Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идёт инсценировка отрывка из романа И. С. Тургенева «Отцы и






дети» — «Дуэль»

Б.: Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше

несчастье.

О.: Разве я не могу полюбить?

Б.: Едва ли! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот

скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается.

О.: Случается что?

Б.: Полюбить.

О.: А вы почем это знаете?

Б.: Понаслышке, (сердито) Притом, вы, может быть, слишком тре-

бовательны.

О.: Может быть. По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь.

Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возвра-

та. А то лучше и не надо.

Б.: Что ж, это условие справедливо, и я удивляюсь, как вы до сих

пор... не нашли, что искали.

О.: А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?

Б.: Нелегко, если станешь размышлять, да ожидать, да самому себе

придавать цену, дорожить собою то есть: а не размышляя от-

даться очень легко.

О,: Как же собою не дорожить? Если я не имею такой цены, кому же

нужна моя преданность?

Б.: Это уже не мое дело; это дело другого разбирать какая у меня

цена. Главное, надо уметь отдаться!

О.: Вы говорите так, как будто все это испытали.

Б.: К слову пришлось, Анна Сергеевна: это все, Вы знаете, не по

моей части.

О.: Но вы бы сумели отдаться?

Б.: Не знаю, хвастаться не хочу.

Появляется Павел Кирсанов. Стремительно подходит к Базарову.

К.: Я решился драться с вами.

Базаров вытаращил глаза.

Б.: Со мной?

К.: Непременно с вами.

Б.: Да за что? Помилуйте.

К.: Я бы мог объяснить вам причину. Но я предпочитаю умолчать о

ней. Вы, на мой вкус, здесь лишний, я вас терпеть не могу, я вас

презираю, и если вам этого не довольно...

Б.: Очень хорошо-с. Дальнейших объяснений не нужно. Вам при-

шла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух. Я бы мог

отказать вам в этом удовольствии, да уж куда ни шло! Прини-

маю ваш вызов тоже по-джентельменски.

Кирсанов уходит. Базаров отходит в сторону, к нему подбегает

слуга Петр

П.: Кажись, они идут-с.

К.: Извините, я кажется заставил вас ждать. Я не хотел будить своего

камердинера.

Б.: Ничего-с, мы сами только что пришли.

К.: А! Тем лучше! (Павел Петрович оглянулся кругом). Никого не

видать, никто не помешает... Мы можем приступить?

Б.: Приступим.

К.: Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?

Б.: Не требую.

К.: Угодно ли вам заряжать? (Вынимает из ящика пистолеты).

Б.: Нет, заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длин-

нее. Раз, два, три...

П.: Евгений Васильевич, воля ваша, я отойду.

Б.: Четыре, пять... Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево

стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто,

беги подымать. Шесть...семь...восемь... (Базаров остановился)

Довольно, или еще два шага накинуть?

К.: Как угодно (заколачивает вторую пулю).

Б.: Ну накинем еще два шага (проводит ногой черту по земле). Вот и

барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера

отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дис-

куссии.

К.: Я полагаю, на десять. (Подает пистолет Базарову) Соблагово-

лите выбрать.

Б.: Соблаговоляю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш

необычен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию

нашего секунданта.

К.: Вам все желательно шутить. Я не отрицаю странности нашего

поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен

драться серьезно.

Б.: О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг дру-

га; но почему же не посмеяться и не соединить приятное с по-

лезным.

К.: Я буду драться серьезно.

Базаров со своей стороны отсчитал 10 шагов от барьера и оста-

новился.

К.: Вы готовы?

Б.: Совершенно.

К.: Можем сходиться.

Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него,

заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета...

Раздался выстрел Кирсанова Базаров ступил еще раз и, не целясь, по-

давил пружину.

Павел Петрович дрогнул слегка и схватился рукою за бедро Струй-

ка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему против-

нику.

Б.: Вы ранены?

К.: Вы-имели право подозвать меня к барьеру, а это пустяки. По ус-

ловию, каждый имеет право еще по одному выстрелу.

Б.: Ну, извините, это до другого раза. (Базаров обхватил Павла Пет-

ровича, который начал бледнеть). Теперь я уж не дуэлист, а

доктор и, прежде всего, должен осмотреть вашу рану. Петр, поди

сюда, Петр! Куда ты спрятался?

Герои романа «Отцы и дети» «застывают» в финальной мизанс-

цене

Звучит музыкальное произведение в исполнении инструментально-

го ансамбля.

По окончании музыкального произведения «живой занавес» закры-

вает сценическую площадку.

Звучит музыка, на фоне музыки мужской голос:

Тургенев, первая влюбленность,

В напевном сердце нежный строй,

Где близь уходит в отдаленность,

Заря целуется с зарей.

Зима наносит снег, но лишь

Припомню первую любовь,

Промолвлю: «Призрачное счастье,

Себя я вижу юным вновь».

На эти поэтические строки «живой занавес» расходится, образуя

коридор слева и справа от центральной площадки открывая «скульп-

турную группу» из героев романа И. С. Тургенева «Первая любовь».

Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Первая любовь» - Зи-

наида, Беловзоров. Нирмацкий, Малевский, Лушин, Майданов, Вольдемар.

Идёт инсценировка отрывка из повести «Первая любовь» — «Игра

в фанты».

На площадке Зинаида и пятеро господ. Один из них ставит на пло-

щадку стул. Зинаида вскакивает на него. В руках у Зинаиды мужская

шляпа

3.: Побыстрее соберите фанты (собирают фанты). А сейчас, чей

фант вынется, тот рассказывает свой сон или что-нибудь непре-

менно выдуманное. Начинаем... Беловзоров.

Б.: (Смутившись) Я ничего выдумать не могу!

3.: Какие пустяки. Ну вообразите себе, например, что вы женаты, и

расскажите нам, как бы вы проводили время с вашей женой. Вы

бы ее заперли?

Б.: Я бы ее запер.

3.: И сами бы сидели с ней?

Б.: И сам непременно сидел бы с ней.

3.: Прекрасно. Ну а если бы ей это надоело и она бы изменила вам?

Б.: Я бы ее убил.

3.: А если бы она убежала?

Б.: Я бы догнал ее и все-таки убил.

3.: Так, ну а, положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сде-

лали?

Б.: (Помолчав) Я бы себя убил...

3.: (Смеясь) Я вижу, у вас недолга песня. Следующий фант мой. Вот,

послушайте, что я выдумала... Представьте себе великолепный

чертог, летнюю ночь и удивительный бал. Бал этот дает молодая

королева. Везде золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы,

цветы, куренья, все прихоти роскоши.

Л.: Вы любите роскошь?

3.: Роскошь красива, я люблю все красивое.

Л.: Больше прекрасного?

3.: Это что-то хитро, не понимаю. Не мешайте мне. Итак, бал вели-

колепный. Гостей множество, все они молоды, прекрасны, храб-

ры, все без памяти влюблены в королеву.

М.: Женщин нет в числе гостей?

3.: Нет или, погодите есть.

М.: Все некрасивы?

3.: Прелестные. Но мужчины все влюблены в королеву. Она высока

и стройна; на ней маленькая золотая диадема на черных воло-

сах. Все толпятся вокруг нее, расточают перед ней самые льсти-

вые речи.

Л.: А она любит лесть?

3.: Какой несносный! Все перебивает... Кто ж не любит лесть?

М.: Еще один, последний вопрос, у королевы есть муж?

3.: Я об этом не подумала. Нет, зачем муж?

М.: Тише!

3.: Мерси. Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не

глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху дони-

зу, от потолка до полу; а за ними темное небо с большими звез-

дами да темный сад с большими деревьями. Королева глядит в

сад. Там, около деревьев, фонтан; он белеет во мраке - длин-

ный, длинный, как приведение. Королева слышит сквозь говор

и музыку тихий плеск воды. Она смотрит и думает: «Вы все,

господа, благородны, умны, богаты. Вы окружили меня, вы до-

рожите каждым моим словом, вы все готовы умереть у моих

ног, я владею вами... А там, возле фонтана, возле этой плещу-

щей воды, стоит и ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владе-

ет. На нем нет ни богатого платья, ни драгоценных камней, ник-

то его не знает, но он ждет меня и уверен, что я приду, - и я

приду, и нет такой власти, которая бы остановила меня, когда я

захочу пойти к нему, и остаться с ним, и потеряться с ним там, в

темноте сада, под шорох деревьев, под плеск фонтана...

М.: Это выдумка?

Л.: А что бы мы сделали, господа, если бы мы были в числе гостей и

знали про этого счастливца у фонтана?

3.: Постойте, постойте, я сама скажу вам, что бы каждый из вас сде-

лал... А впрочем, довольно, давайте играть в другую игру.

Звучит вальс. Танцует коллектив бального танца.

Голос ведущего:

В гостиной грустили тени былого,

Сплетаясь со строчками ваших стихов.

Казалось - воскресло минувшее снова

В волшебности ваших изысканных слов.

А девичий смех, как весна, шаловливый

Будил сновиденья портретов седых

И вы со своею лучистою гривой,

Как солнце вы были, как солнце средь них.

И плавали, плавали милые тени

В волшебности ваших изысканных слов.

И, мнилось, чуть слышно дрожали ступени

Под легкостью Лизиных тихих шагов.

На эти поэтические строки «живой занавес» открывает централь-

ную сценическую площадку со «скульптурной композицией» из героев

романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

1 Ведущий: Герои романа «Дворянское гнездо» - Федор Иванович

Лаврецкий, Леночка, Шурочка, Калитин, его жена, Лиза Калитина.

«Скульптурная композиция» «оживает», идёт инсценировка

отрывка из романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» «Напут-

ствие».

Леночка, Шурочка, Калитин и его жена играют в «жмурки». К ним

подходит Лаврецкий Федор Иванович.

Л.: Я Лаврецкий.

Леночка: А давно мы вас не видали и Варвару Павловну тоже не

видали.

К.: Еще бы! Я тебя в Петербург увез, а Федор Иванович все жил в

деревне.

Леночка: Да, ведь с тех пор и мама скончалась.

Ш.: И Марфа Тимофеевна.

Леночка: И Наталья Карповна, и мосье Лемм.

К.: Не хотите ли вы в сад? Он очень хорош теперь, хотя мы его и

запустили немножко. Мы о Лизе недавно имели вести, ей хоро-

шо, здоровье ее теперь поправляется понемногу.

Л.: Она все в той же обители?

К.: Все в той же.

Л.: Она к вам пишет?

К.: Нет, никогда; к нам через людей вести доходят (все замолчали).

Леночка: Вот где хорошо бы играть в четыре угла, нас, кстати пяте-

ро.

К.: А Федора Ивановича ты забыла? Или ты себя не считаешь?

Леночка: Да разве Федор Иванович в его лета может...

Л.: Пожалуйста, играйте, не обращайте внимания на меня. Мне са-

мому будет приятнее, когда я буду знать, что я вас не стесняю. А

занимать вам меня нечего; у нашего брата, старика, есть заня-

тие, которого вы еще не ведаете и которое никакого развлечения

заменить не может: воспоминания.

(Появляется Лиза)

Лиза: Вы услышите, может быть... но, что бы ни было, забудьте..., не

забывайте меня, помните обо мне.

Лаврецкий, стоя на своем месте, не глядя на Лизу:

Л.: Мне вас забыть?

Лиза: Довольно, прощайте. Не идите за мной.

Л.: Лиза...

Лиза: Прощайте, прощайте. (Лиза исчезает. Лаврецкий, думая о Лизе,

смотрит куда-то вдаль. Все герои «застыли» в заданной ми-

зансцене. В это время на крыльце музея появляется солистка).

Звучит романс Е.П Дербент, посвящённый Лизе Калитиной.

По окончании романса, молодые люди из романа «Дворянское

гнездо» продолжают играть в «Жмурки».

Л.: Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, — жизнь у вас впе-

реди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыски-

вать дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака. Мы хло-

потали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а

вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего бра-

та, старика, будет с вами.

Все герои «Дворянского гнезда» «застывают» в финальной мизанс-

цене.

Звучит музыка. «Живой занавес» закрывает сценическую площад-

ку. На фоне музыки звучит мужской голос:

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

О родина! все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но все с тобой

Душой.

Ты помнишь ли, как под горою,

Осеребряемый росою,

Белелся луч вечернею порою,

И тишина слетала в лес

С небес?

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,

И тень от ив в час полдня знойный,

И над водой от стада гул нестройный,

И в лоне вод, как сквозь стекло,

Село?

Там на заре пичужка пела;

Даль озарялась и светлела;

Туда, туда душа моя летела:

Казалось сердцу и очам - Все там.

В.А. Жуковский

«Живой занавес» открывает центральную площадку и поднимает-

ся на крылечко, «замирая» по окончании музыки в заданной мизансцене.

На сценической площадке «скульптурная композиция» из участников

качается, его к себе зовет, а сама смеется. Гаврила-то плотник так и об-

мер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет.

Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да

знать господь надоумил: положил-таки на себя крест. А рука как камен-

ная, не ворочается... Вот положил он крест, братцы мои, русалка-то сме-

яться и перестала, да вдруг как заплачет: «Не креститься бы тебе, гово-

рит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; но не

одна я теперь убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут, она

братцы мои, и пропала. А Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему

из лесу-то, выйти... А только с тех пор он все невеселый ходит.

Федя: Эка! Как же это лесная нечисть может христианскую душу

испортить?

Костя: Да вот, поди ты!

Федя: Твой батька сам это рассказывал?

Костя: Сам. Я лежал на полатях, все слышал.

Павел: Чудное дело! Чего ему быть невеселым? А, знать он ей по-

нравился, что позвала его.

Илья: Да, понравился! Как же! Защекотать она его хотела, это ихнее

дело.

Федя: А ведь и здесь вот должны быть русалки.

Костя: Нет. Здесь место чистое. Одно — река близко.

Илья: А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицахп-

риключилось?

Федя: На плотине?

Илья: Да, на плотине, на прорванной.

Костя: Вот уж нечистое место и глухое такое.

Павел: Ну, что такое случилось, сказывай...

Илья: А вот что случилось. Вы, может быть, и не знаете, а только там

у нас утопленник похоронен, а утопился он давным-давно... А вот на

днях зовет приказчик псаря Ермилу, говорит: «Ступай, мол, Ермил, на

пошту». А Ермил у нас завсегда за поштой ездит. Вот поехал оно за по-

штой, а ночь такая светлая, месяц светит; такая уж его дорога вышла.

Едет он этак и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой,

похаживает. Вот думает Ермил: «Сем возьму его, что ему так пропадать».

Взял он его на руки и поехал дальше. А лошадь-то на него таращится,

храпит, головой трясет. Отпрукал он её и дальше едет. А барашка в руках

держит. Смотрит он на него, а барашек ему прямо в глаза так и глядит.

Жутко ему-то стало, Ермилу-псарю. Стал он его этак по шерсти гладить

и говорит: «Бяша, бяша!». А баран вдруг как оскалит зубы да ему тоже:

«Бяша, бяша!».

Павел: Говоришь, в Варнавицах это было? Ещё бы! Место-то нечис-

тое.

Костя: Варнавицы? Еще бы! Ещё какое нечистое.

(Звучит фонограмма — свист куликов)

Федя: Что это?

Павел: Это кулички летят, посвистывают.

Илья: Куда ж они летят?

Павел: А туда, где, говорят, зимы не бывает.

Костя: А разве есть такая земля?

Павел: Есть!

Федя: Далеко?

Павел: Далеко, далеко, за теплыми морями.

По окончании эпизода «Бежин луг» из музея Тургевена выбегают

двое мальчишек - Саша и Антон, одетые в белые косоворотки и чёрные

штаны

Саша: Эй, ребята, барин приехал!

Антон: Аида барина смотреть!

Федя: Барин приехал! Барин приехал!

Павел (обращаясь к зрителям): Барин приехал, Иван Сергеевич при-

ехал!!!

Мальчик: Вставайте с нами в хоровод, будем песни петь, хороводы

водить и Ивана Сергеевича славить!

Все вместе бегут к крыльиу. В это время хореографический ансамбль

заводит хоровод «Орловские наигрыши». В этом им помогают маль-

чишки: они завлекают в хоровод зрителей.

По окончании хоровода его участники выстраиваются перед крыль-

цом справа и слева. И. С. Тургенев выходит из дверей музея и останавли-

вается на крыльце. Участники хоровода встречают великого писателя

поклоном

Тургенев: Здравствуйте, дорогие земляки! Приветствую вас, орлов-

чане, в столь знаменательный для Орловщины день! Очень рад видеть

вас в добром здравии и в хорошем настроении!

На площадку перед музеем выходит фольклорный ансамбль, в ис-

полнении которого звучит величальная песня «Ой Иван ты Ванович»

По окончании песни фольклорный коллектив отдаёт поклон И. С. Турге-

неву и отходит в правую сторону от крыльца музея.

Тургенев: Спасибо! Спасибо! Как приятно видеть родные, такие

милые сердцу лица!

На словах Тургенева со стороны левого крыла музея (ул. Тургене-

ва) на рабочую площадку перед крыльцом музея выходит фольклор-

ный ансамбль. Он исполняет песню «Кусты-листы» По окончании

песни другой фольклорный коллектив исполняет плясовую песню «Шёл

Ванюшка».

Тургенев: Хорошо, когда радуется человек! И вдвойне хорошо, ког-

да радуется русский человек!

Звучит «Камаринская» в исполнении ансамбля гармонистов По окон-

чании произведения, гармонистов на площадке сменяет хореографичес-

кий коллектив, который исполняет хореографическую композицию

«Девичьи забавы». За это время мальчики из эпизода «Бежин луг» (Ко-

стя, Федя, Павел, Ваня, Илья) расположились на крылечке неподалеку

от И С. Тургенева. Они спорят, а затем решили о чём-то спросить ба-

рина, но им страшновато, они все его побаиваются Когда хореогра-

фический коллектив покидает площадку, Федя толкает Костю ближе

к барину.

Федя Косте: Спроси, спроси!

Костя к Илье: Давай ты.

Илья: Почему я?

Федя: Ну, давай спроси.

Илья: Не было такого уговора, чтобы я спрашивал.

Павел: Эх вы, вороны! (к Тургеневу): Барин, вот вы часто по заграни-

цам ездите, а, правда, говорят, что эта самая заграница, меньше нашей

матушки Руси?

Тургенев: Правду, правду говорят ребята. Сколько ни ездил, а нигде

не встречал этаких необозримых просторов, как у нас в России. Далеко

видно кругом. Свежо, весело, любо.

Звучит фольклорная песня «Орёл сизокрылый» в исполнении фольк-

лорных коллективов.

Федя: А я, намедни, от Ильюшки, что с Варнавиц, слышал, что люди

там в этих заграницах, богато живут.

Костя: Да брешет он, твой Ильюшка-то!

Федя: Вот тебе крест.

Илья: И мне тятенька сказывал, что живут там все в хоромах камен-

ных, высоких, высоких! Вот побывать бы там да посмотреть.

Павел: Да и остаться там. Жить - не тужить. Правда ведь, Иван Сер-

геевич?

Тургенев: Нет, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше.

Федя: Чем же это лучше?

Илья: Надоело уже все, поди.

Тургенев: А тем лучше, что здесь ты дома. Здесь все твоему сердцу

близкое, родное... Здесь и люди лучше и дышится легче.

И кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овла-

девает мною, когда я подъезжаю к Орлу? В этом зрелище нет ничего

пленительного - мне весело. Это и есть, дорогие мои, чувство Родины...

И чтобы ни говорили, а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете. Да

и как может эта красота надоесть?

Костя: И то правда. Вот, например, у нас, на Красивой-то на Мечи.

Взойдешь ты на холм, взойдешь — и, господи, боже мой, что это? И река,

и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, дале-

че, а... Вот как далеко видно...Смотришь, смотришь, ах ты, право!

Звучит лирическая песня «Калинушка с малинушкой» в исполне-

нии фольклорного коллектива По окончании песни хореографический

коллектив исполняет танцевальную композицию «Брови».

Костя: А вот говорят еще, что наш человек против иностранца не

выстоит.

Павел: Это как же так не выстоит?

Костя: Ну, если тот войной пойдет.

Павел: Это ты, брат, привираешь. Правду ведь я говорю, Иван Сер-

геевич?

Тургенев: Расскажу я вам, ребята, случай, который вышел со мной.

А вы и решите, выстоит наш русский человек или нет.

Шел я однажды по аллее сада, собака бежала впереди меня. Вдруг

она уменьшила шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел

молодого воробья, он упал из гнезда и сидел, беспомощно растопырив

едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к

нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой

ее мордой. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище — он

жертвовал собой! Каким громадным чудовищем должна была ему пока-

заться собака. И все-таки он не мог усидеть на высокой безопасной вет-

ке... Сила, сильнее его воли, сбросила его. Мой Трезор остановился, по-

пятился... Видно и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенно-

го пса - и удалился, благоговея. (Ребята засмеялись). Да, не смейтесь. Я

благоговел перед той маленькой героической птицей, перед ее любов-

ным порывом... Любовь думал я сильнее смерти. Только ею, только лю-

бовью держится и движется жизнь. А кто, как не русский человек, спо-

собен так беззаветно любить свою родину, свою землю и, не задумыва-

ясь, жизнь за неё отдать. Вот и решайте, выстоит русский человек или не

выстоит!

Павел: Эх ты, ворона! «Не выстоит!» Да если весь наш русский люд

соберется, то мы еще посмотрим, кто не выстоит.

Костя: Да ладно, ладно, чего уж, вот пристал...

Хореографический ансамбль исполняет «Русскую плясовую».

Тургенев: Хорошо пляшут! И откуда столько удали, сноровки, силы

в русском человеке? Он с любым может потягаться.

Вот помню, забрёл я как-то, возвращаясь с охоты, в дорожный ка-

бак. И до сих пор не могу забыть тех людей, с которыми мне там дове-

лось встретиться.

На площадку перед крыльцом выходят герои рассказа И. С. Тургене-

ва «Певцы»:

Моргая, Яшка Турок, Дикий Барин, Обалдуй, Рядчик

На правую сторону площадки мальчишки выносят стол и скамью

Идёт инсценировка отрывка из рассказа «Певцы».

О.: Иди, иди же! Иди, Моргач, иди! экой ты, братец, ползешь, право

слово. Это не хорошо, братец, тут ждут тебя, а ты вот ползешь... Иди.

М.: Ну, иду, иду, иду, любезный. Зачем ты меня зовешь! Кто меня

ждет!

О.: Зачем я тебя зову! Экой ты, Моргач, чудной, братец; ха-ха. Тебя

зовут в кабак, а ты еще спрашиваешь: зачем! А ждут тебя все люди доб-

рые: Турок Яшка, да Дикий Барин, рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчи-

ком об заклад побились: осьмуху пива поставили кто кого одолеет, луч-

ше споет то есть...понимаешь?

М.: Яшка петь будет? И ты не врешь, Абалдуй?

О.: Я не вру, а ты брешешь. Стало быть, будет петь, коли об заклад

побился, божья коровка ты этакая, плут ты этакий, Моргач!

М.: Ну, пойдем, простота.

О.: Ну, поцелуй же меня, по крайней мере, душа ты моя.

М.: Вишь, Езоп изнеженный

О.: Ну что ж! Чего еще ждать? Начинать так начинать. А? Яша?

Р.: Начнем, пожалуй, я готов.

Я.: И я готов.

М.: Ну, начинайте, ребятки, начинайте.

Д.Б.: Начинай!

Р.: Кому начинать?

О.: Тебе, тебе Рядчик. Тебе, братец.

Д.Б.: Жеребий кинуть, да осьмуху на стойку. Ну! (Обращается к

Моргачу) Тебе выбирать.

О.: Ведь я же говорил, что тебе, я ведь говорил.

Д.Б.: Ну, ну, не цыркай! Начинай.

Р.: Ну какую же мне песню петь?

М.: Какую захочется. Какую вздумается, ту и пой.

Р.: Дайте-ка, братцы, откашляться маленько.

Д.Б.: Ну, ну, не прохлаждайся - начинай!

Рядчик начинает петь

Как на улице, улице

Возле новой, новой кузницы,

Аи ли дели, ой лю-ли

Аи ли-ле-ли, ой лю-ли

О.: Лихо, забирай, поганец!

Д.Б.: Забирай, вытягивай, змей, вытягивай еще.

О.: Накалывай еще, собака ты этакая. Пес, погуби ирод твою душу.

Я.: Молодец, молодец! Ага! Хорошо, черт побери, хорошо!

Заканчивает петь.

О.: Ну, братец, потешил! Поздравляю - осьмуха твоя! Хорошо поешь,

брат, хорошо, а теперь за тобой очередь, Яша: смотри, не сробей. Посмот-

рим, кто кого, посмотрим... А хорошо поет рядчик, ей-богу хорошо.

Жена: Очинна хорошо.

Сосед: Хорошо-га!

Д.Б.: Ну, полно, не робей. Ну, че вертишься? Пой, как бог тебе велит.

Яков поет:

Не одна. А-а-ах не одна

Не одна-а-а во по-о-ле дорожка

Не одна доро-о-о-женька

Э-эх не одна доро-о-о-о-оженька

Не одна а-а-ах не одна дорожка

Во-о поле про-о-олегала

Она пролега-а-а-ала

Эх она пролегала

Как по той ли по дороженьке

Как по той по той дорожке

Нельзя ни проехать

Ой, да нельзя ни проехать ни пройти.

Во время песни И С. Тургенев (на словах «Во поле...»)

Тургенев: Я, признаться, редко слыхивал подобный голос: он пел, и

от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широ-

ким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконеч-

ную даль. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и

так и хватала вас за сердце, хватало прямо за его русские струны.

После песни

Д.Б.: Яша!

Р.: Ты...Твоя взяла...Ты выиграл.

О.: А хорошо, ей-богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо!

Звучат русские народные песни в исп Заслуженного артиста Рос-

сии А Алексеева: «Вдоль по Питерской», «Выйду на улицу»

Тургенев: Спасибо вам за песни душевные. Спасибо! Порадовали

старика. Слушаю вас и радость переполняет и теснит грудь! Спасибо за

праздник, за радушную встречу! И вот что я Вам скажу на прощанье:

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может

обойтись без неё. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто дей-

ствительно без неё обходится!..»

Тургенев уходит в музей И С Тургенева

Фольклорный коллектив исполняет песню «Взойди солнце». По окон-

чании песни звучат народные мелодии. Фольклорные хореографические

ансамбли заводят хоровод. Мальчишки помогают вовлечь в хоровод зри-

телей.

Ведущий: Сколько бурь пронеслось над Россией с тургеневских вре-

мён. Но по-прежнему хранит живую память о Великом сыне своём зем-

ля Орловская. Здесь его Родина. Здесь стал он её певцом и обрёл своё

бессмертие. Здесь истоки и корни его могучего таланта.

Звучат народные мелодии. Работают выставки народных промыс-

лов. Мальчишки и участники самодеятельных коллективов водят хоро-

воды и играют в русские народные игры

Оглавление:

От автора 3

Глава 1. ОСНОВЫ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРОВ

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

1. Особенности сценарного творчества 9

2. Разновидности современных праздничных программ 19

Глава 2. СЦЕНАРИЙ КАК ВИД ДРАМАТУРГИИ

1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных

представлений 31

2. Основные характеристики сущности драматургии 37

3. Общие и особенные черты драматургии театрализованных

представлений 67

Глава 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЕВ

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

1. Закономерности творческого процесса 110

2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного

действа 123

3. Создание идейно-художественного замысла сценария...127

4. Отбор документального и художественного материала..157

5. Монтаж сценарного материала 162

Заключение 200

Список использованной литературы 204

Из опыта практической работы

Сценарий вечера-чествования «Горячие сердца», посвящённого

Дню социального работника 209

Сценарий литературного праздника «Ожившие мгновения минув-

шей красоты» 216


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.074 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал