![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Под знаком Сатурна. I 3 страница
Как и битва при Ангиари, битва при Кашине — мелкая победа флорентийцев, не избалованных воинской славой. В 1364 году при Кашине, близ Пизы, отряд пизанцев под предводительством Джона Хоквуда попытался захватить врасплох флорентийское воинство, но потерпел неудачу. Исход битвы решила конница, так что Микеланджело, казалось бы, был обречен соревноваться с Леонардо, то есть изображать все то, что так красноречиво описывал Леонардо, примериваясь к картине битвы. Ясно, что при таком подходе к сюжету у Буонарроти не было бы никаких шансов выиграть единоборство с Леонардо. Но отказаться от почетного правительственного поручения было бы еще унизительнее. Тут надо воздать должное находчивости молодого соперника Леонардо. Обратим внимание на один нюанс в тексте Вазари: сюжет росписи Микеланджело (разумеется, с согласия Содерини) выбрал сам86. Чем же битва при Кашине была, с его точки зрения, лучше других? Трагикомическим началом. Дело было в конце июля. Спасаясь от послеполуденного солнца, флорентийские солдаты начали купаться в Арно, когда в лагере забили тревогу ввиду нападения неприятеля... Значит, можно заполнить всю стену огромными фигурами выскакивающих из воды солдат. Одним ходом Буонарроти получает двойное преимущество. Не надо изображать ни поля боя, ни пыльно-дымного воздуха, ни дальнего, ни ближнего планов. Пусть над всем этим усердствует живописец Леонардо. А он, Микельаньоло, скульптор. Он изобразит лавину нагих тел в бурном движении — «кто стоит прямо, кто на коленях, кто согнулся, кто полулежит, кто прыгает кверху» — и всех в труднейших ракурсах87. В таких делах соперников у него нет. Что же касается республиканских доблестей флорентийцев, то разве устрашающие мощью гиганты, которые побеждают напавшего внезапно противника, сами оставаясь наполовину голыми, не будут вызывать воодушевление у соотечественников и оторопь у врагов? (Изобразить героев не после, а перед совершением подвига — идея, роднящая «Битву при Кашине» с «Давидом».) Создав нечто среднее между «Битвой кентавров» и «Страшным судом» Сикстинской капеллы, Микеланджело ценой превращения сюжета в повод для осуществления своих художественных интересов вышел с честью из затруднительного положения, в котором оказался по милости Содерини. Было бы напрасно искать в «Битве при Кашине» соответствия между движениями человеческих душ и тел, которое Леонардо считал важной задачей искусства. Не пизанцы, а сам Микеланджело превратил флорентийское воинство в грандиозный пластический орнамент, поражающий разнообразием поз. Современники убеждались, «что высочайшим предметом искусства является группа обнаженных мужских тел, физически совершенных и расположенных таким образом, что фигуры в своем движении передают зрителю ощущение животворной энергии»88. «Хотя божественный Микельаньоло сделал потом большую капеллу Папы Юлия, он уже ни разу не подымался до этой точки и наполовину: его талант уже не достигал силы этих первых опытов», — утверждал Челлини89. Внезапный перерыв в работе над картоном «Битвы при Кашине» был вызван идеей Юлия II соорудить себе еще при жизни надгробие в базилике Св. Петра. Его Святейшество знал, кого призвать в Рим для выполнения этой эпохальной прихоти. Буонарроти всей душой отдается замыслу, в котором его амбиции счастливо совпадают с амбициями понтифика. Они задумывают проект гробницы, который «превышал все древние и императорские гробницы красотою, величественностью, обильной орнаментацией и богатством статуй»90. К весне 1506 года уже доставлен весь необходимый мрамор. Но Браманте удается внушить Юлию II, что «строить себе при жизни гробницу — плохое предзнаменование, ибо это ускоряет смерть»91; слава Католической церкви и авторитет ее главы возрастут гораздо больше, если на месте старой базилики возведут — разумеется, по проекту Браманте — новый храм Св. Петра, равного которому не будет во всем мире. Папа отбрасывает проект гробницы и с величайшим энтузиазмом принимается строить собор. В апреле глубоко уязвленный Микеланджело самовольно уезжает во Флоренцию. Возможно, сыграла роль и его мнительность, всюду рисовавшая ему козни воображаемых недругов. Напрасно папские гонцы уговаривают его вернуться в Рим. Потребовались три бреве (послания), направленные Юлием II флорентийской Синьории, и увещания Содерини, чтобы склонить Микеланджело к примирению. В конце ноября он явился в только что завоеванную Юлием II Болонью, где был принят и прощен Его Святейшеством. Там он работает над гигантской, в три человеческих роста, бронзовой фигурой сидящего Папы, которую весной 1508 года водружают над входом в главную городскую церковь Сан Петронио92. Между тем у неугомонного Папы, вероятно уже с весны 1506 года, вызревала еще одна великая мысль: поручить Микеланджело роспись свода Сикстины — главной папской капеллы в Ватикане93. Со времен ее основателя Сикста IV (чьим племянником был Юлий II) свод грандиозной капеллы оставался небесно-синим, усыпанным золотыми звездами, и назывался «il cielo» — «небеса». Вазари утверждает, что это желание Папы было спровоцировано Браманте и другими соперниками Микеланджело, которые «думали отвлечь таким образом его от скульптуры, в которой мастерство его было бесспорным, и довести его до отчаяния, понудив приняться за роспись: опыта в фресковой живописи у него не было». Кондиви придерживается этой же версии, добавляя, что Браманте готовил таким образом будущие триумфы своего земляка и протеже Рафаэля Урбинского94. В настоящее время доказано, что в мае 1506 года Браманте, напротив, пытался отговорить Юлия II от привлечения Микеланджело к росписи, указывая на нежелание скульптора браться за эту работу и на то, что у него нет опыта изображения фигур на большой высоте в соответствующих ракурсах. Рафаэль к этому моменту был еще мало известен95. Итак, Юлий II жаждал заказать Микеланджело роспись Сикстины вопреки сомнениям Браманте в успехе дела. Не были ли эти столь чувствительные для честолюбия скульптора сомнения, о которых тотчас было сообщено ему во Флоренцию, средством, к которому прибегли Папа и его хитроумный советник, чтобы вызвать у Микеланджело интерес к этому проекту и азартное желание продемонстрировать всему миру свое творческое всемогущество? Наше предположение подтверждается не только тем, что вскоре после установки болонской статуи Юлия II, в мае 1508 года, Микеланджело подписал-таки контракт на роспись Сикстинской капеллы и приступил к работе над эскизами, но и последующими его действиями. Раскритиковав собственные предварительные эскизы росписи, он, как утверждал впоследствии, получил разрешение делать все, что захочет96. В конце лета, закончив картоны, он нанял во Флоренции мастеров, опытных во фресковой живописи, и распределил между ними обязанности. Но в одно прекрасное утро он их в капеллу не пустил. Не снисходя до объяснений, он решил сам выполнить всю работу. Это ли не проявление великой гордыни? Приступив к росписи осенью 1508 или в январе 1509 года, он воспользовался помощью только одного своего верного друга при переводе рисунков на картоны, подготовке свода под роспись, возможно, при переносе контуров с картонов на свод и в растирании красок97. В работе Микеланджело над новым заказом Юлия II сказалась инерция размышлений о папской гробнице. В его воображении по-прежнему господствовали скульптурные образы. Перейдя от проекта гробницы к эскизам росписи Сикстины, Микеланджело манипулировал элементами надгробия так, как будто с самого начала собирался распластывать их по поверхности потолка капеллы. Исходной единицей была отдельная фигура, которая нуждалась в архитектурном обрамлении. Следовательно, надо было изобразить на потолке капеллы архитектурный каркас, ячейки которого соответствовали бы размерам воображаемых скульптур. В силу жестких взаимных ограничений скульптуры и архитектуры пластика фигур представлялась ему теперь более сдержанной, более близкой к классическим античным образцам, нежели в «Битве при Кашине» — этом хаосе физических действий. Такой подход влек за собой ослабление иллюстративного начала и концентрацию мысли на символических взаимосвязях фигур, лишенных общего для всех них иллюзорного пространства, в котором они могли бы взаимодействовать друг с другом. Сикстинская капелла — это прямоугольное помещение 40, 9 м в длину и 13, 4 м в ширину (то есть три квадрата) с главным входом с востока и алтарем у западной стены. Пологий свод со стрелой подъема 4 м достигает высоты 20, 7 м. В свод врезаны распалубки полуциркульных люнетов над окнами: по шесть окон с боков и по два на торцах98. Паруса сведены к пилястрам, стоящим на осях межоконных простенков; на боковых сторонах свода — по пять парусов, на торцовых — по одному. Почти плоское зеркало плафона Микеланджело превратил в «подобие открытого неба»99, отделив его от парусов карнизом, проходящим немного выше распалубок. Паруса в целом выглядят глухой поверхностью. На ее фоне на каждом парусе он изобразил гигантский трон, боковины которого выступают в виде пилястр, доходящих до карниза. Пилястры украшены парами путти, поддерживающих карниз. В основании паруса под каждым троном изображена консоль. Поперек капеллы, над пилястрами, Микеланджело перебросил арки, так что в средней части свода получилось чередование узких и широких полей. Все эти фиктивные архитектурные формы имитируют белый мрамор. На тронах сидят двенадцать колоссальных фигур сивилл и пророков, опирающихся на консоли. Под консолями путти-атланты держат картуши с их именами. Имитирующие золоченую бронзу обнаженные фигуры покоятся в треугольных ячейках, образовавшихся между ребрами распалубок и тронами. В сегментах средней части свода Микеланджело написал пять малых (1, 7 х 2, 8 м) и четыре большие (2, 8 х 5, 7 м) «истории» на сюжеты Книги Бытия, начиная с «Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя». На выступы пилястр поставил кубы, водрузив на них фигуры сидящих юношей, имитирующие античные статуи. За ними в итальянской литературе закрепилось прозвище «ignudi» («обнаженные»; в немецкой традиции их часто называют «рабами»). С помощью лент и дубовых гирлянд они держат над сивиллами и пророками круглые щиты, подделанные под бронзу и золото, с барельефами, изображающими события из истории евреев. В люнетах и распалубках — галерея предков Христа100. В пандативах над угловыми люнетами слева и справа над входной стеной написаны «Давид и Голиаф» и «Юдифь и Олоферн»; напротив них над алтарной стеной — «Распятие Амана» и «Медный змий». Гладкая поверхность свода превращена, таким образом, в богато дифференцированную структуру, состоящую из множества профилированных тяг, выступающих и углубленных частей, иллюзорных проемов и обрамлений. Она населена многочисленными фигурами, как включенными в «истории», так и мнимо-скульптурными, находящимися вне «историй». Вся эта трехмерная среда не обладает, однако, большой глубиной. Это лишь пограничная зона между пространством капеллы и ярко-голубым небом, виднеющимся в сценах из Книги Бытия. Но небо здесь — не физическое, «а смысловое пространство, идеальное место генезиса идей и исторического начала»101. Взгляду, не способному мгновенно сосредоточиться на рассматривании частностей, — а Микеланджело сделал все возможное, чтобы замедлить восприятие, — свод в целом представляется исполинским тентом, который поднят над стенами капеллы человеческим дыханием, огнем свечей, жаром молитв и воодушевлением певчих. Возмущая нынешних эстетов, недовольных результатами расчистки живописи Микеланджело и ее сильной подсветкой, устроенной к 2000-летию Христа, сикстинский тент Микеланджело далек и легок, как небо, и пестреет голубыми, оранжево-желтыми, темно-зелеными, травянистыми, местами красными тонами или их оттенками, как райский луг102. Общий смысл росписи, если не складывать его из отдельных фигур, мотивов, сюжетов, а воспринимать с первого взгляда непосредственно, эмоционально и целостно, — это надежда на спасение (ил. 71, 72). Цикл «историй» из Книги Бытия состоит из трех равновеликих частей. Первая от входа — история Ноя: «Опьянение Ноя», «Потоп», «Жертвоприношение Ноя». Вторая — история прародителей: «Грехопадение и Изгнание из рая», «Сотворение Евы», «Сотворение Адама». Третья — сотворение мира: «Сотворение воды», «Сотворение солнца, луны и планет», «Отделение света от тьмы». В первую очередь Микеланджело написал не «Опьянение Ноя», а «Потоп», который при условии точного соответствия очередности библейских событий следовало бы разместить не во втором, а в третьем компартименте, считая от входа103. Но в дальнейшем он неукоснительно двигался вспять событиям Книги Бытия, изображая сразу и все фигуры, окружающие очередную «историю», за исключением люнетов, к которым перешел в последнюю очередь. В сентябре 1509 года была готова история Ноя. К