Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идёт инсценировка отрывка из романа И. С. Тургенева «Отцы и⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
дети» — «Дуэль» Б.: Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье. О.: Разве я не могу полюбить? Б.: Едва ли! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается. О.: Случается что? Б.: Полюбить. О.: А вы почем это знаете? Б.: Понаслышке, (сердито) Притом, вы, может быть, слишком тре- бовательны. О.: Может быть. По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возвра- та. А то лучше и не надо. Б.: Что ж, это условие справедливо, и я удивляюсь, как вы до сих пор... не нашли, что искали. О.: А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было? Б.: Нелегко, если станешь размышлять, да ожидать, да самому себе придавать цену, дорожить собою то есть: а не размышляя от- даться очень легко. О,: Как же собою не дорожить? Если я не имею такой цены, кому же нужна моя преданность? Б.: Это уже не мое дело; это дело другого разбирать какая у меня цена. Главное, надо уметь отдаться! О.: Вы говорите так, как будто все это испытали. Б.: К слову пришлось, Анна Сергеевна: это все, Вы знаете, не по моей части. О.: Но вы бы сумели отдаться? Б.: Не знаю, хвастаться не хочу. Появляется Павел Кирсанов. Стремительно подходит к Базарову. К.: Я решился драться с вами. Базаров вытаращил глаза. Б.: Со мной? К.: Непременно с вами. Б.: Да за что? Помилуйте. К.: Я бы мог объяснить вам причину. Но я предпочитаю умолчать о ней. Вы, на мой вкус, здесь лишний, я вас терпеть не могу, я вас презираю, и если вам этого не довольно... Б.: Очень хорошо-с. Дальнейших объяснений не нужно. Вам при- шла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух. Я бы мог отказать вам в этом удовольствии, да уж куда ни шло! Прини- маю ваш вызов тоже по-джентельменски. Кирсанов уходит. Базаров отходит в сторону, к нему подбегает слуга Петр П.: Кажись, они идут-с. К.: Извините, я кажется заставил вас ждать. Я не хотел будить своего камердинера. Б.: Ничего-с, мы сами только что пришли. К.: А! Тем лучше! (Павел Петрович оглянулся кругом). Никого не видать, никто не помешает... Мы можем приступить? Б.: Приступим. К.: Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете? Б.: Не требую. К.: Угодно ли вам заряжать? (Вынимает из ящика пистолеты). Б.: Нет, заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длин- нее. Раз, два, три... П.: Евгений Васильевич, воля ваша, я отойду. Б.: Четыре, пять... Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто, беги подымать. Шесть...семь...восемь... (Базаров остановился) Довольно, или еще два шага накинуть? К.: Как угодно (заколачивает вторую пулю). Б.: Ну накинем еще два шага (проводит ногой черту по земле). Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дис- куссии. К.: Я полагаю, на десять. (Подает пистолет Базарову) Соблагово- лите выбрать. Б.: Соблаговоляю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта. К.: Вам все желательно шутить. Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьезно. Б.: О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг дру- га; но почему же не посмеяться и не соединить приятное с по- лезным. К.: Я буду драться серьезно. Базаров со своей стороны отсчитал 10 шагов от барьера и оста- новился. К.: Вы готовы? Б.: Совершенно. К.: Можем сходиться. Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... Раздался выстрел Кирсанова Базаров ступил еще раз и, не целясь, по- давил пружину. Павел Петрович дрогнул слегка и схватился рукою за бедро Струй- ка крови потекла по его белым панталонам. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему против- нику. Б.: Вы ранены? К.: Вы-имели право подозвать меня к барьеру, а это пустяки. По ус- ловию, каждый имеет право еще по одному выстрелу. Б.: Ну, извините, это до другого раза. (Базаров обхватил Павла Пет- ровича, который начал бледнеть). Теперь я уж не дуэлист, а доктор и, прежде всего, должен осмотреть вашу рану. Петр, поди сюда, Петр! Куда ты спрятался? Герои романа «Отцы и дети» «застывают» в финальной мизанс- цене Звучит музыкальное произведение в исполнении инструментально- го ансамбля. По окончании музыкального произведения «живой занавес» закры- вает сценическую площадку. Звучит музыка, на фоне музыки мужской голос: Тургенев, первая влюбленность, В напевном сердце нежный строй, Где близь уходит в отдаленность, Заря целуется с зарей. Зима наносит снег, но лишь Припомню первую любовь, Промолвлю: «Призрачное счастье, Себя я вижу юным вновь». На эти поэтические строки «живой занавес» расходится, образуя коридор слева и справа от центральной площадки открывая «скульп- турную группу» из героев романа И. С. Тургенева «Первая любовь». Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Первая любовь» - Зи- наида, Беловзоров. Нирмацкий, Малевский, Лушин, Майданов, Вольдемар. Идёт инсценировка отрывка из повести «Первая любовь» — «Игра в фанты». На площадке Зинаида и пятеро господ. Один из них ставит на пло- щадку стул. Зинаида вскакивает на него. В руках у Зинаиды мужская шляпа 3.: Побыстрее соберите фанты (собирают фанты). А сейчас, чей фант вынется, тот рассказывает свой сон или что-нибудь непре- менно выдуманное. Начинаем... Беловзоров. Б.: (Смутившись) Я ничего выдумать не могу! 3.: Какие пустяки. Ну вообразите себе, например, что вы женаты, и расскажите нам, как бы вы проводили время с вашей женой. Вы бы ее заперли? Б.: Я бы ее запер. 3.: И сами бы сидели с ней? Б.: И сам непременно сидел бы с ней. 3.: Прекрасно. Ну а если бы ей это надоело и она бы изменила вам? Б.: Я бы ее убил. 3.: А если бы она убежала? Б.: Я бы догнал ее и все-таки убил. 3.: Так, ну а, положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сде- лали? Б.: (Помолчав) Я бы себя убил... 3.: (Смеясь) Я вижу, у вас недолга песня. Следующий фант мой. Вот, послушайте, что я выдумала... Представьте себе великолепный чертог, летнюю ночь и удивительный бал. Бал этот дает молодая королева. Везде золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья, все прихоти роскоши. Л.: Вы любите роскошь? 3.: Роскошь красива, я люблю все красивое. Л.: Больше прекрасного? 3.: Это что-то хитро, не понимаю. Не мешайте мне. Итак, бал вели- колепный. Гостей множество, все они молоды, прекрасны, храб- ры, все без памяти влюблены в королеву. М.: Женщин нет в числе гостей? 3.: Нет или, погодите есть. М.: Все некрасивы? 3.: Прелестные. Но мужчины все влюблены в королеву. Она высока и стройна; на ней маленькая золотая диадема на черных воло- сах. Все толпятся вокруг нее, расточают перед ней самые льсти- вые речи. Л.: А она любит лесть? 3.: Какой несносный! Все перебивает... Кто ж не любит лесть? М.: Еще один, последний вопрос, у королевы есть муж? 3.: Я об этом не подумала. Нет, зачем муж? М.: Тише! 3.: Мерси. Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху дони- зу, от потолка до полу; а за ними темное небо с большими звез- дами да темный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад. Там, около деревьев, фонтан; он белеет во мраке - длин- ный, длинный, как приведение. Королева слышит сквозь говор и музыку тихий плеск воды. Она смотрит и думает: «Вы все, господа, благородны, умны, богаты. Вы окружили меня, вы до- рожите каждым моим словом, вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами... А там, возле фонтана, возле этой плещу- щей воды, стоит и ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владе- ет. На нем нет ни богатого платья, ни драгоценных камней, ник- то его не знает, но он ждет меня и уверен, что я приду, - и я приду, и нет такой власти, которая бы остановила меня, когда я захочу пойти к нему, и остаться с ним, и потеряться с ним там, в темноте сада, под шорох деревьев, под плеск фонтана... М.: Это выдумка? Л.: А что бы мы сделали, господа, если бы мы были в числе гостей и знали про этого счастливца у фонтана? 3.: Постойте, постойте, я сама скажу вам, что бы каждый из вас сде- лал... А впрочем, довольно, давайте играть в другую игру. Звучит вальс. Танцует коллектив бального танца. Голос ведущего: В гостиной грустили тени былого, Сплетаясь со строчками ваших стихов. Казалось - воскресло минувшее снова В волшебности ваших изысканных слов. А девичий смех, как весна, шаловливый Будил сновиденья портретов седых И вы со своею лучистою гривой, Как солнце вы были, как солнце средь них. И плавали, плавали милые тени В волшебности ваших изысканных слов. И, мнилось, чуть слышно дрожали ступени Под легкостью Лизиных тихих шагов. На эти поэтические строки «живой занавес» открывает централь- ную сценическую площадку со «скульптурной композицией» из героев романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». 