![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проф. В. И. Огородников
Проф. В. И. Огородников — первый университетский преподаватель истории Сибири на её собственной почве. В течение нескольких лет со дня открытия Иркутского государственного университета (с 1918 г.) он занимал кафедру по истории Сибири и читал студентам систематический курс лекций, которые в сжатом виде были изданы им в 2-х частях под заглавием «Очерк истории Сибири». Первая часть этого очерка целиком посвящена истории дорусской Сибири. В этом отношении проф. Огородников делает большой и принципиальный шаг вперед по сравнению с прежними историками Сибири, которые в своих общих курсах уделяли внимание только истории порусской Сибири, понимая её как дополнение общерусской истории. Огородников, определяя «задачи изучения сибирской истории», прямо заявляет: «Русскому владычеству в Сибири предшествовала многовековая история туземной Сибири... В настоящее время эта древняя история остается совершенно неизученной, а между тем с нею неразрывно связан вопрос об исторических судьбах упомянутых народов, из которых многие и до сих пор живут в Сибири. Из такого положения нас может вывести только научная самостоятельность сибирской истории и её всестороннее изучение» (стр. 2). Огородников, повторяя исторические взгляды Миллера и Фишера, указывает на «тесную зависимость древней истории Сибири» от тех великих перемен и переворотов, которые происходили внутри центрально-азиатских степей и что, кроме того, Южная Сибирь с древнейших времен входила в состав различных кочевых государств степной Азии (ч, I, стр. 130.). В нашу задачу не входит критика всех исторических построений проф. Огородникова, тем более с точки зрения марксистских установок, но мы не можем согласиться с его утверждением, что и все коренные оленеводческие и охотничьи племена Сибири, финно-угры в её западной половине и тунгусы в восточной части, являются на занятой ими территории сравнительно недавними пришельцами. Если, например, в тунгусах, эвенках и эвенах признать типичных оленеводов и охотников, то для развития этой формы хозяйственного быта трудно было бы даже и представить себе иной, более приспособленный самой природой, естественный плацдарм, чем вся северная половина Сибири, включая сюда и полосу тундры. А у Огородникова все сибирские тунгусы имеют «прародину» где-то в Манчжурии и в Южном Приамурье. Оттуда в первые века н. эры они двигаются на север, чтобы заполонить затем всю восточную половину Сибири (так же ч. 1, стр. 180). Проф. Огородников вообще болеет исканием «прародины» для всех племен и народов и доводит до полнейшего абсурда теорию буржуазных ученых о вечных миграциях и переселениях народов, презюмируя эти явления как не что само собой разумеющееся. Миграции и переселения в истории, конечно, имели место, но в каждом отдельном случае они должны быть точно доказаны и обоснованы общими или местными законами развития и распространения культуры. Переходя к изложению истории якутов в дорусскую эпоху, коневодов по преимуществу, расселившихся теперь весьма разбросанно на огромном пространстве среднего бассейна Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Оленека, Анабара и Хатанги, проф. Огородников отыскивает для них на юге лесистую и гористую прародину не то в лесах северного Урянхая, не то в гольцах Восточных Саян в районе южного Прибайкалья. Отсюда в XIII—XIV веках выталкивают их монголо-буряты, двигаясь из Забайкалья по южному берегу Байкала. Движение в западном направлении для якутов почему-то оказывается запретным, и они держат путь на север, где им предстояла ещё борьба с тунгусами[122]. Огородников в районе Прибайкалья во владение предков якутов отводит землю размерами чуть ли не с ладонь или с одну бычью шкуру, тогда как они по своей численности почти равны современным бурятам, которые в момент русского завоевания, как известно, занимали и Забайкалье и Предбайкалье. Надо заметить ещё, что якуты и буряты, вместе взятые, по данным современной статистики, равняются двум третям туземного населения всей Сибири. Следовательно, эти племена в истории дорусской Сибири должны были бы играть довольно заметную роль, хотя бы в смысле распоряжения землей. Не приходится при этом упускать из виду и то обстоятельство, что турецкие и монгольские скотоводы управлялись не обособленными родами, как это имело место у охотников и рыболовов, а большими группами родов, которые сплошь и рядом превращались в общеплеменную организацию феодального типа. Но о возможности сохранения у якутов-скотоводов феодального строя, вынесенного ими из южной родины, у проф. Огородникова нет, конечно, и в помине. Останавливаясь на общественной организации древних якутов он, по традиции ранних русских историков, предпочитает говорить об «орде»: «якуты пришли на север целою ордою». (Там же, 271 стр.). Во всем следуя Серошевскому, допускает также «родовые союзы», как объединение нескольких родов, связанных между собой единством происхождения и хозяйственными интересами. (Там же, 275). Анализ общественной организации древних якутов профессор кончает великорусской патриотической тирадой, позаимствованной у Пекарского[123], вложенной в уста самих якутов: «Недаром теперешние якуты, вспоминая о своем далеком прошлом, говорят: «Если бы мы не подпали под власть русских, то непременно в конце концов перерезали бы друг друга» (276 стр.). Иными словами, до прихода русских все якутские роды или родовые союзы находились в состоянии вечной войны друг с другом. Имея пред собой историка- специалиста, мы вправе также выразить удивление по поводу переселения якутов из Предбайкалья при преемниках Чингис-Хана, когда вся территория Южной Сибири целиком вошла в состав Монгольской империи, разделенной на уделы и правильно организованной в смысле управления. Могли ли якуты, живя под боком исторического Каракорума, быть независимыми от властителей тогдашней Монголии, мощное влияние которых чувствовали даже в далеком Ватикане, не говоря, конечно, о тогдашней Руси, Сирии, Кавказе и т. д. Самовольный уход якутов на север пришлось бы квалифицировать как явный бунт против власти могущественных тогда чингизидов. Точно так же и сепаратные войны бурят с якутами были бы нарушением прерогативы названных властителей, державцев полумира, на суд и расправу по делам всех своих подданных. Если нужно и необходимо говорить о переселении якутов из Предбайкалья на Лену, то всего целесообразнее отводить этому событию время до окончательного оформления Монгольской империи или же в самый разгар военных столкновений, непосредственно предшествовавших возвышению самого Чингис-Хана. Дальше, переселение якутов-скотоводов на север в зону оленеводческого хозяйства, Огородников представляет себе по образцу библейских картин, сорокалетнего странствования израильского народа по пустыне Аравийской. «Кочевники-якуты двигались на север сплоченными ордами с кибитками и скотом, и потому одерживали верх над храбрыми, но разрозненными противниками». (Там же, стр. 183.). Однако, в живой действительности, если бы якуты действовали по указанному рецепту Огородникова, то они, вероятно, потеряли бы весь свой скот. Дело в том, что в пределах Якутского края быки и коровы не могут существовать в зимнее время подножным кормом, да и табунам конного скота вряд ли поздоровилось бы, ибо в диких лесах горных хребтов верхнего бассейна Лены кроме оленных стад бродячих охотников иной домашний скот пастись не может. Весь свой рогатый скот в течение 8-ми месячной зимы якуты всегда кормили запасами сухого, летом накошенного сена. Иначе говоря, в стране, занятой якутами, возможно только оседлое скотоводство, ибо там естественных лугов, заготовленных самой природой, почти не существует, годные пастбища тоже весьма ограничены и встречаются незначительными клочками или даже точками, отыскание которых само по себе требует от человека огромного труда и усилий. Затем переселение якутов на север Огородников представляет себе в виде одноактного действия, как если бы шла речь о передвижениях маленького цыганского табора: все якуты разом поклонились своей прибайкальской родине и обрели новую там, где раньше бродили лишь оленеводы, охотники и рыболовы. В предисловии проф. Огородников говорит о больших трудностях, с которыми было сопряжено «научное построение истории Сибири, особенно дорусской», которое до него отсутствовало, и просит «смотреть на его труд, как на одну из немногих попыток научного обследования вопросов краевой истории и снисходительно относиться к способу её выполнения». Утверждения вполне справедливые, ибо первые опыты конкретного изображения давно прошедших исторических событий, тем более у бесписьменного народа, не могут быть вполне удачными. Будем благодарны проф. Огород никову, как бывшему представителю университетской кафедры, за его гражданское и ученое мужество — начать дело научного познания древней истории «неисторических» народов первобытной Сибири.
|