![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзор теорий о происхождении якутов
И ИХ ДРЕВНИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ
«Wenn ich bei deisen meinen Untersuchungen dei Ansichten meiner Vorgä nger ö fters angreife, so mö ge man meine Frei- mü thigreit nusht ü bel deuten, mein Angriff gilt- stets nur der Sache, nie der Person des Autors’. W. Radloff «Phonetik der Tü rksprachen». Nö rdlichen Liepzig, 1882.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ЯКУТАХ
Чуть ли не с самого начала пробуждения научной мысли в царской России было обращено внимание на обособленное положение якутов от общей массы родственных им «татарских» народов, являющихся, по преимуществу, степняками и обитателями западных пределов Азии и восточной Европы. В связи с этим разрывом якутского племени от своего родного ствола и возникла загадочная «якутская проблема», содержащая в себе ряд вопросов: когда, как и почему, под давлением каких исторических причин и в каком географическом пункте этот «татарский» народец оторвался от своих единокровных братьев, какими путями он добрался в глухой и таежный Ленский край, за время своего путешествия в глубь Лены не имел ли он где-либо продолжительную остановку и т. д? Разного рода попытки разрешения якутской проблемы, предпринятые учеными людьми царской эпохи, отчасти и иностранными авторами, не лишены научного интереса и теперь. Даже больше того, как убедимся дальше, самые ранние авторы, заинтересовавшиеся якутской проблемой, проявили более трезвое и правильное понимание исторической действительности, нежели позднее и почти современное нам поколение ученых деятелей, несмотря на то, что последние располагали более богатыми научными источниками и совершенными методами. На данном конкретном примере мы можем получить наглядную иллюстрацию постепенного гниения и разложения буржуазной исторической мысли. Само собой разумеется, что проблема о происхождении якутов и расследование путей переселения их на Лену есть только минимум вопросов по древней истории этого народа не разобравшись в которых нельзя приниматься за разрешение других. Хотим ли мы разобраться в туманных образах якутской эпической поэзии, задаемся ли целью истолковать мифологические образы, понятия, представления или обряды древней религии якутов, пытаемся ли разгадать их социальную организацию и общественный строй к моменту прибытия русских завоевателей, изучаем ли мы происхождение, смысл и значение элементов якутского орнаментального искусства и т. д., и т. д.— совершенно безразлично: ни одна из этих тем не может быть проработана с желательной полнотой и ясностью, если мы не знаем — где, под какой географической широтой и долготой и при какой окружающей обстановке сложились самые устойчивые привычки, понятия и представления якута. Не может быть спора о том, что человек, со всем комплексом его понятий и представлений есть переменная историческая категория, которая при новых изменившихся условиях может дальше развиваться, деградировать или оставаться, приблизительно, на одном уровне. Карл Маркс в письме к Анненкову говорит: «...Всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительная сила — это результат практической энергии людей, но сама эта энергия ограничена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существующей до них, которую создали не эти люди, которая является созданием прежних поколений. Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, добытые прежними поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, — благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества...»[2] (Выделено везде нами). Таким образом, производительные силы, добытые прежними поколениями, и общественные формы, существовавшие в ранние эпохи, при посредстве непрерывной цепи новых нарастающих звеньев должны оказывать большое влияние на течение, характер и содержание позднейших исторических событий. Если эти положения Маркса применить к интересующим нас вопросам, то древнюю или дорусскую историю якутов не только можно, но и должно рассматривать как общий фундамент, на котором с некоторыми видо изменениями вырастает новый или порусский этап их исторической жизни. Иначе говоря, исчерпывающее знание и понимание новой истории якутов немыслимо без изучения их древней истории. От царского периода нами унаследована обширная этнографическая литература о якутах. Как известно, наиболее ценная часть этой литературы принадлежит этнографам якутоведам, вышедшим из рядов русских революционеров народнического направления. Последние, между прочим, уделили очень много внимания вопросам социальной и общественной организации якутов до и после русского завоевания. Но, к сожалению, научные работы подавляющего большинства этнографов-народников характерны в том отношении, что в них применяется абстрактный социологический метод. Элементы древней якутской культуры познаются ими при помощи готовых социологических и этнологических схем, обычно позаимствованных у классиков западноевропейской колониальной этнографии. Вопросы же гражданской истории якутского народа — события и факты, относящиеся к его этническому составу, уясняющие взаимоотношения его отдельных частей, пути и даты переселения последних с юга на север, исторические связи якутов с известными народами древности, объем и точное содержание культурного капитала, унаследованного ими от родственных или иноплеменных народов, последовательные стадии в культурном развитии самих якутов и многие другие вопросы того же порядка совсем не затрагивались народниками или же освещались поверхностно и без учета известных в науке обширных источников по древней истории кочевых народов Центральной и Восточной Азии. Вот почему увязка вопросов якутской истории с данными ориенталистики должна быть признана одной из очередных задач якутоведения советского периода. Но эта задача осуществима лишь при условии применения исторического, а не социологического метода, Из числа якутоведов народников в настоящем обзоре исторической литературы о якутах мы останавливаемся лишь на тех авторах, которые высказывались по вопросу о происхождении якутов и их древних переселениях. Что же касается их социологических прогнозов по вопросам культурного состояния якутов дорусского периода, то на них мы будем останавливаться лишь в соответствующих главах нашего собственного исследования. Первыми этнографическими и историческими сведениями о якутах мы обязаны иностранцам. Из них к нашей исторической теме имеют прямое отношение труды Исбрандта Идеса, Филиппа Страленберга, Герарда Миллера и Иоганна Фишера. Эти деятели науки, впервые высказавшиеся по вопросу о южном происхождении якутов, образуют одну группу историков. Они жили в XVIII веке и могут быть названы «ранними историками якутов». Их мнения и суждения тесно связаны друг с другом и образуют одну цепь. Эти авторы представляют для нас большой интерес ещё и потому, что в их воззрениях на историческое прошлое якутов еще не чувствуется влияния русской общественности и политических установок царизма. Они подходили к вопросу более объективно, чем позднейшие ученые. По прошествии значительного перерыва после выступления ученых иностранцев начали сказываться плоды усвоения европейской культуры и науки самими русскими. Последние усваивают литературное наследство иностранных авторов и тоже начинают трактовать о происхождении и историческом прошлом якутского народа. Работы этих новых авторов образуют второй период в развитии якутской историографии. Их мы объединили в одну группу под названием «поздних историков». Эта группа довольно многочисленна, но мы ограничиваемся изложением воззрений лишь тех авторов, которые не только выставляют те или другие гипотезы происхождения якутского народа, но и дают их научное обоснование. Работы поздних историков якутского народа любопытны в том отношении, что в их теоретических взглядах больше всего отразилась великодержавная политика царизма и господствующих классов старой России, поместного дворянства и буржуазии, а также националистические предрассудки мелкобуржуазных кругов. Несколько в стороне от поздних историков стоят труды грамматиков и знатоков турецких наречий, которые тоже брались за разрешение якутской исторической проблемы или давали очень ценную для её разгадки лингвистическую экспертизу. К ним принадлежат академик Отто Бётлингк, первый составитель якутской грамматики и словаря, известный австрийский тюрковед Герман Вамбери и, наконец, знаменитый тюрколог академик В. Б. Радлов. Каждый из этих крупных деятелей науки выступает со своей свитой последователей и почитателей, которые повторяли их взгляды и суж дения по вопросу о происхождении якутов. Об этих представителях той или другой лингвистической школы мы будем говорить в связи с изложением учений их основоположников. В наш обзор исторической литературы об якутах мы не нашли возможным включать все разрозненные высказывания отдельных авторов о состоянии якутской культуры в дорусский период, чтобы без особой надобности не увеличивать объем настоящего раздела наших очерков.
|