1 Ведущий: Герои романа «Дворянское гнездо» - Федор Иванович Лаврецкий, Леночка, Шурочка, Калитин, его жена, Лиза Калитина. «Скульптурная композиция» «оживает», идёт инсценировка отрывка из романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» «Напут- ствие». Леночка, Шурочка, Калитин и его жена играют в «жмурки». К ним подходит Лаврецкий Федор Иванович. Л.: Я Лаврецкий. Леночка: А давно мы вас не видали и Варвару Павловну тоже не видали. К.: Еще бы! Я тебя в Петербург увез, а Федор Иванович все жил в деревне. Леночка: Да, ведь с тех пор и мама скончалась. Ш.: И Марфа Тимофеевна. Леночка: И Наталья Карповна, и мосье Лемм. К.: Не хотите ли вы в сад? Он очень хорош теперь, хотя мы его и запустили немножко. Мы о Лизе недавно имели вести, ей хоро- шо, здоровье ее теперь поправляется понемногу. Л.: Она все в той же обители? К.: Все в той же. Л.: Она к вам пишет? К.: Нет, никогда; к нам через людей вести доходят (все замолчали). Леночка: Вот где хорошо бы играть в четыре угла, нас, кстати пяте- ро. К.: А Федора Ивановича ты забыла? Или ты себя не считаешь? Леночка: Да разве Федор Иванович в его лета может... Л.: Пожалуйста, играйте, не обращайте внимания на меня. Мне са- мому будет приятнее, когда я буду знать, что я вас не стесняю. А занимать вам меня нечего; у нашего брата, старика, есть заня- тие, которого вы еще не ведаете и которое никакого развлечения заменить не может: воспоминания. (Появляется Лиза) Лиза: Вы услышите, может быть... но, что бы ни было, забудьте..., не забывайте меня, помните обо мне. Лаврецкий, стоя на своем месте, не глядя на Лизу: Л.: Мне вас забыть? Лиза: Довольно, прощайте. Не идите за мной. Л.: Лиза... Лиза: Прощайте, прощайте. (Лиза исчезает. Лаврецкий, думая о Лизе, смотрит куда-то вдаль. Все герои «застыли» в заданной ми- зансцене. В это время на крыльце музея появляется солистка). Звучит романс Е.П Дербент, посвящённый Лизе Калитиной. По окончании романса, молодые люди из романа «Дворянское гнездо» продолжают играть в «Жмурки». Л.: Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, — жизнь у вас впе- реди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыски- вать дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака. Мы хло- потали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего бра- та, старика, будет с вами. Все герои «Дворянского гнезда» «застывают» в финальной мизанс- цене. Звучит музыка. «Живой занавес» закрывает сценическую площад- ку. На фоне музыки звучит мужской голос: Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны! О родина! все дни твои прекрасны! Где б ни был я, но все с тобой Душой. Ты помнишь ли, как под горою, Осеребряемый росою, Белелся луч вечернею порою, И тишина слетала в лес С небес? Ты помнишь ли наш пруд спокойный, И тень от ив в час полдня знойный, И над водой от стада гул нестройный, И в лоне вод, как сквозь стекло, Село? Там на заре пичужка пела; Даль озарялась и светлела; Туда, туда душа моя летела: Казалось сердцу и очам - Все там. В.А. Жуковский «Живой занавес» открывает центральную площадку и поднимает- ся на крылечко, «замирая» по окончании музыки в заданной мизансцене. На сценической площадке «скульптурная композиция» из участников качается, его к себе зовет, а сама смеется. Гаврила-то плотник так и об- мер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да знать господь надоумил: положил-таки на себя крест. А рука как камен- ная, не ворочается... Вот положил он крест, братцы мои, русалка-то сме- яться и перестала, да вдруг как заплачет: «Не креститься бы тебе, гово- рит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; но не одна я теперь убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут, она братцы мои, и пропала. А Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу-то, выйти... А только с тех пор он все невеселый ходит. Федя: Эка! Как же это лесная нечисть может христианскую душу испортить? Костя: Да вот, поди ты! Федя: Твой батька сам это рассказывал? Костя: Сам. Я лежал на полатях, все слышал. Павел: Чудное дело! Чего ему быть