Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Исаии
Пророк Исаия пророчествовал в течение сорока лет после смерти царя Озии, в 740 г. до Р.Х. Иудейское предание говорит, что он был племянником Амасии, предшественника Озии, то есть кузеном[262] Озии. Это также объясняет тот факт, что он, похоже, имел прямой доступ к правящей династии и возможность оказания некоторого влияния на политические решения тех дней. Исаия жил в те времена, когда разложение царства иудейского еще не было столь большим. Тем не менее, как пророк, он был одним из «буревестников истории» и предсказывал приближающееся национальное бедствие. Росток надежды должен был произрасти от «корня Иессеева»[263], только когда он будет вырублен до основания. Исаия обрисовывает пророческие и первосвященнические функции Мессии. Он видит Его рождение, Его величие, унижение и славу Его вознесения. Исаия описывает также надежду на воскресение, новые Небеса и землю и последний суд.[264] Его справедливо назвали «ветхозаветным евангелистом». Более того, точно так же, как вся Библия делится на 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, первые 39 глав Исаии провозглашают преимущественно осуждение, а 27 последних являются «книгами утешения». В общем, первая часть пророческих книг относится к осуждению народов, более поздние же главы содержат утешение и мессианскую надежду. Тем не менее, оттенок упрека и прощения пронизывает Книгу Исаии от самых первых слов и до последней главы. Мессианская сущность Книги Исаии столь ясна, что древнейшие иудейские источники — Таргум, Мидраш и Талмуд, — говоря о Мессии, используют 62 фрагмента из этой книги. Каждый, кто хочет ознакомиться с этими истоками, может посмотреть список, приведенный ниже.[265] Хотя эти работы говорят нам кое-что о корнях нашей христианской веры, наиболее важным для нас все же является то, о чем говорит сама Библия. У Исаии можно обнаружить преобладание вполне определенных основных «мотивов». Они выступают на первый план как в общем стиле изложения, так и в словах, имеющих мессианскую интерпретацию. а) Весть о покаянии и утешении проступает с самого начала его пророчества: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло... Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (1: 2-5, 16, 18). б) Даже упреки представляются пророком с этакой поэтической прелестью: «Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем» (5: 1-5). Здесь мы имеем отражение как «разрушения ограды вокруг Закона», так и «попирания» Иерусалима (Еф.2: 15 и Лк.21: 24), и мы имеем еще один пример того, как Новый Завет может быть правильно понят только в свете Ветхого Завета. в) Мессианские стихи Исаии нередко имеют свое собственное историческое основание. В 7: 14 мы читаем: «...Сам Господь даст вам знамение: се. Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», что означает «Бог с нами». Возможно, что пророк ссылается на дочь Захарии Ави, которая была матерью Езекии, сына Ахаза (4 Цар. 18: 1-2). Иудеи ожидали, что этот благочестивый царь Езекия станет настоящим освободителем народа от угрозы с севера. Слово almah, которое в Септуагинте, за 200 лет до рождения Христа, переведено как «дева», было, однако, также «знамением» о том, что должно произойти. Таким же образом, начало 9-й главы, где упоминается, что «прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову», ссылается на земли, завоеванные ассирийским царем Феглаффелласаром. «Последующее», однако, «возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую». И действительно, было так, что в тех областях, где Иисус провел большую часть Своего земного служения, люди, «ходящие во тьме, увидели свет великий». И будет «владычество на раменах [плечах]» того Младенца, на Которого Исаия возлагает всю надежду. Даже Его имя божественно: «Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности, Князь мира» (Ис.9: 1-6). Ударение на «последующее» также приводит к мессианскому истолкованию этого фрагмента, в котором принимаются во внимание «надысторические» свойства грядущего Избавителя. г) Надежды, раскрытые пророком, согласно Исаии и другой пророческой литературе, озаряют «остаток» народа. [266]Исаия использует такие термины, как «отрасль», «ветвь» и «корень».[267] Эта «отрасль Господа явится в красоте и чести... Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима...» (4: 1-4). «Помазанник» Господень утешит смиренных, пленных и опечаленных, даровав им «вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славную одежду», в соответствии с обетованием, данным в главах 42, 52 и 61. Один известный ученый как-то подчеркнул, что иврит — это только один из семитских языков, вроде угаритского арамейского, в котором нет недостатка в обозначении «надежды». Изгнание, притеснение и отчаяние породили слово tikvah, от которого происходит название израильского национального гимна Ha-tikvah. д) Мессианская надежда Исаии олицетворена в его «книге утешениям, во многих трогательных описаниях «страдающего слуги Господня». Наиболее важные из этих стихов — Исаия 42: 1-7, 49: 1-6, 50: 4-9 и 52: 13-53: 12. Главы 61 и 62 добавляют к этим чертам окончательные штрихи. Таргум ссылается на Мессию как страдающего Слугу Господнего три раза: первый раз в связи со словами из Исаии (42: 1): «Вот, Отрок [268] Мой, Которого Я держу за руку... Положу Дух Мой на Него... о Второй раз — в связи с упоминанием о Рабе из стиха 43: 10, Которого Господь «избрал», и в третий раз — в связи со стихом 52: 13, где фактически начинается обсуждение темы о «страдающем рабе Господнем» Синагогой. Вся 53-я глава «подозрительная тем, что она отсутствует в «гафтаре» — круглогодичных синагогальных чтениях из пророческих книг — и во всех средневековых комментариях. Вместо нее можно найти помещенное в скобки замечание, что в этом месте что-то пропущено! [269] Но каково же само по себе пророчество о мессианской надежде, данное Исаией? Читатель сможет представить себе это как единый образ. Приведя далее несколько цитат, мы попытаемся увидеть отдельные элементы этой картины: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (11: 1-4). «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля» (29: 18-19). «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (42: 1-3). «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (42: 6-7). Израиль также является слугой Господним: «А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Иешурун[270], которого Я избрал. Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; из-лию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (44: 1-3). е) Хотя Исаия говорит о фигуре Мессии так, как будто речь идет одновременно об отдельной личности и о народе, он возлагает надежду на национальное избавление на человека, которого называет именем Кир: «[Так говорит Господь]... Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен! ” и храму: “ты будешь основан! ” Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня... Я воздвиг его в правде, и уравняю все пути его. Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары...» (44: 28-45: 1, 5, 13). В своем пророчестве Исаия говорит о событиях, которые произошли почти 200 лет спустя. Греческий историк Ксенофон писал об этом правителе в двух своих работах. В одной из них, которая названа «Образование Кира», он говорит, что этот царь не запятнал себя жестокостью. Историк ссылается на то, как было дано пророчество о том, что Кир будет царем, и как он должен был быть убит, но пастух, которому было поручено совершить это злодеяние, пожалел его. Кир правил Персией с 559 по 530 гг. до Р.Х. и прославился тем, что он спас Шумер и Аккад от разрушения и защищал религиозные права разных народов. Придерживаясь таких принципов, он издал письменный указ, дав иудеям право на восстановление Храма, который в те времена лежал в развалинах.[271] Некоторые критики считают, что имя Кира было добавлено в Книгу Исаии позднее, другие — что правитель взял себе это имя из Книги Исаии в результате иудей ского влияния на Персию. В любом случае, однако, характер Кира совпадает с той картиной, которая дана Исаией. ж) Наиболее примечательным в Книге Исаии является его описание страдающего слуги Господня. Этот вопрос настолько важен в христианской интерпретации Писания, что мы еще раз затронем его отдельно, в главе, посвященной рождению Мессии. Этот образ является описанием первосвященнических функций Мессии. Исаия констатирует: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь...» (50: 4-7). «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (52: 9-10). «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление...» (52: 13-15). За этим следует описание Страдающего, Который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (глава 53). Эти описания являются всеобщими по своему замыслу, и они ясно говорят об «искуплении», которое будет обеспечено Страдающим Слугой Господним. з) Исаия придает мессианской надежде всеобщие масштабы и описывает ее эсхатологическую сущность. Однажды «к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники...» (11: 10). Бог «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, — покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки...» (25: 7-8). Помазанный слуга Господень будет сделан «заветом для народов и светом для язычников» (42: 6). Он сделан «светом народов, чтобы спасение... простерлось до концов земли», и «заветом народа» (49: 6-8). «Многие народы приведет Он в изумление» (52-15). «...Придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию... Достояние народов придет к тебе... Меня ждут острова...» (60: 3, 5, 9). «...Поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62: 10-11). В свете такого общего видения, которое мы уже встречали при рассмотрении Книги Моисеевой — Пятикнижия, заповедь Иисуса идти и проповедовать «всем народам» смотрится вполне естественно. Исаия хочет подчеркнуть этот аспект с точки зрения завета. В 24-й главе, которую можно было бы признать сильнейшим описанием Суда, который произойдет над миром в Последние Дни, нам сказано о том, как Бог «опустошит землю», и о том, что будут «сожжены обитатели земли», потому что люди «преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (стих 5). В главе 55 говорится, однако, что все, кто жаждет, могут прийти к воде, и дается обетование: «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду». И далее: «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя» (55: 5). РаДаК объясняет, что «“неизменные милости, обещанные Давиду”, означают Мессию, поскольку имя Давид используется для Него, и написано, что “...Раб Мой Давид будет князем у них вечно” (Иез. 37: 25)... он будет учителем народов...» И о Мессии он говорит, что «Он будет предупреждать людей и порицать их».[272] Повествование Иезекииля продолжается так: «И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними». Иеремия также соглашается с таким упоминанием о «вечном завете» и утверждает, что это будет «новый завет», основанный на прощении греха (Иер.32: 39-40 и 31: 31-34). Итак, как мы видели, древнейшие иудейские источники ссылаются на Мессию в связи с анализом 62 различных фрагментов Книги Исаии, хотя даже одного взгляда достаточно, чтобы убедить нас в мессианской склонности «ветхозаветного евангелиста».
|