![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мессианская весть Иезекииля
Мессианская весть Иезекииля в основном содержится в главах 33-39 его книги. Народ, который был рассеян, однажды соберется вместе, как «сухие кости», и Бог «введет дух Свой» в них (глава 37). Иезекииль был наиболее «священническим» пророком Ветхого Завета. И нет ничего удивительного в том, что он посвящает много глав своей книги (40-48) описанию будущего Храма и символическим священным ритуалам. Его пророчества содержат также много утешения жаждущей душе (например, 34 глава). Иезекииль описывает Мессию как «отрасль с верхних побегов кедра», которую Господь отсечет и посадит в почву Израиля (17: 22-24). «Всякие пернатые... будут обитать в тени ветвей его» (сравн. с Мф. 13: 22). Снова весть, которую несет эта глава, имеет собственное историческое обоснование: пророк вынужден говорить аллегориями и иносказаниями. Огромный орел, вавилонский царь Навуходоносор (605-562), приходит в «Ливан», символизирующий в иудейской литературе Иерусалим, и снимает «с кедра верхушку», другими словами, царя Иоакима, который царствовал только около трех месяцев, и переносит его в «город торговцев». Взято также некоторое количество «семени этой земли» (что символизирует царя Седекию), которое вырастает в виноградную лозу. Оно должно бы «обратиться к орлу», но потянулось к другому «орлу с большими крыльями» — египетскому фараону, хотя Иеремия и предупреждал об этом. Но «будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли?» — спрашивает Иезекииль, и вот Навуходоносор заковал в кандалы Седекию и отвел его в Вавилон и пленил Египет (582 г. до Р.Х.). И все же Бог еще раз берет нежную отрасль, от которой в горах Израиля вырастет великолепный кедр и в ветвях которой найдут себе убежище все народы. РаШИ, Метсудат Давида и другие видят в этом фигуру Мессии-Царя и пророчество, которое должно сбыться в «Дни, Мессии». Иезекииль говорит о том факте, что в мессианский век люди будут иметь «одно сердце» (сравн. Деян.4: 32 и Иер.32: 39): «Я соберу вас из народов... И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (11: 17-20). Иезекииль использует термин ben adam, буквально «сын человеческий», что наводит на воспоминания о соответствующей арамейской фразе bar enash, «сын человеческий», у Даниила 7: 13 — о фразе, которую Иисус часто использовал, говоря о Себе Самом. У Иезекииля это, естественно, является ссылкой на самого пророка. Однако ситуации, аналогичные тем, которые он описывает в своей книге, например, в 33: 30-33, повторяются и в жизни Иисуса: «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: “пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа”. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, — вот, уже и сбывается, — тогда узнают, что среди них был пророк». Иезекииль говорит о Мессии как о «Пастыре» (главы 34 и 35): «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я. Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира...» (34: 23-25). «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их... И раб мой Давид будет князем у них вечно... И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними...» (37: 24-26). Утверждение Иисуса о том, что Он будет Пастырем Добрым, не очень понятно до тех пор, пока не принимается к сведению раввинистическое пророчество. РаДаК говорит о 34-й главе Книги Иезекииля, что слова пастыря Моего Давидам обозначают Мессию, с чем согласен и РаШИ. Метсудат Давида говорит: Юн — Мессия-Царь, который должен произойти от семени Давидова; Он покроет их и станет их Пастырем». О пророчестве в главе 37 РаДаК констатирует, что «слова “ Пастырь Мой Давид” означают Мессию-Царя. Он назван Давидом, потому что Он происходит от семени Давидова», и «здесь присутствует ссылка на воскресение из мертвых». Когда мы рассматривали псалом 2, мы видели слова из Зохара о Добром Пастыре: «Ты Пастырь добрый. О тебе сказано: “Почтите Сына”...» В 36: 25-27 также имеется ссылка на «операцию на сердце», которая упоминается в 11-й главе и была процитирована нами ранее: «И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой...» Некоторые загадочные аспекты Книги Иезекииля порождают определенные проблемы. Например, в 47-й главе говорится о том, что однажды «из-под порога храма потечет вода на восток» и уровень этой воды будет столь высок, что перебраться через этот