Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Ты и твои родители






Цель: помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них.

Начиная с трех лет, мы знакомим детей с различными внешними особенностями людей, многообразием их облика. Дети уже хорошо знают, какой у них цвет волос, глаз. А насколько точно они могут передать внешние особенности самых близких людей — папы и мамы? Мы предлагали попробовать это сделать, когда дети были меньше. Теперь для этого предназначены две отдельные страницы в альбоме.

Однако вначале поговорите с детьми об их родителях, о том, похожи ли они на родителей, на кого именно. Помогите детям выделить как можно больше индивидуальных особенностей, своих и родителей. Насколько хорошо дети знают о вкусах и желаниях папы и мамы, например, какие у них есть увлечения и т. д. После этого попросите детей выполнить задание в альбоме «Мы все разные» на страницах 2, 3.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родителям будет, безусловно, интересно познакомиться с работой своего ребенка. Подчеркните, что сын или дочь проявили старание в передаче сходства рисунка с оригиналом. Родителям можно также предложить сделать портреты детей, а затем оформить соответствующую выставку.

Тема 2. Каждый привлекателен по-своему

О Цель: выяснить, как дети относятся к своей внешности, поддержать их положительную самооценку; способствовать становлению у детей терпимости по отношению к другому независимо от его внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности.

РАБОТА С АЛЬБОМОМ «МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ» (с. 4)

Попросите детей внимательно рассмотреть себя в зеркале.

Пусть каждый нарисует свой портрет, а вы помогите подписать его и поставить дату. Предложите показать работу родителям, бабушке, дедушке, другу.

Согласны ли они с тем, что ребенок изобразил себя правильно?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА

В зависимости от того, сколько детей в группе и каким временем располагает педагог, можно попросить провести такую беседу с некоторыми детьми наиболее подготовленных родителей. В этом случае воспитателю необходимо узнать о ее результатах.

В процессе подобной беседы важно узнать, как ребенок относится к своей внешности, что именно ему в себе нравится (не нравится). Предварительно проанализируйте, как выглядит его автопортрет: приукрасил ли он свою внешность или намеренно шаржировал ее. Может быть, ребенок огорчается из-за каких-то своих внешних недостатков? Постарайтесь выяснить, из-за каких именно. Все это чрезвычайно важно, так как можно укрепить его уверенность в себе, оказав поддержку.

Возможно, вы или родители столкнетесь с противоположным самовосприятием: ребенок считает себя самым красивым. Учтите, что завышенная самооценка лучше заниженной, но все-таки не очень желательна для его дальнейшего развития. В любом случае, общаясь с ребенком, взрослые должны быть тактичны и доброжелательны!

НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Важную роль в формировании у ребенка уверенности в себе, становлении адекватной самооценки играет отношение к нему со стороны сверстников. К сожалению, одной из специфичных характеристик общения между детьми этого возраста являются отрицательные оценки внешности, негативные ярлыки и дразнилки. Дети не только дошкольного, но и более старшего возраста способны проявлять безжалостное и даже жестокое отношение друг к другу. На это не следует закрывать глаза, нужно уделять специальное внимание формированию у детей позитивных способов общения.

Известно, что можно выделить типичные детали внешности, из-за которых дети подвергаются особым нападкам и получают обидные прозвища: «рыжий» — за соответствующий цвет волос или его оттенки, «конопатый» — за. веснушки, «толстый, жирный, поезд пассажирный» — из-за излишней полноты, тучности, и др. При этом абсолютно ясно, что ни один ребенок, тем более в дошкольном возрасте, не может осознать пагубных последствий подобных негативных оценок, которые скажутся на развитии личности его сверстника в дальнейшем.

Задача взрослых, педагогов и родителей, состоит не в том, чтобы нормативным образом «отменить» детские дразнилки, что является нереальным. Нужно противопоставить им свое позитивное отношение к ребенку, поддержать у него чувство уверенности в себе. Так, например, педагог может объяснить детям, что рыжие волосы — это теплые краски солнечного лета (вариант: веснушки — брызги Солнца, которые оно дарит людям, и т. п.).

ВНИМАНИЕ! РЕБЕНОК С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ

Особую проблему составляет отношение детей к сверстнику с выраженными физическими недостатками. В зависимости от того, какой стиль общения с таким ребенком задают взрослые, у него будут либо разрастаться переживания по поводу своего дефекта, который со временем он воспринимает все более осознанно, либо развиваться уверенность в себе, основанная на том, что его своеобразие не является препятствием для доброжелательного отношения окружающих.

