Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 11 страница
УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА давая при этом ситуации, выгодные для всех, а не динамику, при которой победители получают все». Однако сила убеждения неолиберального режима зависит от успеха, при неудачах она убывает. По мере того как возникают и воспринимаются мировые кризисы и риски, приводя к глобальным перекосам и конфликтам, растут шансы противостоящих им космополитических движений. Как победное шествие неолиберализма относится к национальному и космополитическому взгляду? Неолиберальный паровой каток вызывает противоречия и сопротивление, но в качестве глобальной политики устранения границ, возможно, открывает простор для космополитического века. Наследие неолиберальных противоречий не обязательно ведет к ренационализации мира, оно могло бы привести и к самокритичному космополитизму. По каким приметам можно узнать, как далеко простирается власть неолиберального режима, где он кончается и каким образом может быть поставлен под сомнение? Какие индикаторы свидетельствуют о подъеме неолиберализма в мировой политике, а какие о его упадке? Неолиберальный режим исключает выбор и манеры поведения, которые не способствуют, а препятствуют связям с глобальными структурами (и рынками, институциями). Поэтому стратегия экономического национализма — национализация ядерной индустрии, правовое благоприятствование национальной экономике, законы о допустимых размерах иностранного капитала — дискредитировала себя. Там, где эта стратегия по-прежнему в ходу, она стала обязательной для оправдания. Можно сказать, что место само собой разумеющейся исключительности национального взгляда занял дуализм протекционизма и открытости миру. Все попытки (даже таких многонаселенных стран, как Советский Союз или Китай) минимизировать или вовсе обрубить связи с мировой системой обернулись своей противоположностью. Китайская версия социалистической рыночной экономики была прежде всего нацелена на открытость и частичное участие Китая в глобальных связях и институтах. Не исключение, а включение в глобальные потоки капитала, информации и коммуникации, науки, технологии, туризма, а вместе с этим и миграции, преступности стало доминирующей мировой политикой. Идеал автаркического государства ушел в прошлое. Неолиберальный режим принимает решение о включении в мировую экономику или исключении из нее. Его власть покоится на потенциальном экономическом и моральном обособлении целых государств и их народов. Не только государства обособляют другие государства. В условиях неолиберального режима не-государства обо- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА собляют государства и их население, просто-напросто отказываясь их инвестировать. Фактическое или предстоящее исключение государств или национальных обществ связано с различными причинами: подъемом или падением на мировом рынке, поощрением или наказанием перед мировой общественностью. В одном случае они исключаются из круга благоприятных для инвестирования государств, в другом — из круга признанных государств, лишая их материальной базы или признания. Негосударственная власть всемирно-экономических акторов осуществляется не умышленно, она, говоря юридическим языком, непреднамеренна. Значимость и сила сцепления неолиберального режима не в последнюю очередь связана с тем, что его нормы учреждаются в глобальном масштабе, т. е. включают национальные государства в качестве исполнительных органов. Международный валютный фонд создал систему наблюдения, в которой применяются нормы «хорошего» поведения на национальном и муниципальном уровне. Неолиберальный режим предусматривает обязательные глобальные решения, направленные против сопротивления отдельных государств. В соответствии с этим пропагандируется и используется универсальный принцип policy mix 11. Политические реформы должны быть ориентированы на достижение экономических целей — низкой инфляции, уравновешенного бюджета, устранения препятствий для торговли и контроля за валютой, максимальной свободы для капитала, минимального регулирования рынка труда и создания гибкого, легко приспосабливающегося к обстоятельствам социального государства, побуждающего граждан к труду. Вот цели реформы, проводимой неолиберальным режимом. Таким образом, экономическое господство может оставаться вне политики, так как приспособляемость к международной экономике, прежде всего к глобальным финансовым рынкам, стала компасом правящей национальной политики. Лакмусовая бумажка растущего господства неолиберализма — то, насколько сигналы-рекомендации глобальных рынков становятся рациональным масштабом политических решений и реформ. В той мере, в какой это удается, неолиберальный режим сливается с общественным благом. В политологии существует различие между партией и идеологией. Партии как организационные единства политического волеизъявления могут находиться в противостоящих друг другу лагерях, например сочетания политических мер (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА в правительстве и оппозиции, в то время как идеология, политический прагматизм в настоящее время поверх всех партий и национальных границ унифицируются больше, чем это утверждается, например, в тезисе о социал-демократическом веке (Дарендорф). Точно таким же образом поверх всех границ, разделяющих партии и народы, добивается своих целей неолиберальный режим как единая всемирная идеология. Неолиберализм правит не только на уровне менеджмента мировых концернов и в глобальных экономических организациях, вроде Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Он действует и доминирует также внутри национальных партий, парламентов и правительств. Это проявляется хотя бы в том, что межпартийные противоречия повсеместно слиты с ключевыми вопросами экономики, рынка труда, образования, с политикой социального государства. В этом смысле самые разные партии лишились собственной программной сути и за привычными вывесками-названиями превратились в ответвления одной политической идеологии — идеологии неолиберализма. Во-первых, всемирно-экономическая программа неолиберализма размывает изнутри национальные особенности и границы и ускоряет реформы, направленные на национальную открытость глобальным взаимозависимостям. Во-вторых, программа экономической глобальности претворяется в жизнь в тех сферах, где партии соперничают друг с другом, и направлена против приоритетов национальной политики. И наконец, в-третьих, неолиберализм — это транснациональная идеология в том смысле, что глобальные интересы рынка осуществляются во взаимодействии национальных партий как во внутринациональном, так и в транснациональном масштабе. Существует феномен враждующих близнецов — правящих неолиберальных социал-демократов и оппонирующих им неолиберальных консерваторов в Великобритании, США, Германии, Франции, Японии, Южной Корее, Аргентине, Бразилии т. д. Все они борются, взаимодействуя друг с другом в различных всемирно-экономических нишах, за утверждение неолиберального режима в национальном и транснациональном пространстве. Сила соблазна неолиберализма заключается в двойном импульсе: во-первых, в обещании наградить за открытость миру богатством; во-вторых, укрепить транснациональные институты и организации, т. е. установить транснациональный миропорядок глобальной эпохи. В то же время политика обретает негативный признак: под флагом безальтернативной модернизации мирового рынка она в конечном ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА счете занимается самораскруткой. Поэтому можно говорить о западне неолиберального толкования политики. Таким образом, мы переживаем не «конец политики», а скорее начало новой мировой экономической политики: неолиберальный режим осуществляется как глобальная политика реформ [Sklair 2000]. Он борется за мир без границ — не для труда, а для капитала. Варианты неолиберального будущего подвергаются резкой критике. Один из аргументов гласит: имеются веские причины сомневаться в том, что неолиберальный режим вообще в состоянии воспроизводить себя. Главные индикаторы и двигатели нестабильности следующие [Pieterse 2000]: - финансовая нестабильность, форсируемая экономическим обществом риска; об этом говорит серия финансовых кризисов в районах, открытых для мирового рынка; - безработица, неполная занятость, автоматизация и новые формы роста безработицы; сюда же относится и впечатление, что пространство деятельности государств сжалось до дилеммы: оплачивать растущую нищету высокой безработицей (как в большинстве европейских стран) или же согласиться с кричащей нищетой при немного меньшей безработице (как в сша); - соответственно растет неравенство и нищета внутри обществ и между обществами, что в свою очередь порождает многообразные социальные и политические конфликты, проблемы и риски; - растет список грозящих глобальных катастроф окружающей среды и технологических рисков: климатическая катастрофа надвигается быстрее, чем ожидалось (как сообщает экспертная группа по защите климата при ООН). Существует угроза наводнений и засух, войн и сокращения водных ресурсов и т. д.; - налоговые поступления концернов сокращаются тем сильнее, чем мобильнее становятся эти концерны; соответственно возрастают и трудности территориально связанных правительств осуществлять свое право налогообложения по отношению к транснациональным хозяйственным акторам; - соответственно возрастают трудности национального и глобального финансирования общественного благосостояния; - повсеместно проявляются противоречия между свободой и капитализмом, демократией и рынком [Beck / Willms 2000]. Триединство дерегулирования, либерализации и приватизации не ведет к исполнению опровергающих самих себя пророчеств о неолиберальном будущем, ибо здесь дает о себе знать основное противоречие: минимум нормирования и регулирования в мировом масштабе служит собственным интересам как мировой экономики, так УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА и государств и их политических партий. Без налогообложения нет инфраструктуры, без налогообложения нет подготовки специалистов, нет оплачиваемого здравоохранения. Без налогообложения нет функционирующей общественности. Без общественности нет легитимности. Без легитимности нет безопасности. И чтобы замкнуть круг — без публичных дискуссий и форм регулируемого, т. е. признанного, а не насильственного разрешения конфликтов как в национальном, так и в глобальном масштабе, в конечном счете не будет и мировой экономики — в каком бы то ни было виде. Космополитический режим может научиться у неолиберального тому, что успешное регулирование должно опираться на глобальные обязательства; всего остального будет недостаточно. Чтобы утвердиться в глобальном масштабе, регулирование должно быть приемлемым, несмотря на конфликтную линию, разделяющую Север и Юг. Такой режим должен иметь в виду глобальную перспективу развития и тем самым взять на себя поддержку интересов и особого положения малых и слабых государств, находящихся на периферии мировой экономики. 5. Диалектика глобальных и локальных вопросов, или кризис легитимации национально-государственной политики Существует диалектика глобальных и локальных вопросов, которые выпадают сквозь сетку национальной политики. По мере того как в повседневной жизни человека подобные вопросы становятся все актуальнее, но в национальном масштабе решаются недостаточно или не решаются вовсе, обостряется легитимационный кризис национально-государственной политики. «Глобальные трансформации» [Held u. a. 1999] в этой области следует понимать как революционное развитие в двояком смысле — как смену научной и политической парадигм. Но именно этот диагноз вызывает ожесточенные споры. Вообще глобализация часто понимается как глобальное переплетение и взаимосвязанность, т. е. как процесс, в котором для глобального охвата должны создаваться или увеличиваться только технические предпосылки. «Механизмы всеобщего переплетения и взаимосвязанности сами по себе не так уж и новы, как считают некоторые “глобализаторы”, суть необходимые, но недостаточные условия глобальной трансформации в полном смысле слова, — возражает Мартин Шоу — Глобализация — это или осознанный процесс, или ее нет вовсе. Ключ к ней — охватывающее весь мир осоз- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА нание человечеством глобальности не как абстрактного морального или интеллектуального вопроса, а как проблемы, глубоко укорененной в социальной борьбе и связанной с социальным развитием, как демократическое развитие, которое обычно рассматривается изолированно. В этом смысле действительно можно наблюдать диффузную, неодновременную и незаконченную глобальную революцию, как и многочисленные проявления антиглобалистической контрреволюции» [Shaw M. 2000, 230]. В этой связи можно уточнить теорию метавласти. Она исходит не из того, что глобализация сама по себе насаждает всеобщее осознание глобальности. Скорее, глобальность следует истолковывать как конфликт метавласти, связанный с определением глобальности. Стратегии капитала, государственные стратегии и стратегии адвокатских движений открывают не только конфликтное пространство, в котором пограничные конструкции национально-государственной политики становятся объектом торговли. Они, таким образом, порождают глобальность как систему отношений, в том числе как self-fulfi lling prophecy 12. С этим связаны три последствия. Во-первых, глобальность нельзя рассматривать как глобальную общность судьбы. Во-вторых, глобальность (в смысле теории метавласти) следует понимать как производство глобальных конфликтов и тем самым как фабрику глобальной рефлективности. В-третьих, это значит, что теория метавласти не претендует ни на определение направления, ни на результат глобального развития; тем более она не подчиняет космополитизации существование всемирно-исторического субъекта. Скорее, она дает и выдвигает во главу угла теоретические и эмпирические ответы на глобальные проблемы. В то же время теория метавласти указывает на собственную динамику глобальных процессов, которые производят минимальный политически действенный, нормативный горизонт ожидания результатов транснационального управления. Главные проблемы, волнующие людей, — это мировые проблемы не только в том смысле, что они по своему происхождению и последствиям вырастают из национальной политической схемы, но и потому, что повсюду — в данном селении, в данном городе — поднимают бытовые вопросы, например продовольственного снабжения, строительства, инвестиций. Эта новая транснациональность повседневных и политических проблем растет вместе с победным шествием неолиберальной политики. За последние годы либерализированы зависевшие от государственного 12 сбывающееся пророчество (англ.). УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА управления отрасли; главный пример — телекоммуникации, другие примеры — энергетика, продовольствие и финансы. Освобожденная благодаря этому мировая конкуренция привела к конфликтам между национальными нормативными инстанциями. Эта проблема тем временем стала глобальной из-за свободного обращения товаров. Но это только начало. Уже сегодня вырисовываются новые источники конфликтов — глобальное нормирование окружающей среды, финансов, рынка труда, т. е. договоренности по пространствам деятельности, где регулирование еще важнее и труднее, так как это связано с высокой политической чувствительностью. Здесь проявляется обратная сторона неолиберальной политики. Первая волна национального де-регулирования порождает вторую волну транснационального ре-регулирования. Тем самым обесценивается то, что в 80-х годах хх века поднималось на щит, — государство и политика. Требуется прямая противоположность неолиберальной деконструкции — сильные государства, необходимые для продвижения внутри них и за их пределами транснационального рыночного регулирования. Уже сейчас внутри Севера (например, между США и Евросоюзом) противоречия, связанные с качеством и безопасностью продовольственных товаров, почти необозримы. Но подобные трудности становятся все значительнее вместе с ростом противоречий в культуре, сфере доходов и системных политических условий сопричастных государств. В то же время ясно, что пока приходится выторговывать, находить, выдумывать такие договоренности, глобализация остается постоянно действующим источником конфликтов не только в политике и экономике, но и в повседневной жизни людей. Это ускоряет работу названного механизма: глобальные проблемы вспыхивают, как молнии, в повседневной жизни людей и приводят к смене приоритетов, но в национальном масштабе не решаются совсем или решаются в недостаточной мере. В этой связи встают следующие вопросы: Кто, собственно, уполномочен и имеет право принимать решения и создавать институты, которые в состоянии регулировать международные финансовые потоки? Какой вид консенсуса необходим и кто должен привлекаться к участию, чтобы соответствующим образом встретить катастрофическое изменение мирового климата? Можно ли в частной сфере с ее заданной невменяемостью решать вопросы борьбы со спидом (или с непринятием мер), когда речь идет о жизни миллионов людей? Какой тип политического актора или политической организации был бы идеальным, на каком уровне и с каким мандатом? ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Как связаны друг с другом глобальные, транснациональные, национальные и локальные полномочия для принятия решений и как они обособляются друг от друга? Кто через головы национальных государств принимает обязательные для них решения, устанавливает нормы и способы регулирования, словно имея на это право? Растет понимание того, что необходимы новые глобальные институты, способные заниматься вопросами глобального разрушения окружающей среды, контроля за вооружением, финансовыми проблемами, миграционными потоками, бедностью и справедливостью, соблюдением прав человека. При этом каждое мероприятие или каждый институт должны учитывать, что мировые проблемы имеют региональную, т. е. национальную, и локальную стороны. Кто должен контролировать этих акторов? Кому они подотчетны? только национальным государствам? каким парламентам? какой общественности? Организации Объединенных Наций? НПО? Возьмем для примера сообщение ООН о том, что климатическая катастрофа надвигается быстрее и будет сокрушительнее, чем предполагалось ранее. Вероятно, первой реакцией на это сообщение будет враждебное отношение к данному прогнозу; возможно, голос Кассандры —ООН будет тем громче, чем сильнее окажется общественное давление ее критиков. Разве тепличного эффекта не было еще в Средние века? Но эта попытка уйти от проблемы пресекается. «Вывод отчета ООН ясен и одобрен больше чем сотней государств», — заявляет Роберт Уотсон, президент группы ООН по защите климата. Нам грозят наводнения и засухи (сошлемся только на два последствия), которые будут иметь неожиданные и непредсказуемые синергетические эффекты. Научно обоснованное заключение о том, что будущее человечества находится под угрозой, обращено не только к правительствам, к менеджерам соответствующих промышленных предприятий, но и к людям земли. От всех требуется немедленно и кардинально изменить свое поведение. Мировые проблемы суть научно сформулированные моральные максимы с космополитической целью. Выдвигаются аргументы и ведутся споры об озоновой дыре, климатической катастрофе, коровьем бешенстве и т. д. на языке науки. Но смысл ясен: мы должны действовать! Собака зарыта в этом «мы». Кто это — мы? государства? международные организации? Европа, США, третий мир? автомобильная промышленность? ученые? потребители? средства массовой информации? Речь идет о правовых вопросах? о вопросах передвижения людей? о расширении строительства автомобильных дорог? о конкурентной УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА стратегии производителей катализаторов на европейских рынках? об азиатском сельском хозяйстве? о возможных войнах? о дефиците питьевой воды в отдельных районах Африки и Южной Америки? Будут затоплены морем Нидерланды и Бангладеш или речь идет о вместимости гостиниц баварской индустрии отдыха? Проблема проблем вот в чем: речь идет обо всем этом понемногу поэтому никто не может с уверенностью сказать, что в действительности имеется в виду. Во всяком случае, не вызывая возражений со стороны других промышленных отраслей, соседних государств, пограничных научных дисциплин или стран третьего мира. «Мы» этой неразрешаемой проблемы не способно действовать, его просто не существует. Эту дилемму выдвигают такие мировые проблемы, как грозящая климатическая катастрофа. Не существует ни глобального консенсуса, ни действенных глобальных институтов. Поэтому обостряется чувство настоятельной потребности в действии без шансов на успех. В Европе уже появляется политика, которая собирается всерьез заняться такими транснациональными проблемами, как климатическая катастрофа, отказ от ядерной энергетики, правовое регулирование генетики человека, а также иммиграцией, правами человека и другими сложными вопросами. Все эти вопросы являются чрезвычайно актуальными и одновременно не разрешимыми в национальном масштабе. Они побуждают к квантовому переходу политики, а именно к отказу от национальной автономии ради создания космополитического суверенитета для решения национальных проблем. Но против этого легко организовать успешное национальное сопротивление. Если эта транснациональная открытость национальной политики не состоится, то доверие к действенности национально-государственной политики будет надолго поставлено под сомнение. 6. Западня национальности В глобальную эпоху государства попадают в «западню национальности». Если они придерживаются постулата о суверенитете национальной политики, то усиливается конкурентная борьба между государствами за инвестиции и привязанность государства к одной национальности становится препятствием для транснационального развития политики. Резюмируя предыдущую аргументацию, можно вывести центральный парадокс неолиберального понимания политики и модели государства. С одной стороны, эта модель ориентирована на минима- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА листское государство, задачи и автономия которого должны быть приспособлены к продвижению и закреплению норм мировой экономики. Соответствующее мировому рынку государство должно быть легко заменяемым и взаимозаменяемым, чтобы конкурировать с возможно большим числом таких же государств и прочувствовать на институциональном уровне неолиберальный режим мирового рынка. С другой стороны, осуществить дерегулирование рынка и приватизацию социальных достижений не может слабое государство. Требуется именно сильное государство, так как соответствующий всемирно-экономическому устройству правовой режим в свою очередь должен быть санкционирован государством и проведен в жизнь вопреки сопротивлению общества. Важно также модернизировать институты контроля и подавления, например устранить пограничный контроль и быть готовым к терроризму — этому оружию слабых. Но в первую очередь государство должно отдавать себе полный отчет в том, что мобильность капитала ни в коем случае не должна совпадать со сравнимой мобильностью труда. Отсюда следует второй парадокс: глобализация осуществляется вместе с подчеркиванием важности и усилением границ, с усилением пограничного контроля. Правда, эти новые границы функционируют не так, как прежние. Они напоминают швейцарский сыр, так как в них систематически встраиваются дыры и ненадежные места, ведь в то же время они должны обеспечивать поток информации, капитала и людей (туристов) (см. стр. 26 и сл. наст. изд.). Политическая власть и автономия правительств ни в коем случае не должны урезываться. Государства должны быть поставлены в такое положение, чтобы они могли побуждать свои общества к принятию транснациональных правил господства. Более того, государства должны готовить post-hoc-ле-гитимацию для принятия совершенно недемократических решений, чтобы в конечном счете лишить власти национальную политику и предоставить мировой экономике узаконенную свободу действий. Чтобы достичь цели неолиберальной реструктуризации мира, власть государств пришлось бы одновременно ослаблять и усиливать. Эта парадоксальность может оставаться не выявленной в ситуациях, когда те и другие — государства и всемирно-экономические акторы — в ситуациях погони за выгодой выигрывают от перераспределения власти. Но в кризисные времена она вполне может стать источником конфликтов. Серьезные протекционистские реакции в ответ на постнациональную опасность терроризма или наметившуюся всемирно-экономическую рецессию могут не только радикально дестабилизировать отношения между государствами и всемирно-эконо- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА мическими организациями, но и нанести вред кооперации между ведущими всемирно-экономическими государствами. Что произойдет, если воинствующие движения начнут раздувать и использовать антиглобалистский рессентимент и угрожать сотрудникам и учреждениям тех или иных попавших под обстрел глобальных концернов? К кому тогда станут обращаться их руководители с просьбой о защите? Начнут создавать свою собственную вооруженную полицию концернов или предпочтут просто потерять свои инвестиции? Почему так трудно государства используют эти противоречия неолиберальной политики для оживления и обновления политики демо кратической? Мобильные, действующие в масштабе всего мира экономические предприятия в состоянии науськивать отдельные государства друг на друга и тем самым ослаблять их. Разрушать их транслегальное господство тем проще, чем сильнее в мыслях и поступках людей и правительств представлена национальная оптика. Методологический национализм в повседневной жизни, политике и науке укрепляет и усиливает транснациональное могущество концернов. Разжигание национальной розни, эгоизма и конкуренции раскалывает государственную систему, мешает обнаружить, разрушить и влить в институциональные формы огромную силу государственной кооперации. Это позволяет всемирно-экономическим акторам, действующим по принципу «разделяй и властвуй», натравливать друг на друга отдельные национальные государства. Тем самым национальная ориентация политики ведет к ее самоизоляции. Этой игре в кошки-мышки между экономикой и национальным государством, в принципе, можно противопоставить только одно — чтобы государства подражали не привязанным к определенному месту предприятиям и распространяли свою деятельность за пределы национальных границ. Это может происходить или по-старому, империалистически-милитаристским путем, или же в форме межгосударственной кооперации (федерации). Такие объединения государств основываются на взаимном понимании, что обязательные для исполнения международные договоры и режимы помогают избежать вредного для обеих сторон повышения и понижения цен. Транснациональная кооперативная стратегия, таким образом, увеличивает конкуренцию между всемирно-экономическими акторами и уменьшает конкуренцию между отдельными государствами. Чтобы выяснить, в какой мере государственная стратегия может противодействовать власти и стратегии капитала, целесообразно провести водораздел между потенциальной и наличной властью. Наличная власть государств ослаблена самоизоляцией под воздействием неоли- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА берализма и национализма. Напротив, потенциальная государственная власть вытекает из суммы стратегий, которые открываются для государств и правительств в том случае, когда они прорывают двойную блокаду (самоизоляцию) и осваивают новый потенциал транснациональной власти и налогообложения. По мере освоения и использования концепций и путей освобождения государства и политики от стесняющих их границ можно будет находить ответы на возникающие глобально-экономические вопросы новой географии. Но что значит «освобождение государства от границ»? Когда государства заключают соответствующие международному праву соглашения или (как в Евросоюзе) объединяются в транснациональные ассоциации с единой исполнительной властью, тогда каждое правительство действует в транснациональном пространстве, так как появившиеся обязательства требуют от всех участников новых форм ответственности. В связи с этим возникают основанные на кооперации между государствами транснациональные образования, пространства кооперативного суверенитета, которые в состоянии посредством выработки новых типовых условий разбираться с появляющимися мировыми проблемами и с действующими в глобальном масштабе концернами [Zü rn / Walter / Dreher / Beisheim 2000]. Однако за эту стратегию приходится платить. Завоевание новых пространств деятельности и господства, т. е. расширение политического суверенитета и управления, оплачивается активной самоденационализацией, ограничением национальной автономии. В условиях всемирно-экономической глобализации государства попадают в западню национальности. Если они держатся за потенциал независимости национально-государственной политики, повышаются конкурентная борьба государств за инвестиции и опасность образования монополий на мировом рынке, что опять-таки ослабляет власть национальных акторов. Напротив: если они благодаря объединению уменьшают конкуренцию между собой, чтобы таким образом укрепить свои позиции по отношению к мировой экономике, им поневоле приходится подчеркивать относительность своей автономии. Национальная запрограммированность и ограниченность государства становится препятствием для транснационального развития политики и государства в эпоху экономической глобализации.
|