Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи.
1. Редактирование предложений. – Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочёты вы обнаружили? Как это исправить? В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы. (В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.) – Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и чётко выразили мысль? Обоснуйте ответ. 2. Запись предложений, составление схем. В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы. – Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми.) – Составьте схемы этих предложений. – Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно; во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое.) – Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении; к подлежащим – во втором. Что можете сказать? (Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.) 3. Вывод. – У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления. 4. Знакомство с правилом (учебник, с. 39). 5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения. – Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упражнения 84 и попытаемся ответить на этот вопрос. 6. Знакомство с выводом (учебник, с. 40). VI. Распознавание предложений с однородными членами в тексте (упражнение 86). 1. Работа над содержанием. Озаглавливание текста. – Прочитайте текст. – Какова его основная мысль? (Нельзя трогать птичьи гнёзда.) – Как текст озаглавлен в учебнике? Отражает ли этот заголовок основную мысль? Почему? – Подберите свои заголовки, чтобы в них отразилась основная мысль текста. (Возможные варианты: Нетронутое гнёздышко. Нельзя трогать птичьи гнёзда!) 2. Выявление предложений с однородными членами. Учащиеся читают текст по предложениям, находят однородные члены, задают к ним вопросы, определяют, каким членом предложения они являются. 3. Наблюдение за предложением с прямой речью. – Прочитайте ещё раз предложение третьего абзаца. (Птичка кружилась, пищала и жалостно просила: «Не тронь! Не тронь!») – Прочитайте только те слова, которые произносит птичка. – Теперь прочитайте ту часть, которая помогла узнать, что эти слова принадлежат птичке. Чьи это слова – птички или автора? – Такие предложения, которые дословно передают чью-то речь, называются предложениями с прямой речью. Посмотрите, какие знаки препинания в нем использованы. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы. 4. Выполнение задания учащимися в тетрадях. 5. Составление схемы третьего предложения. Они осторожно раздвинули ветки и траву.
VII. Домашнее задание: упражнение 85, с. 45.
|