Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 2 страница
Ульрих Бек Лондонской школы экономики и политических наук (англ.). Здесь: космополитические воззрения (англ.). последним в этом ряду, но не последним по значению (англ.). ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ. НОВАЯ КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ С КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ 1 В начале третьего тысячелетия будущее человечества неожиданно предстает открытым. Наступает то, что наряду с другими предсказывали Фридрих Ницше, Карл Маркс, Иммануил Кант и Макс Вебер. Еще 150 лет назад Ницше требовал, чтобы «Европа наконец приняла решение… и покончила с затянувшейся комедией партикуляризма, а также со своими разнонаправленными династическими и демократическими устремлениями. Время мелкой политики миновало. Уже следующее столетие принесет с собой борьбу за мировое господство — принуждение к большой политике». Но уже до него Иммануил Кант предвидел появление ведущей космополитической идеи этой большой политики: «Самая возвышенная идея, которую только может вообразить человек, размышляя о своем предназначении, и которая не может быть воспринята без энтузиазма, — это представить себя членом мирового сообщества, включенным в него на правах государственного гражданства». Карл Маркс предсказывал, что не политика государств, а глобализирующий капитал взломает национально-политическую аксиоматику и откроет дорогу большой политике. «Место старого глобального, национального самодовольства займет всестороннее общение, всесто- В этой главе я использовал следующую литературу: Nietzsche 1966; Kant 1956; Marx — Engels 1969; Max Weber 1972; Palonen 1998; Czerny 2000; Habermas 1999, 2001; Grande / Risse 2000; Cheah / Robbins 1998; Hardt / Negri 2002; Albrow 1998; Coulmas 1990; Connolly 1975; Hitzler 1996; Fichte 1806; Randeria 2001; Cohen 2001; Stichweh 2000; Young 1999; Beck / Bonn 2001; Bronschier 1988, 2002; Cutler / Haufl er / Porter 1999; Cohen / Kennedy 2000; Czada 2000; Drucker 1977; Embong 2000; Greven 1999; Lash 2002; Latour 2001, 2002; Luard 1990; Luhmann 1975; Luhmann / Scharpf 1989; Machiavelli 1968; Macropuolos 1989; Meier 1980; Meyer 2000; Meyer et. аl. 1997; Palonen 1995, 1998; Plessn-er 1931, 1962; Polanyi 1994; Robertson 1992; Scharpf 1991; Scott 1998; Wallerstein 1991; Wap-ner / Ruiz 2000; Weber 1972; Wo l f 2000. — Здесь и далее прим. автора. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ронняя зависимость наций друг от друга как в сфере национального, так и в сфере духовного производства. Духовная продукция… станет общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность станет все более невозможной, и из многих национальных и локальных литератур образуется мировая литература». Наконец, Макс Вебер сделал вывод для исторической науки: «Но когда-нибудь все изменится: значение необдуманно представляемых точек зрения ослабнет, путь потеряется в тумане. Но свет великих проблем культуры пробьется. Вот тогда наука обретет способность менять свою точку зрения и свой понятийный аппарат и с высоты мысли взирать на поток событий». 1. МЕТАИГРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ Эти и другие перспективы, парадоксы и следствия принуждения к большой политике можно рассмотреть, развить и осветить с точки зрения метаигры мировой политики. Метаигра означает, что старая мировая политика, применявшая правила игры, и новая мировая политика, изменяющая эти правила, переплетаются, становятся — что касается отдельных акторов, стратегий и союзов — неразделимыми. Понимание, что в полумраке уходящей национальной и возникающей космополитической эпохи политическая активность подчиняется двум совершенно разным и в то же время взаимосвязанным сценариям, что на сцене в зависимости от точки зрения два актерских ансамбля представляют две отличающиеся друг от друга пьесы, в которых парадоксальным образом переплетается еще существующая, но уже завершающая свой путь политическая драма с альтернативной, открывающей свою историю, — это понимание, каким бы точным и доказательным оно ни было, смущает умы, как смущает их и сама реальность. Именно эта реально существующая путаница категорий, сценариев, пьес и действующих лиц, более того, переделка пьес в ходе представления составляет суть метаигры 2. 2 Именно Хельмут Плесснер нанес неожиданный критический удар по типично немецкому восприятию политики, которой занимаются скрепя сердце: «У немца на душе кошки скребут, когда он занимается политикой, не доверяя правилам игры» [1931, 104; 22]. Именно он сделал игровой принцип центральным понятием политики. Этим понятием Плесснер выражает свое положительное отношение к обществу и общественности и призывает их не доверять всеобщей идиллии — во имя растущих «возможностей игры» [38]. Игро- ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ Системные правила игры мировой политики поддаются различению по институциям и организациям. Под институциями понимаются действующие базисные и скрытые правила осуществления власти и господства, т. е. формальные и неформальные предписания, как себя вести, необходимые для осуществления определенных форм национальной и международной политической практики. К институциям национально-государственной силовой игры в эпоху Первого модерна относились, например, государственный контроль за ограниченной территорией, вопросы международного признания и дипломатии, монополия на инструменты власти, правовая независимость, но также и обеспечение безопасности социального государства, основные гражданские и политические права и т. д. В то время как институции учреждают базисные формы и нормы, т. е. категориальные рамки политической активности, под организациями имеются в виду специальные акторы, располагающие определенным количеством вое поле, по Плесснеру, является публичным пространством для возможных стратегических действий. Эти возможные действия реальнее самой реальности, которая, по замечанию Роберта Музиля, есть всего лишь гипотеза, за пределы которой еще никому не удавалось выйти. Плесснер подчеркивает историческую открытость политики: «В связи с этой неопределенностью человек ощущает собственную силу и отказывается воспринимать свою жизнь… как нечто предопределенное. То, чего он из-за этого отказа лишается, вырастает в нем как потенциал новых возможностей. Открывающаяся перед ним широта возможностей в то же время решительно избавляет его от бесконечного множества других возможностей самопознания и самоопределения, которые ему больше не нужны» [Plessner 1931, 188]. Это взаимная игра со случайностями имеет цель их укрощение. Однако у Плесс-нера система регулирования конвенций в конечном счете одерживает победу над чрезвычайными, взламывающими границы шансами политической игры. Соответственно Плесснер подвергает анализу дипломатию, которая пытается усмирить неорганизованные случайности раскованной политической игры с помощью договоров: «Дипломатия, со своей стороны, означает игру с помощью угроз и запугивания, хитрости и уговоров, торговли и переговоров, методов и приемов расширения власти, по необходимости внутренне связанных со способами защиты и оправдания власти» [99]. В противоположность этой уже почти аполитичной «возможности политического априори», которое не выходит за пределы «политики в ее человеческих возможностях» [1931: 142], я использую метафору игры в смысле метаигры, т. е. политической игры вокруг основ, основных правил борьбы за власть и господство в эпоху перехода от Первого ко Второму модерну. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА членов, финансовыми и пространственными ресурсами, а также определенным правовым статусом. В метаигре я различаю (по первым, грубым прикидкам) три организации: это государства, всемирно-экономические акторы и акторы глобального гражданского общества. Комбинация институций и организаций определяется и раскрывается, согласно преобладающей теоретической контроверзе, посредством двух логик действия, которые Джеймс Марч и Иоган Ользен называют логикой ожидаемых последствий и логикой соразмерности. Согласно логике последствий политические действия вытекают из рационального поведенческого расчета, который подчиняется правилу, заключающемуся в том, чтобы ту или иную ситуацию с необъяснимыми преференциями довести до наивысшего предела. Примерами могут служить классическая теория игры, а также неоклассическая экономия. Напротив, логика соразмерности понимает политические действия как продукт власти, ролей и идентичностей, которые в той или иной ситуации стимулируют соответствующее поведение [Arch /Olsen 1989; Krasner 1999]. Теория метаигры противоречит логике ожидаемых последствий и логике соразмерности, так как она подчиняется логике изменения правил. Это означает, что старый национально-государственно-интернациональный институциональный порядок не является онтологической данностью, а сам выступает ставкой в игре. Соотношение между институциями и организациями переворачивается, институции уже не определяют пространство и границы, внутри которых организации проводят свою политику; скорее организации (например, хозяйствующие акторы) выламываются из институциональных рамок и переводят в запас «национальные априори» политического действия 3. Стало быть, изменяющая правила метаигра мировой политики — это вторая great transformation, великая трансформация [Polanyi 1 94 4]. То, что в сфере мировой политики называют метаигрой, и есть, говоря обобщенно, «рефлексивная модернизация» [Beck / Giddens / Lash 19 96; Beck / BonA 2001]. Общетеоретическая идея заключается в интерференции побочных последствий, которые устраняют базисные институции и ограничения Первого модерна и подталкивают к метаполитике, в которой заново устанавливаются основные правила и многочисленные рамочные конструкции сосуществования. Борьба власти за правила достижения власти определяется побочными следствиями в той же мере, в какой, например, транснациональные акторы действуют не политическими, а экономическими методами, однако благодаря побочным следствиям их транснациональных инвестиционных решений ликвидируют национально-государственную политическую аксиоматику (см. об этом главу ш/ 13, главы Iv и v). ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ Государства больше не конституируют в исключительном порядке арену коллективных действий в том смысле, что они определяют пространство и системные правила политической игры, включая создание общественных институтов для коллективного нахождения решений и проведения этих решений в жизнь. Вместе с рефлективной метаигрой в действительности встает вопрос, в какой мере основы государственной власти сами становятся объектом всемирно-политических и всемирно-экономических властных стратегий. Но это значит, что глобализация, а не государство определяет и изменяет арены коллективных действий. Ключевой темой становится трансформация второго порядка — великая трансформация ориентированного на государственность устройства per se! Эксклюзивный сценарий, согласно которому национальные государства и система международных отношений между государствами определяют пространство коллективных политических действий, взламывается одновременно изнутри и снаружи и мало-помалу заменяется более сложной, не признающей границ, изменяющей властные правила, парадоксальной, непредсказуемой, субполитической и всемирно-политической метаигрой с неясным исходом 4. Что это значит? 2. СТАРАЯ ИГРА БОЛЬШЕ НЕВОЗМОЖНА Глобализация имеет двоякое значение. Начата новая игра, в которой правила и основные понятия старой игры перестали действовать, но ими продолжают пользоваться. Старая игра, у которой много назва- «То, что мы в этом случае получим, будет не жесткой смирительной рубашкой, а новым сложным полем действия. Игра политической глобализации еще во многих отношениях совершенно открыта. В самом деле, новая властная игра диктуется не только с одной стороны; это взаимно повторяющаяся, колеблющаяся игра, в которую можно играть до бесконечности; игра со стратегиями и тактиками игроков и их эпистемологическими «тенями, отбрасываемыми в будущее», которые отзываются в постоянно возникающих ситуациях действия и противодействия. Более того, эта игра характеризуется еще и тем, что она открывает массу альтернативных результатов или «множественных равновесий» — от всемирного правительства до хаоса с массой различных промежуточных возможностей. Сюда относятся как некоторые формы неуравновешенного глобализма или секторальной гегемонии финансовых рынков и муль-тинациональных корпораций, так и «двойной беспорядок», который иногда называют новым Средневековьем; это лишь некоторые из возможных сценариев. И различия между этими явлениями уже так же огромны» [Czerny 2000: 35]. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА ний, например «национальное государство», «национальное индустриальное общество», «национальный капитализм» или «национальное социальное государство», сама по себе уже невозможна. Эта простая игра напоминает grosso modo игру в шашки, когда оба игрока имеют в своем распоряжении однородный набор шашек и соответствующих ходов. Вместе с глобализацией возникло новое пространство и новые рамки действия: политика вышла за пределы государств и границ, вследствие чего появились дополнительные игроки, новые роли, новые ресурсы, незнакомые правила, новые противоречия и конфликты. В старой игре у каждой шашки был только один ход. В новой игре за власть и господство этого уже недостаточно. К примеру, шашки, представляющие капитал, открывают для себя новую мобильность, напоминающую мобильность коня или ладьи в шахматах, т. е. в стратегическом качестве шашек и ходов появляются поразительные различия и странные поливалентности. Главное, однако, заключается в том, что старые и новые акторы должны сами находить в глобальном игровом поле или изобретать свои роли и ресурсы, следовательно, должны их определять и конструировать. Остаются неясными не только ходы, но и цели игры. При игре в шашки речь шла о том, чтобы побить все шашки противника. Если уподобить новую игру шахматам, то теперь задача заключается в том, чтобы дать мат королю. Но и тут нет уверенности, доведено ли дело до конца и закончена ли игра. В старой политической игре целью было национальное (социальное) государство: возможно большая безопасность для всех. Имеет ли это смысл сегодня? Сегодня имеет смысл достижение политической цели «социал-демократического столетия» [Ralf Dahrendorf 1970 ], высшей меры социального равенства на основе национальной гомогенности. Сколько культурного разнообразия, сколько социального неравенства можно и нужно допустить? В старой, национально-интернациональной игре действовали правила международного права, вследствие чего во внутригосударственной сфере с гражданами можно было делать все, что угодно. Остаются ли эти правила еще в силе? Или давно уже применяется нечеткое правило ограниченного суверенитета: каждое государство в случае этнических чисток или грубого нарушения прав человека в отношении своих граждан должно считаться с «гуманитарным вмешательством» мирового сообщества на основе прав человека и гражданина мира? Могут ли председатели правительств, министры или послы, которые в своей стране грубо нарушают признанные в мире права человека своих сограждан, рассчитывать на дипломатическую неприкосновенность или же должны отдавать себе отчет в том, что в стране, куда они направятся с визитом, их арестуют и предадут суду? ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ В старой игре действовали правила корректного поведения: кто при игре в кости выбрасывает «шесть», пропускает ход, или же ходы удваиваются. Или действовало правило, когда после каждого хода наступает очередь ходить противнику, т. е. происходила смена играющих. Действует ли это правило сегодня? Или же при одних условиях, при одном раскладе сил действует, а при другом — нет? Кто решает, какие правила действуют, а какие нет? Политика в переходный период попадает в неопределенное положение двойной контингентности: неустойчивы ни старые, базисные институции и системные правила игры, ни специфические организационные формы и роли действующих сил; все это в ходе игры ломается, переписывается и согласовывается заново. Как далеко это может зайти, столь же неясно и зависит от случайных обстоятельств, как цели и альтернативы политики в целом. Соль аргумента метаигры заключается в следующем: шансы игроков в значительной мере зависят от их самоидентификации и нового толкования политики. В них — предпосылка успеха. Только критика национально-государственной ортодоксии и новые категории, берущие на вооружение новый космополитический взгляд, открывают новые шансы в игре. Кто цепляется за старые догмы, применимые при игре в шашки (например, за фетиш суверенитета), будет обойден, обманут и даже не сможет пожаловаться на свою участь. Это издержки, которые за верность старым правилам игры в шашки платят одни государства другим — тем, которые сменили национальный взгляд на космополитический. Иными словами, методологический национализм — настаивание на том, что всемирно-политическая метаигра была и остается национальной игрой в шашки, — оказывается делом чрезвычайно дорогостоящим. Он замутняет взгляд и одновременно мешает пониманию определять новые ходы и ресурсы власти. Более того, возможность преобразовать правила метаигры, при которых можно выиграть или проиграть, в абсолютно беспроигрышные правила на пользу государства, глобального гражданского общества и капитала, остается теоретически, эмпирически и политически не исследованной. Имеет смысл перевернуть марксистский принцип: не бытие определяет сознание, а сознание новой ситуации — космополитический взгляд — увеличивает шансы игроков во всемирно-политической метаигре. Существует королевский путь для изменения собственного властного положения (а по возможности даже и мира политики): надо изменить взгляд на мир. Скептическое, реалистическое мировоззрение — и в то же время космополитическое! Неолиберальная точка зрения является попыткой институционально закрепить временные (в историческом плане) выигрыши мобильного всемирно-политического капитала. Радикально додуманная УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА до конца перспектива капитала абсолютно и автономно определяет самое себя и таким образом развивает стратегическое пространство власти и возможностей классической экономии как субполитической, всемирно-политической борьбы за власть. Отсюда следует: что хорошо для капитала, хорошо для всех. Обещание гласит: когда все станут богаче, в конечном счете в выигрыше окажутся и бедные. Соблазнительная сила этой неолиберальной идеологии заключается не в разжигании эгоизма или максимальном увеличении конкуренции, а в обещании глобальной справедливости. Подтасовка гласит: максимальный рост власти капитала — это в конечном счете лучший путь к социализму. А поэтому социальное государство становится ненужным. Вместе с тем неолиберальное направление напирает на то, что в новой метаигре у капитала будет две шашки и два хода. В распоряжении всех остальных игроков будет по-прежнему по одной шашке и по одному ходу. Стало быть, сила неолиберализма покоится на радикальном неравенстве относительно того, кто может нарушать правила игры, а кто нет. Изменение правил игры было и остается революционной привилегией капитала. Все остальные обречены соглашаться с этим. Национальный взгляд на политику (и методологический национализм политических наук) закрепляет это игровое превосходство — властное превосходство капитала, который вырвался из рамок национальной игры в шашки, но превосходство которого в значительной мере покоится на том, что государства за ним не следуют, а политика сама загнала себя в железный футляр национальной игры в шашки. Кто же в таком случае противостоит глобализированному капиталу? Кто является его оппонентом и антагонистом? 3. ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОППОНЕНТ КАПИТАЛА Роль оппонента капиталу, нарушающему правила игры, общественное сознание и многие исследователи отводят не государствам, а глобальному гражданскому обществу и его многочисленным акторам. В старой игре «капитал против труда» власть и противодействие ей мыслились в рамках диалектики «хозяин — батрак». Противодействие батрака, т. е. рабочего, заключается в том, что он может не предоставлять свою рабочую силу. Ядро противодействия — организованная забастовка: рабочие отказываются выходить на работу. Границы этого противодействия среди прочего заключаются в том, что рабочие имеют работу и, следовательно, трудовые соглашения, т. е. чтобы бастовать, они должны быть членами организации. Кроме того, им ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ в ответ грозит увольнение (локаут). В этом сила противодействия капитала. Форма диалектики «хозяин — батрак» все еще существует, но она выхолощена новыми, не признающими государственных границ мобильными ходами капитала. Как это происходит, можно ясно видеть на примере Германии 2001 года. «Фольксваген», прибыльный концерн мирового масштаба, хочет заставить новых сотрудников работать больше, но платить им меньше — и все в восторге! Профсоюзы, социал-демократический бундесканцлер Шрёдер, предприниматели — все нахваливают новую модель, считая ее образцовой, в том числе для других отраслей. И вот работодатели уже требуют «раскрыть» структуру заработной платы — разумеется, в сторону понижения. Это называют гибкостью; проще говоря, в условиях глобальной конкуренции отношения между трудом и вознаграждением развиваются вниз по спирали. Концерн «Фольксваген» пригрозил, что будет строить свои минимодели в Словакии или в Индии. Ликование рабочей партии и профсоюзов было вызвано тем, что удалось воспрепятствовать осуществлению этого проекта. Для Германии это означает, что в будущем за существенно меньшие зарплату и социальные обязательства придется работать больше, включая субботние дни. Высота падения, внушающая страх перед такой глобализацией, особенно велика в богатых социальных государствах. Никто не думает о международной солидарности (например, о том, что немецкие рабочие отнимают работу у тружеников Словакии). В отличие от этого оппонирующая сила глобального гражданского общества покоится на фигуре политического потребителя. Потребитель находится по ту сторону диалектического двуединства «хозяин — батрак». Его противодействие власти вытекает из того, что он везде и в любое время может отказаться от покупок. «Оружие непокупания» нельзя сократить ни в пространстве, ни во времени, ни материально. Оно находится в зависимости от нескольких условий (например, от наличия денег или от превышения предложения над спросом товаров и услуг, когда потребитель может делать выбор). Благодаря этим условиям, т. е. плюрализму покупательских и потребительских возможностей, сокращаются субъективные издержки, что позволяет методом организованного бойкота наказать именно этот продукт именно этого концерна. Фатальным для интересов капитала является то, что против растущей власти потребителей не существует контрстратегии: даже всемогущие мировые концерны не могут уволить своих потребителей. Потребители — в отличие от рабочих — не являются членами корпорации и не хотят ими быть. Совершенно негодным инструментом оказывается и шантаж — угроза производить свою продукцию в тех стра- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА нах, где потребитель еще покладист и готов проглотить все, что ему предлагают. Во-первых, потребитель глобализирован и желателен для концернов именно в этом своем качестве. Во-вторых, нельзя отвечать на протесты потребителей в одной стране переводом производства в другие страны, не нанося вреда самим себе. Не удастся сыграть и на национальной солидарности, противопоставляя потребителей одной страны потребителям другой. Протесты потребителей сами по себе транснациональны. Потребительское общество - это реально существующее мировое сообщество. Потребление не признает никаких границ — ни границ производства, ни границ потребления. Потребители — это совсем не то что рабочие. Это делает особо опасной для капитала их еще не развитую силу противодействия. В то время как сила противодействия рабочих — в соответствии с диалектикой «хозяин — батрак» — напрямую связана с пространственно-временными интерактивными и договорными отношениями, потребитель не знает ни одной из этих территориальных, локальных и договорных связей. При хорошем взаимодействии и целенаправленной мобилизации ничем не связанный, свободный потребитель, организованный в транснациональном масштабе, может сформироваться в острое оружие. Забастовка для одиночки — рискованное дело; не покупать определенные продукты и, таким образом, противостоять политике концернов, напротив, исключает какой бы то ни было риск. Во всяком случае, эта контрвласть потребителей должна быть организованной: без акторов, защищающих интересы гражданского общества, контрвласть потребителей бессильна. Возможности противостояния потребителей зависят от их организованности. Покупательский бойкот адресуется не членам той или иной организации, его трудно организовать, ему нужна целенаправленная драматургия в средствах массовой информации, инсценировка символической политики, при отсутствии внимания со стороны общественности он потерпит крах. Предпосылкой были и остаются деньги. Без покупательской способности нет власти потребителей. Все это ставит силу противодействия потребителей в имманентные границы. 4. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА Ни один путь не ведет мимо нового определения государственной политики. Адвокаты и акторы в глобальном гражданском обществе — вне всякого сомнения обязательные участники глобальной игры между властью и ее антагонистами, особенно если речь идет о проведении в жизнь глобальных ценностей и норм. Но абстрагирование ГЛАВА i. ВВЕДЕНИЕ от изменения основ государства и политики ведет к великой иллюзии нового экстра-политического миролюбия в свободном от экономических и культурных скреп мире. Новый гуманизм гражданского общества позволяет сделать смягчающее заключение: противоречиям, кризисам и побочным следствиям нынешней Второй великой трансформации якобы можно придать цивилизованный вид благодаря новым носителям надежды цивилизационно-гражданского ангажемента в глобальном масштабе. Но это образ мыслей из давно устаревшего арсенала, лежащего за пределами реальной политики. В связи с этим существенно другое понимание проблемы: мета игра может быть преобразована из вдвойне проигрышной во вдвойне выигрышную игру только благодаря изменению государственной политики (в том числе теории политики и государства). Ключевой вопрос звучит так: каким образом можно и нужно раскрыть и преобразовать понятие и организационную форму государства, способного ответить на вызовы экономической и культурной глобализации? В какой мере возможно космополитическое самопреобразование государства? Иными словами, кого считать в духе космополитического макиавеллизма «демократическими князьями» Второго модерна 5? Ответ гласит: космополитический князь — это коллективный актор. Но какой? Разве новые князья — это владельцы концернов, обращаю- Вопрос о космополитическом макиавеллизме, поднимаемый в этой книге, не следует путать с тайными рецептами презирающего людей абсолютизма. Я примыкаю скорее к традиции республиканского макиавеллизма, которая — как показывает Покок в своей книге «The Machiavellian Moment» (1975) — оказала влияние на отцов американской (США) конституции, на ее понятие политической свободы и независимости. Для Макиавелли (1986) власть означает вросшую в закон и опирающуюся на него силу. Ее можно толковать и использовать только исходя из понимания ее социального генезиса и динамики. Власть, с его точки зрения, — это по своей внутренней сути республиканская власть, так что эти понятия почти синонимичны. Власть предполагает контрвласть и может быть достигнута только при возможности быть замененной контрвластью, ей должна постоянно противодействовать контрвласть — в стратегическом процессе взаимодействия на основе институционального порядка. Этот взгляд на вещи Макиавелли приходилось вырабатывать в борьбе против досовремен-ных форм аполитичности. Сегодня подобная постановка вопроса затемняется весьма противоречивыми объединениями представителями аполитичности — от политики системной теории (Луман) через антиполитику постмодернизма, неолиберального самораспускания государства до теоретиков (не акторов!) антигосударственности гражданского общества. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА щие в глобализм «творческое разрушение» Шумпетера? Или, может, это новые давиды, сопротивляющиеся голиафам, т. е. акторам Грин-писа или «Эмнести Интернэшнл»? Или же таковыми могут считаться герои социального государства, называющие себя модернизаторами и пережевывающие неолиберальные теорийки? Нет. Каким бы аполитичным ни казалось представление, что глобальное гражданское общество в состоянии заменить обновление государственной политики, таким же новым и неиспробованным является представление, что, так сказать, гражданское общество берет власть в свои руки. Подобный симбиоз гражданского общества и государства я называю космополитическим государством. Искомыми демократическими князьями глобальной эпохи оказались бы, следовательно, космополитические обновители государства. Ключевой вопрос как для стабилизации глобального гражданского общества, для мирового мобильного капитала, так и для обновления демократии, т. е. вопрос о правилах двойного выигрыша в мировой политике, заключается в том, как освободить идеи, теории и институции государства от тупой национальной ограниченности и открыть их навстречу космополитической эпохе.
|