Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 8 страница
ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА
Глава III Меняющая правила мировая внутренняя политика: к разграничению экономии, политики и общества Каким образом мы можем или должны по-новому воспринимать и реконструировать в космополитической перспективе такие ключевые понятия, как «власть», «господство» и «насилие»? 1. Метавласть мировой экономики Что значит в этой связи космополитизм? Это перспектива, которая направлена против абстрактного, исторически глубоко замороженного понятия государства и политики, основанного на предположении о значении и действенности политических и экономических границ, а также против абстрактного понятия глобального капитала, неотвратимо колонизирующего основанную на принципах государства политику. Если исходить из этих понятий, то возникает картина, в которой политика и экономика соотносятся друг с другом статическим, детерминистским образом. При этом из поля зрения выпадает как раз то, что ставит в центр космополитическая перспектива, - плюралистическая пограничная политика, открытость для действия мировых экономических и государственных акторов. В космополитической перспективе эта борьба за позиции и основы власти должна быть концептуализирована в глобальном пространстве таким образом, чтобы в центре оказались взаимоотношения между политическими и экономическими пространствами. Это значит, что необходимо исследовать, как расшифровываются и приводятся во взаимосвязь политическое измерение глобального капитализма и экономическое измерение глобальной политики. Соответственно, и государство не может больше рассматриваться как политическое единство; скорее, следует проанализировать, в каком смысле государства (и понятие государства) лишаются своего ядра и как они (и само понятие) заново определяются и трансформируются в своих значениях и функциях. Дисциплинарные границы и теоретические ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА позиции разделяют государство и экономику, чтобы потом задаться вопросом об их взаимоотношениях, и таким образом создают аполитичные, абстрактные рамки анализа. В ложном свете предстают стратегические взаимодействия, благодаря которым трансформируется политика, а также последствия таких изменений для формирования и преобразования социальных значений границ, включая вопрос о том, какие новые возможности для деятельности государств открываются в эпоху глобализма. Мы свидетели самых важных изменений в истории власти. Глобализацию следует расшифровывать как медленную, постреволюционную, эпохальную трансформацию национальной и интернациональной, подчиненной государству системы баланса и правил власти. В отношениях между экономикой и государством происходит метаигра, точнее, метаборьба за власть, в ходе которой меняются и переписываются баланс и правила власти национальной и интернациональной государственной системы. Эту борьбу развязала прежде всего экономика, вырвавшаяся из клетки территориальной, организованной на национально-государственных принципах метаигры и усвоившая — в сравнении с территориально укорененными государствами — новые стратегии власти. Властная метаигра означает спор, борьбу за власть и одновременно изменение национально-государственных правил мировой политики. Тот, кто задастся вопросом, откуда стратегии капитала черпают свою метавласть, столкнется со странным обстоятельством. Основная идея была выражена в заголовке одной восточноевропейской газеты, написавшей во время визита Федерального канцлера Германии в 1999 году: «Мы прощаем крестоносцев и ждем инвестиций». Это точный перевертыш классической теории власти и господства, открывающий возможность для максимального привлечения транснациональных предпринимателей. Средство принуждения — не угроза вторжения, а угрожающее не вторжение инвесторов или угроза их выхода из страны. Хуже оккупации мультинациональными компаниями может быть только одно — неоккупация ими. Эта форма господства связана уже не с отдаванием приказов, а с возможностью выгодно инвестировать в других местах — в других странах и с открывающейся угрозой не вкладывать инвестиций в ту или иную конкретную страну. Новая власть концернов основана в этом смысле не на насилии как ultima ratio для навязывания своей воли другим. Вследствие этого она значительно подвижнее, поскольку не связана с определенным местом и применима в глобальном масштабе. Потенциал шантажа, присущий этому виду господства, совершенст- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА вуется благодаря логике экономических действий и экономической власти: нигде и никогда не делать чего-то, не инвестировать без обязательного публичного обоснования; в этом заключается главный рычаг власти всемирно-экономических акторов. Не империализм, а неимпериализм образует ядро глобальной экономической власти. Вышедшее за пределы отдельных территорий возрастание власти экономики нельзя ни подчинить, ни узаконить политически. Оно происходит помимо контролирующих органов развитой демократии, таких как парламенты, суды и правительства. Оно не нуждается в военной мобилизации. Таким образом, власть всемирной экономики покоится на противоположности того, откуда черпает свою силу демократическое национальное государство (демократические выборы, публичная легитимация, монополия на средства насилия). В противоположность этому формула власти транснациональной экономики гласит: преднамеренное, целенаправленное незавоевание. Это ненасильственное, невидимое, намеренное, вездесущее «не-» не нуждается в одобрении и не способно воспринимать его. Еще раз о том же, но другими словами: аполитичный характер отказа от того или иного действия изменяет национально-государственные правила власти, властные отношения между государствами и экономикой, ускоряет и маскирует распространение всемирно-политической власти экономических акторов. Отказ от инвестиций, целенаправленное бездействие принуждает поверх всех границ государства, политические партии, церкви, профсоюзы, рабочих и т. д. к всемирно-экономическому конформизму и торопливому неолиберализму. В то же время инвестиционным решениям вряд ли могут помешать препятствия имплементационного характера, так как они добиваются коллективного признания самым действенным способом — благодаря политике свершившихся фактов 1. Короче говоря, метавласть Сильное влияние транснациональных концернов (ТНК) и связанных с ними прямых иностранных инвестиций (пии) продолжает расти [Kö hler, 2002]. Из 7000 ТНК в 14 крупных народных хозяйствах развитых стран в 1990 г. стало 24 000, в целом в 1993 г. можно говорить о 37 000 ТНК с более чем 170 000 дочерними фирмами; однако эти цифры часто занижены, так как транснациональные акции часто совершаются в форме субконтрактов, франчайзинга, лицензирования или стратегического партнерства и не обязательно отражаются в статистике пии. При этом наблюдается сильная концентрация пии как внутри триады Европа —США— Япония, так и внутри крупнейших тнк. 100 крупнейших тнк ответственны за 14 % пии. Облегчаются прямые иностранные инвестиции благодаря многосторонним договорам (например, Guidelines (т. е. дирек- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА мировой экономики над национальными государствами основывается на возможности выхода «Exit-оption» (Хиршман), которую капитал отвоевал для себя в цифровом пространстве. Это угрожающий всем на планете опыт уже свершившегося или предстоящего исключения государств из мирового рынка, проявивший себя во многих регионах Африки, а также в отношении некоторых государств, входивших в Советский Союз. Этот опыт всемирно-экономическая власть со все возрастающей силой демонстрирует на отдельных государствах. Данная метавласть располагается между категориями легального и иллегального; она не иллегальна, но и не легитимна, а транслегальна; но она обладает силой для того, чтобы переписать доминирующие на го- тивам) Всемирного банка, с другой стороны, благодаря двусторонним договорам на национальном уровне (часто в сторону либерализма). Что касается регионального распределения пии, то прямые инвестиции в развитые страны хотя и несколько сокращаются (из-за более медленного развития и частично из-за рецессий), но возрастают в развивающиеся страны (подогреваемые открытием новых ресурсов, процессами либерализации и приватизации). В то время как пии во вторичном секторе заметно снижаются в сравнении с возрастающими пии в секторе услуг, пии в первичном секторе в 1980-е годы сильно выросли и в развитых странах. Одновременно происходят изменения в организационной структуре (отдаленные друг от друга региональные фирменные центры, производственные центры и функциональные фирменные центры, а также распределенная ответственность). Предприятия все чаще приходят к ограниченному во времени сотрудничеству. К этим возникающим между фирмами связям лучше всего подходит понятие «сеть». Следует делать различие между интегрированным международным производством на уровне фирм и на национальном уровне. Так, почти треть частных состояний во всем мире находится под контролем ТНК. На национальном уровне имеется как поверхностная интеграция (обмен товарами и услугами), так и глубокая интеграция (международное производство товаров и услуг), причем существует тенденция, в значительной степени стимулируемая активностью тнт, в направлении глубокой интеграции. Традиционные концепты и подходы к теме утрачивают свою силу из-за сложных форм разделения труда между фирмами в различных странах, из-за утраты автономии отдельными группами транснациональных фирменных систем; таков, например, концепт национальной принадлежности концернов. Из-за международной интеграции появляются трудности и с повышением налогов. Одна из возникающих здесь проблем связана с установлением меры самостоятельности материнских и дочерних предприятий. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА сударственном уровне правила в национальном и интернациональном пространстве. Как такое стало возможным? Чем это вызвано? Exit-оption, от которой зависит благоденствие или нищета государств, порождает конкуренцию государств, добивающихся глобальных инвестиций и притока капиталов. Следствие: соперничавшие на военном поприще национальные государства Первого модерна превратились в соперничающие на поприще мировой экономики государства-конкуренты Второго модерна. Ключ к власти уже не военная сила, а та или иная позиция государства на мировом рынке. Это значит, что господство государств как относительно их внутренней и внешней стабильности, так и (опосредованно) относительно их легитимности определяется мировым рынком. Аналогия между военной логикой государственной власти и экономической логикой государственной власти бросается в глаза и ошеломляет. Объему инвестируемого капитала соответствуют огневая мощь и вооруженное насилие; правда, с той существенной разницей, что власть возрастает благодаря угрозе не стрелять. Развитие производства является эквивалентом обновления систем вооружения. Учреждение филиалов крупных фирм во многих странах приходит на смену военным базам и дипломатической службе. Старое военное правило «лучшая защита — это нападение» означает следующее: государства должны вкладывать деньги в исследования и развитие, чтобы привести к полному развертыванию атакующие силы глобального капитала. Государства надеются, что вместе с их вкладом в исследовательские проекты и подготовку кадров будет расти и весомость их голоса на глобальной арене мировой политики. Важно, что место старомодного идеологического ведения войны занимает глобализа-ционный дискурс. Кто хочет владеть умами, должен насаждать постулаты неолиберальной глобализации в идентичность, в самосознание человека как самостоятельного предпринимателя. С одной стороны, эту теорему метавласти можно привести методом отражения к классическим теориям власти и господства, как их, например, развивал Макс Вебер. Согласно им всемирно-экономическая метавласть исполняется по отношению к государствам — суверенным, опирающимся на собственную силу носителям легитимности; однако такая власть избегает критериев определения государственного господства, ибо она основана не на насилии, не на военной мощи и интервенции, не на демократическом консенсусе, а служит инструментом национально-государственного права. ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Все эти, на первый взгляд, существенные определения государственного господства предполагают по умолчанию территориальный принцип, формулируют и склоняют территориальное понимание общества и господства в рамках методологического национализма. Только это молчаливо подчиненное значение пространства делает, вопреки всем теориям, понятным единодушное мнение, что господство всегда опирается на насилие. «Всякая политика есть борьба за власть; высшая степень власти есть насилие», — пишет один из самых критически настроенных социологов, К. Райт Миллс, и тем самым всего лишь следует знаменитому веберовскому определению государства как «опирающееся на средства легитимного (т. е. рассматриваемого как легитимное) насилия господство человека над человеком». Макс Вебер цитирует в этой связи Троцкого, который говорил: «Всякое государство основано на насилии». Макс Вебер к этому добавляет: «Это и в самом деле верно» (822). На самом же деле это неверно, тем более применительно к детер-риториальной мета-власти акторов мировой экономики. Но именно это обстоятельство сильно мешает тем, кто, опираясь на методологический национализм, пытается рассматривать и анализировать эту власть как квазигосударство, эрзац-государство. Принципы территориальности и насилия ставят государственной власти жесткие границы. Слабость насилия в его негибкости. Напротив, такое средство власти, как богатство, имеющееся в распоряжении мировых экономических акторов, в высшей степени гибко. В отличие от насилия, которое может использоваться только негативно - в смысле немедленного или потенциального наказания (убийства), богатство позволяет поощрять и наказывать, открывает как позитивные, так и негативные способы применения и дозирования. Кроме того, богатство вызывает одобрение корыстолюбивых, подстрекает торопливых к послушанию из корысти. Если богатство как средство власти объединяется с эффективностью и знанием, то возникает сверхгибкость экономической метавласти. Благодаря знаниям можно изменять политическую повестку дня, вызывать новые потребности, создавать новые рынки, по-новому определять цели, убеждать, уговаривать и даже врагов превращать в союзников. «Знание — сила» (Фрэнсис Бэкон) — этот принцип ведет в той же мере, в какой «время — деньги», как к ускорению (т. е. становится основным капиталистическим принципом), так и к возрастанию своего значения, ибо знания, вложенные в исследования и технологии, обесценивают и ускоряют производство знаний. С другой стороны, первой и самой важной победой глобализации является глобализация дискурса глобализации. Эта дискурсивная УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА власть капитала — глобальная власть целенаправленного незавоевания — может быть значительно лучше понята в категориях теории власти Фуко. Она принципиально отличается от классических определений власти, которые ставят ее в центр и предполагают наличие строго различаемых акторов. Власть, в понимании Фуко, напротив, не есть что-то, что можно иметь или не иметь, она не чье-то достояние; скорее, она вездесуща и проявляется в социальных действиях. Власть выстраивается и применяется как господствующей, так и подчиненной стороной посредством повседневной дискурсивной практики. Она невидима и естественна в той мере, в какой ей удается интегрироваться в идентичность индивидов. В действительности власть, угрожающая отказом от инвестиций, уже сегодня распространена повсеместно. Сообразно с этим глобализация — это не право выбора, а господство, не осуществляемое никем. Никто ее не начинал, никому не дано ее остановить, никто за нее не отвечает. Слово «глобализация» означает организованную безответственность. Ты ищешь кого-нибудь, к кому можно обратиться с жалобой, против кого можно выступить с протестом. Но не существует такого учреждения, нет ни телефонного номера, ни электронного адреса. Все являются или чувствуют себя жертвами, никто не является и не чувствует себя преступником. Даже боссы концернов, «современные принцы», должны, исходя из понимания своего места, приносить свои мысли и поступки на алтарь share-value 2, если не хотят быть вышвырнутыми. Чем глубже глобализационный дискурс проникает во все капилляры социальной жизни, тем могущественнее становятся всемирно-экономические акторы и стратегии. Эта дискурсивная метавласть глобализации не в последнюю очередь конкретизируется в принципе tina: There is no alternative. Сегодня много говорят о множественных модернах — европоцентристский западный монизм модерна сломлен прежде всего из-за постколониализма, но также благодаря вниманию к транснациональным формам жизни, социальным сетям, идентичностям, как это вскрыла cultural theory и идущие в ее русле исследования. Но эта множественность отличающихся друг от друга в культурном отношении самодеятельных модернов и мозаик модернизации в лучшем случае выражается в гипотезах об альтернативных формах капитализма, но не в альтернативе самому капитализму. Гегемония глобализационного дискурса парадоксальным образом проявляется именно в том, что ей вроде бы противостоит, — в международной дискуссии о новом, не- 2 общих ценностей (англ.). ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА стандартном многообразии модернов. Эта дискуссия замалчивает то, что должно из нее исключаться, — неолиберальный монизм и безальтернативный мировой рынок Споры вокруг модерна идут с тех пор, как существует сам модерн. После краха социалистической альтернативы модернизации современные контроверзы о содержании, целях, институциях будущей модернизации не только постмодерны или постколониальны, но прежде всего постреволюционны. Общество мирового рынка, которое вводит и натурализует глобализационный дискурс, не знает, в отличие от национального, построенного на демократической основе общества, двухпартийной (по меньшей мере) системы, диалектики правительства и оппозиции, высказываний за и против, борющихся за будущее человечества. Вместо спора об альтернативных формах будущего доминирует глобализационный дискурс tina и, как следствие, моральное противопоставление черного белому, мирового добра (в лице модернизаторов) мировому злу (в лице антимодернистов). Последние окапываются в недоступных для других зонах метрополий и мирового общества, где — как когда-то в замке призраков Шпессарте — бесчинствуют такие призраки, как ежедневные вечерние новости, курсы акций, международная наркоторговля, кузницы террористов и угрожающие жизни киллеры. Примыкая к теории и истории власти Михаэля Манна (1986, 1993), можно уточнить: всемирно-экономическая метавласть экстенсивна и диффузна, но не интенсивна и не авторизована. Она экстенсивна в смысле дискурсивной гегемонии неолиберальной глобализации. Эта глобализация учреждает поверх всех национальных, этнических, ре-лигионых, кастовых, классовых, территориальных и временных границ и разделения по половому признаку взаимосвязь обобщенных властных отношений, минимум всемирной конкуренции, зависимости и кооперации. Эта властная взаимосвязь не интенсивна, потому что она не предписывает иерархического принуждения, послушания и подчинения приказам. В то же время речь идет не об авторизованной, а о диффузной власти, диффузной потому, что речь идет об анонимной власти, не имеющей центра, отчетности и четкой структуры ответственности. Не авторизованной (в смысле Манна, но и в смысле легитимности господства у Макса Вебера) метавласть является в конечном счете потому, что она не располагает (собственной) легитимностью, вследствие чего вера в легитимность всемирно-экономической метавласти со стороны подчиненных — государств, стран, культур, обществ — продолжает оставаться сомнительной. Более того, чем могущественнее, УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА экстенсивнее, диффузнее проявляет себя (или кажется, что проявляет) власть всемирно-экономических акторов, тем очевиднее проявляется нелегитимность, ее потребность в легитимности. Таким образом, в глобальном пространстве возникают новые, в высшей степени хрупкие и гибкие, не узаконенные ни демократическим обществом, ни государством, определяемые только экономикой образования метавласти, которые уже не являются только экономикой, но еще не стали государствами. Это квазигосударства, весьма предрасположенные, с одной стороны, к охватывающим весь мир движениям сопротивления, к антиглобалистским коалициям разного толка, и с другой стороны, подверженные вытекающим отсюда рыночным катаклизмам. Именно проблемы легитимности, кризис легитимности всемирно-экономической метавласти нарастают вместе с расширением этой власти и несут в себе далеко идущие политические последствия. Вывод гласит: метавласть стимулирует подверженность насилию и тем самым зависимость мировой экономики от государственной власти. Всемирно-экономическая метавласть порождает подверженность насилию и зависимость от силы Ханна Арендт (1970) указала на противоречие между властью и насилием, которое радикализируется вместе с развитием модерна. «Говоря политическим языком, недостаточно сказать, что власть и насилие суть не одно и то же. Власть и насилие — это противоположности. Где господствует одно, там нет места другому… “Безнасильственная” власть — это плеоназм. Насилие может уничтожить власть; оно абсолютно не в состоянии порождать власть» (57). «Даже самая прочная власть может быть уничтожена насилием. Из стволов винтовок всегда исходит самый действенный приказ, рассчитывающий на немедленное и безусловное повиновение, но эти же стволы никогда не смогут породить власть» (54) 3. На прогностическую силу диагноза Арендт указывает то, что она, обосновывая свой тезис, говорит о коммунистической, восточно-европейской системе насилия и при этом дает формулировки, которые могут восприниматься как предсказание «мирной революции»: «Там, где сила противостоит силе, победителем всегда оказывается государственная власть. Но это абсолютное превосходство действует лишь до тех пор, пока структура государственной власти остается безотказной, т. е. пока исполняются приказы, а полиция и армия готовы применить оружие. Если этого не происходит, то ситуация круто меняется. ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Таким образом, под силой подразумевают средства и процессы физического принуждения, направленные в конечном счете на жизнь. Сила, организованная на военных принципах, и есть тот самый случай реальной опасности, на котором Карл Шмитт основывает понятие политики. Напротив: власть возникает из суммы одобрения действий и решений. Стабильность власти не в последнюю очередь основывается на бесспорности одобрения. Власть, возникающая из бесспорности, исчезает с горизонта сознания: естественность, забвение и величие власти позитивно взаимосвязаны. Можно даже сказать: там, где никто не говорит о власти, она бесспорна и в своей бесспорности одновременно надежна и сильна. Там же, где власть становится темой разговоров, начинается распад. Если власть лишается одобрения, разрушается контроль силы, независимо от того, начинается приватизация этой силы или же полиция и армия, привлеченные для усмирения взрывов насилия, уже не могут рассчитывать на одобрение. Граница, от которой конфликты метавласти перерастают в акты насилия, преступается тогда, когда кризис легитимности начинает разрушать государственную монополию на силу. Отсюда следует, что в играх метавласти распадается бесспорность власти и нарастает опасность необузданных вспышек насилия и эскалация насильственных действий. Вероятно, не случайно примерно в одно время с Ханной Арендт в 60-е годы хх века еще два теоретика современного общества — Толкотт Парсонс и Ральф Дарендорф — с помощью точно таких же аргументов говорили о зави- Восстание уже не может быть подавлено; более того, оружие переходит в другие руки, причем нередко, как это было в Венгерской Республике, в течение нескольких часов… О революции можно говорить только в том случае, когда подобное происходит, когда крушение государственной власти становится очевидным, а восставшим позволено вооружиться… Если приказы не выполняются, применение силы бессмысленно. И вопрос, где принимается решение о том, следует ли вообще подчиняться приказам, т. е. вопрос о соотношении между приказом и повиновением ему, не имеет абсолютно никакого значения. Ответ на этот вопрос зависит от “мнения” и, разумеется, от тех, кто это мнение так или иначе разделяет. Тогда-то и выясняется, что все зависит от силы, которая стоит за восставшими. Внезапное драматическое крушение власти, характерное для революций, показывает, насколько так называемое повиновение граждан — ограничениям, учреждениям, правящим или господствующим силам — является делом общественного мнения, а именно демонстрации позитивной поддержки и всеобщего одобрения… Только… солдаты-роботы могли бы что-то изменить в этом принципиальном превосходстве власти мнения над силой» (49 и сл.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА симости власти от консенсуса и даже систематически предсказывали крушение советского режима: «Власть в строгом смысле всеобщего общественного медиума, — пишет Парсонс, — содержит в себе существенный элемент консенсуса. Власть покоится на наличии и использовании институционализированных возможностей влияния; благодаря возможностям влияния система власти наделяется консенсусом в рамках общественных ценностей. Не всеобщая легитимация власти и господства является особым достижением демократических институтов, а посредничество консенсуса применительно к использованию власти совершенно определенными лицами или группами и принятию совершенно определенных, обязательных решений; ни один общественный институт, принципиально отличающийся от демократических институций, не способен этого достигнуть. Одной только всеобщей легитимации в высокоразвитых демократических обществах и системах управления недостаточно. В этом смысле решающей является функция системы демократической ассоциации, заключающаяся в регулировании участия членов в выборе руководителей и формулировании главных направлений политики, а также в заботе о возможностях влияния и о подлинном выборе между альтернативами. Мне ясно, что из этого следует: вероятнее всего такая позиция долгое время не сможет полностью охватывать тоталитарные коммунистические организации и их политические и интеграционные возможности. Но я предвижу, что коммунистическая организация общества окажется нестабильной и будет или приспосабливаться к демократии избирательного права и создавать многопартийную систему, или деградировать в сторону менее развитых и в политическом отношении менее эффективных организационных форм; во втором случае коммунистические страны будут развиваться значительно медленнее, чем в первом. Это предсказание не в последнюю очередь опирается на то, что коммунистическая партия везде подчеркивала задачу воспитания народа для жизни в новом обществе. В долгосрочной перспективе ее легитимность наверняка будет подорвана, если партийное руководство и дальше не будет доверять народу, который оно же и воспитало. В нашем понимании доверять народу — значит доверить ему часть политической ответственности. А это означает, что монополитическая партия в конечном счете будет вынуждена отказаться от монополии на политическую ответственность» [Parsons 1970, 70 f]. Ральф Дарендорф, критик Парсонса в 60-е годы, аргументирует аналогичными доводами: «В известной степени из дефиниции тоталитарного государства следует, что в нем отсутствуют условия для организации заинтересованных оппозиционных групп. Хотя социаль-
|