Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня продолжаем учиться составлять план текста. Только задача будет более сложная: вам самим придется делить текст на части, определять их количество. Вы узнаете, для чего в тексте выделяются абзацы. III. Работа с памяткой по составлению плана (с. 58). – Зачем нужно составлять план текста? – Когда вы используете план? (При написании изложений, сочинений, при устном пересказе.) – Прочитайте памятку на с. 58. – К какому тексту легче составить план – разделённому на части или нет? Объясните. – Как в тексте выделяются смысловые части? (При помощи красной строки.) – Что это означает? (Отступ вправо от начала строки.) – По-другому такой отступ вправо от начала строки называется абзац. Автор как бы обращает внимание читателя на сообщение, которое будет новым по сравнению с предыдущим. IV. Работа с текстом «Торопливый ножик» (упр. 108, с. 60.) 1. Чтение текста учащимися. 2. Беседа по содержанию. – В чём видел причину своей неудачи мальчик Митя в начале рассказа? (Плохой ножик.) – Что сказал на это отец? Что он имел в виду? – Как работал мальчик во второй раз? – Успешной ли была работа? Прочитайте, как об этом сказано в тексте. 3. Выделение в тексте смысловых частей. – Вспомните, какие части повествовательного текста вы знаете? (Начало, основная часть, концовка.) – Не всегда каждая часть будет состоять из одного абзаца. Их может быть несколько. Попробуйте найти в тексте первую часть (начало). (Это предложения 1–3.) – Что главное в этой части? (Работа не удалась. Палочка получилась кривая.) – Выделите в тексте следующую часть. (Предложения 4–7.) – Какова основная мысль этой части? (Ножик не виноват в плохой работе мальчика.) – Прочитайте следующий абзац. Какие предложения войдут в него? (Восьмое предложение.) Назовите основную мысль этой части. (Отец учил мальчика работе с ножиком.) – Выделите следующий абзац. (Девятое предложение.) Его основная мысль? (Митя понял, как нужно работать.) – Выделите предложения, которые войдут в следующий абзац. (Предложения 10–11.) Какая основная мысль этого абзаца? (Ножик сопротивлялся, но Митя с ним справился.) – Назовите концовку текста, последний абзац. (Последнее предложение.) Какая его основная мысль? (Ножик работает хорошо.) V. Составление плана текста. – Прочитайте Памятку на с. 58. – Что нужно сделать, чтобы составить план текста? – Как вы считаете, мы эту работу выполнили? – Можем приступить к составлению плана? – Сколько пунктов будет в плане? (Шесть.) Почему? (В тексте получилось шесть частей, законченных по смыслу.) – Вспомните основную мысль каждой части и придумайте заголовки. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН 1. Работа не удалась. 2. Ножик не виноват. 3. Отец учит Митю работать. 4. Митя работает не спеша. 5. Ножик сопротивляется. 6. Научился!
|