лежал дядюшка Лександр. Этими предметами и ограничивалось убранство богатого крестьянского дома. Отношения между героями также строились вне сферы быта. Шарль Дюллен играл тут две роли. Сначала это был умирающий Лександр, который обещал оставить все свое состояние служанке Ла Торин (Джин Барбьери). Поэтому даже на смертном одре он считал себя вправе требовать от нее все новых и новых услуг. В первых сценах Лександр неподвижно, будто окаменев, возлежал на кровати. Ла Торин, стоя в отдалении, пыталась напомнить ему о завещании. Но в ответ Лександр сумрачно молчал, испепеляя ее ненавидящим взглядом. Роже Мартен дю Гар в одном из писем к Копо назвал этот лаконичный и жесткий диалог действующих лиц, продолжающийся около часа и насыщенный многозначительными паузами, которые таили в себе взаимную ненависть, давние обиды и главное — одинаковое отношение Ла Торин и Лександра к собственности, как оправдание всей их страшной совместной жизни, ('диалогом выходцев из ада сатанинских сил»4. Во второй части спектакля Дюллен появлялся в роли сводного брата Лександра, дядюшки Леле, внешне необычайно похожего на него. Но по-человечески, внутренне он, казалось, был полной противоположностью Лександра. Дурашливый, смешливый. По сговору с Ла Торин он должен был от имени умершего Лександра продиктовать нотариусу завещание в пользу служанки. Однако, узнав, каким богатством обладает Лек- -сандр, он сам продиктовал нотариусу завещание, в котором Лександр передает все права на владение своим имуществом дядюшке Леле. Антуан отметил в своем двухтомном труде «Le Theatre», что этот спектакль напоминал ему «мрачную сатиру „Короля Убю"». Дюллен и Барбьери создали «образы-символы», олицетворяющие все «самое низкое в человеке». Путь, по которому шел Копо в своих сценических поисках, был очерчен вполне определенно. Он ощущался во многих спектаклях, поставленных режиссером, и в том числе — на материале национальной классики. Опорой для него стали Расин и Мольер. Выступая, например, в роли Альцеста («Ми-зантроп» Мольера), он создал образ человека незаурядного, глубокого, страстно влюбленного, весь критический пафос которого — от искренности и горячности чувств, от его подлинной заинтересованности в людях, в их духовной сути. Первый же выход Альцеста — стремительный, порывистый — изобличал в нем человека сильных страстей. Знаменательно, что Копо наделил классицистского героя XVII в. чертами современного человека, внутренне сложного, многогранного. Театр Копо стремился постигнуть не самую жизнь, а те философские, нравственные основы, на которых она существует. Осмыслить человека в его сложном отношении к самому себе и к быстро меняющемуся миру. «Картель четырех». Режиссерский театр Франции, созданный А. Антуаном, Люнье-По, Ф. Жемье, обогащенный открытиями Ж. Копо, получает новый стимул развития в деятельности их учеников и последователей, объединенных в «Картель четырех». «Картель четырех» заявил о своем образовании декларацией, подписанной б июля 1927 г. Зародился же он несколько раньше, в 1926 г., когда четыре режиссера, руководители недавно основанных в Париже театров Шарль Дюллен, Луи Жуве, Гастон Бати и Жорж Питоев решили объединить усилия во имя независимой творческой деятельности. «Картель» преследовал две цели: при разных художественных ориентирах создать единую материальную базу для вступивших в корпорацию театров (единый.административный аппарат, единую афишу, единую рекламу и т. д.) и утвердить в отношениях между членами «Картеля» творческую взаимопомощь. «Великим рыцарем сцены» называют французские критики одного из самых прославленных учеников Копо — Шарля Дюллена (1885-1949). Получив первоначальное образование дома и некоторое время пробыв в семинарии, Дюллен в 1905 г. оказался в Париже. Здесь он решил посвятить себя театру. Сначала Дюллен выступал в театрах парижских предместий, в театрах мелодрамы. В 1907 г. Антуан пригласил его в Одеон, здесь молодой Дюллен постигал школу «нового театра» — на репетициях Антуан с помощью этюдов, импровизаций постепенно подводил актеров к обретению нужного внутреннего состояния, к освоению психологии героев. Позднее Дюллен писал об Антуане: «Я питаю огромную благодарность к нему за то, что он научил меня проверять мою работу изнутри, опираться в качестве исходной точки на правду, жить в своей роли»5. Скоро, однако, ученик почувствовал неудовлетворенность системой учителя. Дюллен полагал, что Антуан, приверженный реальному факту, лишает жизнь поэзии, а театр — праздничности. Это и побудило его покинуть Одеон и в 1908 г. стать актером Театра дез Ар. Здесь в 1911 г. Дюллен выступил в роли Смердякова в инсценировке «Братьев Карамазовых», сделанной Жаком Копо и Жаном Круэ. Смердяков — первая выдающаяся роль Дюллена. Она ознаменовала конец ученичества. И когда Копо основал свой театр Вьё-Коломбье, он пригласил туда Дюллена. Под руководством Копо Дюллен создал на сцене Вьё-Коломбье и другую свою великую роль, которую он играл до конца дней, — Гарпагона в «Скупом» Мольера. Даже этому классицистскому персонажу он придал диалектику характера, раскрыл внутренний драматизм, психологическую неоднозначность. В театре Вьё-Коломбье Дюллен осваивал вершины мастерства, культуру слова и жеста, учился тонко анализировать стилистику драматического произведения. Однако Дюллена увлекала связь театра с народными, площадными истоками. Оказавшись в 1914 г. в армии, он в короткие часы досуга устраивал представления в духе старинного французского фарса или итальянской комедии масок. И вскоре после возвращения из армии Дюллен покинул театр Вьё-Коломбье. В 1922 г. он открыл театр Ателье, который возглавлял до 1940 г., а затем передал его своему ученику Андре Барсаку. Деятельность Дюллена, начиная с основания Ателье, может быть условно поделена на три периода, свидетельствующих об эволюции художественных устремлений режиссера. Первый приходится на 1920-е гг., когда Дюллен создает спектакли, где торжествует стихия свободной импровизации, празднество поэзии, освободившейся из-под власти натурализма и диктата мысли. Пример тому — постановка пьесы «Хотите вы играть со мной?» М. Ашара. В центре спектакля три персонажа: Изабелла, Кроксон и Раскасс, которые, словно Коломбина, Пьеро и Арлекин, разыгрывают вечную драму любви и ревности. Спектакль этот — откровенная клоунада. Безудержная веселость и розыгрыш перемежаются здесь внезапной печалью и душевным томлением. Все строится на импровизации и неожиданной смене ритмов, на острой пластике мизансцен. В 1920-е гг. Дюллен выработал свою педагогическую систему. Оттолкнувшись от этюдов Антуана, от требований Копо искать «второй» план и согласовывать его с «первым», данным в тексте, Дюллен