невеселым? А, знать он ей по- нравился, что позвала его. Илья: Да, понравился! Как же! Защекотать она его хотела, это ихнее дело. Федя: А ведь и здесь вот должны быть русалки. Костя: Нет. Здесь место чистое. Одно — река близко. Илья: А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицахп- риключилось? Федя: На плотине? Илья: Да, на плотине, на прорванной. Костя: Вот уж нечистое место и глухое такое. Павел: Ну, что такое случилось, сказывай... Илья: А вот что случилось. Вы, может быть, и не знаете, а только там у нас утопленник похоронен, а утопился он давным-давно... А вот на днях зовет приказчик псаря Ермилу, говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту». А Ермил у нас завсегда за поштой ездит. Вот поехал оно за по- штой, а ночь такая светлая, месяц светит; такая уж его дорога вышла. Едет он этак и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, похаживает. Вот думает Ермил: «Сем возьму его, что ему так пропадать». Взял он его на руки и поехал дальше. А лошадь-то на него таращится, храпит, головой трясет. Отпрукал он её и дальше едет. А барашка в руках держит. Смотрит он на него, а барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему-то стало, Ермилу-псарю. Стал он его этак по шерсти гладить и говорит: «Бяша, бяша!». А баран вдруг как оскалит зубы да ему тоже: «Бяша, бяша!». Павел: Говоришь, в Варнавицах это было? Ещё бы! Место-то нечис- тое. Костя: Варнавицы? Еще бы! Ещё какое нечистое. (Звучит фонограмма — свист куликов) Федя: Что это? Павел: Это кулички летят, посвистывают. Илья: Куда ж они летят? Павел: А туда, где, говорят, зимы не бывает. Костя: А разве есть такая земля? Павел: Есть! Федя: Далеко? Павел: Далеко, далеко, за теплыми морями. По окончании эпизода «Бежин луг» из музея Тургевена выбегают двое мальчишек - Саша и Антон, одетые в белые косоворотки и чёрные штаны Саша: Эй, ребята, барин приехал! Антон: Аида барина смотреть! Федя: Барин приехал! Барин приехал! Павел (обращаясь к зрителям): Барин приехал, Иван Сергеевич при- ехал!!! Мальчик: Вставайте с нами в хоровод, будем песни петь, хороводы водить и Ивана Сергеевича славить! Все вместе бегут к крыльиу. В это время хореографический ансамбль заводит хоровод «Орловские наигрыши». В этом им помогают маль- чишки: они завлекают в хоровод зрителей. По окончании хоровода его участники выстраиваются перед крыль- цом справа и слева. И. С. Тургенев выходит из дверей музея и останавли- вается на крыльце. Участники хоровода встречают великого писателя поклоном Тургенев: Здравствуйте, дорогие земляки! Приветствую вас, орлов- чане, в столь знаменательный для Орловщины день! Очень рад видеть вас в добром здравии и в хорошем настроении! На площадку перед музеем выходит фольклорный ансамбль, в ис- полнении которого звучит величальная песня «Ой Иван ты Ванович» По окончании песни фольклорный коллектив отдаёт поклон И. С. Турге- неву и отходит в правую сторону от крыльца музея. Тургенев: Спасибо! Спасибо! Как приятно видеть родные, такие милые сердцу лица! На словах Тургенева со стороны левого крыла музея (ул. Тургене- ва) на рабочую площадку перед крыльцом музея выходит фольклор- ный ансамбль. Он исполняет песню «Кусты-листы» По окончании песни другой фольклорный коллектив исполняет плясовую песню «Шёл Ванюшка». Тургенев: Хорошо, когда радуется человек! И вдвойне хорошо, ког- да радуется русский человек! Звучит «Камаринская» в исполнении ансамбля гармонистов По окон- чании произведения, гармонистов на площадке сменяет хореографичес- кий коллектив, который исполняет хореографическую композицию «Девичьи забавы». За это время мальчики из эпизода «Бежин луг» (Ко- стя, Федя, Павел, Ваня, Илья) расположились на крылечке неподалеку от И С. Тургенева. Они спорят, а затем решили о чём-то спросить ба- рина, но им страшновато, они все его побаиваются Когда хореогра- фический коллектив покидает площадку, Федя толкает Костю ближе к барину. Федя Косте: Спроси, спроси! Костя к Илье: Давай ты. Илья: Почему я? Федя: Ну, давай спроси. Илья: Не было такого уговора, чтобы я спрашивал. Павел: Эх вы, вороны! (к Тургеневу): Барин, вот вы часто по заграни- цам ездите, а, правда, говорят, что эта самая заграница, меньше нашей матушки Руси? Тургенев: Правду, правду говорят ребята. Сколько ни