![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Даниила
Даниил — еще один великий пророк времен изгнания. Очевидно, он был пленен вместе с Иезекиилем, во время переселения 605 г. до Р.Х., и пророчествовал со своей ранней юности в течение 65 лет, по крайне мере, вплоть до первых лет царствования Кира — 537 г. до Р.Х. Философ-неоплатонист Порфирий утверждал на рубеже III — IV веков по Р.Х. относительно даты составления книги, что она не могла быть написана до Маккавейского восстания, ок. 160 г. до Р.Х. Тем не менее, иврит Книги Даниила очень близок к языку Иезекииля, и главы, написанные на арамейском [2: 46-7: 28] относятся по крайней мере к 300 г. до Р.Х. Как показал профессор Глисон Л. Арчер и другие исследователи, одна из кумранских рукописей на арамейском, «Бытие Апокрифа (ок. 150-100 до Р.Х.} существенно отличается от Книги Даниила по синтаксису, порядку следования слов, словарю и орфографии. Полное отсутствие слов, заимствованных из греческого, за исключением трех терминов, обозначающих музыкальные инструменты, которые, по всей вероятности, были международными словами, также указывает на времена, предшествовавшие империи Александра Македонского (356-323 гг. до Р.Х.).[276] Иосиф Флавий в своей «Истории» оставил нам интересный эпизод. Рассказывают, что Александр после завоевания Египта посетил Иерусалим и что первосвященник, во всем своем величии, вышел встретить его. Когда Александр поклонился первосвященнику, его спросили, почему он так сделал. Он ответил, что фактически он поклонился Богу, представителем Которого был первосвященник, и что еще в Македонии он мечтал об этой встрече. Затем царь «показал стих из Книги Даниила, в котором сказано, что один грек разрушит всю Персидскую империю», и Александр, как говорят, понял, что это было сказано о нем. [277] Вопрос о том, являются ли Моисей или, скажем, Исаия действительными авторами тех книг, которые названы их именами, не имеет столь уж большого значения. Исаии самому была дана заповедь «завязать свидетельство» и «запечатать откровение при учениках» (8: 16). Книжник Варух, например, работал как личный секретарь Иеремии и вынужден был самостоятельно переписать всю рукопись, которую царь Иоаким в своем зимнем доме сжег в жаровне (глава 36 Книги Иеремии). То, что Варух говорит о Иеремии, однако, очень типично для того времени: «Он произносил... устами своими все сии слова, а я чернилами писал их в этот свиток» (стих 18). Как Елисей, так и Илия тоже имели собственных учеников-пророков. Ничто не мешает нам считать, что все пророчества Даниила исходят действительно из его уст и что его «школа» (его ученики и соратники) придала им письменную форму на самых ранних этапах. To, что Даниил должен сказать о Мессии, заключено в словах, завершающих его видение: «...вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий...» РаШИ довольно прямолинейно говорит, что «это Мессия-Царь». Метсудат Давида, подобным же образом, считает, что «это ссылка на Мессию-Царя». Даниил 7: 9 говорит о «престолах» во множественном числе, что рабби Акива интерпретирует таким образом, что это престолы, предназначенные для Бога и для Мессии; и затем описание этой картины продолжается в стихе 13: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Вернувшись назад, в 2: 44 мы находим утверждение, что «Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится», и оно будет «стоять вечно». Иисус, говоря о Себе, чаще всего использовал фразу «Сын Человеческий», что, с одной стороны, говорит о Его человеческом облике и одновременно напоминает о Его возвращении в конце времени. Более того, на этих стихах основывается заповедь о проповедовании Евангелия «всем народам». Обсуждение вопроса о Мессии в Книге Даниила базируется в основном: а) на стихе (2: 22): «Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним». Мидраш Рабба говорит об арамейском слове nehora, «свет», использованном в этом стихе, следующее: «“Свет обитает с Ним”; это Мессия-Царь, ибо написано: “Восстань, светись... ибо пришел свет твой” (Ис.60:!)».[278] Мидраш по Книге Плач Иеремии также содержит интересную дискуссию, связанную с разрушением Храма: «В тот момент, когда Храм был разрушен, родился Мессия... но буря унесла Его». Эта мысль является, очевидно, отражением того факта, что Мессия, в соответствии с тем, что утверждается в 9-й главе Книги Даниила, должен был прийти во времена Второго Храма. После этого Мидраш говорит о Мессии как об «Утешителе и Оживляющем душу», о «Господе — оправдании нашем», о «Hanina» — о «Том, имя Которого Милость», о «Ветви» и «Yinno» — «Расцветающем» и т.д., и «рабби Срунгаия говорит: Nehira имя Его, потому что написано, что в Нем Свет (nehora)». [279] б) Широкую дискуссию, относящуюся к Мессии, можно найти в истолковании концепции -«Сын Человеческий» в 7 главе, хотя эта дискуссия и разбросана фрагментами по всей обширной иудейской литературе. Мы видели ранее, что эта фраза принята в качестве эпитета Мессии даже в иудейских кругах. Рабби Саадия Гаон (882-942 гг. по Р.Х.), которого считают выдающимся учителем своего времени, объясняет, что Юн является Мессией — оправданием нашим, и разве не о Мессии написано, что Он “кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле”. Он придет смиренным, а не гордым всадником, сидящем на коне. Что касается прихода “с облаками”, это касается сонма Ангелов Небесных; и в этом — величие, которым Создатель наделит Мессию». [280] в) Третий аспект мессианской дискуссии основывается на словах из 9-й главы, где говорится о времени прихода Мессии и о том, как грехи будут «запечатаны», о том, как «Помазанник», Мессия, будет предан смерти, а «город и святилище разрушены будут». Все это уже обсуждалось ранее. г) Даниил говорит также о надежде на воскресение: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление...» (Дан.12: 2-3). д) Книга Даниила дала также огромный толчок эсхатологическим ожиданиям Последних Дней, в связи с которыми иудеи часто обсуждают вопрос о Мессии. Своего рода «общим знаменателем» является фраза «Бог Небесный», Который воздвигнет царство, или «Царь Небесный», Которому молился Навуходоносор, когда к нему вернулся разум (2: 44 и 4: 34)[281]. Эта фраза, очевидно, была очень расхожей в Вавилоне именно в те времена, о которых говорит Даниил.[282] На Дальнем Востоке много обсуждался такой вопрос, является ли древнейшая религия Китая верованием в «Бога Небесного». В известном Национальном Дворце-музее в городе Тайбэй выставлена китайская модель простого 8-ступенчатого каменного алтаря, на котором в свое время поклонялись «Богу Небесному» и который в наши дни постоянно окружен толпой любопытных. Это могло бы оказаться интересной темой для некоторых молодых исследователей.
|