пришел к обучению актеров в процессе импровизации, понимаемой как вдохновенный парафраз на заданную тему. Его ученики освоили «дюлленовский принцип» постигать весь «объем образа», ощущать персонаж как живого человека, диктующего актеру свою пластику, манеру речи, постепенно подчиняя его себе целиком, «делая актера персонажем». Второй период творчества Дюллена приходится на конец 1920-х — 1930-е гг. В 1928 г. в Ателье с огромным успехом прошел спектакль «Вольпоне», где заглавную роль играл сам Дюллен. Пьеса Бена Джонсона, написанная в начале XVII в., была приспособлена к современной сцене С. Цвейгом и Ж. Ромэном. Сцена представляла собой огромную спальню в богатом особняке венецианского негоцианта (художник А. Барсак). В глубине спальни находилась роскошная кровать под атласным балдахином. Повсюду стояли отделанные узорчатой эмалью низкие венецианские столики, кресла, банкетки. В этой почти сказочной роскоши доживал свой век старый Вольпоне, собирая дань с простаков разного ранга, верящих, что именно им он завещает свое имущество. Потому они были готовы всячески угождать ему. Вольпоне в исполнении Дюллена был тончайший комедиант, который умел виртуозно прикинуться умирающим и вместе с тем благородным и щедрым родственником, компаньоном, другом. Лишь моментами Дюллен становился самим собой. Он напоминал в эти минуты ястреба, готового ринуться на добычу. Едва сдерживаемое напряжение передавало мощь этой поистине страшной личности. Сценические создания Дюллена свидетельствуют о возраставшем социальном пафосе его творчества. Например, когда Дюллен ставит «Ричарда III» (1933), то он раскрывает в шекспировском герое пагубную суть человека, наделенного огромной силой характера, но лишенного гуманистических устремлений и потому не только обреченного на гибель, но и нравственно осужденного. Спектакль этот перекликался с реальными фактами исторической эпохи, когда в Германии к власти пришел фашизм, а в России торжествовал тоталитаризм. Спектакль полемизировал с «Кориоланом» В. Шекспира, поставленным тогда же в Комеди Франсез, где утверждалась сильная личность. Итак, второй период творчества Дюллена знаменует собой не только его художественную зрелость, но и характер его мировоззрения, общественного сознания. Годы второй мировой войны и первые послевоенные годы могут быть отнесены к третьему периоду творческой эволюции Дюллена. Поначалу очевидна растерянность художника, не ожидавшего, как и многие французы, столь быстрого поражения Франции в войне с нацистской Германией, оккупации Парижа. В 1940 г. Дюллен передал Ателье своему ученику Андре Барсаку. Сам же ставит ряд спектаклей в театрах, получающих обеспечение от государства. Дюллен понимает, что французский театр должен в годы оккупации не только сохранить свою национальную классику, но и продолжить разговор с современниками на материале современной драмы. И в 1943 г. он ставит в Театре деля Сите пьесу Ж. П. Сартра «Мухи». Согласно экзистенциалистской концепции Сартра, положенной в основу драмы, герой, оказываясь в ситуации выбора, утверждает свою нравственную позицию. Если для Сартра главное в пьесе - Орест, то для Дюллена в центре - политическая и социальная действительность, узурпатор Эгисф. В спектакле Дюллена акцент поставлен на постепенном осознании Орестом необходимости борьбы с тоталитарной властью. Нравственная философская проблематика пьесы Сартра (проблема выбора) перерастала в проблематику политическую. Третий, последний период творчества Дюллена говорит о новом этапе его художественных и идейных поисков. Реализм Дюллена приобретает подчеркнуто интеллектуальный характер. Егс поздние спектакли обращены не только к сердцу зрителя, но и к его разуму, что было особенно актуально для Франции в пору Сопротивления и в первые послевоенные годы. Луи Жуве (1887-1951) — самый последовательный ученик Жака Копо. Студентом университета Жуве начал выступать в спектаклях театров парижских предместий. Так же, как Дюллен, он прошел школу мелодрамы. Завершив обучение в университете, он окончательно решил посвятить себя театру. В 1911 г. Жуве стал актером Театра дез Ар, возглавляемого Жаком Руше. Здесь он встретился с Копо и Дюлленом, участвуя в спектакле «Братья Карамазовы», где играл старца Зосиму. В 1913 г. Копо пригласил его в театр Вьё-Коломбье. Он выступил здесь в знаменитых мольеровских ролях, сопутствовавших ему затем долгие годы: Жеронт («Плутни Скапе-на») и Сганарель («Лекарь поневоле»), В театре Вьё-Коломбье Жуве был актером, режиссером, декоратором, осветителем, архитектором. Он прошел под руководством Копо прекрасную школу и навсегда усвоил его главные принципы, его отношение к театру как средству познания человека, жизни. Интеллектуальный пафос Копо станет впоследствии особенно близок Жуве. В 1922 г. антрепренер Жак Эберто пригласил Жуве возглавить Комеди Шанз-Элизе (Комедию Елисейских Полей — один из трех театральных залов Театра Елисейских Полей). Жуве к этому времени все больше и больше склоняется к театру социальному, театру дискуссии, интеллектуального спора, к театру борьбы. Жуве руководил Комеди Шанз-Элизе с 1922 по 1934 г. Затем он переходит в обладающий более обширным помещением театр Атеней, во главе которого остается до конца своих дней. Деятельность Жуве удивительно целенаправленна, подчинена однажды сложившимся эстетическим принципам. В 1933 г. Жуве ставит пьесу Ж. Ромэна «Кнок, или Торжество медицины», которая приносит ему как режиссеру и исполнителю заглавной роли огромный успех. Спектакль оказался во многом пророческим. Здесь была предвосхищена суть фашистской идеологии, идеологии тоталитаризма, способной в короткое время посредством демагогии, подкупа, насилия овладеть сознанием тысяч обывателей, раскрывалась чудовищная механика этого феномена. Сам Жуве позднее писал о произведении Ромэна: «В этой пьесе заключены и освещены все насилия, фальшь и обман первой половины нашего столетия. В параболе, или притче, „Кнок" разъяснены все новые опасности, рассеянные по миру в течение пятидесяти лет»6. В центре спектакля — врач Кнок, приехавший практиковать в маленький провинциальный городок и сумевший так повести дело, что вскоре все местные жители, почувствовав себя больными, вручили ему заботу о своем здоровье и вместе с тем свое состояние. Жуве играл Кнока почти без грима, в современном костюме. Гипнотический взгляд холодных глаз, плавные жесты рук, уподобляющие Кнока пауку, обволакивающему свою жертву паутиной, — вот черты внешнего облика этого хищника, постепенно обнаруживающего свой экстремизм и человеконенавистническую философию. Здесь выявился сценический стиль Жуве. Приметы его — в строго выверенных мизансценах, далеких порой от внешнего