Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздние историки якутов






 

Если в XVIII веке происхождением якутов интересова­лись ученые иностранцы, то в XIX и XX веках мы встре­чаемся уже с их русскими учениками, которые дальше раз­вивают краткие исторические замечания Миллера и Фишера на основе более близкого знакомства с якутским языком, преданиями, бытом и т. д. Из числа ученых деятелей, уде­ливших внимание вопросу происхождения якутов и уяснению путей их древних переселений, можно назвать в порядке хронологической последовательности появления работ сле­дующих авторов — Н. Остолопова, неизвестного автора из «Русского архива» за 1822 г., H. Н. Щукина, В. Л. Серошевского, Н. А. Аристова, Д. А. Кочнева, В. Ф. Трощан­ского, H. Н. Козьмина и В. И. Огородникова. Эти авторы выделены нами в особую группу от лингвистов, знатоков турецких наречий — Германа Вамбери, академиков Отто Бётлингка и В. В. Радлова, ввиду своеобразия и особен­ностей применяемого ими научного метода. Если лингвисты туркологи при определении происхождения и этнического родства якутов руководствуются, по преимуществу, данными сравнительного изучения языков — якутского, остальных турецких наречий, древних и современных, а также и мон­гольского в грамматическом и лексическом отношениях, то упомянутые выше авторы пользуются в основном лишь од­ним, правда, тоже лингвистическим показателем, а именно, этническими терминами, которые сохранились в самом якутском языке как самоназвание племени. Таких терминов в современном якутском языке констатируются два: первый, существующий в открытом сознании народа и постоянно употребляемый в живой разговорной речи, это — «саха», второй термин — «ураангхай», появляющийся обычно в пес­нях, в эпической поэзии, в шаманских молитвах, или, как удачно выразился Серошевский, «в торжественных оборотах речи» и притом чаще в сочетании с первым термином — «ураангхай-саха» и «саха-ураангхай».

Э. К. Пекарский, составитель полного словаря якутского языка, термин «ураангхай» определяет как «старинное назва­ние якутского племени». По его мнению, в былинном языке слово «ураангхай» равносильно понятиям «якут, человек, земпородный», но в сочетании «саха-ураангхай» — «люди- якуты, все племя, все якуты»[63].

Вот эти-то этнические термины «саха» и «ураангхай» группа названных выше историков, не лингвистов, исполь­зует как решающие научные доказательства, которые пред­указывают древнюю родину якутов и их ближайших род­ственников из числа ныне существующих турецких племен, ибо аналогичные и созвучные племенные термины обнаружи­ваются среди южносибирских и засаянских турецких наро­дов, а именно, «сагай» в Минусинском крае, «уранхай» в Уранхайском крае, нынешней Танну-Тувинской респуб­лике. Более ранние авторы — Остолопов, неизвестный автор из «Русского архива», Щукин, Аристов и Козьмин — отдают предпочтение главному и обычному самоназванию якутов «саха», а другие — Кочнев, Трощанский и Огородников — старинному и былинному термину «ураангхай». В. Серошев­ский, взвесив исторический смысл обоих этнических терми­нов при сравнении с их южными турецкими аналогами, останавливается в нерешительности и не знает, которому из них можно отдать предпочтение. Вопрос о южной родине якутов и их ближайших родичах он оставляет открытым. Однако, придавая решающее значение тому или другому эт­ническому термину, каждый из авторов пытается подкрепить его целым рядом косвенных доказательств, позаимствован­ных из народных преданий, эпической поэзии и языка, ссылками на физико-географические условия края, на данные из истории древнетурецких и монгольских племен и т. д. Поэтому, чтобы получить ясное представление о путях раз­вития якутской историографии, необходимо ознакомиться с каждым автором в отдельности.

Таким образом, мы имеем два ряда исторических построений о далеком прошлом якутского народа: по одному, раннее местожительство якутов и их ближайшие соплемен­ники намечаются в бассейне Енисея в пределах Южной Сибири, а по другому — в бассейне того же Енисея, но юж­нее Саянского хребта. Характерным и общим признаком этих теорий является увязка древней истории якутов с водной системой верхнего Енисея и включение их в состав саяно- сибирских турецких племен, занимающих горно-таежную территорию, где степные места встречаются лишь оазисами. Если некоторые авторы в очень далеком прошлом и до­пускают исход якутов из центрально-азиатских степей, то это не конкретно-историческое представление, которое могло бы с какой-либо стороны характеризовать якутское племя и его культуру, а абстрактное суждение, относящееся к древ­ним туркам вообще. Во-вторых, все эти теории проживание предков якутского народа около Байкала понимают как временный этап. Причем якуты, двигающиеся с запада или юго-запада в бассейн Ангары, могли временно заселить лишь область западного Прибайкалья. Имеется ещё группа историков, которые начинают древнюю историю якутов лишь с эпохи их проживания около Байкала в бассейнах Ангары и верхней Лены, считая это положение бесспорным и не тре­бующим представления каких-либо особых доказательств. Такова, например, позиция известного историка Сибири П. А. Словцова, который древней истории якутов посвятил всего лишь одно предложение: «Якуты (сохи), с конца XIV в. оттесненные с севера Байкальских степей на рр. Лену, Олекму, Вилюй, и в последствии, когда война и оспа уходила юкагир, разделившие достояние их вместе с тунгусами...»[64]. Тот же характер носит утверждение Л. Шренка: «...якуты, до пришествия своего в долину Лены, жили около озера Байкала в непосредственном соседстве и тесных сношениях с монгольскими племенами, а именно, с бурятами, под давле­нием которых и вынуждены были подвинуться на север...». В другом месте своего труда Шренк считает якутов перво­бытными обитателями территории, примыкающей к озеру Байкал с запада, а монголо-буряты натыкаются на них, дви гаясь на запад с верховьев Амура[65]. Таково же мнение В. И. Иохельсона:

«Якуты... не первобытные обитатели области. По мнению ученых, их первоначальной родиной были или верховья Енисея или берега Байкальского озера, откуда они были вытеснены бурятами во времена движения монголов под начальством Чингис-Хана»[66].

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал