Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Здесь необходимо рассмотреть материалы для СМИ, в подготовке которых ведущую роль играют PR-специалисты (копирайтеры). Эти материалы распространяются обычно среди журналистов в преддверии, в процессе, после новостных событий и призваны мотивировать (помочь, заинтересовать, заинтриговать и пр.) корреспондентов СМИ на частичное использование данных материалов в печати, на телевидении и радио. Важнейшим по существу, наиболее массовым по количественным характеристикам среди этих материалов является пресс-релиз. Пытаясь синтезировать многочисленные публикации поданному вопросу, а также собственный опыт, выскажем некоторые общие рекомендации, а затем дифференцируем понятие пресс-релиза и дадим характеристику другим текстам, которые распространяются среди журналистов. В наиболее общем определении пресс-релиз - это сообщение для СМИ, содержащее информацию, потенциально интересную для широкой аудитории. Учитывая сказанное в предыдущих параграфах, зафиксируем, что, составляя пресс-релиз, вы должны: - думать, как журналист; - совмещать желания вашей организации и требования СМИ; - представлять факты в форме, отличной от рекламной; - акцентировать внимание на самой важной и интересной информации; - прогнозировать целевые группы, заинтересованные в вашей версии сообщения; - познакомиться со спецификой СМИ - получателей вашего сообщения. Главные компоненты пресс-релиза - это: - заголовок (the headline), - анонс (the lead), - основная часть (the body), - выходные данные. Заголовок (не более 10-15 слов) дает понять, о чем вы будете писать дальше, и призван стимулировать журналиста и редактора к дальнейшему прочтению. Анонс (несколько десятков слов) кратко сообщает суть новости, поддерживает первоначально возникший у сотрудников СМИ интерес и «строит мостик» к остальной части пресс-релиза. Анонс кратко отвечает на вопросы: - Кто? - Что? - Зачем? - Когда? - Где? Основная часть полностью раскрывает содержание пресс-релиза и строится в классическом варианте по зафиксированной в ряде источников формуле SOLAADS, где: S - предмет (Subject) - означает указание на ключевую характеристику новости; О - организация (Organization) - говорит о структуре или персоне, благодаря которой новость состоялась; L - местоположение (Location) - сообщает о территории, где событие произошло; А - преимущества (Advantages) - предоставляет информацию о том, почему целевая аудитория должна оценивать данную новость как важную; А - заявления (Application) - конкретизирует и персонифицирует, в ряде случаев, в виде прямых цитат, происхождение и оценку новости; D - детали (Details) - дополняет общую картину подробностями; S - источники (Sources) - указывает, откуда первоначально взялась данная информация. Наконец, выходные данные содержат: - дату (временные рамки) события и дату рассылки пресс-релиза (в идеале дата события, дата рассылки пресс-релиза и дата получения пресс-релиза - указание координат и персон, от которых при необходимости можно получить дополнительную информацию; - условия аккредитации для участия в заявленном мероприятии, если речь идет о его анонсе. Среди многочисленных и постоянно меняющихся формальных требований к объему, адресности, орфографии, пунктуации и стилистике пресс-релиза выделим наиболее употребимые и приемлемые в начале 2000-х годов. Объем, кегль, интервал: - при рассылке по факсу текст желательно разместить на одной странице формата А4. Если текст большего объема, в конце первого листа следует поставить пометку «см. далее». Используются полуторный или двойной межстрочный интервал и 11 - 12-й кегли шрифта; - при рассылке по электронной почте все перечисленные факторы имеют весьма относительное значение. Адресность. При подготовке пресс-релиза для радио и телевидения рекомендуется: - писать так, как говорят люди; - не употреблять шаблоны; - обязательно использовать короткие (в идеале - около 10 секунд разговорного времени) прямые цитаты. При подготовке пресс-релиза для сети Интернет следует: - определить ключевую фразу, характеризующую товар, услугу и пр., т.