поток можно будет только вплавь. И что будет «на берегах потока много... дерев по ту и другую сторону». Ближайшая точка Мертвого моря в это (назначенное) время будет находиться приблизительно в двух километрах от Иерусалима, и в нем «рыбы будет весьма много», как в Великом [Средиземном] море. Согласно мнению ученых, такое может произойти в любой момент, если так называемая «восточно-африканская расселина», которая начинается в Танзании и проходит через Красное море до впадины Мертвого моря, по каким-то причинам разойдется. Я своими глазами видел подробные карты, составленные сейсмографическими и другими научными методами и показывающие ситуацию в этом регионе на тот случай, если такое произойдет. В бассейне Красного моря существуют каналы, в которых температура воды достигает 50 градусов по Цельсию из-за тонкости земной коры на дне моря, а берега залива Акаба, например, постоянно — и весьма заметно — расходятся в разные стороны. Иоиль 3: 18 и Захария 14: 4-8 предлагают подобные этому описания чудес, связанных с водой, которые произойдут в Последние Дни. Геологические исследования показывают, что все это вполне возможно. Еще один аспект, который рабби почти всегда связывают с мессианским кризисом последних дней — это так называемая война Гога и Магога и разоружение, которое должно последовать за ней (главы 38-39). В этих описаниях можно найти почти указание на современность. Сначала в главе 37 описывается народ Израиля, который будет поднят почти как «сухие кости» из могил и возвращен в свою землю. Затем глава 38 ссылается на то, что люди на севере будут вооружаться против них. Все это произойдет «в последние дни» (стих 16). Но в тот день, когда они нападут, «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», и «...обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю...», и Господь прольет на нападающих «...всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу...». В главе 39-й нам говорится, что, когда война завершится, «жители городов Израилевых... будут сожигать оружие... семь лет будут жечь их... и назначат людей, которые... обходили бы землю... для очищения ее; по прошествии семи месяцев [после похорон полчищ врагов] они начнут делать поиски». Глава заканчивается обетованием: «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев». В Талмуде, а особенно в позднем Мидраше имеется множество ссылок на эти события Последних Дней как на знамения пришествия Мессии (сравн. с Мф.24: 3). В главах, описывающих будущий Храм (40-48), также имеется тайное пророчество о Восточных Воротах, «которые были затворены». Эти стихи (в начале главы 44) приковывают к себе внимание иудейских истолкователей, поскольку те видят в них ссылку на Мессию: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом». РаДаК, Метсудат Давида и Биур ха-Иньян понимают слово «князь» как ссылку на Мессию-Царя. При этом они ссылаются на четвертый стих, где говорится, что «слава Господа наполняла дом Господа». Биур ха-Иньян говорит о затворенных воротах, что «Бог Израилев вошел через них, и потому они затворены». Это учит о том, что «Святой Дух никогда не выйдет оттуда. После того как Он пришел и вошел в Храм, ворота были закрытые. Эти стихи, конечно, в какой-то мере связаны со словами из Иезекииля (11: 23): «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города». Возможно, что эти загадочные штрихи являются иллюстрацией общих ожиданий того, что Мессия придет и займет Свой храм. Может быть, Аггей 2: 9 также говорит об этой надежде, упоминая, что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего...» В исламе есть утверждение, касающееся этих Восточных, или Золотых Ворот, о том, что когда «Исса» — Иисус — вернется, ворота будут открыты. Однако, поскольку совершенно точно можно сказать, что они были закрыты с 1530 г. по Р.Х., Иезекииль вряд ли имел в виду это. Следует просто признать, что даже в иудейских мессианских ожиданиях имеются элементы, для которых не найдено никакого решения. Тем не менее, от них не следует отмахиваться, описывая раввинистические представления. Христианам следует просто помнить, что Сам Иисус избегал политических и других второстепенных вопросов, сосредотачиваясь прежде всего на своей миссии Искупителя. Основной вклад Иезекииля относится к тому, что он говорит о Мессии как о Добром Пастыре, и к его обетованию о духовном возрождении народа.
|