Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Ссора






Цель: учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться и др.).

РАБОТА С АЛЬБОМОМ «КАК ВЕСТИ СЕБЯ» (с.22—25)

Попросите детей рассмотреть ситуацию, изображенную на странице 22. Здесь Серый Волк отнимает у Красной Шапочки игрушку. Спросите у детей, что скажет Красная Шапочка Волку. Что он ей ответит?

ИГРА-ТРЕНИНГ

Составьте вместе с детьми диалоги героев, используя приведенные высказывания или придумывая новые. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, они поссорились или помирились?» Если ребенок выбрал конфликтные высказывания, которые приводят к ссоре, на следующем этапе разыграйте другой диалог: «А как теперь их помирить? Что они скажут друг другу?»

Если последовательность получится иная, предложите детям конфликтный диалог: «А как они могли поссориться? Что сказали бы друг другу в этом случае?»

Теперь рассмотрите с детьми ситуацию, изображенную на странице 24: Бармалей толкнул Айболита так, что тот упал.

ИГРА-ТРЕНИНГ

Разыграйте между персонажами диалог также в двух вариантах — ссоры и примирения.

Пусть высказывания для Айболита дети придумают сами. Спросите детей, почему герои поссорились, ведь можно было не портить праздник и избежать этого. Обсудите вместе, из-за чего возникают ссоры.

Продолжайте вместе с детьми искать варианты примирения: что должен сказать для этого Бармалей Айболиту?

Что Айболит может ему ответить, чтобы не поссориться?

Разыграйте другие истории на эту тему.

НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Данная тема требует особо тесного сотрудничества педагогов и родителей. К ней следует возвращаться регулярно — и в случаях конфликтного поведения детей, и для профилактики подобных явлений.

Как педагогам, так и родителям необходимо учитывать, что частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки, являются одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе. При этом драка — крайний способ решения конфликта, а точнее — неумение из него выйти. Конфликт возникает в том случае, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к невозможности удовлетворения желаний другого, и при этом обе стороны не уступают друг другу. Проблема возникает тогда, когда конфликт решается силой, в ущерб одной из сторон или, что еще хуже, — не устраняется вообще, а скрыто продолжает развиваться дальше.

Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, хочет или чувствует другой человек. Конфликт дает ясность: теперь обе участвующие в нем стороны знают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Таким образом, основная задача взрослого — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до драк.

Общая стратегия выхода из конфликта может быть следующей:

— как можно более ясно и конкретно сформулировать проблему, причину конфликта;

— дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, но при этом воздержаться от собственных комментариев;

— последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения; предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают;

— принять решение, против которого нет возражений. Это не означает, что стороны обязательно будут полностью им удовлетворены.

Не менее важной задачей является профилактика случаев возникновения конфликтных ситуаций. Для детей могут быть организованы соответствующие игры, беседы, игры-драматизации. Их основная цель — научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их понятным другим людям образом. Стремиться, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с их собственными. (Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим и т. д.)

Педагоги могут специально организовывать проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника. Или предложить лишь часть решения, наблюдая, каким образом дети придут к согласию сами. В совместной деятельности полезно иногда специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность (например, для изготовления общего панно кисточек, ножниц, карандашей дается заведомо меньшее количество, чем число реальных участников).

Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-то неприятному, обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой, качаться на качелях, и никто не хочет уступить) надо использовать в качестве упражнения для приобретения детьми опыта решать конфликты, считаться с чувствами и желаниями других людей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал