Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параноидные синдромы






 

Подразделение бредовых синдромов на паранойяльные и параноидные допускается не всеми психиатрическими школами. Это подразделение, осуществленное в результате нозологической концепции E. Kraepelin, сблизившей параноидную деменцию с «dementia praecox» разделяется немецкими, французскими и отечественными психиатрами, но не признается в странах английского языка, где как паранойяльные, так и параноидные явления охватываются общим понятием «paranoid states».

Параноидный синдромможет встречаться в клинической картине любого психического заболевания, возникшего и протекающего без помрачения сознания, или период, стадию прогрессирующего шизофренического психоза. В основе параноидного синдрома лежит первичный, интеллектуально развивающийся бред, характеризующийся интерпретативными построениями, структурной целостностью со склонностью к генерализации бредовых переживаний. В структуру параноидного синдрома включены следующие компоненты ( М.И. Вайсфельд, 1939, М.И. Рыбальский, 1993):

· бредовые идеи. К кругу параноидных переживаний относятся идеи преследования, отношения, причиняемого ущерба, обиды. В отличие от паранойяльных, параноидные идеи лишены логических оснований, они относительно независимы от событий, происходящих вокруг и имеющих отношение к больному. Невозможно установить их источник, повод, посылку бредовой концепции. Если в паранойяльной системе предметы и явления, исходя из общей бредовой посылки, объединяются по совокупности внешних особенностей («кривая логика», «паралогика»), то в параноидной – происходит взаимное дополнение и объединение объектов по коллекционному принципу на основе генеральной идеи преследования. При этом какие –либо внутренние каузально-динамические связи между этими объектами отсутствуют. В одних случаях бредовые построения могут быть ассоциированы с воспоминаниями, представлениями, восприятиями, в других – возникают без всякого повода. Существенной особенностью параноидного мышления является замена общепринятых (языковых) значений предметов и явлений их символическим, понятным только одному больному значениями (трансцендентность бреда). Примеры: «проверка контролером билетов в автобусе – слежка», «пятно на кровати – хотят усыпить» и т.п.

· Бредовые восприятия. В начале болезненного процесса у больных, вследствие определенной бредовой установки, появляются не имеющие отношения к иллюзиям и галлюцинациям непосредственные переживания презрения, ненависти, угрозы со стороны окружающих. Как отмечал U.H. Peters (1970), «бред (при параноидной депрессии) имеет такую структуру, что исследователь может легко обмануться и придти к выводу о существовании галлюцинаций. Пациент, например, глубоко убежден в том, что он «слышал», как другие говорили «о его грязных делах». И врач на этом основании легко проникается уверенностью в существовании слуховых обманов, особенно если до этого сложилось мнение о галлюцинаторно-параноидной картине болезни. Если пациента попросить описать отдельные детали ситуации, то оказывается, что он, может быть, только видел, как три человека разговаривали, стоя вместе. И, само собой разумеется, они говорили о его поступках, поскольку «это каждому известно». Так возникает бредовая убежденность. Однако, после точно сформулированных вопросов выясняется, что больной слышал «только глазами».

· Обманы восприятия. При дальнейшем прогрессировании болезни картина параноидного синдрома усложняется соответствующими бредовой идее иллюзорными, галлюцинаторными и псевдогаллюцинаторными переживаниями. Таким образом, болезненный процесс, порождая галлюцинаторное восприятие, порождает и те регистры психики, которые облегчают или выявляют бредовые компоненты (Е.А. Шевалев, Е.А. Перельмутер, 1937).

· Эмоциональные нарушения. Базовыми эмоциональными нарушениями при параноидном синдроме являются соответствующие бредовым идеям подозрительность, напряженность, тревожность. Другие аффективные расстройства (депрессивные, маниакальные) возникают при видоизменении синдрома и вовлечении в патологический процесс новых психопатологических регистров.

Клинические варианты параноидного синдрома и его

сочетания с другими синдромами

Описаны различные варианты, включающие сочетания параноидного синдрома с другими синдромами (Глоссарий, 1990): 1)галлюцинаторно-параноидный, 2) депрессивно-параноидный, 3) параноидное состояние с явлениями циркулярности, 4) острое кататоно-параноидное состояние, 5) параноидно-ипохондрический, 6) дисморфофобически-параноидный (Ю.М. Саарма, Л.С Мехилане, 1980).

Галлюцинаторно-параноидный синдром складывается из первичного бреда, чаще всего преследования, бреда физического воздействия, вербальных галлюцинаций (чаще псевдогаллюцинаций) и других явлений психического автоматизма. Депрессивно-параноидный синдром представляет собой симптомокомплекс депрессивных, бредовых, сенсорных и двигательных расстройств, сочетающихся в различных соотношениях. В наибольшей степени сочетаемость синдромов выражена при острых периодически протекающих патологических процессах. Так, транзиторные тревожно-бредовые приступы в виде острых параноидов с идеями преследования, опасениями за родных, шпиономаническим страхом характерны для реккурентной шизофрении. При шубообразной- чаще встречаются параноидно – галлюцинаторные состояния с идеями преследования, страхом ареста, вербальным галлюцинозом, психическим автоматизмом, бредовым поведением (Т.Ф. Пападопулос, 1975).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал