![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Под знаком Сатурна. I 5 страница
Однако в глазах флорентийской художественной публики репутация компаньона Перуджино могла бы только повредить ему: ведь к этому времени Пьетро смертельно наскучил флорентийцам. Рафаэлю надо было сотворить нечто такое, что принесло бы ему известность независимого и многообещающего таланта. Но недаром, как выразился Вазари в свойственной ему витиеватой манере, природа именно Рафаэля «и принесла миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием»3. Если мессер Джорджо и ошибался относительно врожденных задатков Рафаэля (не будем забывать притчу о тени), то в воспитании этого молодого человека несомненна заслуга урбинского двора. Не мог он нанести предательский удар Перуджино — своему учителю и старшему другу. Что же будет с его мечтами о Флоренции? Перуджино с 1500 года писал для собора Сан Лоренцо в Перудже алтарный образ «Обручение Марии» (ил. 82)4. И вот провидению (уж не в лице ли герцогини Джованны?) было угодно, чтобы в один прекрасный день 1503 года Санти получил заказ от семьи Альбиццини из умбрийского города Читта ди Кастелло на небольшой алтарный образ для капеллы в церкви Сан Франческо. Капелла Альбиццини была посвящена св. Иосифу. Сюжетом картины, естественно, взяли самое важное событие в жизни Иосифа — обручение с Марией. «Обручение Марии» — картина, которой Рафаэль платит дань признательности Перуджино и вместе с тем так далеко уходит от него, что рядом с картиной ученика работа учителя выглядит добросовестно исполненным ремесленным изделием, в котором есть заученная гармония, но нет души, есть свет, но нет тепла (ил. 83). У Перуджино обряд обручения выглядит так же торжественно, как и «Вручение ключей апостолу Петру». Он не чувствует, что масштаб этих событий не одинаков. В отличие от религиозно-политической манифестации притязаний папства обручение Марии — обряд, по сути, трогательный, интимный, хоть и совершается он в присутствии свидетельниц и неудачливых женихов. Пожилой Иосиф-плотник принимает двенадцатилетнюю девочку из храма в свой дом, «чтобы блюсти ее», сохраняя ее девичество5. Эту-то сцену Перуджино вписывает в жесткий симметричный каркас, образованный вертикальными и горизонтальными осями. Обручение Марии с Иосифом превращено в слегка оживляемую позами и ракурсами иератическую схему, в которой господствует первосвященник. Обручальное кольцо — всего лишь маленькая ритуальная вещица. А у Рафаэля кольцо — основная метафора, которая задает строй всей картины и характеризует обручение как событие первостепенной важности только для небольшой группы людей. Очаровательный шестнадцатигранный храм круглится наподобие Темпьетто — часовни, построенной в 1502 году Браманте в римском монастыре Сан Пьетро ин Монторио6. Кольцо аркады, завитки волют, купол, непринужденно вторящий абрису картины, — все жизнерадостно играет криволинейными формами. Концентрические ступени заставляют воспринимать рисунок площади как лучевую структуру, хотя на самом деле она расчерчена не дугообразными линиями, а прямыми горизонталями. Но главные отличия картин учителя и ученика — в изображении действующих лиц. У Рафаэля они занимают больше места, чем в картине Перуджино, и сгруппированы так, чтобы, взглянув на них сверху, можно было соединить их всех двумя плавно изогнутыми линиями, перекрещивающимися там, где руки Марии и Иосифа протянуты навстречу друг другу. Жрец, стоящий позади этой точки, не господствует над всеми, а лишь помогает Марии вдеть палец в протянутое Иосифом кольцо. В Х-образной конфигурации, очерчивающей всю группу, взгляд легко выделяет полукружия и дуги. Все волнуется, дышит, живет. Вместо механического равновесия мужской и женской групп, каким удовольствовался Перуджино, Рафаэль противопоставляет кротость спутниц Марии более энергичной, разнообразной в движениях и ракурсах группе женихов, тщеславно ощетинившейся посохами, как маленькими копьями. Если в картине Перуджино юноша, ломающий свой посох, перехватывает внимание, как некстати вырвавшийся из хора голос, то у Рафаэля и главные действующие лица, и статисты охвачены единой волной, идущей слева направо, от женщин к мужчинам, в направлении жеста Марии. Наклонена голова Марии, склонился в ту же сторону заботливый священник, наклонены посохи и, наконец, завершается это движение фигурой юноши, ломающего посох. Лишь Иосиф, тоже отклонившись корпусом вправо, держит руку с кольцом наперекор этой волне, невольно смиряясь перед волей Господа и всей своей благородной позой и опечаленным лицом выказывая и богоизбранность, и смущение. О том, что художник придавал этой картине особое значение, свидетельствует надпись на храме: «Raphael Urbinas MDIIII» («Рафаэль Урбинский. 