яРСДНОЕДХЪ

цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ

йюрецнпхх:

юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ






кАНОНИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫ свт. Тимофея






вОПРОС 11.

Если кто звать будет священнослужителя на сочетание брака, и сей услышит, что брак сей есть незаконный, или кровосмешение, например, что имеющая сочетаться есть сестра умершей жены? то должен ли священнослужитель послушать таковых, или творить за них приношение?                  

оТВЕТ.

Решительно скажите: если священнослужитель услышит о незаконности брака, и если брак подлинно есть незаконный, то не должен священнослужитель приобщаться чужим грехам.

   Из изложенного видно, что Канонический ответ свт. Тимофея воспроизводит воспрещение брака с сестрой умершей жены, аналогичное воспрещению 87 правила свт. Василия Великого.

23 правило свт. Василия Великого, кроме воспрещения брака с женой брата, ссылается на 87 правило. 78 правило свт. Василия Великого отсылая в части церковного наказания к 77 правилу, воспроизводит запрещение брака на сестрах, изложенное в 87 правиле.

   Таким образом, при определении видов браков, воспрещенных каноническими правилами, следует руководствоваться правилом 54 VI Вселенского Собора, правилом 2 Неокесарийского Собора, правилом 23 свт. Василия Великого, в части запрещения брака с женой брата, и правилом 87 свт. Василия Великого. При этом, поскольку правило 54 за основу берет правила Василия Великого, при толковании правила 54 следует исходить из правил свт. Василия Великого.

   Какие же браки ими воспрещены?

1. Прежде всего, к таким бракам следует отнести брак сына с матерью (Лев. 18, 7), так как сын от такого брака был бы своему родному отцу еще и родным братом. То же самое – в отношении мачехи (Лев. 18, 8).

2. Запрещен брак родных сестры и брата (Лев. 18; 9, 11), поскольку их дети были бы между собой одновременно родными и двоюродными братьями и сестрами.

3. Запрещен брак с сестрою жены (Лев. 18, 18). Сестра жены переходит в родство мужа и, следовательно, на нее распространяются ограничения, предусмотренные для брака с собственной сестрой. Родные братья по отцу были бы по матери еще и двоюродными братьями.

4. Воспрещается канонами также и брак с матерью жены (Втор. 27, 23). Дочь от брака с матерью жены была бы по матери родной сестрой жене и, следовательно, сестрой ее мужа, т.е. своего родного отца.

Не дозволяется канонами брак жены со сродниками мужа.

5. Поскольку жена и муж есть «едина плоть», жена (но не ее сестра) становится канонической сестрой брата мужа (Лев. 18, 16) и к ним применяется соответствующее ограничение на брак – дети- родные братья по матери были бы друг другу по отцу еще и двоюродными.

6. Незаконность брака жены с отцом мужа (Лев. 18, 15) подтверждает также запрещение (7) брачных отношений между отцом и дочерью (Лев. 18, 7) – сын дочери был бы ей родным по отцу братом, о котором прямо в канонах не говорится, но которое очевидно из анализа их содержания. В первом же случае родной сын от второго брака был бы родным братом мужу в первом браке и, следовательно, своей матери.

Помимо браков между родными, в том числе каноническими, родителями и детьми, а также братьями или сестрами, правила устанавливают также еще ряд воспрещений на брак.

8. Запрещается брак отца и сына одного рода с матерью другого рода и ее дочерью. Поскольку в результате брака матери одного рода с отцом другого рода («одна плоть») дочь ее стала бы канонически дочерью отца и, следовательно, сестрой его сына. Брак между ними запрещен, как брак между братом и сестрой.

9. Неканоническим почитается брак отца и сына одного рода на девах сестрах другого рода, ибо, в силу правила о переходе их в родство мужа, не могут обе быть сестрами отца и сына одновременно. Сестра жены отца суть сестра отца, но не его брата, и дети ее от брака с сыном были бы своему родному отцу также двоюродными братьями или сестрами. Таким образом, из данного правила следует  также запрещение брака с сестрой отца или матери, т.е. с теткою или дядей. Дети от такого брака были бы их отцу одновременно двоюродными братьями или сестрами.

В отношении родства брата мужа и сестры жены следует отметить, что сестра жены переходит в родство мужа (запрещение брака с сестрой жены), но не его брата, жена же в родство брата мужа переходит (запрещение брака со сродниками мужа). Таким образом, брат мужа и сестра жены не являются согласно канонам братом и сестрой. Брак между ними воспрещен в порядке, установленном для брака между двумя братьями и двумя сестрами. Из этого следует, что сын брата мужа не является племянником сестры жены, что подтверждается браком Императора Николая II Александровича с Императрицей Александрой Федоровной, сестра которой Великая Княгиня Елизавета Федоровна была женой Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора Александра III Александровича, т.е. дяди Императора Николая II Александровича.

10. Запрещен брак братьев одного рода с матерью другого рода и ее дочерью. Мать, выйдя замуж за одного брата, стала бы другому сестрой. Или, иначе говоря, мать и дочь сделались бы сестрами, а родные дети от брака дочери с другим братом стали бы для своей матери не только родными детьми, но и двоюродными братьями или сестрами.

11. Не допускается также брак братьев одного рода с сестрами другого рода, так как дети от таких браков были бы двоюродными братьями или сестрами одновременно и по матери и по отцу, т.е. канонически и родными (две общие бабушки и два общих деда), и двоюродными. Видимо, брак именно таких «двоюродно-родных» братьев и сестер следует считать неканоническим.

Таким образом, изложенные правила запрещают, с учетом перехода сестры жены в родство мужа, браки, в результате которых возникает или может возникнуть одновременно второе между детьми или между ребенком и  хотя бы одним родителем близкое родство в степени родного и/или двоюродного брата/сестры.

Дети же от брака двоюродных брата и сестры не являются по отношению к обоим родителям ни родными, ни двоюродными братьями или сестрами, а по отношению друг к другу, будучи родными, не являются двоюродными братьями или сестрами. «Троюродное» же родство (5 степень родства) для детей от браков между родственниками канонами не запрещено – «каким именем родства назовут рожденных от таких двух супружеств? Братьями ли родными, или двою­ родными, ибо, по причине смешения, им приличе­ ствовать будет и то, и другое наименование». Надобно учитывать также, что супруги, поскольку они «есть одна плоть» кровными родственниками канонически не являются, не может человек быть самому себе родственником.

Уяснение единого начала канонического воспрещения браков по родству показывает, что оно не имеет отношения к браку двоюродных братьев и сестер. Примечательно, что Правила главы 18 Третьей книги Моисеевой, Левит, изначально устанавливающие воспрещенные к  супружеству степени родства также не содержат ограничений на брак с «дочерью сестры отца». Такое положение, по нашему мнению, с достаточной убедительностью свидетельствует об ошибочности перевода с греческого языка оригинала 54 правила VI Вселенского Собора.

Именно о такой причине отсутствующего в действительности «запрещения» брака между двоюродными братом и сестрой говорит также статья Алфавитного указателя канонов, изданных с наше время,   «РОДСТВО ПЛОТСКОЕ». Вот ее полный текст:

«Не должно вступать в брак с дочерью брата своего, отцу и сыну – с матерью и дщерью, отцу и сыну – с двумя девицами сестрами, матери и дочери с двумя братьями, двум братьям с двумя сестрами, жене с двумя братьями, мужу с двумя сестрами»: Шест. 54. Нек. 2. Васил. 23, 78, 87. Тимоф. 11. Иначе их совокупление расторгается, и они подлежат епитимии. Шест. 54. Васил. 78.»

Примечательно, что здесь отсутствует указание на запрещение брака между двоюродными братом и сестрой. В то же время имеется запрещение вступать в брак с дочерью брата (12), т.е. с дядей («наготы брата отца твоего не открывай» – Лев. 18, 14). Таковое, как нам представляется, распространяется и на брак с дочерью сестры, т.е. также с дядей (13). Запрещены также браки с теткою (14)   («наготы сестры отца твоего не открывай» – Лев. 18, 12). Хотя подобные запрещения в тексте правил непосредственно отсутствуют, на них полностью распространяется сформулированный выше принцип канонического воспрещения браков  - дети от таких браков будут двоюродными братьями или сестрами по отношению к одному из родителей.

