Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Какие качества помогают дружбе






Цель: познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых.

ПРОЧТИТЕ И ОБСУДИТЕ

Прочитайте детям сказку «Кот в сапогах».

Обсудите, какие качества свойственны Коту. Старайтесь аргументировать это соответствующими событиями сказки: смелый — не побоялся Людоеда; отзывчивый — сочувствовал своему хозяину, жалел его; участливый — помогал своему хозяину; находчивый, храбрый — в ситуациях с Людоедом. И др.

РАБОТА С АЛЬБОМОМ «С КЕМ ТЫ ДРУЖИШЬ?». 5—6 лет (с. 4—5)

Предложите детям рассмотреть значки-пиктограммы, изображенные на странице 4. Прочитайте детям значение каждой из пиктограмм и убедитесь, что они их запомнили.

Помогите детям правильно расставить оценки: для этого надо провести соединительные линии от изображения Кота к подходящей пиктограмме.

Обсудите с детьми, какие из упомянутых здесь качеств являются наиболее ценными в дружбе. Попросите детей рассказать друг другу, какие поступки этого сказочного персонажа напоминают им друзей и знакомых, кого именно.

На странице 5 надо расставлять оценки около изображений других сказочных героев. Убедитесь в том, что дети их узнали. В первой клеточке под изображением каждого персонажа надо нарисовать условное обозначение того качества, которое ребенок считает главным для данного героя. Затем ребенок последовательно, один за другим, выбирает подходящие знаки и помещает их в пустые клеточки.

Не придавайте большого значения качеству детских рисунков, они могут быть очень простыми, даже проще, чем образец («ленивый» — квадратик, «жадный» — треугольник, «трудолюбивый» — две пересекающиеся линии и т. п.).

БЕСЕДА

Последовательно обсудите оценки детей по каждому персонажу. Побуждайте их обосновывать свои оценки, вспоминая соответствующие события из сказок. Задайте детям вопросы о том, кто из их друзей или знакомых своими качествами похож на этих сказочных героев.

Попытайтесь подвести детей к пониманию противоречивости характеров персонажей (Емеля — добрый, веселый, но ленивый; Карлсон — веселый, находчивый, но при этом жадный; Царевна-лягушка — трудолюбивая, находчивая, добрая, но не веселая и т. п.). Это поможет детям осознать, что у каждого человека также могут быть более и менее привлекательные черты, которые, однако, не мешают дружбе. Побеседуйте на эту тему.

РАБОТА С АЛЬБОМОМ «С КЕМ ТЫ ДРУЖИШЬ?». 5—6 лет (продолжение)

Пусть дети нарисуют на свободном месте (около изображения Кота над пустыми клеточками) своего героя, оценят его качества и заполнят пиктограммами пустые клеточки. Это может быть как воображаемый персонаж, в том числе сказочный, так и реальный человек: друг, член семьи, знакомый. Можно также нарисовать свой портрет и оценить себя.

ТРЕНИНГ

Раздайте каждому из детей листок бумаги небольшого формата, на котором крупными буквами написано его имя. Теперь, когда дети умеют пользоваться пиктограммами, предложите им оценить друг друга. Для этого можно использовать только положительные оценки: веселый, добрый, смелый, трудолюбивый, умный и т. д. Педагог должен обратиться к детям с позитивным высказыванием, например: «Я вами горжусь, вы у меня такие замечательные! Наверняка каждый из вас с удовольствием похвалит своих друзей за их хорошие качества. А теперь возьмите свой карандаш (фломастер), подойдите друг к другу и нарисуйте на листочках своих товарищей хорошие значки (пиктограммы положительных оценок). Старайтесь каждому нарисовать самый подходящий для него значок».

Такой тренинг можно организовать в двух вариантах:

1) проводить его раздельно с каждой подгруппой из пяти—семи детей; в этом случае ребенок должен нарисовать пиктограмму на листочках всех остальных детей в подгруппе;

2) проводить одновременно со всей группой, предварительно разбив ее на подгруппы; далее дети действуют внутри своих подгрупп аналогично первому варианту.

Такого рода тренинги положительно сказываются на отношениях между детьми и улучшают общий психологический климат в группе.

Помните, в этих случаях недопустимо использовать отрицательные оценки. Также не следует предлагать детям самим выбрать того, к кому он хочет подойти: это может вызвать отрицательные переживания у тех детей, которые останутся без положительных оценок со стороны сверстников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал