Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Управление процессами труда в туризме
10.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме 10.2. Основные направления рациональной организации труда 10.3. Информационные технологии, профессионально-ориентированные програм- мные средства, документационное обеспечение в туризме 10.4. Культура управленческого труда
Содержание и особенности управленческого труда в туризме Как уже отмечалось ранее, менеджмент туристской организации (предприятия) выпол-няет двойную задачу. С одной стороны, с его помощью решаются управленческие пробле-мы и достигаются цели туристского предприятия, а с другой – он служит целям развития туристского региона. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента в ту-ризме. Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жиз-недеятельности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристских услуг. Вы-полнить данную цель можно, сохранив конкурентоспособность региона. Поскольку воп-росы конкурентоспособности изучаются в курсе «Маркетинг в СКС и туризме», общие подходы к управлению процессами труда рассматриваются исходя из специфики турист-ского предприятия. Представим туристскую фирму как целевую коалицию заинтересованных элементов и звеньев системы. Государство, поставщики, клиенты, акционеры и сотрудники – все каким-то образом участвуют в создании успеха на предприятии и влияют на трудовые процессы. Каждая группа оказывает фирме услуги в надежде, что она оплатит им деньги или нематериальным товаром (престиж, социальные контакты и т.п.). В связи с этим тру-довые отношения в туризме следует рассматривать с учетом таких факторов: - клиенты хотят получить услуги по выгодным ценам; - население хотело бы иметь в своем городе возможность трудоустройства и опреде- ленные услуги – культурные мероприятия, налоговые поступления от туризма в местный бюджет, - но испытывать при этом как можно меньше проявлений внешних эффектов от туристской деятельности; - государство рассчитывает на налоговые сборы и рабочие места; - поставщики заинтересованы в выгодных предложениях и устойчивой платежеспособ- ности; - сотрудники фирмы высоко ценят свою надежную и выгодную работу, и заинтересо- ваны в хорошем имидже предприятия; - кредиторы ожидают оплату процентов или дивидендов; - широкие круги общественности хотели бы испытывать от туризма как можно меньше внешних отрицательных воздействий. Само собой разумеется, что между этими группами возникают конфликты, обусловлен-ные различием интересов и их целей. Чтобы менеджмент был успешным и оставался та-ким на протяжении длительного времени, он должен удовлетворить интересы всех групп. В дальнейшем все группы должны быть готовы к сотрудничеству или хотя бы к мораль-ной или какой-либо другой поддержке туристской фирмы. Задача менеджмента в области управления процессами труда – распознать у своих сот-рудников, принадлежащих к различным формальным и неформальным внешним группам, противоречия в целях и сгладить эти противоречия, используя четкую предприниматель-скую политику и разные методы управления. Несмотря на подобные целевые конфликты и перекрещивающиеся формальные и неформальные структуры, менеджер по труду дол-жен совместно со своими сотрудниками создать эффективную социально-экономическую систему, а также целенаправленно формировать структуру предприятия и соблюдать пра- - 51 - вила управленческих и трудовых отношений. В этом случае управление процессами труда, построенное на научной основе, играет решающее значение. Управленческий труд в туризме не создает материальных благ, но является неотъемле-мой частью труда совокупного рабочего и в этом отношении он выступает как труд про-изводительный. Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения. Если считать, что любой труд прояв-ляется в двух формах – физической и умственной, то управленческий труд – одна из раз-новидностей умственного труда. Управленческий труд выделяется в особую категорию общественного труда с последу-ющей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управ-ления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду. Если в одном общем процессе труда участвует группа лиц, то обязательно возникает необ-ходимость координации их трудовых усилий. Управленческий труд – вид общественного труда, основная задача которого – обес-печение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участ-ников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Это планомерная деятельность работников административно-управленческого персона-ла, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сот-рудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и опре-деляется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим ос-нащением, а также взаимоотношениями, возникающими в процессе выполнения управ-ленческих функций. Управленческий труд имеет свои специфические особенности: 1. Информационный характер непосредственного предмета и продукта этого труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда. Результаты труда персонала управления оцени-ваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия. 2. Он участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц. 3. В качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нем. 4. Его результатом являются управленческие решения. 5. Средства этого вида труда – организационная и вычислительная техника. 6. Это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов. Процесс управленческого труда в фирме можно представить в (таблице 10.1.).
|