Издревле запрещены брак с родными внуками и внучками (15) («Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай их» – Лев. 18, 10; «наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие» - Лев. 18, 17). Сын от такого брака был бы  по одному из родителей родным дядей другого. Таким образом, и эта степень родства запрещена к браку. О браке же с правнуками и правнучками, который в силу разницы в возрасте вряд ли возможен, в  Св. Писании и в канонах, естественно, не говориться.

Представляется, что указанный в названной статье канонов запрет является, как раз, следствием правильного перевода канонического текста, в частности, слова «эксадельфи», как «племянница».

Более того, необходимо обратить внимание на то, что «посредством жены сестра ее переходит в родство мужа». В отношении брата жены такогоправила каноны не содержат. Из этого также следует, что, брак Кирилла Владимировича и Виктории Федоровны не противоречит каноническим правилам Русской Православной Церкви, в связи с чем, судя по всему, и не был признан никаким духовным судом   недействительным. Отцом Государя Императора Кирилла I Владимировича был Великий Князь Владимир Александрович, супруг Великой Княгини Марии Павловны, герцогини  Мекленбург-Шверинской,   а матерью Государыни Императрицы Виктории Федоровны была сестра Великого Князя Владимира Александровича Великая Княгиня Мария Александровна, супруга герцога Эдинбургского и Саксен-Кобург-Готского,

Еще одним подтверждением этому является признание данного брака Государем Императором Николаем II Александровичем. Святой Царь-Мученик, лично относившийся к этому браку сначала, как известно, неоднозначно, будучи Главой Императорской Фамилии, безусловно, удостоверился в соответствии брака своих двоюродных брата и сестры церковным правилам. В компетенции же по данному вопросу Государя, ученика обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и протопресвитера И.Л. Янышева, в отличие от полноты познаний современных политически ангажированных «лжеумствователей», сомневаться не приходится. Добавим – и грешно. Показательно и то, что Государь Император Николай II стал крестным отцом второй дочери Кирилла Владимировича и Виктории Федоровны – Киры Кирилловны.

Характерно, что Великая Княгиня Екатерина Павловна, дочь Императора Павла I, также была замужем за своим двоюродным братом Георгом Ольденбургским, сыном родной сестры матери Екатерины Павловны. Великий Князь Николай Николаевич-младший вступил в брак с родной сестрой жены своего брата. Однако ни в первом, ни во втором случае вопрос о правомерности брака, раз уж таинство венчания состоялось, о законности потомков от этих браков (у Великого Князя Николая Николаевича не было детей) и правах вступивших в эти браки лиц на наследование Престола не поднимался. Заметим, что родной брат Императора Николая II, Великий Князь Георгий Александрович был помолвлен со своей двоюродной сестрой греческой Королевной (Принцессой) Марией Георгиевной. Их брак не состоялся только вследствие трагической гибели жениха (в 1899 г. двадцати восьми лет от роду Георгий Александрович разбился во время поездки на мотоцикле).

В заключение, хотелось бы обратить внимание на ряд следующих моментов.

Брак до принятия решения надлежащим духовным судом о признании его недействительным, как уже имевшее место церковное таинство, согласно ст. 38, ст. 73 Свода Законов гражданских, является действительным, и вступившие в такой брак от супружества не разлучаются. Является действительным, даже если он совершен в нарушение церковных установлений.