жизнеподобия, но выразительно раскрывающих суть эпизода, в резко очерченных персонажах, обладающих нередко причудливой, но точно соответствующей характеру пластике, в лаконичном, но выразительном оформлении, где каждая деталь играет конкретную смысловую роль. И главное — в актерах, умеющих донести до публики интеллектуальный пафос режиссерского замысла. Склонность Жуве к «театру мысли» и привлекла к нему ЖанаЖироду (1882-1944). В 1928 г. писатель переработал свой роман «Зигфрид и Лимузен» в пьесу «Зигфрид» и после того, как пьесу отклонила Комеди Франсез, передал ее в Комеди Шанз-Элизе. С этого времени началось длительное сотрудничество Жироду и Жуве, который поставил почти все пьесы выдающегося французского драматурга. Этапным для французского театра стал спектакль по пьесе Жироду «Троянской войны не будет» (1935), показанный Жуве за четыре года до начала второй мировой войны и оказавшийся, подобно «Кноку», пророческим. Два цвета, белый и голубой, доминировали в декоративном оформлении спектакля. Пластика актеров была величавой и строгой. Жесты, словно в балете, тщательно выверены. Спектакль напоминал диспут (да и пьеса написана в форме диспута!). Герои либо страстно защищали свои принципы, либо, осознав свои заблуждения, приходили к новым истинам. Основное в спектакле — столкновение идей. Поэтому в искусстве Жуве огромную роль играет слово. В отличие от многих французских новаторов сцены, которые выступали против «его величества слова», господствовавшего в Комеди Франсез, Жуве встал на его защиту. Но «слово» в театре Жуве и «слово» в Комеди Франсез не были понятиями адекватными. Для Жуве слово — носитель мысли, для Комеди Франсез — исполнительская традиция, восходящая к эпохе классицизма. Жуве — один из создателей интеллектуального театра. И Андре Барсак, поставивший в 1943 г. «Антигону» Ж. Ануя, в которой античные герои выступили в костюмах XX столетия, и Шарль Дюллен, осуществивший тогда же постановку сартровских «Мух», где на основе сюжета древнегреческого мифа осмыслялись современные проблемы, и ряд других режиссеров, которые обратились позднее к пьесам-притчам, к интеллектуальной драматургии, шли по пути, проложенному Луи Жуве, и осваивали его театральные открытия, его принципы воплощения «драмы идей», его стилистику. Особое место в театре Франции 1920-1930-х гг. занимал Гастон Бати (1885-1952). Он был автором программных театральных манифестов и осуществил ряд выдающихся постановок, оказавших значительное влияние на идейно-театральные поиски эпохи. Начало театральной деятельности Бати относится к апрелю 1919 г., когда он познакомился с Фирменом Жемье и подписал с ним контракт на будущий сезон. В Зимнем цирке Парижа Жемье организовал в эту пору массовые спектакли-зрелища. Несколько месяцев спустя он принял руководство Комеди-Монтэнь и официально назначил Бати режиссером этого театра. Из пяти пьес, поставленных Бати на сцене Комеди-Монтэнь, наибольший успех выпал на долю «Самума» Анри-Рене Ленормана. «Самум» во многом выявил главные театральные пристрастия Бати. В центре его внимания оказалась страсть французского офицера (его играл Жемье) к собственной дочери, страсть, которая, словно песчаная буря, самум, иссушила его душу, погубила ее. Бати усмотрел в отношениях героев религиозно-философский смысл, присущий, по его мнению, реальной действительности, в которой человек обречен на вечные муки и на вечную борьбу с самим собой. Осенью 1921 г. Бати открыл театр «Химера». Вскоре он опубликовал три статьи, где разъяснял эстетические принципы, на которых собирался строить свой театр: «Театральные храмы», «Драма, требующая реформ» и «Его величество Слово». Бати выступал в них как «идеалист и воинствующий католик». Католицизм вообще был характерен для значительной части французской интеллигенции начала XX в. Бати настаивал на том, что ни одна великая театральная эпоха не была «эпохой натурализма» и театр не должен ограничивать себя воссозданием на сцене жизнеподобия. «Театр, — подчеркивал Бати, — это царство поэзии, вымысла». В контексте творческой практики режиссера особенно примечательна статья «Его величество Слово» (1921). Здесь Бати утверждал, что упадок современного театра - следствие преобладания в нем литературы. Театр же — искусство специфическое, самостоятельное, «высшее искусство». Театр — это синтез многих искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и актерского мастерства. Современный же театр, особенно французский, забыл, что цель его — «точный перевод чувств и мыслей на язык жеста, декорации, слова». В связи с этим Бати выдвинул тезис: «...обновление театра — это освобождение его от господства литературы. Текста достаточно, когда речь идет только об анализе очевидных состояний, но слово не способно объяснить то, что скрыто за ним, что притаилось в глубине явления, и тогда оно обращается за помощью к пластике, живописи, музыке, свету, иными словами, к режиссуре»7. Бати, таким образом, бросал вызов многовековым традициям Комеди Фран-сез. Весной 1924 г. труппа Бати стала выступать в помещении Студии Елисейских Полей. Постановкой, обнаружившей первоначальные идейно-художественные устремления Бати, стала «Майя» С. Гантийона, осуществленная им в 1924 г. В центре ее — портовая проститутка Белла (Маргерет Жамуа), олицетворяющая идею вечной женственности. Подобно индусской богине — прародительнице Майе, подменяющей реальность миром иллюзий, она обладает способностью принимать тот облик, который ждет от нее мужчина, ищущий забвения от невыносимой жизни. С одним она наивна и доверчива, с другим — своенравна, с третьим — страстна. Драматический конфликт построен на том, что Белла, создавая иллюзию для других, не получает воплощения, выражающего ее сокровенную суть. А между тем ей так хотелось бы обрести собственную судьбу, собственное счастье. Содержание спектакля подчеркивал его зрительный образ. На сцене были выстроены отвлеченно-кубистские декорации с деталями городской улицы (фонарь), комнаты героини (углом сдвинуты стены, ломаными линиями обозначено окно) и т. д. В деформированном, лишенном гармонии мире Белла-Майя несла в себе, по мысли Бати, одновременно начала Греха и Жертвы, Земли и Неба, Реальности и Мечты. Поэтому позы ее выражали либо сатанинский порыв к преступлению, вожделенное желание, трепет разбуженной плоти, либо покой католических святых, скорбно опустивших глаза долу. В этом условном и изысканном зрелище, призванном, по словам одного из критиков, воплотить «двойной аспект бытия, земной и вечный, Греха и Жертвы, Искупления и Причастия»*, Маргерет Жамуа раскрывала, однако, и трагедию женщины, лишенной опоры в жизни, где пренебрегают человеком, его душевной болью, его личной судьбой. Спектакль завершался тем же, с чего и начинался: Белла ждет очередного клиента, а тем временем учит товарок вязать. В 1930 г. Бати возглавил театр Монпарнас. А в 1933 г. на сцене этого театра с триумфальным успехом идет спектакль «Преступление и наказание» в сценической адаптации Бати. Хотя Бати опять-таки стремился подчеркнуть в столкновении персонажей Достоевского сугубо религиозный аспект, на его спектакле лежала весьма ощутимая печать времени. Бати ищет выход из гибельных тупиков общественного бытия. Этот выход он связывал с чувствами и поступками Сони Мармеладовой (Маргерет Жамуа). Борьба за человека стала определяющей в сценической трактовке этой фигуры. Порфирий Петрович (Жорж Витрай) выражал в спектакле как бы официальную, государственную концепцию человека. Одет он был в форму полковника. Порфирий Петрович был убежден в том, что человек по природе своей порочен и только крепкие путы власти способны сдержать его пагубные порывы. Раскольников в исполнении Люсьена Ната поначалу стремился утвердить ницшеанский принцип «вседозволенности». А в итоге, пережив глубочайший нравственный кризис, осознал ошибочность подобной позиции. Таким образом, поражение Порфирия Петровича — это поражение тех, кто видит в человеке злое. Отказ Расколъникова от своих первоначальных заблуждений, торжество Сони Мармеладовой — это победа гуманистических идеалов. Идея веры в человека, в его добрую природу утверждалась и в «Мадам Бовари» (1936). Здесь Бати говорил о человеческом стремлении к прекрасному, к любви, поэзии, которые противостоят пошлости жизни. Трагическим было то, что Эмма Бовари (Маргерет Жамуа), мечтающая о подлинном чувстве, о его силе и красоте, обрести это чувство в реальной жизни не смогла. В 1942 г. в оккупированном Париже Бати ставит «Макбета». Он прочел шекспировскую трагедию глазами художника, убежденного, что фашизм своими преступлениями, подобно Макбету, приговорил себя к смерти. Если Гастон Бати осмыслял личность в контексте быстро меняющегося времени, то Жорж Питоев (1884-1939) — создатель «чеховского» направления во французском театре — сосредоточил внимание на духовном мире человеке. Питоев родился в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1902 г. поступил в Московский университет. Затем посещал лекции в петербургском и парижском университетах. Но все его интересы были в сфере театра. И по возвращению в 1908 г. из Парижа в Петербург Питоев стал актером труппы Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. В 1912 г. Питоев организовал в Петербурге Наш театр, где осуществил ряд постановок русских и зарубежных пьес, обнаруживших его безусловную зависимость от художественных открытий русской режиссуры. Зимой 1914 г. Питоев по семейным обстоятельствам покинул Россию и уехал сначала в Париж, а потом в Женеву. Так завершился русский период его жизни. Во Франции он встретил Людмилу Сманову, которая в 1915 г. стала его женой и под именем Людмилы Питоевой прославилась впоследствии на французской сцене. С июля 1915 по январь 1922 г. Питоевы работали в Швейцарии. Они выступали главным образом в пригороде Женевы Пленпале, а с 1919 г. давали спектакли в Париже. Поначалу труппа Питоевых играла на русском языке, но вскоре перешла на французский. В декабре 1921 г. Жак Эберто, владелец Театр Шанз-Элизе (Театра Елисейских Полей), пригласил труппу Питоевых во Францию. 1 февраля 1922 г. состоялось торжественное открытие сезона нового парижского театра — Театра Жоржа Питоева. Среди его первых постановок, имевших широкий резонанс в Париже, были «Дядя Ваня» и «Чайка» А. П. Чехова. Они шли в скромных декорациях, состоявших из тяжелых бархатных занавесей, разделявших сцену на передний и задний план. Освещение создавало сложную игру светотени и подчеркивало драматически напряженную атмосферу спектаклей, обнаруживающих печаль «едва ли не самых изысканных людей». Французские критики увидели заслугу Питоева в том, что он сумел передать поэзию и красоту чеховских пьес, выявить их тончайший психологический рисунок. Люнье-По писал о первых выступлениях Питоева: «Этот театр потрясений был неожиданным, новым для публики, издавна привыкшей к театрам звезд и знаменитостей»9. Драматургию Чехова, по существу, для Франции впервые открыл Питоев. Питоевские спектакли положили начало во французском театре так называемому чеховскому направлению, связанному с показом глубинных пластов жизни, умением плести «психологические кружева», распутывать тугой узел человеческих отношений. Жорж Питоев не только ставил чеховские пьесы, но и был прекрасным исполнителем многих чеховских ролей. Худой, угловатый, с бледным лицом, на котором выделялись черные брови, тяжело нависавшие над огромными, задумчивыми глазами, с иссиня-черной шапкой коротко подстриженных волос, он играл почти без грима, предельно просто, органично. Печальный Астров, ласково доверительный с Соней (Л. Питоева), безмерно несчастный, одинокий. Треплев, преисполненный безнадежного отчаяния: духовно одаренный, он с горестью осознавал свое бессилие перед миром мещанства, пошлости. Со второй половины 20-х гг. меняются акценты даже в старых спектаклях Питоева. Если в «Гамлете» 1920 г. утверждалось величие личности, видевшей смысл существования в борьбе со злом, то в «Гамлете» 1926 г. говорилось об обреченности человека, противостоящего действительности. Гамлет, прекрасно сыгранный Питоевым, оказывался внутренне слабым, неспособным к борьбе. Подобно хрупкой Офелии (Л. Питоева подчеркивала в ней духовную смятенность и неодолимый страх перед жизнью), он быстро терял почву под ногами. По мнению Питоева, Гамлет — это юноша, чьи идеалы жестоко попираются, развеиваются при первом же столкновении с действительностью. Лишенный внутренней опоры, этот Гамлет действовал без веры в конечную цель. Условное оформление подчеркивало мрачность обстановки, враждебность и вместе с тем всевластность страшного мира, окружающего Гамлета. В те же годы Питоев ставит «Генриха IV» П. Пиранделло (1925), в котором резко обостряет в финале духовное отчаяние главного персонажа, исполняемого им самим, решательно отвергающего неприемлемую для него действительность и готового замкнуться в трагическом одиночестве. Примерно так же трактовал тогда Питоев и пьесы Чехова. Тут еще больше, чем это было прежде, заострялась тема безысходности, отчаяния, жизненного тупика, в котором оказались чеховские герои. «Три сестры», поставленные в 1929 г., интерпретировались как трагедия: сестры Прозоровы, словно птицы, попавшие в силки, тщетно пытались вырваться из пут провинциальной жизни, уехать в Москву. Главное в спектакле Питоева — трагизм человеческого существования. Критик Эдмон Сэ писал под впечатлением премьеры: «Мсье Питоев знакомит нас... с наиболее суровой, меланхоличной и проникнутой, если можно так выразиться, чисто русским отчаянием пьесой известного писателя. Это одновременно и глубоко волнующий, исполненный сарказма очерк провинциальных нравов, и некая горестная „романтическая поэма" о неудавшейся жизни...»10 Дыхание трагедии ощущалось и в оформлении, лишенном конкретных примет быта, и в манере актерской игры — сдержанной и патетически страстной, и в самом финале спектакля, когда сестры выходили на подмостки словно античный хор, скорбно вещающий о неизменности жизни. Смертельно больной Питоев поставил «Врага народа» Ибсена. Спектакль шел в костюмах, сшитых по моде 1939 г. Шел на фоне нейтральных декораций, не отвлекавших внимание зрителей от актеров, и прежде всего от самого Питоева — исполнителя роли доктора Стокмана. Худой, со впалой грудью, говорящий с трудом, словно периодически отказывало сердце, готовое разорваться от боли, от чудовищной, незаслуженной обиды, Стокман — Питоев оставался активной творческой личностью. Личностью, отстаивающей величие человека, величие Правды, Разума и Свободы, когда всему этому, как и самой жизни человеческой, грозило уничтожение. Трагедия эпохи — фашизм — воистину прошла через сердце художника. Она смертельно ранила его физически, но не сломила духовно. Питоева не стало 17 сентября 1939 г. «Театр жестокости» Антонена Арто. В разнообразнейшей деятельности Антонена Арто центральное место занимает театр, а основным театральным сочинением является сборник статей «Театр и его Двойник». Однако пафос театральной системы Арто — это отрицание театра. Двадцатый век ознаменовался стремлением художников достичь в каждой области культуры противоположности. На рубеже XIX-XX вв. и в первые десятилетия XX в. различные явления культуры, достигшие своего предела, продолжают разложение собственной формы и приближаются к некоей противоположности. Так, романы Марселя Пруста направлены на уничтожение формы романа, живопись Казимира Малевича уничтожает форму живописи, оставляя ее сущность, и превращается в антиживопись. Морис Метерлинк создает антидраму. Философия становится антифилософией в «философии жизни» Фридриха Ницше и в «логическом атомизме» Людвига Витгенштейна. Итог развития театра новой эпохи — это антитеатр Арто, опровергающий существующие формы театра и создающий на основе театральности философскую картину мира. В 1922 г. Арто попадает в труппу Шарля Дюллена. С этого времени Арто в течение ряда лет оказывается связанным с режиссерами «Картеля». Задачи, которые он перед собой ставил, находились в другой плоскости по сравнению с исканиями режиссеров «Картеля», однако Арто не мог не чувствовать экспериментального характера их постановок. Талант Арто — актера, сценографа и автора костюмов раскрылся в полную силу именно в труппе Дюллена. В 1922 г. он сыграл Ансельма в «Скупом» Мольера, в спектакле по пьесе Александра Арну «Мариано и Гальван» — роль короля мавров Гальвана, а в «Разводе» Реньяра — роль Соттине. Арто оформил постановку «Мариано и Гальван», а также интермедию Попе де Руэды «Оливы». Летом состоялась премьера спектакля «Жизнь есть сон» Каль-дерона. Арто был художником и исполнителем роли короля Польши Басилио. Главную роль, принца Сехизмундо, играл Дюллен, роль Эстрельи — Женика Атанасиу. На протяжении времени существования Театра «Альфред Жарри» было написано несколько театральных манифестов. Все они отражают принципы сюрреализма: соединение несовместимых в жизни реалий, одухотворение вещи и опредмечивание человека, «эстетика сна». В начале 1929 г. сыгран последний спектакль Театра «Альфред Жарри». Событием, духовно преобразившим режиссера, стали представления фольклорного театра острова Бали на Колониальной выставке в Париже в июле 1931 г. В этих спектаклях в ритуальном единстве сплетались музыка, танец, сценическое искусство, живопись, звук. Исполнители в состоянии транса реализовывали мифологические действия. В четкую знаковую символику вписывались важнейшие жизненные акты. Арто увидел здесь прообраз будущего театра. Он пишет ряд статей (в том числе и о балийском театре), выступает с лекциями, задумывает новые спектакли. 1 октября 1932 г. он публикует манифест «Театр Жестокости», а затем второй манифест под тем же названием. В этих работах Арто выступает против театра в обыденном его понимании. Задача подлинного театра — преодолеть повседневный хаос, вскрыть подсознательные сущностные слои мышления и через архетипические образы выйти на уровень гармоничного сверхсознания. В обосновании метода Арто возникает особое понятие, обозначенное им словом «cruaute» — «жестокость». В силу этого метод в целом получает наименование «театр жестокости». Артодианское понятие «жестокость» имеет весьма далекое отношение к бытовому пониманию этого слова. Арто подразумевает под «cruaute» прежде всего «жестокость к самому себе», прямое обозначение явлений, объективное отношение к вещи. Однако выражение «театр жестокости» и во Франции и у нас часто трактуется исследователями как театр с проявлением бытовой жестокости, бесчеловечности, что никоим образом не исчерпывает понятия «театра жестокости» у Арто. Основной аспект «жестокости» в театре Арто — осознание ее всеобщего действия. Этот аспект экзистенциален, трагичен. С жестокостью связано любое действие, в том числе и творческий акт. Осознание жестокости переводит как персонаж, так и актера в ситуацию трагической неотвратимости. Создавая в 1930-е гг. свою театральную систему, Арто меньше всего думал о театре, он не пытался реформировать театр, внести туда нечто новое. Он пытался творить жизнь, даже создавать условия жизни. Арто выступил не против фальши театра, а против фальши жизни. Когда Арто говорит «идея театра утрачена», речь идет об утрате смысла человеческой жизни. Человек загнан в искусственные рамки и не способен проявить свое естество. Условия театра позволят ему это. Философская картина мира воплощается в формах театра. Через эстетику символизма (М. Метерлинк, А. Бергсон) Арто пришел к необходимости изживания рефлексии и рождения сверхчеловека путем реализации архетипического уровня сознания. Реализация происходит в творческом акте, конкретно — в синтетическом театре. Арто считал, что в процессе актерского творчества выявляется бессознательный уровень, на котором происходит общение со зрителем. На этом уровне актер реализует весь свой человеческий потенциал, освобождаясь от личности и становясь магом, богом, кем угодно, становясь своим собственным сверхреальным двойником. Философ Карл Густав Юнг назвал выявленные им схемы «.архетипами». Помимо фрейдовского «персонального бессознательного» Юнг обнаружил более глубокий уровень — многослойное «коллективное бессознательное-». Именно выявление коллективного бессознательного в зрителе (в актере — само собой) Арто ставил задачей сценического действия: сценическое действие высвобождает скованное подсознательное, подводит к «потенциальному восстанию» и очищает от вытесненных образов. Арто подчеркивает, во-первых, реальный характер происходящего на сцене, реальное проживание на сцене (в этом смысле театр Арто - уникальный в своем роде - стремится преодолеть театральную условность). Во-вторых, художественную природу происходящего на сцене Арто видит в том, что реальные внутренние процессы становятся знаками, к которым приобщаются все соучастники (зрители), обладающие тайной (подобно таинству ритуала). Весь зал проникается единым состоянием, когда происходит событие, вызывающее в подсознании ассоциацию с запретным убийством. Путь зрителя к развязке, путь человека к катарсису есть движение человека к выполнению своего предназначения. Именно поэтому Арто приходит к театру как к наиболее тотальной реализации катарсиса. Книга «Театр и его Двойник» является обоснованием катартической концепции Аристотеля применительно к XX в. В системе Арто происходит соединение мифологической и катартической структур, направленных в конечном итоге на уничтожение личностного начала, слияние личности с миром. Арто ведет личность по лабиринту мифа, а не через внутренний трагический конфликт индивидуума. Неслучайно в планах Арто проекты постановок трагедий сочетаются с эпическими сюжетами. Во втором манифесте («Театр Жестокости») излагается замысел подобной постановки. В 1933 г. он задумывает постановки «Завоевание Мексики» и шекспировского «Ричарда II». Эти планы не осуществились. К февралю 1935 г. сформировался новый сценический замысел Арто: была написана пьеса «Семья Чвнчи» — «трагедия в четырех действиях по Шелли и Стендалю». Эффектные роли, насыщенное действие, возможность зрительского интереса послужили причиной тому, что именно этот замысел был реализован на сцене. Окрыленный надеждой режиссер спешил осуществить спектакль, веря в силу своих идей. Но идеи не получили соответствующего воплощения. Актеры не восприняли требований постановщика. И как можно было за два месяца репетиций научить актеров «жестокости к самому себе», способности сжигать собственное «я» в акте реального проживания роли! Как можно было создать подлинную реальность, добиться зрительского самораскрытия и сотворчества в огромном зале Фоли-Ваграм, предназначенного для мюзик-холла, в котором состоялась премьера в мае 1935 г.! Новаторство Арто выражалось в мизансцене, в оригинальных, крайне смелых решениях тех или иных сцен собственной пьесы, а не в работе с актерами. Арто предъявлял к исполнителям требования в соответствии с собственными актерскими возможностями, которыми те не обладали. Тем самым опыт Арто доказал, что новая система может быть реализована только при наличии подготовленной труппы. В феврале 1938 г. наконец вышла из печати книга «Театр и его Двойник». Арто узнал об этом только несколько лет спустя. Впервые он возьмет в руки свою книгу только в январе 1945 г., уже второе ее издание. Творчество Арто является новаторским по своей сути, противостоящим общепринятым художественным нормам, а также представлению о человеке как ренессансно-гуманисти-ческом, индивидуальном, субъективном совершенстве. Жан Вилар. Жан Вилар (1912-1971) был центральной фигурой театрального процесса послевоенной Франции. Как и Ж. Л. Барро, он ученик Ш. Дюллена и продолжатель идей Картеля. Его режиссерская карьера началась в годы войны, когда он вступил в передвижную труппу Ла Рулотт, а затем организовал свою Компани де Сет («Труппу семи») и поставил в Париже «Пляску смерти» (1942, 1945) и «Бурю» (1943) А. Стриндберга, «Убийство в соборе» Т. С. Элиота (1945), сыграв в них главные роли. Вилар начал с драматургии, чрезвычайно сложной как по языку, так и по заложенным в ней проблемам. Постановки Стриндберга отличались глубоким психологизмом, сгущенным, доходящим до экзальтации напряжением страстей при строгости и точности актерского исполнения. Пьеса «Убийство в соборе» (1935) англо-американского поэта, философа, драматурга Томаса Стернза Элиота (1888-1965) - одна из вершин поэтической трагедии XX в. Ее герой -архиепископ Кентерберийский Томас Бекет (эту роль исполнил Вилар) выступает против короля Англии Генриха II, его придворных, самого государства, отстаивая свободу веры от светской власти, подлинные духовные ценности и права личности. Действие разворачивается в XII в., в пространстве готического собора, стилизованном и метафорически обобщенном. Атмосфера внутренней несвободы, страх перед ходом истории воплотились в образе хора женщин Кентербери (драматург использовал прием античной трагедии). Внутренний конфликт Томаса Бекета персонифицирован в фигурах четырех Искусителей — тайных желаний человека. Самопожертвование Бекета приводит к преображению хора, к мужественному приятию истории и духовному освобождению. Оригинальность режиссерской манеры Вилара, особая выразительность сценического решения при лаконизме визуальных средств свидетельствовали о зрелости художника. Это был высокий образец интеллектуального театра. В 1947 г. поэт Рене Шар пригласил его сыграть «Убийство в соборе» в Авиньоне, на юге Франции, где в XIV в. была резиденция римских пап. Вместо готового спектакля Вилар предложил новые постановки — так родилась идея летнего фестиваля у стен Папского дворца, поддержанная властями города. На первой «неделе театра в Авиньоне» были показаны (впервые во Франции) хроника Шекспира «Ричард II», библейская драма П. Клоделя «История Товия и Сары» (режиссер М. Казнев) и новая пьеса М. Клавеля «Южная терраса». Замысел осуществился триумфально, и с 1948 г. фестиваль проходит каждый год. До 1966 г. в Авиньоне шли только спектакли Вилара и его соратников, затем там стали выступать разные коллективы и режиссеры, первым был Роже Планшон. В настоящее время в Авиньоне представляют свои спектакли лучшие театры Франции и всего мира. С самого начала Вилар, располагавший скромными ресурсами, ставил перед собой масштабные цели. Фестиваль должен был стать общенациональным, хотя привлечь столичную публику и прессу тогда казалось невозможным. Ключом к успеху явился репертуар — неизвестные либо заново открытые шедевры мировой драмы — и красота исторического места, театральную природу которого открыл Вилар. Он давно мечтал заменить сцену-коробку игровой площадкой наподобие шекспировской или испанской — деревянный помост, без занавеса и кулис, на фоне величественных дворцовых стен (большие пьесы шли в Парадном дворе, камерные — в саду Урбана V). Спектакль не сливался с архитектурой, а