![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 7 страница
10 Т ак, в 1909 году было примерно 37 наднациональных правительственных и 176 НПО, в то время как в 1989 году в транснациональном пространстве действовало примерно 300 наднациональных правительственных и 4624 НПО. В середине XIX века проходили две или три конференции (съезда), организованные и профинансированные наднациональными организациями; в 1998 году состоялось ровно 4000 таких мероприятий. Когда представляешь себе многообразие дискуссий на конференции 1992 года по проблемам земного климата (Рио-де-Жанейро) или на конференции 1995 года по правам женщин (Пекин), то уже один факт созыва этих конференций — а не только их возможные неудачи — свидетельствует о связующей силе сознания риска (см. об этом: Held и . a. 1999). ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА 3. КОММУНИТАРИСТСКИЙ МИФ Широкое осознание социальной рефлексивности грозящих человечеству опасностей одновременно устраняет то, что можно назвать комму-нитаристским мифом, т. е. сначала должны быть в наличии общественные связи и только потом в этих национальных или этнических, территориально ограниченных рамках и пространствах станет возможной политическая деятельность. Этот временной и логический приоритет заданной общности, якобы являющейся единственной формой, в которой возможна сначала общественная и только потом и благодаря этому политическая деятельность, путает отсутствие связующей силы решений и коллективного действия как такового с политизирующим воздействием воспринимаемых опасностей. Методологический национализм основывается на фиксации не только государственного, но и этнического начала. Национальная социология, опираясь на мнимую заданность и приоритетность общности, которая создает политическую идентичность для политических действий индивидов, приходит к ложному выводу: она отворачивается от задаваемого Дьюи вопроса о том, может ли быть независимой общественная открытость (и тем самым политическая деятельность) от предварительных эссенциалистских решений. Коммунитаристский миф, таким образом, ведет к параличу мысли, из-за чего не видно главного — как, собственно говоря, создаются общественное транснациональное пространство и политика действенной опеки и обязанностей индивидов. Если принцип коллективности не вытесняется, то не разрушается и политическое действие. Вероятно, возникает новая форма одновременно индивидуализированной и глобализированной общности риска, которая рождается (при соответствующих условиях в мировом масштабе) из конфронтации модерна с непроизвольно вызванными им самим же последствиями и угрозами. Ключевое возражение против теории национального подхода и национального государства одновременно вскрывает и монологически-национальный самообман этого метода: история насилия, мифы, кажущиеся ценности национальной идеи возникали, пересекая границы, нарушая границы, т. е. они всегда транс национальны, и в конечном счете могут быть реконструированы и поняты только в рамках космополитического взгляда. Национальная история, если она не удваивает национальное право, есть история транс национальная, кровавая история империализма, колониализма, порабощения, войн, нападения и защиты, история обществ-преступников, которые видят в себе вечных жертв. Только тот, кто отходит от национально-государственной УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА парадигмы, в состоянии понять скрытую транснациональность национального сотворения мифов. Расшифровка национализма и его государственной идеи возможна только в рамках космополитического объяснения сути дела. Только постнациональная и транснациональная смена перспективы может соответствующим образом реконструировать и деконструировать национализм как глобальный принцип наведения порядка XIX—хх веков. Образ эгоцентричного, интровертив-ного национализма, который, анализируя его на собственной базе, создает Энтони Смит (1995), — это ложное, отражающее только одну сторону понятие, упускающее из виду имперский интеграл. Национально-государственный модерн есть экспансионистский проект, эмоциональная и политическая сила которого вытекает из постоянного нарушения границ — нации, рынка, науки, техники. Энтони Смит совершенно не замечает, что кровавую историю и политическую активность национальных обществ можно понять только с точки зрения постнационального столетия, его истории и социологии и что только через такое объяснение национализма можно прийти к главному методологическому проекту космополитического просвещения. Если и возможны немецко-еврейские, немецко-французские, французско-алжирские, британско-индийские, североамериканско-южноамери-канские, польско-русские, японско-китайские и т. д. проекты взаимопонимания и институционализированные, диалогические форумы воспоминаний, где можно было бы раскрыть, распутать и, может быть, даже устранить травмы и мифы национальной эпохи, то только возвращаясь к начальным этапам, когда складывались эти отношения. Для этого нужна метаточка зрения, в которой национальные точки зрения могли бы сравниваться и меняться местами таким образом, чтобы каждую из них можно было поставить в определенный контекст, используя при этом систематическую смену перспектив. Только так будет возможно открыть друг для друга изолированные монологи национальных обществ, в которых постоянно