![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. А. Кочнев
Д. А. Кочнев, автор небольшого монографического исследования «Очерки юридического быта якутов», мимоходом занявшись вопросом происхождения якутов, высказал новую гипотезу об исходе их из Урянхайского края, а в более раннюю историческую эпоху из Туркестана. Автор думает, что «слово ураангхай и история тюркских племен дают некоторый ключ к разрешению вопроса о ближайшем происхождении якутов», ибо якуты называют себя «саха, а в сказках и в старину — ураангхай-саха». Он думает, что по понятиям якутов, «ураангхай относится к слову саха, как общее к частному, как племенное к родовому». Это обстоятельство дает Кочневу основание предполагать, что «якуты происходят от урянхайцев». В родстве якутов с обитателям Урянхайского края убеждает Кочнева и «несомненная близость языка якутского и урянхайского», о чем он судит со слов проф. Катанова и по тем географическим именам, которые автор почерпнул у Серошевского и Потанина. Например, он географические названия Урянхайского края «Улу-Кем», «Бай-Кем» (названия рек) признает за «чисто якутские слова»: «улуу-кэм» по-якутски — великая мера, а «бай-кэм» — богатая мера. (Надо заметить, что «кэм» по-урянхайски значит нарицательное имя «река», а «улуг» — прилагательное «большой, великий», ввиду чего «Улуг-Кэм» значит «Большая Река или «Большой Кэм», а не «великая мера», как думает Кочнев). Название хребта «Тангну-Ола» переделывает в «Танг-на-Уола» и переводит по-якутски «Сын Тангна». (Название Тангну-Ола вероятнее всего монгольского происхождения, ибо «уула» по-монгольски значит «гора-хребет», так что якутское слово «уол» тут не причем). А географи ческие названия, которые не поддаются переводу на якутский язык, например, Косогол и Кобдо, Кочнев объявляет «или совсем неправильно написаны или названия не урянхайские». Первоначальную родину якутов Кочнев помещает в Туркестане потому, что, якобы, лингвисты «первобытным местом происхождения тюрко-татарского племени считают Туркестан». По мнению Кочнева, когда явился Чингис-Хан и покорил монгольские и тюркские племена, то часть урянхайского народа — якуты «удалились на северо-восток, к берегам Байкала». Проживание якутов около Байкала Кочнев выводит из наличия в якутском языке слова «байгал» со значением море и объявляет: «Гипотеза о байкальском происхождении якутов теряет свою силу и обращается в гипотезу о временном их пребывании около Байкала». Дальше, опираясь на предание самих якутов, «гласящее, что они убежали от бурят и единогласное мнение исследователей якутов, что они вытеснены в Якутскую область бурятами», автор примыкает к общему мнению об отступлении якутов на север по Лене. Племя сагай в Минусинском крае, урянхайцы Танну-Тувы и ещё какие-то урянхайцы в Северном Китае, по Кочневу, части якутов или «большого племени урянхайцев, вышедших под напором Чингис-Хана и осевших во время пути в названных местах»[96]. Автор не претендует быть историком якутов и не сопровождает свои общие исторические выкладки о взаимоотношениях турецких и монгольских племен в эпоху Чингис-Хана ссылками на научные источники, а свою гипотезу о происхождении якутов весьма скромно квалифицирует лишь как «приблизительное предположение». Поэтому мы, конечно, не вправе, быть слишком требовательными к автору этой гипотезы, который, не удовлетворяясь высказанными предположениями о далеком прошлом якутов, намечает новые пути для разрешения этой сложной научной проблемы. Ввиду того, что якуты в своих богатырских былинах и в песнях действительно именуют себя «ураангхай саха», теория урянхайского происхождения якутов, как рабочая гипотеза, конечно, должна была быть высказана. Историческую науку в целом можно уподобить правильно организованной войсковой части, которая имеет своих разведчиков, пробующих пути по разным направлениям. Кочнев выполнил роль одного из разведчиков и наскоро набросал план нового научного марша в сторону урянхайцев. В этом большая заслуга автора. Некоторые его исторические прогнозы безусловно заслуживают большого внимания. Автор по происхождению — вилюйский крестьянин, но объякученный с материнской стороны, ввиду чего якутский язык является для него родным. «У якутов существует предание, читаем мы у Кочнева согласное с мнением исследователей якутов, что у них была высшая культура, была письменность, которую они утратили во время своего странствования»[97]. По его мнению, урянхайцы среди тюрков когда-то составляли «большое племя» и упорно боролись с Чингис-Ханом. «Часть урянхайцев покорилась ему, а часть удалилась на северо-восток, к берегам Байкала». Таким образом, Кочнев превращает своих якутов в головную часть урянхайцев. Мало того, он даже наделяет урянхайцев званием культурных учителей монголов Чингис-Хана: «Письменностью обладали почти все племена тюрков, а большей культурностью урянхайцы, так что они одни при дворе Чингис-Хана занимали должности, требующие письменности и способности к управлению»[98]. Чтобы понять это заявление Кочнева, нужно иметь в виду, что он, опираясь на свидетельство Г. Н. Потанина, отождествляет имена «ураангхай» и «уйгур». Дело в том, что Потанин за время своих этнографических поездок констатировал: «Дархаты зовут язык урянхайцев уйгурским, а народ их народом уйгурского языка»[99]. Основываясь на этом факте, Потанин высказывает осторожное предположение, что урянхайский народ можно признать потомками древних «хойхоров» (китайских летописей), т. е. уйгуров (там же, прим. 24). Это положение Кочнев распространяет и на якутов, т. е. признает в послед них тоже потомков древних хойхоров-уйгуров. В связи этим стоит положение Кочнева: «Слово уйгур, которым называют урянхайцев, известно и якутам и означает человека дерзкого; с таким же обозначением якуты употребляют и слово ураангхай»[100]. С другой стороны, «действительно слово ураангхай относится к слову саха, как племенное к родовому, что, по-моему, указывает на происхождение якутов от урянхайцев» (уйгуров). Таким образом, гипотезу Кочнева в конечном итоге нужно квалифицировать, как теорию уйгурского происхождения якутов. Причем, по мнению автора, древние уйгуры были известны у монголов под общим этническим обозначением «ураангхай». В составе же этих урянхайцев-уйгуров было одно племя, именуемое саха, т. е. предки якутов. Своеобразие теоретических воззрений Кочнева заключается в том, что он, не будучи знаком с историей древнетурецкого народа, в частности хойхоров-уйгуров, местожительство последних указывает в верховьях Енисея в современном урянхайском крае, тогда как фактически уйгуры занимали всю Восточную Монголию (Халху) со включением русского Забайкалья, Приангарья и Прикосоголья. При выработке теоретических воззрений Кочнева, несомненно, оказала огромное влияние ученая среда Казанского университета, в частности устные беседы и информации проф. Н. Ф. Катанова, специалиста по турецким языкам. Катанов в своих ранних научных работах довольно часто высказывался за принадлежность языка урянхайцев и якутов к уйгурской группе. Так, например, в своей лекции «Этнографический обзор турецко-татарских племен» он делал такие сближения: «Наречия тобольских, тюменских, татарских татар и татар Минусинского округа Енисейской губ. из древних языков ближе всего к языку команскому или половецкому, т. е. к языку того народа, который в XI и XII веках немало беспокоил русских князей». «Наречия карагассов, урянхайцев и якутов близки из древних языков более всего к уйгурскому, на котором писан, напр., «Кудакту-Билик», манускрипт XI века, найденный в Герате, и для тюркских наречий имеющий такое же значе ние, какое Остромирово Евангелие имеет для славянских». В своих «Письмах из Сибири и Восточного Туркестана» о языке урянхайцев он писал: «Из записанных мною слов видна близость к уйгурскому языку... из родовых имен интересны для меня имена: «соян, кыргыс, уйгур»... «Два сойота рассказали мне 28 марта, что уйгуры жили прежде здесь по р. Бом-Кемчику и Улу-Кему. У них дети стреляли из таких больших луков, каких теперь не могли бы поднять и самые сильные люди. Весь уйгурский народ ушел на юг, куда то в сторону Тыбат (Тибат). Остатки уйгуров — нынешнее племя, называющееся ондар- уйгур или уйгур-ондар и живущее теперь по Бом-Кемчику». «Из данных языка и родовых имен можно вывести, что все урянхайцы — тюрки, представляющие смесь (уйгур, кыргыс, чоды, соян) и финнов или самоедов»[101]. Но позже, когда проф. Катанов приступил к подробной теоретической разработке своих материалов по урянхайскому языку, ему пришлось отказаться от формулированного ваше положения о преимущественной близости урянхайского языка к уйгурскому и якутскому, о чем мы будем говорить в своем месте. Это отступление проф. Катанова от прежних своих позиций Кочневу осталось неизвестным, ибо обстоятельная монография Катанова по грамматике урянхайского языка была издана позже выхода в свет труда Кочнева.
|