Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 12 страница
В этом парадоксе выражается главный вывод космополитической констелляции: то, что содержала в себе национальная парадигма, — государственная независимость, национальное самоопределение и решение основных задач политики (благосостояние, право, безопасность) — обособляется и одновременно соединяется заново. Пра- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА вительства должны поступаться национальной независимостью, объединяться и взаимодействовать на основе кооперативных соглашений, чтобы продвигать решение главных национальных задач и открывать для себя новые возможности деятельности не только в интернациональном, но и во внутринациональном масштабе. 7. Транснациональное государство надзора и государство-цитадель У задавшегося вопросом, какую форму может принять сопротивление транснационализации ключевых национальных институтов, перед глазами встает поучительный пример террористических атак 11 сентября 2001 г. на Всемирный торговый центр в Манхэттене и на Пентагон в Вашингтоне, а также вспоминаются реакции на это событие. Эти атаки, правда, говорят не о космополитической открытости, а о создании и совершенствовании городов-цитаделей. Тут важно понять одно: открытие, что государственная власть может усиливаться за счет транснациональной кооперации, в политическом смысле амбивалентно. Это может использоваться, с одной стороны, для построения транснациональных государств надзора и государств-крепостей, с другой - для создания космополитических государств. Но в обоих случаях речь идет о том, что ослабление национальной автономии и усиление национального суверенитета вовсе не исключают друг друга, а могут даже взаимно усиливаться и ускоряться. Логика игры в мизер, пригодная для империй, великих держав, колониализма, экономического и культурного империализма, независимых национальных государств и военных блоков, теряет здесь свою разъяснительную силу. В космополитической перспективе следует планировать и организовывать установление политического суверенитета для проработки транснациональных проблем в виде кооперативного расширения национального поля деятельности благодаря позитивному взаимодействию, например, в рамках постнационального европейского суверенитета. 11 сентября 2001 г. — символ события, невообразимого даже годы спустя после того, как оно произошло, ибо нет у нас для него подходящих понятий. Что это было? Преступление? начало войны? битва? Во всяком случае, это была самая опасная атака на США за всю историю этой страны. Атака, возникшая из ничего, без объявления войны. Это не было враждебным актом со стороны другого государства. Эту атаку не могла бы предотвратить никакая система противоракетной обороны. Даже понятие «террор» при ближайшем рассмотрении здесь не подходит. Ведь целью было не достижение национальной незави- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА симости какой-либо группы, преступники боролись не за лучшую, более справедливую жизнь. Они просто хотели стереть с географической карты символы власти западного мира. Неверно также говорить о кровожадном умопомешательстве террористов, ибо сумасшедшие не смогли бы с помощью карманных ножей так ловко превратить четыре пассажирских самолета в самоубийственные ракеты. Речь идет не о «трусливых убийцах», как говорит президент США Буш. Наоборот, они наделены варварским мужеством людей, которые превращают себя, свои жизни в точное оружие массового уничтожения. Все это ни война — ни мир, ни преступление — ни террор, ни убийство — ни революция. Речь идет о разветвленных по всему миру транснациональных НПО насилия. Они организуют и приводят в действие негосударственную (частную) военную оппозицию против супердержавы — США. Их сильнейшее оружие в том, что они свободны от каких бы то ни было моральных факторов сдерживания. Для них ничего не значат ни собственная жизнь, ни жизни других людей. Мы имеем дело с абсолютным нигилизмом (в сравнении с западными ценностями); точнее, с комбинацией нигилизма и фанатической религиозности, недоступной западному пониманию. Совершенно непонятно западному наблюдателю то, как напрямую соединяются здесь фанатический антимодернизм, антиглобализм и современное глобальное мышление и действие. Если до сих пор взгляд военных был направлен на себе подобных, т. е. на другие национально-государственные военные организации, и на защиту от них, то теперь цель — транснациональные угрозы со стороны субгосударственных преступников и их организаций, бросающих вызов государственному миру. Как ранее в культурной, так сейчас в военной сфере мы сталкиваемся с исчезновением расстояний, с концом государственной монополии силы в цивилизованном мире, где в руках решительных фанатиков все может превратиться в разрушительную ракету. Террористы великолепно используют уязвимость западной цивилизации. Понятие благополучия утратило свою невинность. Все стали невольными участниками вездесущей лотереи несчастья, в которой выражение «все благополучно» означает «на этот раз удалось избежать опасности». Каждый может быть и соседом, и убийцей. Одного от другого невозможно отличить по какому-то определенному признаку (униформе, паспорту, образованию, языку, религии). Мир модерна пронизан и обставлен глобальными угрозами разного рода, в известной мере приспособился к ним. Именно инсценировки угроз в обществе риска притупляют внимание и порождают равноду- УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА шие к этим угрозам. Мы привыкли жить в мире экологических угроз человечеству и в мире глобальных экономических угроз; живем так до тех пор, пока они не становятся ощутимыми и не касаются нас самих. Однако эти опасности— экологическую и экономическую — мирового общества риска следует четко отличать от террористических угроз. Если первые bads (неприятности) можно воспринимать как непреднамеренные, побочные следствия целенаправленной деятельности, то новая террористическая активность представляет собой преднамеренную организацию катастроф. Превращают гражданские объекты в оружие массового уничтожения не люди в военной форме, а невидимые преступники. Время, когда самолеты служили только для пассажирского сообщения, навсегда ушло в прошлое. Картина сдвоенных башен Манхэттена, пораженных огненным шаром гражданских транспортных самолетов, запечатлела в коллективном сознании фатальную двойственность всех предметов. Страх, вызванный этой картиной, находит выражение в абсолютной беззащитности непобедимой ядерной державы, хладнокровно поверженной террористами. Сигнал, который этим актом был послан бунтующей молодежи в исламских странах, гласит: великий, непобедимый и всемогущий дьявол по имени США продемонстрировал свою уязвимость перед лицом группы готовых на все и весьма скромно вооруженных людей. Принцип насильственного достижения цели заменяет поэтому принцип случайной катастрофы, который до сих пор определял наше понимание риска. В то же время из-за ощущения глобальных террористических угроз принцип активного доверия уступает место принципу активного недоверия. Правда, и здесь действует закон, по которому восприятие риска открывает пространство для новых возможностей власти. Однако этот исторический moment of decision 13 не был использован президентом США Джорджем Бушем для того, чтобы решиться на вхождение в космополитическую систему государств. Для защиты от терроризма он начал создавать транснациональные государства-надзиратели, в которых ставка делается не на свободу и демократию, а на безопасность и армию. Ярким примером тому может служить обращение американской бюрократии с террористами, о чем Раджив Чандрасекаран сообщает в газете «Интернэшнл геральд трибюн» от 21 марта 2002 г. Люди, заподозренные в международном терроризме, обнаруженные и арестованные тайными службами и армией США в других странах, перевозятся в третьи страны, где они могут, минуя действующий в США демократический контроль, подвергаться определен- решающий момент (англ.). 1 36 ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ной практике допросов, включая пытки и угрозы членам семей. «Это позволяет нам получать от террористов информацию способами, которые мы не могли бы применить на территории США». Как показывает этот, без сомнения, крайний пример, государства, благодаря транснациональной кооперации, могут позволить себе по отношению к подозреваемым в терроризме лицам действия, которые в контексте демократических стран считаются незаконными и должны соответствующим образом наказываться. «Даже если местные секретные службы преступают закон, говорят дипломаты, все же лучше обрабатывать подозреваемых тайно, так как это позволяет избегать длительных судебных процессов и сводить до минимума возможность утечки информации, что могло бы предостеречь других подозреваемых. Кроме того, допрос и осуждение подозреваемых в терроризме лиц в третьих странах, особенно исламских (таких как Египет или Иордания), облегчает уход от политического контроля и неприятностей в собственной стране. Если доставлять подозреваемых в Соединенные Штаты, то нужно считаться с отрицательной реакцией правительственных учреждений, которые боятся любой информации о подобных актах, а также с определенными ответными шагами фундаменталистских исламских групп». Как показывает этот пример, абсолютно неверно исходить из того, что государственный суверенитет и глобализация несовместимы и противостоят друг другу. Куда вернее предположить, что государства, которые хотят открыть и освоить для себя в глобальном пространстве новые шансы деятельности, не имеют другой возможности, кроме кооперации с другими государствами. Утрата национальной автономии может повысить дееспособность и управляемость государств. Только, с национальной точки зрения, экономическая, экологическая, военная глобализация ведет к политическому застою. Во взаимном обмене между национальной и космополитической перспективами системы переговоров вполне могут — при наличии глобальных норм, глобального консенсуса — способствовать укреплению национальной дееспособности [Mlinar 199 7 ]. Чтобы вырваться из национальной западни, необходимо установить строгое различение между суверенитетом и автономией. Методологический национализм основан на отождествлении суверенитета с автономией. При таком понимании экономическая зависимость, культурная диверсификация, военная, правовая и технологическая кооперация автоматически ведут к утрате автономии и тем самым к утрате суверенитета. Но если измерять суверенитет способностью к политическим реформам (т. е. уяснить, в какой мере государству удается УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА поднять благосостояние населения и приблизить к решению такие неотложные проблемы, как безработица, борьба с преступностью, защита окружающей среды, социальная и военная безопасность), то растущие взаимосвязи и кооперация, т. е. утрата автономии, приводят к укреплению содержательного суверенитета. Способность правительств к политическому руководству повышается вместе с достигаемым, благодаря межгосударственным соглашениям, благосостоянием, с ростом технологического и экономического потенциала. Таким образом, разделенный и заново соединенный суверенитет не ослабляет, а наоборот, усиливает независимость отдельных государств. Сложение суверенитетов вознаграждается, например, повышением безопасности и стабильности, уменьшением страхов и конфликтов, сокращением военных расходов и укреплением технологической кооперации. Поэтому в денационализации, в объединении суверенитетов наличествует и национальный интерес. Важнейший для космополитического режима момент заключается в следующем: формальное ослабление автономии и содержательное укрепление суверенитета могут взаимно усиливать друг друга. Глобализация включает прирост суверенитета акторов благодаря тому, что они могут действовать, не считаясь с расстояниями, и тем самым открывать для себя новые возможности. Но в результате такого развития целые страны утрачивают свою автономию. Содержательный суверенитет коллективных и индивидуальных акторов возрастает по мере того, как убывает их автономия. Иными словами, в ходе политической глобализации осуществляется переход от автономии на основе национальной обособленности к суверенитету на основе включения в транснациональную систему государств. Решающий момент не в том, что создается и становится все гуще сеть межгосударственных связей, а в том, как это воспринимается, оценивается и организуется. С национальной точки зрения, межгосударственная кооперация и взаимосвязи представляются надоедливым злом, игрой в мизер между национальными и транснациональными акторами. Почему мы должны поступаться своими компетенциями? Что позволено делать им? что нам? Чем больше прав у них, тем меньше у нас. Напротив: с космополитической точки зрения, взаимосвязи представляются игрой со взаимным выигрышем: чем больше выигрывают они, тем больше обретаем мы. Новая политика начинается с прорыва национального «звукового барьера». Даже оживление политики в национальном пространстве перед лицом важности мировых проблем для повседневной жизни возможно только благодаря отказу от национальной ограниченности. Транснациональные государства — это лучше организованные нацио- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА нальные государства. Они осваивают беспроигрышную игру в транснациональном пространстве, для того чтобы лучше решать национальные проблемы. Это не должно вести к разрушению оруэлловских государств-цитаделей, это может привести к взаимодействию с космополитической национальностью и государственностью, в которых национальные традиции преломляются в свете мирового гражданства, защищаются и развиваются. 8. Космополитическое государство Политическим ответом на глобализацию является космополитическое государство. Оно основано на принципе национальной индифферентности и ведет к сосуществованию национальных идентичностей на принципе конституционной терпимости. Существовавшая до сих пор аргументация обернулась вопросом: каким образом можно расширить понятие государственности, государственной теории для внутренней глобализации национального аспекта, для ответа на вызовы транснационализации жизни, труда и политических взаимосвязей? Этот же вопрос можно поставить и по-другому: кто воспрепятствует надвигающемуся холокосту? Мой найденный экспериментальным путем ответ гласит: пожалуй, космополитическое государство. Оно основано на принципе национальной индифферентности. Точно так же, как в результате Вестфальского мира были прекращены вспыхнувшие из-за религиозных конфликтов гражданские войны xvi столетия благодаря отделению государства от религии, можно будет — в этом заключается мой тезис — ответить на национальные (мировые) гражданские войны xx столетия отделением государства от нации. Точно так же как только а-религиозное государство сделало возможным отправление различных религиозных культов, космополитическое государство должно обеспечить сосуществование различных наций на принципе конституционной терпимости. Точно так же как в начале Нового времени были заново определены пространство и общепринятые рамки политической деятельности, следовало бы теперь сделать это благодаря обузданию национальной теологии и телеологии. Точно так же как в середине xvi столетия для теологического взгляда это было абсолютно исключено и даже воспринималось как конец света, сегодня абсолютно немыслимо для «теологов национального», так как тем самым предполагается разрыв с коренным понятием их политики, со схемой «друг — враг». И все же, исходя из размышлений Жана Бодена и Иоганна Альтузиуса, которые отделили УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА суверенитет государства от религии и открыли его для истории и политики, этот космополитический суверенитет (в смысле осуществления подлинного многообразия) можно заново обосновать теоретически и развить политически, направив против все более исторически несостоятельных предпосылок национальной однородности 14. Но что означает старое, неожиданно засверкавшее новыми гранями прилагательное «космополитическое» применительно к мощному существительному «государство»? Оно отделяет себя от конституционализма и делает действенным утверждение, что чисто конституциональный, т. е. правовой, узаконенный конституцией, транснациональный режим сам по себе останется неустойчивым до тех пор, пока не будет опираться на соответствующее сознание людей, на транснациональную идентичность, культуру и государственность. Под космополитическим аспектом космополитического государства, следовательно, подразумевается то, что создание транснационального порядка зависит от подлинно космополитического общества, чье влияние существенно опре-деляет политику входящих государств. Поэтому необходимо преодолеть представление об однородной, территориально ограниченной и противостоящей другим культурам национальной родине посредством представления о двойной родине. Возможно и необходимо то и другое: космополитические государственные образования находятся в зависимости от космополитизма, имеющего глубокие национальные корни. Прилагательное «национальный» кичится самоопределением. А космополитический вопрос формулируется так: самоопределение — против кого? Как интегрируются в это национальное самоопределение его жертвы? Как выражаются его последствия для людей с другой культурой? Как «варварская свобода» (Кант) суверенных обществ превращается в космополитическую свободу, при которой собственный голос представляет и голоса других? Этого позволяет добиться в эпоху культурной глобализации, т. е. этнически-национального многообразия, только постнациональное, многонациональное, индифферентное и толерантное к национальности государство, черпающее свою легитимность из традиций очищенных и открытых мировому гражданству национальностей. А также только космополитический суверенитет, который учитывает стремительно нарастающие глобальные взаимосвязи, подвергает испытанию Как утверждает Даниель Элазар [Elazar Daniel J. 1988; 2001], Боден заложил основы теории государственности, тогда как Альтузиус примерно в то же время предложил не менее систематическую теорию федерализма, которую надо бы заново открыть и обновить для постнациональной глобальной эпохи. ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА и развивает кооперативный суверенитет государств для решения глобально-национальных проблем, а также примиряет и защищает многообразие и соперничество этнического и национального начал. Космополитическое означает признание одновременно сходств и различий, а также ответственность за земной шар в целом. Мировые проблемы людей другой культуры должны быть представлены и услышаны в политической общности. Они должны иметь в ней свой голос в политическом и культурном отношении. Для людей с национальной ориентацией это звучит как абсолютная утопия. И все же по многим характерным признакам это сегодня реальность. На путь к космополитическому государству вступают там, где демократия и права человека ставятся выше автократии и национализма, где борются за признание и решение проблем людей другой культуры, где заново определяются и сопрягаются всеобщие и частные права, права большинства и меньшинств. В этом же направлении идет признание относительности международного права в сравнении с новым огромным значением прав человека (со всеми вытекающими отсюда трудно разрешимыми осложнениями). Собственно, Европу можно — хотя это и противоречит фактическому положению дел! — представить себе в этом контексте как транснациональное космополитическое государственное образование, которое черпает свою политическую силу в утверждении и обуздании национального многообразия этой части света, включая ее милые нелепости. Брюссельский конвент должен решиться на выработку проекта космополитической конституции, чтобы (как рекомендовал в 1787 году Бенджамин Франклин) в совершенно изменившихся исторических условиях повторить американский успех. «Посылаю вам предлагаемую для этих штатов новую федеральную конституцию, — писал престарелый американский ученый, государственный деятель и дипломат Бенджамин Франклин своим друзьям в Европе. — В течение четырех месяцев я сотрудничал с конвентом, который вырабатывал эту конституцию. Если она будет иметь успех, то я не знаю, почему бы и вам в Европе не реализовать проект славного (французского) короля Генриха IV и образовать Федеральный союз и большую республику всех государств и королевств через посредство такого же, как у нас, конвента; ибо и нам пришлось примирять многие интересы.» В марте 2002 года (215 лет спустя!) за это дело взялся европейский конвент в Брюсселе. Какой бы различной ни была исходная ситуация Европейского союза 2002 года и Соединенных Штатов 1787 года — речь сегодня, как и тогда, идет о том, как организовать сообщество с прозрачными границами, которое объединит внутреннюю и внешнюю УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА дееспособность с возможно большей субсидиарностью. Правда, Европа может и должна сегодня сделать решительный шаг. Она должна по-новому определить и провести границу между партикуляризмом и универсализмом, нацией и мировым гражданством не так, как это было задумано и осуществлено в модели национального государства Первого модерна. Представление о том, что партикуляристское государство можно воспринимать как нечто универсальное, как естественную базу, на который можно в принципе решать все противоречия человеческого существования, опровергнуто историей. Да и оптимистическая уверенность в том, что люди в конце концов становятся гуманными или даже гражданами мира по мере того, как они становятся членами отдельных национальных государств, больше не выдерживает критики. Высказанная Иммануилом Кантом надежда на то, что мы в состоянии добиться и закрепить универсализм в рамках партикуляризма, т. е. действовать на основе универсальных законов, оставаясь в рамках партикуляризма, должна быть заново осмыслена после кровавого опыта и варварств хх века. Ее следует скорректировать таким образом, чтобы отдать преимущество учреждающему идентичность мировому гражданству, а не национальному партикуляризму. Возражения, выдвигаемые сегодня против такого космополитического проекта конституции для Европы, похожи на те, с которыми приходилось бороться американскому конвенту 1778 года в Филадельфии: до последнего момента там горячо дискутировался вопрос о том, нуждается ли шаткий союз тринадцати американских штатов в мощной законодательной, исполнительной и юридической власти. Ратификации проекта конституции тоже удалось достичь только незначительным большинством голосов. «Далекими от народа» называли тех, кто хотел больше центральной власти. Юг не доверял Северу, малые штаты не доверяли большим. Все защищали свой суверенитет. Но в конце концов возобладало понимание выгодности федерального суверенитета — понимание, которое и сегодня может помочь (и уже помогает!) становлению космополитической Европы. Возрастание содержательного суверенитета, возможностей для деятельности в глобальную эпоху с лихвой возмещает утрату формальной автономии. Европа как космополитический союз государств, который проводит экономическую глобализацию на базе кооперации и не нивелирует или по-бюрократически отрицает, а уважает инаковость других входящих в него европейских стран, — такой союз мог бы быть или стать вполне реальной утопией. Теория и понятие космополитического государства выделяются тремя позициями. Они направлены против опасных иллюзий само- ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА достаточного национального государства, против неолиберального представления о государстве с минимально регулируемой экономикой, а также против нереальных соблазнов единого мирового государства. Понятие космополитического государства делает выводы из истории правого и левого террористических режимов хх века, а также из истории нескончаемого насилия колониализма и империализма. Боден разрабатывал теорию государственного суверенитета как учреждающую порядок инстанцию беспокойного пострелигиозного мира. Он не мог знать того, что знаем мы, — что государственный суверенитет — противоядие против так пугавшей его анархии — лишь бесконечно увеличил и усовершенствовал жестокость, ненависть и бесчеловечное насилие 15. Обращенные в будущее разговоры о космополитическом государстве (космополитическом режиме) нуждаются в историческом подтверждении, т. е. должны определяться и обосновываться в их исторической differentia specifi ca. С этой целью — по аналогии со сравнительным исследованием и теорией национализма — следовало бы учредить сравнительно-историческое изучение империи и основать европейский или транснациональный исследовательский институт. Он должен выяснить, что отличает предшественников космополитического режима с его нынешним видом и что объединяет их с ним. В конце концов мечта о едином мире весьма старомодна, она значительно древнее национального романтизма. Она восходит к универсальным империям Хаммурапи и Александра Македонского, Юстиниана и Гарун аль-Рашида, Чингисхана, Карла V, Наполеона и вплоть до Британской империи, которых объединяло то, что они видели и провозглашали себя носителями цивилизации, чтобы под этим флагом вести борьбу против «людей другой культуры», «отсталых», «варваров». Всем им было свойственно то, на что сегодня претендуют и знаменосцы космополитического режима. Они претендовали на воплощение объединяющего всех языка, как бы языка прав человека, и на соответствующую, не признающую границ высшую культуру, тогда как большинство подневольного, подчиненного им населения жило в условиях культурной ограниченности и лишь частично затрагивалось этими благородными притязаниями и традициями. Может ли — и если да, то каким образом — космополитический режим избежать этих силков культурного империализма? Может ли космополитическое государство и впрямь объединить людей с различным языком, историей, религией, происхождением и будущим без «имперского интеграла»? Не должна ли транснациональная (а тем более глобальная) культура опираться на патронат гегемониальной державы? Не сводятся ли разговоры о космополитическом режиме к похвалам американизации и гегемонии США? Кстати, такое сравнительное изучение имперской политики могло бы показать, что нормой в мировой истории была не этнически-национальная однородность, УЛЬРИХ БЕК. ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА В действительности понятие космополитического государства рождается, например, из борьбы за политическую Европу, которая есть нечто большее, чем просто конгломерат национальных государств, которые то и дело берут друг друга за горло. Речь, таким образом, идет о преодолении этнического национализма и национального государства, но не о том, чтобы их осуждать. Их следует защищать в конституционных условиях мирного сосуществования культур. Для транснациональной эпохи необходимо по-новому культивировать европейски-континентальный духовный облик демократии, права человека и политическую свободу (Давид Хельд и др.). Образно говоря, Европа должна принять в себя «американскую мечту», которая говорит: ты можешь стать другим. Ты не детерминирован происхождением, социальным положением, цветом кожи, религией, полом! Космополитическая Европа, состоящая из разных народов, — что это значит, например, применительно к Великобритании? В скептическом отношении британцев к Европе заслуживает критики, по моему мнению, не то, что они настаивают на собственной национальной цивилизации, а неспособность понять, что космополитическая Европа не уничтожает их самобытность, а сохраняет ее. Европу невозможно себе представить без британского вклада в ее цивилизацию. Без решимости британцев защищать европейские ценности от фашистской Германии невозможно представить себе важнейшее историческое событие хх века — подавление национал-социалистической опасности. Это одно из следствий британской истории, частица британского космополитизма, который следует не преодолевать, а сохра- а полиэтничность. Все цивилизации всегда собирали людей разного происхождения в этнически многосоставные, иерархически выстроенные политические образования. «В последней главе я анализирую странный случай национально-этнического единства, варварский идеал, который в Западной Европе никогда не был осуществлен, но с энтузиазмом отстаивался как раз в то время, когда западноевропейские народы создавали охватывающие мир империи, в которых встречались и собирались люди различного цвета кожи и происхождения, причем в небывалых до того масштабах. Последовательная полиэтническая иерархия во всех странах европейской экспансии находилась в резком противоречии с идеалом национального единства, представленного как раз в тех частях Европы, где активно проводилась авантюристическая имперская политика. Подобная антитеза была по сути своей неустойчивой, так как особые условия, поддерживавшие идеал и частично реальность национального единства… постоянно упразднялись, в то время как факторы, способствовавшие этническому смешиванию, имели все большее значение» [McNeill William H. 1986, 59]. ГЛАВА iii. МЕНЯЮЩАЯ ПРАВИЛА МИРОВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА нить, как краеугольный камень в основание Новой Европы. Соответственно, нужно бы включить в повестку дня открытие космополитической Франции, космополитической Германии, космополитической Италии, Польши, Испании, Греции и т. д. и привлечь их к созданию космополитической Европы.
|