Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 3 страница
Чтобы избежать в этом плане дискуссии о ложной альтернативе «государственная политика — политика гражданского общества» в глобальную эпоху, необходимо дать четкое различие между концентрацией на государстве и национальном государстве. Как ни верна мысль о необходимости избавиться от концентрации на национальном государстве, поскольку государство уже не является актором интернациональной системы, а одним из акторов среди других, все же было бы неверным выплескивать вместе с водой ребенка и вместе с критикой взгляда, сконцентрированного на национальном государстве, упускать из вида возможности действия и самопреобразования государства в эпоху глобализации. Метаигра властей означает, что государство должно мыслиться, строиться и исследоваться как зависимое от разных обстоятельств и политически изменяемое. Встающий в связи с этим вопрос звучит так: возможна ли — и если да, то каким образом? — транснационализация государств? Дело обстоит вовсе не так, как чаще всего предполагают — будто политика глобализации диктуется глобализацией экономики; скорее сама политика в ее реакциях на вызовы глобализации располагает стратегическими выборами, которые — и это главное — отличаются в зависимости от того, остаются они в рамках старой национальной игры в шашки или же порывают с этой игрой. Действует закон национально-государственного распада власти: кто в глобальной мета-игре разыгрывает только национальную карту, тот оказывается в проиг- ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ рыше. Необходимо перевернуть перспективу, т. е. должен также действовать принцип: противодействие государств становится возможным вместе с их транснационализацией и космополитизацией. Только если государствам удастся идти в ногу с мобильным капиталом и по-новому определить и организовать свои властные позиции и ходы в игре, можно будет задержать распад государственной власти и авторитета и даже превратить его в их противоположность. Следует различать два типа самотрансформации государств — ложные и подлинные стратегии транснационализации. Транснационализация может быть ходом в старой национально-государственной игре; тогда этот ход будет неразрывно связан с этой игрой и нацелен на «новое государственное благоразумие» [Klaus-Dieter Wolff 2000]. На этом пути, например, союзы между Всемирной торговой организацией (вто) и отдельными государствами могут служить для завоевания внутреннего авторитета, к примеру, в борьбе с претензиями гражданских общественных организаций на сотрудничество. Таким образом, можно через Европу, через НАТО, через вто и т. п. выключить из игры собственную оппозицию. Но транснационализация может порвать с национальной аксиоматикой и стать первым шагом на пути образования космополитического государства или союза государств. В этом последнем случае я говорю о подлинной транснационализации. Метаигра открывает возможности для двойной игры с поменявшимися ролями: вина за неудачу и политика «горьких пилюль» сваливается на соответствующего партнера по игре. Возникает политика «хитрого и вероломного государства» [Shalini Raderia 2001]: отказываются от собственной власти, чтобы лучше сыграть на этом и переложить ответственность за последствия своих решений на другую сторону или же приписать ее полученному от глобализации праву на бездеятельность. Главы правительств, ловко объявив себя приверженцами нового, могут объяснить свои слабости действиями новой всемирной власти вто, неправительственных организаций (нпо) и т. п., чтобы оправдаться перед своими избирателями и избежать ответственности за свою бездеятельность. Акторы вто поднимают руку для клятвы в верности своей старой роли экспертов, заверяют в научном нейтралитете и, таким образом, проталкивают всемирную внешне-внутреннюю политику, направленную против избранных правительств, через все границы. Властители во всем мире обличают новый «империализм прав человека», кичатся «культурными различиями», т. е. правом на культурное своеобразие, но используют это как оружие во внутренней борьбе, для того чтобы устранить политическую оппозицию и свободу мнений. нпо провозглашают и отстаивают (самопризнание) права человека, УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА но эта глобальная миссия является для них одновременно инструментом в конкурентной борьбе друг с другом за кормушки глобальных проблем, из которых они кормятся сами. 5. ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАК НОВЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ АКТОРЫ Вместе с картинами ужасов, произошедших 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и распространенных по всему миру средствами массовой информации, террористические группы сразу заявили о себе как о глобальных акторах в конкуренции с государствами, экономикой и гражданским обществом. Сеть террористических организаций сходна по своим действиям с нпо. Как и общественные нпо, они проводят свои акции по всему миру децентрализованно, т. е. с одной стороны, в локальных, а с другой — в транснациональных масштабах. В то время как, например, Гринпис борется с загрязнением окружающей среды, «Эмнести Интернэшнл» — с нарушением прав человека, террористические нпо нацелены на борьбу с государственной монополией на власть. Но это означает, что, с одной стороны, этот транснациональный терроризм не закреплен на исламской территории, а может быть связан со всеми возможными целями, идеологиями и фундаментализмами. С другой стороны, следует делать различие между террором национально-освободительных движений, действующих в территориальных и национальных границах, и новыми транснациональными террористическими акциями, не связанными с национальными границами и потому одним махом обесценивающими национальную грамматику военного дела и войны. Если до сих пор военные соперничали с подобными себе, т. е. с другими национально-государственными военными организациями, готовясь к защите от нападения с их стороны, то теперь вызовом всему государственному миру является транснациональная угроза со стороны субгосударственных преступников и созданных ими сетей. Как ранее в сфере культуры, так теперь в военной области мы сталкиваемся с устранением расстояний, с концом государственной монополии на власть в цивилизованном мире, в котором все, что находится в руках решительных фанатов, может превратиться в ракету. Мирные символы гражданского общества грозят обернуться адом. В принципе, тут нет ничего нового, но этот ключевой опыт становится вездесущим. Совершив преступление, прежние террористы пытались спасать свои жизни. Террористы-самоубийцы черпают из сознательного отречения от собственной жизни чудовищную разрушительную силу. ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ Террорист-самоубийца — наиболее радикальная противоположность homo oeconomicus. В экономическом и моральном отношении он совершенно раскован и, таким образом, становится носителем абсолютной жестокости. Преступление и преступник-самоубийца в строгом смысле слова единичны. Террорист не может совершить самоубийство дважды, а государственные власти не могут его уличить. Эта единичность подкрепляется одновременностью преступления, признания своей вины и самоуничтожения. Поэтому антитеррористический альянс хочет схватить предполагаемых инспираторов, кукловодов, государственных меценатов этих террористов. Но пока террористы казнят самих себя, теряются, улетучиваются причинные связи. Это значит, что для создания транснациональных террористических сетей необходимо существование государств. Может быть, именно безгосударственность, отсутствие функционирующих государственных систем являются почвой для террористической активности? Вполне возможно, что причисление государств и инспираторов к тем, кто отдают приказы, всего лишь следствие старого военного мышления, тогда как мы уже давно стоим на пороге индивидуализации войны, когда воюют уже не государства против государств, а отдельные индивиды против государства. Мощь террористических акций растет вместе с рядом условий: с ранимостью нашей цивилизации, с глобальным (благодаря сми) присутствием террористической опасности; с высказыванием президента США, что из-за этих преступников возникает угроза самой цивилизации; с готовностью террористов жертвовать собой; наконец, угроза терроризма увеличивается в соответствии с темпами технического прогресса. Вместе с технологиями будущего — генотехникой, нанотех-нологиями и роботизацией — мы заодно открываем «новый ящик Пандоры» (Билл Джой). Манипуляции с генами, коммуникационная технология и искусственный интеллект, которые к тому же сольются воедино, подставят ножку государственной монополии на власть и, если всему этому не будет вскоре поставлен эффективный заслон в интернациональном масштабе, откроют дорогу к индивидуализации войны. Так, созданная генетическим путем чума, благодаря своему длительному инкубационному периоду угрожающая определенным популяциям, т. е. миниатюрная генетическая атомная бомба, может быть произведена каждым без особо крупных затрат. И это лишь один пример из многих. Отличие от атомного и биологического оружия существенно. Речь идет о базирующихся на науке технологиях, которые могут легко распространяться и постоянно самосовершенствоваться, лишая государства возможности контроля, который у них был в слу- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА чае с атомным и химико-биологическим оружием (определенные материалы и ресурсы, пригодный для оружия уран, дорогостоящие лаборатории). Этот рост полномочий отдельных личностей, по сравнению с государствами, откроет ящик Пандоры и в политическом смысле: будут сметены существующие ныне перегородки не только между военными и гражданским обществом, но и между подозреваемыми и находящимися вне подозрения, которых до сих пор правосудие четко отделяло друг от друга. Когда возникнет угроза индивидуализации войны, гражданину придется доказывать, что он не опасен; ибо в этих условиях под подозрением окажется каждый, ведь каждый может оказаться потенциальным террористом. Каждый должен смириться с тем, что его без всякого конкретного повода будут проверять на предмет благонадежности. Если додумать ситуацию до конца, то индивидуализация войны ведет к смерти демократии, ибо государства должны объединяться с государствами против граждан, чтобы избежать опасностей, грозящих им со стороны граждан. 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫХ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РИСКОВ Здесь не в последнюю очередь проявляется закон, гласящий, что глобальное восприятие рисков открывает простор для новых транснациональных шансов власти. Во всяком случае, президент США Буш не использовал moment of decision 6 для того, чтобы войти в космополитическую систему государств. Скорее, он начал с создания на основе политической власти воспринимаемых террористических угроз транснациональных государств-надзирателей, в которых милитаризму и службе безопасности придается гораздо большее значение, чем свободе и демократии. Ключевой вопрос звучит так: кому решать, кто является транснациональным террористом? США не только жертва нападения террористов, но в одном лице глобальный шериф, обвинитель, судья всего мира, присяжный заседатель и судебный исполнитель. Тем самым опасность терроризма порождает промискуитет власти; похоже, она способна выдавать неограниченную лицензию на охоту за террористами даже демократическим военным властям и государствам; точнее, они сами уполномочивают себя для отражения угрозы человечеству. Следуя цепи умозаключений, что террористы действуют не изолированно 7, а нуждаются в поддержке «зловред- решающий момент (англ.). Эта установка порывает с практикой, введенной президентом США Клинтоном. 32 ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ ных» государств, президент США Буш выстраивает новую военную доктрину оправдывая вооруженные интервенции против угрожающих США государств правом на самозащиту. Более того, Вашингтон зашел так далеко, что не исключает немыслимое — нанесение по подозреваемым в терроризме государствам первого удара так называемым миниатомным оружием. Какую цель имеет война с терроризмом? Нечеткие определения цели — уничтожение зла, корней терроризма — не знают границ, возможной конечной точки и, таким образом, эквивалентны всеобщему полномочию. Отменяются фундаментальные различия между войной и миром, нападением и защитой. Подозрение в терроризме делает более радикальным и гибким конструирование образа врага. Концерны производят товары независимо от государств, и точно так же мощные государства могут создавать меняющийся образ врага. Кто будет (следующим) врагом и может рассчитывать на военную интервенцию, определяется не объявлением войны со стороны враждебного государства, а полномочным решением, которому угрожает опасность. Эта гибкость не привязанного к определенной территории или государству образа врага позволяет, во-первых, всеобщее применение военной силы для внутренней защиты США, России, Германии, Израиля, Палестины, Индии, Китая и т. д.; во-вторых, всеобщее объявление войны государствам без нападения с их стороны; в-третьих, нормализацию и институционализацию чрезвычайного положения внутри страны и за ее пределами; в-четвертых, вывод из правового поля не только международных отношений и врагов-террористов, но и собственного правового государства, а также иностранных демократий. Вообще говоря, лишенное привязки к конкретному государству конструирование образа врага девальвирует прочные военно-политические союзы (такие как нато), так как они ориентированы на государственный образ врага. Их место занимают антитеррористические альянсы, которые гибко реагируют на то и дело возникающие конструкции образа врага, вследствие чего дипломатия побуждается к разрыву с мышлением, присущим союзам и сообществам государств. Террористические конструкции образа врага убивают плюрализм общества и рационализм экспертов, независимость судов и безусловную законность прав человека. Они уполномочивают государства и тайные службы на политику разрушения демократии. Сила восприятия риска проявляется еще и в том, что даже внутри развитых демократиОн полагал, что ответственность за террористические акции следует возлагать на отдельных людей, а не на государства. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ческих государств основные гражданские и политические права вдруг отменяются с согласия подавляющего большинства воспитанного в демократических традициях населения. Поставленные перед альтернативой «безопасность или свобода» правительства, парламенты, партии и население, которые обычно конкурируют и попеременно блокируют друг друга, единодушно и быстро приходят к отказу от фундаментальных свобод. Одновременно в жертву необходимости транснациональной кооперации для борьбы с воинствующим терроризмом приносится право на национальный суверенитет, касающееся полиции и армии. Это говорит о том, что глобальное восприятие цивилизационных рисков увеличивает политическую гибкость, которая разрушает национальную ортодоксию, открывает простор для политических действий и возможность для космополитического взгляда на происходящее. Это, как видим, касается воспринимаемой угрозы терроризма. Но это же относится и к воспринимаемым в глобальном масштабе экологическим и экономическим угрозам, что позволяет установить нечто вроде закона взаимной политической валентности глобальных финансовых и глобальных цивилизационных рисков: глобальные экономические риски индивидуализируются и тем самым содействуют ренационализации; экологические риски, напротив, космополитизируются. Под глобальностью в этом смысле понимается опыт саморазрушения цивилизации и конечности планеты, который устраняет плюрализм народов и государств и создает закрытое пространство действий с межсубъ-ектно связанными значениями. Глобальные финансовые кризисы, как показывает кризис в Азии в 1997 / 1998 гг., повергают целые группы населения в безработицу и нищету, но сначала проявляются (поскольку речь идет об уничтожении собственности) в миллионах отдельных судеб; напротив, глобальность цивилизационных угроз указывает на повседневный смысл связанного одной судьбой космополитического сообщества. Тем самым она открывает новое пространство опыта, который является одновременно глобальным, индивидуальным и локальным и создает (в определенных условиях!) космополитические взаимосвязи смысла и действия. Эта космополитизация цивилизационных рисков — главная исходная точка для адвокатских стратегий общественно-цивилизационных движений. 7. А КТО ИГРОКИ? Не является ли разговор о перспективах развития капитала, глобального гражданского общества, государства грубым, преднамеренным нарушением научной добросовестности, которое упрощает внутрен- ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ нее многообразие, очевидные противоречия названных скопом больших и малых групп? Что или кто, например, имеется в виду, когда речь заходит об экономике, — отдельные предприятия? определенный капитал? тот или иной класс? определенные менеджеры или акционеры? Или же имеются в виду индивидуальные акторы, коллективные акторы, корпоративные акторы? Не относятся ли так называемые стратегии действия капитала, государства и глобального гражданского общества к совершенно иным социологическим агрегатам и агрегатным состояниям? Возможно ли такое, когда, как утверждает Фуко, действует «никто», когда место игрока за столом остается пустым? Ответ, который я пытаюсь дать в этой книге, звучит так: игроков как таковых нет, в игроков превращаются через участие в метаигре. Участники должны политически определяться и организовываться в процессе игры, будучи частью игры. Иными словами, работает интерак-ционистская логика взаимосвязанной социальной структуры игроков и их партнеров. Шансы на власть у игроков и их партнеров, их ресурсы, пространство их действий не только принципиально связаны друг с другом; акторы вообще выявляются благодаря их ходам, их самоинтерпретации, артикуляции, мобилизации, организованности; они выигрывают (или проигрывают) во взаимном противостоянии своих идентичностей и действий. Из логики метаигры вытекает специфическая властная асимметрия стратегических способностей капитала, государства, глобального гражданского общества. Появление политического оппонента власти зависит от множества предпосылок. Это касается как глобализации гражданского общества, так и транснационализации государств. Наоборот, особую силу стороны, представляемой капиталом, составляет то, что эта сторона не должна выступать в виде организованного всеобщего капиталиста, чтобы продемонстрировать государствам свою мощь. Капитал — это суммарное выражение некоординированных действий отдельных предприятий, финансовых потоков наднациональных организаций (вто, ВМФ и т. п.), чьи результаты в смысле политики побочных последствий более или менее незаметно или невольно оказывают на государства давление и тем самым подталкивают их к отказу от старой игры в национальное государство. Этот капитал чрезвычайно разнородный; его имманентные игроки и их противники сами ощущают на себе угрозу вражеских интервенций и гло-бализационных рисков. Но благодаря политике побочных последствий они все же переигрывают государства. Этому капиталу не нужно существовать в форме единства действий, ему не нужно занимать место за игровым столом, чтобы утвердить свою власть. Это место во все- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА мирно-политической метаигре может быть занято «никем»; но именно это увеличивает власть всемирно-экономических акторов. Напротив, государства должны отказываться от национальной ортодоксии и объединяться в коллективы (например, в форме Европейского союза), чтобы проявить свою власть и свою роль в транснациональном пространстве. Слабость исполнения как государственной, так и общественно-гражданской власти состоит в том, что ее не существует как таковой, что она должна сначала определиться политически, сориентироваться, организоваться и конституироваться в борьбе с противостоящими ей силами в глобальном поле действия. Множатся акции, подобные следующим: государства, входящие в блок НАТО, договариваются о совместной акции в Македонии, чтобы погасить там огонь этнической, гражданской войны. Эта военная акция «зеленой точки» не только странным образом оказывается между категориями войны и мира, военной и социальной активности. Она протекает как по маслу, без противодействия со стороны оппозиции и при всеобщем одобрении. Обобщая, можно, вероятно, сказать: кто выходит на улицу, протестуя против экономической глобализации, тот борется за глобализацию прав человека, защиты окружающей среды, профсоюзного права на самоопределение и т. д. В этом проявляется новая асимметрия расхождения и консенсуса в национальном и транснациональном пространстве. В то время как конструктивная политика (обвиняемая многими) в национальном пространстве застревает в «политических сплетениях» (Шарпф), транснациональная способность к действиям у государств возникает под знаком принуждения к консенсусу, допускающему противоречия и сопротивление только как вариации одобрения. Глобальные проблемы — права человека, предотвращение климатической катастрофы, борьба против нищеты и за справедливость — открывают новые внедемократические, внего-сударственные источники обосновывающей самое себя легитимности: голосование заменяется одобрением; иными словами, возникает в пространстве глобального опыта странный закон неустранимой имманентности противостояния. Выражаясь по-другому, глобализация пожирает своих врагов. Кто против, тот за другую глобализацию. 8. Смена парадигмы легитимности Вопрос вопросов, который ставит радикально додуманная до конца метаигра, и одновременно вопрос крайней необходимости звучит так: кто (или что) выносит решение о легитимности смены правил игры? Происходит ли трансформация правил игры на старой, легитимной ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ основе национальной игры в шашки? Или же сами национальные источники легитимности власти и господства находятся в распоряжении метаигры? Кто что защищает? Кто играет в «игра-изменись» и с какими тайными намерениями? Легко предположить, что ответ на этот ключевой вопрос дается, исходя из перспектив действия игроков, т. е. из противоречивой логики интерактивности. Но это, по меньшей мере, имело бы следствием то, что метаигра за мировую политику находится под знаком грандиозного недоразумения. Сторонники национальной игры в шашки, находясь в плену веры в вековую неодолимую силу легитимности старой национально-интернациональной системы правил, играют в новую игру за власть, предполагая, что любые, в том числе будущие, правила игры в конечном счете соответствуют легитимности правил национальной игры в шашки. Глобальный порядок в его легитимной основе есть национальный, выводимый из национально-государственной легитимности порядок. При этом национальные правила игры в шашки переносятся по принципу луковицы на следующую луковичную оболочку — на наднациональные институты. Методологический национализм предполагает национальное государство в качестве неизменного и абсолютного источника легитимности наднациональных норм и организаций. Самолегитимация глобального порядка — прагматическая, рационально-философская или правопозитивист-ская — выносится за скобки. Нет, говорят иные участники игры, космополитика располагает автономными источниками легитимации. Новые правила и источники правил возникают, например, из соединения прав человека и господства, которое эти права в случае необходимости использует против национальных правил игры. Это не означает, что космополитический режим образуется как прямая империалистическая претензия на моральное, военное и экономическое мировое господство, например, США. Скорее наоборот: действительность космополитического режима — мир, справедливость, диалог — создает пространство власти, которое требует военного соглашения и обоснования (миссии ООН, НАТО и т. д.). Это взаимосвязь моральной, экономической и военной самолегитимации, которая (во всяком случае в своих требованиях) лежит в основе космополитического режима и в конфликтных ситуациях наделяет отдельные государства правом санкций против притязаний на монопольную власть. Становится ясно, что только различение и противопоставление национального и космополитического взгляда на вещи не только открывает новые пространства для деятельности и ресурсы власти, но УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА и вообще дает понять, на что в конечном счете ведется метаигра. Ее цель — основы легитимации политики в целом. Только с ограничениями методологического национализма, который мыслит наднациональный властный порядок как порядок интер национальный, должна протекать трансформация правил игры в рамках старого национального порядка. Но в действительности метаигра включает возможность смены парадигмы легитимации. Однако метафора игры подходит здесь к своему пределу, так как именно смена легитимации, как мы видели на примере войны 1999 года в Косове, отменяет санкционированный международным правом национальный суверенитет и открывает путь легитимным интервенциям военного гуманизма 8. Призыв к справедливости и соблюдению прав человека становится тем мечом, который обрушивается на иностранные государства. Как можно представлять космополитическую легитимность, если она ведет к кризисам и войнам и тем самым к кровавому опровержению этой идеи? Кто обуздает побочные последствия космополитического морального принципа, который провозглашает мир и делает возможной войну? Что значит мир, если он открывает возможность для ведения войны? Отсюда понятно, в каком полумраке ведется метаигра и какой двойственный свет она отбрасывает. В плане республиканского макиавеллизма необходимо делать четкое различие между истинным и неистинным космополитизмом. Но именно четкость в этом деле часто труднодостижима, так как огромное значение легитимности космополитического права делает слишком привлекательным ее национально-имперское оформление. Неподлинный космополитизм обеспечивает космополитическую риторику — мира, прав человека, глобальной справедливости — для достижения национально-гегемонических целей. Поэтому о неподлинном и / или символическом космополитизме можно говорить в том случае, если универсальное право и трансцендентальные моральные притязания (как их понимал в своем трактате «О вечном мире» Иммануил Кант) сливаются с притязаниями могу- Понятие «военный гуманизм» я ввел в оборот ввиду войны в Косове в статье, опубликованной в «Зюддойче цайтунг». В статье под названием «Military humanism» Ноам Хомски (2000) выступил с резкой критикой военных действий НАТО и американского военно-индустриального комплекса в Косове. Но при этом он ностальгически придерживается военной логики методологического национализма и не замечает опасности, которая всплывает в понятии «военный гуманизм», а именно того, что за пределами национальной точки зрения возникает новая опасность военного попечительства о правах человека, стирающего границы между войной и миром. ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ щественных государств и становятся источником легитимации гло-бально-гегемониальной риторики новой игры. История дает тому немало разных примеров. Неподлинной, служившей обоснованию национальных целей космополитизма была политика Сталина, который лишил Коммунистический интернационал самостоятельности и сделал его инструментом национальных интересов Советского Союза. В области философии, как показал Петер Кульмас, Иоганн Готлиб Фихте выдвинул скандальное обоснование космополитического самовозвышения национального начала. Фихте приписывает немецкому народу роль космополитического форейтора, так как этот народ как никакой другой предназначен для этой роли благодаря своим достижениям в области науки и философии. Только немец, по Фихте, может взять на себя эту космополитическую роль, «ибо он положил начало науке, и на его языке эта наука получила выражение. Только те нации, которые смогли породить науку, обладают великой способностью ее развивать. Только немец в состоянии хотеть этого; ибо только он, благодаря обладанию наукой и свойственной ему способностью постижения времени, может понять, что является ближайшей целью человечества. Эта цель — единственно возможная патриотическая цель; благодаря ей он может, служа своей нации, охватить все человечество; напротив, со времени отказа от инстинкта разумности и опоры только на чистый эгоизм патриотизм любой другой нации будет своекорыстным, мелочным, направленным против остального рода человеческого» 9. ricnte, 1807 / 8, 28. Цит. по: Culmas 1990, 420. Великий мыслитель Фихте дает яркие примеры совращения мышления через посредство ложных оппортунистических умозаключений. В цитируемой выше работе «Патриотизм и его противоположность» (1806) он пишет: «Космополитизм есть господствующая воля, направленная на достижение цели бытия человеческого рода самим этим родом. Патриотизм есть воля к тому, чтобы эта цель была достигнута прежде всего той нацией, к которой принадлежим мы сами, и чтобы успех этой цели распространился на весь род» (229). Космополитизм предполагает наличие патриотизма, откуда логически следует, что космополитизм в его патриотическом варианте должен распространиться на весь мир. Далее следуют другие исторические побочные явления: «Что есть отечество для по-настоящему образованного христианина-европейца? В целом — Европа, в частности же — в каждую эпоху то государство Европы, которое находится на вершине культуры» (212). Что это именно Германия как культурная нация, следует отсюда с неумолимой ясностью оппортунистического духовного прозрения: германским духом спасется мир.
|