Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что Вы понимаете под результатами образования в своей работе?
Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе, в работе школы? В какой образовательной парадигме Вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему? Какие образовательные парадигмы Вы еще знаете и почему Вы отказались от их использования? Умеете ли Вы операционально ставить цели образовательной деятельности? Прогнозируете ли Вы результаты образования учащихся на год, полугодие, четверть? Если Вы прогнозируете результаты образования учащихся, то сравниваете ли Вы достигнутые результаты с прогнозом по каждому ученику, классу, где Вы работаете? Вы прогнозируете результаты образования произвольно, наугад, на основе интуиции или на основе изучения обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся или иной диагностической методики? Сравнивали ли Вы когда-либо цели и результаты своей педагогической деятельности? Какие конкретные цели Вы ставили в данном (или прошедшем) учебном году перед школой (классом, перед собой)? Назовите их. Каких результатов Вы достигли? Назовите их. Совпали ли цели с результатами? Как в связи с этим (совпадением или несовпадением) Вы оцениваете качество образования в школе (классе, с конкретным учеником)? 11. Результаты образования, которые Вы получили в этом году, являются запланированными или случайными? Когда работа по теме нашей книги уже осуществлена или осуществляется, то проводят научно-практические конференции, где уже не ограничиваются теоретическими рассуждениями, а излагают и обсуждают опыт управления качеством образования на том или ином уровне управления. Говоря о проведении научно-практических конференций по теме " Управление качеством образования: технологический аспект", мы сочли необходимым затронуть хотя и весьма деликатную, но очень существенную проблему. Это проблема и объективности оценки качества образования, она же проблема профессионализма в постановке целей и честного определения результатов образо- вания, это и проблема совести выступающего на конференции, это и проблема личного мужества управленцев-руководителей учреждений и органов управления образованием при публичном обнародовании оценок качества образования в учреждениях, которыми они руководят. Опишем факт, замеченный всеми авторами книги, без каких-либо комментариев. Выводы пусть делает для себя каждый читатель самостоятельно. Прежде, чем издать эту книгу, мы прочли курсы лекций в десятках субъектов Российской Федерации и странах СНГ. В большинстве из них, спустя некоторое время, проводились научно-практические конференции по теме " Управление качеством образования: технологический аспект". И почти везде мы сталкивались с одной и той же картиной. На трибуну пленарных заседаний или секций выходили руководители и учителя, преподаватели вузов, темы которых определялись заранее, и потому они могли хорошо подготовиться, и далее следовали выступления: Я одни говорили обо всем наболевшем в жизни школы, но не по теме (самый частый вариант); • другие приводили только положительные результаты образования и то, как правило, однобоко (называли число победителей олимпиад разного уровня, хотя число этих победителей составляло в самом лучшем случае не более 0, 01 общего числа учащихся школы); • третьи, просто забыв о теме конференции, перечисляли имена учителей, давших открытые уроки в необычной форме; • четвертые говорили о недостаточном бюджетном финансировании, умолчав при этом, что палец о палец не ударили для создания внебюджетных фондов развития школы в целях повышения качества образования; • пятые жаловались на необъективность кем-то проведенной аттестации; • шестые, наоборот, неумеренно благодарили за высокую оценку их труда и т. д., и т. п. Отличительной особенностью выступлений директоров лицеев и гимназий было называние с пафосом и с чувством гордости за свое учреждение высокого (например, более 90) процента выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, хотя эти цифры на самом деле свидетельствовали о низком качестве работы учреждения с самого начала, а потому и низком качестве образования. Совершенно очевидно, что была осуществлена некомпетентная диагностика, и в учреждение для интеллектуально продвинутых детей были приняты обычные интеллектуально сохранные дети или дети, принятые из конъюнктурных соображений (дети так называемых нужных родителей), но те, которые вообще не должны были учиться в гимназии или лицее. Ведь эти учреждения создаются исключительно для интеллектуально продвинутых детей, имеющих ярко выраженную склонность к умственной деятельности, то есть детей, готовящих себя все годы обучения в этих учреждениях к поступлению в вузы. Тут стопроцентное поступление в вуз - норма, и потому любой процент не поступивших (без уважительных на то причин) — это брак этих образовательных учреждений, это равносильно тому, как если бы обычная массовая школа заявила, что у нее 8—10 процентов учащихся оставлены на второй год. Не будем забывать: гимназии и лицеи - это учреждения общегородского (или общерайонного) набора, куда разрешено отбирать только наиболее интеллектуально развитых, только соматически и психически абсолютно здоровых детей, и этим учреждениям дано право выводить из своего состава тех, кто не справляется с программами. Другим образовательным учреждениям такого права не предоставлено. Отличительной особенностью абсолютного большинства выступлений является тот факт, что практически никто не говорил о трудностях и проблемах, связанных с определением качества образования, о сложных противоречивых коллизиях и опыте определения качества, когда по одному параметру результаты высокие (положительные), а по другим - отрицательные, о трудностях прогнозирования целей (результатов), об исследовании отдаленных показателей качества, о трудностях управления качеством образования, то есть о предмете конференции. Когда мы в своем заключительном аналитическом докладе обращали внимание участников на то, что конференция об одном, а большинство выступлений, мягко говоря, о другом, то не было случая, чтобы нас услышали. Реакция была обиженной: " И все равно с нами так нельзя. Мы — директора, мы отвечаем за жизни детей... и т. п. ". К сожалению, об ответственности за качество образования не говорил никто. Но все это большое предисловие мы написали для того, чтобы рассказать о единственном за несколько лет случае, когда руководитель учреждения начал свое выступление по теме, закончил его по теме, был компетентен и честен. Факт имел место 26 апреля 1999г. в г. Запорожье республики Украина. На конференции по анализируемой теме выступала директор средней школы № 30, кандидат педагогических наук Валентина Яковлевна Ястребова. Сначала она привела исходные данные, характеризующие школу: из 928 учащихся 62% живут в микрорайоне школы, остальные 38% набираются из других районов города. Отсюда можно сделать вывод, что школа имеет определенные конкурентные преимущества в предоставляемых образовательных услугах, и эти услуги были названы директором как конъюнктурные (мы никак не комментируем здесь этот эпитет. — Ред.): преподавание экономики, экологии и других " модных" предметов. Далее директор говорила о теоретических основах и методах уп- равления качеством образования в своей школе и заключила выступление перечнем выявленных ею результатов образования, оцененных работниками школы и родителями учащихся. Поскольку оценки разнились, директор увидела здесь проблему для дальнейшего исследования, что закономерно. Однако на нас произвели впечатление произнесенные самим директором цифры. Вы только представьте себе, уважаемые читатели, ситуацию. Директор с научной степенью, руководитель школы, имеющей высокий общественный авторитет в городе, озвучивает в зале в присутствии нескольких сот управленцев всех уровней оценку качества образования учащихся, данную родителями как одними из социальных заказчиков: отличное качество -0, 5% родителей, хорошее качество - 43%, удовлетворительное (то есть посредственное) качество - 47, 5%, неудовлетворительное качество - 9% (это родители около ста учеников). Мы бы не хотели давать здесь развернутый анализ этих цифр — не это в данном разделе для нас интересно. Произнести такое публично при наших традициях отчитываться на людях только положительным — это поступок! Это то, что могут совершить единицы. Потому мы и написали здесь об этом редчайшем пока на пространствах СНГ факте. Кроме мужества и правдивости, которые всегда были в чести у порядочных людей и не могут не вызывать восхищения, она оказалась в высшей степени компетентна и профессиональна именно как управленец. В теории современного менеджмента проблемный анализ, как известно, начинается не с перечня ложно или праведно понятых достижений, а с установления расхождения между желаемым (требуемым) и имеющимся. И это единственный способ найти причины в образовательном процессе, породившие эти расхождения. Затем выясняются проблемы условий, породившие дефекты образовательного процесса, а затем и причины дефектов управляющей системы школы, приведшие к порокам условий. Таким образом Валентина Яковлевна пришла к анализу управления качеством образования. Управление качеством образования:
|