1504»). Вскоре после ее завершения, в октябре 1504 года, он появляется во Флоренции. Теперь он не стыдится того, что учился у Перуджино. Его репутация защищена рекомендательным письмом от герцогини Джованны гонфалоньеру Флорентийской республики. Высокая покровительница характеризует двадцатиоднолетнего Рафаэля как «чувствительного юношу с хорошими манерами» и как известного, в высшей степени одаренного и достойного самых ответственных поручений живописца7. Четыре года он периодически живет во Флоренции, не имея в этом городе постоянного пристанища, часто и надолго выезжая в разные города Тосканы и Умбрии для выполнения больших церковных заказов, каких флорентийцы ему не дают. Оно и к лучшему: Рафаэль может позволить себе пытливо, не спеша осматривать и обдумывать произведения Мазаччо, Донателло, а также все, что делали его старшие современники — Леонардо8 и Микеланджело. Обдумывать — не значит заимствовать. Рафаэлю остаются чужды поиски Леонардо и Микеланджело в области анатомии и выразительности. Его волнует другое: каким образом должны быть соотнесены массы, линии, цвет, фактура, движение, чтобы живописная гармония казалась не проявлением мастерства художника, а словно бы сама собой исходила от картины. В такой заботе о комфорте зрителя Санти выступает достойным учеником своего учителя. Из мастеров прошлого ему близок фра Анджелико. Единственный живописец, с которым Рафаэль по-дружески сходится в эти годы, — Бартоломео делла Порта (Фрате)9, монах из того же самого монастыря, где некогда трудился фра Джованни. Рафаэля завораживают монументальные мистические видения Фрате, умеющего вовлечь стоящего перед картиной человека в обширное воображаемое пространство. Молодой урбинец делает вывод, что для создания такого эффекта передние фигуры должны быть крупными и достаточно обобщенными, при этом надо оставлять в картине много свободного пространства и отказываться от пестроты в пользу созвучии больших масс цвета, объединяя их мягкой, глубокой, скрадывающей контуры тенью (ил. 84). Оказывается, в «Обручении Марии» он уже шел в этом направлении! В эти годы он выполняет почти исключительно частные заказы, изображая на досках высотой с небольшое окно Мадонну то с одним Младенцем, то с двумя — Иисусом и Иоанном. Такую вещь хорошо держать дома, не даря ее церкви, в пространном интерьере которой она затеряется. Взыскательная публика с удовольствием видит в этих картинах освобожденное от высокомерной эзотерики, ясное и общепонятное воплощение того, что лишь таинственным обещанием виделось в «Св. Анне» Леонардо. Ей, этой публике, нравится и то, что эффектные приемы Фрате, которые до Рафаэля находили применение, увы, только в довольно постном мире доминиканского искусства, тактично переведены обходительным урбинцем в камерный масштаб, благодаря чему все монументальное делается таким легким, нетребовательным, приятным. Публика высоко ценит и то, что Санти пишет невинные создания с такой нежностью, какой итальянская живопись до него не знала. Никто из них, доверчивых и беззащитных, не замечает пристального взгляда со стороны. Самым искушенным знатокам вспоминается где-то виденная маленькая «Мадонна смирение» старого нидерландца Ганса Мемлинга10: хрупкая девочка-Мария сидит, опустив глаза, на лугу с улыбчивым Младенцем, тянущимся к маленькому ангелу, забавляющему его яблоком или игрой на арфе. Особенно хороши флорентийские «мадонны» Рафаэля, в которых заметно влияние Леонардо: «Мадонна на лугу», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница»11. Самая прекрасная из них — «Мадонна на лугу»12, дата которой (A1DV7) включена в золотой узор на вырезе платья Марии (ил. 85). Пикантность построения этой картины заключается в том, что, судя по расположению и позе Марии, младенцы должны бы находиться справа, где осталось много свободного места. Но Рафаэль помещает их слева, заставляя Марию обернуться в направлении тростникового креста, за который они ухватились. Этот полуоборот, как и перекрещивание косых линий, среди которых нет ни одной вертикали, ни одного симметричного повтора, привносят в сцену непредвиденное движение, не обязательное для священного образа, но вполне возможное в жизни. Подчиняясь энергии взгляда Марии, мы тоже сосредоточиваем внимание на игре с крестом. К этому нас подталкивает почти незаметный прием, использованный Рафаэлем в трех названных «мадоннах»: плечи Марии немного возвышаются над горизонтом. В «Мадонне на лугу» линия выреза платья особенно деликатно соотнесена с волнистыми контурами далеких холмов. Словно бы приблизившись к сидящей Марии, мы склонились — тут-то Иисус с Иоанном и завладевают нашим вниманием. Рафаэль, таким образом, не только отступил от наиболее вероятного, ожидаемого расположения персонажей, но и отклонился от пресловутой схемы с равнобедренным треугольником как смысловым центром картины, о которой историки искусства говорят как о композиционной норме живописи Высокого Возрождения. Восхитительна расстилающаяся вдали умбрийская панорама с Тразименским озером, его туманными берегами и грядами холмов. Слева играют гранями кубики построек. Настроение ландшафта здесь не так безмятежно, как справа, где луга, озеро и пологие линии возвышенностей, неспешно уходящих к горизонту, настраивают на бездумно-созерцательный лад. Единственный мотив, способный задержать на себе внимание в правой части картины, — аристократическая ножка Марии, выглянувшая из-под плаща. Откуда ни возьмись появившийся Иоанн затевает странную игру с доверчивым Иисусом. На лице Марии приветливость сменяется настороженностью, готовой перерасти в тревогу. Как будто облачная тень набежала вдруг и омрачила ее тихую радость. Нет, никогда ни Мемлинг, ни какой-либо другой мастер из живших до Рафаэля не превращал блаженство «Мадонны смирения» в обманчивый покров, под которым назревает драма, замаскированная под младенческую забаву. И если бы этот урбинец обладал постоянно безмятежным нравом, каким его обычно представляют, то он вряд ли был бы способен на такое тревожное переживание внешне незатейливого сюжета13. Рафаэль снова обратился к этому сюжету в своей первой римской станковой картине — тондо «Мадонна Альба»(ил. 86)14. Два слова сами собой приходят в голову, когда смотришь на эту картину: «свежесть» и «чистота». Как будто ты вышел из темного, пыльного, душного помещения на просторный луг и можешь наконец-то освежить легкие глубоким глотком прохладного утреннего воздуха. «Свежесть» — от холодноватых и не слишком ярких красок, от прозрачных голубых и зеленых тонов, которые могли бы показаться и тускловатыми, если бы не красное платье Марии и не чистейшей белизны облачка, тающие в слегка темнеющем наверху небе. «Чистота» — от свойства этой картины, которое Р. Барт проникновенно описал, созерцая, однако, не «Мадонну Альба», а японские миниатюры: если они «кажутся нам уменьшенными (наша-то мифология воспевает большое, просторное, широкое, открытое), то не из-за их размера, но потому, что всякий предмет или жест, даже абсолютно свободный и живой, кажется вписанным. Миниатюра определяется не размером, но своего рода точностью, с которой вещь себя очерчивает, сдерживает, завершает. В этой точности нет ничего от разума или морали: чистота вещи достигается не пуританством (незапятнанностью, искренностью, объективностью), а благодаря... срезу, отсекающему от предмета весь ореол смысла и устраняющему из его присутствия, его положения в мире всякое увиливание»15. Чистота располагает к созерцанию. Сохранился выполненный сангиной эскиз (ил. 87)16. Сравнивая его с картиной, начинаешь понимать, как Рафаэль добивался этой чистоты. Но сначала о роли рисования в творчестве Рафаэля вообще. В отличие от Леонардо, исследовавшего в рисунках природу вещей, рисунок Рафаэля — это обычно беглый эскиз картины и ее деталей. Он не искал истину «вслепую», а сразу схватывал пришедшую на мысль «идею», причем воображение позволяло ему фиксировать ее с такой точностью, что изменений, по существу, не требовалось. Рисунок Леонардо, отражавший все перипетии его мысли, непрерывно менялся и зачастую утопал в хаосе множившихся линий и штрихов. Рафаэль же всякое изменение «идеи» запечатлевал заново. Его интеллект работал не менее интенсивно, чем интеллект Леонардо, но непрерывной визуализации ему не требовалось17. Если рисунок Леонардо нацелен на обнаружение истины, то рисунок Рафаэля риторичен: он порождает совершенно убедительные образы, как это может получаться только у гениального оратора (ил. 88). Вернемся к «Мадонне Альба». По эскизу видно, что первоначально тондо представлялось Рафаэлю большим медальоном с рельефом на почти плоском фоне. Фигуры заполняли круг почти без остатка. Такой подход к делу был бы достоин похвалы Микеланджело18. Но затем пластическое видение задачи осложнилось живописным — заботой о внушительности, трехмерной объемности группы, которая могла быть достигнута только более вольным ее расположением в свободном пространстве, то есть, как это ни парадоксально, относительным уменьшением фигур. Группа стала компактнее. Фигура Иоанна увеличилась. Он настолько приблизился к Марии, что она достает до его плеча. Удобно усевшись, он замыкает движение нашего взгляда вокруг группы и своим взором отсылает нас к тростниковому кресту. За крестом — водное зеркало19, напоминающее о крещении. Не оставлено ни малейшего просвета между бедром Иисуса, правой рукой Иоанна и обнимающей его рукой Марии. Величавое спокойствие Мадонны оказалось важнее господствовавшего в эскизе порывистого умиления. Голова ее приподнялась и чуть повернулась к нам. Во взгляде истома сменилась вниманием к кресту распятия. Губы Марии сомкнулись. Левая рука опустилась, а правая поднялась, так что плечи выровнялись. Торс распрямился; бедро, подчиняясь округлости тондо, приподнялось, колено сместилось к середине картины, сгиб ноги стал более плавным. Энергичный наклон головы отозвался противоположным сдвигом в пейзаже, правая половина которого оказалась выше левой. Быстрое движение Мадонны остановлено. Опершись о пень, фигура покоится в богатых складках одежды, как изваяние. Одна неприятная деталь показывает, насколько Рафаэль был увлечен в это время задачей создания большого стиля. Левая рука Иисуса свисает вниз, как пустой рукав, только из-за того, что художник хотел любой ценой избежать сентиментальности, которая возникла бы, если бы Младенец обнял Марию. «Мадонну Альба» датируют 1509—1511 годами, то есть временем работы Рафаэля в Станце делла Сеньятура. Не исключено, что ее заказчиком был Юлий II20. Когда и при каких обстоятельствах Рафаэль появился в Ватикане, не установлено. «Состоявший на службе у Юлия II Браманте из Урбино, дальний родственник и земляк Рафаэля, написал ему, что он у папы добился для него возможности проявить свое мастерство в росписях, которые этот папа заказывал для некоторых из своих покоев. Предложение это понравилось Рафаэлю, и он переехал в Рим, бросив свои флорентийские работы... По приезде в Рим Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых покоев уже расписана или, во всяком случае, еще расписывалась многими мастерами», — рассказывает Вазари21. Очевидно, это событие произошло уже после того, как осенью 1508 года роспись станц — «верхних покоев» в корпусе Ватиканского дворца, построенном Николаем V, — была поручена умбрийским и сиенским живописцам, среди которых имя Рафаэля не значилось22. Рафаэль начал работу в июне 1509 года с фрески «Диспут», которая настолько превзошла все, что было сделано до него и делалось вокруг, «и перспективой, и многими фигурами, написанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров»23. Весь заказ на росписи станц был передан двадцатипятилетнему урбинцу. Станцами называется анфилада из четырех сводчатых комнат в корпусе, разделяющем Нижний двор Бельведера и двор Кортиле дель Папагалло. Три из них размером примерно 10 х 8 м каждая; четвертая (Зал Константина) просторнее. Ось анфилады проходит близ северных окон, выходящих на Бельведер. Стены очень толсты, так что окна находятся в глубоких нишах, гасящих свет. Две средние станцы — делла Сеньятура и д'Элиодоро — освещены лучше крайних, потому что в них есть еще по одному окну, выходящему на юг. Облик комнат, в целом довольно темных, сильно меняется в зависимости от положения солнца. Нынче экскурсанты попадают в анфиладу с востока и, осмотрев-Зал Константина, проходят в станцы д'Элиодоро, делла Сеньятура и дель Инчендио. При Льве X посетители входили в «верхние покои» через дверь в южной стене Станцы д'Элиодоро, в которой Его Святейшество давал аудиенции. В Станце делла Сеньятура он отдыхал, в Станце дель Инчендио обедал, а Зал Константина предназначал для официальных приемов и церемоний. У каждой станцы своя тема, выраженная путем соотнесения изображений, украшающих свод, с «историями», представленными в люнетах. Сверху вниз, от свода к люнету, надо рассматривать Фрески, чтобы вполне уяснить замысел создателей. Фигуры на потолке — отнюдь не «ярлыки» к «историям» в люнетах. Как раз наоборот, «истории» задуманы как иллюстрации к идеям, представленным на потолке24. Богословская программа25 предписывала художнику состав и иконографию сюжетов на сводах, тогда как в «историях» он, как видно по эскизам к фрескам, был свободен. Тут-то и проявился великий дар Рафаэля-иллюстратора: его «истории» воспринимались как «письменные повествования». Теологическим и моральным, историческим и политическим доктринам, выработанным в окружении Папы, Рафаэль придал такую убедительную наглядность, что уже ко времени Вазари богословская концепция росписей оказалась заслонена общепонятным содержанием, не требующим изощренного знания аллегорий и символов26. В Станце делла Сеньятура, переводя взгляд с медальонов на своде (ил. 89) к соответствующим «историям» в люнетах, получаем четыре пары сюжетов: Богословие над «Диспутом» («Спором о таинстве причастия»); Поэзию над «Парнасом»; Философию над «Афинской школой»; Правосудие над «Мудростью, Мерой и Силой» и «Основанием гражданского и канонического права». В итоге улавливаем мысль об Истине (богооткровенной и умопостигаемой), Благе и Прекрасном — трех главных идеях человеческого духа27. На своде Станцы д'Элиодоро — ветхозаветные сюжеты «Неопалимая купина», «Жертвоприношение Авраама», «Сон Иакова» и «ПреДУпРежДение Ноя о потопе». Им соответствуют «истории», свидетельствующие о поддержке Церкви Богом в моменты угрозы ее патримонию («Изгнание Илиодора»), христианской вере («Месса в Больсене»), персоне понтифика («Освобождение Петра») и апостольскому престолу («Встреча Льва I с Аттилой»). В «Неопалимой купине», как и в «Изгнании Илиодора», Бог решительно вмешивается в историю избранного народа, сам оставаясь невидим. «Жертвоприношение Авраама» — префигурация таинства евхаристии, изображенного в «Мессе в Больсене». Иакову Бог является, как ангел явится Петру, и в «Освобождении Петра» есть намек на лестницу Иакова. Наконец, Бог спасает Ноя, как при встрече Льва I с Аттилой он спасет Рим28. В Станце дель Инчендио аллегории Троицы, написанные на своде Перуджино29, связываем с «историями» Рафаэля: «Вознесение Христа», где есть фигура Справедливости, — с «Пожаром в Борго»; «Бога Отца» в образе властителя мира — с «Битвой при Остии»; «Вознесение Марии» — с «Инаугурацией Льва III»; «Сошествие Святого Духа» — с «Коронацией Карла Великого». Так выражена надежда Льва X на благоволение небес всем папам, принявшим имя Лев. Во всех четырех «историях» присутствует явно или намеком древняя базилика св. Петра, которую перестраивал Рафаэль30. Четыре «истории» Зала Константина — «Крещение Константина», «Видение креста», «Победа Константина над Максенцием» и «Константинов дар» — перемежаются изображениями апостола Петра и наследников его престола. Они сидят под балдахинами на тронах, рядом с которыми располагаются персонификации различных благ. Слева от «Крещения Константина» — св. Петр с Церковью и Вечностью, справа Климент I с Умеренностью и Терпимостью; слева от «Видения креста» — Дамаз I с Мудростью и Миром, справа Лев I с Чистотой и Правдой; слева от «Победы» —Александр I с Верой и Религией, справа Урбан I с Правосудием и Милосердием; слева от «Константинова дара» — Феликс III с аллегорией Силы и Григорий VII с аллегорией Духовной силы. На пилястрах над персонификациями высятся мужские и женские фигуры с бандеролями, на каждой из которых читаем любимое слово Льва X: «Suave» («Прекрасно»). На современный вкус, этот перегруженный украшениями зал не выдерживает сравнения со сдержанно оформленными меньшими станцами31. Но не будем упускать из виду, что, сообразно Витрувиеву правилу декорума, назначение Зала Константина требовало как можно более импозантного убранства. Вероятно, Именитым гостям Зал Константина запоминался ярче всего. Художникам кватроченто часто приходилось расписывать готические интерьеры, долго остававшиеся неукрашенными. Выработалось представление об интерьере как о каменной оболочке, в которую можно внести, а можно и не вносить живописный декор. Если Не говорить о семантической стороне росписи, то задача живописца сводилась к тому, чтобы разумно распределить по сводам и стенам принесенный извне материал. С этой точки зрения фреска не так уж сильно отличается от ковра. Она тоже представляет собой тонкий покров, «одежду», накинутую изнутри на тело здания. Прикрывая камень, покров не меняет его свойств. В церковном интерьере такое отношение к фреске как к чему-то вторичному, привносимому извне было отголоском предписаний «Каролинговых книг» («Libri Carolini»), в которых существование изображений в храмах допускалось только в качестве «напоминания» («memoria») и «украшения» («ornamentum»)32. Попытки изменить такое соотношение между монументальной живописью и стеной эпизодически предпринимались и до Рафаэля — вспомним фрески Мантеньи, художников умбрийской школы и «Тайную вечерю» Леонардо. Но Рафаэль в росписях ватиканских станц сделал нормой то, что раньше могло быть лишь смелым экспериментом. Его фрески перестали довольствоваться ролью покрова, за которым прежде чувствовалось несокрушимое каменное тело здания. Живопись изменяет характер пространства. Теперь архитектура интерьера, кажется, существует только ради того, чтобы поддерживать виртуальные пространства, созданные живописцем. Архитектура стала обрамлением живописи. Рафаэль сблизил фреску с тем, что станет потом станковой картиной33. В конечном счете это приведет к упадку искусства фрески. Но пока до упадка далеко. Лев X, знавший толк в удовольствиях, избрал для отдыха Станцу делла Сеньятура. В анфиладе «верхних покоев» эта комната самая светлая и спокойная. Ее «истории» аллегорические, а не повествовательные. В них нет событий, вызывающих сильные переживания. Они предлагают созерцать видения, возвышающие ум и душу. Если и есть в них движение, то лишь настолько, чтобы придать им приятную оживленность. С какой бы стороны ни входил Папа в Станцу делла Сеньятура, его взгляд в первую очередь падал на «Диспут» или «Афинскую школу». Они освещены лучше других фресок. Ведь «Мудрость, Меру и Силу» и «Основание права», расположенные вокруг южного окна, при открытых ставнях трудно разглядеть из-за слепящего света. А когда ставни закрыты, то света, идущего от противоположного окна, этим фрескам не хватает. «Парнас» же сначала вовсе не виден из-за острого ракурса, а когда отходишь от него на подобающее расстояние, то дело обстоит немногим лучше, чем с «Основанием права». Искусственного освещения для разглядывания фресок тогда не устраивали. Поэтому вопрос об их распределении в столь неравномерно освещенном пространстве имел для Рафаэля первостепенное значение. Зная, что он начал работу с «Диспута», а затем изменил роспись свода, выполненную Содомой, мы можем предположить что заданные программой четыре пары люнетов он разместил по своему усмотрению. Никто не помешал бы ему поменять местами, скажем, пару «Поэзия» — «Парнас» с парой «Богословие» — «Диспут». Стало быть, Рафаэль намеренно расположил «истории» так, чтобы «Диспут» и «Афинская школа» в первую очередь притягивали к себе внимание, тогда как неудобство разглядывания других фресок могло быть компенсировано разве что особым интересом к их сюжетам. Итак, в художественном отношении в Станце делла Сеньятура доминируют «Диспут» и «Афинская школа». Они выделяются не только удобным расположением относительно входов в станцу и наилучшим освещением, но и большим размером и более убедительной иллюзией пространственной глубины. Впрочем, наш гедонист щедро вознаграждался за труд, потраченный на разглядывание сюжетов на узких стенах станцы. Глянув из-под «Парнаса» в северное окно, он созерцал террасы Бельведерского двора, созданные Браманте для грандиозных праздничных представлений и для прогулок под апельсиновыми деревьями. Там, на холме, в четырехстах шагах от дворца, царит среди собранных в «антикварии» древних изваяний Аполлон Бельведерский. Парафраз Рафаэлева «Парнаса»? Suave! Взгляд в противоположное окно, из-под фигур «Мудрости, Меры и Силы», стремился туда, где мудростью, мерой и силой пап, их зодчих и строителей возводился собор Св. Петра. «Истории» Рафаэля, посвященные основанию гражданского и канонического права, иллюстрировали осуществленное Юлием II отделение церковного права от светского и напоминали о принципе, положенном Григорием IX в основу Декреталий: «Викарий князя апостолов, обладающий во всем мире властью над душами, должен повелевать и телами»34. Пускай кипит 1ермания возмущением против индульгенций. Ведь выручка идет на строительство собора! Suave! «Он изобразил разверстые небеса с восседающими на облаках Христом и Богоматерью, Иоанном Крестителем, апостолами, евангелистами и великомучениками, а над всеми Бога-отца, ниспосылающего на них святого Духа, в особенности же на несметную толпу святых, скрепляющих своей подписью устав мессы и спорящих о святых Дарах, которые стоят на алтаре. [...] Ни один живописец не мог бы создать из этих фигур нечто более стройное», — начинает Вазари описание «Диспута» (ил. 90). Он превозносит Рафаэля за то, что лик Христа исполнен милосердия и жалости, лик Богоматери нежен и благостен, в облике патриархов показана их седая древность, в облике апостолов — их простодушие, в облике великомучеников — их пламенная вера. «Однако значительно больше искусства и таланта Рафаэль обнаружил в изображениях святых отцов христианской церкви, которые в этой истории спорят друг с другом вшестером, втроем и вдвоем. Мимика их лиц выражает некую Пытливость и напряженность от усилия найти твердую уверенность в том, о чем они спорят, выражаясь движениями как бы спорящих Рук и всего тела, внимательно подставляя ухо, морща брови и удивляясь на разные лады... Исключение составляют четыре отца церкви, просвещенные святым Духом, распутывающие и разрешающие На основании священных писаний все спорные места Евангелия, Которое держат перед ними порхающие в воздухе путты»35. Судя по деталям в описании «историй» Станцы делла Сеньятура, мессер Джорджо помнил их неважно, если он вообще когда-либо переступал порог этой комнаты. Может быть, он передавал их с чужих слов. В таком случае ценность описания Вазари особенно высока, потому что в нем выражено общепринятое в середине XVI столетия суждение о достоинствах «историй» этой станцы. Как видим, основными достоинствами «Диспута» считались необыкновенно живое разнообразие групп и стройность целого. Но ведь эти качества едва ли не исключают друг друга. Как ухитрился Рафаэль соединить их? Многочисленные подготовительные рисунки, в которых видны и колебания, и внезапные находки, убеждают, что ни одна другая вещь не далась Рафаэлю с таким трудом, как эта. Далеко не сразу пришло ему на мысль разместить фигуры в воздушном храме, составленном из облаков и фигур. Столпы и стены невидимы, но блаженные восседают на облачной гряде, как на твердом выступе, огибающем полукружие невидимой апсиды. Как бы поддерживая фигуры Петра и Павла, сидящих на противоположных концах этого полукруга, под ними выделяются две фигуры, указывающие на алтарь-небосвод, вершина которого излучает золотое сияние, изогнут в такт дуге люнета, как конха. Художник превратил стену комнаты в проем, открытый не просто в некое соседнее помещение, а в величественное пространство«иного, воображаемого мира. Толпа расступилась перед явившейся на небе Святой Троицей, оставив торжественно-пустым неф, в перспективе которого утвержден на ступенях престол с гостией в дароносице. Как в юношеской картине Рафаэля обручальное кольцо, так здесь крут' является ключевой фигурой. Взгляд проходит через последовательно уменьшающиеся круги: наверху — золотой небосвод Бога Отца, ниже — мандорла Христа, еще ниже — гало Святого Духа. Эта триада вызывает в памяти последнее видение «Божественной комедии»: Я увидал, объят Высоким Светом И в ясную глубинность погружен, Три равноемких круга, разных цветом.
|