![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н. А. Аристов
Н. А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей»[94] довольно определенно высказался за енисейское происхождение якутов. Он пишет: «Основываясь на якутских преданиях, на тождестве имени «саха» с «сагай» и на множестве этнографических данных, свидетельствующих не только о южном, но и об енисейском происхождении якутов, можно вместе с Миллером и большинством писателей, касавшихся этого вопроса, считать весьма вероятным, что якуты представляют собою часть тюркского племени сагай, перешедшего с Енисея в бассейн Лены и получившего сильные примеси в аборигенах этой страны тунгусах и в соседних с нею с юга бурятах». Свидетельство об енисейском происхождении якутов Аристов находит в наиболее ранних записях их сказаний об Омогое и Эллэе, которые прямо признаются татарами, вышедшими из Красноярского уезда. (Ссылается на «родословие якутов», опубликованное неизвестным автором в «Северном архиве» за 1822 г., на запись Н. Щукина и барона Г. Майделя). Аристов признает трудным лишь разрешение вопроса о времени переселения якутов на Лену, но, руководствуясь тем, что русские застали их в начале XVII в. довольно многочисленным народом, он время этого переселения относит к эпохе не позже XIII или XIV вв. В примечании на стр. 332 Аристов допускает ещё второй, более фантастический вариант, образования якутской народности, который несколько противоречит изложенным выводам. Он говорит, что в китайской истории династии Юань (монгольской — Чингис-Хана) имеется сообщение, что император Хубилай в 1293 г. переселил из Енисея в Манчжурию «орду кыргызов» и поселил их в земле Наян в укрепленном местечке Чао-Чжеу (ссылается на соч. Шотта). Это сообщение подтверждается будто бы и архимандритом Палладием, который пишет: «Некогда были в Манчжурии оседлые колонии тюркских племен с Енисея: из киргиз, урянхайцев и хакасы, которых Хубилай перевел (в 1293 г.) в Абалаху по близости к Амуру»[95]. Аристов допускает, что эти переселенцы состояли из сагайцев и урянхайцев, которые после изгнания монгольской династии из Китая во второй половине XIV в. во время неурядиц, обижаемые монголами, отодвинулись на север и из верховьев Амура ушли на Лену. Эта гипотеза, по мнению Аристова, дает ясную разгадку — почему якуты называют себя «ураангхай-саха». Правдоподобие такого пути якутов на Лену Аристов хотел бы видеть и в том, что имена их легендарных предков Омогоя и Эллэя, можно отыскать в верховьях Амура: «На истоках малого Агуза (бассейн реки Ингоды) есть скалистая вершина, называемая «Еллоо», на которой вьют свои гнезда коршуны-бородачи (по-монгольски еллоо), а на р. Аргуни есть деревня Онохой». (Автор ссылается на Риттера — «Землеведение Азии»). Изложенные воззрения Аристова по вопросу о происхождении якутов нужно дополнить ещё одним положением, которое он выдвинул довольно неожиданно в конце своей книги. На основании рассмотрения родового состава различных тюркских племен и исторических известий о них он перечисляет «несколько главных тюркских племен, которые легли в основу существующих ныне народностей». В числе этих главных тюркских племен Аристов намечает большое племя сака, остатком которых являются якуты-саха: «Племя саха или якуты, составляющее до 230 тысяч душ, главное население северо-восточной Сибири, является остатком древнего тюркского племени, главная масса которого некогда занимала Зап. Тяньшань под именем сака или са, се и закончила свое существование в Индии, оставив по себе следы в Зап. Тяньшани в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай». Автор не считает нужным представлять какие-либо доказательства. Он, очевидно, основывается лишь на сходстве племенного наименования «саха», «сака» и «сагай».
|