Во-вторых, вступление в брак с двоюродной сестрой (ст. 1559 Уложения о наказаниях) не влечет лишения особенных, личных или по состоянию присвоенных прав и преимуществ. Это отличает его, например, от вступления в брак с родственниками в 1-2 степенях родства (ст. 1593, ст. 1594). Таким образом, браки между родственниками 1 или 2 степени родства и браки между двоюродными братом и сестрой не одно и то же. Даже фактическое, без совершения таинства, вступление в брачные отношения с двоюродной сестрой (ст. 1594) наказывается содержанием от четырех до восьми месяцев в монастыре и церковным покаянием, каковое среди наказаний не только уголовных, но и исправительных Уложение о наказаниях  не предусматривает, т.е. является видом церковного наказания, епитимии.

В третьих, дети даже от брака, признанного недействительным, являются согласно ст. 131 Свода законов гражданских детьми законными. Права даже внебрачных детей, узаконенных по их рождении в результате брака родителей, определяются на том же основании, как и права детей, рожденных в браке (ст. 1441). Свод Основных Государственных Законов не делает из этих правил исключения, т.е. не предусматривает лишения детей от браков, совершенных в противоречие с церковными правилами, в отличие от детей от неравнородных браков, каких-либо присвоенных по состоянию прав, в том числе, права на наследие Престола.

В четверых, в той же степени родства, что и двоюродные брат и сестра, находятся также двоюродный дед и двоюродная внучка Однако относительно их брака, а он весьма вероятен, т.к. разница в возрасте между такими родственниками вполне может составить всего 16-20 лет, например, младший сын Петра I Петр Петрович (1719 г.рожд.) был на пять лет младше своей племянницы, дочери Царевича Алексея Петровича Натальи (1714 г.рожд), ни в канонах, ни в светских законах запрещения нет.

 

О 18 ПРАВИЛЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Не ограничиваясь в подтверждение своих домыслов ссылками на Основные Законы Российской Империи и 54 Правило Шестого вселенского Собора, и, невольно, демонстрируя не только отсутствие истинного монархического сознания, но и вообще сколько-нибудь здравого смысла, «господа-товарищи» объявляют «ничтожными» брак Государя Императора Кирилла I Владимировича и Государыни Императрицы Виктории Федоровны, а также брак Государя Великого Князя Владимира Кирилловича и Государыни Великой Княгини Леониды Георгиевны, еще и на том основании, что оба Государя вступили в брак с «бракоразведенными» лицами. Подобное положение, по их мнению, означает, что у обоих Государей отсутствовали, а у здравствующей Государыни Великой Княгини Марии Владимировны не возникли и не могли возникнуть права  Российских  Самодержцев

Утверждения этих «исследователей» основываются на присущем всякой изощренной лжи присовокуплении к положениям истинным и бесспорным разного рода злонамеренных домыслов. Здесь следует, прежде всего, сразу оговориться, что Великая Княгиня Леонида Георгиевна ко времени вступления в брак с Великим Князем Владимиром Кирилловичем была не " бракоразведенной", а вдовой господина Кёрби, так как к моменту его смерти оформление расторжения брака не было завершено. Согласно же 41 правилу свт. Василия Великого " во вдовстве имеющая власть в самой себе может сочетаться неповинно". Так что в отношении этого брака господа (или товарищи?) " соборники" просто-напросто, мягко говоря, вводят своих читателей в заблуждение.

Что же касается пригодности престолонаследника для совершения над ним церковного чина священного коронования и таинства миропомазания, то она, конечно же, является несомненным условием восприятия прав Российских Самодержцев. Это, действительно, вытекает из статей 57, 58, 62, 63 и 64 Основных Государственных Законов, которые гласят:


оНДЕКХРЭЯЪ Я ДПСГЭЪЛХ:

mylektsii.su - лНХ кЕЙЖХХ - 2015-2024 ЦНД. (0.009 ЯЕЙ.)бЯЕ ЛЮРЕПХЮКШ ОПЕДЯРЮБКЕММШЕ МЮ ЯЮИРЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН Я ЖЕКЭЧ НГМЮЙНЛКЕМХЪ ВХРЮРЕКЪЛХ Х МЕ ОПЕЯКЕДСЧР ЙНЛЛЕПВЕЯЙХУ ЖЕКЕИ ХКХ МЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ оНФЮКНБЮРЭЯЪ МЮ ЛЮРЕПХЮК