Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование новых оценок
Во многих ситуациях, совершая выбор, потребители не способны или не желают полагаться на свои прежние оценки. Неопытные потребители, впервые принимающие решение о покупке, обычно испытывают недостаток предварительных оценок. Но даже опытные потребители могут отказаться от использования предварительных оценок. Имея богатый опыт покупки и управления автомобилями, потребители старшего возраста, вероятно, вырабатывают вполне определенное отношение к моделям различных компаний. Тем не менее, когда с момента последней покупки проходит довольно много времени, они могут усомниться в своей информированности о новейших предложениях. Потребители могут формировать оценки двумя основными путями. В процессе категоризации оценка альтернативы зависит от конкретной категории, к которой принадлежит оцениваемый продукт. Напротив, при поэтапном процессе оценка формируется в ходе рассмотрения преимуществ и недостатков вариантов по важным для продукта показателям. Рассмотрим каждый процесс. Процесс категоризации. Один из аспектов человеческого знания — существование производимых в уме категорий. Категории могут быть очень общими (моторизованные средства передвижения) или конкретными. Как правило, они связаны с определенной степенью симпатии или антипатии. Кроме того, оценка, закрепленная за данной категорией, может распространяться на любой новый, рассматриваемый как принадлежащий к ней объект. Тот же процесс может использоваться и в случаях формирования потребителями первоначальных оценок продукта. В той мере, в какой товар может причисляться к конкретной категории, он получит оценку, аналогичную оценке категории в целом. Если потребители чувствуют, что новый увиденный в бакалейном магазине продукт — еще одна новинка из категории здорового питания, то они могут оценить его просто исходя из собственной симпатии/антипатии к здоровой пище вообще. Соответственно, когда потребители полагаются на процесс категоризации, оценка товара зависит от конкретной категории, к которой они причисляют продукт. Следовательно, компания должна понять, пользуются ли потребители категориями, вызывающими желательные (для компании) оценки. И действительно, классификация товара покупателями может существенно влиять на потребительский спрос. Например, какие продукты приходят вам на ум, когда вас спрашивают о категории «утренних напитков»? К неудовольствию отрасли прохладительных напитков, мало кто из потребителей включает в данную категорию газированную воду. Несколько попыток производителей отвоевать своей продукции «достойное» место на столах завтракающих граждан не увенчались особыми успехами. Расширение семейства торговой марки, когда известное и уважаемое название бренда распространяется с одной товарной категории на другие, — один из путей, с помощью которого компании используют явление категоризации к своей выгоде. Исследования подтверждают, что оценки, которые потребители дают марочному расширению, могут зависеть отих симпатии к основному бренду. Однако эффективность данной стратегии тем меньше, чем больше расхождений между товарными категориями расширений и товарной категорией основной марки. Поэтапный процесс. Поэтапный процесс, по существу, включает формирование оценки вариантов с использованием различных правил решения. Во-первых, потребители должны определить конкретные критерии или показатели товара, которые нужно использовать в оценке вариантов. Анализируя возможность приобретения автомобиля, потребители могут рассматривать такие критерии, как безопасность, надежность, цена, название торговой марки, страна изготовления, гарантия, расход горючего. Они могут также учитывать чувства, которые вызывают обладание (престиж и статус) и управление (возбуждение и волнение) автомобилем. Решения по поводу «несопоставимых» вариантов могут потребовать от потребителя использования в процессе оценки большого числа абстрактных критериев. Рассмотрим потребителя, перед которым стоит выбор между холодильником, телевизором и стереосистемой. У этих вариантов есть некоторые конкретные характеристики (за исключением цены), по которым может быть проведено сравнение. Однако варианты можно сравнивать и используя такие абстрактные параметры, как необходимость, развлекательность, статус. Затем потребителям надо