Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сценарий литературного праздника
«Ожившие мгновения минувшей красоты» Праздник проводится в рябиновом сквере перед Государственным музеем И.С. Тургенева. На газоне перед крылечком музея установлены стулья - места для зрителей Центральная сценическая площадка на- ходится между крылечком и газоном, где отведены места для зрите- лей. Площадка покрыта линолеумом. Крыльцо празднично украшено. На крыльце установлено 2 микрофона. На газонах сквера отведено еще 6 сценических площадок. Площадки огорожены музейной тесь- мой как музейные экспозиции с трёх сторон. На одной из площадок установлена ротонда и стоит скамейка. На площадке газона слева от крылечка стоит скамейка. Сценическими площадками являются и дорожки сквера, кроме одной, которая является местом для зрите- лей. За 40 минут до начала праздника играет духовой оркестр, кото- рый разместился в глубине сквера (возле забора). За 20 минут до нача- ла праздника духовой оркестр сменяют исполнители на народных ин- струментах. На свободных газонах вдоль дорожек размещены выс- тавки-продажи изделий народного творчества. По дорожкам сквера прогуливаются участники народных коллективов. За 5 минут до праз- дника дорожки сквера пустеют, Коллективы расходятся на исходные позиции. На крылечке разместился академический хор. Слева и справа от крыльца стоят ведущие. 17 часов. Звучит 1-ая симфония Калиникова (фонограмма). На фоне музыки звучит голос от имени И. С. Тургенева: Душа моя, все мысли мои в России. Звучит произведение А. Свиридова «Наша родина - Россия» в ис- полнении академического хора. На крылечко поднимаются ведущие. 1 Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! 2 Ведущий: С праздником вас! С 60-летием со дня освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков. 1 Ведущий: Низкий поклон вам, ветераны и участники Великой Оте- чественной войны! Великая благодарность вам, труже- ники тыла. Мы гордимся вашими подвигами! 2 Ведущий: Мы помним и чтим тех, кто отдал свои жизни за мир на нашей земле! За спасение великого культурного богат- ства России! 1 Ведущий: Ведь только благодаря Великой Победе удалось сохра- нить духовное наследие русского народа. 2 Ведущий: Сегодняшний праздник мы проводим здесь, у здания Государственного музея И.С. Тургенева, не случайно. Юбилейная дата героического освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков совпала еще с двумя удивительными событиями в культурной жиз- ни города Первого салюта: — со 185-летием со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, чьё творчество до последней строки принадлежало только родине - и 100-летием со дня основания парка «Дворянское гнездо», названного в честь известного всему миру про- изведения И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». 1 Ведущий: Мы с вами имеем счастье жить в городе, где все овеяно легендами, связанными с именем писателя, всюду здесь места, отмеченные гением Тургенева. 2 Ведущий: Именно поэтому в дни празднования 60-летия освобож- дения нашего города от немецко-фашистских захватчи- ков мы приглашаем вас на литературный праздник «Ожившие мгновения минувшей красоты». 1 Ведущий: Слово для открытия праздника предоставляется дирек- тору Государственного литературного музея Ивана Сер- геевича Тургенева - Сафроновой Валентине Викторов- не. 2 Ведущий: А сейчас, давайте поприветствуем почётных гостей на- шего праздника: заместителя губернатора Орловской области Мосякина Ивана Яковлевича; 1 Ведущий: начальника управления культуры и искусства админист- рации Орловской области - Делягину Ольгу Михайлов- ну; 2 Ведущий: председателя Орловского союза писателей -Попова Ген- надия Андреевича.. 1 Ведущий: Пожалуйста, уважаемые гости, Вам слово. После выс- тупления гостей (2-3 минуты). Спасибо. 2 Ведущий: Итак, наш праздник открыт! И сейчас мы приглашаем всех Вас на необычную экскурсию по экспозициям Го- сударственного музея Ивана Сергеевича Тургенева. 1 Ведущий: Мы приглашаем Вас на встречу с героями тургеневских произведений, предлагаем воочию увидеть их мир, про- никнуться их мыслями и чувствами, стать свидетелями «оживших» мгновений минувшей красоты. 2 Ведущий: Воспоминания, как мыслил Тургенев, «способны оста- новить мгновение» в масштабах исторических, воссое- динить распавшуюся «связь времён». Звучит классическая музыка в исполнении ансамбля скрипачей, ко- торый разместился перед крылечком. На фоне музыки женский голос: Еще томленья глубоки, Еще спасаются в пустыне, Бродя по берегам Оки Тургеневские героини. Еще и липы шелестят, И спорит колокол с закатом, И ландышевый аромат Неуловимо бродит рядом. И чей-то стройный силуэт В дверях мелькает затемненных, И плачет горлица в ответ На тайный сговор двух влюбленных. В это время из музея И. С. Тургенева один за другим выходят герои тургеневских произведений: - П.Я. Шубин, А. П. Берсенев, Елена Стахова, Дмитрий Инсаров - роман «Накануне»; - Ф.И. Лаврецкий, Леночка, Шурочка, Калитин, Лиза-роман «Дво- рянское гнездо»; - Зинаида, Беловзоров, Малевский, Вольдемар - роман «Первая лю- бовь»; — Дмитрий Рудин, Наталья Ласунская, Александр Павлович Липин, Михаил Михайлович Лежнев, Басистое, Африкой Семенович Пигасов - роман «Рудин»; -Анна Сергеевна Одинцова, Евгений Базаров, Павел Петрович Кир- санов-роман «Отцы и дети»; - Синягина, Алексей Нежданов и Марианна Синеикая-роман «Новь» Герои спускаются по обеим сторонам крылечка (каждый в своём образе) и направляются на отведённые для них в сквере площадки, ог- раждённые «музейным» шнуром Герои размещаются там, в заданной мизансцене, в которой «замирают» точно по окончании музыкального произведения, которое исполняет ансамбль скрипачей. Вслед за героя- ми произведений И. С Тургенева из дверей музея выходит ансамбль клас- сического танца и «фоновая группа» — дамы и господа XIX века Участ- ники хореографического ансамбля размещаются на центральной пло- щадке перед крылечком в исходную мизансцену и «замирают» по окон- чании музыкального произведения «Фоновая группа» размещается на крылечке в заданной мизансцене и также «замирает» по окончании музыкального произведения На газонах парка, отведённых под музей- ные экспозиции, разместились скульптурные композиции по произведе- ниям Тургенева. Звучит новая композиция - аккомпанемент для ансамбля классичес- кого танца Участники хореографического ансамбля с первыми звуками мелодии «оживают» и исполняют танец По окончании танца снова «замирают», теперь уже в финальной мизансцене Пока идёт номер хореографического ансамбля, все литературные герои и «фоновая груп- па» находятся в «стоп кадре». По окончании танца «фоновая группа» «оживает», спускается с крылечка по обеим его сторонам и выполня- ет функцию «живого занавеса», перекрывая центральную сценическую площадку на то время, пока участники хореографического ансамбля не поднимутся на крылечко, а их место займут герои романа И. С. Турге- нева «Рудин». Герои других произведений Тургенева за это время так- же должны поменять своё месторасположение, перейти на заданную площадку, в направлении центральной площадки. В это время звучит музыка и на фоне музыки мужской голос: Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет, На солнце ль радужно блистая, Иль ночью, в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мечте, Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все - безразличны, как стихия, - Сольются с бездной роковой!.. О, нашей мысли оболыценье, Ты. человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? Ф.И. Тютчев «Живой занавес» открывает центральную площадку. Перед зрите- лями возникает «скульптурная группа» из героев романа И. С. Тургенева «Рудин». Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталья Ласунская и Дмитрий Рудин. «Скульптурная группа» «оживает», идёт инсценировка отрыв- ка из романа «Рудин» - «Пью за здоровье Рубина». Н.: Неужели же Дмитрий Николаевич, вы ничего не ждете от жизни? Д.: О, нет! Я жду многого, но не для себя... От деятельности, от бла- женства деятельности я никогда не откажусь; но я отказался от наслаждения. Мои надежды, мои мечты не имеют ничего обще- го. Любовь...любовь - не для меня; я...ее не стою; Женщина, которая любит, вправе требовать всего человека, а я уж весь отдаться не могу. При том нравиться - это дело юношей, а я слишком стар. Куда мне кружить чужие головы? Дай бог, свою сносить на плечах! Н.: Я понимаю, кто стремится к великой цели, уж не должен думать о себе; но разве женщины не в состоянии оценить такого чело- века? Мне кажется напротив, женщина скорее отвернется от эго- иста. Все молодые люди, эти юноши, по-вашему, все - эгоисты, все только собой заняты, даже когда любят. Поверьте, женщина не только способна понять самопожертвование: она умеет по- жертвовать собою. Д.: Вы не раз слышали мое мнение о призвании женщин. Вы знаете, что, по-моему, одна Жанна д'Арк могла спасти Францию... Но дело не в том. Я хотел поговорить о вас. (Отходят на задний план). Голос ведущего: Александр Павлович Липин, Михаил Михайлович Лежнев, Басистов, Африкан Семенович Пигасов. Л.: Господа, я предлагаю вам выпить за здоровье Дмитрия Рудина! Недостатки Рудина мне хорошо известны. Они тем более выс- тупают наружу, что сам он не мелкий человек (Все с удивлением посмотрели на него). Б.: Рудин - гениальная натура. Л.: (возражает) Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура. В том- то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет. Но не в этом дело. Я хочу говорить о том, что в нем есть хорошего, реД" кого. В нем есть энтузиазм; а это, поверьте мне, флегматическо му человеку, самое драгоценное качество в наше время. Мы в стали невыносимо рассудительны, равнодушны и вялы; мы зас нули, мы застыли и спасибо тому, кто хоть на миг нас расшеве- лит и согреет! Пора! ...Да, он действительно умрет где-нибудь в нищете и бедности; но неужели и за это пускать в него камнем? Он не сделает нам ничего именно потому, что в нем натуры, крови нет; но кто в праве сказать, что он не принесет, не принес уже пользы? Что его слова не заронили много добрых семян в молодые души, которым природа не отказала, как ему в силе деятельности, в умении исполнять собственные замыслы? Да я сам, я первый, все это испытал на себе... Б.: Браво! Браво! Как это справедливо сказано! А что касается до влияния Рудина, клянусь вам, этот человек не только умел по- трясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останав- ливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя! Л.: Вы слышите? Какого вам еще доказательства нужно? Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это, точно, большое несчастье. А за то, что в нем есть хорошего, бу- дем ему благодарны. И дай Бог, чтобы несчастье вытравило из него все дурное и оставило одно прекрасное в нем! Пью за здо- ровье Рудина! Пью за здоровье товарища моих лучших годов, пью за молодость, За ее надежды, за ее стремления, за ее доверчивость и честность, за все то, от чего и в 20 лет бились наши сердца, и лучше чего мы все-таки ничего не узнали и не узнаем в жизни... Пью за тебя, золотое время, пью за здоровье Рудина! Герои романа «Рудин» «застывают в финальной мизансцене. Хоровой коллектив исполняет произведение А. Ленского «Тихо со- сны шумят». По окончании произведения звучит музыка. На фоне музы- ки мужской голос: Жизни лучшие мгновенья - Сердца жаркие мечты, Роковое впечатленье Зла, добра и красоты; Всё, что близко, что далёко, Всё, что грустно и смешно, Всё, что спит в душе глубоко, В этот миг озарено. В это время, «Живой занавес» открывает на центральной площад- ке «скульптурную композицию» из героев романа И.С. Тургенева «Новь». Голос ведущего: Марианна Синецкая, Алексей Нежданов, Валенти- на Михайловна Синягина — герои романа «Новь». «Скульптурная группа» «оживает», идёт инсценировка отрывка из романа «Новь» - «Отречение от прошлого». Алексей Нежданов и Марианна идут беседуя в сторону зрителя. Синягина стоит спиной на заднем плане М.: Сдается, что ты мог бы сделаться литератором, только я, навер- ное, знаю, что у тебя есть призвание лучше и выше литературы. Этим хорошо было заниматься прежде, когда другое было не- возможно. Н.: Ты думаешь? Да, я с тобой согласен. Лучше гибель, чем успех здесь. М.: Да, мой милый, ты прав! Ты прав! Но, может быть, мы и не по- гибнем в тот час; мы успеем, ты увидишь, мы будем полезны, наша жизнь не пройдет даром, мы пойдем в народ. Ты знаешь какое-нибудь ремесло? Нет? Ну, все равно мы будем работать, мы знаем, - я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки... (Склонился к ее стану) Н.: О, Марианна, я тебя не стою. (Нежданов уходит на задний план. Синягина поворачивается и бы- стро идёт к Марианне). С.: Марианна, вы полюбили мсье Нежданова? М.: Я люблю его. С.: Да помилуйте, Марианна! Ведь он студент без рода без имения, ведь он моложе вас! (злорадно). Что же из этого может выйти? И что вы, с вашим умом, нашли в нем? Он просто пустой мальчик. М.: Вы не всегда так думали, Валентина Михайловна. С.: О, боже мой! Моя милая, оставьте меня в стороне... Тут дело идет о вас, о вашей будущности. Подумайте! Какая же это партия для вас? М.: Признаюсь вам, Валентина Михайловна, я не думала о партии. С.: Как? Что? Как мне вас понять? Вы следовали влечению вашего сердца, положим... Но ведь все это должно же кончиться браком. М.: Не знаю... Я об этом не думала. С.: Вы об этом не думали!? Да вы с ума сошли! М.: Прекратим этот разговор, Валентина Михайловна. Он ни к чему не может привести. Мы все - таки не поймем друг друга. С.: Нет, я вас очень хорошо понимаю: я понимаю, что вы пропита- лись этими новыми идеями, которые вас непременно поведут к погибели. Но тогда уже будет поздно. М.: Может быть; но поверьте мне: мы и погибая не протянем вам пальца, чтобы вы спасли нас. Герои романа «Новь» «замирают в финальной мизансцене. Звучит романс «Любовь не погасить невзгодам...» По окончании музыкального произведения, «Живой занавес» закрывает центральную площадку, звучит музыка. На фоне музыки женский голос: Благославен учитель чувства, Нам показавший образец, Одевший в пламени искусства И кровь и омуты сердец. Наутре дней душа открыта, Прикосновений жаждет новь, И вот тропинка в ней пробита - Через любовь к любви — в любовь. На эти поэтические строки «Живой занавес» расходится, образуя коридор, слева и справа от центральной площадки, открывая «скульп- турную группу» из героев романа И.С. Тургенева «Накануне». Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Накануне». После этих слов «скульптурная группа» «оживает» идёт инсцени-
|