словно впитывал в себя дух истории, перед зрителями оживали события разных эпох. Вместо декораций — живопись светом и звуками в темноте южной ночи. Соавторами Вилара были художник Леон Жискиа, создававший также объемные, насыщенные цветом костюмы, и композитор Морис Жарр. Интерьер определяли предметы. Один рецензент иронически назвал эту сцену «театром трех табуретов», но у нее были неисчерпаемые возможности. Открытием первых лет фестиваля стал «Сид» П. Кор-неля (1951) с Жераром Филипом (1922-1959). Ни в чем не нарушая классической структуры, чуть снизив пафос декламации, Вилар добился новизны тем, что выбрал на главные роли прекрасных молодых актеров, которые увидели Корнеля глазами своего поколения: не только Родриго (Филип) и Химена (Франсуаза Спира), но и инфанта (Моник Шометт, затем Жанна Моро), дон Санчо (Жан Негрони) были героями спектакля. Это была не классицистская трагедия, а героическая драма, поэма о молодости, подвигах и любви. В исполнении Ж. Филипа была невиданная острота эмоций, энергичные, контрастные приемы: глаза Родриго вспыхивали юношеской гордостью, когда дон Диего (Вилар) вручал ему меч; сцена с графом Гормасом, которому Родриго бросал вызов, уже была дуэлью, так яростны были его слова и движения. Драматизм рождался даже в традиционно «проходных» эпизодах: в финале третьего акта, когда в ответ на ликующие возгласы отца измученный Родриго просил о смерти и голос актера срывался то ли на плач, то ли на крик. Рассказ о победе над маврами Филип вел из кресла на авансцене, лицом к партеру, где сидели король и придворные. Актер передавал эпический масштаб событий через переживание каждого мига только что завершенной битвы. В этом Сиде были патетические отзвуки Сопротивления и счастье победы — Жерар Филип сыграл идеального героя своей эпохи. У Вилара Ж. Филип создал свои лучшие лирико-ро-мантические роли — Принца Гомбургского в драме Клейста (1951), Рюи Блаза (1954), Оттавио в «Капризах Марианны» (1958) и Пердикана в «Любовью не шутят» (1959, режиссер Р. Клер) Альфреда де Мюссе — этого автора Вилар и Ж. Филип заново открыли для сцены. В драме «Лорензаччо» (1952), которую поставил сам Филип, он сыграл противоречивую личность, человека, который ради высокой цели — освобождения родины от тирана — избрал путь лжи и порока и погубил сам себя. Успех «Сида» и фестиваля способствовал тому, что в 1951 г. Вилара назначили директором обновленного ТНП — Театр Насьональ Попюлер (Национальный Народный театр) в огромном здании дворца Шайо в Париже. Идея «театра для народа» как театра высоких мыслей и высокой нравственности, противостоящего коммерческим развлечениям и доступного массовому сознанию, принадлежала еще Р. Роллану и была впервые воплощена в жизнь выдающимся актером и режиссером Фирменом Жемье, последователем А. Антуана. В 1920 г. он организовал ТНП, предназначенный прежде всего для массовых представлений, но замысел успехом не увенчался. Вилар понимал под этим практическую доступность: дешевые билеты и абонементы, возможность для жителей рабочих районов добраться после спектакля домой, выезды на заводы, в отдаленные пригороды. В ТНП впервые стали проводить встречи со зрителями, издавать свою газету, тексты пьес, брошюры о спектаклях. Ни один театр во Франции не имел такого общественного резонанса, как ТНП в 1950-е гг. Свою деятельность Вилар определял как «общественную службу». Он стремился дистанцироваться от политики, но его втягивали в конфликты с прессой, с властями, с коллегами, обвиняли в том, что он тратит государственные деньги на постановки коммуниста Брехта, или же в том, что он не ставит пьес о жизни народа. В ТНП и в Авиньоне ставили Мольера, Гюго, Мюссе, Аристофана, Шекспира, Пиранделло, Жарри, из современников — Брехта, Жида, Клоделя, Жироду, Адамова, Пишетта... Режиссер был убежден, что любая сложная драма может быть воспринята широким зрителем через выявленное в ней личностное начало. В центре любого его спектакля всегда был образ, созданный большим актером. Таким был Жерар Филип — юный герой послевоенного времени. Но рядом с ним был и сам Вилар, чьи актерские работы отличал интеллектуальный подход, трезвое — порой скептическое, но нередко и трагическое восприятие мира; это были зрелые, состоявшиеся личности. В ряде лучших ролей Вилар исследовал проблемы зла. Список его персонажей внушителен: Ричард II, Артуро Уи (Брехт), Тригей («Мир» Аристофана), Улисс («Троянской войны не будет»), Томас Мор в пьесе Р. Болта «Человек на все времена» и др. Дон Жуан Вилара {«ДонЖуан», 1953) был скептиком и вольнодумцем, его ясный, аналитический разум давно доказал исчерпанность идей добра и зла, любви и ненависти и потому оправдывал любую жестокость. В комедии Мольера режиссер раскрыл новые смыслы. Ролан Барт писал, что Вилару удалось соединить миф и культуру, — Дон Жуан у него наполнен всей историей его зрителей, их старением, тем наследием предков, которое прибавило к Мольеру Сада и которое сделало сегодня из нас хранителей подлинной истории, а не созерцателей исторической реконструкции. Таким образом, Вилар показал, что театр в своем наиболее полном выражении учитывает не только сценическую протяженность во времени и пространстве, но и память народа. За эффектной внешностью и интеллектуализмом Дон Жуана обнаруживается трагическая пустота человека, лишенного чувств. В спектаклях Вилара раскрылось огромное трагическое дарование Марии Казарес (род. 1922), испанки по происхождению, игравшей на разных сценах и в кино. В ТНП она была Марией Тюдор (Гюго), леди Макбет, Федрой, но также и Лео-нидой в «Торжестве любви» Мариво, Титанией в «Сне в летнюю ночь»... В разные годы у Вилара выступали Даниэль Сорано, Жермен Монтеро, Ален Кюни, Жанна Моро, Жан Рошфор, Филипп Нуаре, Жан-Луи Трентиньян. Важное место в жизни театра занимали также режиссерские и актерские работы Жоржа Вильсона (род. 1921), в ролях папаши Убю (1958), Тюркаре Лесажа (1960) и других тяготевшего к острой социальной характерности; среди его постановок можно выделить «Жизнь Галилея» Брехта (1963). Вильсону в 1963 г. Вилар передал свой театр. Театр абсурда. Поиск и обретение сценического языка абсурдистского театра связаны в немалой степени с именем актера и режиссера Роже Блена (1907-1984). Блен сформировался под влиянием Арто. В 1935 г. он не только сыграл небольшую роль в спектакле Арто «Семья Ченчи», но и являлся помощником режиссера. Именно Арто прочил Блену большое режиссерское будущее. Однако оно стало возможным только после того, как Блен сыграл ряд ярких ролей в спектаклях режиссеров-новаторов. В 1937 г. он сыграл роль Папаши Убю в первой постановке пьесы А. Жарри «Убю прикованный» (режиссер Сильвен Иткин, театр Алый черт). Блен обладал выразительной внешностью: крупное скуластое лицо, острый взгляд из-под густых бровей — что делало его привлекательным для театральных и кинорежиссеров. Блен играет у Ж. Л. Барро в «Нумансии» Сервантеса (1937) и в инсценировке романа К. Гамсуна «Голод» (1939). Режиссерский успех принесла Блену постановка «Сонаты призраков» А. Стриндберга на основе режиссерского замысла Арто 1930 г., тогда не осуществленного. Премьера состоялась в 1948 г. Блен воссоздает фантасмагорическую реальность, действие, разворачивающееся в нескольких планах, человека, избавляющегося от собственной плоти (у Арто предполагалась постепенная замена актеров манекенами, у Блена — механистичность пластики). Спектакль этот, как и довоенные спектакли Жана Луи Барро и. ряд спектаклей послевоенной поры, например спектакль по пьесе Бориса Виана «Живодерня для всех» (премьера 11 апреля 1950 г. в парижском театре Ноктамбюль, режиссер Андре Рейбаз), подготовляет почву для воплощения на сцене абсурдистской драматургии. Начало «театру абсурда» (термин англо-американского исследователя Мартина Эсслина, опубликовавшего в 1961 г. книгу под таким названием) положил спектакль «Лысая певица», премьера которого состоялась 11 мая 1950 г. в Париже в театре Ноктамбюль (режиссер Никола Батай). Сам Эжен Ионеско (1912-1994), автор «Лысой певицы», называл свой театр театром «авангарда» или театром «парадокса». Представители направления, одним из создателей которого он явился, стремились, по его собственным словам, «показать мир и жизнь в их реальной, действительной парадоксальности» и тем «давать пищу уму, побуждать его самостоятельно работать». О чем «Лысая певица»? В точном и кратком пересказе исследователя и переводчика Игоря Дюшена — «она изображает людей, ставших жертвами обывательского, конформистского сознания, потерявших ориентацию во внешней среде, обезличенных, перестающих подчас даже узнавать друг друга. Догматичность их представлений, узость кругозора, агрессивность легко могут превратить их в стадо. От Смитов и Мартинов ведь совсем недалеко до носорогов, какими их изобразит Ионеско позже»25. Большое значение имела в становлении театра абсурда премьера спектакля «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета (1906-1989), которая состоялась в Париже в театре Вавилон 5 января 1953 г. (режиссер Роже Блен) и стала первой беспрекословной победой абсурдизма. Предыдущие постановки абсурдистов, начиная с «Лысой певицы» Э. Ионеско, либо заканчивались скандалами, либо не воспринимались вовсе. Герои пьесы Беккета Владимир и Эстрагон проводят дни в однообразных разговорах, не способные не только совершить какой-либо поступок, но даже выразить свои чувства и желания. Человек — одинок, язык — бессмыслен, жизненной цели — нет. Единственный смысл существования Владимира и Эстрагона — ожидание неведомого Годо, чему посвящена вся их жизнь. Годо так и не появляется в пьесе, однако от него приходит Мальчик. Впрочем, Владимиру и Эстрагону нечего ему передать. Цель жизни обессмыслена в этом трагическом фарсе. Блен разворачивал действие спектакля на широкой пустой сцене. В глубине — линия горизонта. В центре — тонкое сухое дерево, похожее на трещину в стене. Персонажей Блен трактовал как клоунские амплуа, только в уста клоунов были вложены трагические сентенции. Лица, грим, костюмы актеров превращались в маски, имеющие узнаваемые детали. Так, грим и мимика Жана Мартена, исполнявшего роль Лакки (вторая пара персонажей, отображающая взаимоотношения слуги и хозяина — Лакки и Поццо), воплощали маску человека-собаки. Роль Поццо играл сам Блен. Блен осуществил еще несколько премьер по пьесам Беккета: «Эндшпиль» (1967, роль Хамма исполнил Блен), «Последняя лента Крэппа» (1960), «О! Счастливые дни» (1963, с Мадлен Рено в роли Винни, режиссер Жан Луи Барро). Не менее успешными стали постановки поздних пьес Жана Жене (1910-1986). Первой постановкой драматургии Жене был спектакль Луи Жуве «Служанки» (1947), где проявилась основная тема пьес Жене: преображение человека с помощью игры, возможность преодолеть свою злую природу с помощью образа другого. Сестры-служанки, ненавидящие Мадам и желающие ее смерти, могут реализовать себя только в преступлении. Они выбирают одна самоубийство, другая незаслуженное осуждение. Этот поступок вырывает их из бессмысленного существования. Роже Блен поставил пьесы Жене «Негры» (1959), «Балкон» (пьеса, запрещенная во Франции, была поставлена Бле^ ном в Голландии в 1967 г.). Одной из самых грандиозных постановок Блена стали «Ширмы» в 1966 г. в Театре де Франс, возглавляемом Барро. В своих воспоминаниях Барро писал: «Я и поныне считаю „Ширмы" одной из самых значительных пьес XX в. По масштабу она не уступает лучшим пьесам Шекспира. Здесь неуместны подробности: о „Ширмах" и поэтическом искусстве Жене можно было бы написать целую книгу. Какой все это вызвало скандал, общеизвестно»26. Пьеса о колонизации Алжира в середине XIX в. насыщена реалиями XX в. и борьбой алжирцев за независимость. Огромное количество персонажей, история арабской семьи, параллельные истории представителей различных наций. Жестокий мир, подавляющий личность. Несовместимость законов арабского и европейского общества. Режиссер, вслед за пожеланиями драматурга, разворачивает действие пьесы на нескольких площадках, расположенных параллельно и на нескольких ярусах. Это позволяло взаимодействовать персонажам разных миров: арабы, французы, семья Сайда, солдаты, алжирский бордель, кладбище и мир мертвых. Все эти уровни соединяются в единую сценическую структуру, в которой персонажи подменяют друг друга. Непримиримые враги достигают примирения в поэтической реальности. Исполнители — Барро, Мария Казарес и все остальные — представали яркими гротескными образами, преображающимися вследствие изменения условий, легко переходящими в свою противоположность, открывающими подлинное лицо только после смерти. Мадлен Рено в роли царицы борделя Варды имела облик мумии с серым лицом, гротескно заостренными чертами. Вне времени, вне возраста. Жене писал Блену свои замечания по ходу репетиций: «На нее наденут широкий золотой плащ. Как облачение священника в момент причастия. Золоченые, тяжелые ботинки. Если возможно, чугунные. Волосы голубые. Очень высокая прическа. Вроде шиньона Марии-Антуанетты до заключения. Очень высокий. Полный шляпных булавок. Грим почти золотой. Руки золотые»27. Грандиозная величественная фигура, одновременно ужасная и восхитительная. Пластика, голоса исполнителей, максимальная условность и насыщенность сценическим действием создавали абсурдный и замкнутый в себе мир метафизических фантазий Беккета и Жене, обретающий карнавальную реальность в творчестве Блена.
|