е. то, что будет являться объектом поиска на сервере; - поместить ключевую фразу в заголовок, подзаголовок и повторить ее, по крайней мере, трижды в основной части сообщения; - в каждом случае использовать в тексте полное наименование продукта услуги, другого ключевого наименования; - заменить ключевыми фразами местоимения «этот», «его» и им подобные; - правильно оформлять в пресс-релизе ссылки на интернет-ресурсы Орфография и пунктуация: - Точки. В аббревиатуре не ставятся (IBM, но не I.B.M.). - Кавычки. Не применяются. То, что в обычном тексте заключается в кавычки (названия организаций, продуктов, цитаты), в пресс-релизе выделяется курсивом или жирным шрифтом. - Цифры. Представляются в виде слов (исключения: дата, серийный номер, цена, адрес, телефон). Тоже касается процентов (10 процентов, а не 10%). - Даты. Предпочтительный вариант написания: 2009, февраль, 14. Не используются конъюнктурные слова «вчера», «завтра», «недавно». - Строчные и прописные буквы. Если в англоязычных традициях допускается писать прописными буквами все слова заголовка, все буквы в названии компании, то в русской традиции прописными являются только первые буквы. Стилистика. Предпочтительны: - конкретные факты; - короткие предложения; - простые и понятные слова; - логическая и хронологическая последовательность изложения. Нежелательны: - общие рассуждения, - прилагательные в превосходной степени («самый известный в мире», «супербыстрый», «лидер среди торговых марок»); - скрытая, а тем более прямая реклама товаров и услуг. В принципе пресс-релиз - это такая же абстракция, как и материал для СМИ. Внутри понятия «пресс-релиз» существуют свои четко определенные градации: Пресс-релиз - анонс - короткое сообщение (не более одной страницы) о предстоящем мероприятии с приглашением журналистов принять в нем участие. Выполняет, пожалуй, главную задачу - привлечь СМИ, пообещав им интересную информацию и новости. Новостной пресс-релиз (news release) - сообщение, содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории. Распространяется в ходе пресс-конференции, презентации, «круглого стола» и пр. (в этом случае объем может быть любым), после либо вместо них (1-2 страницы). Пресс-релиз - техническое сообщение (technical release) - развернутая информация о продукте или об услуге, часто в сопоставлении с аналогами. Предназначена для специализированных СМИ на случай, если они захотят сделать подробный анализ (объем любой). Пресс-релиз - объявление (announcement release) - короткая (1-2 абзаца) самодостаточная информация, не предполагающая проведения каких-либо ме- роприятий, а в ряде случаев - и публикации. Может касаться изменения адреса, кадровых перестановок и пр. Для раздачи журналистам активно используются и другие формы материалов, в их числе: Бэкграундер (background notes) - информация базового характера, не являющаяся новостью или сенсацией: о профиле деятельности, планах, истории организации; изложение содержания документов, описание товаров и услуг; статистические данные и т.д. Бэкграундер содержит информацию, дополняющую короткий новостной пресс-релиз и помогающую журналисту подробно и без искажений подготовить некоторый материал. Биография - опорная фактическая информация о конкретном индивидууме. Целесообразно иметь и периодически распространять сборники оптимизированных биографий всех руководителей организации. Они предназначены для возможного немедленного использования в процессе возникновения того или иного события: инициатива, принадлежащая данному лицу; неожиданное назначение; отставка; смерть и т.д. Заявление - краткий и недвусмысленный документ, призванный объявить или объяснить позицию одной или нескольких организаций по какому-либо вопросу. Может носить наступательный, оборонительный характер или служить для предупреждения нежелательных событий. Меморандум (memorandum) - приложение к заявлению, обосновывающее его содержание; в торговле и маркетинге - письмо с напоминанием о чем-либо. Медиакит (media-kit), или пресс-кит, - набор, комплект, пакет для СМИ. Содержит несколько видов материалов, потенциально полезных для СМИ: пресс-релиз, бэкграундер, биографию, фото, видео- или аудиокассету, факт-лист с таблицами, схемами, рисунками, графиками и т.п. Пресс-кит предназначен для ответа на наиболее вероятные вопросы прессы, появившиеся в процессе подготовки материала вокруг некоторого события. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные правила к подготовке и написанию PR-текстов? 2. Что представляет собой метод оценки «читабельности» текста? 3. Дайте сравнительную характеристику основным информационным жанрам? 4. Охарактеризуйте группу художественно-публицистических жанров? 5. Для каких целей используется формула SOLAADS в PR-деятельности?
|