Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 1 страницаСтр 1 из 39Следующая ⇒
дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите. Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
ИХ БЕК Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма НОВАЯ ВСЕМИРНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Перевод с немецкого А. Григорьева и В. Седельника
ПРОГРЕСС-ТРАДИЦИЯ УДК 316 ББК 65.03 Б 42 СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ: В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский НАУЧНЫЙ СОВЕТ: В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов Издано при финансовой поддержке фонда ИНСТИТУТ им. ГЁТЕ —ИНТЕРНАТИОНЕС, Бонн Die Herausgabe dieses Werkes wurde aus Mitteln von GOETHE-INSTITUT INTER NATIONES, Bonn, gefö rdert Бек У. Б 42 Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / Пер. с нем. А. Б. Григорьева, В. Д. Седельника; послесловие В. Г. Федотовой, Н. Н. Федотовой. — М.: Прогресс-Традиция; Издательский дом «Территория будущего» (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»), 2007. — 464 с. Ульрих Бек (р. 1944) — ведущий немецкий социолог, профессор Мюнхенского университета, известный русскому читателю по книгам «Общество риска» и «Что такое глобализация?». Его новая работа, «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма», посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного мира — проблеме глобализации, ее сущности и последствий. По мнению автора, в исследовании феномена глобализации на смену политическому реализму, ориентирующемуся только на национальную точку зрения, приходит космополитический реализм, который подчеркивает решающую роль мировых экономических сил и акторов в сотрудничестве и противостоянии государств. ББК 65.03 isbn 5 – 89826 – 286 – 5 isbn 5 – 91129 – 033 – 2 © Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main 2002 © А. Б. Григорьев, перевод, 2007 © В. Д. Седельник, перевод, 2007 © В. Г. Федотова, послесловие, 2007 © Н. Н. Федотова, послесловие, 2007 © Прогресс-Традиция, 2007 © Территория будущего, 2007 Оглавление Повод для написания этой книги: подъем правого популизма в Европе. Перевод В. Седельника · · · · · · · · · · · · · · · · · · 7 Предисловие. Перевод В. Седельника · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 12 Глава I. Введение. Новая критическая теория с космополитической целью 1 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 17 Глава и. Критика национального взгляда · · · · · · · · · · · · · · · · · 64 Глава ш. Меняющая правила мировая внутренняя политика: к разграничению экономии, политики и общества · · · · · · · · · · 88 Глава IV. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Стратегии капитала · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 169 Глава V. Государственные стратегии между ренационализацией и транснационализацией · · · · · · · · · · · · 231 Глава VI. Стратегии движений гражданского общества 315 Глава VII. Кто выигрывает? О трансформации понятия и форм государства и политики во Втором модерне 329 Глава viii. Маленькая надгробная речь у колыбели космополитической эпохи · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 368 Литература · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 405 В. Федотова, Н. Федотова. Вторая Великая трансформация: политические и экономические основания нашего времени · · 433 Главы i–iii — перевод В. Д. Седельника, iv–viii — перевод А. Б. Григорьева.
Повод для написания этой книги: подъем правого популизма в Европе Распространение правого популизма в Европе (и других частях света) есть реакция на отсутствие какой бы то ни было перспективы перед миром, границы и основания которого пришли в движение. Неспособность господствующих властных институтов и элит воспринимать и продуктивно упорядочивать эту новую реальность связана с характером данных институтов, с историей их возникновения. Они появились на свет в мире, в котором ведущую роль играли полная занятость, доминирование в национальной экономике национально-государственной политики, функционирующие границы, строгая территориальная независимость и идентичность. Это можно продемонстрировать почти на любой из ключевых тем, волнующих людей. Кто при наличии массовой безработицы и стремительно распространяющейся сомнительной занятости провозглашает идеалы полной занятости, тот издевается над людьми. Кто в странах, где средняя численность детей сократилась до угрожающих 1, 3 %, утверждает, что доходам ничто не угрожает, тот издевается над людьми. Кто во время драматического снижения поступлений от промыслового налога превозносит глобализацию, которая позволяет транснациональным концернам сталкивать лбами страны и не платить налогов, тот издевается над людьми. Кто на фоне конфликтов, в которых оказываются этнически разнородные сообщества, проповедует идеалы мультикультурной любви к чужим, тот издевается над людьми. Кто в век текущих или грозящих экологических катастроф и отравления продуктами питания заявляет, что техника и индустрия способны решать ими же порождаемые проблемы, тот издевается над людьми. Мы, европейцы, делаем вид, будто все еще существуют Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия и т. д. Но их давно уже нет, так как закрытые национально-государственные держатели власти и отделенные друг от друга границами государства стали ирреальными самое позднее с введением евро. В нынешней Европе нет больше Германии, Франции, Италии и т. д. в том виде, в каком они остались в головах людей и в иллюстрированных сочинениях историков, так как нет больше границ, компе- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА тентности и обособленного опытного пространства, т. е. всего того, на чем зиждился национально-государственный мир. Но если все это уже стало прошлым, если мы мыслим, действует и исследуем категориями зомби, то что тогда должно возникнуть или уже возникло? Вот вопрос, который поднимает и на который пытается дать ответ эта книга. Возникла еще не осмысленная политика границ, переплетение отсутствующих рубежей, старых и новых границ и динамик, которые давно уже следует воспринимать не в национальных понятиях, а в рамках транснациональной мировой внутренней политики. Именно сохранение верности старым нормам безопасности — борьба с преступностью, выдворение иностранцев и тех, кто просит убежища, — вынуждает к отказу от национального монополизма силовых ведомств, полиции и пограничной службы, т. е. от священных прав суверенитета, ради того, чтобы снова обрести национальную безопасность и суверенитет. Во взаимоотношениях между возникшими вследствие модернизации проблемами, изменяющими основы мироустройства, и затишьем в политике, двигающейся по замкнутому кругу, появилось табу, инсценированное средствами массовой информации, нарушение которого способствует непредвиденному росту правого популизма и одобрительного отношения к нему. Уже недостаточно карикатурно представлять популизм в виде балаганного силомера для установившегося политического консенсуса, надеясь при этом на его уязвимость. Чтобы понять политические потрясения, которые вызывает и использует правый популизм, следует открыть источники его силы. Они заключаются в том, что мотивы и темы заложенного в европейском модерне контр-просвещения — борьба с распадом и декадансом, возрождение старых ценностей и общностей — применяются к актуальному табу радикальной модернизации. Сбивающим с толку моментом здесь выступает принцип «не только…, но и», который по-новому перемешивает политические фронты. Так называемый правый популизм представляется теперь как «нетолькоправый, ноилевыйпопулизм». Его сила и внушающий беспокойство потенциал состоит в том, что такого рода политика соединяет, поглощает, комбинирует, синтезирует несовместимые вещи: правые цели, левые методы и инсценируемые средствами массовой информации просветительские нарушения табу, чтобы дать волю ядовитому потенциалу направленной против модерна озлобленности. Это находит отражение и в реакции общества. Демагогию популистов разоблачают, видя в ней опасность для демократии, но по крайней мере тайно приветствуют как взбадривающую шоковую терапию, в которой эта демократия нуждается. Поэтому сила популистов столь же велика, как и неумение правящих по- ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ этой книги… литиков дать ответы на вопросы, которые ставит перед ними радикально изменившийся мир. Как под лупой (и как в этой книге), это легко продемонстрировать на последствиях глобализации. Одни в публичных дебатах отметают «глобализацию» как не имеющее никакого смысла слово; другие, наоборот, возносят ее до уровня новой судьбы, которой должно подчиниться человечество. Незаметно для этой перепалки общественные науки перевели дискуссию в деловое русло. К настоящему времени разработано два подхода. Первый осмысливает и исследует глобализацию в духе растущей interconnectedness 1 [Held и др., 1999; Beisheim и др., 1999], т. е. в духе все увеличивающихся переплетений, взаимозависимостей, международных потоков, идентичностей и социальных связей. Второй подход делает упор на «упразднение пространства временем» [Harvey, 1990; Giddens, 1997] благодаря новым средствам коммуникации. Люди все больше хозяйствуют на интернациональной основе, работают, любят, выходят замуж и женятся, живут, путешествуют, потребляют, питаются, воспитывают в интернациональном духе детей, существуют в обобщенном, ничейном пространстве телевидения и Интернета; политические идентичности и пристрастия тоже больше не повинуются заповеди национальной моногамии лояльности. Глобализация уже мыслится здесь не как при первом подходе — растущей взаимозависимостью между продолжающими свое существование национально-государственными общественными пространствами, а как внутренняя глобализация самих этих пространств. Подхватывая эти тезисы и одновременно делая существенный шаг вперед, данная книга поднимает и развивает идею глобализации как историческую трансформацию. Таким образом, игравшее до настоящего времени ведущую роль во взгляде на мир различение между национальным и интернациональным растворяется в пока еще нечетко очерченном силовом пространстве всемирной внутренней политики. Во всяком случае, в рамках этого различения сложилось мировоззрение Первого модерна, ключевые понятия (и теории) общества, идентичности, государства, суверенитета, легитимности, силы и господства, поэтому в данной книге ставится вопрос: каким образом можно прийти к пониманию этого мира с его всемирной динамикой — мира, в котором последствия и проблемы радикальной модернизации уничтожают опоры и логику действия национально-государственных образований, исторически возникшие центральные различения и базисные институции? Ответ, который дается и трактуется в отдельных главах книги, звучит взаимосвязанности (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА так: новая всемирная внутренняя политика, действующая здесь и сейчас за рамками различения между национальным и интернациональным, стала совершенно открытой в своих истоках силовой метаигрой, в которой границы, основополагающие правила и центральные различения заново согласуются не только на национальном и интернациональном уровне, но и на уровне мировой экономики и государства, транснационально действующих гражданских общественных движений, наднациональных организаций, национальных правительств и обществ. Если национальное перестает быть национальным, а интернациональное интернациональным, то оказывается ложным и политический реализм, ориентирующийся только на национальную точку зрения. На его место приходит — в этом аргумент данной книги — космополитический реализм, логику силы которого предстоит раскрыть в научных понятиях. Этот реализм в той же мере выделяет решающую роль мировых экономических сил и акторов в сотрудничестве и противостоянии государств, в какой стратегии транснациональных общественных гражданских движений, включая нецивилизованные (а точнее — террористические) международные организации, используют в своих политических целях приватизированную силу против государств. Космополитический реализм (иначе говоря: макиавеллизм) дает ответ прежде всего на два вопроса. Во-первых, как, с помощью каких стратегий мировые экономические акторы навязывают государствам свой образ действия? Во-вторых, как государства в свою очередь могут отвоевать у мировых экономических акторов государственно-политическую метавласть, чтобы заставить всемирно-политический капитал принять космополитический режим, включающий политическую свободу, глобальную справедливость, социальную безопасность и экологическую устойчивость? Эта новая всемирно-политическая экономия обретает актуальность и научную значимость вследствие того, что, с одной стороны, она в качестве теории власти развертывается над стратегическим пространством транснациональной экономики, а с другой стороны, одновременно подхватывает возникающий отсюда контрвопрос: каким образом можно подготовить основанную на идее государственности политику (в ее основополагающих понятиях, стратегическом силовом пространстве, интитуциональных типовых условиях) к ответу на вызовы не только мировой экономики, но и глобальных проблем, возникающих вследствие модернизации? В пользу продвижения и, может быть, даже доминирования культуры глобальности говорит многое, наряду с прочим и то, что в напоре глобализированной модернизации мировые проблемы давно стали повседневностью. Изменение климата, разрушение окружающей среды, ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ этой книги… риски, связанные с продуктами потребления, глобальные финансовые риски, миграция, опережающие следствия новшеств в сфере генетики человека, нанотехнологии и т. п. самым непосредственным образом ставят под сомнение основы совместного проживания людей на Земле. Кроме того, национальное государство давно уже перестало создавать общий порядок взаимоотношений, который содержал бы в себе все другие принципы поведения и был способен давать ответы на политические вызовы. Террористические акты 11 сентября 2001 г. показывают, что власть не может чувствовать себя в безопасности. В радикально расколотом мире безопасность наступит только в том случае, если будет приемлемыми способами разбужена и станет повседневностью готовность и способность видеть мир спущенного с цепи модерна глазами других, т. е. инаковость. В этом смысле создание космополитического common sense 2, духа признания инаковости других, который пронизывал бы этнические, национальные и религиозные традиции и постоянно обновлялся во взаимном обмене, после 11 сентября уже не сомнительная, наивная словесная игра, а скорее вопрос выживания — в том числе и прежде всего — для супердержав. Поэтому данную книгу можно считать ответом на вопрос: каким образом морально, интеллектуально и политически приготовиться к встрече этих правопопулистских перемен? Когда мировое внутриполитическое пространство власти будет концептуально и политически освоено вне старых категорий национального и интернационального, то откроются (наряду с объяснением правопопулистской реакции) перспективы космополитического обновления политики и государства. Формы глобализации требуют смены точки зрения с национальной на космополитическую, реализм, значение — и опасности! — которой пытается осмыслить и понять эта книга. Чтобы убедиться в этом, читателю следовало бы начать чтение книги с последней главы, «Маленькая надгробная речь у колыбели космополитической эпохи», а затем, прежде, чем обратиться к Введению, просмотреть предпоследнюю главу («Кто виноват? О трансформации понятия и форм государства и политики во Втором модерне»). Мюнхен, июнь 2002. здравого смысла (англ.). ПРЕДИСЛОВИЕ Те, кого мы выбирали, не имеют власти. А тех, у кого в руках власть, мы не выбирали. (плакат в руках демонстранта) Каковы основы легитимного господства в эпоху глобализации? Тревога, заключенная в этом вопросе, который невысказанным присутствует за контроверзами нашего времени, торопит написание данной книги. Мы полагаем, что знаем, и тем не менее знаем, что не знаем, о чем говорим, когда употребляем слова «политика» и «государство». Как известно, политика творится в парламенте, правительстве, в политических партиях, в предвыборной борьбе. Но не эти ли готовые ответы на все вопросы о причинах легитимного господства мешают нам понять смысл битв за власть, которые сотрясают мир? Мы еще убаюкиваем себя верой в то, что знаем, к каким инстанциям нужно обращаться, чтобы, наконец, подступиться к проблемам общего благосостояния. Но потом читаем на газетной странице, посвященной вопросам экономики, что потоки капитала текут туда-то и туда-то по правилам мирового рынка, которые не подчиняются требованиям налоговых органов национальных государств. Экспорт рабочих мест, гибкая локализация производства, информационные потоки, глобальные миры символов, супернациональные организации — Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский союз — вторгаются в нашу жизнь. Надо отдавать себе отчет в том, что глобальные экологические кризисы или интернациональная политическая экономия — ключевые проблемы, о которых спорят эксперты, — определяют ход политики. Специалисты в области правого популизма убеждают, что уже не только государства создают интернациональные законы и осуществляют интернациональное право. Локальные группы активистов действуют в глобальном масштабе: глобальные концерны высказываются по локальным проблемам, но в то же время уклоняются от своей обязанности платить промысловые налоги; под предлогом соблюдения прав человека угрожают военным вторжением в чужие государства и осуществляют эти вторжения. Или вот еще один свежий пример: универсализация подозрений ПРЕДИСЛОВИЕ в причастности к терроризму подталкивает даже демократические военные власти и государства выдавать себе лицензии на всеобщую «охоту на террористов». Не исключено, что мы соскальзываем в век «вечного мира», который нельзя будет отделить от «вечной войны», и что установится такой «мир», который будет хуже войны. Но что же тогда в условиях размывающихся и перемешивающихся границ и различений означает легитимное господство? В настоящее время происходит — такова основная мысль этой книги — творческое разрушение легитимного миропорядка, при котором доминируют национальные государства. Это в высшей степени амбивалентное развитие, скрывающее в себе (наряду с многими другими сценариями) возможность космополитического взгляда или дальнейшее развитие политики к космополитическому государству. Речь, стало быть, идет не о clash of civilizations 1, а о борьбе за человеческую культуру, в которой уживались бы самые разные традиции. Никакая стена не защитит государства центра от гуманитарных катастроф в других частях света. Новые угрозы существованию цивилизации не делают различий между расами, нациями и континентами. Новый космополитический реализм витает в воздухе! Но чтобы из понятия космополитизма, который самое позднее с эпохи Канта принадлежит к философско-политической традиции западной цивилизации, могла возникнуть реалистическая критика господствующего порядка вещей, его необходимо сначала очистить от хлама, подвергнуть «спасительной критике» (Вальтер Беньямин). Под словом «космополитический» я не имею в виду идеалистически-элитарное понятие, служащее в качестве идеологического оружия имперским притязаниям транснациональных элит и организаций; мне видятся ценности признанного, живого многообразия, пронизывающие все социальные позиции и исторические контексты в духе космополитического common sense, который касается больших групп людей и ведет к тому, чтобы придать нужное направление на первый взгляд хаотическому развитию. В начале третьего тысячелетия основной принцип национальной реальной политики: «национальные интересы достигаются в национальных границах» — следует заменить принципом космополитической реальной политики: «наша политика тем национальнее и успешнее, чем она космополитичнее». Только многосторонняя политика открывает многосторонние пространства действия. Если бы не было мировых проблем, их следовало бы придумать, ибо они способствуют образованию транснациональных общностей. Действующая в головах стокновении цивилизаций (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА людей национальная игра с нулевым выигрышем в суверенитете становится исторически ошибочной, ибо создание взаимозависимости может и должно пониматься и осуществляться как игра с взаимным выигрышем во власти. В этой книге освещается на первый взгляд парадоксальный тезис нового космополитического реализма: «в эпоху глобальных кризисов и рисков политика «золотых наручников», создание густой сети транснациональных зависимостей ведут к регенерации национальной независимости — в противовес властным достижениям высокомобильной экономики». Противоречивые культурные течения сталкиваются на узком пространстве и вступают в нередко насыщенные конфликтами связи. Двуязычие, т. е. способность освободиться от фиксации на привычном, возможность жить во многих местах, легкость передвижения, все большее количество людей с двойным гражданством, жизнь, не замкнутая национальными границами, — все это создает сложное переплетение частичных лояльностей, но не ведет к отказу от изначально обретенной идентичности. Имея корни и крылья, провинциализм, сопряженный с богатым опытом и практикой космополитизма, мог бы стать общим цивилизационным знаменателем создающихся на основе мировой культуры гетерогенных обществ и, следовательно, ответить на болезненно затрагивающий всех вопрос: в каком устройстве нуждается современный мир? Такое признание различий (не путать с предписываемой сверху любовью к иностранцам!) открывает широкие возможности, но само не лишено явных внутренних противоречий. Дело не только в растущей пропасти между богатством и бедностью, нишами благосостояния и ловушками бедности, между севером и югом, но прежде всего в создании условий для достойной жизни, в возможности и невозможности существования минисоциального государства в глобальном масштабе, «глобализированного кейнсианства», даже если он сохранит ориентацию на minima moralia основных потребностей. Дело в значительно большем. Космополитический взгляд имеет отношение к тому, каким образом национально-государственные базовые институции будут (и будут ли вообще) в долгосрочной перспективе открываться изнутри и извне навстречу вызовам глобальной эпохи. Он имеет отношение к тому, какова будет реакция на меньшинства, на иностранцев, на асоциальные элементы. Но главным образом, он имеет отношение к фундаментально преобразующей, формирующей роли в этих взаимосвязях государства и правительства, к проблеме, которую в век глобализации ставит защита прав человека в различных группах с целью укрепления и перестройки демократии. Он имеет отношение к функциональным ПРЕДИСЛОВИЕ эквивалентам государства и прежде всего к вопросу: как предотвратить акты насилия, возникающие вследствие разочарований и унижений? Космополитический взгляд, таким образом, связывает уважение к достоинству культурной инаковости с заинтересованностью в выживании каждого индивида. Иными словами, космополитизм — это очередная великая идея, которая приходит на смену исторически исчерпавшим себя национализму, коммунизму, социализму, неолиберализму. Эта идея могла бы сделать невозможное возможным — добиться, чтобы человечество пережило xxi век, не впадая в новое варварство. Экономика мирового рынка в силу своей принудительной динамики изменила правила мировой политики. Из-за размывания границ между экономикой, политикой и обществом начинается новая борьба за власть и противостояние власти. Более того, заново согласовываются сами правила легитимного господства. Но знание о неотвратимом появлении космополитического модерна — это не торжествующее, а в высшей степени амбивалентное знание. Да и может ли быть иначе, учитывая опыт с разгулом тоталитарной политики в катастрофическом хх веке? Ретроспективное обозначение мира идей, выстроенных по национально-государственному принципу экономики, общества и политики как первого модерна, и отграничение его от еще расплывчатого второго модерна с его глобальными экологическими и экономическими кризисами, обостряющимся транснациональным неравенством, индивидуализацией, непостоянным заработком и другими вызовами культурной, политической и военной глобализации, — все это способствует преодолению протекционистского рефлекса, который не только в Европе после краха биполярного миропорядка ведет к интеллектуальному и политическому застою. В связи с этим главной проблемой книги являются ме-таперемены в экономике, политике и государственности в эпоху глобализма. На первый взгляд, сверхстабильные ведущие идеи и координаты этих перемен меняются, а вместе с ними меняются основы и центральные понятия власти и господства, легитимности и насилия, экономики, государства и политики. Главный вопрос заключается в том, каким образом второй модерн может перейти в модерн космополитический. Такая постановка проблемы нацелена на осуществление альтернативного миропорядка, в центре которого окажутся политическая свобода, а также социальная и экономическая справедливость, а не законы мирового рынка. Глобализация проводится сильными мира сего в ущерб бедным. Форсируется не охватывающее разные культуры взаимодействие обществ, а насаждается одна линия, направленная против всех остальных. В космополитической идее находит выражение универсальная заинтересованность гуманности в себе самой. Это попытка заново УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА осмыслить взаимозависимости и взаимодействия вне рамок национальной аксиоматики и заносчивости, а именно в духе космополитического реализма, открывающего и обостряющего взгляд на незнакомые, «гло-кально» переплетенные общества, в которых мы живем и действуем. Эта книга в большей мере обязана беседам с друзьями и коллегами, чем любая другая, вышедшая из-под моего пера. Эдгар Гранде, в идеях которого нашла воплощение креативность нашего совместного мюнхенского исследовательского проекта о рефлективной модернизации, в продолжавшихся дни напролет беседах активно способствовал выработке внутренней формы произведения. Кристоф Лау, который в качестве одной из креативных опор этого исследовательского центра тоже эмпирически помогал в разработке теории рефлективной модернизации, со свойственным ему остроумным интеллектуализмом предлагал все новые варианты текста этой книги. Многим я обязан и беседам с Борисом Хольцером, который лучше многих разбирается в противоречивых культурах общественных наук. Альмут Кляйне не просто помогла написать эту книгу — она ее выстрадала. Армин Нассехи, Карл Палонен, Шалини Рандериа, Натан Шнайдер, Боб Джессоп, Матс Сёренсен и Петер Велинг с пользой для автора высказали свои соображения по начальному варианту книги. Стимулирующий интеллектуальную деятельность климат London School of Economics and Political Science 2, которой руководит Энтони Гидденс и в работе которой я имел честь и удовольствие участвовать, существенно повлиял на cosmopolitan imagination 3 данной книги. Кроме того, следует упомянуть беседы с Мэри Калдор, Дэвидом Хелдом, Саскией Сассен, Ричардом Сеннетом, Ральфом Да-рендорфом, Стенли Коэном, Доном Слатером, Роджером Сильстоном и многими другими, а также беседы в рамках Goldsmith University с Анджелой МакРобби и Скотом Лэшем. Last but not least 4 нашел время обговорить со мной начальный вариант Юрген Хабермас. Йоханнесу Вилльмсу, спутнику по интеллектуальным спорам, я обязан большим, чем просто благодарностью. Но и эта книга является прежде всего частью моих бесконечных разговоров с Элизабет Бек-Гернсхайм, и слово «благодарность» в данном случае не выражает полноты моих чувств. Хочу также высказать свою сердечную признательность фонду концерна «Фольксваген», щедрая стипендия которого помогла выполнить данную работу.
|