Отметим, что эта проблема сегодня особенно актуальна в связи с тем, что теперь эти особенные дети попадают в детское сообщество не только при общении их семей или во время прогулок во дворе дома. Они могут оказаться среди сверстников и в детском саду, поскольку новое законодательство предусматривает так называемый интегрированный подход: ребенка с отклонениями в развитии при определенных условиях можно принимать в дошкольное образовательное учреждение общей направленности. Подобный подход, с одной стороны, гуманен по отношению к «проблемному» ребенку. С другой стороны, он накладывает большую ответственность на педагогов, призванных обеспечить такому ребенку эмоциональный комфорт и благополучие. Педагогу важно уделять этим детям повышенное внимание, оказывая конкретную коррекционно-педагогическую помощь и способствуя их социально-психологической реабилитации.

Педагоги и родители должны владеть элементарной информацией о том, какие группы детей с ограниченными возможностями в развитии существуют, и как может выглядеть такой ребенок. Это — дети с недоразвитием речи, среди которых может оказаться и ребенок с редко встречающимся физическим дефектом (заячья губа, волчья пасть). Причем окружающие сверстники с хорошо развитой речью могут негативно воспринимать вид такого ребенка и его речь.

Проблему представляют и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: имеющие горб, страдающие хромотой, другими посттравматическими и неврологическими особенностями.

Не следует забывать также о детях с сенсорными нарушениями слуха, зрения, в том числе с внешне выраженным косоглазием.

Как поддержать у ребенка с ограниченными возможностями уверенность в себе, а здоровых сверстников научить по-доброму к нему относиться? Для этого важно пользоваться любым поводом, специально организовывать ситуации, чтобы иметь возможность лишний раз в присутствии других подчеркнуть достоинства такого ребенка. Известно, что часто такие дети бывают талантливыми, добрыми и трудолюбивыми. Не менее существенно привлекать детей к оказанию помощи сверстнику, которому трудно передвигаться, обслуживать себя и т. д. Проявляя заботу о своем товарище, дети рано или поздно его полюбят и скорее всего почувствуют его благодарность и признательность.

Необходимо остановиться еще на одной важной и актуальной проблеме. Отношения в детской группе часто отражают социальные процессы, происходящие в обществе. В социальные и социально-политические группы населения, среди которых, к сожалению, встречаются такие негативные явления, как пренебрежительное или даже враждебное отношение к представителям другой национальности: национализм, шовинизм, антисемитизм. Подобные явления отрицательно сказываются и на взаимоотношениях между детьми. В ряду вышеупомянутых прозвищ и дразнилок определенное место начинают занимать и такие, как «татарин», «кавказец», «носатый», «черный» и др., которые произносятся и воспринимаются детьми как обидные оценки. Педагоги не должны оставлять эти явления без внимания и способствовать созданию атмосферы терпимости и положительного отношения каждого ребенка к другим детям и к себе самому, поддерживая уверенность ребенка в себе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Развитие образа «Я» и отношение к ребенку со стороны сверстников связано не только с его природными данными, но и с формированием у него определенных гигиенических навыков, привычки следить за своей внешностью.

Так дети, неряшливо одетые, неаккуратно подстриженные, с грязным лицом и руками часто вызывают у сверстников неприязнь. Психологи-исследователи приводят такие факты. На вопрос: «Почему ты не хочешь с ним (с ней) играть?» — дошкольники среди других причин называют следующие: «грязный, некрасивый», «противный, руки грязные», «некрасивый, сопли висят», «некрасиво одет» и пр.

Родителям необходимо объяснить, что от овладения ребенком элементарными навыками гигиены зависят не только его физическое здоровье, но и эмоциональное благополучие, уверенность в себе, отношение со стороны сверстников и многое другое.

С родителями детей, которые в связи со своим неопрятным внешним видом вызывают особую озабоченность, следует тактично обсудить эти проблемы в индивидуальной беседе, попросить уделять больше внимания внешнему виду своего ребенка.

Привлеките к этой теме также материал альбома «Как вести себя» (с.11, 12).

Таким образом, сотрудничество педагогов с родителями в рамках данной темы носит многоплановый характер. Это просветительская деятельность воспитателя, который помогает родителям получить элементарные сведения в области физического и личностного развития детей и встречающихся отклонений в развитии. И совместный анализ конкретных проблем, возникающих в группе. Это, наконец, выполнение взрослыми в семье определенных обязанностей и многое другое.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал