Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Малахии
Книга Малахии завершает, наконец, вереницу пророческих откровений. Книга относится ко временам последних отголосков возрождения Аггея и Захарии, около 516 г. до Р.Х. Примерно через 60 лет появятся первые строки Книг Ездры и Неемии. Пророчество начинается с эффектных слов: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам? ”» Люди служили Господу лукаво; они приносили в жертву слепых, больных и хромых животных и забывали платить десятину Господу. Хуже всего было то, что они «нарушили завет с Левием» и забыли свое призвание — призвание священного народа. Многие разводились со своими женами: «Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух?.. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев» (2: 15‑ 16).[288] Именно в такой ситуации должен прийти Мессия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета. Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Фраза «Господь Саваоф» (Yahweh Tsebaoth) повторяется в Книге Малахии 20 раз. «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий. И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия...» (3: 2-3). РаДаК, рабби Давид Кимхи, «без которого не было бы правильного истолкования Библии», говорит о «Господе», Который придет в Свой Храм, что «Он — Мессия — Царь и Ангел Заветам. Метсудат Давида различает понятия Ангел Господень и Ангел Завета: «Господь — это Мессия-Царь, Которого стремятся узреть все и Которого ждут, а “Ангел Завета” означает Илию». Последний фрагмент Книги Малахии соглашается с этим: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их...» (4: 5-6). У Михея 2: 13 мы уже сталкивались с мыслью о том, что перед Мессией придет «стенорушитель». РаДаК снова видит здесь Илию, а в «царе», о котором упоминается далее в этом стихе, — Отрасль (Ветвь), Сына Давидова. Метсудат Давида говорит, что «Илия придет до избавления, чтобы обратить сердца Израиля к их отцам», и царь, о котором упоминается в 13-м стихе 2-й главы Книги Михея — это «Мессия-Царь». Работу Иоанна Крестителя невозможно понять без этил истолкований. Мидраш делает свой собственный вклад в картину Мессии, которая дается в Книге Малахии. В Малахии 4: 1 говорится: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь». Об этом Мидраш говорит: «Когда Грядущий наконец придет, Святой Наш явит Свой огонь из Его сосуда, сжигая грех, как написано: “...И попалит их грядущий день...».[289] В Малахии 4: 2 дается обетование, что однажды «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Мидраш говорит о «восхождении солнца, когда придет Мессия, как написано: “Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его”».[290] Одна из заветных мыслей профессора Клаузнера состояла в том, что благодаря Мессии своего рода «золотой век» взойдет над человечеством — век, в который люди найдут исцеление в его «лучах», используя выражение Малахии.[291] В процессе нашего обзора мы видели, что воистину «все пророки не пророчествовали ни о чем другом, кроме как о днях Мессии». Библейская мессианская идея, особенно в ее древнейших частях, основывается на более обширном материале, чем христианская. Даже если ожидания будущего Спасителя часто вырастают из исторических ситуаций, в которых жили пророки, они, с удивительными даже для еврейских ученых подробностями отражают свойства, которые по своей природе являются «надысторическими».
|