Успению 1510 года104, когда Микеланджело кончил «Сотворение Евы», Его Святейшество потребовал, чтобы он показал публике готовую часть росписи. «Мнение, сложившееся о Микеланджело, и возлагавшиеся на него надежды привели весь Рим смотреть на это произведение, пришел и Папа, прежде чем улеглась пыль, поднявшаяся от разборки лесов»105. К Успению 1511 года, когда оставалось расписать только люнеты, снова в капелле, запрокинув головы, толпится римская публика — В конце июля 1512 года Микеланджело пишет брату: «Я тружусь через силу, больше, чем любой человек, когда-либо существовавший, — при плохом здоровье и с величайшим напряжением». В середине сентября: «Я, можно сказать, бос и гол и не могу получить причитающийся мне остаток, пока не закончу работы. И терплю величайшие невзгоды и трудности». Наконец отец Микеланджело получает из Рима его письмо от 3 октября: «Я закончил капеллу, которую я расписывал. Папа остался очень доволен»106. Открытие росписи состоялось 31 октября (канун Дня Всех Святых) 1512 года. «Случай единственный в истории человеческого духа: заставляют художника в расцвете его сил оставить тот род искусства, которому он всегда отдавал свои силы, принуждают его работать в другой области, требуют от него в качестве первого опыта труднейшей и обширнейшей по размерам работы, какую только можно себе представить в этом роде искусства, и он разрешает свою задачу в столь краткий срок, никому не подражая, создав сам нечто навеки неподражаемое и заняв первое место в той области искусства, которую он отнюдь не выбирал!»107 Основным принципом, каким руководствовался Микеланджело, чтобы придать грандиозной росписи радующее взор разнообразие, был принцип гротеска108. Гротескно, во-первых, сосуществование фигур разного масштаба и различной степени реальности в рамках Хорошо упорядоченного целого. Во-вторых — сложные пространственные взаимоотношения между псевдоархитектурными, псевдоскульптурными и собственно живописными элементами росписи (ил. 73). В росписи есть фигуры восьми различных масштабов: 1) персонажи цикла Книги Бытия; 2) «ignudi»; 3) фигурки на барельефах круглых щитов; 4) «мраморные» путти на пилястрах; 5) пророки и сивиллы; 6) путти с картушами; 7) «бронзовые» фигуры по сторонам от распалубок; 8) «родственники» Христа на распалубках и люнетах. В реальное пространство капеллы вторгаются, по сути, только фигуры сивилл и пророков. В отличие от них смуглые «ignudi» с их позами и движениями, укладывающимися в неглубокий слой пространства, принадлежат скорее мнимому архитектурному убранству капеллы, нежели ее реальному пространству. Но «ignudi» — сама жизнь по сравнению с бронзовыми фигурами на щитах и на ребрах распалубок и с беломраморными путти-атлантами по сторонам и под ногами сивилл и пророков. Персонажи ветхозаветного цикла тоже не соперничают с «ignudi» в жизнеподобии. Пространство библейских «историй» неглубоко. «Принцип перспективных сокращений не применен в композиции, и отправная точка зрения в ней отсутствует; скорее он композицию подчинял фигурам, чем фигуры — композиции», — точно характеризует Вазари манеру, в какой написаны «истории». Фигуры в них хорошо иллюстрируют высказанное позднее требование Микеланджело: живопись должна быть похожа на рельеф109. «Родственники» Христа на распалубках и люнетах — узники узких каморок, смирившиеся с тем, что они навсегда зажаты между картинной плоскостью и очень близким фоном. Эти фрески приглушены колористически и пластически. Только «истории» на пандативах могут поспорить жизнеподобием с изображениями сивилл и пророков. Но их персонажи, активно действующие в пространствах, углубленных уже самой вогнутостью пандативов. не вторгаются в реальное пространство капеллы. Что же касается взаимоотношений между плоскими, выступающими и углубленными частями мнимой архитектуры, созданной Микеланджело, то она воспринимается по-разному в зависимости от направления взгляда. При взгляде в сторону алтаря (противоположное направление противопоказано, поскольку «истории» Книги Бытия окажутся тогда перевернуты вверх ногами) имеет место эффект украшенного гротескной живописью тента, физически совпадающего со штукатурной поверхностью свода, тем не менее обладающего восхитительной иллюзией легкости, не отягощенной материей архитектурных конструкций и скульптурных тел110. Но роспись свода рассчитана на восприятие с самых разных точек зрения. Можно, усевшись на скамью, разглядывать часть свода, находящуюся напротив. При таком взгляде фигуры сивилл и пророков выступают вперед, словно отделяясь от свода. Пилястры тронов, «ignudi», кубы под ними и «подпружные арки» слой за слоем приближают наблюдателя к «нулевому уровню» рельефности, который представлен «историями» Книги Бытия111. Два аспекта восприятия — вдоль капеллы живописный, а поперек архитектонический и квазискульптурный — исключают друг друга. Только колоссальная фигура пророка Ионы на парусе алтарной стены обеспечивает их взаимодействие. Благодаря циклу Книги Бытия, написанному Микеланджело на своде, получила полное развитие идея ретроспективной последовательности, которая в свое время была задана Сикстом IV художникам, расписывавшим стены капеллы. Как тогда на стенах, так теперь на своде чем ближе «история» к алтарю, тем дальше она от нас во времени. В логическом пределе взгляд от входа — это взгляд с точки зрения настоящего. Цикл Микеланджело, относящийся ко временам до Моисея, разглядеть труднее, чем расположенные внизу «истории» о Моисее и Христе. А начало мира, изображенное в «Отделении света от тьмы», — истинный полюс визуальной недоступности для тех, кто не имел права присутствовать в части капеллы, предназначенной для прелатов (она отделена ажурной алтарной преградой). Чем древнее эпоха, тем она священнее. Росписи Сикстинской капеллы притягивают разум посетителя к Первоначалу, к Богу-творцу. Настоящее же предстает на их фоне как актуальный момент развертывания божественного плана всемирной истории. Как известно, этот план эпизодически раскрывался в предсказаниях пророков и сивилл. Микеланджело разместил их следующим образом: над входом — Захария112; слева от «Опьянения Ноя» Иоиль, справа — Дельфийская сивилла; слева от «Жертвоприношения Ноя» Эритрейская сивилла, справа — Исайя; слева от «Сотворения Евы» Иезекииль, справа — Кумская сивилла; слева от «Сотворения воды» Персидская сивилла, справа — Даниил; слева от «Отделения света °т тьмы» Иеремия, справа — Ливийская сивилла; над алтарем — пророк Иона113. Даже фигура Бога в «Отделении света от тьмы» уступает пророкам и сивиллам телесной мощью, выпуклостью, яркостью освещения. Соотношение степени реальности этих фигур со всеми остальными фигурами, которыми Микеланджело населил свод, типично для таких сюжетов средневекового и ренессансного искусства, когда рядом с персонажем изображали то, что предстает перед его внутренним взором. В событиях Ветхого Завета пророки и сивиллы видят предзнаменования пришествия Христа. Через их вещие души проходят линии умозрения от настоящего времени вспять к Первоначалу мира и от начала всех времен — в будущее, когда времени уже не будет. То, что они словно изнемогают от собственной мощи, есть пластическое выражение их высшей одухотворенности. Если и существуют на сикстинском своде персонажи, в которых, по замыслу Микеланджело, современный ему человек должен был видеть свой идеал, то это именно обремененные памятью и ясновидением, а стало быть, и предельной ответственностью перед человечеством пророки и сивиллы. Особенная выразительность фигур пророков и сивилл, их расположение по сторонам от центрального пространства, где главным действующим лицом, видимым и подразумеваемым, является Бог, а также многообразие их состояний и даже то, что всех их двенадцать, — все это кажется едва ли не умышленной параллелью к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Но темой Микеланджело (с психологической точки зрения, для него отнюдь не самой важной) является не реакция на пророчество, а само пророческое состояние, в каковом у Леонардо пребывает только Христос. В «Тайной вечере» Леонардо Христос говорит о том, что свершится, с надчеловеческой отстраненностью. А пророки и сивиллы Микеланджело, напротив, всецело захвачены своим пророческим призванием. У каждого из них это происходит по-своему, каждый одинок пред Богом. Их не усадишь за один стол, не сделаешь единомышленниками, не соединишь в общину. Через них происходит вхождение божественного бытия в индивидуальные ипостаси бытия земного. Микеланджело показывает, что происходит с разными людьми в момент, о котором