ездил, а нигде не встречал этаких необозримых просторов, как у нас в России. Далеко видно кругом. Свежо, весело, любо. Звучит фольклорная песня «Орёл сизокрылый» в исполнении фольк- лорных коллективов. Федя: А я, намедни, от Ильюшки, что с Варнавиц, слышал, что люди там в этих заграницах, богато живут. Костя: Да брешет он, твой Ильюшка-то! Федя: Вот тебе крест. Илья: И мне тятенька сказывал, что живут там все в хоромах камен- ных, высоких, высоких! Вот побывать бы там да посмотреть. Павел: Да и остаться там. Жить - не тужить. Правда ведь, Иван Сер- геевич? Тургенев: Нет, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше. Федя: Чем же это лучше? Илья: Надоело уже все, поди. Тургенев: А тем лучше, что здесь ты дома. Здесь все твоему сердцу близкое, родное... Здесь и люди лучше и дышится легче. И кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овла- девает мною, когда я подъезжаю к Орлу? В этом зрелище нет ничего пленительного - мне весело. Это и есть, дорогие мои, чувство Родины... И чтобы ни говорили, а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете. Да и как может эта красота надоесть? Костя: И то правда. Вот, например, у нас, на Красивой-то на Мечи. Взойдешь ты на холм, взойдешь — и, господи, боже мой, что это? И река, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, дале- че, а... Вот как далеко видно...Смотришь, смотришь, ах ты, право! Звучит лирическая песня «Калинушка с малинушкой» в исполне- нии фольклорного коллектива По окончании песни хореографический коллектив исполняет танцевальную композицию «Брови». Костя: А вот говорят еще, что наш человек против иностранца не выстоит. Павел: Это как же так не выстоит? Костя: Ну, если тот войной пойдет. Павел: Это ты, брат, привираешь. Правду ведь я говорю, Иван Сер- геевич? Тургенев: Расскажу я вам, ребята, случай, который вышел со мной. А вы и решите, выстоит наш русский человек или нет. Шел я однажды по аллее сада, собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья, он упал из гнезда и сидел, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище — он жертвовал собой! Каким громадным чудовищем должна была ему пока- заться собака. И все-таки он не мог усидеть на высокой безопасной вет- ке... Сила, сильнее его воли, сбросила его. Мой Трезор остановился, по- пятился... Видно и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенно- го пса - и удалился, благоговея. (Ребята засмеялись). Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед ее любов- ным порывом... Любовь думал я сильнее смерти. Только ею, только лю- бовью держится и движется жизнь. А кто, как не русский человек, спо- собен так беззаветно любить свою родину, свою землю и, не задумыва- ясь, жизнь за неё отдать. Вот и решайте, выстоит русский человек или не выстоит! Павел: Эх ты, ворона! «Не выстоит!» Да если весь наш русский люд соберется, то мы еще посмотрим, кто не выстоит. Костя: Да ладно, ладно, чего уж, вот пристал... Хореографический ансамбль исполняет «Русскую плясовую». Тургенев: Хорошо пляшут! И откуда столько удали, сноровки, силы в русском человеке? Он с любым может потягаться. Вот помню, забрёл я как-то, возвращаясь с охоты, в дорожный ка- бак. И до сих пор не могу забыть тех людей, с которыми мне там дове- лось встретиться. На площадку перед крыльцом выходят герои рассказа И. С. Тургене- ва «Певцы»: Моргая, Яшка Турок, Дикий Барин, Обалдуй, Рядчик На правую сторону площадки мальчишки выносят стол и скамью Идёт инсценировка отрывка из рассказа «Певцы». О.: Иди, иди же! Иди, Моргач, иди! экой ты, братец, ползешь, право слово. Это не хорошо, братец, тут ждут тебя, а ты вот ползешь... Иди. М.: Ну, иду, иду, иду, любезный. Зачем ты меня зовешь! Кто меня ждет! О.: Зачем я тебя зову! Экой ты, Моргач, чудной, братец; ха-ха. Тебя зовут в кабак, а ты еще спрашиваешь: зачем! А ждут тебя все люди доб- рые: Турок Яшка, да Дикий Барин, рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчи- ком об заклад побились: осьмуху пива поставили кто кого одолеет, луч- ше споет то есть...понимаешь? М.: Яшка петь будет? И ты не врешь, Абалдуй? О.: Я не вру, а ты брешешь. Стало быть, будет петь, коли об заклад побился, божья коровка ты этакая, плут ты этакий, Моргач! М.: Ну, пойдем, простота. О.: Ну, поцелуй же меня, по крайней мере, душа ты моя. М.: Вишь, Езоп изнеженный О.: Ну что ж! Чего еще ждать? Начинать так начинать. А? Яша? Р.: Начнем, пожалуй, я готов. Я.: И я готов. М.: Ну, начинайте, ребятки, начинайте. Д.Б.: Начинай! Р.: Кому начинать? О.: Тебе, тебе Рядчик. Тебе, братец. Д.Б.: Жеребий кинуть, да осьмуху на стойку. Ну! (Обращается к Моргачу) Тебе выбирать. О.: Ведь я же говорил, что тебе, я ведь говорил. Д.Б.: Ну, ну, не цыркай! Начинай. Р.: Ну какую же мне песню петь? М.: Какую захочется. Какую вздумается, ту и пой. Р.: Дайте-ка, братцы, откашляться маленько. Д.Б.: Ну, ну, не прохлаждайся - начинай! Рядчик начинает петь Как на улице, улице Возле новой, новой кузницы, Аи ли дели, ой лю-ли Аи ли-ле-ли, ой лю-ли О.: Лихо, забирай, поганец! Д.Б.: Забирай, вытягивай, змей, вытягивай еще. О.: Накалывай еще, собака ты этакая. Пес, погуби ирод твою душу. Я.: Молодец, молодец! Ага! Хорошо, черт побери, хорошо! Заканчивает петь. О.: Ну, братец, потешил! Поздравляю - осьмуха твоя! Хорошо поешь, брат, хорошо, а теперь за тобой очередь, Яша: смотри, не сробей. Посмот- рим, кто кого, посмотрим... А хорошо поет рядчик, ей-богу хорошо. Жена: Очинна хорошо. Сосед: Хорошо-га! Д.Б.: Ну, полно, не робей. Ну, че вертишься? Пой, как бог тебе велит. Яков поет: Не одна. А-а-ах не одна Не одна-а-а во по-о-ле дорожка Не одна доро-о-о-женька Э-эх не одна доро-о-о-о-оженька Не одна а-а-ах не одна дорожка Во-о поле про-о-олегала Она пролега-а-а-ала Эх она пролегала Как по той ли по дороженьке Как по той по той дорожке Нельзя ни проехать Ой, да нельзя ни проехать ни пройти. Во время песни И С. Тургенев (на словах «Во поле...») Тургенев: Я, признаться, редко слыхивал подобный голос: он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широ- ким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконеч- ную даль. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватало прямо за его русские струны. После песни Д.Б.: Яша! Р.: Ты...Твоя взяла...Ты выиграл. О.: А хорошо, ей-богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо! Звучат русские народные песни в исп Заслуженного артиста Рос- сии А Алексеева: «Вдоль по Питерской», «Выйду на улицу» Тургенев: Спасибо вам за песни душевные. Спасибо! Порадовали старика. Слушаю вас и радость переполняет и теснит грудь! Спасибо за праздник, за радушную встречу! И вот что я Вам скажу на прощанье: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может обойтись без неё. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто дей- ствительно без неё обходится!..» Тургенев уходит в музей И С Тургенева Фольклорный коллектив исполняет песню «Взойди солнце». По окон- чании песни звучат народные мелодии. Фольклорные хореографические ансамбли заводят хоровод. Мальчишки помогают вовлечь в хоровод зри- телей. Ведущий: Сколько бурь пронеслось над Россией с тургеневских вре- мён. Но по-прежнему хранит живую память о Великом сыне своём зем- ля Орловская. Здесь его Родина. Здесь стал он её певцом и обрёл своё бессмертие. Здесь истоки и корни его могучего таланта. Звучат народные мелодии. Работают выставки народных промыс- лов. Мальчишки и участники самодеятельных коллективов водят хоро- воды и играют в русские народные игры Оглавление: От автора 3 Глава 1. ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ 1. Особенности сценарного творчества 9 2. Разновидности современных праздничных программ 19 Глава 2. СЦЕНАРИЙ КАК ВИД ДРАМАТУРГИИ 1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных представлений 31 2. Основные характеристики сущности драматургии 37 3. Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений 67 Глава 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЕВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ 1. Закономерности творческого процесса 110 2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа 123 3. Создание идейно-художественного замысла сценария...127 4. Отбор документального и художественного материала..157 5. Монтаж сценарного материала 162 Заключение 200 Список использованной литературы 204 Из опыта практической работы Сценарий вечера-чествования «Горячие сердца», посвящённого Дню социального работника 209 Сценарий литературного праздника «Ожившие мгновения минув- шей красоты» 216
|