![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 13 страница
9. Регионализация космополитических государств Архитектура космополитического союза государств могла бы также указать путь, позволяющий избежать другим регионам мира политики ложных альтернатив, особенно регионам с хроническими национально-этническими конфликтами. Ярким историческим примером космополитизации государства является борьба за политическое оформление Европейского союза, преодолевающего привычную альтернативу национального взгляда «федералисты против сторонников межправительственных связей». Но разве идею космополитического государства нельзя перенести на другие регионы мира? Эта возможность становится очевидной, когда сравниваешь транснациональное кооперативное устройство с национальным федерализмом: там и тут в основу положена высокодиф-ференцированная, сбалансированная структура власти, в которой не только функциональные поля суверенитета (такие как право, образование), но и культурная автономия, и муниципальные компетенции организованы по принципу децентрализма — в случае федерализма внутри национального государства, в случае транснациональности между различными государственными или квазигосударственными образованиями. В этом плане можно наметить также промежуточные и двойственные формы транснациональной или космополитической архитектуры федерации государств. Эта архитектура, благодаря беспроигрышной транснациональной игре, где быстрее, где медленнее, шаг за шагом разрушает внешне непоколебимое единство нации и государства, не создавая при этом вакуума власти. Всюду, где до сих пор существовала только альтернатива: или национальное и тем самым государственное самоопределение, или подчинение национальному, т. е. опирающемуся на большинство, государственному аппарату власти, — возникает новая возможность космополитического государственного федерализма. В зонах и регионах с хроническими национально-этническими конфликтами (такими, например, как чрезвычайно запутанная, неразрешимая вражда между евреями и палестинцами или как угроза аннексии Гонконга и Тайваня УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА со стороны Китая) это позволяет выбрать «третий путь» — между эксклюзивной национальной государственностью и аннексией. При этом речь в настоящий момент идет о чисто логической возможности, которая кажется совершенно немыслимой в реально существующих условиях насилия, изгнания, террора, ненависти и эксклюзивных территориальных притязаний. И все же одна только мысль о космополитическом сосуществовании государств в глобальную эпоху способна развязать логические узлы и открыть пути для деятельности и переговоров. Пожалуй, из идеи космополитизации национальных государств может вырасти новая миротворческая стратегия разрешения хронических национальных конфликтов и имперских зависимостей, так как благодаря этой стратегии можно компенсировать утрату национальной автономии расширением объединенного суверенитета участвующих в этом процессе правительств и стран; таким образом, налаживать мосты социального сотрудничества и создавать общие для всех юридические условия для сосуществования исключающих друг друга культурных притязаний и традиций. Это новое космополитическое расширение государственного авторитета, задуманного как ответ на глобализацию, создает экономическую и юридическую взаимозависимость и потому в состоянии действовать как стратегия профилактики. Космополитизация — это противоядие против фундаментализма (будь он этнической, религиозной или националистической ориентации), процветающего, как известно, в условиях нищеты, неразвитости и территориальной эксклюзивности. И не в последнюю очередь космополитизация, благодаря межгосударственным связям, препятствует попыткам и искушениям местных политических элит использовать эти конфликты с целью усиления своей власти. 10. АСИММЕТРИЯ ВЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РЫНКОВ Является идея космополитического государства чистым мысленным экспериментом или же она имеет реально-историческое значение? Если речь идет не только о волюнтаристском образовании, то какие политические силы способствуют его становлению, а какие - противодействуют? На этот вопрос можно ответить теоремой о всемирно-политической силовой асимметрии финансовых и цивилизационных рисков. Финансовые риски обесценивают индивидуальную собственность и индивидуальные права собственности, поскольку поддаются индивидуализации и национализации; они предоставляют шансы движениям за ре-этнизацию и национализацию и тем самым ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА играют на руку противникам космополитизации. Цивилизационные риски, напротив, обостряют глобальное нормативное сознание, создают общественное мнение, так как подрывают национальную аксиоматику мышления и действия, предоставляя космополитическим союзам между неправительственными организациями, государствами