повторяются и закостеневают стереотипы своего и чужого, а также осознать особость, своеобразие собственной точки зрения. «Освобожденная из национального контейнера “история” может уже и не быть славной историей. Скептически рассказанная история неожиданно подчеркивает былую несправедливость собственной нации. Появляется чувство вины. Космополитическая память означает, наряду с прочим, необходимость признать и включить в свою историю также историю (и историческую память) “других”. Такой угол зрения оттесняет историю уверенной в своей правоте нации на задний план. Героическая история Первого модерна — это история “дея- ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА тельных” преступников. Напротив, история Второго модерна становится историей “бездеятельных” жертв. Им причиняют или причинили зло, и это дает им право на моральное превосходство. В Первом модерне различение между памятью преступников и памятью жертв было важным аспектом взаимного непонимания и служило отграничению одних от других. Во Втором модерне осуществляется компромисс, основанный на взаимном признании истории другого. Именно этот акт примирения становится главным переживанием памяти. Речь во многих отношениях идет уже не о неправедных деяниях как таковых (так как пострадавшие чаще всего уже стали жертвами биологического времени), а о том, как их потомки обойдутся со своими историями и своей исторической памятью. Иными словами, приобщение другого смягчает различение между памятью виновников и их жертв. Остается только память об общей истории. Не общность судьбы, порожденная угодными кому-то мифическими представлениями и служащая продолжению прежнего процесса, а осознанное, добровольное приобщение к страданиям другого создает космополитическую память о прошлом. Таким образом, из коммуникации и взаимозависимости возникает новая морально-политическая ответственность. И не только это: возникают новые космополитические установки Второго модерна. Космополитическая память как эпистемологическое начало ставит под вопрос так называемый методологический национализм» [Levy / Sznaider 2001: 236 f.]. Космополитический режим означает в этой связи, что национальные монологи о принесенных жертвах, отмечаемых как праздники национальной исторической памяти, заменяются транснациональными формами, диалогами и форумами памяти, которые позволяют прийти к взаимному открытию глубинной сути нации — ее мифотворчества. Национальный модерн, ориентированный на фиксацию однородности, предельно умалял образующую идентичность силу межнационального, межэтнического, межрелигиозного диалога — силу, часто мучительную и парадоксальную, диалогической фантазии. Именно эту силу проверяет и учреждает космополитический взгляд. Это значит, что национальные пункты непроизвольно превращаются в интернациональные, в пункты, где должны создаваться условия для встречи и обеспечиваться публичность этого процесса. Необходимы транснациональные организации, объединенные общими интересами, и национально-интернациональные всемирные партии или же соответствующим образом переориентированные и реорганизованные партии, которые отражали бы и укрепляли пространство транснационального опыта и горизонты транснациональных ценностей. Тесное сближение УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА чужих идентичностей является неисчерпаемым источником креативности и конфликтов. Без испытания способов урегулирования транснациональных конфликтов в центре национально-государственных, политических и корпоративных организаций может возникнуть угроза предстоящей нам фазы появления рефлексов ренационализации или вступления в постполитическую эру высокой технократии. 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК ОШИБОК Существует пять систематических ошибок методологического национализма, которые обнаруживает и исправляет Новая критическая теория, на которых она проверяет свой теоретический уровень и доказывает свою эмпирическую плодотворность. Во-первых, это самовольное включение в социологическую перспективу наблюдения и анализа границ, категорий, представлений об общественном устройстве и вариабельности, присущих национальному взгляду. Приведем пример. Если политика и общество отказываются от границ и разгосударствляются, то в результате то, что считалось по отдельности национальным и интернациональным, становится неделимым, а кажущаяся однородность, т. е. священное средоточие национально-государственного пространства власти, становится непосредственным полем интервенций со стороны интернациональных, наднациональных и транснациональных акторов, организаций и «кризисных происшествий». Больше нельзя делать вид, будто, например, национальные неравенства и конфликты поддаются анализу с помощью национальной методологии, как нельзя исходить из того, будто акторы, темы, бюрократические системы и властные органы внутренней политики совпадают с акторами, темами, бюрократическими системами и путями влияния, что молчаливо допускается национальным взглядом и методологическим национализмом. Новая критическая теория, напротив, концептуально показывает, что классические границы между внутренней и внешней политикой размываются и стираются, что отдельные политологические дисциплины, такие как международная политика и национальная наука управления, освобождаются от догм национального взгляда и объединяются и что наука управления должна быть создана заново, под космополитическим углом зрения. Такие, с классической точки зрения, внешние факторы, как глобальные риски, глобальные нормы, наднациональные акторы, условия жизни и нарушения прав человека в Африке и арабском мире, ста- ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА новятся внутренними вариантами и должны быть поставлены в систематическую взаимосвязь с их отражением в национальной общественности, в политике национальных и интернациональных объединений, НПО и т. д., «и при этом должна быть преодолена ориентация исследования международных отношений на государство». Перед лицом факта, что «управление во все большей мере происходит в “пространстве без границ”, постоянно критикуемое, но все еще характеризующее эту дисциплину разделение между внутренней и внешней политикой, между наукой управления и международными отношениями можно считать окончательно устаревшим. Речь идет не только о том, чтобы включать национальные факторы объяснения в анализ интернациональных политических процессов или подчеркивать важность интернациональных доминант в национальном политическом процессе, как это не раз делалось в прошедшие годы; а о том, чтобы поставить под вопрос само деление политики на внутреннюю и внешнюю. Требуется понимание того, что такие традиционные понятия, как “внутренняя политика” и “внешняя политика” или “общество” и “государство” все меньше годятся для аналитического подхода к вызовам, связанным с глобализацией и “управлением без границ”» [Grande / Risse 2000, 251 f.]. Во-вторых, это ошибки, заблуждения и искажения национального и национально-государственного центризма. Здесь важно представить себе кажущуюся невозможной возможность следующего: то, что в национальной перспективе предстает распадом и гибелью, с космополитической точки зрения может рассматриваться и анализироваться как вклад в новый порядок. Хотя денационализация экономики подрывает способность национального государства к самостоятельной политико-экономической деятельности, она же может стать важным шагом к транснационализации этого государства. Денационализация государства содействует национальной плюрализации общества и тем самым, возможно, космополитизации государства. Точно так же денационализация права может привести к разнообразным формам транснационализации и космополитизации права и государства. Мы, разумеется, не утверждаем, что это обязательно произойдет и уж тем более что крах национально-государственного устройства станет причиной установления космополитического режима. Но совершенно ясно, что расширение поля зрения и взаимодействие национальной и космополитической точек зрения играют в этом процессе центральную роль. В незыблемом методологическом национализме процессы и феномены, выходящие за его рамки, обязательно УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА игнорируются или рассматриваются как распад, в то время как в космополитической перспективе, по крайней мере, может и должен ставиться и исследоваться вопрос возникновения нового строя, т. е. не является ли кажущийся крах существенным элементом трансформации. Вполне возможно также, что кажущиеся непоколебимыми результаты исследований, достигнутые на основе опыта национального государства, нельзя переносить на транснациональное пространство опыта. Благодаря переплетению политики в национальном и транснациональном пространстве власти могут проявиться противоречивые качества и функции, когда в национальном масштабе способность к действиям уменьшается, а в транснациональном — увеличивается (см. об этом с. 332 и сл.). В-третьих, это неисторичность и абстрактность государства и понятия государства. То новое, что открывает космополитический взгляд и ради чего следует открывать теорию политического действия, заключается в глобализации контингентности [Palonen Karl 1998]; точнее, контин-гентизации национальной политики; более того, понятия государства и политики через посредство экономической, культурной и политической глобализации. Так называемым побочным последствиям глобализации удается извне и в широких масштабах добиться того, чего революционные движения не добивались изнутри и что было немыслимо для Макса Вебера, а именно прорвать железный футляр национально-государственной зависимости и открыть путь к политике. «Это новое изобретение политики не должно ограничиваться национальным уровнем и сферой политики социального государства. Примеры глобализации и политизации встречаются также в области защиты прав человека и окружающей среды. В обеих сферах глобализация социальных движений гражданского общества и негосударственных акторов (нпо) создает предпосылки для проникновения международных норм во внутреннюю политику 11 … Вполне можно допустить, что дни иерархически структурированного национализма сочтены и что, напротив, организация политического господства на основе международных взаимосвязей и взаимозависимостей, при которых национальные государства упраздняются, откроет новые возможности действия в глобализированной экономике и культуре» [ Grande / Risse 2000, 241, 245]. Это, однако, не означает, что государство перестает играть какую-либо роль, но эта роль государства остается неясной и открытой для разных государств — конкурентного, неолиберального, неона- Ср.: Keck / Sikkink 1998; Risse et al., 1999; Beetham 1995. 80 ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА ционального, государства, существующего только как название, гло-кального, космополитического государства и т. д. В-четвертых, следует проводить четкое различие между национально-государственной и государственной ориентацией. Новая критическая теория выступает против разгосударствления политического мышления и ищет предпосылки и возможности самостоятельного перехода государства в государство космополитическое. Такая постановка вопроса разными способами подменяется посредством: - неолиберального подхода, согласно которому государство не отмерло; напротив, оно располагает возможностью внутренней трансформации, но использует ее односторонне — в плане приспособляемости к мировому рынку, например, через приватизацию (трансферт состояний и контроля за такими сферами общественных услуг, как здравоохранение, транспорт и телекоммуникация в частные руки) или дерегулирование (разрушение национальных границ и линий защиты при движении капиталов и финансовом обмене); эта позиция удивительным образом сближается с точкой зрения ее решительных критиков, а именно с точкой зрения представителей международной политической экономии. Здесь тоже доминирует примат экономизации: если национальное государство хочет выжить в глобальной рыночной экономике, оно должно превратиться в экономическое государство, конкурентоспособное государство, неолиберальное государство. Чем сильнее национальное народное хозяйство интегрировано в глобальные рынки, тем больше плата за экономическую политику, ориентированную ради достижения полной занятости не на либерализацию и дерегулирование, а на экспансионистскую денежную и фискальную политику 12; - подчеркивания governance (управления) в противоположность government (правительству), а также ставки на глобальное гражданское общество с целью демократизации наднациональной власти и господства и — как deus ex machina — для решения глобальных проблем. В-пятых, национальная оптика искажает взгляд на ключевой вопрос: каковы основы легитимации, необходимой для трансформации правил игры в эпоху перехода от национального к космополитическому модерну? Или, формулируя вопрос по-другому, какие доводы приведут в свое оправ- Gill 1995; Strange 1996; Narr / Schubert 1994; Hirsch 1995; Altvater / Mahnkopf 1996; Schirm 1999. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА дание наднациональная власть и господство? 13 Методологический национализм проецирует свое понимание легитимности на новые, транснациональные уровни формирования власти и ее антагонистов. Отсюда легитимность наднациональной власти есть легитимность, производная от национально-государственного устройства. Наднацио- Андре Гунтер Франк в своей захватывающей книге «ReOrient: Global Economy in the Asian Age» (самой, кстати, решительной и тщательно аргументированной работе, направленной против воззрений Маркса и Вебера, какая когда-либо попадалась мне в руки) показывает, что отождествление историографии с национальной историографией ведет к сходным ошибкам и заблуждениям, которые можно систематически раскрывать и исправлять только в рамках всемирной историографии. Правда, чтобы избежать недоразумений, следует отметить, что называемое Франком глобальной перспективой, не совпадает с тем, что я называю космополитической перспективой. Она не обязательно должна быть глобальной, а может быть транснациональной, глокальной и т. д. Обосновывая свою глобальную перспективу, Франк указывает на то, что методологический национализм (выражаясь моим языком) запутывается в двух источниках ошибок. Во-первых, он раз за разом делает один и тот же ложный вывод о внутренней причинной зависимости; во-вторых, он сводит варианты исторического развития к «или-или»: эволюция или упадок. «Принципиальная цель в том, чтобы показать, почему нам необходим глобальный взгляд и подход, который позволит нам анализировать не только историю мировой экономики, но также отдельные ее регионы и особенно секции, районы и страны внутри глобального целого, частью которого они являются. Говоря конкретно, нам необходима глобальная перспектива, чтобы заметить, понять и объяснить — одним словом, воспринять — то, что кроется за формулами типа “подъем Запада”, “развитие капитализма”, “гегемония Европы”, “подъем и упадок великих держав” (включая Великобританию, Соединенные Штаты Америки и бывший Советский Союз), “превращение в третий мир Лос-Анджелеса”, “восточно-азиатское чудо”… Ни одно из этих событий или развитий не было обусловлено структурами и действиями, которые можно понять изнутри. Все они были частями или моментами структуры и развития единой мировой экономики» (4). Франк ставит созданное Европой представление о себе и о европейской социологии с головы на ноги: «… Это был мир, сотворенный Европой» (3). «Европа забралась на спину Азии, потом встала ей на плечи — временно» (5). В то же время всемирно-исторический анализ Франка показывает, что (опять-таки выражаясь моим языком) различение между методологическим национализмом и космополитизмом является различением между ложной и правильной историографией и не относится к нормативным или политическим вопросам. ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА нальное господство мыслится и легитимируется как национально-государственное господство. Моделью служат теории договора; в соответствии с ними легитимность наднациональной концентрации власти возникает из договоров, заключаемых между предполагаемыми национально-государственными субъектами. Но, таким образом, методологический национализм игнорирует ключевой вопрос о том, как при переходе от национальной эпохи к космополитической происходит смена легитимационных основ политического действия. Режим мирового гражданства не есть возведенный на более высокий уровень национально-государственный режим; во всяком случае, не обязательно становится таковым даже чисто эмпирически. Но отсюда вытекают щекотливые проблемы: какой вид легитимности может потребоваться режиму, который, с одной стороны, внутренне меняясь, функционирует под видом узаконенного национально-государственного господства, но с другой стороны, считается не только партикулярно-территориальным (как национальная форма господства), но универсально-глобальным образованием? Совместимо ли транснациональное право, опирающееся на космополитический режим, с идеей демократии; не ставит ли оно на ее место другие модусы легитимации, например идею самообоснования? 14 Поэтому необходима смена парадигмы, характеризующаяся такими противоречащими национально-государственному статусу понятиями, как интернациональный и космополитический. Как следствие этого различения возникает новый образ мира. Национальный космос распался на четко определяемый внутренний и внешний, в центре которого правит и устанавливает порядок национальное государство. Во внутреннем пространстве опыта воспринимаются и разрабатываются темы труда, политики, культурной идентичности и вытекающие отсюда конфликты в рамках нации, учреждающей коллективное единство действий. Внешнее, интернациональное пространство опыта соответствует образу мультикультурализма, в котором, отграничиваясь от чужого и снимая эти границы, отражается и утверждает себя национальное самосознание. Различение между национальным и интернациональным, следовательно, всегда было чем-то большим, чем просто различение; оно, скорее, действует перманентно, как подтверждающее себя пророчество. Антитеза космополитического взрывает эти смысловые рамки изнутри. В перспективе методологического космополитизма вдруг становится ясно, что национальное нельзя четко отличить от ин- Этот вопрос будет рассмотрен в последней главе. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА тернационального, на этом пути можно отграничить друг от друга однородные образования. Таким образом, источник власти национального государства размывается изнутри и снаружи, и возникают новая оптика, новая перспективность пространства и времени, новые координаты социального и политического аспектов, новый образ мира, оправдывающий новое эпохальное понятие — Второй модерн (табл. 3). Что отличает Второй модерн от постмодерна? Пишущие о постмодерне делают упор на устранении границ — благодаря «networks» 15 (Кастеллс), «flows» 16 (Бауман), «scapes» 17 (Аппадураи). Напротив, теория Второго модерна ставит в центр вопрос о том, как перед лицом неопределенности государственного суверенитета возникают другие, специфические для данного контекста, т. е. изменяющиеся, множественные пограничные конструкции? Космополитическая перспектива, таким образом, противоречит постмодернистскому устранению границ. Но именно там, где мир лишается границ, где стирается различение между национальным и интернациональным, нужно не в последнюю очередь решать вопрос о том, кто должен принимать решение и нести за него ответственность [Beck / Bonss / Lau 2001]. Это разграничение между национальным и транснациональным принятием решения и ответственностью за него становится неоднозначным. Бывают специальные наделения ответственностью (ad-hoc-Zu-rechnung), произвольные наделения, множественные компетенции и т. д., а также политические инструменты их осуществления. Существенно то, что эта транснациональная метаполитика множественных границ, эта диалектика космополитизации и денационализации стратегий не попадает в поле зрения, не расшифровывается и систематически не изучается ни в национальной, ни в постмодернистской перспективе; это становится возможным только в перспективе космополитической. Однако парадигматическое противоречие между (интер) национальностью и космополитизмом служит обоснованием не логической или временнó й исключительности, а отнюдь не мирного сосуществования переходного периода, своеобразной одновременности неодновременного. Его не следует понимать как игру с нулевым балансом — что теряется в национальном масштабе, выигрывается в космополитическом, и наоборот. социальным сетям (англ.). потокам (англ.). разветвлениям (англ.). ГЛАВА ii. КРИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА То же самое относится и к конфликтам между полами, классами, этническими образованиями, лицами традиционной и нетрадиционной половой ориентации; хотя эти конфликты зародились в национальных рамках, в действительности они давно уже вышли за их пределы, переплелись и обрели транснациональный характер. Очевидна также космополитизация социальных движений, как и тот факт, что эти движения стали носителями глобального сознания, глобальных ценностей, конфликтов, требований, прав и обязанностей. Таблица 3. Смена парадигмы социальных наук от Первого ко Второму модерну
УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА
|