![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Иеремии
Иеремия, последний из великих пророков царства Иуды, начал свое служение на 13-м году царствования Иосии, в 627 г. до Р.Х., и продолжал его до разрушения Иерусалима в 586 г. и еще некоторое время после этого. Он стал «пророком народов» и был призван «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (1: 10). На практике это означало призыв к неудачам: он встречался с насилием, заключением в темницу, он был посажен в яму, заклеймен как предатель и изменник и, в конце концов, по всей вероятности, он был побит камнями. Иеремия, сын священника, видел прогресс реформ 622 года, начатых его современником, молодым царем Иосией, которые повлекла за собой «книга закона», найденная во время восстановления Храма в развалинах, и которая, очевидно, представляла собой часть Второзакония (4 Цар.22 и 2 Пар. 34). Подобный период возрождения имел место во времена Исаии, когда царь Езекия очистил землю от идолопоклонства (4 Цар. 18). Храм, Закон и обрезание, однако, привели к ложной успокоенности народа (Иер. 7, 8 и 9). Иеремия храбро «встал во вратах Дома Господня» и укорил народ за то, что они превратили это место в вертеп разбойников. Недостаточно распевать «Храм Господень, Храм Господень», или «у нас есть Закон», или «мир, мир», когда обман стал обычным явлением для сердца и языка. Иеремия боролся также против лжепророков (23: 16-40). Тот, кто имеет слово от Бога, должен говорить его верно: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (23: 29). По существующим оценкам, такие термины, показывающие обращение Бога к человеку, как: «говорит Господь», «пришло слово Господне», «так говорит Господь», появляются в Библии 3808 раз, и только в одной Книге Иеремии — около 500 раз. Пророческое служение начиналось тогда, когда Бог начинал говорить, и обычно в таких случаях упоминался год, а часто даже и месяц, в который это происходило. Библия, в самом деле, является записью слов Божьих, адресованных человеку. В 23-й главе Книги Иеремии говорится о слушании слов, произносимых Богом: «Если бы они стояли в Моем совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их». В оригинале для обозначения слова «совет» используется термин sod, «тайна», что подчеркивает тот факт, что мы встречаемся с Богом «тайно». Иеремия, однако, не был безразличен ко всем бедствиям народа, как какой-то посторонний наблюдатель. Он «воздыхал тайно» о том, что «народ Божий будет взят в плен» и «терзался от боли». Пытаясь смолчать, он испытывал «жгучий огонь» в своем сердце. В таком ключе ветхозаветный «плачущий пророк» отражал характеристики, которые некоторые критики использовали для придания дополнительной силы ожиданиям о страдающем Мессии. Однако по мере того, как приближалось разрушение Иерусалима, в голосе пророка все больше и больше проявлялся утешающий мотив, пока, наконец, в 30-34 главах Книги не раскрылось во всем своем ярком великолепии мессианское видение. Именно в этих главах содержится большинство мессианских пророчеств Иеремии. Мы находим также, что с пророчествами Иеремии связан эсхатологический способ выражения. Фраза «вот, наступают (приходят, придут) дни» повторяется в Книге Иеремии 16 раз, в то время, как во всей остальной Библии только 5 раз: «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную...» (23: 5-6 и 33: 15-17); «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф... будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (30: 8-9). «В последние дни уразумеете это» (30: 24). Вся 31-я глава говорит о том времени, когда иудеи возвратятся в свою родную землю, и дважды ссылается на Ефрема, называя его «дорогим сыном», «первенцем» и «любимым дитем» — все эти фразы рабби считают мессианскими. Как мы уже видели, Ефрем особенным образом ассоциируется с иудейской интерпретацией Страдающего Избавителя. Стихи 31-34 говорят о «новом завете», который Бог «вложит во внутренность» и «напишет на сердцах». И Он «простит их беззакония». В 32: 39-40 дается обетование: «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет...» Арамейский Таргум считает мессианскими следующие стихи Иеремии: 23: 5, где говорится, что Бог «восставит Давиду Отрасль праведную»; 30: 9: «будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему» (Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Однажды в нашей еврейской школе в Иерусалиме один молодой студент увидел в этом и других соответствующих стихах еврейское слово la'avod, «служить», причем со смысловым оттенком «поклоняться как Богу». Фактически, именно это значение данное слово имеет в большинстве случаев, когда оно используется в Ветхом Завете); 30: 21, согласно которому «будет вождь его из него самого»; даже стиху 33: 13 придается мессианское значение: попять будут проходить стада под рукой считающего [т.е. Пастыря]»; и сразу же можно сказать, что имя, которым ссылаются на «праведную ветвь Давидову» и Иерусалим, — «Господь — оправдание наше» — также является мессианским пророчеством в Таргуме. В Талмуде мы также находим три дискуссии по Книге Иеремии, которые относятся к приходу Мессии.[273] Самым важным вкладом Иеремии в мессианскую идею является его пророчество о праведной ветви, которую назовут «Господь — оправдание наше». Это имя появляется в Талмуде как тайное имя Мессии и поддерживает тенденцию ранних христиан считать, что в Ветхом Завете слова «Господь», «Яхве» и греческое «Kyrios» относятся к Христу.[274] Таким образом, ранняя церковь расширила свою мессианскую интерпретацию, приняв принцип, который, как следует признать, часто соответствует подобным взглядам, разработанным в раввинистической литературе. Еще одна деталь, на которую следует обратить внимание в Книге Иеремии, — это слова «первородный» и «дорогой сын», использованные по отношению к Ефрему, имя которого, в свою очередь, ассоциируется с наиболее эффектными описаниями Страдающего Мессии в иудейском предании (как мы видели, рассматривая, например, псалом 21). Талмуд содержит предание, касающееся истории об этом сыне Иосифа, согласно которому «сыны» Ефрема пытались преждевременно захватить Ханаан и погибли в сражении. [275] Самым важным мессианским пророчеством Иеремии, однако, является приведенное в 31-й главе описание обетованного нового завета.
|