![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи. – Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.
– Сегодня на уроке мы учимся подбирать заголовки к тексту, составлять план. – Почему рассказу нужен заголовок? – Что это значит – озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке. IV. Работа с текстом. Формирование понятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57). – Можете ли вы сразу дать заголовок тексту? – Почему? Что для этого необходимо? – Прочитайте текст. Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.) – Какова его основная мысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.) – Должен ли заголовок быть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ. – Что, на ваш взгляд, удобнее – длинный или краткий заголовок? Почему? – Прочитайте правило о заголовке текста на с. 57. – Встречали ли вы в роли заголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры. – Такое встречается довольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудро выражают мысли народа. Заголовок может быть не только повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением. – Вернёмся к тексту. Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко. (Варианты: Как мальчики помогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому – по заслугам. И т. д.) – Прочитайте пословицы, записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этому тексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц. По заслугам и честь. По заслугам и молодца жалуют. По заслуге и плата. (По работе и плата.) Кто любит труд, того люди чтут. Каковы дела, такова и слава. Каков работник, такова ему и плата. V. Вывод: чтобы озаглавить текст необходимо: 1. Внимательно прочитать его, определить тему. 2. Определить основную мысль. 3. Выбрать тему или основную мысль в качестве заголовка. 4. Подумать, как озаглавить кратко. VI. Составление плана к тексту упражнения 106. – Вы уже умеете составлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитать каждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.) – Сколько частей в этом тексте? – Прочитайте первую часть текста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителю пришли помощники.) – Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: один хорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана? – Прочитайте третью часть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.) ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН 1. К учителю пришли помощники. 2. Мальчики трудились по-разному. 3. По работе и плата. VII. Запись в тетрадь краткого содержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью.)
|