св. Иоанн Богослов писал: «Я был в духе...» (Откр. 1: 10). В этих фигурах представлены различные возрасты, темпераменты, эмоциональные состояния. В отличие от ветхозаветных иудейских пророков сивиллы происходят из языческой греко-римской древности. В папской дворЦ°' вой капелле они не могли выступать в такой же роли, как в полуязыческом-полусветском учении Фичино, — олицетворять «согласие языческой религии с христианской». У Микеланджело представлены пять первых сивилл по списку в «Божественных установлениях» Лактанция, христианского писателя III века. Лактанций учил, что в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, так как в нем они отделены одна от другой, тогда как ре" < лигия немыслима без мудрости, а мудрость — без религии. Богословы настаивали на «языческом неведении» сивилл и соглашались приписывать им не постоянный дар высшего знания, а лишь отдельные прорицания, вырвавшиеся у них по Божьей воле114. Если принять во внимание, что Дельфийская сивилла была наиболее известна в Греции, Эритрейская — в Малой Азии, Кумская — в Риме, а имена Персидской и Ливийской (ил. 74) говорят сами за себя, то нетрудно увидеть, что дополнительная роль сивилл Микеланджело — представить все части света, в которых будет принято христианство, когда оно станет всемирной религией, масштаб распространения которой будет сопоставим с размахом Римской империи. Историко-географическая роль сивилл в идейном мире сикстинской росписи подтверждается тем, что хронологически последней библейской «историей» является здесь «Опьянение Ноя» (Быт. 9). В Библии за этим эпизодом следует родословие «сынов Ноевых» (обычно именуемое «Таблицей народов», Быт. 10), в котором описано происхождение и расселение первобытного человечества по разным странам древнего мира. Сивиллы на своде капеллы — образный эквивалент «Таблицы народов». Избранный же народ представлен фигурами пророков. Еще одно различие сивилл и пророков Микеланджело заключается в том, что у всех сивилл есть книги в виде свитков или кодексов, тогда как среди пророков два — притом ближайшие к алтарю — представлены без книг. Это наводит на мысль, что составителю программы росписи было важно подчеркнуть эпохальное значение перехода человечества из ветхозаветного времени закона в новозаветное время благодати, явленной Христом. Эта же идея была проведена и в «историях» из жизни Христа и Моисея, написанных при Сиксте IV. о чем свидетельствуют надписи над этими фресками, раскрытые в 1970-х годах. Без книг изображены Иона, еЩе во времена катакомбного христианства являвшийся прообразом Христа, и Иеремия (ил. 75), пророчествовавший о Новом Завете, о котором Господь скажет: «Вложу закон Мой во внутренность Их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31: ЗЗ)115. Вазари особенно восхищался нагими юношами, сидящими по углам пяти малых «историй» Книги Бытия: «Есть тут чему изумляться при виде красоты фигур, совершенства ракурсов, изумительнейшей округлости очертаний, исполненных стройности и изящества, чУДесной пропорциональности... каждой из них он, обнаруживая крайнюю степень и совершенство мастерства, придал свой возраст, свое выражение, свою форму лица, равно как и различие линий: кому больше стройности, кому более полноты в теле, при великом разнообразии прекраснейших поз»116. Эти самые знаменитые из обнаженных фигур во всей истории живописи можно воспринимать и как явление самодостаточной красоты, и как фигуры гигантского гротеска, двойственные в их полускульптурном-полуприродном существовании. Но кто они такие в глазах пророков и сивилл? Зримо обозначен контраст между прорицателями и этими юношами. Контраст тяжести и легкости, обилия одежды и полной наготы, тесноты и простора, созерцания и действия. «Ignudi» выглядят духовно необремененными существами из некой безгрешной юности мира. Они, как животные, инстинктивно-прекрасны в своем чисто физическом бытии. Они предстают естественной альтернативой не только пророкам и сивиллам, но и Адамовым потомкам ветхозаветных «историй». Они вне истории и вне греха. Они таковы, какими были бы люди в Эдеме, не соверши прародители грехопадение. Некоторые «ignudi» похожи, как сыновья на отца, на Адама в сцене его сотворения, но не в «Изгнании из рая». Это образы неосуществившегося ветхозаветного «золотого века»117. Но в своей звериной грации они пробуждают в памяти и миф о языческом «золотом веке». Именно им вверены дубовые гирлянды семейства делла Ровере («Rovere» в переводе с итальянского — «дуб»). Следовательно, делла Ровере унаследовали первозданную безгрешность — человеческого рода; благодаря им человечество имеет шанс приблизиться к новому «золотому веку». У Микеланджело были и личные, отнюдь не столь оптимистические основания, чтобы включить в убранство Сикстинской капеллы эти двадцать фигур, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения ни к сотворению мира, ни к развертыванию божественного плана всемирной истории. Как мы помним, художник родился под знаком Сатурна — бога, при котором на земле был «золотой век». Стало быть, прекрасные «ignudi» — родное племя Микельаньоло. Их уход в небытие — смерть красоты на все будущие времена. Когда-то, в пору создания «Битвы кентавров», он еще мог поверить Фичино, провозгласившему возвращение «золотого века» в меди-чейскую Флоренцию. Но через двадцать лет? Неизгладимость последствий грехопадения для него очевидна. Прекраснейшего из «ignudi» (ил. 76) он помещает как раз над «пророком плача» — над Иеремией слева118. Сюжет грехопадения и изгнания из рая, к которому Микеланджело перешел после истории Ноя, обрисован с лаконизмом, достойным Гильдесгеймских дверей (ил. 77)ш. Посередине дерево, которое, по средневековым представлениям, означает, а не изображает рай; наверху змей и херувим; по сторонам дважды изображены прародители. «Сукцессивный» (последовательный) тип повествования — рецидив средневекового искусства120. Удивительное, впечатляющее противоречие: средневековые реминисценции — и полнокровные тела на словно из камня вырубленной скале, под сенью будто из металла вырезанной листвы. Дерево познания добра и зла Микеланджело поставил не посередине рая, а на границе с пустыней. Слева добро, справа зло. Рай Микеланджело неприветлив: наверху только одна ветвь, внизу скала, сухой пень да немного воды. Но справа горизонт настолько пуст, ровен и безутешен, что и такой Эдем кажется оазисом. В Писании сказано, что Ева сама «взяла плодов» (Быт. 3: 6). А у Микеланджело плод протягивает ей змей, притом так торопливо, будто опасается, как бы Господь не пресек его козни. «Ева лениво, как римлянка, лежит спиной к дереву и, быстро обернувшись к змею, по-видимому, равнодушно берет у него яблоко»121. Роскошное ее тело и в этот момент принадлежит Адаму. Он же, вопреки Писанию, сам тянется к плодам. Змей и херувим зеркально симметричны друг другу. Выдержать эту симметрию было для Микеланджело так важно, что он вложил Меч не в правую, а в левую руку херувима. У змея длинные огненные волосы, красивое патетическое лицо, женская грудь и женские бедра, которые ниже переходят в сладострастные змеевидные извивы. Его контуры перекликаются с изгибом тела Евы. Симметрия змея с херувимом — напоминание о том, что змей — падший ангел, первый грешник. Зеркальной сменой их ракурсов и контрастом цвета обозначено вместе с тем и различие пространств и фаз времени: руки змея и херувима напоминают положение стрелки часов до и после грехопадения. В «Изгнании из рая» Микеланджело, помня противоположные трактовки этого сюжета Мазаччо и Якопо делла Кверча, не захотел следовать титанической концепции Якопо. На фоне сходства с мазаччевской концепцией первородного греха дает себя знать женоненавистническая интонация Микеланджело. Ее хорошо почувствовал Вазари: «В позе Адама — раскаяние во грехе и страх смерти, у женщины — стыд, унижение и просьба о помиловании; но по тому, как обхватила она себя руками, скорчив пальцы и подбородком прижавшись к груди, как она повернула голову к ангелу, больше становится заметным страх перед наказанием, чем надежда на милость Божию»122. Не случайно «Сотворение Евы», виновницы грехопадения, помещено посередине свода. Именно работа над этой сценой завершилась в августе 1510 года сонетом, адресованным поэту и знатоку искусств Джованни да Пистойя, где усталый художник восклицает: «Живопись — с изъяном!», «кисть — не мой удел!»123 Лишь через полгода по другую сторону от «Сотворения Евы» появилась фреска «Сотворение Адама» — вершина всего цикла Сикстинской капеллы и одно из величайших произведений Возрождения вообще (ил. 78).
|