оценить силу или слабость каждого рассматриваемого варианта по конкретным, важным, по их мнению, для совершения выбора критериям. Действительно ли цена товара является приемлемой? Обеспечивает ли продукт желаемые выгоды? Надежны ли гарантии? Во многих случаях потребители уже хранят в памяти суждения или мнения об эксплуатационных характеристиках рассматриваемых вариантов. Способность вспоминать эту информацию может существенно повлиять на окончательный выбор. Однако потребителям, в памяти которых хранится недостаточный объем подобных знаний, придется положиться на внешнюю информацию. Рассуждая о том, насколько хорош рассматриваемый вариант, потребитель часто использует метод отсечки. Отсечка — это просто сокращение или ограничение используемых в процессе анализа показателей. Возьмем, к примеру, цену. Потребитель согласен заплатить за товар сумму, которая находится в рамках определенного диапазона цен. В противном случае цена рассматривается как неприемлемая. Аналогично потребитель может отвергнуть пищевой продукт, поскольку в нем больше калорий, чем индивид считает для себя возможным потреблять. Суждения об отобранных вариантах могут зависеть и от наличия намеков, или сигналов. Сигналы — это характеристики товара, исходя из которых можно судить о других его атрибутах. Заключительный шаг поэтапного процесса предполагает использование суждений об эксплуатационных показателях рассматриваемых вариантов для формирования общей оценки приемлемости каждого из них. Исследователи поведения потребителей выделяют целый ряд способов вынесения итоговой оценки. Основное различие между стратегиями оценки — их компенсационный или некомпенсационный характер. Некомпенсационные стратегии оценки. Некомпенсационные правила решения характеризуются тем, что слабые стороны изделия не могут быть компенсированы другими, сильными его сторонами. Возьмем, к примеру, сухие завтраки. Производители, идя навстречу желанию потребителей покупать более здоровую пищу, сокращают количество масла и соли в продуктах. Но если этих ингредиентов будет слишком мало, вкус сухих завтраков ухудшится. И хотя модифицированный продукт выигрывает с точки зрения питательных свойств, это не может восполнить недостаток вкуса. Некомпенсационные стратегии оценки имеют разные формы. Согласно стратегии, которая называется лексикографикой, решения вначале сравниваются по наиболее важному показателю марок. Если одна из марок воспринимается как лучшая по этому показателю, она и выбирается. Если два (или более) бренда воспринимаются как примерно одинаковые, они сравниваются по второму из наиболее важных свойств. Данный процесс продолжается до тех пор, пока связь не оборвется. Стратегия исключения во многом напоминает лексикографическую процедуру. Марки сначала оцениваются по самому важному атрибуту. Но теперь потребитель что-то отсекает. Если отсечке по самому важному атрибуту отвечает только одна марка, она и выбирается. Если ей отвечает несколько брендов, тогда берется следующее по важности свойство и процесс продолжается до тех пор, пока связь не прервется. Если неприемлемы все марки, потребитель должен пересмотреть свои отсечки, принять другое правило решения или отложить выбор. . Отсечки играют большую роль и в смешанной стратегии оценки. Отсечки делаются по каждому существенному показателю. И каждый раз марка сравнивается с этим набором отсечек. Значит, требуется обработка по марке. Если бренд отвечает срезкам по всем показателям, он и выбирается. Несовпадение по любому из атрибутов ведет к отказу от данной марки. Как и раньше, если ни один из брендов не отвечает требованиям отсечек, изменяются либо отсечки, либо правило решения. Другими словами, выбор откладывается. Выбор путем исключения зависит от ценности конкретной отсечки для принимающего решения. Компенсационные стратегии оценки. Действительно, ни одна из некомпенсационных стратегий не возместит плохой рейтинг цены другими превосходными характеристиками изделия. Иначе обстоит дело с компенсационными стратегиями оценки. В соответствии с ними осознанная слабость одного показателя может быть восполнена осознанной силой другого. Компенсационные правила могут быть двух типов: простая прибавка и взвешенная прибавка. Согласно правилу простой прибавки, потребитель просто считает или складывает много раз те критерии оценки, которым соответствует каждый благосклонно рассматриваемый вариант. Выбирается вариант с наибольшим числом положительных показателей. Правило простой прибавки используется в основном тогда, когда мотивация потребителя слаба или его возможности ограничены. Более сложной формой компенсационной стратегии оценки является взвешенная прибавка. Потребитель совершает более замысловатую оценку характеристик приемлемых и неприемлемых вариантов. Относительная значимость приемлемого оценочного критерия также включена в правило решения. По сути, правило взвешенной прибавки эквивалентно моделям мультиатрибутивных установок. В чем ценность знания конкретного правила решения (стратегии оценки) при предпокупочной оценке вариантов для разработки стратегий маркетинга? Строго говоря, специалистам по маркетингу необходимо понимать правила решения, потому что их результат — выбор потребителя. Зная правила (или правило) решения, которые используют потребители и которые ведут к выбору продукта, можно способствовать сохранению и облегчению дальнейшего его применения покупателями. Например, если потребители применяют лексикографическое правило и важнейшим атрибутом считают качество, то фирме выгодно будет развернуть рекламную кампанию с упором на значимость качества вообще и качества данного товара в частности. Понимание стратегий оценки важно и для разработки стратегий изменения установок потребителя. Изменение правил потребительских решений дает специалисту по маркетингу еще один механизм влияния на выбор потребителя. Иногда это может быть изменение относительной важности главного критерия оценки. Хорошо ли мы оцениваем варианты? Потребители не могут похвастаться особым умением взвешенно оценивать варианты и выбирать наилучший из них. Классическое подтверждение тому — предложение денежного вознаграждения тем покупателям бакалейных товаров, которые смогут верно выбрать из двух марок лучшую. Для этого покупателям требовалось вычислить цену единицы продукции и выбрать более дешевый продукт. Чтобы усложнить задачу, было объявлено, что более дорогая марка продается со скидкой. Очевидно, многие покупатели приняли распродажу за сигнал о том, что наилучшим выбором станет приобретение предлагавшейся со скидкой марки. В данном случае сигнал вводил потребителей в заблуждение, и они делали неправильный выбор. Подобные ошибки — не редкость. Потребители, которые не могут позволить себе купить продукт сразу, но в то же время не хотят платить высокие проценты за рассрочку платежа, часто выбирают вариант так называемой «аренды с правом выкупа». В данном случае потребитель вносит еженедельную или ежемесячную плату за аренду продукта, получая право, если пожелает, выкупить его. Способность потребителей точно оценивать варианты имеет значение и для их собственных карманов, и для благосостояния общества. Но обществу невыгодно, чтобы в сфере потребления его члены действовали неэффективно. Следовательно, политики и общественные деятели заинтересованы в том, чтобы помогать потребителям принимать более эффективные покупательские решения. Процесс решения начинается с момента активизации и признания потребности вследствие расхождения между желаемым и фактическим состояниями. Осознание потребности может быть вызвано несколькими факторами. Изменения в личных обстоятельствах, например рождение ребенка, могут активизировать новые нужды. Фирмы могут повлиять на вероятность активизации потребности через рекламу и новинки. За признанием потребности следует поиск потенциальной возможности ее удовлетворения. Если внутренний поиск в памяти индивида обеспечивает удовлетворительное решение проблемы потребления, то поиск информации во внешней среде не обязателен. В то же время потребители часто обращаются к внешнему поиску. Его интенсивность зависит от потребителя и от массы ситуационных, рыночных и потребительских характеристик. Предпокупочная оценка вариантов представляет собой стадию принятия решения, на которой потребители оценивают имеющиеся варианты покупки, чтобы затем сделать выбор. При рассмотрении вариантов потребители часто опираются на собственные знания и используют предварительные оценки. Бывает, что им требуется внешний поиск и формирование новых оценок. Понимание того, как выносятся эти оценки, может открыть фирмам новые возможности влияния на поведение потребителя.
5. ПОКУПКА
|