и концернами новые возможности деятельности и обретения власти. То, что финансовые риски (во всяком случае, пока они не перешагнули взрывоопасную точку типа «Чернобыля экономики») оказывают содействие движениям ре-национализации, можно увидеть хотя бы по тому, как национальные государства разъединяют глобальные социальные неравенства, причем таким образом, что они представляются неравенствами национальными, а не глобальными. Совсем иная ситуация с цивилизационными рисками. Всемирное общество риска есть скрытое революционное общество, в котором ограничения национального взгляда разрешаются реальной или потенциальной катастрофой. Между глобализацией и индивидуализацией социальных неравенств существует парадоксальная связь: в процессе финансовых кризисов мировой экономики и в результате их социальных и политических последствий обостряется исключение индивидов и индивидуализация исключения. По мере размывания границ между национальными обществами и неравенствами методологический национализм рисует ложную картину действительности: из поля зрения выпадают причины глобальных финансовых кризисов, зато удваивается национально-государственная индивидуализация глобальных неравенств. Дело доходит до серии парадоксальных завуалированных ошибок: внутренние неравенства, которые, как показывает Саския Зассен, размывают границы между центром и периферией, севером и югом и означают нечто вроде бразилизации США и Европы, приписываются национально-государственному контексту. В то же время внешние неравенства, реально или потенциально размывающие национально-государственные границы, оказываются вне поля зрения методологического национализма. Вопрос о национально-партикуляризированных проигравших в ходе экономической глобализации — это, без сомнения, центральный вопрос при оценке реальных отношений власти внутри государств и между ними применительно к установлению космополитического режима. Ответить на этот вопрос помогают две вытекающие из сказанного выше исходные гипотезы 16. Попыткой поставить проигравших от экономической глобализации в национальный контекст я обязан Кризи (2001); см. также: Grande / Kriesi 2002. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Во-первых, лагерь и положение проигравших от глобализации можно (как зеркальное отражение мобильного капитала, завоевывающего транснациональное пространство) привязать к иммобилизму капитала и труда или к политической деятельности, а также к формам жизни и к жизни вообще, т. е. к территориальному образованию (как бы оно ни обосновывалось). Во-вторых, эта констелляция территориальной иммобильности в определенных профессиональных и производственных секторах (и в формах политического господства и образе жизни) перекрещивается с нарастающим размыванием границ между капиталом, трудом, политикой и культурой. В этой зоне пересечения иммобильности и размывания границ возникает резервуар для проигравших от глобализации, из которого могут получать голоса избирателей и властные полномочия политические движения и партии этнически-национальной закрытости. Национальные границы защищают от конкуренции. Размывание границ (либерализация рынков и т. д.) обостряет конкуренцию, причем ее особый вид, а именно конкуренцию между равными в профессиональном отношении и чужими в национальном. Национально-государственные границы имеют решающее значение для тех, кто владеют своей профессией, и для должностных лиц: они сокращают и вводят в определенное русло конкуренцию внутри круга специалистов определенной квалификации. Слесари не конкурируют с консультантами по налоговым делам, а с другими слесарями; и тем ожесточеннее, чем ограниченней их число. То, как сконструированы и оформлены профессии, определяет сферы конкуренции от сфер, свободных от конкуренции. В этом смысле национальные границы похожи на границы профессиональные. Немецкий слесарь не конкурирует со слесарем турецким, французским, польским, русским и т. д., а только с немецкими слесарями. Размывание границ создает конкурентное давление внутри профессиональных рынков частичной занятости со стороны специалистов другой национальности. Возникающие образцы неравенства имеют следующие признаки: - они действуют по секторам, т. е. затрагивают определенные сектора производства и оказания услуг в большей степени, чем другие; - этот образец разделения по секторам имеет следствием то, что труд и капитал затрагиваются также в секторах, проигравших от глобализации. Положение проигравших от глобализации охватывает старые противоречия между трудом и капиталом, разрывает наличную социальную структуру, причем разрыв идет по линии тер- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА риториальной иммобильности и глобального конкурентного давления; - к этим проигравшим от глобализации следует причислить прежде всего часть политической и бюрократической элиты, которая видит угрозу своему существованию (существованию национальной бюрократии, национальных организаций и профессиональных секторов) со стороны как наднациональных организаций (Европейский союз, вто, МВФ, ООН и т. д.), так и грозящих выходом из этих стран концернов и их филиалов. Секторальная мобильность / иммобильность, таким образом, не совпадает с классовой мобильностью. Внутри национального экономического пространства имеются относительно открытые для рынка и защищенные сектора, в которых доход и социальное положение в значительной мере зависят от сохранения национально-государственных границ и защищенного пространства. Приведенный аргумент касается прежде всего богатых социальных государств, так как в них из-за размывания границ и широкой конкуренции глубина падения особенно велика, тогда как бедные страны могут этой конкуренции не бояться, зато они исключены из мирового рынка. Противников космополитизации легко назвать; они, судя по всему, весьма могущественны. Но кто тогда может быть носителем такой космополитической трансформации, симпатизировать ей? Из данного диагноза можно вывести несколько вопросов. Может ли современный космополитизм стать творением глобального капитализма? Или наоборот: радикализированный мировой капитализм разрушает предпосылки и источники культурного многообразия и политической свободы? Можно ли вообще представить себе, что глобализирующийся капитал решится стать актором космополитического обновления демократии? Возможно ли, чтобы субполитика инвестиционных решений оформилась в инструмент власти с целью, во-первых, установления глобальных правил для освободившегося от пут капитализма; во-вторых, чтобы подвигнуть национальные государства к космополитической открытости? Мыслимо ли, чтобы право на забастовки из инструмента рабочего движения стало инструментом движения предпринимателей и превратилось в космополитическую инвестиционную политику, служащую не только целям рекламы, но в союзе с регулирующими скооперировавшимися государствами по-новому определяет основные права, демократию и справедливость? Или это значит еще раз питать ложные надежды и присягать ложному сознанию? УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА Как известно, нет ничего рискованнее, чем делать прогнозы, особенно в общественных науках. Однако ставящий в центр внимания прирост власти и связанную с этим проблему легитимации, распад легитимации глобальных предприятий может экспериментальным путем вывести из этого диагноза как краткосрочный, так и долгосрочный прогноз. В краткосрочной перспективе могут восторжествовать протекционистские силы в своем весьма однородном составе из националистов, антикапиталистов, защитников окружающей среды, национальной демократии и государственного авторитета, а также ксенофобов и религиозных фундаменталистов. Однако в долгосрочной перспективе парадоксальная коалиция предполагаемых проигравших от глобальной экономической открытости (профсоюзы, защитников окружающей среды, демократов) и выигравших от нее (концерны, финансовые рынки, Всемирную торговую организацию, Международный банк реконструкции и развития и т. д.) могли бы на деле привести к космополитическому обновлению демократии, если обе стороны осознают, что их интересам лучше всего служит космополитический режим. Только тогда представители рабочих, защитники окружающей среды и сторонники демократии встанут на сторону космополитического правового устройства и космополитических институтов. Но это же относится и к действующим в мировом масштабе предприятиям. Они могут успешно заниматься экономической деятельностью только в типовых условиях, обеспечивающих им самим и другим экономическую, юридическую и социальную безопасность. Только космополитическое расширение государства, политики и демократии — в любой институциональной форме и при любом глобальном разделении труда — в состоянии длительное время обеспечивать интересы предприятий. Этот процесс наверняка будет сопровождаться отступлениями и срывами. Но единственный путь сделать его возможным — это, согласно учению Иммануила Канта, действовать так, как если бы он был возможен. Итоговый вопрос не в том, может ли быть создан и осуществлен космополитический режим, а в том, как это будет сделано, и прежде всего в том, как он получит демократическую легитимацию, т. е. одобрение людей. Как и почему возникают сознание, воля, общность, способствующие созданию демократического режима? Мир в xxi веке будет зависеть от подобного космополитического сознания людей, а не от экономики, государств или надгосударственных политических организаций. ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА 11. ВОПРОСЫ РИСКА КАК ВОПРОСЫ ВЛАСТИ Как уже говорилось, мировое общество риска - это скрытое квазиреволюционное общество. Чтобы развернуть эту перспективу, нужно сместить центр: не сами технологические решения, а их непредвиденные последствия являются источником политических проблем. Вопрос о власти в чувствительном к рискам обществе обостряется прежде всего из-за непредвиденности последствий. Основы принятия решений при современных технологических революциях лишаются легитимности во время публично инсценированных кризисов риска, протестных движений и покупательских бойкотов, которые приводят мировую экономику к кризисам доверия. Вместе с глобальным риском растет глобальная уязвимость рынков. Чем уязвимее и непредсказуемее мировые рынки, тем в большей опасности оказывается инвестируемый капитал, тем ненадежнее акционеры, тем настойчивее встает для всех участников вопрос о власти, т. е. об отношениях определения. Кто принимает решения в условиях глобальной неуверенности из-за непредвиденных последствий? На основе каких юридически зафиксированных норм действия и доказательности? Что является риском, кто его породил и обязан платить в случае обвала? Как прорвать систему организованной безответственно-сти и так перераспределить бремя доказывания, чтобы сделать ответственными за глобальную неуверенность и концерны, которые до сих пор перекладывали ответственность на потребителей и окружающую среду? При так называемых проблемах приемлемости (например, генетически модифицированных продуктов питания) речь идет не об экспертных вопросах технической безопасности и пользы и не о вопросах морали, а о вопросах власти и легитимности в глобальную эпоху. Государственно-бюрократически-юридические притязания технической цивилизации всегда включали требование контроля за последствиями и опасностями новых технологий 17. Если, к примеру, исследование искусственного интеллекта комбинируется с нанотехноло-гией, то возникает мир миниатюрных машин, которые строят другие машины и, таким образом, конструируют новые формы жизни. В конечном счете создается мир порожденных компьютером искусственных систем жизни [Clark 1996]. Так вероятность очень эффективного и экономически корректного промышленного производства обретает силу, способную изменять облик реальности. Ее специфическим при- Это получило образцовую теоретическую формулировку у Макса Вебера и Тол-котта Парсонса. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА знаком является то, что он помогает контролировать цивилизацион-ные болезни, вирусы и другие опасности. Эта вероятность появления самоконтролирующихся, недоступных для человеческого вмешательства открытых технологических систем обновляет только двойственность технической цивилизации: с одной стороны, эти системы совершенствуют меры обещанной безопасности; с другой стороны, они открывают для риска непредсказуемые возможности — прежде всего относительно нового качества сложности и контингентности. Таким образом, осуществляется переход к открытым, самоконструирующимся системам, способным приспосабливаться к условиям, которые в своей сложности и многоаспектности меняются с быстротой, недоступной для человеческого вмешательства. Определение мирового общества риска гласит: именно та власть и те ее признаки, которые создают новое качество безопасности, обусловливают в то же время меру абсолютной бесконтрольности. Чем совершеннее последствия, интегрированные в технические системы, тем очевиднее и окончательнее утрачивается наш контроль над ними. Все попытки технически минимизировать или устранить риски умножают неуверенность, в которую мы ввергаем мир. Первый модерн покоился на упрощении: можно было конструировать технические объекты и миры без неожиданных последствий; эти объекты могли заменять старые, негодные. Чем больше напрягали силы наука и технология, тем меньше было споров, так как перед глазами стояли в качестве реализуемой цели «лучшее решение», экономический оптимум. Во Втором модерне мы находимся в совершенно ином игровом поле, поскольку что бы мы ни делали, мы всегда ждем неожиданных последствий. Но ожидание неожиданного изменяет качество технических объектов. Когда наука и технология добавляют свою неуверенность к всеобщей неуверенности, вместо того чтобы минимизировать ее, кажущиеся простыми маленькие изменения, о которых ежедневно пишут газеты, обнаруживают для многих свои трудно устранимые последствия; наука и технология не упрощают спор о возникающих технических мирах. Вместо того чтобы гасить политический огонь, они подливают масла в пламя этических, экологических и политических контроверз. Это можно показать на примере кризиса коровьего бешенства, который может рассматриваться как модель рисков в производстве продуктов питания в целом. Несмотря на значительные усилия исследователей, мы знаем только то, что не знаем, как развиваются цепи инфекции, на какой инкубационный период рассчитывать и сколько ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА будет смертельных случаев только в Европе — 500 или 5000. Частично шок коровьего бешенства в Европе происходит оттого, что обещания науки, политики и промышленности обеспечить безопасность построены на песке сознательного незнания. Мировое общество риска, таким образом, является эпохой цивилизации, в которой решения, касающиеся жизни не только нынешнего, но и последующих поколений, принимаются на основе сознательного незнания. Еще в большей мере, чем при исчисляемых рисках, при непредсказуемых опасностях решающую роль в определении того, что должно рассматриваться как риск и кто несет за это ответственность, играют культурные оценки и стереотипы. Так, многим в Африке спид представляется коварным изобретением западного империализма, если не отрицается вообще (с опустошительными последствиями своего неудержимого распространения). Напротив: ставящий в центр внимания ожидание неожиданного обнаруживает, что категория поддерживает принцип публичности. Так, прагматичный философ Джон Дьюи уже в начале хх века покончил со страхом техников и технической цивилизации перед риском и именно в риске обнаружил принцип надежды 18. «Учение об экономической интерпретации, как оно обычно преподносится, оставляет без внимания трансформацию, которую могут вызывать вкладываемые в нее значения; оно не учитывает средство, которое коммуникация устанавливает между экономикой и ее конечными последствиями. Оно находится во власти иллюзии, опровергнутой уже “естественной экономией”, — иллюзии, основанной на непринятии во внимание различия, которое порождается восприятием и доведением до общественности реальных и возможных последствий деятельности. Оно мыслит понятиями достигнутого, а не того, что может произойти: оно мыслит, опираясь на происхождение, а не на результаты» [Dewey 1996, 134 f.]. Не из одобрения решений, а из неодобрения их непредвиденных последствий возникает и распространяется поверх национальных границ, становясь достоянием мировой общественности, дискурс, глобальное представление о ценностях и нормах, а также требование взаимосвязанной деятельности. Всеобъемлющие контроверзы о последствиях, связанные с риском глобальные конфликты имеют, по Дьюи, просветительскую функцию. Крупная промышленность выво- Суть его мысли в том, что не решение является источником, ядром политических проблем. Скорее, общественное мнение и политику формируют контроверзы о последствиях этих решений: именно последствия раздражают и возбуждают нервную систему культурных и институциональных норм. УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА дит глобальные последствия наружу. Закрытые локальные сообщества в водовороте всеобщей модернизации устаревают, ликвидируются и в осознаваемой опасности глобального риска вплетаются в новую систему взаимозависимостей. Из всеобщих долгосрочных последствий и ожидания неожиданного возникают и начинают действовать транснациональные общества риска, которые могут привести к политическим экспериментам с новыми решениями и космополитическими нормами. То, что с точки зрения промышленности и государств представляется сценарием гибели (а именно тот факт, что социальные движения, не считаясь с национальной юрисдикцией, публично осуждают концерны за долгосрочные последствия и уклонение от социальной ответственности), становится, если перенести мысль Дьюи на современность, цивилизационной лабораторией для разработки проектов, способных предугадывать будущее институтов. Другой стороной глобальных рисков могут, таким образом, стать глобальные горизонты ценностей, системы взаимозависимостей, а также движения, которые, опираясь на национальные и локальные культуры и конфликты, обсуждают и утверждают альтернативные представления о жизни, выживании и демократическом саморегулировании. В этом смысле риски могут восприниматься как негативные коммуникативные средства, в отличие от таких позитивных средств коммуникации, как деньги, истина и власть. Если позитивные средства учреждают интенциональные взаимосвязи, минуя все системные границы, то негативные побуждают рисковать тех, кто не хочет взаимодействовать друг с другом. Они наделяют обязанностями и призывают раскошеливаться тех, кто не хотят этого делать (при этом часто даже имея на своей стороне существующий закон). Иными словами: риски пробивают «самопоручительство» частичных систем (Николас Луман) — в экономике, науке, политике и повседневной жизни, кардинально изменяют приоритеты в уставах предприятий и устанавливают взаимосвязи между игнорирующими друг друга или враждебными лагерями. Своеобразная, противостоящая власти сила сделавшегося достоянием гласности риска, способная, по крайнее мере, в осветительных вспышках средств массовой информации на пугающую секунду срывать маски и сплачивать несведущих, отсылает к политической рефлективности риска. Так ставшие достоянием общественности риски создают квазиреволюционную ситуацию, выдают отраженную в кривом зеркале картину общественного порядка за реальность. Если попытаться для этой политической рефлективности найти подходящую метафору, то напрашивается сравнение с желанием пола- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА комиться медом: все тянутся к горшку с медом (т. е. райским обещаниям техники), чтобы прихватить и себе лакомую толику а потом, удаляя остатки меда (т. е. остаточные риски), хватаются за свою одежду, за всевозможные предметы и за других людей, опутывая себя и этих других густой паутиной (рисками). Именно в этой извращенной (в сравнении с действующими нормами) обнадеживающей логике коммуникации риска таится взрывная политическая динамика. От этой логики технические эксперты в промышленности и политике только открещиваются и призывают специалистов по изгнанию дьявола. Нельзя утверждать, что мир стал опаснее, чем был. Скорее, систематическая утрата доверия заставляет потребителей всюду видеть риски. Чем меньше доверия, тем больше рисков. Чем сильнее ощущение риска, тем неустойчивее мировые рынки. Чем неустойчивее мировые рынки, тем больше возвращающиеся бумерангом риски для всех — в том числе для концернов и правительств. При непредсказуемых технических рисках речь, следовательно, идет о заразной болезни, о социальных вирусах, которые превращаются в экономические и технические риски и — в отместку за скрываемые последствия общественных решений — изнутри тиранят общество. Концерны, перекладывающие ответственность за непредвиденные последствия на других, попадают в порочный круг непредсказуемых мировых рынков и потерянных за одну ночь миллиардных инвестиций. Утрату доверия концернами и правительствами в результате их трактовки рисков, которые они же и производят, как остаточных рисков, в целом вряд ли можно возместить усилиями отдельных концернов. Ведь даже мощные концерны борются, опасаясь удара с тыла, с активистами разветвленных общественных движений. Чтобы понять величину трудностей, испытываемых даже крупными концернами, нужно всего лишь иметь в виду то, как используется в политике утрата доверия. Так, в 2000 году крупные концерны обязались в договоре с Генеральным секретарем оон придерживаться стандартов охраны окружающей среды, а взамен получили право использовать синий логотип ООН. Общественные движения сразу же подвергли этот договор критике, объявив его неподобающим, так как в нем нет пункта об эффективном самоконтроле. Активисты нарекли этот договор как «отмывание синим» — вариант словосочетания «отмывание зеленым»: так высмеивалась попытка концернов отмыть свои грехи с помощью «зеленой» рекламы. Кстати сказать, урок аферы Брента Спара, так называемый шок компании «Шелл» заключается в следующем: если концерну предъявлено публичное обвинение и он утрачивает свою легитимность, УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА то ему уже не поможет поддержка правительства, действующих законов и полицейских сил. Компания «Шелл» имела на своей стороне британское правительство и его полицейские силы, но проиграла, когда стал нарастать транснациональный покупательский бойкот ее бензозаправочных станций. Одно из больших недоразумений, характерных для предприятий, а также политики и науки, заключается в том, что в основе конфликтов риска лежат только single issues 19 — протесты против морских буровых вышек, генетически модифицированных продуктов питания или против детского труда, против очевидных нарушений права на труд и норм охраны окружающей среды. За этими обвинениями в духе single issues скрывается убеждение, что протестные движения самонадеянны, эгоистичны, политически наивны, тогда как директора концернов или центральные правительства имеют перед глазами полную картину и могут определять и рационально распределять расходы на охрану окружающей среды с учетом потребностей экономического роста, создания новых рабочих мест и международной конкурентоспособности. Цели этих протестов изображаются нереалистичными, экономически далекими от действительности и не имеющими отношения к требованиям современного менеджмента. Протестные движения, которые возникают, например, из-за нового патентования генной технологии или генетически манипулируемого растениеводства, подозреваются в действиях по принципу «nimby — not in my backyard» 20, т. е. люди наслаждаются комфортом современной жизни и экономического роста, но не готовы принять вытекающие отсюда риски. Напротив, протестные группы придают этим single issues, на которых они концентрируют свое внимание, символическое значение для понимания последствий и вытекающей отсюда социальной ответственности. Риски не вещи. Это социальные конструкции, в которых ключевую роль играют не только знания экспертов, но и культурные оценки и символы. Чтобы за конфликтами риска обнаружить конфликты власти, необходимо поставить вопрос об отношениях определения. Я употребляю понятие «отношения определения» в параллель к понятию Карла Маркса «производственные отношения». Имеется в виду характер ресурсов и доступ к этим ресурсам, необходимым для определения риска с точки зрения социальной ответственности.
|